«Педагогический проект по созданию развивающей предметно-пространственной среды для организации детского экспериментирования и исследовательской деятельности. Мини-лаборатория»
проект (старшая группа)

Григорян Наира Араиковна

Создание центра экспериментирования в группе детского сада для организации исследовательской деятельности,  направленной на интеллектуальное и эмоциональное развитие детей. 

Для достижения этой цели были поставлены следующие задачи: 

 

Задачи:

1.Создать условия для познавательной активности, повышать исследовательскую деятельность детей в процессе опытов и экспериментов.

2. Организовать работу в центре экспериментирования.

3. Создать необходимые условия для взаимодействия с семьями воспитанников по данному направлению.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dokument_microsoft_word_2.docx132.45 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

Зареченская СОШ дошкольное отделение детский сад № 9

(МАОУ Зареченская СОШ ДО ДС № 9)

ул. Медовая. дом 5, р.п. Заречье, Одинцовский городской округ, Московская область, 143085

«Педагогический проект по созданию развивающей предметно-пространственной среды для организации детского экспериментирования и исследовательской деятельности. Мини-лаборатория»

                                     C:\Users\Нара\AppData\Local\Microsoft\Windows\INetCache\Content.Word\IMG-20220915-WA0015.jpg 
                                                                                  Автор: Григорян Н.А.

Актуальность. В соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования познавательно-исследовательская деятельность является основным видом деятельности в детском саду наряду с игровой, коммуникативной, музыкальной, двигательной и изобразительной. И это не случайно, так как поисковая активность, выраженная в потребности исследовать окружающий мир, заложена генетически, является одним из главных и естественных проявлений детской психики.

Ребенок-дошкольник сам по себе уже является исследователем, проявляя живой интерес к различного рода исследовательской деятельности.

 Следовательно, чем активнее ребенок трогает, нюхает, экспериментирует, исследует, ощупывает, наблюдает, слушает, рассуждает, анализирует, сравнивает, то есть активно участвует в образовательном процессе, тем  быстрее развиваются его познавательные способности, и   повышается познавательная активность. Все знания и опыт усваиваются прочно и надолго.

  Таким образом, педагогам и родителям, необходимо так построить педагогический процесс и создать развивающую предметно-пространственною среду, чтобы они принесли  наибольший результат в познавательном развитии воспитанников, частности, – к экспериментированию.

В связи с этим перед нами встала задача организовать так работу по экспериментированию, чтобы удовлетворить потребности детей дошкольного возраста в исследовательской деятельности, что, в свою очередь, приведет к интеллектуальному и эмоциональному развитию.

Проблема:
В реальной действительности  в дошкольных образовательных учреждениях данный метод (экспериментирование) применяется неоправданно редко. Несмотря на многие позитивные стороны, он пока не получил широкого распространения.

Проанализировав программно-методическое обеспечение по данному вопросу, была сформулирована цель проекта.

Цель проекта.

Создание центра экспериментирования в группе детского сада для организации исследовательской деятельности,  направленной на интеллектуальное и эмоциональное развитие детей. 

Для достижения этой цели были поставлены следующие задачи: 

Задачи:

1.Создать условия для познавательной активности, повышать исследовательскую деятельность детей в процессе опытов и экспериментов.

2. Организовать работу в центре экспериментирования.

3. Создать необходимые условия для взаимодействия с семьями воспитанников по данному направлению.

Тип проекта: исследовательский.

Этапы проекта.

1. Подготовительный (мотивационный, информационно-накопительный).

- Анализ методической литературы.

- Выбор места для создания центра экспериментирования в группе.

- Разработка перспективного тематического плана работы с детьми.

- Подготовка дидактического и практического материала для проведения опытов.

2.Основной (практический).

- Создание центра экспериментирования в группе:

подготовка оборудования и материалов для экспериментирования и продуктивной деятельности детей;

подбор иллюстраций, детской научной литературы (энциклопедии и др.)

