ПАСПОРТ МИНИ - МУЗЕЯ «Чудо-дерево» (подготовительная к школе группа)
проект по окружающему миру (подготовительная группа) на тему
Организация воспитательно-образовательного процесса в современных условиях ставит перед педагогами задачи в поиске новых и интересных решений. Создать условия, в которых ребенок смог бы максимально реализоваться, установить собственные отношения с обществом, историей, культурой человечества - является одной из основных задач воспитательно-образовательного процесса.
Организовать познавательно-исследовательскую деятельность средствами совместных проектов с воспитанниками возможно с помощью музейной педагогики.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
mini-_muzey_chudo-_derevo_2017-2018.doc | 163 КБ |
Предварительный просмотр:
муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Пышминского городского округа «Пышминский детский сад №7» 623550 Свердловская область, р.п. Пышма, ул. переулок Кировский, д. 3 «А» | ||
ПАСПОРТ МИНИ - МУЗЕЯ «Чудо-дерево» (подготовительная к школе группа) |
Воспитатель: Горкина С.С.,
первая категория.
2017 г.
СОДЕРЖАНИЕ
1. Паспортные данные мини-музея
2. Аспекты музейной деятельности
3. Характеристика мини-музея
4. План работы по созданию музея
5. Тематический план проведения занятий в мини-музее
6. Перспектива развития мини-музея
7. Литература
8. Приложение
ПАСПОРТНЫЕ ДАННЫЕ
Наименование мини-музея: «Чудо-дерево»
Профиль мини-музея: познавательно – творческий
Цель: формирование познавательных интересов дошкольников путем использования различных видов наглядности (рассматривания экспонатов музея).
Задачи:
-Дать представления о многообразии видов деревьев.
-Познакомить детей со свойствами, особенностями возможностями использования дерева в быту, его ценностью для жизни людей.
-Дать элементарное представление о разнообразии видов деревянных изделий их значением в нашей жизни.
-Развивать умение устанавливать причинно-следственные связи, учить делать выводы.
-Воспитывать интерес и бережное отношение к деревьям, развивать любознательность.
-Активизировать совместную деятельность родителей и детей.
В основу решения этих задач положены следующие принципы:
-принцип учета возрастных особенностей дошкольников;
-принцип опоры на интересы ребенка;
-принцип осуществления взаимодействия воспитателя с детьми при руководящей роли взрослого;
-принцип наглядности;
-принцип последовательности;
-принцип сотрудничества и взаимоуважения.
Формы деятельности:
•фондовая;
•поисковая;
•научная;
•экспозиционная;
•познавательная.
Площадь, занятая под экспозицию: мини-музей организован в сентябре 2017 г.
Под экспозицию выделен отдельный уголок в группе (полочка).
Обеспечение мини-музея :
1. Материально-техническое: фотоальбом, канцелярские принадлежности: цветные бумага и картон, клей, гуашь, восковые карандаши, пластилин.
2. Учебно-методическое:
1. Вохринцева С. Окружающий мир «Деревья и листья»
2. Ерофеева И. Времена года.
3. Мини – энциклопедия в картинках «Деревья»
4. Рыжова Н., Логинова Л., Данюкова А. Мини-музей в детском саду.
5. Рыжова Н.А. Экологический проект «Мое дерево».
6. Рыжова Н.А. Методическое издание «Коллекция увлечений
7. Степанов В. Учебник для малышей «Родная природа».
Руководитель мини-музея: Горкина С.С., воспитатель подготовительной группы.
Участники мини-музея: дети подготовительной группы, воспитатели, родители.
Структура управления мини-музеем: Руководитель мини-музея планирует, координирует, контролирует работу в мини-музее.
АСПЕКТЫ МУЗЕЙНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Организация воспитательно-образовательного процесса в современных условиях ставит перед педагогами задачи в поиске новых и интересных решений. Создать условия, в которых ребенок смог бы максимально реализоваться, установить собственные отношения с обществом, историей, культурой человечества - является одной из основных задач воспитательно-образовательного процесса.
