Способы осуществления поддержки интересов детей старшего возраста в организованной образовательной деятельности по теме «Весна пришла»
методическая разработка

Кабанченко Наталия Владимирона

Образовательные ситуации подобраны с учетом максимальной включенности всех детей в образовательную деятельность, с опорой на принципы поддержки и развития детской самостоятельности. Наблюдения строятся на основе проблемных вопросов, что способствует активному включению детей в образовательный процесс. Включение моделирования как средства познания в образовательной деятельности оказывает положительное влияние на поддержку и развитие интересов детей. Помимо классической литературы по теме «Весна пришла» предлагаемой программным содержанием, в проекте подобраны современные литературные произведения, которые могут использоваться детьми в самостоятельной деятельности, поскольку содержат доступные, познавательные иллюстрации в большом объеме. Для поддержки интересов детей предлагается использование  проблемных ситуации, вопросов, вызывающих удивление, знакомство с новыми  неожиданными фактами, установление связи между новым и уже знакомым детям материалом.  На завершающем этапе совместно с детьми выдвигаются гипотезы «Что будет дальше?». Формируется «Копилка интересов» на основе детских вопросов (что еще хотим узнать, за чем или кем будем продолжать вести наблюдения и т.д).

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Способы осуществления поддержки интересов детей старшего возраста в организованной образовательной деятельности по теме «Весна пришла».

Задачи образовательной деятельности

Способы поддержки интересов детей

Организованная образовательная деятельность

Совместная деятельность

Самостоятельная деятельность

Установление последовательности сезонных изменений и особенностей в природе

Как изменяется жизнь птиц весной

Образовательная ситуация «Как птица строит гнездо»

Проблемный вопрос как птица вьет гнездо, при помощи чего скрепляет веточки и травинки?

Выдвижение гипотез о способе переплетения веточек, возможности фиксации при помощи использования различных материалов

Подтверждение гипотез в результате самостоятельного изготовления гнезда из веточек, травинок и мха.  

Рисование: птица в гнезде.

Отображать в рисунках результаты наблюдений.

Наблюдение за птицами на участке с использованием проблемных вопросов:

Почему синицы не сбиваются большее в стайки? Почему синица стала громче петь?

Зачем птица ищет проталины?

Какие птицы прилетели и почему? Как изменилась песня вороны и воробья? Зачем воробей собирает травинки, а ворона веточки? Как и где вьют гнёзда птицы?

Фиксация результатов наблюдений в дневниках.

Составление рассказов на основе результатов дневника- Что изменилось поведение птиц, каких птиц мы больше не видим на участке, а какие наоборот появились, какие внешние изменения наблюдаем у птиц.

Рассматривание репродукции картин «Грачи прилетели» А.Саврасов; «Большая вода» И.Левитан; иллюстраций с изображением весенних птиц.

Как изменяется жизнь насекомых весной

Опытно-экспериментальная деятельность:

«Муравьиная дорожка»

проследить, как муравьи в точности повторяют след самого первого муравья, даже если он выбирает длинную дорогу, например, обползает камешек.

Интерес детей «Как насекомые не погибают в песке?» можно понаблюдать в ходе эксперимента «Своды и тоннели из песка»

Показать что насекомые, попавшие в песок, выбираются из-под толстого слоя целыми и невредимыми.

Наблюдение за насекомыми на участке с использованием проблемных вопросов:

Откуда появляются насекомые? Где зимовал муравей? Почему муравьи не падают, когда ходят по гладкой и вертикальной поверхности? Как муравьи находят дорогу домой?

На цветах какого растения кормился шмель?

Как греется шмель?

Оформление книжек-самоделок про жизнь насекомых весной и коллажа – муравейник.

Слушание муз. Н. Римского-Корсакова «Полет шмеля»

Подбор литературы: «Ёжик и его друзья. Весенние сказки» С.Г. Козлов; «Еня и Еля. Весенние истории»  А.С.Гончарова

Какие изменения происходят с  растениями весной

Рассматривание горошины в микроскоп, фиксация результатов наблюдений с помощью рисунков.

Опытно-экспериментальная деятельность «Проращивание горошины» с ежедневной фиксацией результатов наблюдения в дневнике, выдвижение гипотез, их доказательство или опровержение.

Увлечение детей посадкой растений, ухаживанием за ним, поддержка интереса к труду в природе.

Целевые прогулки с использованием проблемных вопросов:

Почему с одной стороны участка появились ростки тюльпанов, а с другой нет? как увидеть что дерево "посыпается"?

Зачем людям семена? Что внутри горошины?

Какие условия необходимы для прорастания семян?

