Развитие познавательного интереса у детей среднего возраста в организованной образовательной деятельности по ФЭМП
статья по математике (средняя группа)

Филонова Ирина Сергеевна

«Траектория познавательного развития. Создание комплекса условий и возможностей для формирования познавательного интереса у дошкольника»

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx109.41 КБ

Предварительный просмотр:

герб СПб 1

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

центр развития ребенка – детский сад № 49

Колпинского района Санкт-Петербурга

 «Траектория познавательного развития. Создание комплекса условий и возможностей для формирования познавательного интереса у дошкольника»

Развитие познавательного интереса у детей среднего возраста в организованной образовательной деятельности по ФЭМП 

Филонова Ирина Сергеевна,

воспитатель

 

Санкт-Петербург

2020 г.

Методические рекомендации по организации и проведению

организованной образовательной деятельности

по теме: «Путешествие в страну Математики»»

Познавательное развитие предполагает вовлечение ребенка в самостоятельную деятельность, развитие его воображения и любознательности. Формирование элементарных математических представлений (ФЭМП) — это исключительно важная часть интеллектуального и личностного развития дошкольника.

ФЭМП происходит в совместной деятельности, в режимных моментах и в ООД.  Остановимся более подробно на ООД по ФЭМП. Наиболее интересно проходят занятия в форме игр – путешествий, т.к. у дошкольников ведущий вид деятельности – игра, то именно такая форма ООД способствует поддержанию детского интереса к математике. Ребята даже не замечают, что их чему – то учат. Они просто играют. Например, на ООД «Путешествие в страну Математики» мы с ребятами отправились в волшебную страну помогать Фее справиться с различными заданиями. Дети всегда рады помочь сказочному персонажу. Злые чары развеются, когда дети соберут все лепестки волшебного цветка.  Таким образом я побудила детей к деятельности, они поняли, зачем им надо выполнять то или иное задание.

Перед началом занятия, я всегда продумываю размещение детей в процессе деятельности: где они будут сидеть, как будут стоять столы, где будет размещен демонстрационный и раздаточный материал. Также продумываю, как дети будут выполнять задания индивидуально или в подгруппах. Например, на остановке «Геометрическая чаща» дети выполняли задание по подгруппам, где им необходимо было выложить из геометрических фигур мост, такой же, как показан на экране. Это позволило ребятам проявить находчивость, сообразительность, а более слабым детям еще раз увидеть образец действий. Для индивидуального выполнения я подобрала следующее задание «Посчитай-ка!»: у каждого ребенка на столе лежали карточки с цифрами от 1 до 4 и карточки с предметами. Детям необходимо пересчитать предметы на карточках и обозначить количество предметов цифрой. Такая форма работы способствовала закреплению у детей умения прямого счета в пределах четырех.

Для поддержки познавательного интереса детей особое внимание уделяю подбору дидактических игр, демонстрационного и раздаточного материала. В средней группе необходим неоднократный показ новых для детей действий, при этом должны варьироваться задания и меняться наглядные пособия. Для этого я создаю яркие презентации, которые сопровождаются анимацией и звуковыми эффектами. Раздаточный материал подбираю разнообразный, привлекательный для детей и эстетически оформленный. Таким образом, чем разнообразнее работа детей с наглядными пособиями, тем лучше они усваивают материал. Например, для данной образовательной деятельности я использовала презентацию «Путешествие в страну Математики», раздаточный материал такой как: раскраска обводка-кораблик на каждого ребенка, цифры на каждого ребенка от 1 до 4, карточки с предметами, а также для подгрупп - геометрические фигуры для постройки моста.

Чтобы на ООД по ФЭМП познавательный интерес детей не снижался использую различные методы и приемы: наглядные, словесные, игровые, практические. При выборе метода учитывается ряд факторов: программные задачи, решаемые на данном этапе, возрастные и индивидуальные особенности детей, наличие необходимых дидактических средств и т. д. Во время путешествия в страну Математики использовала следующие приемы: наглядные (демонстрация наглядного материала), словесные (рассказ педагога, беседа), игровые (дидактические игры, воображаемая ситуация в развёрнутом виде), практические (упражнения).