Организовать познавательно-исследовательскую деятельность средствами совместных проектов с воспитанниками возможно с помощью музейной педагогики.
Многие из нас с детства помнят строки С. Михалкова: «В воскресный день с сестрой моей мы вышли со двора. – Я поведу тебя в музей,- сказала мне сестра» А что делать, если количество музеев в городе ограничено? Именно поэтому в дошкольных учреждениях решили создавать собственные музеи, пусть и маленькие. Мини- музеи очень удобны, так как:
Во-первых, музей занимает очень маленькое пространство.
Во- вторых, он создан для самых маленьких посетителей и открыт для них постоянно.
В-третьих, в их создании участвуют и сами ребята, и их родители, братья и сестры.
В настоящих музеях трогать ничего нельзя, а вот в мини-музеях не только можно, но и нужно! Их можно посещать каждый день, самому менять, переставлять экспонаты, брать их в руки и рассматривать. В обычном музее ребенок — лишь пассивный созерцатель, а здесь он — соавтор, творец экспозиции. Каждый мини-музей — результат общения, совместной работы воспитателя, детей и их семей.
•Музейная педагогика в условиях детского сада позволяет реализовывать комплексные и дополнительные образовательные программы;
•является действительным модулем развивающей предметной среды, средством индивидуализации образовательного процесса;
•способствует воспитанию у дошкольников основ музейной культуры, расширяет их кругозор, открывает возможности для самостоятельной исследовательской деятельности;
•помогает наладить сотрудничество педагогического коллектива дошкольного учреждения с родителями и представителями социума за пределами детского сада
Содержание, оформление и назначение мини-музея отражает специфику возраста детей данной группы. Мини-музей постоянно пополняется новыми экспонатами. Здесь же размещаются детские работы, выполненные совместно с взрослыми.
Экологическое образование дошкольников - это не просто дань «модному» направлению в педагогике. Это воспитание в детях способности понимать и любить окружающий мир и бережно относиться к нему. Необходимо помнить о том, что зачастую небрежное, а порой и жестокое отношение детей к природе объясняется отсутствием у них необходимых знаний. Дети, которые ощущают природу: дыхание растений, ароматы цветов, шелест трав, пения птиц, уже не смогут уничтожить эту красоту. Наоборот, у них появляется потребность помогать жить этим творением, любить их, общаться с ними.
С самого рождения ребенок является первооткрывателем, исследователем того мира, который его окружает. А особенно ребенок - дошкольник.
Идея создания мини - музея « Чудо-дерево» в нашей группе, возникла у нас из интереса детей к деревьям детского сада и вокруг его территории.
Во время наблюдения за березами, тополями, елями у детей возникло много вопросов:
-Почему кора у дерева в трещинах?
-Почему желтеют листья?
-Почему опадает хвоя у лиственницы, а у елки нет?
-Почему у березы ствол белый?
Оформление мини-музея:
В музее располагается макет дерева, где дети могут наглядно рассмотреть строение дерева. На полочках размещено всё, что связано с жизнью дерева в природе: шишки, кора, мох, листья, спилы дерева, опилки, стружка, сухие веточки, корни, пеньки. Можно познакомиться с тем, как человек использует деревья. Это разнообразные деревянные игрушки (матрёшки, домики, кубики); предметы быта (ложки, скалки, кухонные доски); поделки из бересты, деревянная ваза с сухими ветками; дидактические игры, книги о деревьях, стихи, загадки.
Разделы и экспонаты:
В мини-музее представлены следующие разделы:
-Деревянные игрушки ( матрешки, настольный театр «Репка», лото, пазлы и т.д.)
-Предметы быта (ваза с ветками дерева, кухонные доски, лопатки, палочки для еды, расческа, шкатулки, карандаши, книги, рамки и т.д.)
