Выступление на педсовете "Поликультурное воспитание. Школа Диалога Культур"
статья на тему
Материал в виде доклада на тему "Поликультурное воспитание в ДОУ". Предсталяет собой краткое описание целей, этапов и предполагаемых результатов при использовании полиязычия в воспитательном процессе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
polikulturnoe_vospitanie_.docx | 473.25 КБ |
Предварительный просмотр:
Выступление на педсовете «Поликультурное воспитание. Школа диалога культур» на тему «Поликультурное воспитание в ДОУ »
В соответствии с Законом «Об образовании», где задачей педагога определяется не просто обучение, а формирование общей культуры личности.
Известно, что только то государство может успешно развиваться и гармонично вписаться в ряд ведущих стран мира, которое сумеет создать для своих граждан достойные условия для приобретения качественного и современного образования.
Мы живем в Татарстане, где мирно соседствуют и взаимодействуют десятки национальностей : татары, башкиры, марийцы, удмурты и т.д.
Цели поликультурного и полиязычного образования:
- воспитание поликультурной, формирование компетентной личности ребёнка, готового к социокультурному взаимодействию на государственном и других языках.
- формировать человека, способного к активной жизнедеятельности в многонациональной и поликультурной среде, обладающего развитым чувством понимания и уважения других культур, умением жить в мире и согласии с людьми разных национальностей, рас и верований.
Задачи:
- Создание условий для овладения навыками общения дошкольников на татарском и русском языках — как языках государственных и равноправных, на английском языке как иностранном.
- Обучение дошкольников разнообразным способам речевого общения и развитие навыков социокультурного взаимодействия.
Аспекты овладения поликультурной языковой активностью:
- Знакомство с иностранным языком предполагает знакомство с другой культурой, что развивает личность, расширяет его кругозор.
- Языки изучают, прежде всего, для использования их в бытовых ситуациях.
- Применение своих знаний в каждодневной жизни.
В соответствии со стандартами образования Республики Татарстан, начальный этап обучения предоставляет наиболее благоприятные возможности для формирования у дошкольников коммуникативно-познавательных потребностей и интересов. Обучение языкам на начальном этапе способствует приобщению детей к общемировой культуре, помогает становлению личности.
Овладение языками как одно из условий развития коммуникативной компетенции в поликультурном языковом пространстве должно проходить в несколько этапов:
I Этап
Цель: Создание предметной развивающей среды, стимулирующей речевое развитие с учетом этнических и культурных особенностей.
Задачи:
1.Разработка, внедрение и оборудование спецкурсов, направленных на речевое развитие.
2.Повышение профессионального уровня педагогических кадров как средство создания поликультурной, развитой речевой среды
II Этап
Цель: Развитие навыков общения и выражения своих мыслей разнообразными способами и средствами.
Задачи:
1.Создание условий для формирования у дошкольников способности к установлению устойчивых контактов с детьми и взрослыми.
2.Развитие связной речи.
III Этап
Цель: Развитие навыка свободного владения дошкольниками татарским,русским и английским языками в рамках требований к лексико-грамматическому и фонетическому развитию для своей возрастной группы.
Задачи:
1.Использование языковых норм общения на государственном, русском, английском языках в различных видах деятельности дошкольников.
Воспитание поликультурной личности — такой же длительный процесс, как и воспитание других человеческих качеств. В ходе своего многокультурного становления педагог и дети проходят несколько ступеней и уровней:
- Толерантность;
- Понимание и принятие другой культуры;
- Уважение культуры и утверждение культурных различий.
Одни ученые полагают, что язык относится к культуре как часть к целому, а другие — что язык лишь форма выражения культуры, третьи — что язык не является ни формой, ни элементом культуры. По мнению, Эю Сепира, «культуру можно определить как то, что данное общество делает и думает, язык же есть то, как думает человек».
«Отношение между культурой и языком, — пишет Н. И. Толстой, могут рассматриваться как отношения целого и его части. Язык может быть воспринят, как компонент культуры и орудие культуры (что не одно и то же), в особенности, когда речь идет о литературном языке или языке фольклора. Однако язык в то же время и автономен по отношению к культуре в целом, и его можно рассматривать отдельно от культуры (что и делается постоянно) или в сравнении с культурой как с разнозначным и равноценным феноменом».
