Тематическое планирование по теме "Лаборатория"
календарно-тематическое планирование (старшая группа)
Тематическое планирование по теме "Лаборатория"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
samoobrazovanie_2018.docx | 35.33 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №313 общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по познавательно-речевому направлению развития детей».
ПЛАН ПО САМООБРАЗОВАНИЮ
«Лаборатория»
«Скажи мне – и я забуду. Покажи мне - и я запомню. Дай мне сделать самому - и я пойму». Китайская пословица.
Воспитатели: Жигачёва Галина Викторовна
2018-2019 гг.
1.Цель: развитие поисково-исследовательской деятельности дошкольников в процессе экспериментирования.
2.Задачи:
1. Вызвать у детей интерес к поисковой деятельности.
2. Экспериментаторской деятельностью помочь дошколятам найти ответы на интересующие их вопросы.
3. Учить видеть и выделять проблему эксперимента, ставить перед собой цель эксперимента, отбирать средства и материалы для самостоятельной деятельности.
4. Развивать личностные свойства - целеустремлённость, настойчивость, решительность.
5. Создавать эмоционально положительное отношение и интерес детей к совместной деятельности.
6. Включение ребёнка в творческую деятельность и развитие творческих способностей.
3. Формы и методы работы: индивидуальная, групповая и фронтальная формы организации; наблюдение, экспериментирование, беседы, решение проблемных ситуаций, опыты, исследовательская деятельность.
4.Средства:
печатные (учебники и учебные пособия, книги для чтения, рабочие тетради, , раздаточный материал.);
аудиовизуальные (слайды, слайд-фильмы, видеофильмы образовательные, учебные кинофильмы, учебные фильмы на цифровых носителях);
наглядные плоскостные (плакаты, карты настенные, иллюстрации настенные, магнитные доски);
демонстрационные (макеты, стенды, модели демонстрационные);
5.Планирование работы с детьми.
Месяц | Непосредственно – образовательная деятельность | Формы | Программное содержание |
Сентябрь | «Все увидим, все узнаем» | Экспериментальная деятельность, решение проблемных ситуаций | Познакомить с прибором-помощником — лупой и ее назначением. |
«Времена года» | Экспериментальная деятельность, наблюдение | Закреплять знания детей о временах года. Дать естественнонаучные представления об их смене (при помощи фонарика и глобуса). | |
«Путешествие в мир цветов» Опыт «Окраска цветов» | Беседы с детьми, рассматривание иллюстраций цветов, наблюдение окраской цветов. Опытно-экспериментальная деятельность | Расширять знания детей о растениях и о необходимости света, тепла, влаги для их роста; содействовать освоению средств и способов получения информации | |
Октябрь | «Водяная мельница» | Наблюдение, экспериментальная деятельность | Дать представление о том, что вода может приводить в движение другие предметы. |
«Разноцветные шарики» | Наблюдение, беседа, исследование, | Окрашивание воды, путем смешивания основных цветов, дать детям представление о получении новых оттенков: оранжевый, зеленый, фиолетовый, голубой. | |
«Звенящая вода» | Беседа, чтение, наблюдение, опытная деятельность. | Показать детям, что количество воды в стакане влияет на издаваемый звук. | |
«День опытов и экспериментов» | Наблюдение, эксперимент, познавательно-исследовательская деятельность | привлечь внимание детей и воспитателей к такому виду деятельности как экспериментирование; познакомить детей с некоторыми свойствами воздуха и воды, научить проводить несложные опыты с использованием подручных средств и предметов; учить рассуждать, анализировать, делать выводы и объяснять «чудеса» с научной точки зрения; дать детям почувствовать радость открытий, развивать любознательность, пытливость ума, познавательный интерес. | |
Ноябрь | «Почемучкины вопросы» | Групповая и фронтальная беседы проблемная ситуация. | Учить детей анализировать и делать выводы на основе знаний о свойствах воздуха: теплый воздух поднимается вверх, то есть легче холодного; воздух плохо проводит тепло |
«Опыты с бумагой» «Свойства бумаги» | Наблюдение, эксперимент, познавательно-исследовательская деятельность | Исследовать свойства бумаги. Формировать представление детей о свойствах бумаги: гладкая, непрозрачная, мнется, пластичная, непрочная. Учить самостоятельно проводить опыты и эксперименты. Продолжать учить детей складывать бумагу в разных направлениях. Развивать творческие способности детей. | |
