Организованная образовательная деятельность по нравственно-патриотическому воспитанию "Особенности быта и традиции казаков на Кубани"
план-конспект занятия (подготовительная группа) по теме

Мельникова Людмила Идрисовна

Хочу подеиться с вами своей авторской методической разработкой по нравственно-патриотическому воспитанию для детей старшей, подготовительной группы ДОУ.

Программные задачи:

- познакомить детей с казачьей хатой, ее убранством, предметами быта;

-  прививать интерес к традиционной культуре кубанских казаков;

- развивать память, логическое мышление детей, двигательную активность;

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon nravstvenno_-_patrioticheskoe_vospitanie.doc35.5 КБ

Предварительный просмотр:

Авторское занятие по нравственно – патриотическому воспитанию для детей подготовительной группы

детского сада

 «Особенности быта и традиции родного края».

Программные задачи:

- познакомить детей с казачьей хатой, ее убранством, предметами быта;

-  прививать интерес к традиционной культуре кубанских казаков;

- развивать память, логическое мышление детей, двигательную активность;

Предварительная работа: беседы по теме, разучивание новой кубанской игры «Сон казака», изготовление макета кубанской хаты, организация выставки «Жизнь кубанских казаков», разучивание стихов о Кубани.

Оборудование: макет кубанской хаты, магнитофон, картинки по тематике занятия.

Словарная работа: казаки, хата, рушник, ухват, кочерга, чуван, чугун.

Работа с пословицей: «Стол – то же, что в алтаре престол».

Ход занятия.

Вступление:

Звучит запись гимна Кубани.

Дети в казачьих костюмах читают стихи:

  1. Ты был на Кубани? А ты побывай:

Отличные люди, прославленный край.

Там примут тебя как хорошего друга.

Покажут, как землю ворочают плугом,

Как хлеб убирают, как стол накрывают,

Как в горнице гостя у нас угощают.

  1. Кубанцы на славу умеют трудиться.

       Люблю тебя, край мой,

       Простор Краснодарский,

       И труд хлебороба, и песни, и пляски.

      3. По лугам цветы дышат красотой.

        Тропка пыльная по степи идет.

        Даль раздольная с ума сведет.

Основная часть:

Воспитатель:

- Издавна на Руси жили казаки. Я думаю, вам будет интересно узнать о житье-бытье казаков. А начиналось все с Указа царицы Екатерины II о пожаловании казакам земель за их добросовестную службу. И стали стекаться еще на необжитые земли переселенцы с Запорожской Сечи. Так появились наши предки-казаки на Кубани.

Обживая земли, казаки строили себе жилье: мазанки, хаты

(Дети подходят и рассматривают макет хаты)

Хаты строили из самана, обмазывали глиной с обеих сторон. Хата внутри и снаружи белилась. Белый цвет – символ чистоты и опрятности. Крыши под камышом и соломой. Пол обмазывался глиной.

- Как вы думаете, что было внутри?                             (ответы детей)

(Вывешивается картинка с изображением убранства кубанской хаты).

- Почти в каждой хате была русская печь, она являлась не только вместилищем пищи, домашним очагом, но и воплощала идею благополучия в доме, семейного тепла

(Дети рассматривают  макет печи).

 

- Одним из самых традиционных и почитаемых предметов в доме у казака был стол. «Стол – то же, что в алтаре Престол», а потому и сидеть за столом и вести себя нужно так, как в церкви.                        

А как вы думаете, что это значит?                    (работа с пословицей).

 - Стол немыслим без хлеба – как пищи, как символа благополучия.

-  Ребята, а что вы любите кушать?                   (ответы детей)

- На Кубани угощали блинами, пирожками с кабаком, с фасолью, пирогами с капустой, курагой, яблоками. А какие пампушки с чесноком! И, конечно, чай. Вместо заварки, калина или фруктовые веточки.

-  Украшением стола в хате был самовар

(Рассматривание изображения самовара). Своим горячим, чаем в зимние вечера согревал он души тело домочадцев, собирая всех вместе за столом.

