Педагогический проект по созданию развивающей предметно-пространственной среды для организации детского экспериментирования и исследовательской деятельности. Мини-лаборатория Нолика
проект по окружающему миру (подготовительная группа) на тему
Создание центра экспериментирования в группах детского сада для организации исследовательской деятельности, направленной на интеллектуальное и эмоциональное развитие детей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
laboratoriya_nolika._pedagogicheskiy_proekt.doc | 29.51 КБ |
Предварительный просмотр:
Представление педагогического опыта по теме:
«Педагогический проект по созданию развивающей предметно-пространственной среды для организации детского экспериментирования и исследовательской деятельности. Мини-лаборатория Нолика»
Актуальность проекта.
Современные дети живут и развиваются в эпоху информатизации. В условиях быстро меняющейся жизни от человека требуется не только владение знаниями, но и в первую очередь умение добывать эти знания самому и оперировать ими, мыслить самостоятельно и творчески. Мы хотим видеть наших воспитанников любознательными, общительными, самостоятельными, творческими личностями, умеющими ориентироваться в окружающей обстановке, решать возникающие проблемы. Превращение ребенка в творческую личность зависит во многом от нас, педагогов, от технологии педагогического процесса, в связи с этим, одна из основных задач детского сада поддержать и развить в ребенке интерес к исследованиям, открытиям, создать необходимые для этого условия.
Ребенок рождается исследователем. Неутолимая жажда новых впечатлений, любопытство, постоянное стремление наблюдать и экспериментировать, самостоятельно узнавать новые сведения о мире, рассматриваются как важнейшие черты детского поведения. Удовлетворяя свою любознательность в процессе активной познавательно-исследовательской деятельности, которая в естественной форме определяется в виде детского экспериментирования, ребенок с одной стороны расширяет представления о мире, с другой - начинает овладевать основополагающими культурными формами упорядочения опыта: причинно-следственными, пространственно-временными отношениями, позволяющими связать отдельные представления в целостную картину мира.
Деятельность экспериментирования способствует формированию у детей познавательного интереса, развивает наблюдательность, мыслительную деятельность. Для того чтобы экспериментирование стало ведущим видом деятельности, оно должно возникать по инициативе самого ребенка. Обязательным элементом образа жизни дошкольников является участие в разрешении проблемных ситуаций, в проведении элементарных опытов, экспериментировании, в изготовлении моделей.
Но очень часто в детских садах на занятиях преподносят готовые истины, готовые выводы и обобщения. И вместо того, чтобы ребенку самому обследовать, наблюдать, экспериментировать, сравнивать, творить, получать какой-либо результат, он вынужден выслушивать от педагогов готовые сведения и отчеты о том, как познавали мир другие люди, и что они когда-то узнали об изучаемом объекте. Такое обучение можно назвать пассивным, то есть ребенок пассивно слушает, запоминает, но сам в активном изучении объекта не участвует. Способом пассивного обучения у ребенка нет шансов развить высокую познавательную активность. Следовательно, в будущем он не будет научен самостоятельно учиться и самостоятельно добывать знания. И вот пока дети не утратили интерес к познанию, исследованию окружающего мира, нужно помогать им, открывать как можно больше тайн живой и неживой природы экспериментируя с ним.
Китайская пословица гласит: «Расскажи – и я забуду, покажи – и я запомню, дай попробовать и я пойму». Так и ребенок усваивает все прочно и надолго, когда слышит, видит и делает сам. При активном действии ребенка в процессе познания действуют все органы чувств. Учеными доказано, что чем больше органов чувств одновременно участвуют в процессе познания, тем лучше человек ощущает, запоминает, осмысливает, понимает, усваивает, закрепляет изучаемый материал.
Следовательно, чем активнее ребенок трогает, нюхает, экспериментирует, исследует, ощупывает, наблюдает, слушает, рассуждает, анализирует, сравнивает, то есть активно участвует в образовательном процессе, тем быстрее развиваются его познавательные способности, и повышается познавательная активность. Все знания и опыт усваиваются прочно и надолго.
Таким образом, педагогам и родителям, необходимо так построить педагогический процесс и создать развивающую предметно-пространственною среду, чтобы они принесли наибольший результат в познавательном развитии воспитанников.
Проанализировав программно-методическое обеспечение по данному вопросу, была сформулирована цель проекта.
Цель проекта.
Создание центра экспериментирования в группах детского сада для организации исследовательской деятельности, направленной на интеллектуальное и эмоциональное развитие детей.
Для достижения этой цели были поставлены следующие задачи:
1.Создать условия для познавательной активности, повышать исследовательскую деятельность детей в процессе опытов и экспериментов.
