Обеспечение образовательной среды в подготовительной к школе группе на занятиях по обучению грамоте и обучению элементарным математическим представлениям
методическая разработка (подготовительная группа)

Сообщение из опыта работы

Тема «Обеспечение образовательной среды в подготовительной

К школе группе на занятиях по обучению грамоте и обучению элементарным математическим представлениям»

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon obespechenie_obrazovatelnoy_sredy_v_podgotovitelnoy.doc96.5 КБ

Предварительный просмотр:

Сообщение из опыта работы

Тема «Обеспечение образовательной среды в подготовительной

К школе группе на занятиях по обучению грамоте и обучению элементарным математическим представлениям»

Воспитатель: Топорищева Е.И.

Шестилетние дети, это особый возраст. Они имеют свой накопительный чувственный и интеллектуальный опыт, осмысленно познают окружающий мир. Но особый интерес, и активность познания у детей, проявляется в этом возрасте к цифрам, математическим знакам, буквам. Дети размышляют, задают вопросы, высказываются, проявляют свою мыслительную активность. И я всегда стараюсь, тактично относиться к каждому ребёнку, понять его и поддержать интерес к процессу познания.

Изучив федеральные государственные требования к развивающей среде, мы преобразовали в группе среду. В группе есть рабочая зона, где располагается учебная доска с разнообразным нормативно-знаковым материалом.

  • Разрезная азбука и алфавит.
  • Магнитная доска.

 Наборы карточек с цифрами 1и 2 десятка.

 Наборы карточек с изображением количества предметов и соответствующих цифр.

  • Наборы кубиков с цифрами и числовыми фигурами.
  • Наборы карточек картинок и числовых карточек для составления арифметических задач.
  • Наборы на состав числа от 5 дот 0.
  • Компактные наборы на каждого ребёнка с комплектом цифр, знаков, геометрических фигур и счётных палочек.
  • Пеналы и карточки — на счёт и сравнение.
  • Грамматические наборы на каждого ребёнка с цветными фимками и схемами предложений.
  • Занимательные математические кубики.
  • Наборы настольных азбук.
  • Д/и «Цифры», «Форма», «Потерявшееся число», «Посчитай-ка», «Подбери цифру», «Кто в домике живёт» (состав числа), «Построим пирамидку» (звуки), «Составь слово на данный звук», «Как их зовут» (звуки), «Кто в тереме живёт» (звуки), «Построим домик».
  • Д/пособие «Составь слово»,
  1. Умные кубики «Арифметика — сложение и вычитание».
  2. Умные кубики «Букварь — читаем по слогам».

З. Кубики «Учимся считать».

4. Игровые пособия «Игры с числами».

 Демонстративный материал:

  1. карточки с предметами;
  2. геометрические фигуры;

З. картинки с схемой для звукового анализа, деление слов на слоги

  1. рабочие тетради,
  2. ручки и простые карандаши.

Весь материал подобран в соответствии с задачами программы Васильевой по обучению математике и грамоте. Чтобы достичь успешности на занятии у детей, всегда продумываю содержание занятия, с каким материалом дети будут работать, и в какой форме подать. Такое, хорошо подготовленное занятие, вызывает заинтересованность у каждого ребёнка и активизирует его подсознательную активность.

Играя на занятии, в разнообразные игры и упражнения - это вызывает у детей эмоциональный положительный отклик, и все занятия данные в игре усваиваются детьми быстрее, прочее и легче. Такие как:

  • «Кто больше увидит, кто больше расскажет»;
  • «Волшебные пальчики»;
  • «Убираем числа по заданию»;
  • «Выше, шире, ниже»;
  • «Цепочка»;
  • «Кто знает, тот дальше считает»;  «Обратный счёт».

Используя на занятии короткие задания, требующие коротких ответов от детей, на разнообразном материале:

  • «Какой цифры не стало?»;
  • «Путаница»;
  • «Посмотри вокруг»;
  • «Наоборот»;
  • «Найди пару»;
  • «Неделька»;
  • «Вчера, сегодня, завтра»;

 «Придумай слово с заданным звуком»;

  • «Продолжи слово»;

  «Какие буквы спрятались» и другие.

