Планирование по сюжетно -ролевым играм
картотека (подготовительная группа)
данный материал поможет педагогам в организации сюжетно -ролевых игр дошкольников
Скачать:
Предварительный просмотр:
ПЕРСПЕКТИВОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
сюжетно – ролевых игр
в подготовительной группе № 5 «Семицветик».
Сентябрь | ||||
№ | Название игры Задачи | Предварительная работа | Игровой материал | Сценарий игры |
1 | «Семья» Диагностика игровых умений и навыков детей. | Рассматривание иллюстраций с режимными процессами. Самостоятельное оформление игрового уголка для игры «Семья». Беседа: «Моя семья» | Куклы, игрушечная посуда, мебель, постель для кукол, предметы – заместители. | Купание куклы, угостим куклу чаем, накормим обедом, уложим куклу спать, день рождения куклы. |
2 | «Поликлиника» + «Аптека» Формировать умение творчески развивать сюжет игры; раскрыть смысл деятельности медицинского персонала; познакомить с ролью врача, медсестры, аптекаря, их обязанностями, трудовыми действиями, соблюдать последовательность игровых действий; учить весть ролевые диалоги, закрепить правила поведения больных в кабинете у врача. | Беседа с детьми: «Как мы с мамой посещали поликлинику». Экскурсия в медицинский кабинет, где медсестра знакомит детей с медицинскими инструментами. Экскурсия в аптеку. Рассматривание иллюстраций по теме. Чтение произведений: «Лечу куклу» П,Образцов; «Врач» И.Драг Изготовление атрибутов к игре. | Игровой набор «Кукольный доктор»: термометры, шприц, стетоскоп, пипетка, вата, бинт, предметы-заместители и др. Касса, деньги, рецепты. Белые халаты для врача, медсестры и аптекаря. | Кукла заболела: вызов врача на дом. Приход больных в поликлинику. Врач осматривает больных, задаёт вопросы, уточняет что болит, обращается к медсестре с тем, что нужно сделать (укол, закапать капли, поставить горчичники, смазать ранку, забинтовать и др). врач смотрит и помогает в случае необходимости. После просит прийти больного на следующий день на процедуры к медсестре. Больной благодарит и уходит. Врач приглашает следующего. В некоторых случаях выписывает рецепт с которым больной идёт в аптеку и даёт рецепт аптекарю, который выдаёт лекарство, за которое больной платит деньги и получает чек. Принимает лекарство и приходит на приём к врачу. |
3 | «Детский сад» Учить детей самостоятельно распределять роли, выполнять игровые действия в соответствии с взятой ролью, не выходить из взятой роли до конца игры; учить вести ролевые диалоги. | Экскурсия по детскому саду. Наблюдение за работой воспитателя, няни и др. работников детского сада. Беседа: «Кто и как работает в нашем саду». Игра «Режим дня». Чтение рассказов и стихов о детском саде: «Про себя и про ребят», «Зазвонил будильник» Г.Ладонщиков; «Как Антон полюбил ходить в детский сад» В.Зернова. «За обедом» С.Баруздин. Рисование на тему: «Детский сад» Внесение атрибутов для организации игры. | Куклы, игрушечная посуда, набор «Доктор», телефон, муз. инструменты, спортивный инвентарь, телефон, предметы – заместители. | Перед игрой распределяются роли: воспитатель, няня, медсестра, повара, муз.работник, физрук, заведующая и др. В роли детей могут быть куклы или другие игрушки. Приём детей в детский сад, проведение зарядки, няня идёт за завтраком, воспитатель читает сказку, завтрак, проведение муз.занятия, физкультурного и др, прогулка, обед, сон и т.д. По ходу игры воспитатель следит за взаимоотношениями с детьми, создаёт проблемные ситуации, помогает найти выход из сложных ситуаций. |
4 | «Машинист роторного экскаватора» Учить детей брать на себя роль машиниста, выполнять цепочку последовательных действий в соответствии с ролью; учить проявлять творчество, приучать детей к правилам по технике безопасности. | Виртуальная экскурсия по теме. Рассматривание иллюстраций и картин по теме. Занятие по развитию речи: составление рассказа» Я машинист роторного экскаватора» Чтение: Детская энциклопедия «Уголь» Лепка: Роторное колесо. Аппликация: «Роторный экскаватор» Просмотр видеоролика по теме. Изготовление атрибутов к игре. | Каска, жилет, предметы заместители (рычаг, роторное колесо, панель управления, модули). | Выбирается роль машиниста роторного экскаватора остальные дети –. Угольки. Машинист роторного экскаватора начинает работу. Заводит экскаватор, начинается работа роторного колеса. Дети угольки имитируют выкопанные угольки, постепенно из одного места перемещаясь в другое. В конце игры машинист роторного экскаватора подсчитывает сколько угольков он добыл. Воспитатель приучает детей к правилам по технике безопасности. |
Октябрь | ||||
№ | Название игры Задачи | Предварительная работа | Игровой материал | Сценарий игры |
