«Педагогический проект по созданию развивающей предметно-пространственной среды для организации детского экспериментирования и исследовательской деятельности. Мини-лаборатория»
проект (старшая группа)
Создание центра экспериментирования в группе детского сада для организации исследовательской деятельности, направленной на интеллектуальное и эмоциональное развитие детей.
Для достижения этой цели были поставлены следующие задачи:
Задачи:
1.Создать условия для познавательной активности, повышать исследовательскую деятельность детей в процессе опытов и экспериментов.
2. Организовать работу в центре экспериментирования.
3. Создать необходимые условия для взаимодействия с семьями воспитанников по данному направлению.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
dokument_microsoft_word_2.docx | 132.45 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
Зареченская СОШ дошкольное отделение детский сад № 9
(МАОУ Зареченская СОШ ДО ДС № 9)
ул. Медовая. дом 5, р.п. Заречье, Одинцовский городской округ, Московская область, 143085
«Педагогический проект по созданию развивающей предметно-пространственной среды для организации детского экспериментирования и исследовательской деятельности. Мини-лаборатория»
Автор: Григорян Н.А.
Актуальность. В соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования познавательно-исследовательская деятельность является основным видом деятельности в детском саду наряду с игровой, коммуникативной, музыкальной, двигательной и изобразительной. И это не случайно, так как поисковая активность, выраженная в потребности исследовать окружающий мир, заложена генетически, является одним из главных и естественных проявлений детской психики.
Ребенок-дошкольник сам по себе уже является исследователем, проявляя живой интерес к различного рода исследовательской деятельности.
Следовательно, чем активнее ребенок трогает, нюхает, экспериментирует, исследует, ощупывает, наблюдает, слушает, рассуждает, анализирует, сравнивает, то есть активно участвует в образовательном процессе, тем быстрее развиваются его познавательные способности, и повышается познавательная активность. Все знания и опыт усваиваются прочно и надолго.
Таким образом, педагогам и родителям, необходимо так построить педагогический процесс и создать развивающую предметно-пространственною среду, чтобы они принесли наибольший результат в познавательном развитии воспитанников, частности, – к экспериментированию.
В связи с этим перед нами встала задача организовать так работу по экспериментированию, чтобы удовлетворить потребности детей дошкольного возраста в исследовательской деятельности, что, в свою очередь, приведет к интеллектуальному и эмоциональному развитию.
Проблема:
В реальной действительности в дошкольных образовательных учреждениях данный метод (экспериментирование) применяется неоправданно редко. Несмотря на многие позитивные стороны, он пока не получил широкого распространения.
Проанализировав программно-методическое обеспечение по данному вопросу, была сформулирована цель проекта.
Цель проекта.
Создание центра экспериментирования в группе детского сада для организации исследовательской деятельности, направленной на интеллектуальное и эмоциональное развитие детей.
Для достижения этой цели были поставлены следующие задачи:
Задачи:
1.Создать условия для познавательной активности, повышать исследовательскую деятельность детей в процессе опытов и экспериментов.
2. Организовать работу в центре экспериментирования.
3. Создать необходимые условия для взаимодействия с семьями воспитанников по данному направлению.
Тип проекта: исследовательский.
Этапы проекта.
1. Подготовительный (мотивационный, информационно-накопительный).
- Анализ методической литературы.
- Выбор места для создания центра экспериментирования в группе.
- Разработка перспективного тематического плана работы с детьми.
- Подготовка дидактического и практического материала для проведения опытов.
2.Основной (практический).
- Создание центра экспериментирования в группе:
подготовка оборудования и материалов для экспериментирования и продуктивной деятельности детей;
подбор иллюстраций, детской научной литературы (энциклопедии и др.)
- Разработка группового проекта, конспектов непосредственной образовательной деятельности с элементами экспериментирования.
3. Заключительный.
- Презентация центров экспериментирования;
- Сюжетно-ролевая игра « Юные исследователи»;
-Картотека опытов и экспериментов;
Соответствие развивающей предметно-пространственной среды экологического центра развития требованиям ФГОС ДО.
В рамках подпроекта предусмотрено преобразовать развивающую предметно-пространственную среду центра экспериментирования в соответствии с требованиями ФГОС дошкольного образования.
1. Насыщенность развивающей предметно-пространственной среды.
Центр экспериментирования планируется оснастить разнообразными средства обучения (в том числе технические), материалы (в том числе расходные), инвентарь, который позволит обеспечить игровую, познавательную, исследовательскую и творческую активность детей, экспериментирование с материалами, доступными детям; в том числе развитие крупной и мелкой моторики; эмоциональное благополучие детей во взаимодействии с предметно-пространственным окружением; возможность самовыражения детей;
2. Трансформируемость – обеспечивать возможность изменений наполнения пространства в зависимости от образовательной ситуации, в том числе меняющихся интересов и возможностей детей;
3. Вариативность – обеспечивать свободный выбор детей различных пространств, игрушек, оборудования и других материалов, стимулирующих различные виды активностей;
Игровой и наглядный материал будет периодически меняться, будут вноситься новые пособия и атрибуты, стимулирующие деятельность детей. В зависимости от реализуемой темы дидактический и игровой материал будет пополняться.