«Ловись, рыбка, и мала, и велика» | Беседа, чтение, наблюдение, опытная деятельность. | Выяснить способность магнита притягивать некоторые предметы. | |
Декабрь | «Свет и тень» | Беседа, чтение, наблюдение, опытная деятельность. | Познакомить с образованием тени от предметов, установить сходство тени и объекта, создать с помощью теней образы. |
«Превращения. Схемы превращения» | Групповая и фронтальная беседы, проблемная ситуация, беседа, наблюдение, сравнение, чтение познавательной литературы, беседы. | Знакомство со словом «превращается», поиск превращений. Развитие умения фиксировать действие превращения на основе употребления пар слов: «был – будет», «был – стал (станет)», например: тигренок был маленький, будет (станет) большой. Формирование действия превращения на основе практических действий с пластилином, резиной. Освоение схемы «превращения». Формирование действия «превращения». | |
«Капелька света» Понятие об электрических разрядах. | Проблемная ситуация, беседа, опытная деятельность | Познакомить детей с понятиями «электричество», «электрический ток», формировать основы безопасности при взаимодействии с электричеством. Формирование у детей знаний о неживой природе, что такое электричество. | |
Январь | «Сюрприз Деда Мороза» (агрегатное состояние веществ) Опыт: «Цветные льдинки» | Беседа, чтение, наблюдение, опытная деятельность. | Уточнить свойства льда, воды. Знакомить детей с законом сохранения (опыты с льдинками, подкрашенной водой). Формирование представлений об агрегатных превращениях воды. Развитие способностей к преобразованию. Формирование действия превращения. |
«Лёд-вода» | Беседы с детьми, рассматривание иллюстраций – Лёд – вода, экспериментирование. | Развитие представлений о плавлении льда, о превращении льда в воду, о зиме и лете. Формирование действия «превращения». опытным путём определить, что лед тает от тепла, от надавливания; что в горячей воде он тает быстрее; что вода на холоде замерзает, а также принимает форму емкости, в которой находится. | |
«Изменение объема жидкости» | Наблюдение, эксперимент. | Выявить изменение объема жидкости при замерзании. | |
Февраль | «Воздух работает». Почему плавает подводная лодка? | Экспериментальная деятельность, решение проблемных ситуаций, наблюдение, чтение. | Дать детям представление о том, что воздух может двигать предметы (парусные суда, воздушные шары и т. д.), раскрыть секрет подводной лодки |
Что такое звук? Что такое упругость? | Наблюдение, эксперимент, познавательно-исследовательская деятельность | Формировать знания у детей о неживой природе и явлениях, понятие упругость. | |
«Угадайка» | Экспериментальная деятельность, решение проблемных ситуаций, наблюдение, мозговой штурм, игра. | Показать детям, что предметы имеют вес, который зависит от материала. | |
«Мир ткани» | Беседы, исследовательская деятельность, решение проблемных ситуаций, наблюдение. | Познакомить детей с разными видами ткани (ситец, шерсть, капрон, драп, трикотаж); сравнить ткани по их свойствам; понимать, ч то эти характеристики обуславливают способ использования ткани для пошива вещей. | |
Март | «Чудеса «кока - колы» | Экспериментально-исследовательская деятельность, наблюдение. | Исследование вредного влияния на организм человека |
«Мир кожаных изделий» | Беседы, настольно-печатные игры, чтение художественной литературы, опытная деятельность. рассматривание иллюстраций; | Побуждать детей называть материалы для изготовления обуви: кожа, замша, искусственные ткани и другое, сравнить ткани по их свойствам; понимать, что эти характеристики обуславливают способ использования ткани для пошива обуви. | |
«Опыты с фонариком» | Наблюдение, эксперимент. | Расширить представление детей о свойствах известных предметов. | |
«Подушка из пены» | Опытно-экспериментальная деятельность | Развить у детей представление о плавучести предметов в мыльной пене (плавучесть зависит не от размеров предмета, а от его тяжести). | |
Апрель | «Выращиваем чудо кристаллы» | Наблюдение, эксперимент | Вырастить кристалл из обыкновенной соли. |
«Секретное письмо» | Наблюдение, беседы, эксперимент | Формировать интерес к изучению свойств предметов. | |
«Песочная радуга» «Каждому камешку свой домик» | Наблюдение, эксперимент, исследование, игра. | Узнать о происхождении и цветовых свойствах песка. Узнать откуда берется песок и, каких цветов он может быть в природе; Узнать, можно ли самому покрасить песок и как это можно сделать; сравнить пески разных цветов и выбрать лучший цвет для окраски; Покрасить песок. Сделать вывод о цветовых свойствах песка, классификация камней по форме, размеру, цвету, особенностям поверхности (гладкие, шероховатые); показать детям возможность использования камней в игровых целях. | |