1 | «Лётчики» Формирование умения творчески развивать сюжет игры; расширить знания о работе лётчиков; знакомство с работой аэропорта. | Чтение произведения «На аэродроме», «Кто водит самолёты», И.Винокурова. Рассматривание иллюстраций самолётов. Рисование самолёта. Лепка самолёта. Конструирование самолётов. Изготовление атрибутов для игры. Беседа « Подвижная игра «Самолёты» | Строительный материал, штурвал, фуражка лётчика, одежда для стюардессы (пилотка, воротничок), куклы, игрушки, поднос, журналы, предметы – заместители. | Лётчик готовит самолёт к полёту (осматривает самолёт, мотор, заправляет бензином); пассажиры собираются в дорогу, приобретают билеты. Контролёр проверяет билеты. Лётчик заводит мотор и взлетает. Стюардесса во время полёта помогает пассажирам, отвечает на вопросы, предлагает напитки, журналы, книги. После посадки лётчик осматривает самолёт, мотор, заправляет и ведёт свой самолёт дальше. |
2 | «Водители» Научить детей распределять роли и действовать согласно принятой роли; закреплять знания детей о правилах дорожного движения, учить ориентироваться по дорожным знакам; познакомить с новой ролью – регулировщик, инспектор ГИБДД. | Занятия на темы: «Городская улица», «Дорожные знаки». Чтение произведения М.Ильина, Е.Сегала «Машины на нашей улице», Н.А.Кнушевицкая «Шофёр»; Б.Житков «Светофор». Конструирование автобус, мосты. Изготовление атрибутов: дорожные знаки, вывески. | Рули, дородные знаки, светофоры, жезл, свисток, флажки для регулировщика, различные документы (права, технические паспорта автомобилей). | Детям предлагается выбрать сотрудников ГИБДД, чтобы те следили за порядком на дорогах города, а остальные дети – автомобилисты. По желанию распределяют роли работников бензозаправки. В ходе игры дети стараются не нарушать правила дорожного движения. |
3 | «Автомастерская» Продолжать учить детей распределять роли и действовать согласно принятой роли; учить проявлять творчество, находить удачное место для игры, познакомить с новой ролью – слесарем по ремонту автомашин. | Рассматривание иллюстраций автомобилей. Конструирование: гаражи, бензоколонка. Чтение произведений: «Моя улица» С.Михалков | То же, что для игры «водители» + строительный материал для постройки гаража, слесарные инструменты для ремонта машин, оборудование для мойки и покраске автомобилей, предметы – заместители. | Продолжение игры «водители», воспитатель (который принимает участие) сообщает о том, что не может участвовать в игре, потому что поломалась машина (не заводится мотор) и предлагает детям открыть автомастерскую. Дети строят большой гараж, оборудовать место под мойку автомашин, выбрать сотрудников (слесаря по ремонту машин – мотора, рулевого управления, тормозов и т.д.), обслуживающий персонал. |
4 | «Машинист конвейера» Учить детей брать на себя роль машиниста конвейера, выполнять цепочку последовательных действий; учить проявлять творчество. | 1. Работа со схемой (конвейер). 2. Обсуждение идей по запуску движущегося конвейера. | Каска, спец одежда, предметы - заместители (кубики, мешочки с песком). Панель управления (кнопки, рычаги). Контейнер с изображением ГРЭС, контейнер с изображение котла. | Воспитатель предлагает детям выстроится в одну линию, изображая ленту конвейера. По считалке, или по желанию выбирается машинист конвейера. По сигналу машиниста начитает работать конвейер, дети берут мешочки или кубики из контейнера с изображением ГРЭС и по цепочке передают друг другу. Замыкающий конвейерной цепи кидает предмет в контейнер с изображением котла. В процессе игры дети должны наблюдать за сигналами машиниста, который эмитирует поднятием ( стоп машина) и опусканием (продолжение работы) рычага работу конвейера. |
Ноябрь | ||||
№ | Название игры Задачи | Предварительная работа | Игровой материал | Сценарий игры |
1 | «Магазин» (супермаркет) Научить детей согласовывать собственный игровой замысел с замыслами сверстников, побуждать детей более широко использовать в играх знания об окружающей жизни, развивать диалогическую речь. | Экскурсия в магазин. Беседа на тему: «Как я с мамой ходил в сумермаркет». Чтение: «Ниночкины покупки» Ю.Д.Владимиров. Изготовление атрибутов к игре: ценники, чеки, деньги и др. | Касса, наборы продуктов, спецодежда для продавца, чеки, сумки, кошельки, деньги, ценники, упаковка, предметы – заместители. | Приход в супермаркет, покупка необходимых товаров, консультация продавцов, объявление о распродажах, оплата покупок, упаковка товара, решение конфликтных ситуаций с директором супермаркета. |
