Организованная образовательная деятельность по нравственно-патриотическому воспитанию "Особенности быта и традиции казаков на Кубани"
план-конспект занятия (подготовительная группа) по теме
Хочу подеиться с вами своей авторской методической разработкой по нравственно-патриотическому воспитанию для детей старшей, подготовительной группы ДОУ.
Программные задачи:
- познакомить детей с казачьей хатой, ее убранством, предметами быта;
- прививать интерес к традиционной культуре кубанских казаков;
- развивать память, логическое мышление детей, двигательную активность;
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
nravstvenno_-_patrioticheskoe_vospitanie.doc | 35.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Авторское занятие по нравственно – патриотическому воспитанию для детей подготовительной группы
детского сада
«Особенности быта и традиции родного края».
Программные задачи:
- познакомить детей с казачьей хатой, ее убранством, предметами быта;
- прививать интерес к традиционной культуре кубанских казаков;
- развивать память, логическое мышление детей, двигательную активность;
Предварительная работа: беседы по теме, разучивание новой кубанской игры «Сон казака», изготовление макета кубанской хаты, организация выставки «Жизнь кубанских казаков», разучивание стихов о Кубани.
Оборудование: макет кубанской хаты, магнитофон, картинки по тематике занятия.
Словарная работа: казаки, хата, рушник, ухват, кочерга, чуван, чугун.
Работа с пословицей: «Стол – то же, что в алтаре престол».
Ход занятия.
Вступление:
Звучит запись гимна Кубани.
Дети в казачьих костюмах читают стихи:
- Ты был на Кубани? А ты побывай:
Отличные люди, прославленный край.
Там примут тебя как хорошего друга.
Покажут, как землю ворочают плугом,
Как хлеб убирают, как стол накрывают,
Как в горнице гостя у нас угощают.
- Кубанцы на славу умеют трудиться.
Люблю тебя, край мой,
Простор Краснодарский,
И труд хлебороба, и песни, и пляски.
3. По лугам цветы дышат красотой.
Тропка пыльная по степи идет.
Даль раздольная с ума сведет.
Основная часть:
Воспитатель:
- Издавна на Руси жили казаки. Я думаю, вам будет интересно узнать о житье-бытье казаков. А начиналось все с Указа царицы Екатерины II о пожаловании казакам земель за их добросовестную службу. И стали стекаться еще на необжитые земли переселенцы с Запорожской Сечи. Так появились наши предки-казаки на Кубани.
Обживая земли, казаки строили себе жилье: мазанки, хаты
(Дети подходят и рассматривают макет хаты)
Хаты строили из самана, обмазывали глиной с обеих сторон. Хата внутри и снаружи белилась. Белый цвет – символ чистоты и опрятности. Крыши под камышом и соломой. Пол обмазывался глиной.
- Как вы думаете, что было внутри? (ответы детей)
(Вывешивается картинка с изображением убранства кубанской хаты).
- Почти в каждой хате была русская печь, она являлась не только вместилищем пищи, домашним очагом, но и воплощала идею благополучия в доме, семейного тепла
(Дети рассматривают макет печи).
- Одним из самых традиционных и почитаемых предметов в доме у казака был стол. «Стол – то же, что в алтаре Престол», а потому и сидеть за столом и вести себя нужно так, как в церкви.
А как вы думаете, что это значит? (работа с пословицей).
- Стол немыслим без хлеба – как пищи, как символа благополучия.
- Ребята, а что вы любите кушать? (ответы детей)
- На Кубани угощали блинами, пирожками с кабаком, с фасолью, пирогами с капустой, курагой, яблоками. А какие пампушки с чесноком! И, конечно, чай. Вместо заварки, калина или фруктовые веточки.
- Украшением стола в хате был самовар
(Рассматривание изображения самовара). Своим горячим, чаем в зимние вечера согревал он души тело домочадцев, собирая всех вместе за столом.
- А вот какие чуваны и чугуны стоят в печи
(рассматривание изображения).