«Путешествие в страну «ЧУДЕС И ПРЕВРАЩЕНИЙ» | Групповая и фронтальная беседы, проблемная ситуация, экспериментирование | Закрепить представление детей о свойствах воздуха (невидим, бесцветен, не имеет запаха, при нагревании расширяется, а при охлаждении сжимается); о свойствах воды (без запаха, прозрачная, не имеет постоянной формы, является растворителем для некоторых веществ); сформировывать представления о магните и его свойствах (притягивает предметы из металла, актуализировать знания детей об использовании свойств магнита человеком. Развивать познавательную деятельность через экспериментирование с магнитом. Развитие органов слуха, зрения, обоняния. Развивать познавательную активность детей в процессе экспериментирования. | |
Май | «Солнечные зайчики». | Беседы, эксперимент | Научить детей отражать свет зеркалом – пускать солнечных «зайчиков». |
«Игры с цветными стеклышками». | Опытная деятельность, решение проблемных ситуаций, наблюдение, мозговой штурм, игра, беседа. чтение. | Учить детей смотреть через цветные стеклышки и различать предметы ближайшего окружения. Выяснить зависимость увиденного через стекло от цвета стекла. | |
«Радуга в небе» | Беседы, наблюдение, рассматривание иллюстраций | Познакомить детей со свойством света превращаться в радужный спектр; расширять представления детей о смешении цветов, составляющих белый цвет; упражнять в изготовлении мыльных пузырей по схеме-алгоритму; развивать внимание |
6. Планирование работы с родителями.
Месяц | Мероприятие | Форма | Программное содержание |
Сентябрь | «Наши дети в старшей группе!» | Родительское собрание | Знакомство родителей с требованиями программы воспитания детей 5 – 6 лет. Ознакомление родителей с планом на год. Привлечение родителей к участию во всех мероприятиях, обмен мнениями о делах группы прошлого года и рекомендации родителей на этот год. |
«Пожелания на год!» | Анкетирование | Выявление запросов, интересов и пожеланий при организации образовательных и воспитательных услуг в МДОУ | |
Центр «Весёлая лаборатория» | Беседы | Привлечение родителей к созданию центра «Весёлая лаборатория»: оборудовать уголок полочками, собрать природный материал. | |
«Значение поисково-исследовательской деятельности в развитии ребенка». | Консультация | Повышение педагогической культуры родителей. Рассказать родителям о важной роли поисково-исследовательской деятельности в развитии ребёнка | |
Октябрь | «Знаете ли вы своего ребенка» | Анкетирование | Совершенствование педагогических знаний родителей |
«Организация детского экспериментирования в домашних условиях» | Консультация | Дать представление родителям, как перенести экспериментальную деятельность в семью, организовать пространство, комфортное для ребёнка и соответствующее его возрасту. | |
Ноябрь | «Три основных способа познания окружающего мира». | Памятка | Повышение педагогической культуры родителей. |
«Роль семьи в развитии познавательных интересов». | Папка-передвижка | Повысить педагогическую компетентность родителей по проблеме познавательного развития | |
Декабрь | «Играем или экспериментируем». | Анкетирование | Опрос родителей об их опыте игр-экспериментов с детьми |
«Как организовать в домашних условиях лабораторию». | Памятка | Дать советы родителям по организации детского экспериментирования в домашних условиях | |
Консультация «Играем дома - Создай образ на стене с помощью тени и расскажи сказку» | Консультация | Активизация интереса родителей к теме формирования у детей коммуникативных навыков, | |
Январь | «Чудесное электричество» (Опыты, эксперименты в домашних условиях). | Папка-передвижка | Познакомить родителей с разнообразием опытов с магнитом в домашних условиях |
«Знакомство с необходимыми правилами безопасности при организации и проведении экспериментов и игр дома». | Консультация | Напомнить родителям о правилах безопасности при организации и проведении экспериментов и игр дома | |
Февраль | “Как научить ребенка исследовать?” | Консультация | Советы родителям как развить активность детей к исследовательской деятельности |
Проведение конкурса сказок, рассказов о воздухе. | Конкурс | Привлечь родителей к совместному с детьми участию в жизни группы | |
