«Педагогический подпроект по созданию развивающей предметно-пространственной среды для организации детского экспериментирования и исследовательской деятельности.
проект (старшая группа)
В соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования познавательно-исследовательская деятельность является основным видом деятельности в детском саду наряду с игровой, коммуникативной, музыкальной, двигательной и изобразительной. И это не случайно, так как поисковая активность, выраженная в потребности исследовать окружающий мир, заложена генетически, является одним из главных и естественных проявлений детской психики.
Ребенок-дошкольник сам по себе уже является исследователем, проявляя живой интерес к различного рода исследовательской деятельности.
Следовательно, чем активнее ребенок трогает, нюхает, экспериментирует, исследует, ощупывает, наблюдает, слушает, рассуждает, анализирует, сравнивает, то есть активно участвует в образовательном процессе, тем быстрее развиваются его познавательные способности, и повышается познавательная активность. Все знания и опыт усваиваются прочно и надолго.
Таким образом, педагогам и родителям, необходимо так построить педагогический процесс и создать развивающую предметно-пространственною среду, чтобы они принесли наибольший результат в познавательном развитии воспитанников, частности, – к экспериментированию.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_3.docx | 31.09 КБ |
Предварительный просмотр:
«Педагогический подпроект по созданию развивающей предметно-пространственной среды для организации детского экспериментирования и исследовательской деятельности.
Актуальность. В соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования познавательно-исследовательская деятельность является основным видом деятельности в детском саду наряду с игровой, коммуникативной, музыкальной, двигательной и изобразительной. И это не случайно, так как поисковая активность, выраженная в потребности исследовать окружающий мир, заложена генетически, является одним из главных и естественных проявлений детской психики.
Ребенок-дошкольник сам по себе уже является исследователем, проявляя живой интерес к различного рода исследовательской деятельности.
Следовательно, чем активнее ребенок трогает, нюхает, экспериментирует, исследует, ощупывает, наблюдает, слушает, рассуждает, анализирует, сравнивает, то есть активно участвует в образовательном процессе, тем быстрее развиваются его познавательные способности, и повышается познавательная активность. Все знания и опыт усваиваются прочно и надолго.
Таким образом, педагогам и родителям, необходимо так построить педагогический процесс и создать развивающую предметно-пространственною среду, чтобы они принесли наибольший результат в познавательном развитии воспитанников, частности, – к экспериментированию.
В связи с этим перед нами встала задача организовать так работу по экспериментированию, чтобы удовлетворить потребности детей дошкольного возраста в исследовательской деятельности, что, в свою очередь, приведет к интеллектуальному и эмоциональному развитию.
--Проблема:
В реальной действительности в дошкольных образовательных учреждениях данный метод (экспериментирование) применяется неоправданно редко. Несмотря на многие позитивные стороны, он пока не получил широкого распространения.
Проанализировав программно-методическое обеспечение по данному вопросу, была сформулирована цель проекта.
Цель проекта.
Создание центра экспериментирования в группе детского сада для организации исследовательской деятельности, направленной на интеллектуальное и эмоциональное развитие детей.
Для достижения этой цели были поставлены следующие задачи:
Задачи:
Образовательные:
- Формирование представление о предметах: их свойствах и качествах.
- Формирование способности определять взаимосвязи между предметами и явлениями.
- Формирование умения делать выводы, открытия.
Развивающие:
- Развитие мыслительных способностей: сравнение, сопоставление, систематизация, обобщение, анализ.
- Развитие мелкой моторики и координации движений.
- Развитие визуального, слухового, сенсорного восприятия.
- Развитие внимания и памяти.
- Развитие речевых способностей.
Воспитательные:
- Создание положительной мотивации к самостоятельному экспериментированию.
- Создание дружеской атмосферы в группе во время проведения исследований.
- Воспитание умения работать в коллективе, чувства взаимопомощи.
- Воспитание усидчивости и аккуратности.
Подроект: долгосрочный
Участники подпроекта: дети дошкольного возраста от 3 до 7 лет.
Тип проекта: исследовательский.
Этапы проекта.
1. Подготовительный (мотивационный, информационно-накопительный).
- Анализ методической литературы.
- Выбор места для создания центра экспериментирования в группе.
- Разработка перспективного тематического плана работы с детьми.
- Подготовка дидактического и практического материала для проведения опытов.
2.Основной (практический).
- Создание центра экспериментирования в группе:
подготовка оборудования и материалов для экспериментирования и продуктивной деятельности детей;
подбор иллюстраций, детской научной литературы (энциклопедии и др.)
- Разработка группового проекта, конспектов непосредственной образовательной деятельности с элементами экспериментирования.
3. Заключительный.
