Статья "Создание развивающей предметно-пространственной среды для организации детского экспериментирования и исследовательской деятельности"
материал

Рылина Екатерина Ильинична

Развивающая предметно-пространственная среда дошкольной образовательной организации - одно из основных средств, формирующих личность ребенка, источник получения знаний и социального опыта. Она влияет на развтие ребенка, способствует его всестороннему развитию, и обеспечивает его психическое и эмоциональное благополучие. Все компоненты образовательной среды дошкольного учреждения выступают в единстве, они взаимосвязаны и взаимообусловлены.

Скачать:


Предварительный просмотр:

"Создание развивающей предметно-пространственной среды для организации детского экспериментирования и исследовательской деятельности".

Развивающая предметно-пространственная среда дошкольной образовательной организации - одно из основных средств, формирующих личность ребенка, источник получения знаний и социального опыта. Она влияет на развитие ребенка, способствует его всестороннему развитию, и обеспечивает его психическое и эмоциональное благополучие. Все компоненты образовательной среды дошкольного учреждения выступают в единстве, они взаимосвязаны и взаимообусловлены.

На протяжении всего дошкольного детства наряду с игровой деятельностью огромное значение в развитии личности ребенка имеет познавательная деятельность, как процесс усвоения знаний, умений, навыков. Интерес дошкольника к окружающему миру, желание освоить все новое - основа формирования общего развития ребёнка, его дальнейшего успешного обучения в школе.  Понимая, какое значение имеет поисковая деятельность в развитии познавательной активности детей, их интеллектуальных способностей, одним из видов деятельности мы выбрали детское экспериментирование.

Экспериментальную деятельность в детском саду можно считать ведущей. Дошкольники с удовольствием участвуют в проведении игр-экспериментов. Метод исследовательской деятельности развивает у детей наблюдательность, активность, самостоятельность, способствует становлению дружеской атмосферы и сплочённости коллектива. В процессе детского экспериментирования дети учатся видеть и выделять проблему, принимать и ставить цель, анализировать, находить существенные признаки, связи, выдвигать гипотезы, строить сложные предложения, отбирать материал для самостоятельной деятельности, делать выводы. Дети очень много задают вопросов: почему? зачем? что будет? И не всегда можно ответить так, чтобы ребенок понял. Поэтому, в процессе экспериментирования дошкольник получает возможность удовлетворить присущую ему любознательность, найти ответ на множество интересующих вопросов.

Очень часто педагоги стараются избегать исследовательской деятельности, в частности заниматься экспериментированием, оправдывая себя тем, что трудно найти и сформулировать проблему исследования, ведь любое исследование требует больших затрат, нет хорошей материальной базы и т.д. Уверяю вас, что это не так!

Опыты я начала проводить с детьми ещё в младшей группе, чтобы к периоду старшего дошкольного возраста пробудить в них желание самостоятельно экспериментировать. Затем, совместно с родителями, была создана мини лаборатория, которая оснащена необходимым оборудованием и материалами для реализации предлагаемой работы. Она своевременно пополняется и изменяется в соответствии с возрастной спецификой воспитанников, «растёт» вместе с нами.  Она  дает ребятам  возможность просматривать познавательные  книги, тематические альбомы, пользоваться материалами и схемами для самостоятельного  проведения опытов.

 Во время занятий провожу один-два эксперимента и в конце обязательно показываю свой эксперимент в виде фокуса. После этого у детей возникает множество вопросов, в основе которых лежит познавательный мотив. Я не всегда рассказываю, как и почему так бывает, а способствую тому, чтобы дети нашли ответ самостоятельно. На следующем занятии я повторяю свой эксперимент, и мы начинаем рассуждать, выдвигать различные предположения. Затем проводим проверку гипотез, выдвинутых детьми, и подводим итог эксперимента - делаем вывод. Для закрепления в альбоме фиксируем результаты экспериментирования. Работа в лаборатории находит отражение и в творческой деятельности детей.

В 2022-2023 учебном году совместно с воспитанницей подготовительной группы     был осуществлён исследовательский проект «Соль - чудесный минерал», в ходе которого  мальчишки и девчонки всей группы узнали, что соль - не только важный продукт, но и отличный материал для творческой деятельности. После совместного чтения и обсуждения сказки «Золото и соль», у Кристины возник вопрос: «Откуда берется соль?». Совместно с ней мы разработали план нашей исследовательской деятельности, поставили перед собой цели, задачи для экспериментирования, подобрали познавательную, научную литературу. Вместе с нами ребята группы с большим увлечением рассматривали иллюстрации, фотографии мест добычи соли, её разновидности (мелкая, крупная, каменная, поваренная, цветная, морская), просили прочитать статьи, которые их заинтересовали.

Интерес к этой теме у ребят возрос. Им захотелось провести эксперименты и опыты с солью. Всей группой мы провели опыты «Нетающий иней», «Шипучая бомбочка»,  «Картина из соли». Ребята приняли участие в мастер-классе «Шипучая бомбочка», где в роли мастера выступила Кристина. Ребята с большим удовольствием  делали свои бомбочки! С ещё большим увлечением они рисовали с помощью соли картины!  

Проект занял первое место на муниципальном туре Всероссийского конкурса исследовательских работ и творческих проектов дошкольников и младших школьников "Я - исследователь» и  третье место на региональном туре.

Мы считаем, что овладение дошкольниками разными способами познания, в том числе и экспериментированием, способствует развитию активной, самостоятельной, творческой личности. Экспериментирование дает детям возможность почувствовать себя исследователем, ученым, первооткрывателем, найти ответы на все интересующие вопросы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педагогический проект по созданию развивающей предметно-пространственной среды для организации детского экспериментирования и исследовательской деятельности. Мини-лаборатория Нолика

Создание центра экспериментирования в группах детского сада для организации исследовательской деятельности,  направленной на интеллектуальное и эмоциональное развитие детей....

Организация развивающей предметно-пространственной образовательной среды для детей раннего возраста в соответствии с образовательными областями по ФГОС.

Организация развивающей предметно-пространственной образовательной среды для детейраннего возраста в соответствии с образовательными областями по ФГОС....

Организация развивающей предметно-пространственной образовательной среды в условиях ФГОС ДО

Организация развивающей предметно- пространственной среды в физкультурном зале в структурном подразделении "ОДОД" в условиях ФГОС ДО...

Представление опыта на ГМО по теме "Организация развивающей предметно-пространственной макро-среды территории детского детского сада"

1.        Основной формой работы с дошкольниками и ведущим видом деятельности для них является игра. Именно поэтому мы испытываем повышенный интерес к насыщению и об...

«Педагогический подпроект по созданию развивающей предметно-пространственной среды для организации детского экспериментирования и исследовательской деятельности.

В соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования познавательно-исследовательская деятельность является основным видом деятельности в детском саду наряду ...

Педагогический проект по созданию развивающей предметно-пространственной среды для организации детского экспериментирования и исследовательской деятельности. Мини-лаборатория»

Создание центра экспериментирования в группе детского сада для организации исследовательской деятельности,  направленной на интеллектуальное и эмоциональное развитие детей....

«Педагогический проект по созданию развивающей предметно-пространственной среды для организации детского экспериментирования и исследовательской деятельности. Мини-лаборатория»

Создание центра экспериментирования в группе детского сада для организации исследовательской деятельности,  направленной на интеллектуальное и эмоциональное развитие детей. Для достижения эт...