2 | Кафе «Сластёна» + «Семья» + «Такси» Учить самостоятельно распределять роли и действовать в соответствии с ролью, формировать навыки доброжелательного отношения детей; побуждать детей более широко использовать в играх знания об окружающей жизни. | Занятия: предметный мир «Посуда» аппликация «Чайный сервиз» Чтение: «Обедать!» Н.Саконская Изготовление совместно с детьми атрибутов к игре: вывеска кафе, создание меню, блокнотов для офицантов, рисование и лепка (из теста) продуктов. | Фартуки, наборы посуды, подносы, меню, салфетки, наборы продуктов, предметы – заместители. | Открытие кафе «Сластёна»; семья пришла или приехала на маршрутке или такси в кафе; выбор столика, знакомство с меню, приём заказа; приём пищи; работа с директором при необходимости (жалобы, благодарность); оплата заказа; уборка столика, мойка посуды. |
3 | «Скорая помощь» + «Больница» + «Аптека» Формировать умение детей делиться на подгруппы в соответствии с сюжетом; отображать в игре знания об окружающей жизни, показать социальную значимость медицины. | Занятие по ОБЖ «Личная гигиена», «Микробы и вирусы. Здоровье болезнь. Отношение к больному человеку». Чтение произведения «Человек заболел» И.Турчинина «Наш доктор» А.Кардашова «Едет, спешит мальчик» М.Коршунов Беседа о деятельности медицинского персонала, показать взаимодействие всех служб по оказанию помощи больным людям: поликлиника – аптека, скорая помощь – больница (аптека) – санаторий. Подготовка атрибутов для игры: чемоданчик с необходимыми инструментами, специальная машина «Скорая помощь», карточки больных. | Халаты, шапочки врачей, карточки больных, рецепты, чемоданчик для врача скорой помощи, наборы «Маленький доктор», «лекарства», телефон. | Кукла заболела не может встать с кровать, чтобы пойти в поликлинику; вызов «Скорой помощи» по телефону; дежурный принимает вызов и сообщает врачу; врач садится в машину, водитель везёт врача по адресу; папа встречает врача; врач моет руки, вытирает, осматривает больного, ставит градусник, предлагает медсестре сделать укол, наблюдает за больной, ещё раз измеряет температуру, выписывает рецепт и уезжает, папа его провожает и идёт в аптеку за лекарствами. 2 вариант. Врач после осмотра предлагает отвезти дочку в больницу; мама берёт дочку на руки, вместе с врачом садится в машину и едет в больницу. Приезжают в больницу (стоят 2-3 кровати, на которых лежат больные куклы). Врач в больнице встречает приехавших, забирает куклу и укладывает её в кровать, успокаивает маму, предлагает ей приехать вместе с папой завтра; мама уезжает, а врач даёт кукле лекарство, ставит на живот грелку и т.д. После выздоровления куклу из больницы забирают домой. |
4 | «Водитель внедорожных транспортных средств (водитель самосвала)» Познакомить с профессией «Водитель внедорожных транспортных средств» Учить детей выполнять игровые действия в соответствии с ролью, соблюдать последовательность ролевых действий; учить адекватно пользоваться атрибутами игры, закрепить их назначение, развивать диалогическую речь. | - игра на внимание «Ротор, экскаватор, конвейер, самосвал». - спортивная эстафета «Перевези уголь» - режиссерская игра «Добыча угля» - макетирование (продолжение работы над созданием макета «угольный карьер») Встреча с ментором: - игра «Часть-целое» - изобразительная деятельность (рисование) на тему «Вот какой самосвал» | Каска, спецодежда, инструкции, разнарядки. Электромобиль, предметы заместители (кубики, мешочки с песком) Телефон, | Диспетчер сидит за столом в диспетчерской и выдает маршрут водителю самосвала. Водитель садится в транспортное средство и начинает работу. Дети по сигналу загружают кузов самосвала углем. На скорость, кто больше положит угля в кузов. По сигналу водителя. Погрузка угля останавливается. И водитель едет выгружать груз. |
Декабрь | ||||
№ | Название игры Задачи | Предварительная работа | Игровой материал | Сценарий игры |
1 | «Почта» Обучать детей реализовывать и развивать сюжет игры; продолжать ознакомление с трудом работников связи, учить отражать в игре труд взрослых, передавать отношения между людьми. | Занятие по предметному миру: «Знакомство с почтовыми принадлежностями». Экскурсия на почту, беседа с работниками почты, наблюдение за их трудом. Рассматривание и чтение книги: С.Я.Маршака «Почта», Рассматривание иллюстраций по теме. Изготовление новогодних открыток на аппликации. Изготовление атрибутов к игре: конверты, марки, почтовый ящик, деньги и др. | Сумка почтальона, конверты, открытки, газеты, журналы, посылки, печати, штампы, почтовый ящик, деньги, кошельки, телефоны. | Распределение ролей: сортировщица, почтальон, оператор по приёму бандеролей и посылок, начальник почты, шофёр, посетители. Оформление почтового отделения с различными отделами; работа отдела доставки; работа отдела почтовых посылок, бандеролей. |
