поддержка интересов детей в организованной образовательной деятельности
статья

Кабанченко Наталия Владимирона

Преобразование российской системы образования ставит на первое место личностно ориентированный подход педагога во взаимодействии с воспитанниками. Эффективная реализация такого подхода возможна путём организации педагогической поддержки. Чрезвычайную ценность педагогическая поддержка приобретает в период становления и развития личности ребенка, а именно в дошкольном возрасте.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл podderzhka_interesov_detey.docx21.57 КБ

Предварительный просмотр:

Характеристика педагогической поддержки интересов детей в организованной образовательной деятельности в старшем дошкольном возрасте

Преобразование российской системы образования ставит на первое место личностно ориентированный подход педагога во взаимодействии с воспитанниками. Эффективная реализация такого подхода возможна путём организации педагогической поддержки. Чрезвычайную ценность педагогическая поддержка приобретает в период становления и развития личности ребенка, а именно в дошкольном возрасте.

Основными ценностями и целями в современном образовании являются самостоятельность, самоопределение, саморазвитие детей. В связи с этим содержание деятельности педагога и его взаимодействие с группой детей строится с учетом этих целей. Педагог включается в совместное взаимодействие с детьми как равноправный партнер, неся при этом знания и культурные ценности, необходимые для их всестороннего развития.

Понятие «педагогическая поддержка» в теорию и практику отечественной педагогики ввел О. С. Газман. Автором под педагогической поддержкой понимается «процесс совместного с ребенком определения его интересов, целей, возможностей и путей преодоления препятствий (проблем), мешающих ему сохранить человеческое достоинство и самостоятельно достигать позитивных результатов в обучении, самовоспитании, общении, образе жизни». Олег Семенович говорит: «поддерживать можно лишь то, помогать тому, что уже имеется в наличии (но на недостаточном уровне), то есть поддерживается развитие «самости», самостоятельности человека».

В теории О.С. Газмана педагогическая поддержка рассматривается как:

  • процесс совместного с ребенком определения его интересов и путей преодоления препятствий (проблем), мешающих сохранить ему человеческое достоинство и самостоятельно достигать желаемых результатов в обучении, самовоспитании, общении, здоровом образе жизни;
  • особая сфера педагогической деятельности, направленная на самостановление ребенка как индивидуальности; зафиксирована ценность ребенка как развивающегося субъекта;
  • способ организации взаимодействия педагога и ученика (воспитателя и воспитанника) по выявлению, анализу реальных или потенциальных проблем, совместному проектированию возможного выхода из них. Суть позиции педагога состоит в открытых, доверительных, партнерских отношениях с ребенком. Педагогическая поддержка определяется тем, что наставник помогает детям развить способность к рефлексии, выступающей механизмом познания себя в проблеме, усвоить принцип ответственности за поступки и собственную жизнь;
  • принцип действий в педагогическом процессе на основе создания условий для преодоления ребенком препятствий, для развития интеллектуального, нравственного, эмоционального, волевого потенциала;
  • форма построения договорных отношений между ребенком и взрослым, а также консультирование. Позиция педагога: информатор, координатор, посредник. Средства предполагают выявление личных проблем детей; поддержку ребенка в ситуации преодоления им трудностей учения, общения, здоровья, проведения досуга. Педагог придает особое значение ситуациям успеха, созданию условий для самореализации, самоорганизации и самореабилитации .

Благодаря таким нормам отношений между детьми и педагогом наблюдается ведущая ориентация на их свободное взаимодействие, на личностные достижения детей и их индивидуальный рост. У детей формируется чувство принадлежности к единому детско-взрослому сообществу. Реализуя такой подход в образовательной деятельности можно говорить о педагогической поддержке.

Концепция О.С. Газмана нашла свое продолжение в трудах многих ученых и практиков, актуализирующих сложность индивидуализации ребенка в образовательной деятельности (Е. А. Александрова, Т. А. Анохина, Н. Н. Михайлова, С. М. Юсфин,  В. П. Бедерханова, Н. Б. Крылова и др.). Придерживаясь единой концепции ученые по разному описывают педагогическую поддержку. В таблице 2 приведены определения понятия педагогическая поддержка разных авторов.