Вся образовательная деятельность по ФЭМП была построена на знакомых и новых для детей играх, которые вводились персонажем Феей. Наиболее интересно детям было играть в следующие игры: «Построй мост», где детям необходимо было разделиться на 2 команды и по образцу построить мост из геометрических фигур, а также «Ножки-ладошки», где воспитанникам было необходимо было определить длину ленточки, и в зависимости от того, какая ленточка (длинная или короткая) хлопать в ладоши или топать ножками. За каждое правильно выполненное задание дети получали лепесток от волшебного цветка.

Во время выполнения упражнений я прошу детей пояснять свои действия, рассказывать о том, что и как они делали, что получилось в результате, добиваясь ответов от ребят, а не отвечая за них. Также стараюсь не торопить их, выдерживаю паузу, задаю наводящие вопросы детям, которые затрудняются ответить на вопрос.

На заключительном этапе образовательной деятельности обобщаю материал, подвожу итоги и даю оценку деятельности детей. Причем в этом году стала подходить к оценке результатов деятельности дифференцировано. Выделяю наиболее успешных детей и объясняю детям, почему они справились лучше других. Обязательно поддерживаю застенчивых детей и слабеньких, хвалю их за самые маленькие достижения. Например, по окончании нашего путешествия, дети говорили, что им больше всего понравилось: «строить мост», «помогать фее», «играть в игру «Ножки-ладошки»». А вот самым сложным для них оказалось определение частей суток. В соответствие с этим, мною была спланирована дальнейшая работа по формированию представлений у детей о частях суток.

Для развития интереса к логико – математическим играм у детей, в группе оборудован центр математики. Он обеспечивает возможность детям развить стремление к проявлению самостоятельности, а также развития познавательных мотивов. К центру, к материалам и играм обеспечен свободный доступ. Таким образом, дети могут самостоятельно выбрать интересующую игру и поиграть в нее самостоятельно или в компании друзей.

Хочу отметить, важно, чтобы математика вошла в жизнь дошкольников как способ знакомства с интересными явлениями окружающего мира. Какие использовать методы и приемы при ФЭМП зависит от возраста детей, уровня математического развития, индивидуальных особенностей каждого ребенка. А также хочу отметить и такой аспект, что для более эффективной работы по формированию познавательного интереса у детей необходимо интегрирование всех методов и приемов обучения детей дошкольного возраста. Несомненно, что регулярное использование на занятиях по ФЭМП системы специальных игровых заданий и упражнений, направленных на развитие познавательных возможностей и способностей, расширяет математический кругозор дошкольников, способствует математическому развитию, позволяет детям более уверенно ориентироваться в простейших закономерностях окружающей их действительности и активнее использовать математические знания в повседневной жизни.

Спасибо за внимание!


Аннотация к конспекту

Конспект ООД по ФЭМП составлен для воспитанников средней группы.  Цель образовательной деятельности - создать условия для закрепления представлений о геометрических фигурах: квадрат, круг, треугольник, прямоугольник, упражнения в счете.  Проводится в форме игры – путешествия. Вместе с персонажем – Феей страны Математики ребята выполняют различные задания, направленные на решение поставленных задач.

Конспект образовательной деятельности по ФЭМП

тема: «Путешествие в страну Математики»

Возрастная группа: средняя

Цель: создать условия для закрепления представлений о геометрических фигурах: квадрат, круг, треугольник, прямоугольник, упражнения в счете.

Задачи:

Обучающие: 

  • Способствовать расширению представлений детей о геометрических фигурах;
  • Способствовать формированию умения группировать геометрические фигуры по цвету, величине;
  • Способствовать закреплению умения прямого счета в пределах четырех;
  • Способствовать закреплению представлений о частях суток;
  • Продолжать способствовать формированию умения соотносить цифру с количеством предметов.

Развивающие:

  • Способствовать развитию наблюдательности, внимательности;
  • Способствовать развитию памяти, мышления и речи.