- Презентация центров экспериментирования;
- Сюжетно-ролевая игра « Юные исследователи»;
-Картотека опытов и экспериментов;
Соответствие развивающей предметно-пространственной среды экологического центра развития требованиям ФГОС ДО.
В рамках подпроекта предусмотрено преобразовать развивающую предметно-пространственную среду центра экспериментирования в соответствии с требованиями ФГОС дошкольного образования.
1. Насыщенность развивающей предметно-пространственной среды.
Центр экспериментирования планируется оснастить разнообразными средства обучения (в том числе технические), материалы (в том числе расходные), инвентарь, который позволит обеспечить игровую, познавательную, исследовательскую и творческую активность детей, экспериментирование с материалами, доступными детям; в том числе развитие крупной и мелкой моторики; эмоциональное благополучие детей во взаимодействии с предметно-пространственным окружением; возможность самовыражения детей;
2. Трансформируемость – обеспечивать возможность изменений наполнения пространства в зависимости от образовательной ситуации, в том числе меняющихся интересов и возможностей детей;
3. Вариативность – обеспечивать свободный выбор детей различных пространств, игрушек, оборудования и других материалов, стимулирующих различные виды активностей;
4. Полифункциональность – обеспечивать возможность разнообразного использования составляющих средств (дидактические игры, природный материал, наглядность.) в разных видах детской активности;
5.Доступность – обеспечивать свободный доступ воспитанников к играм, игрушкам, материалам, пособиям, обеспечивающим все основные виды детской активности;
6. Безопасность – все элементы оснащения должны соответствовать требованиям по обеспечению надёжности и безопасность их использования, такими как санитарно-эпидемиологические правила и нормативы и правила пожарной безопасности.
В своей работе мы используем такие методы и приёмы как:
1.Исследовательская, практическая деятельность (работа с разным материалом, поиск, наблюдения, опыт).
2.Игровая деятельность (игры с песком, водой).
3.Словесные методы (проблемные ситуации, беседы с детьми). Рассказ педагога . Чтение энциклопедий, научной литературы.
4.Наглядные методы (рассматривание иллюстраций, разных объектов исследования).
5.Моделирование и проектирование совместно с детьми.
Задачи создания и функционирования центра:
Возрастная категория | Образовательные и развивающие задачи экспериментального уголка |
Вторая младшая группа (3–4 года) |
|
Средняя группа (4–5 лет) |
|
Старшая группа (5–6 лет) |
|
Подготовительная к школе группа (6–7 лет) |
|
Наполняемость центра экспериментирования
Правильный выбор материалов и инструментов для детского экспериментирования, оптимально удобное и понятное их расположение в уголке — условия успешного формирования и развития практических навыков воспитанников в познании окружающего мира.
Возрастная группа | Дидактический компонент | Материалы | Инструменты и ёмкости | Приборы |
Вторая младшая (3–4 года) |
| Расширенная база природного и бросового материала:
| Вертушки для игр с ветром, лупы, безопасные зеркальца для игр с солнечными зайчиками. | Добавляются приборы для изучения света и тени (игрушки театра теней, разноцветные линзы, бинокль, весы с двумя чашами). |
Средняя (4–5 лет) |
| К природным материалам добавляются:
|
| Новые приборы: магниты разных размеров, компас, секундомер, линейки. |
Старшая (5–6 лет) |
|
|
| Новые приборы: песочные часы, микроскоп, подзорная труба. |
Подготови-тельная (6–7 лет) |
| Этот раздел состоит из того же наполнения, что и для старшей группы. | Этот раздел состоит из того же наполнения, что и для старшей группы. | Новый прибор: телескоп. |
Виды исследовательской деятельности дошкольников в центре экспериментирования:
- игры-эксперименты. Во второй младших группах воспитатель организует занятия игровой направленности. Дети формируют первоначальные представления о свойствах воды, снега и льда, воздуха песка, играя: лепят пирожки из песка для кукол, замораживают воду в формочках, запускают в воду деревянные, пластиковые и резиновые игрушки, выдувают мыльные пузыри. В конце подобных занятий детям задаются вопросы: «Понравилась вам игра?», «Что нового мы узнали сегодня?», «Будем изучать другие предметы в уголке тётушки Совы?» Таким образом, акцентируется внимание на положительные эмоции от получения знаний.
Воспитатель показывает детям, как можно поиграть с водой, и объясняет, благодаря какому свойству воды возможны производимые детьми действия
- моделирование. Воспитатель предлагает детям изучить какое-либо природное явление в уголке экспериментирования (водопад, снежный буран, вихрь, образование морской пены, камнепад и т. д.). Предварительно дети рассматривают наглядный материал: картинки/фотографии явления. Практическое задание заключается в имитации условий возникновения названного явления. Например, для моделирования бурунов (волн с пенистым гребнем) дети выполняют инструкции воспитателя: в контейнер наливают воду, добавляют немного жидкого мыла, аккуратно размешивают. Каждый воспитанник берёт пластиковую трубочку, опускает в воду и делает сильный выдох. Дети наблюдают, как поверхность воды приподнимается и возникает пенный гребень. Моделирование доступно самым маленьким исследователям, они могут сымитировать листопад (подбрасывая кусочки бумаги), весеннюю капель (набрав в сито снег и наблюдая его таяние) и т. д.
