особенностей поддержки интересов детей в организованной образовательной деятельности
статья
Л. С. Выготский пишет: «…интерес — как бы естественный двигатель детского поведения, он является верным выражением инстинктивного стремления, указанием на то, что деятельность ребенка совпадает с его органическими потребностями. Вот почему основное правило требует построения всей воспитательной системы на точно учтенных детских интересах. Педагогический закон гласит: прежде чем ты хочешь призвать ребенка к какой-либо деятельности, заинтересуй его ею, позаботься о том, чтобы обнаружить, что он готов к этой деятельности, что у него напряжены все силы, необходимые для нее, и что ребенок будет действовать сам, преподавателю же остается только руководить и направлять его деятельность».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
interes.docx | 18.33 КБ |
Предварительный просмотр:
основы особенностей поддержки интересов детей в старшем дошкольном возрасте в организованной образовательной деятельности
Сущность понятия «интерес» и его значение
Детство – это важный, самоценный период в жизни каждого, который нельзя рассматривать как подготовительный этап человеческой жизни.
В это время происходит бурный рост, интенсивное развитие, непрерывное совершенствование физических и психических качеств. Это начало становления личности. Детям все интересно, их все манит и привлекает. Интересы имеют универсальное значение в детской жизни.
В книге Педагогическая психология Л. С. Выготский пишет: «…интерес — как бы естественный двигатель детского поведения, он является верным выражением инстинктивного стремления, указанием на то, что деятельность ребенка совпадает с его органическими потребностями. Вот почему основное правило требует построения всей воспитательной системы на точно учтенных детских интересах. Педагогический закон гласит: прежде чем ты хочешь призвать ребенка к какой-либо деятельности, заинтересуй его ею, позаботься о том, чтобы обнаружить, что он готов к этой деятельности, что у него напряжены все силы, необходимые для нее, и что ребенок будет действовать сам, преподавателю же остается только руководить и направлять его деятельность».
Наиболее значимым периодом зарождения познавательной деятельности ребенка является - старший дошкольный возраст. В это время ребенок становится более активным в поиске новой информации, происходит интенсивное развитие познавательной мотивации. Девизом этого жизненного этапа можно назвать: «Хочу все знать!». Однако главное не только вызвать интерес, но и то, чтобы не произошло подмены интереса. Интерес должен быть направлен по линии самого изучаемого предмета, а не вызван посторонним для него влиянием наград, наказаний, страха, желания угодить и т. п.
Анализ психолого-педагогической литературы показал, что проблемам формирования и развития интересов детей посвящено значительное количество исследований. В таблице 1 приведены определения понятия интерес разных авторов.
Таблица 1 Трактовка понятия «Интерес» с точки зрения различных авторов
Автор | Определение понятия интерес | Ключевые направления интереса |
Л.И. Божович | «интерес - актуальный мотив, эмоциональное выражение потребности в знании, ориентирующее человека в окружающей действительности» | мотив, потребность |
С.Л. Рубинштейн | «интерес - направленность личности, заключающаяся в сосредоточенности ее помыслов на определенном предмете» | направленность личности |
В.Н. Мясищев | «интерес - активно положительное отношение к познавательному объекту и как потребность к интеллектуальному овладению им» | Потребность |
Б.И. Додонов | «Интерес – это особая психологическая потребность личности в определенных предметах и видах деятельности как источниках желанных переживаний и средствах достижения желанных целей» | потребность личности |
А.Н. Леонтьев | «Интересы нередко связывают с эмоциями, с потребностями, иногда пытаются найти зависимость интересов от мышления. Дело здесь именно в том, что остаются нераскрытыми те отношения внутри самой деятельности ребенка, которые лежат за явлением интереса и которыми единственно можно реально управлять» | эмоции, потребность |
Л.А. Гордон | «интерес - эмоционально окрашенная направленность нашего сознания на определенные объекты, направленность, связанная со стремлением к этим объектам и влияющая соответствующим образом на нашу деятельность» | направленность сознания |
Т.К. Панкратов | «интересы непосредственно выражают устойчивую направленность личности, её деятельности, поступков и поведения относительно объекта потребности» | направленность личности |
Н.Г. Морозова | «Интерес во всех его видах и на всех этапах развития характеризуется тремя обязательными моментами: положительной эмоцией по отношению к деятельности; наличием познавательной стороны этой эмоции; наличием непосредственного мотива, идущего от самой деятельности» | эмоции, мотив |
А.А. Люблинская | «Мотивом, побуждающим дошкольника манипулировать предметами, является интерес». | Мотив |
Среди авторов нет единого определения интереса. Одни считают интерес как проявление одной из форм направленности личности, заключающейся в сосредоточенности внимания, мыслей, помыслов на определенном предмете или явлении действительности, связанной с положительным отношением к познанию объекта или к овладению той или иной деятельностью (Л.А. Гордон, Т.К. Панкратов, С.Л. Рубинштейн); другие разделяют мнение, что интерес это выражение потребности индивида (А.Н. Леонтьев, Б.И. Додонов, Л.И. Божович, В.Н. Мясищев); третьи рассматривают интерес в контексте развития мотивационной сферы личности (Н.Г. Морозова, А.А. Люблинская, Л.И. Божович).