2 | «Ателье» Формировать представления дошкольников о том, что такое ателье и для чего оно нужно; учить развивать сюжет; познакомить с новыми ролями(заказчик, приёмщица, закройщик, портниха, заведующая ателье) и ролевыми действиями; развивать диалогическую речь. | Занятие: «Беседа о портнихи» Экскурсия в кабинет кастелянши. Экскурсия в ателье. Беседа с работниками ателье. Рассматривание иллюстраций по теме. Изготовление совместно с воспитателем атрибутов для игры. Рисование образцов одежды. | Швейные машинки, журнал мод, швейные инструменты (сантиметр, нитки, образцы ткани и др); выкройки, бланки заказов и др. | Выбор заказчиком модели по журналу мод; закройщица снимает мерки, делает выкройку, приёмщица оформляет заказ, определяет сроки выполнения; портниха выполняет заказ, заведующая ателье следит за выполнением заказа, разрешает конфликтные ситуации при их возникновении; кассир получает деньги за выполненный заказ. |
3 | «Зоолечебница» Продолжать учить распределять роли, договариваться о сюжете. Знакомство с новой ролью – ветеринар, учить выполнять игровые действия, соблюдать из последовательность; | Чтение произведения К.И.Чуковского «Айболит» и рассматривание иллюстраций. Беседа с детьми на тему: Изготовление атрибутов к игре: вывески зоолечебницы. | Игрушки – зверята, халаты, шапочки врачей, набор «Маленький доктор», «лекарства», телефон. | Открытие зоолечебницы: вывешивается вывеска, готовятся атрибуты. Приход больных, осмотр ветеринаром, назначение процедур и выполнение их медсестрой, врач делает записи в карточке, назначает следующий приём, может выписать рецепт. Выздоровление больных. |
4 | «Зоопарк» Закрепление и обогащение знаний о животных, об их внешнем виде и о повадках; формирование умения творчески развивать сюжет игры; воспитывать доброе отношение к животным. | Чтение стихотворения С.Я.Маршака «Детки в клетке», «Где обедал воробей?». Изготовление альбома «Зоопарк». Рассматривание иллюстраций по теме. Конструирование клеток для зверей в зависимости от их размеров (из конструктора и коробок). Дид игра «Кого везут в зоопарк?» Лепка животных. Изготовление атрибутов для игры: билеты, табличка «Зоопарк». | Строительный материал, коробки (клетки), билеты, касса, игрушки – животные. | Строим клетки для зверей (воспитатель начинает строить вместе с детьми, а потом лишь руководит строительством, советует обнести территорию забором, сделать ворота, место для кассы, на воротах прикрепляется табличка со словом «Зоопарк»), животные помещаются в клетки; воспитатель предлагает собираться на экскурсию; приобретение билетов в зоопарк, при входе их проверяет контролёр; экскурсия по зоопарку (вос-ль подводит детей к каждой клетке, рассказывает им о её обитателе), дети рассматривают, задают вопросы. Видоизменение игры: экскурсия с куклами, наблюдение за кормлением и уходом за животными. |
январь | ||||
№ | Название игры Задачи | Предварительная работа | Игровой материал | Сценарий игры |
1 | «Семья» (праздник Новый год) + «Почта» Побуждение детей творчески воспроизводить в играх быт детей; совершенствовать умения самостоятельно создавать для задуманного сюжета игровую обстановку; формировать ценные нравственные чувства. | Беседы: «Как мы встречали Новый год». Рисование на тему: «Новый год». Изготовление новогодних открыток и приглашений на ёлку, ёлочных украшений, подарков. | Куклы, игрушечная посуда, ёлка, ёлочные украшения, сумка почтальона, новогодние открытки, посылки, телефон. | Роли распределяются по желанию. Все хлопочут, готовятся к празднику: одни закупают продукты, другие готовят праздничный ужин, сервируют стол, третьи подготавливают развлекательную программу, отправляют открытки родственникам. Почтальон приносит открытки, посылку от родственников с другого города. Празднование самого праздника. Приход Деда Мороза и Снегурочки, раздача подарков… |
2 | «Путешествие» (в тёплые страны на корабле) Продолжать формировать умение творчески развивать сюжет игры; договариваться о сюжете, распределять роли; познакомить с новыми ролями – капитан, боцман, матрос, кок, судовой врач; учить выполнять игровые действия в соответствии с ролью, соблюдать их последовательность. | Рассматривание иллюстраций по теме (различные суда, природный и животный мир тёплых стран и др). Конструирование корабля. Чтение произведений: «Великие путешественники» М.Зощенко, «Путешествие в жаркую страну» Л.Станчев, «про жаркую пустыню» Г.