- Разработка группового проекта, конспектов непосредственной образовательной деятельности с элементами экспериментирования.

3. Заключительный.

- Презентация центров экспериментирования;

- Сюжетно-ролевая игра « Юные исследователи»;

-Картотека опытов и экспериментов;

Соответствие развивающей предметно-пространственной среды экологического центра развития требованиям ФГОС ДО.

В рамках подпроекта предусмотрено преобразовать развивающую предметно-пространственную среду  центра экспериментирования в соответствии с требованиями ФГОС дошкольного образования.

 

1.  Насыщенность развивающей предметно-пространственной среды.

 Центр экспериментирования планируется оснастить разнообразными средства обучения (в том числе технические), материалы (в том числе расходные), инвентарь, который позволит обеспечить игровую, познавательную, исследовательскую и творческую активность  детей, экспериментирование с материалами, доступными детям; в том числе развитие крупной и мелкой моторики; эмоциональное благополучие детей во взаимодействии с предметно-пространственным окружением; возможность самовыражения детей;

2. Трансформируемость – обеспечивать возможность изменений наполнения пространства в зависимости от образовательной ситуации, в том числе меняющихся интересов и возможностей детей;

3.  Вариативность – обеспечивать свободный выбор детей различных пространств, игрушек, оборудования и других материалов, стимулирующих различные виды активностей;

Игровой и наглядный материал будет периодически меняться, будут вноситься новые пособия и атрибуты, стимулирующие  деятельность детей. В зависимости от реализуемой темы дидактический и игровой материал будет пополняться.

4. Полифункциональность – обеспечивать возможность разнообразного использования составляющих средств (дидактические игры, природный материал, наглядность.) в разных видах детской активности;

5.Доступность – обеспечивать свободный доступ воспитанников к играм, игрушкам, материалам, пособиям, обеспечивающим все основные виды детской активности;

- Безопасной – все элементы оснащения должны соответствовать требованиям по обеспечению надёжности и безопасность их использования, такими как санитарно-эпидемиологические правила и нормативы и правила пожарной безопасности. РППС ДОО в соответствии с ФГОС ДО должна обеспечивать и гарантировать:

В своей работе мы используем такие методы и приёмы как:

1.Исследовательская, практическая  деятельность (работа с разным материалом, поиск, наблюдения, опыт).

2.Игровая деятельность (игры с песком, водой).

3.Словесные методы (проблемные ситуации, беседы с детьми). Рассказ педагога . Чтение энциклопедий, научной литературы.

4.Наглядные методы (рассматривание иллюстраций, разных объектов исследования).

5.Моделирование и проектирование совместно с детьми.

Содержание центра развития экспериментирования и исследования:

Задачи центра экспериментирования:

• развитие первичных естественнонаучных представлений;

• наблюдательности;

• любознательности;

• активности;

• мыслительных операций (анализ, сравнение, обобщение, классификация, наблюдение);

• формирование умений комплексно обследовать предмет.

Требования при оборудовании центра экспериментирования в группе:

• безопасность для жизни и здоровья детей;

• достаточность;

• доступность расположения.

В центре экспериментальной деятельности (мини-лаборатория, центр науки )должны быть выделены:

1) место для постоянной выставки, где размещают музей, различные коллекции, экспонаты, редкие предметы (раковины, камни, кристаллы, перья и т. п.);

2) место для приборов;

3) место для хранения материалов (природного, "бросового");

4) место для проведения опытов;

5) место для неструктурированных материалов (песок, вода, опилки, стружка, пенопласт и др.).

Материалы данной зоны распределяются по следующим направлениям «Песок и вода»«Звук»«Магниты»«Бумага»«Свет»«Стекло и пластмасса»«Резина».

