Технологическая карта занятия для подготовительной к школе группе по подготовке к обучению грамоте «Букво-звукознайки».
план-конспект занятия по обучению грамоте (подготовительная группа)
Технологическая карта занятия для подготовительной к школе группе по подготовке к обучению грамоте «Букво-звукознайки».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_obuchenie_gramote.docx | 187.93 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект занятия для подготовительной к школе группе по подготовке к обучению грамоте «Букво-звукознайки».
Возрастная группа: Подготовительная к школе группа, дети 6-7 лет
Тема: «Букво-звукознайки»
Образовательные области: Речевое развитие
Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Социально – коммуникативное развитие», «Физическое развитие», «Речевое развитие».
Виды детской деятельности: Игровая, познавательная, коммуникативная.
Цель: Выявить и закрепить уровень знаний, умений и навыков по разделу «Подготовка к обучению грамоте».
Задачи:
Обучающие:
- Выявить уровень усвоения детьми полученных знаний, умений и навыков на занятиях.
- Упражнять в дифференциации изученных звуков.
- Упражнять в звуковом анализе слова.
- Закреплять обобщающие понятия.
- Обогащать словарный запас.
- Закреплять умения отвечать на вопросы распространенными предложениями.
Развивающие:
- Развивать внимание, память, воображение.
- Развивать фонематический слух.
- Развивать связную речь.
- Развивать самостоятельность, инициативу.
Воспитывающие:
- Воспитывать интерес к знанию и любовь к родному русскому языку.
- Воспитывать любознательность и творческую активность.
- Воспитывать умение работать в коллективе, терпеливо выслушивать вопросы педагога, ответы товарищей и уважать мнение других.
Методы и приемы:
Наглядный: Показ, демонстрация, иллюстрация.
Словесный: Художественное слово, беседа, рассказ, вопросы, пояснения.
Игровой: Сюрпризный момент, игра.
Оборудование: Картинки с изображением предметов, карточки с изображением согласных букв, мяч, 3 разноцветных домика (красный, синий и зеленый) из картона, смайлики, светофорчики для буквенного анализа, смайлики (веселый, задумчивый, грустный), колокольчик.
Предварительная работа: Беседа, речевая настройка, чтение художественной литературы.
Словарная работа: Алфавит, буквы, слоги, гласные и согласные звуки.
Индивидуальная работа: Побуждать к активной речевой деятельности.
Этапы деятельности | Действия воспитателя | Действия детей | Примечания |
I. Организационный момент Назначение –настроить детей на активную работу, позитивный контакт друг с другом, создать заинтересованность предстоящей деятельностью, стимулировать принятие элементов учебной задачи, создать интерес к содержанию занятия 1. Проведение коммуникативной игры «Здравствуйте» | Педагог приглашает детей в круг. - Здравствуйте, ребята! Здравствуйте, ладошки! Хлоп-хлоп-хлоп! Здравствуйте, ножки! Здравствуйте, щечки! Плюх-плюх-плюх Пухленькие щечки! Плюх-плюх-плюх! Здравствуйте, губки! Чмок-чмок-чмок Здравствуйте, зубки! Щелк-щелк-щелк! | Дети стоят в кругу Дети: Здравствуйте! Вытягивают руки, поворачивают ладонями вверх-вниз 3 хлопка в ладоши Топают ногами. 3 раза слегка ударяют кулачками по щекам Качают головой вправо-влево 3 раза чмокают губами Качают головой вправо-влево) 3 раза щелкают зубами 3 раза наклоняют голову вперед | Дети выполняют упражнение под стихотворение |
II. Основная часть. Назначение –совместная продуктивная деятельность. Создание проблемной ситуации, поиск выхода из нее 1. Игра «Сломанный телевизор» 2. Д/И «Придумай слово на заданный звук» 3. Д/и «Раздели слова на слоги». 4. Физминутка 5. Звуковой анализ слова Ручка. 6. Пальчиковая гимнаста для 7. Дидактическая игра с мячом "Подбери слова к предложенному начальному слогу" | - Ребята, вы любите путешествовать? - Сегодня мы с вами совершим увлекательное путешествие в одну волшебную страну, под названием Грамота. Попав в эту страну и перемещаясь по городам волшебной страны, нужно выполнять задания. Ребята, вы согласны отправиться в путешествие? - Тогда отправляемся в путь. И первый вопрос звучит так: «Как называется наше занятие?» - Правильно! Наш веселый колокольчик звенит и напоминает, что мы отправляемся в путешествие. Первый город нашей волшебной страны называется – БУКВИНСК. Как вы думаете, кто живет в этом городе? - Ребята, как называется набор из множества букв? - А что такое буква? - Чем буква отличается от звука? - Ребята, вы хорошо справились с заданием, и мы отправляемся во второй город волшебной страны, который называется ЗВУКВИНСК. Как вы думаете, а кто живет в этом городе? - Что такое звук? - Назовите, пожалуйста какие звуки бывают. - Назовите гласные звуки с которыми мы познакомились. - Ребята, я предлагаю вам поиграть в игру с согласными звуками, которая называется «Сломанный телевизор» (по моей беззвучной артикуляции, вы должны догадаться какой гласный звук я произношу и поднять соответствующую карточку с нужной гласной буквой) - Какие вы молодцы, все очень внимательные! - Назовите согласные звуки, которые мы с вами изучили. - Все правильно! Давайте, с этими звуками придумаем слова. Я приглашаю всех встать в круг. Игра с мячом, которая называется «Назови слово». Правила такие: Я называю согласный звук, на который должно начинаться слово и бросаю мяч. Вы, ловите мяч, называете придуманное слово и возвращаете мяч мне. - Спасибо! Садимся за столы.