4. Полифункциональность – обеспечивать возможность разнообразного использования составляющих средств (дидактические игры, природный материал, наглядность.) в разных видах детской активности;
5.Доступность – обеспечивать свободный доступ воспитанников к играм, игрушкам, материалам, пособиям, обеспечивающим все основные виды детской активности;
- Безопасной – все элементы оснащения должны соответствовать требованиям по обеспечению надёжности и безопасность их использования, такими как санитарно-эпидемиологические правила и нормативы и правила пожарной безопасности. РППС ДОО в соответствии с ФГОС ДО должна обеспечивать и гарантировать:
В своей работе мы используем такие методы и приёмы как:
1.Исследовательская, практическая деятельность (работа с разным материалом, поиск, наблюдения, опыт).
2.Игровая деятельность (игры с песком, водой).
3.Словесные методы (проблемные ситуации, беседы с детьми). Рассказ педагога . Чтение энциклопедий, научной литературы.
4.Наглядные методы (рассматривание иллюстраций, разных объектов исследования).
5.Моделирование и проектирование совместно с детьми.
Содержание центра развития экспериментирования и исследования:
Задачи центра экспериментирования:
• развитие первичных естественнонаучных представлений;
• наблюдательности;
• любознательности;
• активности;
• мыслительных операций (анализ, сравнение, обобщение, классификация, наблюдение);
• формирование умений комплексно обследовать предмет.
Требования при оборудовании центра экспериментирования в группе:
• безопасность для жизни и здоровья детей;
• достаточность;
• доступность расположения.
В центре экспериментальной деятельности (мини-лаборатория, центр науки )должны быть выделены:
1) место для постоянной выставки, где размещают музей, различные коллекции, экспонаты, редкие предметы (раковины, камни, кристаллы, перья и т. п.);
2) место для приборов;
3) место для хранения материалов (природного, "бросового");
4) место для проведения опытов;
5) место для неструктурированных материалов (песок, вода, опилки, стружка, пенопласт и др.).
Материалы данной зоны распределяются по следующим направлениям : «Песок и вода», «Звук», «Магниты», «Бумага», «Свет», «Стекло и пластмасса», «Резина».
Центр экспериментирования делится на следующие компоненты:
• Компонент дидактический
• Компонент оборудования
• Компонент стимулирующий
Дидактический компонент
• Познавательные книги
• Атласы
• Тематические альбомы
• Серии картин с изображением природных сообществ
• Схемы, таблицы, модели с алгоритмами выполнения опытов
Для организации самостоятельной детской деятельности могут быть разработаны:
1. Алгоритмы выполнения опытов.
2. Карточки-схемы проведения экспериментов, опытов. Совместно с детьми разрабатываются условные обозначения, разрешающие и запрещающие знаки.
3. Правила поведения в центре экспериментирования.
Компонент оборудования приборы-помощники:
• микроскоп, лупы, увеличительные стекла;
• весы, безмен;
• песочные, механические часы;
• компас;
• магниты;
• портновский метр, линейки, треугольник т. д.
Компонент стимулирующий
• разнообразные сосуды из различных материалов (пластмасса, стекло, металл, керамика) разной конфигурации и объема;
• сита, воронки разного размера и материала;
•природный материал: камешки, глина, песок, ракушки, шишки, перья, мох, листья и др. ;
•утилизированный материал: проволока, кусочки кожи, меха, ткани, пластмассы, пробки и др. ;
•технические материалы: гайки, скрепки, болты, гвоздики и др. ;
•разные виды бумаги: обычная, картон, наждачная, копировальная и др. ;
•красители: пищевые и непищевые (гуашь, акварельные краски);
•медицинские материалы: пипетки, колбы, деревянные палочки, шприцы (без игл, мерные ложки, мензурки, резиновые груши и др. ;
•прочие материалы: зеркала, воздушные шары, масло, мука, соль, сахар, цветные и прозрачные стекла, и др.
В качестве лабораторной посуды используются стаканчики из-под йогуртов, из-под мороженого, пластиковые бутылочки. Наглядно показывают детям возможность вторичного использования материалов, которые в избытке выбрасываются и загрязняют окружающую среду. Это очень важный воспитательный момент. Важно, чтобы все было подписано или нарисованы схемы – обозначения. Можно использовать различные баночки с крышками и киндер – сюрпризы.
Материал для проведения опытов в уголке экспериментирования меняется в соответствии с планом работы.
