«Педагогический подпроект по созданию развивающей предметно-пространственной среды для организации детского экспериментирования и исследовательской деятельности.
проект (старшая группа)

Щукина Евгения Васильевна

В соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования познавательно-исследовательская деятельность является основным видом деятельности в детском саду наряду с игровой, коммуникативной, музыкальной, двигательной и изобразительной. И это не случайно, так как поисковая активность, выраженная в потребности исследовать окружающий мир, заложена генетически, является одним из главных и естественных проявлений детской психики.

Ребенок-дошкольник сам по себе уже является исследователем, проявляя живой интерес к различного рода исследовательской деятельности.

 Следовательно, чем активнее ребенок трогает, нюхает, экспериментирует, исследует, ощупывает, наблюдает, слушает, рассуждает, анализирует, сравнивает, то есть активно участвует в образовательном процессе, тем  быстрее развиваются его познавательные способности, и   повышается познавательная активность. Все знания и опыт усваиваются прочно и надолго.

  Таким образом, педагогам и родителям, необходимо так построить педагогический процесс и создать развивающую предметно-пространственною среду, чтобы они принесли  наибольший результат в познавательном развитии воспитанников, частности, – к экспериментированию.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_3.docx31.09 КБ

Предварительный просмотр:

  «Педагогический подпроект по созданию развивающей предметно-пространственной среды для организации детского экспериментирования и исследовательской деятельности.


Актуальность. В соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования познавательно-исследовательская деятельность является основным видом деятельности в детском саду наряду с игровой, коммуникативной, музыкальной, двигательной и изобразительной. И это не случайно, так как поисковая активность, выраженная в потребности исследовать окружающий мир, заложена генетически, является одним из главных и естественных проявлений детской психики.

Ребенок-дошкольник сам по себе уже является исследователем, проявляя живой интерес к различного рода исследовательской деятельности.

 Следовательно, чем активнее ребенок трогает, нюхает, экспериментирует, исследует, ощупывает, наблюдает, слушает, рассуждает, анализирует, сравнивает, то есть активно участвует в образовательном процессе, тем  быстрее развиваются его познавательные способности, и   повышается познавательная активность. Все знания и опыт усваиваются прочно и надолго.

  Таким образом, педагогам и родителям, необходимо так построить педагогический процесс и создать развивающую предметно-пространственною среду, чтобы они принесли  наибольший результат в познавательном развитии воспитанников, частности, – к экспериментированию.

В связи с этим перед нами встала задача организовать так работу по экспериментированию, чтобы удовлетворить потребности детей дошкольного возраста в исследовательской деятельности, что, в свою очередь, приведет к интеллектуальному и эмоциональному развитию.

--Проблема:
В реальной действительности  в дошкольных образовательных учреждениях данный метод (экспериментирование) применяется неоправданно редко. Несмотря на многие позитивные стороны, он пока не получил широкого распространения.

Проанализировав программно-методическое обеспечение по данному вопросу, была сформулирована цель проекта.

Цель проекта.

Создание центра экспериментирования в группе детского сада для организации исследовательской деятельности,  направленной на интеллектуальное и эмоциональное развитие детей. 

Для достижения этой цели были поставлены следующие задачи: 

Задачи:

Образовательные:

  • Формирование представление о предметах: их свойствах и качествах.
  • Формирование способности определять взаимосвязи между предметами и явлениями.
  • Формирование умения делать выводы, открытия.

Развивающие:

  • Развитие мыслительных способностей: сравнение, сопоставление, систематизация, обобщение, анализ.
  • Развитие мелкой моторики и координации движений.
  • Развитие визуального, слухового, сенсорного восприятия.
  • Развитие внимания и памяти.
  • Развитие речевых способностей.

Воспитательные:

  • Создание положительной мотивации к самостоятельному экспериментированию.
  • Создание дружеской атмосферы в группе во время проведения исследований.
  • Воспитание умения работать в коллективе, чувства взаимопомощи.
  • Воспитание усидчивости и аккуратности.

Подроект: долгосрочный

Участники подпроекта: дети дошкольного возраста от 3 до 7 лет.

Тип проекта: исследовательский.

Этапы проекта.

1. Подготовительный (мотивационный, информационно-накопительный).

- Анализ методической литературы.

- Выбор места для создания центра экспериментирования в группе.

- Разработка перспективного тематического плана работы с детьми.

- Подготовка дидактического и практического материала для проведения опытов.

2.Основной (практический).