Центр экспериментирования делится на следующие компоненты:

• Компонент дидактический

• Компонент оборудования

• Компонент стимулирующий

Дидактический компонент

• Познавательные книги

• Атласы

• Тематические альбомы

• Серии картин с изображением природных сообществ

• Схемы, таблицы, модели с алгоритмами выполнения опытов

Для организации самостоятельной детской деятельности могут быть разработаны:

1. Алгоритмы выполнения опытов.

2. Карточки-схемы проведения экспериментов, опытов. Совместно с детьми разрабатываются условные обозначения, разрешающие и запрещающие знаки.

3. Правила поведения в центре экспериментирования.

Компонент оборудования приборы-помощники:

• микроскоп, лупы, увеличительные стекла;

• весы, безмен;

• песочные, механические часы;

• компас;

• магниты;

• портновский метр, линейки, треугольник т. д.

Компонент стимулирующий

• разнообразные сосуды из различных материалов (пластмасса, стекло, металл, керамика) разной конфигурации и объема;

• сита, воронки разного размера и материала;

природный материал: камешки, глина, песок, ракушки, шишки, перья, мох, листья и др. ;

утилизированный материал: проволока, кусочки кожи, меха, ткани, пластмассы, пробки и др. ;

технические материалы: гайки, скрепки, болты, гвоздики и др. ;

разные виды бумаги: обычная, картон, наждачная, копировальная и др. ;

красители: пищевые и непищевые (гуашь, акварельные краски);

медицинские материалы: пипетки, колбы, деревянные палочки, шприцы (без игл, мерные ложки, мензурки, резиновые груши и др. ;

прочие материалы: зеркала, воздушные шары, масло, мука, соль, сахар, цветные и прозрачные стекла, и др.

В качестве лабораторной посуды используются стаканчики из-под йогуртов, из-под мороженого, пластиковые бутылочки. Наглядно показывают детям возможность вторичного использования материалов, которые в избытке выбрасываются и загрязняют окружающую среду. Это очень важный воспитательный момент. Важно, чтобы все было подписано или нарисованы схемы – обозначения. Можно использовать различные баночки с крышками и киндер – сюрпризы.

Материал для проведения опытов в уголке экспериментирования меняется в соответствии с планом работы.

Опыты помогают развивать мышление, логику, творчество ребенка, позволяют наглядно показать связь между живым и не живым в природе. Исследования представляют возможности ребенку самому найти ответы на вопросы “Как?” “Почему?”.

В центре экспериментальной деятельности

в младшей группе должны быть:

• книги познавательного характера для младшего возраста;

• тематические альбомы;

коллекции: семена разных растений, шишки, камешки, коллекции "Подарки": (зимы, весны, осени, "Ткани", "Бумага", "Пуговицы";

• мини-музей (тематика различна, например "камни", чудеса из стекла" и др.);

• песок, глина;

• набор игрушек резиновых и пластмассовых для игр в воде;

• материалы для игр с мыльной пеной;

• красители - пищевые и непищевые (гуашь, акварельные краски и др.);

• семена бобов, фасоли, гороха;

• некоторые пищевые продукты (сахар, соль, крахмал, мука).

Простейшие приборы и приспособления:

• лупы, сосуды для воды, "ящик ощущений" (чудесный мешочек, зеркальце для игр с "солнечным зайчиком", контейнеры из "киндер-сюрпризов" с отверстиями, внутрь помещены вещества и травы с разными запахами;

• "бросовый материал": веревки, шнурки, тесьма, катушки деревянные, прищепки, пробки;

• семена бобов, фасоли, гороха;

• на видном месте вывешиваются правила работы с материалами, доступные детям младшего возраста;

• персонажи, наделенные определенными чертами ("Почемучка") от имени которого моделируется проблемная ситуация;

• карточки-схемы проведения экспериментов (заполняется воспитателем): ставится дата, опыт зарисовывается.