Таблица 2  Трактовка понятия «Педагогическая поддержка» с точки зрения различных авторов

Автор

Определение понятия педагогическая поддержка

Ключевые направления поддержки

Т.А. Анохина

«Педагогическая поддержка это -  система средств, обеспечивающих помощь воспитанникам в самостоятельном индивидуальном выборе (моральном, гражданском, профессиональном, экзистенциальном самоопределении), в преодолении препятствий самореализации в учебной, коммуникативной, трудовой и творческой деятельности».

система средств обеспечивающих помощь

Е.А.Александрова

«Педагогическая поддержка - умение педагога сопровождать ребенка в образовательной деятельности, находиться рядом с ним. В этом взаимодействии взрослый выступает в качестве носителя существующих культурных смыслов, с помощью которых ребенок самоопределяется».

умение педагога сопровождать

Н.Б. Крылова

«Педагогическая поддержка как элемент сотрудничества и взаимодействия, потому как она является проявлением позитивного отношения к деятельности и самореализации» .

элемент сотрудничества и взаимодействия

Н.Н. Михайлова, С.М. Юсфин

«Педагогическая поддержка - особое направление педагогической деятельности, последовательно развивающее принципы личностно ориентированного образования. Оно не только провозглашает ребенка субъектом образования, но и стремится практически обеспечить субъект-субъектные, равноправные, доверительные отношения взрослого и ребенка, направленные на решение проблем, преодоление трудностей в разных сферах его жизни, на индивидуальное саморазвитие».

направление педагогической деятельности на выстраивание субъект-субъектных отношений.

Анализируя и обобщая работы ученых и практиков, которые занимались педагогической поддержкой можно сказать, что педагогическая поддержка это умение педагога находится рядом с ребенком,   обеспечивать помощь и поддержку в самостоятельном его выборе и выстраивать субъект - субъектные отношения взрослого и ребенка. Педагог, который выстраивает взаимодействие с ребенком на основе норм поддержки, формирует совместно с ним в пространстве его саморазвития новый образовательный климат, делает ребенка действующим субъектом его собственной жизнедеятельности и идентификации, а впоследствии - субъектом личного образования.  

        Н. Н. Михайлова и С. М. Юсфин выделяют следующие направления педагогической поддержки:

  • защита прав ребенка на достойное образование;
  • помощь, заключающаяся в эмоциональной поддержке ребенка, без которой он не сможет осознать собственную проблему;
  • развитие у ребенка способностей к критическому (рефлексивному) взгляду на собственные привычные, стереотипные установки и действия, являющиеся объективным тормозом его целенаправленной деятельности;
  • формирование и развитие у ребенка способностей проектировать собственную деятельность по осознанию и преодолению своих проблем.

В педагогической практике, в условиях реализации педагогической поддержки  важно учитывать  тот факт, что поддержка не может быть стандартизирована, поскольку является индивидуальной для каждого.

Благополучность педагогической поддержки  зависит от ряда принципов на которые должен опираться педагог. (см. таблицу 3)

Таблица 3 Принципы педагогической поддержки

Автор

Принципы

О.С. Газман, Т.В. Анохина

  • согласие ребенка на помощь и поддержку;
  • опора на личные силы и потенциальные возможности личности, вера в эти возможности;
  • ориентация на способность ребенка самостоятельно преодолевать препятствия;
  • совместность, сотрудничество, содействие;
  • конфиденциальность (анонимность);
  • доброжелательность, безоценочность;
  • безопасность, защита здоровья, прав, человеческого достоинства;
  • реализация принципа «не навреди»;
  • рефлексивно-аналитический подход к процессу и результату.

В. В. Савченко

  • принцип сочетания семейных, национальных и общечеловеческих ценностей;
  • принцип личностной направленности воспитания, определяющий стратегию взаимодействия взрослого и ребенка на основе субъект-субъектных отношений;
  • принцип природосообразности воспитательного влияния на мир детства, обеспечивающий каждому ребенку благоприятные условия для развития в соответствии с индивидуальным, социальным и культурным своеобразием;
  • принцип диалогичности взаимодействия мира взрослых и мира детства;
  • принцип творческой самореализации ребенка, направленный на создание условий для развития ребенка в различных сферах жизнедеятельности как носителя творческого начала;
  • принцип взаимосвязи педагогического управления, детского самоуправления и соуправления, обеспечивающий условия для включения ребенка в социально значимые отношения и формирующий у него ответственность за свои поступки.