2. Организовать работу в центре экспериментирования.
3. Создать необходимые условия для взаимодействия с семьями воспитанников по данному направлению.
Тип проекта - долгосрочный.
Адресная направленность проекта.
Данный проект рассчитан на родителей, педагогов, образовательного учреждения. Проект раскрывает формы работы и особенности её организации, а также психолого-педагогические условия обучения и воспитания дошкольников, соблюдение которых способствует успешной реализации проекта в рамках ДОУ.
Ожидаемый результат
1. Создание условий для повышения уровня мотивации у детей к экспериментальной деятельности, развития активной, самостоятельной, творческой личности.
2. Создание единого образовательно-развивающего пространства объединяющего педагогический коллектив дошкольного учреждения.
3. Улучшение качества работы каждого педагога по данному направлению. Обобщение педагогического опыта, внедрение инновационных технологий и новых форм работы по детскому экспериментированию. Повышение теоретического и профессионального уровня педагогов.
Этапы проекта.
1. Подготовительный (мотивационный, информационно-накопительный).
- Анализ методической литературы.
- Выбор места для создания центра экспериментирования в группах.
- Разработка перспективного тематического плана работы с детьми.
- Подготовка дидактического и практического материала для проведения опытов.
2.Основной (практический).
- Создание центра экспериментирования в группах:
подготовка оборудования и материалов для экспериментирования и продуктивной деятельности детей;
подбор иллюстраций, детской научной литературы (энциклопедии и др.)
- Подбор консультативного материала для педагогов и родителей.
- Разработка группового проекта, конспектов непосредственной образовательной деятельности с элементами экспериментирования.
3. Заключительный.
- Презентация центров экспериментирования по группам.
- Фотовыставка « Юные исследователи».
В ходе реализации образовательного проекта «Хочу всё знать. Мини-лаборатория Нолика», направленного на создание развивающей предметно-пространственной среды для организации детского экспериментирования и исследовательской деятельности были сделаны следующие выводы:
- Для качественного проведения экспериментов очень важен правильный подбор дидактического материала и оборудования. Неотъемлемая черта развивающей среды – эмоциональная насыщенность. То, что привлекательно, забавно, интересно, пробуждает любопытство и довольно легко запоминается. Не следует забывать, что особенно легко запоминается и долго сохраняется в памяти тот материал, с которым ребёнок что-то делал сам: ощупывал, вырезал, строил, составлял, изображал. Дети должны приобретать опыт творческой, поисковой деятельности, выдвижение новых идей, актуализации прежних знаний при решении новых задач.
В группах детского сада созданы необходимые условия и творческая среда для развития познавательной активности дошкольников, через экспериментальную и опытническую деятельность.
В младших группах оборудованы мини – лаборатории для проведения исследований, где находится специальная посуда, простые приборы, объекты неживой природы, ёмкости с песком и водой, емкости с сыпучими продуктами и т. д.
В старших группах созданы центры экспериментирования. Материалы распределяются по разным разделам, которые расположены в доступном для свободного экспериментирования месте и в достаточном количестве. В уголке экспериментирования имеется различное оборудование, приборы – помощники: увеличительные стекла; разнообразные сосуды из различных материалов разного объема и формы; природный материал; разные виды бумаги; красители: пищевые и непищевые; медицинские материалы и т. д.
В группе для детей с нарушением зрения «Реченька» созданы определённые условия для удовлетворения познавательной активности детей. Есть специальный центр науки «Мини-лаборатория Нолика», где ребята знакомятся и закрепляют свойства живой и неживой природы, свойства разных материалов, узнают, как ведут себя вода, воздух и песок, ставят опыты и фиксируют полученные результаты. Все материалы находятся в свободном доступе для детей.
Вместе с героем – Фиксиком ребенок чувствует себя ученым, исследователем, а взрослый является равноправным партнером, соучастником деятельности, что позволяет ребенку проявлять собственную исследовательскую (познавательную) активность.
В центре науки находится разный материал: весы, микроскоп, лупы, мерные ложечки и сосуды, песочницы и т.д. В центре науки проводим долгосрочные наблюдения-эксперименты за растениями.
В данном центре проводятся мероприятия для воспитанников всего сада. Данная форма работы позволяет создавать условия для общения детей и взрослых разных групп между собой, их совместной деятельности.
- Второй вывод, который мы сделали это необходимость использования различных форм, методов и приёмом в работе с детьми по данному направлению.
