Программа Кружка
рабочая программа (старшая группа)

Анастасия Викторовна Котюкова

Программа предназначенна для работы в ДО по экологическому воспитанию.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kruzhok_yunnyy_issledovateli_2020-2021_starshaya_gruppa.docx316.11 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

Тисульский детский сад № 2 «Лукоморье»

ПРОГРАММА КРУЖКА «ЮНЫЕ ИССЛЕДОВАТЕЛИ»

Старшая группа  «Звездочёты»

на 2020-2021 учебный год

                                 

http://crimuntur.ru/wp-content/uploads/2020/09/1-1024x566.jpeg

                                                                       

                                                               

             

              Автор- составитель:

Котюкова.А.В.

Пояснительная записка.

«Расскажи – и я забуду,
Покажи – и я запомню,
дай попробовать – и я пойму».
Китайская пословица

 

             К старшему дошкольному возрасту заметно нарастают возможности инициативной преобразующей активности ребенка. Этот возрастной период важен для развития познавательной потребности ребенка, которая находит выражение в форме поисковой, исследовательской активности, направленной на обнаружение нового. Такая активность обеспечивает продуктивные формы мышления. При этом главным фактором выступает характер деятельности. Как подчеркивают психологи, для развития ребенка решающее значение имеет не изобилие знаний, а тип их усвоения, который определяется типом деятельности, в которой знания приобретались. На протяжении всего дошкольного детства, наряду с игровой деятельностью, огромное значение в развитии личности ребенка, имеет познавательная деятельность, которая нами понимается не только как процесс усвоения знаний, умений и навыков, а, главным образом, как поиск знаний.

            Дети по природе своей исследователи. Неутолимая жажда новых впечатлений, любознательность, постоянное стремление экспериментировать, самостоятельно искать новые сведения о мире традиционно рассматриваются как важнейшие черты детского поведения.     Исследовательская, поисковая активность - естественное состояние ребёнка, он настроен на познание мира, он хочет его познать. Исследовать, открыть, изучить - значит сделать шаг в неизведанное. Это огромная возможность для детей думать, пробовать, искать, экспериментировать, а самое главное самовыражаться.

          Причины встречающейся интеллектуальной пассивности детей часто лежат в ограниченности интеллектуальных впечатлений, интересов ребенка. Вместе с тем, будучи не в состоянии справиться с самым простым учебным заданием, они быстро выполняют его, если оно переводится в практическую плоскость или в игру.

          В связи с этим на сегодняшний день актуальным является изучение детского экспериментирования.

         Экспериментирование – эффективный метод познания закономерностей и явлений окружающего мира. Детское экспериментирование имеет огромный развивающий потенциал. Главное его достоинство заключается в том, что оно дает детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и средой обитания. В процессе эксперимента идет обогащение  памяти ребенка, активизируются его мыслительные процессы, так как постоянно возникает необходимость совершать операции анализа и синтеза, сравнения, классификации и обобщения. Детское экспериментирование является хорошим средством интеллектуального развития дошкольников, а также является наиболее успешным путем ознакомления детей с миром окружающей их живой и неживой природы.

           В условиях внедрения ФГОС ДО поисково-исследовательская деятельность (экспериментирование) является одним из направлений развития личности дошкольника. Данная деятельность носит интегрированный характер и помогает  в реализации образовательных областей.

          В дошкольном возрасте экспериментирование является ведущим, а в первые три года - практически единственным способом познания мира, уходя своими корнями в манипулирование предметами, о чём неоднократно говорил Л. С. Выготский.

Цель и задачи программы 

Цель программы: углублять представления детей об объектах неживой природы; учить самостоятельно проводить исследования, добиваться результатов, наблюдать, размышлять, отстаивать свое мнение, обобщать результаты.

Задачи

  • Учить детей наблюдать, запоминать, сравнивать, делать простейшие умозаключения.
  • Побуждать детей к самостоятельной деятельности.
  • Воспитывать интерес и активность к познанию нового через экспериментально-опытническую работу с объектами природы.