Итак, язык рассматривается:
- как фактор культуры, потому что он является ее составной частью, которую мы наследуем от наших предков;
- основной инструмент, посредством которого мы усваиваем культуру;
- важнейшее из всех явлений культурного порядка. Являясь составной частью культуры и его орудием, он выражает в обнаженном виде специфические черты национальной ментальности, открывает механизмы области сознания.
- Также отношения между языком и культурой могут рассматриваться как отношение части и целого. Так как каждый носитель языка одновременно является носителем культуры, то языковые знаки приобретают способность выполнять функцию знаков культуры и тем самым служат средством представления основных установок речевой деятельности человека говорящего.
Язык, прежде всего, является средством, при помощи которого человек получает сведения о материальной и духовной культуре общества, что лежит в бытие человеке в культуре. Уровень развития языка, его удельный вес в жизни страны, мира того народа, который говорит на нем, определяют сферу распространения языка и объем выполняемых им функций.
Уже в самом раннем возрасте ребенок впитывает первые элементы поликультурного языкового пространства. Он включается в языковую деятельность, приобретает навыки и усваивает стандарты нормативно-оценочного поведения, получает первые поликультурные представления из сказок, приобретает в ролевых играх понятия о функциях языкового пространства и его представления постепенно формируются, хотя и в примитивную, детскую, но собственную картину поликультурной жизни. В этот период представляется возможность реализации задач и развитие языковой активности детей.
Важной функцией ОУД выступает установление взаимодействия, педагога с детьми и детей друг с другом. В настоящее время в педагогический лексикон прочно вошло понятие педагогические технологии. Толковый словарь так объясняет это понятие: «Технология — совокупность приемов, применяемых в каком-либо деле, мастерстве…». Педагогическая технология — это системный метод создания, применения и определения всего процесса преподавания и условия знаний.
Итак, одни из главных технологий — личностно-ориентированные технологии, которые ставят в центр всей дошкольной образовательной системы личность ребенка, обеспечение комфортных, бесконфликтных и безопасных условий ее развития, реализации ее природных потенциалов.
В рамках личностно-ориентированных технологий самостоятельными выделяются еще несколько, среди которых — технологии сотрудничества. Они реализуют партнерство в отношениях педагога и ребенка. Педагог и дети совместно вырабатывают цели, содержание работы, дают оценки, находясь в состоянии сотрудничества, сотворчества. Проблемная и поисковая технология — под проблемным обучением сегодня понимается такая организация ОУД, которая предполагает создание, под руководством педагога, проблемных ситуаций и активную самостоятельную деятельность детей по их разрешению, в результате чего и происходит творческое овладение знаниями, навыками, умениями и развитием мыслительных способностей.
Работа с детьми, как с равными партнерами, личностями, коллективом личностей может обеспечить практическое владение поликультурной языковой активности, пусть даже и в ограниченных пределах.
Нужно сказать, что одним из этапов любой технологии является создание мотивации или фаза вызова интереса. Появляется возможность заинтересовать детей. Создаются ситуации, в которых ребёнок «перевоплощается» в действующее лицо. Речь идет о приемах, «симулирующих» ситуации реального речевого общения, т. е. игровой технологии.
Цель использования данной технологии:
дидактическая — расширение кругозора, формирование ЗУН в практической деятельности;
воспитывающая — воспитание самостоятельности, сотрудничества, коллективизма, коммуникативности;
развивающая — развитие внимания, памяти, речи, мышления, умения сравнивать, сопоставлять;
социализируюшая — адаптация к условиям среды, обучение общению.
Технология компьютерного обучения с помощью, которой демонстрируются сканированные картинки, видеофильмы, презентации, музыкальные фонограммы.
Согласно нового ГОСстандарта, основное назначение начального образования — раскрытие индивидуальности обучаемого и освоение учебной деятельности. Дошкольники сензитивны к учебной деятельности, их умственная активность направлена на то, чтобы повторить, внутренне принять, подражая, учебные действия и высказывания. В то же самое время дети дошкольного возраста обладают абстрактным мышлением, им необходима наглядность. Компьютер выступает в роли инструмента, т. к. включение в процесс обучения конкретных визуальных элементов способствует снятию сложностей. Когда дети видят на экране компьютера красочные картинки, схемы, анимированные образы, они лучше воспринимают и усваивают новый сложный материал.
