Ранняя профориентация детей. Конспект организованной образовательной деятельности по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста с профессией архитектора.
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая, подготовительная группа) на тему

Ранняя профориентация детей

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл arhitektor.docx19.66 КБ

Предварительный просмотр:

Лазебная (Шаламова) Елена Ивановна

Ранняя профориентация детей.

Конспект организованной образовательной деятельности

по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста

с профессией архитектора.

Программное содержание:

- познакомить детей с профессией архитектора, историей ее возникновения;

- расширить знания об особенностях профессии (цель деятельности- инструменты- трудовые действия- результат труда);

- развивать конструкторские способности, связную речь и мышление дошкольников;

- воспитывать интерес детей к окружающей действительности, познанию нового материала.

Оборудование:

- письмо;

- дидактическая игра «Что нужно архитектору» (набор карточек: простой карандаш, цветные карандаши, линейка, ластик, угольник, транспортир, мольберт, молоток, гвозди, бинокль, нож, кастрюля, ведро, игла и т. д.);

Демонстрационный материал:

-иллюстрации различных архитектурных сооружений (жилой дом, завод, музей, магазин, мост, стадион и др.);

- фотография детского сада (общий вид);

- 2-3 простые схемы архитектурных построек;

- иллюстрации с изображением крестьянского и боярского домов;

- ватман с изображением плана групповой комнаты, красный флажок (на липучке);

Раздаточный материал (по количеству детей):

- пластиковые одноразовые поддоны с песком;

-конверты с набором геометрических фигур (геометрический конструктор, листы белого картона;

- фотографии архитектурных зданий нашего города;

-картинки с изображением сказочных героев.

Ход деятельности.

Воспитатель вносит в группу письмо.

Воспитатель: Ребята, нам сегодня пришло письмо из города Игрушек. Игрушки пишут, что у них недавно был ураган, и разрушил все дома. Просят нас помочь - придумать новые красивые дома, чтобы строители могли их построить. Вы согласны помочь? (ответы детей).

Дома строят строители – это мы все давно знаем. Но есть люди, которые эти дома придумывают - на бумаге чертят, сколько в доме будет этажей, окон, подъездов, какой формы будет крыша, где будет расположен вход в здание, как это здание будет украшено. Эти люди называются архитекторы. Слышали когда-нибудь такое слово? Повторите его вместе со мной - архитекторы. Архитектор- это профессия.

Архитекторы придумывают и воплощают новые здания. Как вы думаете, какие? (ответы детей). Это здания заводов и фабрик, музеев, театров, магазинов, больниц. Архитекторы придумывают дома, в которых мы живем, стадионы для спортивных соревнований, и даже мосты (выставляет соответствующие иллюстрации). Наш детский сад тоже спланировали архитекторы (демонстрирует фотографию детского сада) - это они придумали, где в детском саду будет кухня, музыкальный и спортивный залы, где - кабинет заведующей детским садом, медсестры, группы, в которой находитесь вы.

Чтобы дом жилой построить

Или новый детский сад,

На бумаге архитектор

План рисует и фасад.

Все начертит, посчитает

И покажет, что и как;

Сколько комнат, где какая:

Где подвал, а где чердак.

Ничего не позабыл он,

Все продумал и решил,

Чтоб жильцам удобно было,

Чтобы дом красивым был.

Воспитатель: Придуманное архитектором и нарисованное на бумаге здание называется проект. Над одним проектом может работать один человек, а может - и целая группа архитекторов.

Ребята, как вы думаете, для создания проекта какими инструментами, орудиями труда, пользуется архитектор? Давайте поиграем в игру «Что нужно архитектору» (Из предложенных картинок необходимо отобрать только те, на которых изображены орудия труда архитектора. Дети комментируют свой выбор; педагог, в случае необходимости, добавляет детские ответы).

Воспитатель: А знаете ли вы, как и когда появилась профессия архитектор? Тысячи и тысячи лет назад человек начал строить укрытия для себя и своей семьи. Сначала он строил дома из веток, потом из дерева, а затем из камня. Но жилище нужно было не просто построить, его нужно было сделать удобным и прочным. И древний человек рисовал на песке план своего дома, продумывал, как сделать так, чтобы дождь не проникал сквозь крышу, а стены не пропускали холод.

Давайте и мы с вами, как древние люди, попробуем порисовать на песке.

Дети подходят к столу, на котором расставлены пластиковые одноразовые поддоны с песком. Педагог предлагает детям сначала самим нарисовать домик пальцем на песке, а затем демонстрирует 2-3 простые схемы архитектурных построек, просит их повторить на песке.

Воспитатель: Вот так же, как и мы сейчас с вами, древний человек рисовал на песке план своего дома. И никто его этому не учил. Можно сказать, что древний человек был архитектором-самоучкой.

Позднее, когда люди стали жить в городах, появились специальные мастера, которые планировали, где и как построить крепостную стену, а где проложить земляной вал так, чтобы враг не смог взять город штурмом. Со временем количество людей в городе росло, поэтому, нужно было строить новые дома. И дома все были разные - и для бедных людей, и для богатых. Как вы думаете, такие дома отличались чем-нибудь друг от друга или нет? (ответы детей).