          Данная программа кружка «Юные исследователи» разработана для детей старшего дошкольного возраста. Старший дошкольник особенно восприимчив к воздействиям взрослого. Чем успешнее развиваются различные формы взаимодействия ребенка и взрослого – носителя высшей формы развития, тем содержательнее становится собственная активность ребенка. Ведущая идея программы заключается в организации посильной, интересной и адекватной возрасту экспериментально-исследовательской деятельности для формирования естественнонаучных представлений дошкольников.

         Освоение программного материала кружка «Юные исследователи» рассчитано на один учебный год.

          Результативность освоения программы отслеживается в процессе ежегодного диагностирования воспитанников в начале и в конце учебного года на каждом этапе обучения. По результатам педагогической диагностики можно судить об изменениях в развитии дошкольников в тот или иной возрастной период.

Перспективный план образовательной деятельности кружка «Юные исследователи» в старшей группе

Дата

Тема

Задачи исследовательской деятельности

Формы работы

Сентябрь

3.09.2020г

«Что нам осень принесла»

Воспитывать у детей эмоциональное, положительное отношение к природе, умение видеть прекрасное .Закрепить знания о дарах осени. Закрепить знания о разных овощах и травах.

Экскурсия на огород. Наблюдение.

10.09.2020г

«Знакомство с осадкомером»

Продолжить расширять знания детей об

осадках (дождь); расширять представление детей о таких понятиях как сильный и слабый дождь, ливень, морось, развивать у детей внимание, память, мышление, познавательный интерес; воспитывать любознательность, интерес к природе.

Наблюдение на метеоплощадке

17.09.2020г

Знакомство с солнечными часами

Познакомить детей солнечными часами, со значением солнца для всего живого на земле, зарядиться энергией солнца

Наблюдение на метеоплощадке

24.09.2020г

Рассматривание клумбы

  • Продолжать учить различать и называть два цветущих растения по цвету, размеру, обращать внимание на их окраску; воспитывать любовь к природе.

Целевая прогулка на клумбу непрерывного цветения

Сбор и засушивание осенних листьев.

Октябрь

1.10.2020г

«Определяем температуру воздуха»

Продолжить знакомиться с понятием «термометр».

Объяснить, что на шкале есть деления: каждое деление обозначает один градус. Познакомить с дневником погоды, в котором будут вестись записи; закрепить характерные признаки  осени.

Рассматривание «термометра» на метеоплощадке.

8.10.2020г

«Что нас лечит от простуды»

Дать знания детей о лекарственных травах, пользе. Развивать познавательную активность.

Рассматривание лекарственных растений на огороде.

15.10.2020г

Знакомство с «барометром».

Познакомить детей с профессией гидрометеоролога, с одним из приборов помогающим ему в работе «барометром».

Экскурсия на метеостанцию.

22.10.2020г

Рассматривание осеннего дерева

Формировать знания об основных частях дерева, их высоте и толщине.

Наблюдение на экологической  тропе за лиственными деревьями.

29.10.2020г

«Пруд»

Уточнить представления детей о состоянии водоёма осенью , рассмотреть наледь. Установить е свойства льдинок. Воспитывать бережное отношение к природе.

Наблюдение у водоёма.

Ноябрь

5.11.2020г

Птички

  • Расширять представление о птицах; формировать знания о том, какие птицы чаще всего прилетают к кормушке, чем их надо подкармливать;
  • воспитывать доброе отношение к пернатым.

Наблюдение на  птичьем столбе.

12.11.2020г

«Ветер. Движение воздуха»

Углубленно познакомить детей с«флюгером», рассмотреть устройство, учиться определять направление ветра. Познакомить с условными обозначениями направления ветра.

Рассматривание «флюгера»  на метеоплощадке.

19.11.2020г

Наблюдение за сезонным явлением инеем, заморозками

Формировать представление об инее как об одном из состояний воды.