Создаю на занятии и проблемные ситуации: «Найти братца» или «Измерим грядку» и другие.

Дети обсуждают ситуацию, практическим путём проверяют свои высказывания, а в результате они делают выводы, что каждый из детей был посвоему прав, так как у каждого была своя условная мерка. А если бы они договорились о единой мерке (линейка, верёвочка или палочка, определённой длины), то получили бы одинаковые результаты. Чтобы закрепить полученные знания и поупражнять детей, провожу итоговые занятия: игротеки, путешествия, а под новый год в группе появилась ёлка с конфетами-заданиями. Дети играют охотно в игры, выполняют различные упражнения и задания на различном нормативно-знаковом материале.

Знакомя детей с новыми программными задачами, стараюсь её постепенно усложнять, и каждый раз даю возможность работать с новым материалом. Например, решение арифметических задач.

На первом занятии дети знакомились с задачей, её структурой. определяли где должен стоять вопрос, решали мои задачи, выкладывали решение цифрами. То уже на последующих занятиях дети уже составляли задачи: по картинкам, по карточкам на вычитание, и на сложение по числовым карточкам. Это научило детей формулировать задачи, где прослеживается чёткость, оригинальность и лаконичность детских суждений.

Изучая состав числа до 10, использую разнообразный наглядный материал. Дети попадают в гости к садовнику, где считают, как он посадил цветы, и выкладывают его варианты у себя цифрами на столе. Или заглядывают в магазин игрушек, где считаем на полках утят. На закрепление данного числа, на последующих занятиях, предлагаю завести машины с данным номером (числом) и подобрать ей запасные колёса, или приготовить ракеты к полёту и приготовить запасные ступени с данным числом.

В конце занятия часто предлагаю задачи на сообразительность и внимание.

  • «В шкафу З машинки, 1 пирамидка, 2 набора мозаики и З волчка. Сколько всего машинок в шкафу?».
  • «Тройка лошадей пробежала 6 километров. Сколько пробежала каждая лошадь?».

Работая со счётными палочками, дети моделируют геометрические фитуры, предметы, видоизменяют их по заданию.

На занятиях на грамоте, больше присутствует учебная мотивация, где я сообщаю в начале занятия чем дети сегодня будут заниматься, но занятие тоже построено на играх и игровых упражнениях:

  • знакомство со звуком и буквой,
  • дают характеристику звукам,
  • отгадывают загадки,
  • определяют, на что похожа буква (с шуткой и юмором),
  • составление предложений с разной интонационной выразительностью

по схемам и т.д.

С интересом и желанием дети работают в рабочих тетрадях. Пишут заборчики разной сложности. Печатают буквы и слоги. Записывают схемы предложений. штрихуют предметы на определённый звук.

Существенное место занимает и познавательно-исследовательская среда, она так же обеспечивает постепенное вхождение в знаковые системы языка и математике.

Эта среда наполнена материалами для исследования в действии: измерительные инструменты — мерки, мерные стаканчики, магниты, весы, линейки, циркуль, сыпучие вещества. Где каждый ребёнок может многократно исследовать, измерять, определять вес предметов и делать вывод.

Тут же рядом располагаются дидактические игры, где ребёнок может в действии выполнять разные задачи:

  • «Пентамино»,  «Волшебный круг»,

 «Сложи квадрат»,

 «Колумбово яйцо»,

  • «Вьетнамский круг»,
  • «Монгольская игра»,
  • кубики «Никитина»,
  • разного рода мозаики.

Они стимулируют у детей развитие пространственного анализа и синтеза, ориентировку в цвете, форме, величине, количестве. Способствуют координации рук и глаз, и мелкой моторики ребёнка. Дети в течении дня выкладывают разные предметы как по рисункам, так и по замыслу.

В образно-символическом материале: «наглядные пособия» расширяют представление о временной последовательности, пространственных отклонениях окружающего мира. Это графические «лабиринты», карты, схемы, глобус, иллюстрированные карточки познавательного характера. Где ребёнок может считать, сравнивать, находить сходство и различие, выполнять различные математические задания.