Ганейзер. Беседы на тему: «Кто главный на корабле?» «Как построить корабль» «Какие бывают суда? (пассажирские и грузовые) Изготовление атрибутов к игре: составление карты путешествия. | Строительный материал, штурвал, одежда для моряков и капитана и др членов команды, фотоаппараты, иллюстрации животных жарких стран, игрушки, билеты, карта путешествия, предметы – заместители. | Воспитатель сообщает, что приходил почтальон и оставил письмо, из которого дети узнают, что их приглашают в Африку. Как туда попасть? Дети строят корабль. Распределяются роли: капитана, боцмана, матроса, кока, врача, остальные – пассажиры. Пассажиры приобретают билеты в кассе, пока команда готовит корабль к отплытию. Путешествие начинается: капитан ведёт судно, отдаёт приказы, контролирует их выполнение, на остановках боцман руководит уборкой на корабле, матросы выполняют его распоряжения, кок кормит команду и пассажиров, врач лечит по необходимости. По прибытию на место пассажиры сходят по трапу на берег, им помогают матросы, их встречают африканцы. Экскурсия по местности, дети фотографируют, угощаются фруктами, танцуют и приглашают африканцев приехать в гости.(в последующих играх). После путешествия рассматривают фотографии (иллюстрации) и рассказывают о том, как прошло их путешествие. «Отправляются в Африку за животными для зоопарка» |
3 | «Электромеханик по средствам автоматики и приборам технологического контроля» Продолжать формировать умение творчески развивать сюжет игры; договариваться о сюжете, распределять роли; познакомить с новой ролью - электромеханик, учить выполнять игровые действия в соответствии с ролью, соблюдать их последовательность. | Составление детьми рассказа о профессии с помощью мнемосхемы 2. Просмотр видеоролика «Я знаю, что электромеханик по средствам автоматики и приборам технологического контроля…..» | Компьютерная игра «Растопи снежинку» | Выполнение определенных действий согласно правилам компьютерной игры. |
февраль | ||||
№ | Название игры Задачи | Предварительная работа | Игровой материал | Сценарий игры |
1 | «Путешествие» ( на север на вертрлёте) Продолжать формировать умение творчески развивать сюжет игры; договариваться о сюжете, распределять роли; делиться на группы для реализации сюжета, учить выполнять игровые действия в соответствии с ролью, соблюдать их последовательность. | Занятия: Предметный мир «Виды транспорта» Аппликация: самолёта и вертолёт. Конструирование самолётов и вертолётов. Рассматривание иллюстраций воздушного транспорта. Изготовление атрибутов для игры. Чтение: «Про пингвинов» Г.Снегирёв | Строительный материал, штурвал, фуражка лётчика, одежда для стюардессы (пилотка, воротничок), куклы, игрушки, поднос, журналы, фотоаппараты, иллюстрации животных севера, игрушки, билеты, карта путешествия, предметы – заместители. | Воспитатель интересуется не хотят ли дети отправиться в путешествие, только не в Африку, а на Север. Обсуждение с детьми на чём можно отправиться в путешествие, рассматривают карту, определяют где находится Антарктида. Дети строят вертолёт. Распределяются роли: лётчика, экскурсовод (воспитатель), остальные – пассажиры. Пассажиры приобретают билеты в кассе, одевают тёплые вещи, пока лётчик готовит вертолёт. Путешествие начинается: вертолёт с пассажирами поднимается в воздух. По прибытию экскурсовод знакомит детей с местностью, природой, населением и животными Севера. Дети по ходу экскурсии фотографируют, задают вопросы экскурсоводу. После путешествия рассматривают фотографии (иллюстрации) и рассказывают о том, как прошло их путешествие. «Отправляются на север за животными для зоопарка» |
2 | «Зоопарк» + «Зоолечебница» Продолжать закреплять и обогащать знаний о животных, об их внешнем виде и о повадках; формирование умения творчески развивать сюжет игры; распределять самостоятельно роли; воспитывать доброе отношение к животным. | Занятия: Природный мир «Знакомство с животными Севера» Лепка и рисование животных севера. Рассматривание иллюстраций Изготовление альбома с животными севера. Составление с детьми плана зоопарка. Чтение: «Слон» С.Чёрный, «Сколько?» И.П.Токмакова | Строительный материал, коробки (клетки), билеты, касса, игрушки – животные, халаты, шапочки врачей, набор «Маленький доктор», «лекарства», телефон. | Дети строят клетки для новых зверей, завезённых из Африки и севера, затем животные помещаются в клетки; дети приобретают билеты в зоопарк, при входе их проверяет контролёр; дети наблюдают за кормлением и уходом за животными. Воспитатель «директор зоопарка» замечает, что слонёнок заболел и вызывает ветеринара. ….. |
3 | «Ателье» Продолжать формировать представления дошкольников о том, что такое ателье и для чего оно нужно; учить развивать сюжет; продолжать знакомить с новыми ролями(заказчик, приёмщица, закройщик, портниха, заведующая ателье) и ролевыми действиями; развивать диалогическую речь. | Занятие: аппликация «Нарядное платье», «Мужская национальная рубаха» | Швейные машинки, журнал мод, швейные инструменты (сантиметр, нитки, образцы ткани и др); выкройки женской, мужской и детской одежды, бланки заказов и др. | Усложнение: Заказ мужской, женской, детской одежды, разные модельеры (мужской, женской, детской одежды). Воспитатель создает проблемные ситуации( нет ткани, не понравился заказ, поломка швейной машинки и др.) |