В центре экспериментальной деятельности

в средней группе могут быть:

• тематические альбомы;

• книги познавательного характера для среднего возраста;

коллекции: семена разных растений, шишки, камешки, коллекции "Подарки": (зимы, весны, осени, "Ткани", "Бумага", "Пуговицы";

• мини-музей (тематика различна, например "камни", чудеса из стекла" и др.);

• песок, глина;

• набор игрушек резиновых и пластмассовых для игр в воде;

• материалы для игр с мыльной пеной;

• красители - пищевые и непищевые (гуашь, акварельные краски и др.);

• семена бобов, фасоли, гороха, косточки, скорлупа орехов;

• некоторые пищевые продукты (сахар, соль, крахмал, мука).

Простейшие приборы и приспособления:

• лупы, сосуды для воды, "ящик ощущений" (чудесный мешочек, зеркальце для игр с "солнечным зайчиком", контейнеры из "киндер-сюрпризов" с отверстиями, внутрь помещены вещества и травы с разными запахами;

• "бросовый материал": веревки, шнурки, тесьма, катушки деревянные, прищепки, пробки;

• на видном месте вывешиваются правила работы с материалами, доступные детям среднего возраста;

• персонажи, наделенные определенными чертами ("Почемучка") от имени которого моделируется проблемная ситуация;

• карточки-схемы проведения экспериментов (заполняется воспитателем): ставится дата, опыт зарисовывается.

В центре экспериментальной деятельности

в старшей группе могут быть:

• схемы, таблицы, модели с алгоритмами выполнения опытов;

• серии картин с изображением природных сообществ;

• книги познавательного характера, атласы;

• тематические альбомы;

• коллекции;

• мини-музей (тематика различна, например "Часы бывают разные:", "Изделия из камня";

материалы распределены по разделам: "Песок, глина, вода", "Звук", "Магниты", "Бумага", "Свет", "Стекло", "Резина";

природный материал: камни, ракушки, спил и листья деревьев, мох, семена, почва разных видов и др. ;

утилизированный материал: проволока, кусочки кожи, меха, ткани, пластмассы, дерева, пробки и т. д. ;

технические материалы: гайки, скрепки, болты, гвозди, винтики, шурупы, детали конструктора и т. д. ;

разные виды бумаги: обычная, картон, наждачная, копировальная и т. д. ;

красители: пищевые и непищевые (гуашь, акварельные краски и др.);

медицинские материалы: пипетки с закругленными концами, колбы, деревянные палочки, мерные ложки, резиновые груши, шприцы без игл;

прочие материалы: зеркала, воздушные шары, масло, мука, соль, сахар, цветные и прозрачные стекла, свечи и др. 4

• сито, воронки;

• половинки мыльниц, формы для льда;

проборы-помощники: увеличительное стекло, песочные часы, микроскопы, лупы;

• клеенчатые фартуки, нарукавники, резиновые перчатки, тряпки;

• набор для опытов с магнитом.

Ведение фиксации детского экспериментирования

• Дневник

• Картотека опытов

• Схема

• Личные блокноты детей для фиксации результатов опытов

• Мини-стенд - «О чем хочу узнать завтра»

• Карточки подсказки (разрешающие - запрещающие знаки) "Что можно, что нельзя"

• Персонажи, наделенные определенными чертами ("Незнайка") от имени которого моделируется проблемная ситуация.

В центре экспериментальной деятельности

в подготовительной группе могут быть:

• схемы, таблицы, модели с алгоритмами выполнения опытов;

• серии картин с изображением природных сообществ;

• книги познавательного характера, атласы;

• тематические альбомы;

• коллекции;

• мини-музей (тематика различна, например "Часы бывают разные:", "Изделия из камня";

материалы распределены по разделам: "Песок, глина, вода", "Звук", "Магниты", "Бумага", "Свет", "Стекло", "Резина";

природный материал: камни, ракушки, спил и листья деревьев, мох, семена, почва разных видов и др. ;

утилизированный материал: проволока, кусочки кожи, меха, ткани, пластмассы, дерева, пробки и т. д. ;