Создание  книжек - альбомов

рисунков Осень-Зима-Весна

(сравнительные рисунки).

В которой каждая страница посвящена одному объекту наблюдения (береза, клумба с южной стороны здания, клумба с северной стороны здания и др.). А так же страничка «Лето», где дети выдвигают предположения, что будет летом. Имея при этом возможность понаблюдать и сделать выводы.

Установление последовательности сезонных изменений в жизни людей

Создание коллективного коллажа «Весенний день» на основе игры что изменилось. Дети фиксируют и отражают при помощи рисунков или рассказов изменения в своей жизни с приходом весны.

Рассматривание книги-картинки Р.С. Бернер "Весенняя книга",  знакомство с обитателями Городка - людьми и животными. Сочинение  интересных историй, которые произошли на улицах Городка однажды весной.

Поиск изменений в жизни людей и животных с приходом весны.  

Игры «сезонная одежда»

«чего не было» «забавные небылицы» «сезонные продукты»

Мини  музей

«Человек + природа = удивительные вещи») поиск примеров использования даров природы в создании удивительных вещей человеком.

Проект «Весна в жизни человека» построенный на проблематике:  Влияет ли приход весны на жизнедеятельность человека?

В беседе с детьми выдвижение гипотез, фиксация их рассказов об изменениях в жизни их семьи. Поиск интересных фактов о труде человека весной.

"Весенняя раскраска"

Р.С. Бернер про Городок. Раскрашивание главного дома из книги о Городке с возможностью дорисовать себя; изготовление бумажной куклы с одеждой для весеннего периода и игры с ней;

Творческая мастерская «Волшебное превращение камней».

Как богатства природы может украсить жилище человека.

Формировать умение находить связи между изменениями в живой и неживой природе.

Чтение: Гунилла Ингвес «Весна мишки Бруно»  герои книги отправляются на прогулку, наблюдают что изменилось в природе с наступлением весны; «Главную историю книги "обрамляют" записки из дневника наблюдений Мишки Бруно, которые вынесены в начало и в конец книги. В них содержится множество зарисовок и познавательных сведений из мира окружающей природы весной».

Коллективное моделирование «Весенний лес»

Возникшие в ходе чтения вопросы детей о том, как меняется живая природа  в связи с изменениями в неживой, совместный поиск ответов на эти вопросы в книгах,  помогает отразить результат поиска

в продуктах детской деятельности.

Творческая мастерская: «Песочная сказка».

Организация поиска решения задачи: какой песок необходим для построек, а какой для создания песчаных картин.  

В ходе экспериментальной деятельности выявить влияния погодных условий на свойства песка. (дождь-мокрый, солнце-сухой)

 Фиксация в дневниках наблюдений связей живой и неживой природы  (после дождя выползают черви;  на солнечной стороне быстрее тает снег и появляются цветы и т.д.). Поиск ответов для описания этих связей.

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект интегрированной организованной образовательной деятельности на тему «Весна пришла»

Конспект интегрированной организованной образовательной деятельности "Весна пришла" в старшей логопедической группе....

Конспект организованной образовательной деятельности по теме «Весна пришла» для детей средней группы

В ходе занятия формируется умение называть характерные признаки весны, развивается внимание, память, мышление, творческое воображение, обогащается словарь по теме «Весна» посредством техно...

Планирование организованной образовательной деятельности по теме "Весна" в старшей группе

Планирование организованной образовательной деятельности по теме "Весна" в старшей группе...

КОНСПЕКТ непосредственно – образовательной деятельности по теме «Весна пришла» для детей младшего дошкольного возраста

Данное занятие проводится с группой детей младшего дошкольного возраста по теме "Весна пришла". Проводя с детьми данное занятие , мы знакомим детей с окружающим миром, знакомим с основными п...

Развитие познавательного интереса у детей среднего возраста в организованной образовательной деятельности по ФЭМП

laquo;Траектория познавательного развития. Создание комплекса условий и возможностей для формирования познавательного интереса у дошкольника»...

Конспект организованной образовательной деятельности на тему: «Весна» Возрастная группа: вторая группа раннего возраста

Конспект организованной образовательной деятельности по развитию речи на тему: "Весна". Возрастная группа: вторая группа раннего возраста. Конспект составлен в соответствии с задачами о...

Конспект совместной образовательной деятельности на тему "Весна пришла" с детьми раннего возраста.

Дети раннего возраста могут быстро запомнить новое, но так же быстро и забыть. Что бы в их памяти знания оставались на долго необходимо заинтересовать детей происходящим. В помощь воспитателям наша ва...