Компьютеризация процесса ОУД предполагает новый увлекательный способ обучения, который интересен детям и экономит время педагога.
Причины успешности процесса овладения детьми поликультурной языковой активностью:
- затрагивать личность ребёнка в целом, вовлекать в ОУД его эмоции, чувства и ощущения, стимулировать его речевые, когнитивные, творческие способности;
- создавать атмосферу, в которой ребёнок чувствует себя комфортно и свободно; развивать у него желание практически использовать поликультурную языковою активность;
- активизировать дошкольника, делая его главным действующим лицом в ОУД, активно взаимодействующим с другими участниками этого процесса;
- создавать ситуации, в которых педагог не является центральной фигурой;
Всё это создает благоприятные условия для продуктивной организации деятельности детей в условиях применения инновационных технологий обучения.
При обучении иностранным языкам в ДОУ, в частности говорению, целесообразно использовать такие способы и приемы, которые позволяют учитывать психофизиологические особенности мышления младших дошкольников и способствовать развитию логико-вербального мышления детей через активизацию образного мышления.
Полиязыковое обучение иностранным языкам на начальном этапе способствует качественному изучению нескольких языков в будущем, что позволит продолжить свое образование в зарубежных странах, сделать выбор в мировом образовательном пространстве.
Обучение иностранному языку формирует коммуникативное умение, столь необходимые для человека как члена общества, члена коллектива, члена семьи. Оно предполагает умение слушать собеседника, вступать в общение, поддерживать его.
Приобщение детей к своей национальной культуре в полиэтнических общеобразовательных учреждениях будет более плодотворным при организации комплексной системы образования «детский сад — общеобразовательная школа (гимназия, лицей, колледж)», школа выходного дня (воскресные, национальные), семья.
Схема развития речевой активности детей в поликультурном языковом пространстве в процессе интегрированного сотрудничества педагогов, специалистов ДО и семьи.
Первоначальная ориентация на национальную культуру во многом зависит от семейного воспитания, от его направленности, от духовного мира окружающих близких.
Поликультурное воспитание — это воспитание детей на культуре народов региона, где проживает ребёнок, с приоритетом для него культуры его национальности.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Педагогический совет "Поликультурное воспитание - школа диалога культур"
Педагогический коллектив нашего детского сада это грамотные и творческие специалисты. Для решения годовой задачи проведён педагогический совет по поликультурному воспитанию. Цель педсовета - повышение...
Выступление на ММО «Воспитание культуры поведения у детей младшего дошкольного возраста посредством малых фольклорных форм»
Культура поведения дошкольника – совокупность полезных для общества устойчивых форм повседневного поведения в быту, в обществе, в разных видах деятельности.В содержание культуры поведения дошкольника ...
Выступление по теме “Воспитание экологической культуры личности в ДОУ” на городском семинаре для воспитателей детских садов на тему “Экологическое воспитание дошкольников в современном ДОУ”
Выступление по теме "Воспитание экологической культуры личности в ДОУ"...
Выступление на педслвете :"Воспитание навыков театрализованной культуры у детей старшего дошкольного возраста"
Выстепление на педсовете...
Выступление по теме: «Диалог культур – как средство нравственно-патриотического воспитания в детском саду» (презентация опыта работы)
Материал муниципального конкурса "Учитель года Мясниковского района" в номинации "Воспитатель года", в котором Мошиян Г.А. стала победителем и участником областного конкурса ...
Статья Воспитание этнокультурной толерантности у дошкольников через диалог культур
этнокультурное воспитание дошкольников...
Консультация для воспитателей. « Народная игрушка как средство формирования и развития личности ребенка» (к педагогическому совету «Поликультурное воспитание: школа диалога культур»)
Консультация для воспитателей.« Народная игрушка как средство формирования и развития личности ребенка»(к педагогическому совету «Поликультурное воспитание: школа д...