При всех различиях в определениях общим в трудах психологов остается утверждение, что интерес связан с активностью человека (его мотивацией и деятельностью), подчеркивается его эмоционально положительная окрашенность (легкость, приятность, удовольствие), организующее начало на осознание и деятельность человека.
В старшем дошкольном возрасте детский интерес расширяется. Его привлекает не только новый предмет сам по себе, но и его происхождение, назначение, устройство, а так же способ использования. Ребенок стремится узнать, как работают те или иные механизмы, что у них внутри. Почему одни предметы тонут, а другие нет? Как магнит притягивает предметы? И многое другое. Дети старшего дошкольного возраста любят рассуждать, спорить, решать задачи, головоломки, подбирать слова в рифму, сравнивать различные предметы и явления между собой. У них растет желание заниматься умственной деятельностью. У детей старшего дошкольного возраста происходит переход от наглядно-образного мышления к логическому, которое характеризуется тем, что ребенок пользуется абстрактными категориями и устанавливает причинно-следственные связи. В связи с этим интерес приобретает познавательный характер.
«Познавательным интересом называется такое стремление к знанию, к самостоятельной творческой работе, которое соединяется с радостью познания и побуждает человека как можно больше узнать нового, понять, проверить, выяснить, усвоить» Н.Г. Морозова .
Г.А. Яцковская определяет познавательный интерес как устойчивую, избирательную, эмоционально-окрашенную направленность личности на определенные предметы и деятельность с целью их изучения (познания) и практического овладения ими.
Важной особенностью познавательного интереса многие ученые считали то, что интерес как феномен не представляет собой отдельного конкретного психологического процесса, каким являются, например, мышление, восприятие, память. Однако, по мнению Г.И. Щукиной, познавательный интерес, как ценное интегративное свойство личности, нельзя расщепить на части, напротив, интерес обеспечивает духовное богатство личности, помогает ей отобрать из окружающей действительности личностно значимое и ценное. Она говорит о том, что «Познавательный интерес - это избирательная направленность на познание предметов, явлений, событий окружающего мира, активизирующая психические процессы, деятельность человека, его познавательные возможности».
Вывод:
Анализ изученной литературы показывает, что в организованной образовательной деятельности детей в старшем дошкольном возрасте интерес приобретает характер познавательного интереса. Он раскрывает сущность детей; подталкивает их к самостоятельному познанию объектов окружающего мира, развитию аналитического восприятия; помогает отражать результаты познания в творческой деятельности и продуктах детской деятельности.
Таким образом, в данной работе под понятием интереса детей в организованной образовательной деятельности будет пониматься следующее определение. Интерес - это устойчивая избирательная направленность личности на определенные предметы и деятельность с целью их изучения (познания), а так же практического овладения ими. Интерес всегда имеет эмоциональную окраску, активизирует интеллектуальную и практическую деятельность, сопровождается волевыми усилиями.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Организованная образовательная деятельность по нравственно-патриотическому воспитанию "Особенности быта и традиции казаков на Кубани"
Хочу подеиться с вами своей авторской методической разработкой по нравственно-патриотическому воспитанию для детей старшей, подготовительной группы ДОУ. Программные задачи: - познакомить детей с каз...
Открытое мероприятие организованной образовательной деятельности "Физическая культура"по теме:"Воспитание интереса к истории и культуре родной страны через русские народные сказки при организации физкультурно-оздоровительной работы"на муниципальном уровне
НОД по физической культуре в подготовительной группе.«На помощь Илье Муромцу»Задачи:-упражнять в различных видах ходьбы и бега;-вырабатывать умение двигаться легко и своб...
Развитие познавательного интереса у детей среднего возраста в организованной образовательной деятельности по ФЭМП
laquo;Траектория познавательного развития. Создание комплекса условий и возможностей для формирования познавательного интереса у дошкольника»...
Конспект организованной образовательной деятельности по формированию у детей интереса к русской народной культуре в подготовительной группе. «Путешествие в прошлое»
Конспект организованной образовательной деятельности поформированию у детей интереса к русской народной культуре в подготовительной группе.«Путешествие в прошл...
поддержка интересов детей в организованной образовательной деятельности
Преобразование российской системы образования ставит на первое место личностно ориентированный подход педагога во взаимодействии с воспитанниками. Эффективная реализация такого подхода возможна путём ...
Педагогическая поддержка детей в организованной образовательной деятельности
Педагогическая поддержка детей в организованной образовательной деятельности осуществляется в разнообразных формах, характер которых определен различными факторами: целями и задачами обуче...
Способы осуществления поддержки интересов детей старшего возраста в организованной образовательной деятельности по теме «Весна пришла»
Образовательные ситуации подобраны с учетом максимальной включенности всех детей в образовательную деятельность, с опорой на принципы поддержки и развития детской самостоятельности. Наблюдения строятс...