- Какими бывают согласные звуки? - В городе ЗВУКВИНСКЕ есть три дома: красный, синий и зеленый. Как вы думаете, какие звуки живут в красном домике? - Какие звуки живут в синем домике? - А какие звуки живут в зеленом домике? - Молодцы, отличные знания! Теперь, чтобы оказаться в другом городе, под названием СЛОГИНСК нужно ответить на такой вопрос: «Из чего состоят слова?» - Как мы можем определить количество слогов в слове? - Ребята, чтобы двигаться дальше, нужна ваша помощь! Нужно внимательно послушать и разобрать слова на слоги. Вот эти слова: ПАР-ТА, КА-РАН-ДАШ, МЕЛ, КНИ-ГА, ПЕ-НАЛ - Молодцы! Вы наверно устали, давайте отдохнем. Теперь немного отдохнем, физкультминутку проведем. Все сейчас тихонько встали, Дружно руки вверх подняли, В стороны, вперед, назад, Повернулись влево, вправо Тихо сели и вновь за дело. (Проводится 2-3 раза.) - Ребята, нас ждет еще одно задание. Нужно отгадать загадку: Пишем ею мы в тетрадку Буквы по порядку, Очень нужная нам штучка, А зовется просто… (ручка). - Правильно! Давайте, все вместе в слух проговорим это слово. Нам нужно определить сколько букв и сколько звуков в этом слове. - Сколько букв и сколько звуков в этом слове? - Молодцы! Все правильно! Давайте, составим это слово из букв и сделаем звуковой анализ слова «ручка. - Назовите, пожалуйста, первый звук в слове «Ручка» - Кто даст характеристику этому звуку? - Какого цвета фишку мы подберем для этого звука? - Назовите, пожалуйста, второй звук в этом слове - 0характеризуйте этот звук? - Какого цвета фишку мы подберем для этого звука? - Какой третий звук в этом слове? - Ребята, давайте дадим характеристику этому звуку? - Какого цвета фишку мы подберем для третьего звука? - Какой следующий звук в этом слове, после звука Ч? - Нам нужна характеристика звука [К]? - Какого цвета фишку мы подберем для этого звука? - Остался последний звук в этом слове, Что это за звук? - Какой он? Дайте ему характеристику. - Какого цвета фишка будет для этого звука? - Молодцы, ребята. Вы справились со всеми заданиями. - А сейчас проведем пальчиковую гимнастику. В школу осенью пойду. (Дети «шагают» пальчиками по столу.) - Следующая игра с мячом «Подбери слова к слогу». Я называю слог, а вы придумываете слово к слогу. "МА": мама, машина, масло, макароны, малина, малыш, март, мак "СА": санки, самокат, сабля, самолет, салат, сапог, сарай "БА": бант, банка, баран, банан, барабан, баранка, бант "ЛИ": лимон, лиса, липа, линейка, лилия. - Молодцы! | Дети: Да Дети: Да Дети: Наше занятие называется - подготовка к обучению грамоте. Дети: Здесь живут буквы. Дети: Алфавит Дети: Буква – это символ, обозначающий звук на письме. Дети: Буквы мы видим и пишем, а звуки мы слышим и произносим. Дети: Здесь живут звуки. Дети: Звук – это то, что мы слышим и произносим. Дети: Звуки бывают гласные и согласные. Дети: А, О, И, У, Ы, Э. Дети смотрят на артикуляцию воспитателя и показывают соответствующую букву. Дети: К, М, Н, П, Т, …. Дети придумывают слова Дети садятся за столы. Дети: Согласные звуки бывают: твердые и мягкие, звонкие и глухие. Дети: В красном доме живут гласные звуки. Дети: В синем доме живут твердые согласные звуки. Дети: В зеленом домике живут мягкие согласные звуки. Дети: Слова состоят из слогов. Дети: Можно определить хлопками, сколько хлопков, столько и слогов в слове. И по количеству гласных звуков в слове, сколько гласных звуков в слове, столько слогов. Дети разбирают слова на слоги. Дети выполняют упражнение по тексту. Дети: Ручка. Дети все вмести проговаривают слово «Ручка» в слух. Дети: 5 букв и 5 звуков. Составляют модель слова «ручка» самостоятельно, а один ребенок у доски. Дети: Звук [Р]. Дети: Звук Р – согласный, звонкий, твердый. Дети: Для этого звука нужна фишка синего цвета с колокольчиком Дети: Звук [У]. Дети: Звук [У] – гласный. Дети: Для этого звука нужна фишка красного цвета. Дети: Звук [Ч]. Дети: Звук [Ч] – согласный, глухой, мягкий. Дети: Нужна фишка зеленого цвета. Дети: Звук [К]. Дети: Звук[К] – согласный, глухой, твердый. Дети: Для звука [К] нужна фишка синего цвета. Дети: Это звук [А]. Дети: Звук [А]– гласный. Дети: Фишка красного цвета Один из детей проводит в кругу, четко проговаривая текст пальчиковой гимнастики, загибая в нужной последовательности пальцы. Дети придумывают слова. | |
III. Итог занятия. | - Понравилось Вам наше путешествие? - У вас на столах лежат смайлики, они разные. Давайте, посмотрим, чем они отличаются. - Верно, ребята. Сегодня вы будете оценивать свое настроение на занятии сами. Если вам было, легко и вы справились со всеми заданиями – возьмите радостного смайлика желтого цвета. Если. вы сомневались и вам встречались трудности, но вы старались их преодолеть – возьмите задумчивого смайлика, зеленого цвета. Если, было трудно и вы не справлялись с заданиями, то возьмите грустного смайлика, красного цвета. Воспитатель: Ну что ж, ребята, теперь я знаю, что вы усвоили грамоту. Наше путешествие закончилось. Пора прощаться. | Дети: Да Дети: цветом и настроением. Дети выбирают смайлики |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект НОД в подготовительной к школе группе по подготовке к обучению грамоте и чтению на тему "Кто, кто в теремочке живет?"
Конспект НОД по подготовке к обучению грамоте и чтению в подготовительной к школе группе на тему "Кто, кто в теремочке живет?" Подобраны развивающие игры из пособий Волиной В,В. "Русский язык. Учимся ...
Перспективно-тематическое планирование НОД с воспитанниками подготовительной к школе группы по подготовке к обучению грамоте.
Перспективно-тематическое планирование по программе Детство...
Конспект организованной образовательной деятельности с детьми подготовительной к школе группы по подготовке к обучению грамоте
Задачи:познакомиться с гласным звуком [и], и с его графическим изображением– буквой «И»;учить слышать новый звук в словах, определять место звука в слоге, в словевоспитыв...
Конспект образовательной деятельности для подготовительной к школе группе по подготовке к обучению грамоте. Тема: «Букво-звукознайки».
Конспект ОД по обучению грамоте...
Конспект ООД в подготовительной к школе группе по подготовке к обучению грамоте. Тема "Звук и буква Г"
Конспект открытой образовательной деятельности в подготовительной к школе группе по подготовке к обучению грамоте...
Конспект образовательной деятельности для подготовительной к школе группе по подготовке к обучению грамоте: «Путешествие в страну грамоты».
Цель: Выявить и закрепить уровень знаний, умений и навыков по разделу «Подготовка к обучению грамоте».Задачи:Обучающие:- Выявить уровень усвоения детьми полученных знаний, умений и на...
КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ К ШКОЛЕ ГРУППЕ ПО ПОДГОТОВКЕ К ОБУЧЕНИЮ ГРАМОТЕ «В ПОИСКАХ ЗАВЕТНОГО КЛЮЧА»
Программное содержание: Закреплять умение делить слова на слоги, развивать логическое мышление, навыки чтения, закреплять знание детей о природе. Через эмоциональное отношение формировать устойч...