Экспериментальная деятельность организуется в трёх основных формах:
- Совместная деятельность педагога с детьми;
- Самостоятельная деятельность детей;
- Организованная образовательная деятельность(занятие является итоговой формой работы по какой-то исследуемой проблеме, позволяющей систематизировать представления детей (1 раз в месяц)).
При осуществлении и для более успешного проведения и результативности экспериментально – исследовательской деятельности с детьми педагогу необходимо твердо знать структуру эксперимента и особенности экспериментирования в разных возрастных группах.
В каждом эксперименте можно выделить последовательность сменяющих друг друга этапов. Это –
1. Осознание того, что хочешь узнать.
2. Формулирование задачи исследования.
3. Продумывание методики экспериментирования.
4. Выслушивание инструкций и критических замечаний.
5. Прогнозирование результатов.
6. Выполнение работы.
7. Соблюдение правил безопасности.
8. Наблюдение результатов
9. Фиксирование результатов.
10. Анализ полученных данных.
11. Словесный отчет об увиденном.
12. Формулирование выводов.
Очень важно сделать в начале года перспективное планирование экспериментальной деятельности дошкольников. Планирование детской экспериментальной деятельности включает в себя:
-экспериментальную деятельность, организованную педагогом;
-познавательные занятия с элементами экспериментирования;
- демонстрационные опыты, реализуемые педагогом совместно с детьми;
-долгосрочные наблюдения-эксперименты.
В своей работе педагогам следует применять такие методы и приёмы как:
1.Исследовательская, практическая деятельность (работа с разным материалом, поиск, наблюдения, опыт).
2.Игровая деятельность (игры с песком, водой).
3.Словесные методы (проблемные ситуации, беседы с детьми). Рассказ педагога (что такое вулкан, что с ним происходит). Чтение энциклопедий, научной литературы.
4.Наглядные методы (рассматривание иллюстраций, разных объектов исследования).
5.Моделирование и проектирование совместно с детьми.
Детские проекты также включают основные элементы исследования: выделение и постановка проблем (выбор темы исследования), выработка гипотез; поиск и предложение возможных вариантов решения; сбор материала; обобщение полученных данных; подготовка и защита проекта (сообщение, доклад, создание макета...). Толчком к началу детского проекта может послужить удивление, любопытство, выдвинутая кем - то проблема или просьба. Чем больше ребенок задаст вопросов, тем лучше. Эти вопросы помогают собрать как можно больше исходного материала, который потом будет классифицироваться.
Важно так организовать детскую деятельность, в том числе самостоятельную, чтобы воспитанник упражнял себя в умении наблюдать, запоминать, сравнивать, действовать, добиваться поставленной цели.
Опытно – экспериментальная деятельность должна соответствовать возрасту и возможностям детей.
Все мероприятия необходимо проводить в непринуждённой и увлекательной атмосфере игры. Играя, ребёнок знакомится с окружающим миром, легче и охотнее учится новому. И, что особенно важно, играя, он учится. Очень важно поощрять и воспитывать привычку учиться, которая, безусловно, станет залогом его дальнейших успехов.
С малышами можно проводить игры с водой: «Водичка-водичка», «Кто живёт в воде? », «Сказка о том, как радуга в воде купалась», «Мыльные пузыри» и др.
Игры с песком: «Песочные человечки», «Маленький художник», «Лепим куличики», «Пускаем кораблики».
Игры с камешками: «Сказка о камешках», «Брызгалки».
В средней группе работа ведется с небольшими усложнениями, дети более осознанно относятся к проведению игр-опытов: со снегом, льдом, деревом, камнями.
К старшему дошкольному возрасту заметно возрастают возможности поисковой, исследовательской деятельности, направленной на «открытие» нового, которые развивают продуктивные формы мышления. При этом главным фактором выступает характер деятельности. С детьми можно проводить следующие опыты и эксперименты:
-Экспериментирование с песком, глиной (Уточнить представления о свойствах песка и глины.)
-Опыты с водой (Помочь выделить факторы внешней среды, необходимые для роста и развития растений (вода, свет, тепло) .
-Экспериментирование с воздухом (Дать представления об источниках загрязнения воздуха; формировать желание заботиться о чистоте воздуха).
-Наблюдение за жизнью растений, животных.(Что выделяет растение? Почему цветы осенью вянут? Могут ли животные жить в земле?)
-Экспериментирование с предметами (Мир бумаги, путешествие в мир стеклянных предметов, легкая пластмасса, как достать скрепку из воды, не замочив рук и др.)