-Декоративно-прикладное искусство (балалайка, шкатулка , бочонок и т.д.)
-Дары дерева ( семена, орехи, кора, шишки, спил дерева и т.д.)
-Уголок почемучек ( д/и «Деревья наших лесов», трафареты листьев и т.д. )
-Библиотека (загадки, художественная литература, материал о деревьях, которые могут быть использованы как в организованной образовательной деятельности, так и в самостоятельной игровой деятельности детей и т.д.).
-Игротека (экспонаты данных коллекций находятся в свободном доступе у детей и используются ими для изготовления поделок, игр, для ручного труда и изодеятельности).
Экспонаты могут быть использованы в процессе организованной образовательной деятельности, в образовательных областях «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Речевое развитие».
ПЛАН РАБОТЫ ПО СОЗДАНИЮ МИНИ-МУЗЕЯ | ||
№ | Этапы реализации | Основные направления реализации |
1. | Подготовительный этап | Консультация для родителей «Мини – музей в детском саду». |
Поисковая работа по подбору иллюстративного материала по теме «Деревья». | ||
Наблюдение за деревьями окружающего мира. | ||
Сбор природного материала. | ||
Изготовление и под дидактических игр. | ||
2. | Практический этап | Рассматривание иллюстраций, фотографий, энциклопедии с изображением деревьев, предметов. Занятие «Через добрые дела можно стать юным экологом». |
Рассматривание деревянной посуды, шкатулок и т.д. | ||
Ситуативная беседа по теме. Рассказы детей: -характерные особенности строения -признаки, отличающие одни деревья от других -сезонные изменения в строении лиственных деревьев -узнавать и называть деревья и их плоды, произрастающие на территории детского сада и нашего поселка. -познакомить с ростом деревьев (нарастают новые ветви или по кольцам). -закреплять представление о том, что растения и животные – это сообщество, проживающие на одной территории. -дерево – важный строительный материал. | ||
Придумывание загадок , рассказов, сказок. | ||
Объяснение крылатых выражений, пословиц . | ||
Художественное творчество: - Рисование нетрадиционным способом - Лепка на плоскости «Моё дерево» - Аппликация с использованием бросового материала - Коллективная работа «Русская берёзка» , «Рябинка» - Лэпбук «Деревья». - Поделки с использованием природного материала. -Оформление коллекции «Разнообразие листвы». -Создание папки «Дятел – лекарь леса», «Целебные свойства деревьев», «Времена года», «Враги леса», «Разные деревья». | ||
-Познакомить детей с росписями на дереве Хохлома, Полхов – Майдан, Богородская. -Создание альбома «Декоративная роспись деревянных изделий». | ||
-Чтение художественной литературы. - Разучивание стихов . | ||
- Пальчиковая гимнастика. - Артикуляционная гимнастика. - Релаксация под звуки природы. | ||
Экскурсии: «Как живет дерево?», «Кто с деревом дружит?» и т.д. | ||
3. | Заключительный этап | - Оформление выставки мини – музея «Чудо - дерево». -Создание альбома «Чудесный мир салфеток». - Фотовыставка «Я, лес – друзья!» |
Сотрудничество с семьёй: | ||
Изготовление совместных с детьми поделок на тему: «Чудо - дерево». | ||
Пополнение предметно-развивающей среды в группе и в мине -музее. Досуг для родителей «Добро пожаловать в мини – музей!». Экскурсии в мини-музей « Чудо-дерево». | ||
Консультации для родителей « Что мы можем рассказать детям о деревьях», «Дерево в жизни человека»,«Мини-музей , как развивающая среда для ребёнка». |
ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ПРОВЕДЕНИЯ ЗАНЯТИЙ В МИНИ – МУЗЕЕ
Месяц | Содержание | Участники |
Сентябрь | Знакомство с музеем, с названием музея, экспонатами музея. | Дети, воспитатели, руководитель мини - музея |
