Способы осуществления поддержки интересов детей старшего возраста в организованной образовательной деятельности по теме «Весна пришла»
методическая разработка
Образовательные ситуации подобраны с учетом максимальной включенности всех детей в образовательную деятельность, с опорой на принципы поддержки и развития детской самостоятельности. Наблюдения строятся на основе проблемных вопросов, что способствует активному включению детей в образовательный процесс. Включение моделирования как средства познания в образовательной деятельности оказывает положительное влияние на поддержку и развитие интересов детей. Помимо классической литературы по теме «Весна пришла» предлагаемой программным содержанием, в проекте подобраны современные литературные произведения, которые могут использоваться детьми в самостоятельной деятельности, поскольку содержат доступные, познавательные иллюстрации в большом объеме. Для поддержки интересов детей предлагается использование проблемных ситуации, вопросов, вызывающих удивление, знакомство с новыми неожиданными фактами, установление связи между новым и уже знакомым детям материалом. На завершающем этапе совместно с детьми выдвигаются гипотезы «Что будет дальше?». Формируется «Копилка интересов» на основе детских вопросов (что еще хотим узнать, за чем или кем будем продолжать вести наблюдения и т.д).
Скачать:
Предварительный просмотр:
Способы осуществления поддержки интересов детей старшего возраста в организованной образовательной деятельности по теме «Весна пришла».
Задачи образовательной деятельности | Способы поддержки интересов детей | |||
Организованная образовательная деятельность | Совместная деятельность | Самостоятельная деятельность | ||
Установление последовательности сезонных изменений и особенностей в природе | Как изменяется жизнь птиц весной | |||
Образовательная ситуация «Как птица строит гнездо» Проблемный вопрос как птица вьет гнездо, при помощи чего скрепляет веточки и травинки? Выдвижение гипотез о способе переплетения веточек, возможности фиксации при помощи использования различных материалов Подтверждение гипотез в результате самостоятельного изготовления гнезда из веточек, травинок и мха. Рисование: птица в гнезде. Отображать в рисунках результаты наблюдений. | Наблюдение за птицами на участке с использованием проблемных вопросов: Почему синицы не сбиваются большее в стайки? Почему синица стала громче петь? Зачем птица ищет проталины? Какие птицы прилетели и почему? Как изменилась песня вороны и воробья? Зачем воробей собирает травинки, а ворона веточки? Как и где вьют гнёзда птицы? | Фиксация результатов наблюдений в дневниках. Составление рассказов на основе результатов дневника- Что изменилось поведение птиц, каких птиц мы больше не видим на участке, а какие наоборот появились, какие внешние изменения наблюдаем у птиц. Рассматривание репродукции картин «Грачи прилетели» А.Саврасов; «Большая вода» И.Левитан; иллюстраций с изображением весенних птиц. | ||
Как изменяется жизнь насекомых весной | ||||
Опытно-экспериментальная деятельность: «Муравьиная дорожка» проследить, как муравьи в точности повторяют след самого первого муравья, даже если он выбирает длинную дорогу, например, обползает камешек. Интерес детей «Как насекомые не погибают в песке?» можно понаблюдать в ходе эксперимента «Своды и тоннели из песка» Показать что насекомые, попавшие в песок, выбираются из-под толстого слоя целыми и невредимыми. | Наблюдение за насекомыми на участке с использованием проблемных вопросов: Откуда появляются насекомые? Где зимовал муравей? Почему муравьи не падают, когда ходят по гладкой и вертикальной поверхности? Как муравьи находят дорогу домой? На цветах какого растения кормился шмель? Как греется шмель? | Оформление книжек-самоделок про жизнь насекомых весной и коллажа – муравейник. Слушание муз. Н. Римского-Корсакова «Полет шмеля» Подбор литературы: «Ёжик и его друзья. Весенние сказки» С.Г. Козлов; «Еня и Еля. Весенние истории» А.С.Гончарова | ||
Какие изменения происходят с растениями весной | ||||
Рассматривание горошины в микроскоп, фиксация результатов наблюдений с помощью рисунков. Опытно-экспериментальная деятельность «Проращивание горошины» с ежедневной фиксацией результатов наблюдения в дневнике, выдвижение гипотез, их доказательство или опровержение. Увлечение детей посадкой растений, ухаживанием за ним, поддержка интереса к труду в природе. | Целевые прогулки с использованием проблемных вопросов: Почему с одной стороны участка появились ростки тюльпанов, а с другой нет? как увидеть что дерево "посыпается"? Зачем людям семена? Что внутри горошины? Какие условия необходимы для прорастания семян? | Создание книжек - альбомов рисунков Осень-Зима-Весна (сравнительные рисунки). В которой каждая страница посвящена одному объекту наблюдения (береза, клумба с южной стороны здания, клумба с северной стороны здания и др.). А так же страничка «Лето», где дети выдвигают предположения, что будет летом. Имея при этом возможность понаблюдать и сделать выводы. | ||