технические материалы: гайки, скрепки, болты, гвозди, винтики, шурупы, детали конструктора и т. д. ;

разные виды бумаги: обычная, картон, наждачная, копировальная и т. д. ;

красители: пищевые и непищевые (гуашь, акварельные краски и др.);

медицинские материалы: пипетки с закругленными концами, колбы, деревянные палочки, мерные ложки, резиновые груши, шприцы без игл, шпатели, вата, марля;

прочие материалы: зеркала, воздушные шары, масло, мука, соль, сахар, цветные и прозрачные стекла, свечи и др. ;

• сито, воронки;

• половинки мыльниц, формы для льда;

проборы-помощники: увеличительное стекло, песочные часы, микроскопы, лупы;

• клеенчатые фартуки, нарукавники, резиновые перчатки, тряпки;

• набор для опытов с магнитом;

• оборудование и материал для кулинарных экспериментов из овощей и фруктов;

сыпучие продукты: горох, манка, фасоль, соль, сахарный песок.

Ведение фиксации детского экспериментирования

• Дневник

• Картотека опытов

• Схема

• Личные блокноты детей для фиксации результатов опытов

• Мини-стенд - «О чем хочу узнать завтра»

• Карточки подсказки (разрешающие - запрещающие знаки) "Что можно, что нельзя"

• Персонажи, наделенные определенными чертами ("Незнайка") от имени которого моделируется проблемная ситуация.

Опытно - экспериментальная деятельность позволяет объединить все виды деятельности и все стороны воспитания, развивает наблюдательность и пытливость ума, развивает стремление к познанию мира, все познавательные способности, умение изобретать, использовать нестандартные решения в трудных ситуациях, создавать творческую личность.

Ожидаемый результат

1. Создание условий для  повышения  уровня мотивации у детей к экспериментальной деятельности, развития активной, самостоятельной, творческой личности.

2. Создание единого образовательно-развивающего пространства.

3. Улучшение качества работы педагога по данному направлению. Обобщение педагогического опыта, внедрение инновационных технологий и новых форм работы по детскому экспериментированию.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педагогический проект по созданию развивающей предметно-пространственной среды для организации детского экспериментирования и исследовательской деятельности. Мини-лаборатория Нолика

Создание центра экспериментирования в группах детского сада для организации исследовательской деятельности,  направленной на интеллектуальное и эмоциональное развитие детей....

Педагогический проект по совершенствованию развивающей предметно-пространственной среды в группе раннего возраста «Маленькая страна».

Цель: Совершенствование развивающей предметно-пространственной среды в группе раннего возраста для обеспечения комфортного пребывания и развития ребенка с учётом ФГОС ДО....

«Педагогический подпроект по созданию развивающей предметно-пространственной среды для организации детского экспериментирования и исследовательской деятельности.

В соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования познавательно-исследовательская деятельность является основным видом деятельности в детском саду наряду ...

Педагогический проект по созданию развивающей предметно-пространственной среды для организации детского экспериментирования и исследовательской деятельности. Мини-лаборатория»

Создание центра экспериментирования в группе детского сада для организации исследовательской деятельности,  направленной на интеллектуальное и эмоциональное развитие детей....

Инновационно-образовательный проект Тема «Создание развивающей предметно-пространственной среды по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников»

Патриотизм – сложное и высокое человеческое чувство, оно так многогранно по своему содержанию, что неопределимо несколькими словами. Это и любовь к родным и близким людям, и к малой Родине, и го...

Проект по созданию Развивающей предметно-пространственной среды в группе раннего возраста.

Даже для самого маленького ребенка имеет огромное значение в его жизни чувственный опыт....

Статья "Создание развивающей предметно-пространственной среды для организации детского экспериментирования и исследовательской деятельности"

Развивающая предметно-пространственная среда дошкольной образовательной организации - одно из основных средств, формирующих личность ребенка, источник получения знаний и социального опы...