Наблюдение на участке

26.11.2020г

«Облака»

Расширять представления детей о явлениях неживой природы: Познакомить детей с облаками с

помощью «Ловца облаков»: перистые, кучевые, слоистые . Развитие наблюдательности.

Целевая прогулка на метеостанцию; наблюдение,беседа  

Декабрь

3.12.2020г

«Засыпает природа»

Уточнить и систематизировать представления детей о признаках наступающей зимы.

Обзорная экскурсия по участку детского сада. Посещение каждого пункта инновационной площадки.

10.12.2020г

Белые снежинки

Продолжить знакомство со свойствами снега ,научить видеть красоту снежинки, развивать наблюдательность.

Наблюдение на метеоплощадке,

17.12.2020г

«Определяем температуру воздуха»

Учить сравнивать температуру окружающего воздуха в другое время года  настала «зима», была  «осень».

Наблюдение. Результаты исследования записываем в дневники наблюдений в группе.

24.12.2020г

«Декабрь – студень».

Познакомить с народным названием месяца, приметами («Солнце – на лето, зима – на мороз», «Снегирь поет зимой – к снегу, вьюге, слякоти»).

Наблюдение на метеоплощадке за прилетевшими птицами.

Январь

14.01.2021г

Зимнее солнце

Воспитывать интерес к окружающему миру, желание наблюдать, анализировать; познакомить  с фактором зимнего положения солнца; расширить кругозор детей.

Наблюдение на  метеоплощадке 

за зимним положением солнца.

21.01.2021г

«Снежный покров»

Познакомить  с прибором для измерения снега «снегомерная рейка», научить пользоваться им, определять высоту снежного покрова.

Наблюдение на метеоплощадке.

28.01.2021г

Рассматривание  облаков.

Продолжать знакомить детей с разными видами облаков: перистыми облаками, перисто-кучевыми.

Наблюдение за формой и движением облаков.

Февраль

4.02.2021г

«Зимующие птицы»

Воспитывать бережное отношение к природе.

Закрепить и уточнить название зимующих птиц.

Развивать словарь, внимание.                    

Наблюдение на птичьем столбе

11.02.2021г

«Февраль-ветродуй»

Продолжать наблюдение за признаками зимы (февраль). Заметное прибавление дня,

сильные ветры.

Наблюдение на метеоплощадке.

18.02.2021г

«Следы на снегу»

Учить определять следы: детские, взрослые, следы птиц, животных.

Наблюдение на территории детского сада

25.02.2021г

Наблюдение за сугробом

Обычно снег на землю ложится слоями. Предложить лопатой разрезать сугроб, обратить внимание на «плотность» снега.

Наблюдение на метеоплощадке.

Март

4.03.2021г

Наблюдение за солнцем.

Учить сравнивать высоту солнца зимой и при наступлении весны.

Солнце поднимается выше, становится ярче, теплее, на солнечной стороне появляются проталины; происходит прибавка светового дня (чем выше солнце, тем длиннее день).

Наблюдение на прогулке

11.03.2021г

Почему март называют «утром года».

Выявить взаимосвязи в природе: солнце пригревает все теплее,  снег тает, превращается в воду, вода пропитывает почву, следовательно, появляются условия для роста растений: набухают почки на деревьях, а на проталинах, там, где прогревает солнце, появляется первая травка.

Посещение огорода.

18.03.2021г

«Как узнать ель»

Упражнять детей находить знакомые деревья по характерным признакам, показать особенности ели(ветви покрыты зелеными иголками,  похожа на пирамидку.

Рассматривание ели на экологической тропе

25.03.2021г

Образованием сосулек

Закреплять представление о снеге как особом состоянии воды, учить наблюдению за образованием сосулек

Наблюдение на территории детского сада

Апрель

1.04.2021г.

Изменениями в природе

 

Обращать внимание на изменения в природе в начале весны, развивать познавательный интерес.

Наблюдение на прогулке

8.04.2021г.

Наблюдение за водоёмом.