4 | «Армия» + «Почта» Продолжать учить детей творчески развивать сюжет, объединять несколько сюжетов; уточнить военные профессии и распорядок дня военнослужащих, в чём заключается их служба и др; познакомить с новыми ролями: командир, солдаты, с ролевыми действиями командира, солдат; учить отображать в игре события общественной жизни. | Занятия: Предметный мир: «Предметы связи, средства связи» Рассматривание иллюстраций по теме. Чтение художественной Литературы: Я. Длуголенского «Миша едет к солдатам», «Что могут солдаты?» Б. Никольский «Препятствие». Л.Кассиль «Главное войско». Изготовление атрибутов для игры (пилотки, значки, флажки). Беседы с детьми на тему: «День Защитника Отечества» « Что должны уметь солдаты». Разучивание песен: «Мы – солдаты» (В.Малкова, Ю.Слонова), «Будем в Армии служить» (В.Малкова, Ю.Чичкова) Развлечение(муз-физкультурное) Тема: «Слава Армии родной» | Сумка почтальона, конверты, открытки, газеты, журналы, посылки, печати, штампы, почтовый ящик, листы чистой бумаги, карандаши, деньги, кошельки, телефоны, Строительный материал, фуражки, пилотки, каски, сумочка для медсестры, предметы – заместители. | Почтальон принёс повестки в армию. Воспитатель обсуждает с детьми как можно организовать эту игру: назначают командира (воспитатель) и солдаты (дети). Командир отправляет детей в медпункт для осмотра медсестрой. После начинаются тренировки, физические упражнение, прохождение полосы препятствий и др задания, которые отдаёт командир, а солдаты выполняют. При дальнейшем развитии можно кормить солдат обедом, солдат может пораниться при выполнении задания; солдаты пишут письма, получают письма от родных, которые приносит почтальон. |
март | ||||
№ | Название игры Задачи | Предварительная работа | Игровой материал | Сценарий игры |
1 | «Парикмахерская» + «Семья» Продолжать учить детей распределять роли, действовать в соответствии с ролью, соблюдать последовательность ролевых действий, их логичность; учить моделировать ролевой диалог, воспитывать дружеское отношение друг к другу; отображать в игре явления общественной жизни. | Экскурсия в парикмахерскую. Беседа с работниками парикмахерской. Чтение произведений о парикмахере. «Моя улица» С.Михалков Рассматривание картины «Парикмахер» и других иллюстраций по теме. Изготовление альбома «Модели причёсок» Изготовление атрибутов к игре. | Туалетный столик с зеркалом, умывальник, полотенце, фен, пелерина, халат для парикмахера, набор «Парикмахер», альбомы с причёсками, журналы, предметы – заместители и др. | Открытие парикмахерской; Мама ведёт дочку в парикмахерскую; Папа ведёт сына в парикмахерскую; Вся семья посещает парикмахерскую; Мама делает причёску на праздник 8марта; Парикмахер в детском саду делает причёски детям (куклам) перед концертом для мам и бабушек. |
2 | «Рыбаки» Продолжать учить детей творчески развивать сюжет, самостоятельно распределять роли, договариваться о содержании игры, выполнять игровые действия в соответствии с ролью, закрепить представления о рыбной ловле. | Занятия: Предметный мир: «Рыбы: речные, морские, озёрные» Конструирование: «Лодочка» Аппликация: «Пароход» Чтение: Пермяк «Первая рыбка», «Это книжечка моя про моря и про маяк» В.Маяковский Подготовка атрибутов к игре: изготовление удочек, лепка рыбок. Беседа на тему: «Как нужно ловить рыбу» | Конструктор, прутики, нитки, удочки, вёдра, игрушечные рыбки, предметы заместители. | Рыбаки на лодках отправляются на рыбалку; ловят рыбу, сходят на берег, сдают рыбу в магазин или торгуют на рынке. Рыбаки могут договориться с капитаном большого корабля и отправиться на морскую рыбалку в открытое море или попросить отвести их в большой город для продажи рыбы….. |
3 | «Цирк» Продолжать учить распределять роли и действовать в соответствии с принятой на себя ролью; закреплять представления детей об учреждениях культуры, правилах поведения в общественных местах; закреплять знания о назначении цирка и его работниках, для чего они это делают; расширить словарный запас «цирковые артисты», «акробаты», «дрессировщики», «клоуны», «фокусники», «конферансье». | ОБЖ «Правила поведения с животными» Беседа с детьми на тему: «Цирк» Рассматривание иллюстраций по теме. Чтение стихотворения «Дрессировщик» С.Махотин Изготовление атрибутов к игре: афиша, билеты, программки. | Куклы, игрушки, афиша, билеты, программки, элементы костюмов, атрибуты: носики, колпаки, свистульки, «ушки», флажки, гирлянды, атрибуты для цирковых артистов: канаты, обручи, шары, булавы; фотоаппараты, деньги, кошельки, предметы – заместители. | Открытие цирка, покупка билетов, приход в цирк, покупка атрибутов (свистулек, «ушек») на лотках; подготовка артистов к представлению, составление программы; цирковое представление с антрактом; фотографирование. Воспитатель берёт на себя роль директора цирка и конферансье. |