Воспитательные: 

  • Способствовать воспитанию умения работать в подгруппе и готовности оказывать помощь товарищу;
  • Стимулировать познавательный интерес к математике;
  • Воспитывать навыки культурного поведения при общении со взрослым и сверстниками.

Планируемые результаты:

  • Расширятся представления детей о геометрических фигурах;
    Сформируются умения группировать геометрические фигуры по цвету, величине;
    Закрепятся представления прямого счета в пределах четырех;
  • Закрепятся представления о частях суток;
  • Сформируются умения соотносить цифру с количеством предметов;
  • Разовьется наблюдательность, внимательность, память, мышление и речь;
  • Повысится познавательный интерес к математике;
  • Воспитаются навыки культурного поведения в обществе;
  • Воспитается коллективизм и взаимопомощь при работе в команде.

Образовательная область: Познавательное развитие. 

Тип занятия: комбинированное занятие

Вид деятельности: познавательно-исследовательское, игровое

Методы и приемы: наглядные (демонстрация наглядного материала), словесные (рассказ педагога, беседа), игровые (дидактические игры, воображаемая ситуация в развёрнутом виде), практические (упражнения).

Форма проведения: совместная деятельность воспитателя с детьми, самостоятельная деятельность детей.  

Оборудование и материалы: проектор, ноутбук, экран, презентация, карта, фломастеры, цветок, лепестки, конверт с письмом, конверт с подарками, геометрические фигуры для моста, ленточки (длинная и короткая).

Демонстрационный материал: презентация «Путешествие в страну математики»

Раздаточный материал: (на каждого ребенка) раскраска обводка-кораблик (формат А5), цифры на каждого ребенка от 1 до 4 (4*3см), геометрические фигуры для двух подгрупп.

Ход образовательной деятельности

1. Мотивационная часть:

Воспитатель приглашает детей на коврик все ребята подходят, встают в круг, а в центре круга находится воспитатель.

В: Ребята, сегодня, когда я пришла в детский сад, я нашла конверт, может там письмо? Давайте посмотрим, что же в конверте?

Ребята, смотрите, здесь лежит карта и записка от феи. Она пишет, что ее заколдовал злой волшебник, он дал ей задания, но одна она никак не может справиться. Фея просит о помощи. За все правильно выполненные задания вы будете получать разноцветные лепестки, которые нужно будет прикрепить к сердцевине большого цветка к определенному цвету. И как только все лепестки будут на цветке, волшебник расколдует фею. Ребята, поможем фее?

Д: Да!

2. Основная часть: В: Тогда нам нужно отправиться в эту волшебную страну. Ой, ребята, а на чем же мы отправимся в эту страну?

Д: (ответы детей)

В: А может фея нам дала подсказку? Надо еще раз заглянуть в конверт.

Дети, смотрите, здесь есть карточки для каждого гостя. Когда мы выполним первое задание, мы сможем узнать на чем же нам можно отправиться в наше путешествие. Берите фломастеры и соединяйте пунктирные линии. 

C:\Users\Ирина\AppData\Local\Microsoft\Windows\INetCache\Content.Word\risovanie-po-tochkam-9.jpg

Итак, наши картинки ожили! Теперь мы можем отправляться в Волшебную страну математики.

(включается фонограмма, имитирующая волны)

Физминутка

Море очень широко (дети разводят руки в стороны)

Море очень глубоко (касаются руками пола)

Рыбки там живут, друзья (движение рыбки руками)

А вот воду пить нельзя (руки в стороны, приподняв плечи)

В: Ребята, и пока мы плывем, я вам загадаю загадки.

- сколько спинок у трех свинок? (3)

- сколько хвостов у двух котов? (2)

- сколько ушей у двух мышей? (4)

- сколько углов в треугольнике? (3)

(включается фонограмма «Гудок корабля»)

В: Плыли, плыли и приплыли. Ребята, в волшебной стране математики все состоит из геометрических фигур и цифр. Ой, а куда же нам нужно идти? Как это узнать? Или может на что-то посмотреть нужно?