Воспитанники наблюдают процесс бурления воды и образования пены
- Опыты. Чтобы детям было интересно достичь результата практического исследования, рекомендуется привнесение игрового элемента в занятие или проблемной ситуации. «Ребята, нам надо украсить ёлку во дворе! Попробуем сделать ледяные игрушки?», «Незнайка промок под дождём, покажем ему, как высушить одежду?», «Дети, к нам в группу пришла посылка с новым инструментом! Познакомимся?» План опытной деятельности младших и средних дошкольников проговаривается педагогом. Воспитатель показывает каждый пункт действий и следит за выполнением детьми. Дети старшей и подготовительной групп тренируются в самостоятельном построении структуры опыта, воспитатель помогает наводящими вопросами. За экспериментированием обязателен контроль педагогом.
Старшие дошкольники пробуют проводить опыты самостоятельно под наблюдением воспитателя
В уголке опытно-экспериментальной деятельности воспитанники учатся фиксировать результаты исследований. Журнал проведённых опытов в младших группах заполняется воспитателем, детям предлагается дополнить записи наклейками-символами. Старшие ребята самостоятельно заполняют бланки исследований при помощи символов, зарисовывают результат эксперимента.
Ожидаемый результат
1. Создание условий для повышения уровня мотивации у детей к экспериментальной деятельности, развития активной, самостоятельной, творческой личности.
2. Создание единого образовательно-развивающего пространства.
3. Улучшение качества работы педагога по данному направлению. Обобщение педагогического опыта, внедрение инновационных технологий и новых форм работы по детскому экспериментированию.
Работа с родителями
Совместно с родителями в группе была создана мини – библиотека, в которой собрана вся интересная литература, связанная с опытами и экспериментами и создана картотека опытов и игр-экспериментов.
Родителей были привлечены к работе по поиску информации и иллюстративного материала, к созданию познавательно-развивающей среды в группе.
Благодаря родителям, у нас появилась мини лаборатория, в которой дошкольник, в процессе экспериментирования, имеет возможность удовлетворить присущую ему любознательность, почувствовать себя учёным, исследователем, первооткрывателем.
С родителями и детьми собраны разнообразные материалы, оборудования для экспериментирования и наблюдения.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Педагогический проект по созданию развивающей предметно-пространственной среды для организации детского экспериментирования и исследовательской деятельности. Мини-лаборатория Нолика
Создание центра экспериментирования в группах детского сада для организации исследовательской деятельности, направленной на интеллектуальное и эмоциональное развитие детей....
Создание развивающей предметно-пространственной образовательной среды на основе собственных разработок, авторских пособий в соответствии с ФГОС дошкольного образования
Одним из главных показателей качества дошкольного образования является развивающая предметно-пространственная среда, созданная в соответствии с требованиями федеральных государственных стандартов дошк...
Организация образовательной деятельности через создание развивающей предметно-пространственной среды в разновозрастном детском сообществе "Светлячок" МБДОУ "Центр развития ребёнка - детский сад № 5 "Колокольчик" города Белёва Тульской обл.
Развивающие игры, представленные в развивающей среде разновозрастного детского сообщества «Светлячок», очень разнообразны по своему содержанию и, кроме того, как и любые игры, он...
Педагогический проект по созданию развивающей предметно-пространственной среды для организации детского экспериментирования и исследовательской деятельности. Мини-лаборатория»
Создание центра экспериментирования в группе детского сада для организации исследовательской деятельности, направленной на интеллектуальное и эмоциональное развитие детей....
«Педагогический проект по созданию развивающей предметно-пространственной среды для организации детского экспериментирования и исследовательской деятельности. Мини-лаборатория»
Создание центра экспериментирования в группе детского сада для организации исследовательской деятельности, направленной на интеллектуальное и эмоциональное развитие детей. Для достижения эт...
Создание развивающей предметно-пространственной мини-среды для детей с РАС в условиях инклюзивного образования в группах общеразвивающей направленности ДОО
Презентация длявоспитателей детских садов компенсирующего вида...
Статья "Создание развивающей предметно-пространственной среды для организации детского экспериментирования и исследовательской деятельности"
Развивающая предметно-пространственная среда дошкольной образовательной организации - одно из основных средств, формирующих личность ребенка, источник получения знаний и социального опы...