Октябрь | Продолжать знакомить с деревьями и их разнообразием. | Дети, воспитатели, руководитель мини - музея |
Ноябрь | Знакомить с материалом: древесина. (Где используют дерево? Деревянные изделия, предметы быта и т.д.) | Дети, воспитатели, руководитель мини - музея |
Декабрь | Продолжать знакомство детей с деревянными изделиями – Хохлома, Городец и т.д. | Дети, воспитатели, руководитель мини - музея |
Январь | Игра-загадка «Кто, что, из чего и чем?» С\ролевая игра «Экскурсия в музей». | Дети, воспитатели, руководитель мини - музея |
Февраль | Игра-занятие «Кто и что, делает из дерева?» Экскурсия в краеведческий музей. | Дети, воспитатели, руководитель мини - музея |
Март | Продолжать знакомство детей с деревянными изделиями(свистульками, матрешками, скульптурами и т.д.) | Дети, воспитатели, руководитель мини - музея |
Апрель | Лаборатория «Школа волшебников», огород на окне (изучаем растения). | Дети, воспитатели, руководитель мини - музея |
Май | Экскурсия по мини-музею ( другие группы). | Дети, воспитатели, руководитель мини - музея |
Ожидаемые результаты:
- сделать слово "музей" привычным и привлекательным для детей;
- приобщит маленького ребенка к миру общечеловеческих ценностей, расширит познавательный интерес и эмоциональное восприятие;
-позволит пополнять музей новыми экспозициями;
- расширит словарный запас путем подбора картотеки к экспозициям загадок, пословиц, поговорок, интересных материалов;
- обогатит предметно-развивающую среду в ДОУ.
ПЕРСПЕКТИВА РАЗВИТИЯ МИНИ-МУЗЕЯ
- Подбор коллекций детских мультфильмов, детских художественных фильмов и презентаций, художественной литературы, энциклопедий, научно-познавательных фильмов о деревьях.
- Проведение экскурсий для других групп детского сада, мастер-классы для воспитателей и родителей.
- Проведение на базе мини-музея и использование его коллекций на занятиях по разным видам деятельности.
- Написание книжек-малышек или большой книги о деревьях.
- Пополнение альбома и каталога музея.
- Индивидуальная работа с детьми по изготовлению поделок, рисунков, выставок.
ЛИТЕРАТУРА:
- Мини – музей в детском саду / Рыжова Н.А., Логинова Л.В., Данюкова А.И. – М.: Линка-Пресс, 2008. 256 с.
- Журнал Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения № 2, февраль 2013 г.
- Журнал Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения № 3, март 2013 г.
- Журнал Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения № 4, апрель 2013 г.
Анкета для родителей
- Какие музеи расположены в непосредственной близости от Вашего дома? ___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________________
- В каком из музеев Вы нашли время побывать с ребёнком? ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
- Как Вы могли бы объяснить своему ребёнку, для чего существуют музеи? ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
- Можете ли Вы рассказать историю вашей улицы? ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
- Есть ли в Вашем доме вещи, представляющие интерес с точки зрения истории, памяти? ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
- Какие формы взаимодействия семьи и детского сада Вы считаете наиболее эффективными? ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
- Приведёт ли сотрудничество семьи и дошкольного учреждения к развитию интереса к историческому прошлому своей Родины и формированию ценностных ориентиров к экспонатам музея у детей? ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
- Есть ли в Вашем доме какая-нибудь коллекция? ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
ХАРАКТЕРИСТИКА МИНИ – МУЗЕЯ
Экспонаты мини-музея
№ | Название экспоната | Дата поступления | Постоянное/ временное хранение |