Март | «Чего нельзя и что нужно делать для поддержания интереса детей к познавательному экспериментированию | Памятка | Совершенствование педагогических знаний родителей |
Фотоколлаж «Юные исследователи» | Индивидуальные беседы | Дать возможность участвовать родителям в воспитательно – образовательном процессе. Дать возможность увидеть своего ребенка в коллективе, занятиях. | |
Апрель | «Как вырастить кристалл в домашних условиях» Конкурс «Вырастим кристалл у себя дома» | Памятка конкурс | Заинтересовать детей и родителей в экспериментировании в домашних условиях. |
“Научите ребенка любить живую природу” | Консультация | Распределение педагогических знаний среди родителей | |
Создание мини-музея «Волшебный мир камней». | Беседы | Привлечь родителей к участию в оснащению центра экспериментирования | |
Конкурс работ «Планеты и солнечная система» | Конкурс | Создание условий для необходимости совместной работы детского сада и семьи | |
Май | Конкурс «Фокус- покус». Родители с детьми показывают различные фокусы | Конкурс | Повышение интереса у родителей и детей к совместным играм |
«Опыты и эксперименты летом на даче и дома» | Памятка | Дать рекомендации родителям об организации и проведении игр-экспериментов в летний период на даче и дома | |
«Опыты на кухне» | Проект | Создание условий для необходимости совместной работы детского сада и семьи. Создать добрый, положительный настрой и радостное настроение |
7. Ожидаемый результат.
В ходе реализации задач по экспериментированию предполагается, что дети приобретут:
- представления о свойствах веществ
- умения устанавливать причинно-следственные связи между свойствами материалов и способами их использования
- навыки исследовательской деятельности самостоятельно делать выводы, выдвигать гипотезы, анализировать
- расширять знания об объектах и их свойствах
-у детей выработан интерес к самому процессу познания окружающего мира;
- воспитанники преодолевают трудности, не боятся ошибок;
- самостоятельно находят способы решения познавательных задач;
- стремятся к достижению поставленной цели;
- умеют переносить усвоенный опыт в новые ситуации.
8. Итоговое мероприятие.
Презентация семейных проектов « Весёлые опыты на кухне»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Календарно-тематическое планирование (младшая группа) на тему: Тематический план по познавательному развитию детей раннего возраста на группе «Малютка» (с 1 года до 1,5 лет).
Вашему вниманию предлагается тематический план по познавательному развитию детей раннего возраста...
Комплексно-тематическое планирование . Тематические недели. Вторая младшая группа.
Тема:Цели: Образовательная область «Познание»Конструирование:Тема:Экспериментальная деятельностьТема:Формирование элементарных математических представленийЗанятие №Целостная картина мираТем...
Комплексно-тематическое планирование по программе "От рождения до школы" Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой Комплексно-тематическое планирование образовательной деятельности с дошкольниками – одно из необходимых условий реализации ФГТ. При ра
Комплексно-тематическое планирование по программе "От рождения до школы" Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой Комплексно-тематическое планирование образовательной деятельности с до...
Перспективное тематическое планирование коррекционной работы в старшей логопедической группе Комплексно-тематическое планирование работы старший возраст (5-6 лет) ОНР.
Перспективное тематическое планирование коррекционной работы в старшей логопедической группеКомплексно-тематическое планирование работы старший возраст (5-6 лет) ОНР....
Календарно-тематическое планирование по МЭО в подготовительной к школе группе (6-7 лет), в соответствии с комплексно-тематическим планированием МАДОУ ЦРР – д/с «Сказка» на 2020-2021 учебный год.
Календарно-тематическое планирование по МЭО в подготовительной к школе группе (6-7 лет), в соответствии с комплексно-тематическим планированием МАДОУ ЦРР – д/с «Сказка» на 2020-2021 ...
Комплексно - тематическое планирование. Часть, формируемая участниками образовательных отношений Комплексно- тематическое планирование работы с детьми 2- 7 лет на 2020-2025 учебный год.
Особенности традиционных событий. Комплексно - тематическое планирование.Часть, формируемая участниками образовательных отношений Комплексно- тематическое планирование работы с детьми 2- 7 лет на...