Д: На карту!

В: Абсолютно верно! Фея же нам прислала карту. (дети смотрят на карту)

Первая остановка – Геометрическая чаща

А пока мы до нее идем, нужно поздороваться с жителями этого геометрического поселка. Сначала назвать имя, а потом его цвет (Пример: Здравствуй, красный треугольник). Ребята, давайте будем вежливыми, все вместе будем здороваться с фигурами, а то волшебник не расколдует нашу фею.

(на экране появляются геометрические фигуры, и дети с ними здороваются)

Ой, ребята, смотрите, а вот и первое задание. На что это похоже?

 Д: На мост.

В: Верно, для того чтобы пройти дальше нужно перейти через мост. Ребята посмотрите, мост совсем сломался. Что же теперь делать?

Д: Починить

В: Фея прислала нам фото подсказку, смотрите!

(На экране появляется мост из геометрических фигур, детям нужно выложить на ковре такой же – коллективная работа)

Картинки по запросу мост из геометрических фигур

Молодцы! Теперь мы можем пройти дальше. Ведь мы со всеми жителями поздоровались и даже починили мост.

(На экране появляется лепесток, воспитатель достает из-за экрана этот лепесток детям, которые прикрепляют его к цветку)

Ребята, следующая наша остановка (смотрим по карте) – Долина Цифр.

Готовы? Отправляемся?

Д: ДА!

(под музыку дети с воспитателем идут по группе шагом друг за другом)

В: Шли, шли и пришли.

Следующее наше задание «ПЕРЕСЧИТАЙ ПРЕДМЕТЫ»

В. Смотрите: фея оставила свои карточки, видно те, которые не смогла сосчитать.

У каждого на столе лежат карточки с цифрами от 1 до 4. Пересчитайте предметы на карточках и обозначьте количество предметов цифрой (дети пересчитывают предметы и указывают рядом нужную цифру).

- Сколько бабочек? Покажите цифру 3

- Сколько ромашек? (и т.п.)

Все правильно пересчитали? У кого не получилось?

Как надо правильно считать?

(Дети вместе с воспитателем проговаривают алгоритм: при пересчете надо не пропустить ни один предмет и ни один предмет не посчитать дважды).

голос феи (аудиозапись) «Я очень довольна вами, ребята. Молодцы!»

(На экране появляется лепесток, воспитатель достает из-за экрана этот лепесток детям, которые прикрепляют его к цветку)

Игра «Ножки-Ладошки»

В: Ой, ребята, смотрите, фея, чтобы мы не заскучали в дороге, оставила нам ленточки. В них можно поиграть. Фея любит длииинные ленточки, поэтому, когда я покажу длинную ленточку, вы будете хлопать в ладоши, а когда я покажу короткую ленточку, вы будете топать ножками, договорились?

Д: ДА!

В: Тогда начинаем! Будьте внимательны!

В: Молодцы!

Следующая наша остановка – Деревня Знаний.

(под музыку дети с воспитателем идут по группе шагом друг за другом)

В волшебной стране время тоже не стоит на месте, части суток сменяют. Ребята, жители этой деревни очень следят за частями суток и хотят предложить поиграть в игру, которая называется «Когда это бывает?» Поиграем? (На экране появляются изображения разных частей суток в зависимости от ответа)

Д: Да!

В:

• Солнце яркое встает, петушок в саду поет,

Дети просыпаются, в детский садик собираются.

Когда это бывает? (утром)

• Солнце в небе ярко светит, на прогулку пошли дети.

Когда это бывает? (днем)

• День прошел, садится солнце, сумрак медленно крадется.

Зажигайте лампы, свечи. Наступает темный (вечер)

• Спят медведи и слоны, заяц спит и ежик,

Все вокруг уснуть должны.

Наши дети тоже. Когда все спят? (ночью)

В: Молодцы!

Давайте еще раз перечислим все части суток! (На экране изображены все части суток)

Д: Утро, день, вечер, ночь

В: Сколько частей в сутках?