Объяснить детям понятие «ледоход», рассказать, что после ледохода начинается бурное пробуждение природы. Сначала лед на реках темнеет, потом во льду появляются

трещины, и лед раскалывается. На реках льдины несутся быстро, сталкиваясь и нагромождаясь друг на друга

Рассмотреть водоём.

15.04.2021г

Наблюдение за капелью, первыми проталинами

Расширять представления детей о капели (звенит капель),обращать внимание на первые проталины, отчего это происходит, упражнять в употреблении в речи глаголов

Посещение огорода.

22.04.2021г

Наблюдение за деревьями.

На участке найти дерево, у которого из трещины на коре выделяется сок, и обратить внимание на то, что возле трещины собираются насекомые – любители «сладкого». Объяснить детям, что стало тепло, и вода с растворенными веществами из почвы поднимается по стволу к почкам, они оживут и распустятся листья.

Посещение экологической тропы.

29.04.2021г

Наблюдение « В каких местах растет мать-и мачеха» 

Обратить внимание на то, что первые цветы появляются на солнечных местах, где растаял снег и прогрелась земля 

Целевая прогулка на  огород к грядке с лечебными травами.

Наблюдение

Май

6.05.2021г

«Труд людей весной»

 

Помочь ребенку запомнить огородный инвентарь, понимать его назначение. Прививать любовь к труду. Воспитывать уважение к труду взрослых;

-развивать интерес к профессии, желание навести порядок на участке.

Вместе с воспитателями  работаем на грядках.

13.05.2021г

«Скворцы прилетели».

Развивать интерес и любовь детей к природе,

формировать

реалистическое

представление о птицах,

расширить знания об особенностях внешнего вида, повадках птицы, приспособлении ее к среде обитания, активизировать внимание, память.

Наблюдение на экологической тропе. (На дереве со скворечником)

20.05.2021г

Весенний дождь.

Закрепить знания детей о весенних изменениях в природе, знания о дожде как о природном явлении,

воспитывать любовь к родной природе, развивать наблюдательность, обогащать словарный запас, активизировать внимание, память.

Целевая прогулка на метеоплощадку наблюдение

27.05.2021г

«Мы юные экологи»

Подвести итог работы за год на метеоплощадке, поделиться знаниями с детьми младшего возраста, воспитывать любовь к окружающему миру.

Викторина.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа, программа кружка "Волшебный пластилин"

Предлагаемая программа по лепке из пластилина и программа кружка «Волшебный пластилин» рассчитана на один год. Занятия проводятся 2 раза в неделю, 1-е занятие  - днем, в соответствии с Прог...

ПРОГРАММА КРУЖКА «РАСТИШКА» (адаптированная) для детей дошкольного возраста (4 – 7 лет) Руководитель кружка: Романчук Наталья Анатольевна воспитатель первой квалификационной категории МДОУ д/с № 5 «Брусничка»

Пояснительная записка. Изменение содержания обуче­ния в школе значительно по­высило требования к уровню математических представлений вы­пускников детского сада. Понятия натурального числа, геоме...

Программа кружка по разделу программ "Обучение грамоте"

Программа кружка в подготовительной группе по разделу программ "Обучение грамоте"....

Дополнительная образовательная программа кружка по художественно-творческому развитию детей «Волшебство своими руками» Программа рассчитана на детей: 4-6 лет

Пояснительная записка Работа по художественному творчеству имеет большое значение в развитии творческого воображения ребенка, его фантазии, художественного вкуса, аккуратности, умения бережно и э...

Дополнительная общеобразовательная программа (дополнительная общеразвивающая программа) кружка "Юный художник"

Программа кружка по рисованию "Юный художник". Программа рассчитана на 4 года обучения....

"Юные исследователи" Дополнительная рабочая программа кружка по реализации вариативной части основной образовательной программы дошкольного образования для детей 6-7 лет

Данная программа разработана с целью: способствовать развитию у дошкольников исследовательской деятельности, познавательной активности, любознательности, умения применять полученные навыки на практике...