Опыты помогают развивать мышление, логику, творчество ребенка, позволяют наглядно показать связь между живым и не живым в природе. Исследования представляют возможности ребенку самому найти ответы на вопросы “Как?” “Почему?”.
В центре экспериментальной деятельности
в младшей группе должны быть:
• книги познавательного характера для младшего возраста;
• тематические альбомы;
•коллекции: семена разных растений, шишки, камешки, коллекции "Подарки": (зимы, весны, осени, "Ткани", "Бумага", "Пуговицы";
• мини-музей (тематика различна, например "камни", чудеса из стекла" и др.);
• песок, глина;
• набор игрушек резиновых и пластмассовых для игр в воде;
• материалы для игр с мыльной пеной;
• красители - пищевые и непищевые (гуашь, акварельные краски и др.);
• семена бобов, фасоли, гороха;
• некоторые пищевые продукты (сахар, соль, крахмал, мука).
Простейшие приборы и приспособления:
• лупы, сосуды для воды, "ящик ощущений" (чудесный мешочек, зеркальце для игр с "солнечным зайчиком", контейнеры из "киндер-сюрпризов" с отверстиями, внутрь помещены вещества и травы с разными запахами;
• "бросовый материал": веревки, шнурки, тесьма, катушки деревянные, прищепки, пробки;
• семена бобов, фасоли, гороха;
• на видном месте вывешиваются правила работы с материалами, доступные детям младшего возраста;
• персонажи, наделенные определенными чертами ("Почемучка") от имени которого моделируется проблемная ситуация;
• карточки-схемы проведения экспериментов (заполняется воспитателем): ставится дата, опыт зарисовывается.
В центре экспериментальной деятельности
в средней группе могут быть:
• тематические альбомы;
• книги познавательного характера для среднего возраста;
•коллекции: семена разных растений, шишки, камешки, коллекции "Подарки": (зимы, весны, осени, "Ткани", "Бумага", "Пуговицы";
• мини-музей (тематика различна, например "камни", чудеса из стекла" и др.);
• песок, глина;
• набор игрушек резиновых и пластмассовых для игр в воде;
• материалы для игр с мыльной пеной;
• красители - пищевые и непищевые (гуашь, акварельные краски и др.);
• семена бобов, фасоли, гороха, косточки, скорлупа орехов;
• некоторые пищевые продукты (сахар, соль, крахмал, мука).
Простейшие приборы и приспособления:
• лупы, сосуды для воды, "ящик ощущений" (чудесный мешочек, зеркальце для игр с "солнечным зайчиком", контейнеры из "киндер-сюрпризов" с отверстиями, внутрь помещены вещества и травы с разными запахами;
• "бросовый материал": веревки, шнурки, тесьма, катушки деревянные, прищепки, пробки;
• на видном месте вывешиваются правила работы с материалами, доступные детям среднего возраста;
• персонажи, наделенные определенными чертами ("Почемучка") от имени которого моделируется проблемная ситуация;
• карточки-схемы проведения экспериментов (заполняется воспитателем): ставится дата, опыт зарисовывается.
В центре экспериментальной деятельности
в старшей группе могут быть:
• схемы, таблицы, модели с алгоритмами выполнения опытов;
• серии картин с изображением природных сообществ;
• книги познавательного характера, атласы;
• тематические альбомы;
• коллекции;
• мини-музей (тематика различна, например "Часы бывают разные:", "Изделия из камня";
•материалы распределены по разделам: "Песок, глина, вода", "Звук", "Магниты", "Бумага", "Свет", "Стекло", "Резина";
•природный материал: камни, ракушки, спил и листья деревьев, мох, семена, почва разных видов и др. ;
•утилизированный материал: проволока, кусочки кожи, меха, ткани, пластмассы, дерева, пробки и т. д. ;
•технические материалы: гайки, скрепки, болты, гвозди, винтики, шурупы, детали конструктора и т. д. ;
•разные виды бумаги: обычная, картон, наждачная, копировальная и т. д. ;
•красители: пищевые и непищевые (гуашь, акварельные краски и др.);
•медицинские материалы: пипетки с закругленными концами, колбы, деревянные палочки, мерные ложки, резиновые груши, шприцы без игл;
•прочие материалы: зеркала, воздушные шары, масло, мука, соль, сахар, цветные и прозрачные стекла, свечи и др. 4
• сито, воронки;
• половинки мыльниц, формы для льда;
•проборы-помощники: увеличительное стекло, песочные часы, микроскопы, лупы;
• клеенчатые фартуки, нарукавники, резиновые перчатки, тряпки;
• набор для опытов с магнитом.
Ведение фиксации детского экспериментирования
• Дневник
• Картотека опытов
• Схема
• Личные блокноты детей для фиксации результатов опытов
• Мини-стенд - «О чем хочу узнать завтра»
• Карточки подсказки (разрешающие - запрещающие знаки) "Что можно, что нельзя"
• Персонажи, наделенные определенными чертами ("Незнайка") от имени которого моделируется проблемная ситуация.