С.А.Лебедева

  • уметь изучать интересы детей с помощью наблюдения за их поведением и деятельностью. Это позволит педагогу планировать поддержку конкретного ребенка, выбирать методы и приемы, соответствующие особенностям его развития (темпераменту, потребностям, способностям, интересам).
  • учитывать опыт ребенка-дошкольника, приобретаемый им не только в детском саду, но и в семье. Принимать во внимание интересы детей к изучаемой теме.
  • поддерживать активные способы познания детей (маленькие дети действуют спонтанно, играючи, непредсказуемо и с воображением при изучении материала).
  • содействовать лучшему качеству детской деятельности.
  • уважать индивидуальные различия детей, помогая каждому из них достигать успеха, используя разные стратегии поддержки.
  • расширять возможности взаимодействия детей через организацию групповой работы. Каждый ребенок своеобразен и может предложить группе нечто уникальное.

Совокупный анализ ряда авторов показывает, что к наиболее важным, значимым принципам можно отнести:

  • уважение индивидуальности каждого ребенка, его личной направленности;
  • принцип построения совместной деятельности на основе субъект-субъектных отношений, диалогичности взаимодействия, групповой работы;
  • учет опыта, способностей, личных сил, потенциальных возможностей и интересов ребенка;
  • принцип «приоритетного старта». Вовлечение детей в знакомые, наиболее приятные виды деятельности, которые им ближе и предпочтительнее. Этот принцип принимает во внимание то, что является ценным для ребенка, что он знает и умеет.
  • принцип творческого развития, поддержки активных и игровых форм и способов познания.

Принимая во внимания и учитывая эти принципы, выстраивая взаимодействие с ребенком, можно говорить о том, что педагог реализует педагогическую поддержку ребенка в образовательном  пространстве.

Вывод:

Каждому ребенку, не зависимо от его физического и умственного развития необходима педагогическая поддержка. Педагог, который вступает во взаимодействие с ребенком, должен быть личностно-ориентирован, находить подход к каждому ребенку в соответствии с его индивидуальными особенностями, сопровождать ребенка в образовательной деятельности, стремиться выстроить субъект-субъектные отношения с ним. Формировать совместно с ребенком пространство для его саморазвития. Создавать такой образовательный климат, в котором ребенок будет ощущать себя субъектом личного образования. Выстраивать образовательную среду и подбирать средства обеспечивающие помощь ребенку индивидуальному, самостоятельному выбору трудовой и творческой деятельности. Все это и будет выступать в качестве мощнейшей педагогической поддержки.  

«Для осуществления поддержки ребенку педагогу необходимо удерживать в себе чувство детства, совершенствовать умение понимать ребенка и всего, что с ним происходит, верить, что ребенок не нарушает, а ошибается, защищать ребенка и самое главное - не ломать детскую индивидуальность, а способствовать её развитию» (В.А. Сухомлинский).

Необходимо отметить, что педагогу стремящемуся оказать педагогическую поддержку интересов детей, для достижения желаемых результатов в обучении, необходимо определить совместно с ребенком его собственные интересы, цели, возможности и пути преодоления проблем и на основе этого выстраивать образовательный процесс.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие познавательного интереса у детей среднего возраста в организованной образовательной деятельности по ФЭМП

laquo;Траектория познавательного развития. Создание комплекса условий и возможностей для формирования познавательного интереса у дошкольника»...

Конспект организованной образовательной деятельности по формированию у детей интереса к русской народной культуре в подготовительной группе. «Путешествие в прошлое»

Конспект организованной  образовательной деятельности  поформированию у детей  интереса к русской народной культуре в подготовительной   группе.«Путешествие в прошл...

особенностей поддержки интересов детей в организованной образовательной деятельности

Л. С. Выготский пишет: «…интерес — как бы естественный двигатель детского поведения, он является верным выражением инстинктивного стремления, указанием на то, что деятельность ребен...

Педагогическая поддержка детей в организованной образовательной деятельности

Педагогическая поддержка детей в организованной образовательной деятельности  осуществляется в разнообразных формах, характер которых определен  различными факторами: целями и задачами обуче...

Способы осуществления поддержки интересов детей старшего возраста в организованной образовательной деятельности по теме «Весна пришла»

Образовательные ситуации подобраны с учетом максимальной включенности всех детей в образовательную деятельность, с опорой на принципы поддержки и развития детской самостоятельности. Наблюдения строятс...