В- вечернее время играем с детьми в игры на умственную компетентность: домино - точечное, счётное, шашки, шахматы.

В нашей группе дети любят также заниматься разнообразной деятельностью. Конструируя из разных конструкторов, мелких и крупных, дети имеют возможность ощущать объём, вес деталей, осознают, насколько конструкция устойчива. Осваивают как плоскостное, так и объёмное пространство. Учатся анализировать схемы и рисунки построек, выстраивать последовательность действий в создании постройки.

В течении дня дети много играют, стараюсь направить ребёнка к тому игровому материалу, который ему необходим. С чем ребёнок может самостоятельно поиграть, или в партнёрстве со мной.

Особое внимание уделяю тем детям, которые отсутствовали на занятии, по каким-то причинам. И слабым детям, требующие особого внимания. В индивидуальной работе с ними восполняем упущенное: объясняю, показываю, играем, упражняемся. В индивидуальной работе хорошую помощь оказывают и математические книги:

 «Математика»,

«Логика»,

  • «Логика для дошколят»,
  • «Школа для дошколят»,
  • «От слогов к слитному чтению».

Яркий иллюстрированный материал книг привлекает детей, заставляет думать, сравнивать, рассуждать, делать выводы.

В течении деятельности, ребёнка всегда хвалю, даже за маленькие успехи, поддерживаю улыбкой, жестом, этим вселяю в него уверенность, прогнозирую на успех в его деле, развиваю в нём желание заниматься познавательной деятельностью.

Поэтому хочу отметить, что правильно организованная образовательная среда в группе, как на занятиях, так и течении всего дня и умелое использование для каждого ребёнка, способствует нетолько накоплению определённых навыков и умений, знаний, но и развитию личности в целом.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект организованной образовательной деятельности с детьми подготовительной к школе группы по подготовке к обучению грамоте

Задачи:познакомиться с гласным звуком [и],  и с его графическим изображением– буквой «И»;учить слышать новый звук  в словах, определять место звука в слоге, в словевоспитыв...

Конспект образовательной деятельности в подготовительной группе для детей с ЗПР. Образовательная область: познавательное развитие (формирование элементарных математических представлений) Тема. Число и цифра 3. Треугольник и квадрат – плоскостные геоме

Конспект образовательной деятельности с детьми с ЗПР. Образовательная область- познавательное развитие ( ФЭМП, сенсорное рзвития). Тема "Число и цифра 3. Треугольник и квадрат – плоскостные...

Конспект образовательной деятельности для подготовительной к школе группе по подготовке к обучению грамоте: «Путешествие в страну грамоты».

Цель: Выявить и закрепить уровень знаний, умений и навыков по разделу «Подготовка к обучению грамоте».Задачи:Обучающие:- Выявить уровень усвоения детьми полученных знаний, умений и на...

Технологическая карта занятия для подготовительной к школе группе по подготовке к обучению грамоте «Букво-звукознайки».

Технологическая карта занятия для подготовительной к школе группе по подготовке к обучению грамоте «Букво-звукознайки»....

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ ОРГАНИЗОВАННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ 6 – 7 ЛЕТ (ПОДГОТОВИТЕЛЬНАЯ К ШКОЛЕ ГРУППА) ПО ПОДГОТОВКЕ К ОБУЧЕНИЮ ГРАМОТЕ НА ТЕМУ:«СТРАНА БУКВ»

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТОРГАНИЗОВАННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИДЕТЕЙ 6 – 7 ЛЕТ (ПОДГОТОВИТЕЛЬНАЯ К ШКОЛЕ ГРУППА)ПО ПОДГОТОВКЕ К ОБУЧЕНИЮ ГРАМОТЕ НА ТЕМУ:«СТРАНА БУКВ»...

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ К ШКОЛЕ ГРУППЕ ПО ПОДГОТОВКЕ К ОБУЧЕНИЮ ГРАМОТЕ «В ПОИСКАХ ЗАВЕТНОГО КЛЮЧА»

Программное содержание: Закреплять умение  делить слова на слоги, развивать логическое мышление, навыки чтения, закреплять знание детей о природе. Через эмоциональное отношение формировать устойч...