4 | «Лаборант химического анализа» Продолжать учить распределять роли и действовать в соответствии с принятой на себя ролью; закреплять представления детей об лаборатории, правилах поведения в ней, закреплять знания о назначении лаборатории и ее работниках. Расширить знания об опытах и экспериментах. | 1. «Виртуальная экскурсия в химическую лабораторию угля». 2.Исследовательская деятельность с углем в научной лаборатории. 3.Составление детьми рассказа о профессии с помощью мнемосхемы 2. Просмотр видеоролика «Я знаю, что лаборант химического анализа» | Спец одежда, колбы, пробирки, микроскоп, лупы, одноразовая посуда, папка инструкций по ТБ., уголь, сода, соль, марганцовка, салфетки, бумажные полотенца, перчатки. | Лаборант приглашает всех в свою лабораторию. Перед началом опытов рассказывает про технику безопасности. Дети одевают спец одежду и делают опыты с углем, согласно инструкции лаборанта. После каждого эксперимента фиксируют выводы в блокнотах схематично, или в текстовом варианте. |
Апрель | ||||
№ | Название игры Задачи | Предварительная работа | Игровой материал | Сценарий игры |
1 | «Дом моды» Продолжать формировать умения творчески развивать сюжет игры, самостоятельно распределять роли, договариваться о содержание игры, познакомить с новой ролью – модель. | Занятия: Предметный мир: «Одежда» | Модели, выкройки, швейные машинки, журнал мод, швейные инструменты (сантиметр, нитки, образцы ткани и др); выкройки женской, мужской и детской одежды, бланки заказов, билеты, строительный материал, предметы – заместители. | Модельеры создают коллекцию весенней одежды; подбирают моделей для показа; обучают моделей; устраивается показ одежды; зрители покупают билеты на показ мод; во время показа отмечают понравившиеся модели одежды для покупки… |
2 | «Машинист тепловоза» Продолжать формировать умения творчески развивать сюжет игры, самостоятельно распределять роли, договариваться о содержание игры, познакомить с новой ролью – машинист тепловоза. | 1.«Виртуальная экскурсия на СУЭК» «Портрет профессий». 2.Просмотр видеоролика. | Скакалки, обручи, кегли, жезл, фишки -ограничители, предметы -заместители, спец одежа, каска, дорожные знаки, кубики. | По считалке выбирается машинист, остальные дети вагончики. Из скакалок и обручей дети делают имитацию железной дороги и станции. Из фишек ограничителей дистанционную разметку. По сигналу машиниста, вагоны начинают движение, останавливаясь на станции и набирая угля, чем больше тем лучше. По сигналу машиниста вагончики выгружают собранный уголь ( кубики) на станции. Чей вагончик больше собрал угля тот и победил. |
3 | Кафе «Сластёна» + «Семья»+ «Скорая помощь» Продолжать учить детей объединять в игре несколько сюжетов; самостоятельно распределять роли, делиться на подгруппы в зависимости от сюжета и от взятой роли, отображать в игре знания об окружающей жизни, формировать навыки позитивного общения детей. | Чтение произведений по теме: «О том, кто очень болен», «Печенье» В.Осеева, «Танин пирожок» Л.воронькова. | Фартуки, наборы посуды, подносы, меню, салфетки, наборы продуктов, предметы – заместители. | В семье день рождение у дочки; родители празднуют в кафе «Сластёна», приглашены подружки, дарят подарки, поют песни, танцуют, в кафе выбор столика, знакомство с меню, приём заказа; приём пищи; работа с директором при необходимости (жалобы, благодарность); оплата заказа; уборка столика, мойка посуды. Именинница переела сладостей и когда вернулась домой стала жаловаться на боли в животе, мама вызывает скорую помощь …. |
4 | «Экскурсия в оранжерею» + «Детский сад» +«Автобус» Продолжать учить детей творчески развивать сюжет игры, объединять несколько сюжетов; закрепить знания о росте и развитии растений, о способах ухода за ними, познакомить с новой ролью – садовник, с игровыми действиями, соответствующие роли садовника и роли экскурсовода, воспитывать любовь и стремление заботиться о растениях. | Занятия: Природный мир: «Цветы» Конструирование: «Красивые цветы» (из природного материала) Аппликация: «Нарцисс» Рисование: «Букет нарциссов» «Красивые цветы» Рассматривание иллюстраций по теме. Чтение и заучивание стихов по теме. Составление альбома на тему: «Цветы» | Иллюстрации растений, растения уголка природы, билеты, фартук для садовника, инструменты по уходу за растениями. | Приём детей в детский сад, проведение зарядки, няня идёт за завтраком, воспитатель сообщает, что после завтрака они отправятся в оранжерею, завтрак, поездка в оранжерею на автобусе, покупка билетов, экскурсия по оранжереи: экскурсовод вначале воспитатель, в последующих играх ребёнок, дети наблюдают за трудом садовников, за тем как они ухаживают за растениями, Садовник рассказывает как часто нужно поливать растения, какими полезными свойствами обладает то или иное растение, дети по ходу экскурсии задают вопросы; возвращение в детский сад на автобусе, делятся впечатлениями, обед, сон ….. |