Воспитатель предлагает детям сравнить изображения 2х домов – крестьянского и боярского, рассказать, чем они отличаются.

Воспитатель: Богатые старались украсить свои дома различной лепниной, сделать их нарядными и просторными. Они не жалели на это денег, приглашая знаменитых архитекторов и заказывая им дорогие проекты.

А вы знаете, что должен знать и уметь архитектор? (ответы детей). Архитектор должен уметь рисовать, чертить, знать математику. Здания, создаваемые архитекторами, должны украшать город и, одновременно, сочетаться с другими сооружениями; кроме того, здания должны быть светлыми и теплыми. Поэтому, архитектору нужно знать, с какой стороны восходит солнце, чтобы сделать там больше окон в здании; как укрепить крышу, чтобы ее не снес ветер; сколько нужно опор, чтобы удержать сооружение.

Архитектор должен ясно представлять себе, для каких целей он проектирует здание. Как вы думаете, каким должно быть здание театра? Жилого дома? Супермаркета? Дворца спорта? (ответы детей).

А еще архитектор должен уметь хорошо ориентироваться на плане. А вы умеете ориентироваться на плане? (ответы детей). Предлагаю поиграть в игру «Раз, два, три - к этому объекту беги!».

Воспитатель вывешивает на учебную доску ватман, на котором изображен план группы. Выставляет в каком-либо месте плана красный флажок, произносит слова «Раз, два, три - к этому объекту беги!», после которых дети должны добежать до обозначенного объекта. Затем местоположение флажка меняется. Игра повторяется 4-5 раз.

Воспитатель: Ребята, мы совсем забыли про письмо! А ведь игрушки ждут от нас помощи! Давайте на некоторое время превратимся в архитекторов, и спланируем новые дома для города Игрушек. (Педагог раздает детям конверты с геометрическим конструктором, листы белого картона). Подумайте, какое здание вы хотите спланировать- школу, детский сад, цирк, магазин; продумайте его размер- количество этажей, подъездов, цветовое решение, форму крыши, окон, балконов, входных дверей и т. д.

Дети выполняют работу, выкладывая геометрические фигуры на листе белого картона. По окончании работы рассказывают, какое здание и для каких целей они придумали, каковы его отличительные особенности. Педагог благодарит детей за работу, говорит, что игрушки будут довольны.

Подведение итога деятельности.

Воспитатель: О какой новой профессии вы сегодня узнали? Что делает архитектор? Как появилась профессия архитектора?

Рефлексия.

Воспитатель: Если сегодня вы узнали новое - возьмите себе на память фотографии с изображением различных архитектурных зданий нашего города, назовите их; если же ничего нового о профессии вы сегодня не узнали – возьмите себе на память карточки с изображением сказочных героев.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

КОНСПЕКТ ОРГАНИЗОВАННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ОСВОЕНИЮ ДЕТЬМИ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОБЛАСТЕЙ: «ПОЗНАНИЕ», «КОММУНИКАЦИЯ», «БЕЗОПАСНОСТЬ», «ТРУД», «СОЦИАЛИЗАЦИЯ» «ВОЛШЕБНЫЙ ГАЗ – НЕВИДИМКА»

Данная НОД была проведена с целью формирования у дошкольников навыков самостоятельности, инициативы в поиске ответов на вопросы, сбора информации,  и применении полученных знаний на практике, раз...

Конспект организованной образовательной деятельности познавательного развития детей старшего дошкольного возраста «Цветик-семицветик»

Конспект организованной образовательной деятельности содержит ряд игр, направленых на закрепление знаний об окружающем мире детей старшего дошкольного возраста....

Конспект непосредственно-образовательной деятельности по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста с профессией хлебороб Тема «Во славим руки хлебороба»

Ознакомление дошкольников с профессиями родного края в рамках реализации регионального образовательного проета "ТЕМП"...

Конспект непосредственной образовательной деятельности по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста (5-6 лет) с окружающим миром «Пернатые друзья»

Занятие по окружающему миру.Задачи: 1.Образовательные:-Познакомить детей с новым понятием - профессия-орнитолог.-Расширять и обогащать словарь детей (орнитолог, перелёт, пернатые).2. Развивающие:...

Конспект непосредственно - образовательной деятельности по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста с художественной литературой по теме "Чтение рассказа В.Ю. Драгунского "Друг детства"

Конспект непосредственно - образовательной деятельности по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста с художественной литературой по теме "Чтение рассказа В.Ю. Драгунского  "Друг...

Конспект организованной образовательной деятельности по ознакомлению детей среднего дошкольного возраста с русской народной сказкой «Война грибов с ягодами» (обработка В. Даля)

Цель: знакомство детей с русской народной сказкой «Война грибов с ягодами» (обработка В. Даля).Задачи:1.Формировать у детей умение внимательно и заинтересованно слушать сказку;2.Развивать ...