Д: 4

Вы молодцы! Справились с таким сложным заданием. Фея вас благодарит, и волшебник подарил вам еще один лепесток.

(На экране появляется лепесток, воспитатель достает из-за экрана этот лепесток детям, которые прикрепляют его к цветку)

3. Заключительная часть (рефлексия): Ребята, смотрите, мы собрали все лепестки, и появилась какая-то картинка. Рассмотрите её, что на ней изображено?

Что изображено в правом верхнем углу? (волшебная палочка феи)

Что изображено в правом нижнем углу? (цветок)

Что изображено в левом верхнем углу? (туфли)

Что изображено в левом нижнем углу? (ленточки)

А что изображено посередине? (платье)

Правильно, молодцы!

На экране появляется изображение феи «Спасибо, ребята за оказанную помощь, волшебник меня расколдовал. Мне понравилось, какие вы дружные, умные и сообразительные ребята. Но мне пора заниматься своими делами в волшебной стране, а на прощание я отправила вам подарки в детский сад.

В: А мы с вами находимся еще в волшебной стране, поэтому нам пора отправляться в детский сад. Садимся в свои корабли и поплыли! И чтобы нам очутиться в своей группе, нужно произнести заклинание «Крибли, Крабли, Бумс». Вот и очутились мы в своей группе.

Рефлексия:

Ребята, где мы сегодня были? (в волшебной стране математики)

Что случилось с феей? (заколдовал волшебник)

Что мы делали в волшебной стране? (плыли на корабле, шли по карте, отгадывали загадки, называли части суток, считали, помогали фее…)

Что вам понравилось больше всего?

Что вам показалось самым трудным?

Все задания для феи выполнили?

Вы молодцы, наше путешествие окончено. Спасибо большое!

А вот и обещанные подарки от феи. (воспитатель достает из-за экрана) геометрические раскраски и вручает детям, предлагает раскрасить их)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

""Развитие познавательного интереса у детей дошкольного возраста в процессе экспериментальной деятельности с неживой природой".

Дети по природе своей - исследователи. Неутолимая жажда новых впечатлений, любознательность, постоянное стремление экспериментировать, самостоятельно искать новые сведения о мире традиционно рассматри...

«Развитие познавательных интересов у детей среднего возраста»

Закреплять представления о величине и форме предметов через дидактические игры и упражнения; совершенствовать умения делать обобщение. Закрепить знания об овощах, животных и насекомых....

"ФОРМИРОВАНИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ПРОЦЕССЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРИ РАБОТЕ С ИНТЕРАКТИВНОЙ ДОСКОЙ"

ФОРМИРОВАНИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ПРОЦЕССЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРИ РАБОТЕ С ИНТЕРАКТИВНОЙ ДОСКОЙ....

Развитие познавательных интересов у детей средней группы с помощью исследовательской деятельности.

Развитие познавательных интересов у детей дошкольного возраста актуальная проблема современного образовательного процесса. Познавательный интерес побуждает к поиску новых знаний, умений, помогает расш...

«Развития познавательного интереса у детей младшего возраста через исследовательско - экспериментальную деятельность.»

ПЛАН ПО САМООБРАЗОВАНИЮпо теме: «Развитие познавательного интереса у детей младшего возраста через исследовательско - экспериментальную деятельность.»   Актуальность....

Консультация для педагогов и родителей Развитие познавательного интереса у детей дошкольного возраста через организацию исследовательской деятельности

Малыш – природный исследователь окружающего мира. Мир открывается ребёнку через опыт его личных ощущений, действий, переживаний.«Чем больше ребёнок видел, слышал и переживал, тем бол...

План работы по самообразованию воспитателя по теме: "Развитие познавательного интереса у детей дошкольного возраста посредством организации образовательного модуля О.А. Зыковой "Экспериментирование с живой и неживой природой""

В современном обществе одной из актуальных задач STEM обучения и воспитания детей дошкольного возраста можно назвать развитие интеллектуально-творческой активности личности ребенка путем формир...