Май | ||||
№ | Название игры Задачи | Предварительная работа | Игровой материал | Сценарий игры |
1 | «Строители» Продолжать учить детей распределять роли и действовать согласно принятой на себя роли, использовать атрибуты в соответствии с сюжетом, справедливо разрешать споры, действовать в соответствии с планом игры; отражать в игре знания об окружающей жизни, развивать творческое воображение. | Занятия: Аппликация: «Строим дом» Рисование: «В городе построены разные дома». Рассматривание иллюстраций по теме. Чтение: «Каменщик», «Маляр», «Плотник» С.Баруздин, «Строители» Г.Люнцин «Строитель» Н.А.Кнушевицкая. | Строительный материал, планы строительства, инструменты, строительная техника, журналы по дизайну. | Воспитатель предлагает детям разделиться на бригады и поручает каждой бригаде определенный участок работы. Выбор объекта строительства; выбор строительного материала, способа его доставки на строительную площадку; строительство, сдача объекта. По ходу игры воспитатель (бригадир) советует каменщикам как лучше класть стены, шоферам подсказывает, какой материал необходимо привести, грузчикам помогает организовать погрузку и выгрузку с помощью кранов и т.д. |
2 | «Пограничники» Продолжать учить детей распределять роли и действовать согласно принятой на себя роли, использовать атрибуты в соответствии с сюжетом; расширить словарный запас детей: «граница», «пост», «нарушение», «сигнал тревоги», «пограничник», «собаковод» и др. | Занятия: «Пилотка» (оригами) Беседы на тему: «Как пограничники охраняют границу?» Чтение стихов и рассказов о пограничниках: «На заставе» А.Барто, «Пограничник» С.Маршак. Разучивание песен о пограничнике. Изготовление атрибутов для игры. | Военные фуражки, пилотки, автоматы, погоны, санитарные сумки, бинт, вата, фляжка, телефон, рации, бинокли, пограничная собака, пограничный столб и др. | Дети изображают жизнь на пограничной заставе – дежурство в штабе, строевая подготовка, бег с препятствиями, осваивают способы маскировки, переноса раненых, передвижение по-пластунски. Соревнования между двумя погранзаставами: «Кто быстрее обнаружит и задержит нарушителя границы» «Доставить срочный пакет», «Расшифровать срочное донесение» (ребус) и т.д. |
3 | «Транспорт» - ГИБДД Продолжать учить детей распределять роли и действовать согласно принятой роли; закреплять знания детей о правилах дорожного движения, учить ориентироваться по дорожным знакам. | Беседы на тему: «Знай и выполняй правила уличного движения» «Зачем нужны дорожные знаки» Чтение: «Автоинспектор», «Шофёр» Н.А.Кнушевицкая. | Рули, дородные знаки, светофоры, жезл, свисток, флажки для регулировщика, различные документы (права, технические паспорта автомобилей). | Детям предлагается выбрать сотрудников ГИБДД, чтобы те следили за порядком на дорогах города, а остальные дети – автомобилисты. По желанию распределяют роли работников бензозаправки и автомастерской. В ходе игры дети стараются не нарушать правила дорожного движения. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Перспективное планирование организации сюжетно-ролевой игры в средней группе
Содержание сюжетно-ролевых игр...
Годовое планирование по сюжетно-ролевым играм
Данное годовое планирование интегрирутся со всеми областями познания...
перспективное планирование по сюжетно-ролевой игре
перспективное планирование...
Перспективное планирование по сюжетно - ролевым играм в старшей и подготовительной группах.
Перспективное планирование сюжетно-ролевых игр по месяцам....
Перспективное планирование руководства сюжетно - ролевыми играми в младшей группе
Данное перспективное планирование представляет собой годовой план работы по руководству сюжетно - ролевыми играми, содержание работы по организации игровой деятельности, приемы руководства...
Перспективное планирование по сюжетно - ролевым играм в старшей группе
Перспективное планирование по сюжетно - ролевым играм в старшей группе...
Примерное перспективное планирование развития сюжетно-ролевой игры в группе раннего возраста
Примерное перспективное планирование...