Установление последовательности сезонных изменений в жизни людей | Создание коллективного коллажа «Весенний день» на основе игры что изменилось. Дети фиксируют и отражают при помощи рисунков или рассказов изменения в своей жизни с приходом весны. Рассматривание книги-картинки Р.С. Бернер "Весенняя книга", знакомство с обитателями Городка - людьми и животными. Сочинение интересных историй, которые произошли на улицах Городка однажды весной. Поиск изменений в жизни людей и животных с приходом весны. | Игры «сезонная одежда» «чего не было» «забавные небылицы» «сезонные продукты» Мини музей «Человек + природа = удивительные вещи») поиск примеров использования даров природы в создании удивительных вещей человеком. Проект «Весна в жизни человека» построенный на проблематике: Влияет ли приход весны на жизнедеятельность человека? В беседе с детьми выдвижение гипотез, фиксация их рассказов об изменениях в жизни их семьи. Поиск интересных фактов о труде человека весной. | "Весенняя раскраска" Р.С. Бернер про Городок. Раскрашивание главного дома из книги о Городке с возможностью дорисовать себя; изготовление бумажной куклы с одеждой для весеннего периода и игры с ней; Творческая мастерская «Волшебное превращение камней». Как богатства природы может украсить жилище человека. | |
Формировать умение находить связи между изменениями в живой и неживой природе. | Чтение: Гунилла Ингвес «Весна мишки Бруно» герои книги отправляются на прогулку, наблюдают что изменилось в природе с наступлением весны; «Главную историю книги "обрамляют" записки из дневника наблюдений Мишки Бруно, которые вынесены в начало и в конец книги. В них содержится множество зарисовок и познавательных сведений из мира окружающей природы весной». Коллективное моделирование «Весенний лес» Возникшие в ходе чтения вопросы детей о том, как меняется живая природа в связи с изменениями в неживой, совместный поиск ответов на эти вопросы в книгах, помогает отразить результат поиска в продуктах детской деятельности. | Творческая мастерская: «Песочная сказка». Организация поиска решения задачи: какой песок необходим для построек, а какой для создания песчаных картин. В ходе экспериментальной деятельности выявить влияния погодных условий на свойства песка. (дождь-мокрый, солнце-сухой) | Фиксация в дневниках наблюдений связей живой и неживой природы (после дождя выползают черви; на солнечной стороне быстрее тает снег и появляются цветы и т.д.). Поиск ответов для описания этих связей.
|
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект интегрированной организованной образовательной деятельности на тему «Весна пришла»
Конспект интегрированной организованной образовательной деятельности "Весна пришла" в старшей логопедической группе....
Конспект организованной образовательной деятельности по теме «Весна пришла» для детей средней группы
В ходе занятия формируется умение называть характерные признаки весны, развивается внимание, память, мышление, творческое воображение, обогащается словарь по теме «Весна» посредством техно...
Планирование организованной образовательной деятельности по теме "Весна" в старшей группе
Планирование организованной образовательной деятельности по теме "Весна" в старшей группе...
КОНСПЕКТ непосредственно – образовательной деятельности по теме «Весна пришла» для детей младшего дошкольного возраста
Данное занятие проводится с группой детей младшего дошкольного возраста по теме "Весна пришла". Проводя с детьми данное занятие , мы знакомим детей с окружающим миром, знакомим с основными п...
Развитие познавательного интереса у детей среднего возраста в организованной образовательной деятельности по ФЭМП
laquo;Траектория познавательного развития. Создание комплекса условий и возможностей для формирования познавательного интереса у дошкольника»...
Конспект организованной образовательной деятельности на тему: «Весна» Возрастная группа: вторая группа раннего возраста
Конспект организованной образовательной деятельности по развитию речи на тему: "Весна". Возрастная группа: вторая группа раннего возраста. Конспект составлен в соответствии с задачами о...
Конспект совместной образовательной деятельности на тему "Весна пришла" с детьми раннего возраста.
Дети раннего возраста могут быстро запомнить новое, но так же быстро и забыть. Что бы в их памяти знания оставались на долго необходимо заинтересовать детей происходящим. В помощь воспитателям наша ва...