- А вот какие чуваны и чугуны стоят в печи

 (рассматривание изображения).

- Запах ароматного борща и вкусной каши когда-то исходил из них, радуя детей и взрослых. Старожилы утверждают, что более ароматного борща, приготовленного в печи, ничего не существует.

-А как вы думаете, зачем нужно это приспособление?

(рассматривание  ухвата)

Для чего он нужен?                                                                 (Ответы детей)

- Это ухват. С его помощью можно поставить чугун в печь и вынуть из печи.

А это приспособление, которое всегда стояло у плиты, и которым можно было разгрести в печи жар – это кочерга.                      

(Рассматривание изображения).

- Чего только не было в  казачьей хате, но каждое приспособление имело свое место и значение, к нему очень бережно относились.

Физминутка:

Сон Казака»

Из играющих выбирают «казака», который становится в середине круга. «Казаку» завязывают глаза, или он закрывает их сам. Дети двигаются по кругу со словами:

Кто с утра чертей гоняет,

Песни звонкие спивает,

Спать мешает казаку

И кричит «КУ-ка-ре-ку»?

Один из стоящих в кругу кричит по- петушиному, стараясь изменить голос. Казак, открыв глаза, старается угадать, кто кричал. Если ему это удаётся, - забирает кричащего в середину круга. Игра продолжается:

Все коровы во дворе

Размычались на заре.

Не понятно никому,

Почему «Му-МУ, Му-Му».

Стоящий в кругу мычит, изображая корову. Казак угадывает его и забирает к себе в круг. Игра продолжается:

Вот казак заснул опять,

Но не долго ему спать.

Утка уточек не зря

Учит крякать «кря-кря-кря».

Действие повторяется – казак забирает «утку».

Надоело казаку

«Кря-кря-кря» с «Ку-ка-ре-ку».

- Я не лягу больше спать,

Вас я буду догонять!

Закрепление:

- А теперь давайте чуть -  чуть поиграем.

Дидактическая игра: « В хате или  в доме?»  

(На мольберт вывешиваются картинки хаты и современного дома).                                                     Вам нужно прикрепит   изображение предметов в зависимости от того, где

они должны находиться в современном доме или в хате.

(Картинки: телевизор, ухват, диван, печь, кочерга, чайник, самовар, кастрюля, чугунок).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект организованной образовательной деятельности по нравственно-патриотическому воспитанию в подготовительной к школе группе по теме: «Они сражались за Родину».

Занятие посвящено подвигу молодых курсантов Урюпинског училища, которые обороняли город Кропоткин и мосты через реку Кубань в годы Великой отечественной войны....

Организованная образовательная деятельность по нравственно - патриотическому воспитанию в первой младшей группе на тему "Моя семья" по ФГОС.

Организованная образовательная деятельность на тему : "Моя  мама"  позволит закрепить с детьми знания о  том, что мамы есть у всех и у людей, и у животных. Формирует нравственное воспит...

Конспект организованной образовательной деятельности по нравственно – патриотическому воспитанию Тема: «Я и моя семья» в средней группе

Цель: Формировать у детей представление о семье как о людях, которые живут вместе, любят друг друга, заботятся друг о друге.Задачи:Образовательные:Продолжать уточнять, расширять знания и пр...

Конспект организованной образовательной деятельности по нравственно-патриотическому воспитанию в подготовительной группе "Наша Родина Россия"

Закрепить понятия   о глобусе и  символике  России, активизировать словарь по теме, развивать связную речь. Формировать у детей чувство патриотизма, дать представление, что такое Р...

Организованная образовательная деятельность по нравственно-патриотическому воспитанию в подготовительной группе «Моя малая Родина»

Организованная образовательная деятельность по нравственно-патриотическому воспитанию в подготовительной группе «Моя малая Родина»...

Конспект организованной образовательной деятельности по нравственно – патриотическому воспитанию Тема: «Я и моя семья» в средней группе

Родина, Отечество. … В корнях этих слов близкие каждому образы: мать и отец, родители. Воспитание чувства патриотизма у дошкольников – процесс сложный и длительный. Любовь к близким людям...