Поскольку сложность экспериментов возрастает и самостоятельность детей повышается, необходимо еще больше внимания уделять соблюдению правил безопасности. В этом возрасте дети довольно хорошо запоминают инструкции, понимают их смысл, но из-за несформированности произвольного внимания часто забывают об указаниях и могут травмировать себя или товарищей. Таким образом, предоставляя детям самостоятельность, воспитатель должен очень внимательно следить за ходом работы и за соблюдением правил безопасности, постоянно напоминать о наиболее сложных моментах эксперимента.
Важно включать экспериментирование в различные виды деятельности: в игру, труд, прогулки, наблюдения, самостоятельную деятельность. Это способствует поддержанию познавательного интереса детей.
Именно такое многообразие методов и приёмов позволяет развивать познавательную активность и любознательность детей.
3.Третий вывод заключается в необходимости тесно сотрудничать с родителями воспитанников для организации экспериментальной деятельности.
Известно, что ни одну воспитательную или образовательную задачу нельзя успешно решить без плодотворного контакта с семьей. Семья оказывает большое внимание на развитие познавательных способностей, интересов детей. В домашней обстановке, во время совместных прогулок, игр с родителями имеются благоприятные условия для расширения кругозора, развития речи. Свое общение с родителями необходимо строить на основе сотрудничества. Использовать различные методы взаимодействия с семьей: наглядные, словесные, практические. С этой целью проводятся консультации об исследовательской деятельности, оформляются ширмы, выпускаются буклеты и т.п. Организуемая с семьей работа помогает нацелить родителей на необходимость поддержания в ребенке пытливости, любознательности, не только позволяет вовлечь родителей в образовательный процесс, но и сплачивает семью (многие задания выполняются совместно). Дети с удовольствием рассказывают о своих открытиях родителям, ставят такие же и более сложные опыты дома, учатся ставить проблемы, выдвигать гипотезы и самостоятельно решать их.
Родители помогают в оборудовании уголка экспериментирования, пополнении необходимыми материалами, способствуют удовлетворению познавательных интересов экспериментированием в домашних условиях.
Таким образом, опираясь на педагогический опыт, на научный опыт выдающихся исследователей А.И.Савенкова, Л.Венгера и многих других, можно сделать вывод о том, что исследовательская деятельность, во-первых, способствует развитию, как познавательной потребности, так и творческой деятельности; во-вторых, учит самостоятельному поиску, открытию и усвоению нового; в-третьих, облегчает овладение методом научного познания в процессе поисковой деятельности, способствует творческому развитию личности, являясь одним из направлений развития детской одаренности.
Я уверена, что систематические игры – экспериментирования, занятия с опытами во всех видах и формах - являются необходимым условием успешного становления личности дошкольника, развитию познавательного интереса, воспитанию потребности к целостному восприятию окружающего мира.
Правильно организованная развивающая предметно-пространственная среда направленная на создание условий для детского экспериментирования и исследовательской деятельности является залогом успеха проводимой педагогами образовательной работы.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Педагогический проект по совершенствованию развивающей предметно-пространственной среды в группе раннего возраста «Маленькая страна».
Цель: Совершенствование развивающей предметно-пространственной среды в группе раннего возраста для обеспечения комфортного пребывания и развития ребенка с учётом ФГОС ДО....
«Педагогический подпроект по созданию развивающей предметно-пространственной среды для организации детского экспериментирования и исследовательской деятельности.
В соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования познавательно-исследовательская деятельность является основным видом деятельности в детском саду наряду ...
Педагогический проект по созданию развивающей предметно-пространственной среды для организации детского экспериментирования и исследовательской деятельности. Мини-лаборатория»
Создание центра экспериментирования в группе детского сада для организации исследовательской деятельности, направленной на интеллектуальное и эмоциональное развитие детей....
«Педагогический проект по созданию развивающей предметно-пространственной среды для организации детского экспериментирования и исследовательской деятельности. Мини-лаборатория»
Создание центра экспериментирования в группе детского сада для организации исследовательской деятельности, направленной на интеллектуальное и эмоциональное развитие детей. Для достижения эт...
Инновационно-образовательный проект Тема «Создание развивающей предметно-пространственной среды по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников»
Патриотизм – сложное и высокое человеческое чувство, оно так многогранно по своему содержанию, что неопределимо несколькими словами. Это и любовь к родным и близким людям, и к малой Родине, и го...
Проект по созданию Развивающей предметно-пространственной среды в группе раннего возраста.
Даже для самого маленького ребенка имеет огромное значение в его жизни чувственный опыт....
Статья "Создание развивающей предметно-пространственной среды для организации детского экспериментирования и исследовательской деятельности"
Развивающая предметно-пространственная среда дошкольной образовательной организации - одно из основных средств, формирующих личность ребенка, источник получения знаний и социального опы...