- Запах ароматного борща и вкусной каши когда-то исходил из них, радуя детей и взрослых. Старожилы утверждают, что более ароматного борща, приготовленного в печи, ничего не существует.
-А как вы думаете, зачем нужно это приспособление?
(рассматривание ухвата)
Для чего он нужен? (Ответы детей)
- Это ухват. С его помощью можно поставить чугун в печь и вынуть из печи.
А это приспособление, которое всегда стояло у плиты, и которым можно было разгрести в печи жар – это кочерга.
(Рассматривание изображения).
- Чего только не было в казачьей хате, но каждое приспособление имело свое место и значение, к нему очень бережно относились.
Физминутка:
Сон Казака»
Из играющих выбирают «казака», который становится в середине круга. «Казаку» завязывают глаза, или он закрывает их сам. Дети двигаются по кругу со словами:
Кто с утра чертей гоняет,
Песни звонкие спивает,
Спать мешает казаку
И кричит «КУ-ка-ре-ку»?
Один из стоящих в кругу кричит по- петушиному, стараясь изменить голос. Казак, открыв глаза, старается угадать, кто кричал. Если ему это удаётся, - забирает кричащего в середину круга. Игра продолжается:
Все коровы во дворе
Размычались на заре.
Не понятно никому,
Почему «Му-МУ, Му-Му».
Стоящий в кругу мычит, изображая корову. Казак угадывает его и забирает к себе в круг. Игра продолжается:
Вот казак заснул опять,
Но не долго ему спать.
Утка уточек не зря
Учит крякать «кря-кря-кря».
Действие повторяется – казак забирает «утку».
Надоело казаку
«Кря-кря-кря» с «Ку-ка-ре-ку».
- Я не лягу больше спать,
Вас я буду догонять!
Закрепление:
- А теперь давайте чуть - чуть поиграем.
Дидактическая игра: « В хате или в доме?»
(На мольберт вывешиваются картинки хаты и современного дома). Вам нужно прикрепит изображение предметов в зависимости от того, где
они должны находиться в современном доме или в хате.
(Картинки: телевизор, ухват, диван, печь, кочерга, чайник, самовар, кастрюля, чугунок).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект организованной образовательной деятельности по нравственно-патриотическому воспитанию в подготовительной к школе группе по теме: «Они сражались за Родину».
Занятие посвящено подвигу молодых курсантов Урюпинског училища, которые обороняли город Кропоткин и мосты через реку Кубань в годы Великой отечественной войны....
Организованная образовательная деятельность по нравственно - патриотическому воспитанию в первой младшей группе на тему "Моя семья" по ФГОС.
Организованная образовательная деятельность на тему : "Моя мама" позволит закрепить с детьми знания о том, что мамы есть у всех и у людей, и у животных. Формирует нравственное воспит...
Конспект организованной образовательной деятельности по нравственно – патриотическому воспитанию Тема: «Я и моя семья» в средней группе
Цель: Формировать у детей представление о семье как о людях, которые живут вместе, любят друг друга, заботятся друг о друге.Задачи:Образовательные:Продолжать уточнять, расширять знания и пр...
Конспект организованной образовательной деятельности по нравственно-патриотическому воспитанию в подготовительной группе "Наша Родина Россия"
Закрепить понятия о глобусе и символике России, активизировать словарь по теме, развивать связную речь. Формировать у детей чувство патриотизма, дать представление, что такое Р...
Организованная образовательная деятельность по нравственно-патриотическому воспитанию в подготовительной группе «Моя малая Родина»
Организованная образовательная деятельность по нравственно-патриотическому воспитанию в подготовительной группе «Моя малая Родина»...
Конспект организованной образовательной деятельности по нравственно – патриотическому воспитанию Тема: «Я и моя семья» в средней группе
Родина, Отечество. … В корнях этих слов близкие каждому образы: мать и отец, родители. Воспитание чувства патриотизма у дошкольников – процесс сложный и длительный. Любовь к близким людям...