- Создание центра экспериментирования в группе:

подготовка оборудования и материалов для экспериментирования и продуктивной деятельности детей;

подбор иллюстраций, детской научной литературы (энциклопедии и др.)

- Разработка группового проекта, конспектов непосредственной образовательной деятельности с элементами экспериментирования.

3. Заключительный.

- Презентация центров экспериментирования;

- Сюжетно-ролевая игра « Юные исследователи»;

-Картотека опытов и экспериментов;

Соответствие развивающей предметно-пространственной среды экологического центра развития требованиям ФГОС ДО.

В рамках подпроекта предусмотрено преобразовать развивающую предметно-пространственную среду  центра экспериментирования в соответствии с требованиями ФГОС дошкольного образования.

 

1.  Насыщенность развивающей предметно-пространственной среды.

 Центр экспериментирования планируется оснастить разнообразными средства обучения (в том числе технические), материалы (в том числе расходные), инвентарь, который позволит обеспечить игровую, познавательную, исследовательскую и творческую активность  детей, экспериментирование с материалами, доступными детям; в том числе развитие крупной и мелкой моторики; эмоциональное благополучие детей во взаимодействии с предметно-пространственным окружением; возможность самовыражения детей;

2. Трансформируемость – обеспечивать возможность изменений наполнения пространства в зависимости от образовательной ситуации, в том числе меняющихся интересов и возможностей детей;

3.  Вариативность – обеспечивать свободный выбор детей различных пространств, игрушек, оборудования и других материалов, стимулирующих различные виды активностей;

4. Полифункциональность – обеспечивать возможность разнообразного использования составляющих средств (дидактические игры, природный материал, наглядность.) в разных видах детской активности;

5.Доступность – обеспечивать свободный доступ воспитанников к играм, игрушкам, материалам, пособиям, обеспечивающим все основные виды детской активности;

6. Безопасность – все элементы оснащения должны соответствовать требованиям по обеспечению надёжности и безопасность их использования, такими как санитарно-эпидемиологические правила и нормативы и правила пожарной безопасности.

В своей работе мы используем такие методы и приёмы как:

1.Исследовательская, практическая  деятельность (работа с разным материалом, поиск, наблюдения, опыт).

2.Игровая деятельность (игры с песком, водой).

3.Словесные методы (проблемные ситуации, беседы с детьми). Рассказ педагога . Чтение энциклопедий, научной литературы.

4.Наглядные методы (рассматривание иллюстраций, разных объектов исследования).

5.Моделирование и проектирование совместно с детьми.

Задачи создания и функционирования центра:

Возрастная категория

Образовательные и развивающие задачи экспериментального уголка

Вторая младшая группа (3–4 года)

  • Расширение представлений об объектах живой и неживой природы;
  • совершенствование навыка предметной деятельности;
  • обучение умению использовать инструменты в практических исследованиях;
  • развитие внимания и памяти;
  • формирование речевых навыков.

Средняя группа (4–5 лет)

  • Формирование системы первоначальных научных представлений о свойствах предметов;
  • обучение планированию исследования совместно с воспитателем;
  • развитие наблюдательности и концентрации внимания;
  • развитие долгосрочной памяти;
  • развитие мыслительный способностей: сравнивание, обобщение, подведение итогов;
  • формирование умения устанавливать причинно-следственные связи.

Старшая группа (5–6 лет)

  • Расширение представлений о свойствах объектов действительности и связей между ними;
  • обучение самостоятельному планированию эксперимента: формулировка цели исследования, выдвижение гипотез, выбор способа проверки гипотезы, оценка результата;
  • развитие речевых способностей;
  • развитие логического типа мышления;
  • обучение проводить опыты с использованием приборов (весы, увеличительные стёкла, микроскоп);
  • формирование навыка коллективной деятельности.

Подготовительная к школе группа (6–7 лет)

  • Расширение представлений об окружающем мире, формирование способности изучать отдалённые явления (происходящие в атмосфере, земной коре, в космическом пространстве);
  • совершенствование способности самостоятельного планирования эксперимента и прогнозирования его результатов;
  • развитие аналитического и логического типов мышления;
  • включение в активный словарный запас дошкольников научных терминов;
  • совершенствование умения проводить исследования с использованием приборов (микроскопа, телескопа).

Наполняемость центра экспериментирования

Правильный выбор материалов и инструментов для детского экспериментирования, оптимально удобное и понятное их расположение в уголке — условия успешного формирования и развития практических навыков воспитанников в познании окружающего мира.