В центре экспериментальной деятельности
в подготовительной группе могут быть:
• схемы, таблицы, модели с алгоритмами выполнения опытов;
• серии картин с изображением природных сообществ;
• книги познавательного характера, атласы;
• тематические альбомы;
• коллекции;
• мини-музей (тематика различна, например "Часы бывают разные:", "Изделия из камня";
•материалы распределены по разделам: "Песок, глина, вода", "Звук", "Магниты", "Бумага", "Свет", "Стекло", "Резина";
•природный материал: камни, ракушки, спил и листья деревьев, мох, семена, почва разных видов и др. ;
•утилизированный материал: проволока, кусочки кожи, меха, ткани, пластмассы, дерева, пробки и т. д. ;
•технические материалы: гайки, скрепки, болты, гвозди, винтики, шурупы, детали конструктора и т. д. ;
•разные виды бумаги: обычная, картон, наждачная, копировальная и т. д. ;
•красители: пищевые и непищевые (гуашь, акварельные краски и др.);
•медицинские материалы: пипетки с закругленными концами, колбы, деревянные палочки, мерные ложки, резиновые груши, шприцы без игл, шпатели, вата, марля;
•прочие материалы: зеркала, воздушные шары, масло, мука, соль, сахар, цветные и прозрачные стекла, свечи и др. ;
• сито, воронки;
• половинки мыльниц, формы для льда;
•проборы-помощники: увеличительное стекло, песочные часы, микроскопы, лупы;
• клеенчатые фартуки, нарукавники, резиновые перчатки, тряпки;
• набор для опытов с магнитом;
• оборудование и материал для кулинарных экспериментов из овощей и фруктов;
•сыпучие продукты: горох, манка, фасоль, соль, сахарный песок.
Ведение фиксации детского экспериментирования
• Дневник
• Картотека опытов
• Схема
• Личные блокноты детей для фиксации результатов опытов
• Мини-стенд - «О чем хочу узнать завтра»
• Карточки подсказки (разрешающие - запрещающие знаки) "Что можно, что нельзя"
• Персонажи, наделенные определенными чертами ("Незнайка") от имени которого моделируется проблемная ситуация.
Опытно - экспериментальная деятельность позволяет объединить все виды деятельности и все стороны воспитания, развивает наблюдательность и пытливость ума, развивает стремление к познанию мира, все познавательные способности, умение изобретать, использовать нестандартные решения в трудных ситуациях, создавать творческую личность.
Ожидаемый результат
1. Создание условий для повышения уровня мотивации у детей к экспериментальной деятельности, развития активной, самостоятельной, творческой личности.
2. Создание единого образовательно-развивающего пространства.
3. Улучшение качества работы педагога по данному направлению. Обобщение педагогического опыта, внедрение инновационных технологий и новых форм работы по детскому экспериментированию.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Педагогический проект по созданию развивающей предметно-пространственной среды для организации детского экспериментирования и исследовательской деятельности. Мини-лаборатория Нолика
Создание центра экспериментирования в группах детского сада для организации исследовательской деятельности, направленной на интеллектуальное и эмоциональное развитие детей....
Педагогический проект по совершенствованию развивающей предметно-пространственной среды в группе раннего возраста «Маленькая страна».
Цель: Совершенствование развивающей предметно-пространственной среды в группе раннего возраста для обеспечения комфортного пребывания и развития ребенка с учётом ФГОС ДО....
«Педагогический подпроект по созданию развивающей предметно-пространственной среды для организации детского экспериментирования и исследовательской деятельности.
В соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования познавательно-исследовательская деятельность является основным видом деятельности в детском саду наряду ...
Педагогический проект по созданию развивающей предметно-пространственной среды для организации детского экспериментирования и исследовательской деятельности. Мини-лаборатория»
Создание центра экспериментирования в группе детского сада для организации исследовательской деятельности, направленной на интеллектуальное и эмоциональное развитие детей....
Инновационно-образовательный проект Тема «Создание развивающей предметно-пространственной среды по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников»
Патриотизм – сложное и высокое человеческое чувство, оно так многогранно по своему содержанию, что неопределимо несколькими словами. Это и любовь к родным и близким людям, и к малой Родине, и го...
Проект по созданию Развивающей предметно-пространственной среды в группе раннего возраста.
Даже для самого маленького ребенка имеет огромное значение в его жизни чувственный опыт....
Статья "Создание развивающей предметно-пространственной среды для организации детского экспериментирования и исследовательской деятельности"
Развивающая предметно-пространственная среда дошкольной образовательной организации - одно из основных средств, формирующих личность ребенка, источник получения знаний и социального опы...