1 | Спилы деревьев (береза, клен, сосна) | сентябрь | постоянное |
2 | Семена деревьев | сентябрь | постоянное |
3 | Гербарий листьев деревьев | сентябрь | постоянное |
4 | Бусы деревянные | сентябрь | постоянное |
5 | Веер | сентябрь | постоянное |
6 | Подставка под горячее | сентябрь | постоянное |
7 | Ваза (хохлома) | октябрь | постоянное |
8 | Лопатка деревянная | октябрь | постоянное |
9 | Деревянная скалка | октябрь | постоянное |
10 | Солонка расписная | октябрь | постоянное |
11 | Бочонок из бересты с белочками | октябрь | постоянное |
12 | Рамка для фото | октябрь | постоянное |
13 | Ложки | октябрь | постоянное |
14 | Плечики для одежды | сентябрь | постоянное |
15 | Деревянные мелки игрушки | сентябрь | постоянное |
16 | Бочонок | сентябрь | постоянное |
17 | Матрешки | сентябрь | постоянное |
18 | Игрушка «Мишка» | сентябрь | постоянное |
19 | Игрушка «Зайчик» | сентябрь | постоянное |
20 | Игрушка « Чучело» | октябрь | постоянное |
21 | Цветные карандаши | октябрь | постоянное |
22 | Линейка | октябрь | постоянное |
23 | Деревянная корзинка маленькая | октябрь | постоянное |
24 | Расческа | октябрь | постоянное |
25 | Масса жор | октябрь | постоянное |
26 | «Мебель» самоделка | октябрь | постоянное |
27 | Шкатулка ( Санк-Петербург) | октябрь | постоянное |
28 | Настольный театр « Теремок» | октябрь | постоянное |
29 | Деревянный сундучок | ноябрь | постоянное |
30 | Деревянные конструкторы | ноябрь | постоянное |
31 | Настольные деревянные игры | ноябрь | постоянное |
32 | Деревянная расписная балалайка | ноябрь | постоянное |
33 | Корзинка большая | ноябрь | постоянное |
34 | Детские книжки | ноябрь | постоянное |
35 | Макеты деревянных домиков | ноябрь | постоянное |
36 | Поделки из дерева, семян деревьев | ноябрь | постоянное |
37 | Ваза с ветками дерева | ноябрь | постоянное |
муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Пышминского городского округа «Пышминский детский сад №7» 623550 Свердловская область, р.п. Пышма, ул. переулок Кировский, д. 3 «А» | ||
ПРОЕКТ «Тайны природы» (подготовительная к школе группа) |
Воспитатель: Горкина С.С.,
первая категория.
2017 г-2018г
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект НОД в подготовительной к школе группе « ЧУДО- ДЕРЕВО»
Разработанные конспекты для подготовительной к школе группы основываются на сказках, что очень привлекает детей, развивает их творчество и фантазию....
организация мини-музея "Часы" в подготовительной к школе группе
Человечество придумало приборы для измерения времени одним из первых среди всех изобретений. Часы использовались повсюду и всегда, постоянно сопровождая человека, не позволяя ему "потеряться" во време...
Паспорт мини-музея "Чудо-дерево"
Формирование позновательных интересов дошкольников...
Интегрированное занятие в подготовительной к школе группе "Осеннее чудо- дерево"
Интегрированное занятие "Осеннее чудо- дерево"...
Паспорт мини-музея «Чудо-дерево». (подготовительная группа)
Паспортные данные мини-музеяНаименование: Мини-музей «Чудо-дерево»Профиль музея: познавательный.Цель:- Развивать познавательную активность детей, через восприятие экспозиций...
Сценарий выпускного утренника в подготовительной к школе группе "Чудо -дерево" автор:музыкальный руководитель ГБДОУ д/с 43 Гринина Елена Владимировна
Сценарий выпускного утренника в детском саду "Чудо-дерево" составлен по единой сюжетной линии и соответствует возрастным возможностям и способностям детей 6-7 лет. Ведущие воспитат...
Паспорт мини-музея "Лаборатория "Земелька" подготовительная к школе группа
В плане работы мини-музея представлены опыты с землей, глиной,песком. камнями....