Возрастная группа

Дидактический

компонент

Материалы

Инструменты и ёмкости

Приборы

Вторая

младшая (3–4 года)

  • Книги познавательной направленности с красочными иллюстрациями (желательно, со страницами из плотной бумаги или картона);
  • расширенная подборка тематических альбомов («Вода в природе», «Как вырастает яблоня», «Какой бывает ветер», «Время суток»);
  • наборы предметов для игровых упражнений и самостоятельного экспериментирования: конструктор из крупных деталей, деревянные кубики, игрушки для занятий с водой, песком и ветром.

Расширенная база природного и бросового материала:

  • добавляются ореховые скорлупки, образцы древесины и ткани, крупные пуговицы, катушку, спичечные коробки;
  • из веществ добавляется глина и кинетический песок, мыло;
  • медицинские материалы: безопасные пипетки (из пластика), ватные диски.

Вертушки для игр с ветром, лупы, безопасные зеркальца для игр с солнечными зайчиками.

Добавляются приборы для изучения света и тени (игрушки театра теней, разноцветные линзы, бинокль, весы с двумя чашами).

Средняя

 (4–5 лет)

  • Расширенная подборка познавательных книг и альбомов;
  • Тематические коллекции образцов: «Запахи», «Камни», «Семена», «Ткани»;
  • дидактические игры: задания с картинками «Что будет, если…», «Какой предмет отбрасывает тень?», «Что будет если эти предметы нагреть?».

К природным материалам добавляются:

  • камешки, ракушки, семена, образцы почвы и бумаги;
  • новые вещества: пищевые красители, сода, мука;
  • новые мед. материалы: марганцовка, зелёнка, марля, ватные палочки.
  • Новые инструменты: воронки для фильтрования, пинцеты;
  • пополнение набора посуды: стеклянные сосуды.

Новые приборы: магниты разных размеров, компас, секундомер, линейки.

Старшая

 (5–6 лет)

  • Пополнение коллекции познавательных книг: иллюстрированные энциклопедии и атласы;
  • альбомы с алгоритмами выполнения опытов;
  • новый наглядные материалы: таблицы, макеты;
  • дидактические игры для возраста 5–6 лет: «Найди пару», «Укажи причину», «Найди все формы воды на картинке».
  • Новые материалы: мох, образцы стекла, пластмасс и металлов, проволока, верёвки и нитки, наждачная бумага, копирка;
  • технические материалы: шурупы, гайки, болты, скрепки, детали для сборки;
  • новые вещества: крахмал, уксус;
  • новые мед. материалы: шприцы без игл, спринцовки, зелёнка.
  • Пополнение инструментов: мерные ложки, отвёртки;
  • новая посуда: мерные стаканчики, колбы.

Новые приборы: песочные часы, микроскоп, подзорная труба.

Подготови-тельная (6–7 лет)

  • Новые познавательные книги: сборники опытов и экспериментов для детей, тематические энциклопедии;
  • новый наглядный материал: функциональные модели (работы, автоматизированные приборы);
  • настольные игры: «Магнитные эксперименты», «Природное электричество», «Секреты фокусов».

Этот раздел состоит из того же наполнения, что и для старшей группы.

Этот раздел состоит из того же наполнения, что и для старшей группы.

Новый прибор: телескоп.

Виды исследовательской деятельности дошкольников в центре экспериментирования:

  • игры-эксперименты. Во второй младших группах воспитатель организует занятия игровой направленности. Дети формируют первоначальные представления о свойствах воды, снега и льда, воздуха песка, играя: лепят пирожки из песка для кукол, замораживают воду в формочках, запускают в воду деревянные, пластиковые и резиновые игрушки, выдувают мыльные пузыри. В конце подобных занятий детям задаются вопросы: «Понравилась вам игра?», «Что нового мы узнали сегодня?», «Будем изучать другие предметы в уголке тётушки Совы?» Таким образом, акцентируется внимание на положительные эмоции от получения знаний.

Воспитатель показывает детям, как можно поиграть с водой, и объясняет, благодаря какому свойству воды возможны производимые детьми действия

  • моделирование. Воспитатель предлагает детям изучить какое-либо природное явление в уголке экспериментирования (водопад, снежный буран, вихрь, образование морской пены, камнепад и т. д.). Предварительно дети рассматривают наглядный материал: картинки/фотографии явления. Практическое задание заключается в имитации условий возникновения названного явления. Например, для моделирования бурунов (волн с пенистым гребнем) дети выполняют инструкции воспитателя: в контейнер наливают воду, добавляют немного жидкого мыла, аккуратно размешивают. Каждый воспитанник берёт пластиковую трубочку, опускает в воду и делает сильный выдох. Дети наблюдают, как поверхность воды приподнимается и возникает пенный гребень. Моделирование доступно самым маленьким исследователям, они могут сымитировать листопад (подбрасывая кусочки бумаги), весеннюю капель (набрав в сито снег и наблюдая его таяние) и т. д.

Воспитанники наблюдают процесс бурления воды и образования пены

  • Опыты. Чтобы детям было интересно достичь результата практического исследования, рекомендуется привнесение игрового элемента в занятие или проблемной ситуации. «Ребята, нам надо украсить ёлку во дворе! Попробуем сделать ледяные игрушки?», «Незнайка промок под дождём, покажем ему, как высушить одежду?», «Дети, к нам в группу пришла посылка с новым инструментом! Познакомимся?» План опытной деятельности младших и средних дошкольников проговаривается педагогом. Воспитатель показывает каждый пункт действий и следит за выполнением детьми. Дети старшей и подготовительной групп тренируются в самостоятельном построении структуры опыта, воспитатель помогает наводящими вопросами. За экспериментированием обязателен контроль педагогом.

Старшие дошкольники пробуют проводить опыты самостоятельно под наблюдением воспитателя

В уголке опытно-экспериментальной деятельности воспитанники учатся фиксировать результаты исследований. Журнал проведённых опытов в младших группах заполняется воспитателем, детям предлагается дополнить записи наклейками-символами. Старшие ребята самостоятельно заполняют бланки исследований при помощи символов, зарисовывают результат эксперимента.

Ожидаемый результат

1. Создание условий для  повышения  уровня мотивации у детей к экспериментальной деятельности, развития активной, самостоятельной, творческой личности.

2. Создание единого образовательно-развивающего пространства.

3. Улучшение качества работы педагога по данному направлению. Обобщение педагогического опыта, внедрение инновационных технологий и новых форм работы по детскому экспериментированию.

Работа с родителями

Совместно с родителями в группе была создана мини – библиотека, в которой собрана вся интересная литература, связанная с опытами и экспериментами и создана картотека  опытов и игр-экспериментов.

 Родителей были привлечены к работе по поиску информации и иллюстративного материала, к созданию познавательно-развивающей среды в группе.

Благодаря родителям, у нас появилась мини лаборатория, в которой дошкольник, в процессе экспериментирования, имеет возможность удовлетворить присущую ему любознательность, почувствовать себя учёным, исследователем, первооткрывателем.

С родителями и детьми собраны  разнообразные материалы, оборудования для экспериментирования и наблюдения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педагогический проект по созданию развивающей предметно-пространственной среды для организации детского экспериментирования и исследовательской деятельности. Мини-лаборатория Нолика

Создание центра экспериментирования в группах детского сада для организации исследовательской деятельности,  направленной на интеллектуальное и эмоциональное развитие детей....

Создание развивающей предметно-пространственной образовательной среды на основе собственных разработок, авторских пособий в соответствии с ФГОС дошкольного образования

Одним из главных показателей качества дошкольного образования является развивающая предметно-пространственная среда, созданная в соответствии с требованиями федеральных государственных стандартов дошк...

Организация образовательной деятельности через создание развивающей предметно-пространственной среды в разновозрастном детском сообществе "Светлячок" МБДОУ "Центр развития ребёнка - детский сад № 5 "Колокольчик" города Белёва Тульской обл.

Развивающие игры, представленные в развивающей среде разновозрастного детского сообщества «Светлячок», очень разнообразны по своему содержанию и, кроме того, как и любые игры, он...

Педагогический проект по созданию развивающей предметно-пространственной среды для организации детского экспериментирования и исследовательской деятельности. Мини-лаборатория»

Создание центра экспериментирования в группе детского сада для организации исследовательской деятельности,  направленной на интеллектуальное и эмоциональное развитие детей....

«Педагогический проект по созданию развивающей предметно-пространственной среды для организации детского экспериментирования и исследовательской деятельности. Мини-лаборатория»

Создание центра экспериментирования в группе детского сада для организации исследовательской деятельности,  направленной на интеллектуальное и эмоциональное развитие детей. Для достижения эт...

Статья "Создание развивающей предметно-пространственной среды для организации детского экспериментирования и исследовательской деятельности"

Развивающая предметно-пространственная среда дошкольной образовательной организации - одно из основных средств, формирующих личность ребенка, источник получения знаний и социального опы...