«Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников в условиях знакомства с родным краем посредством игры (народные, дидактические и др)».
консультация (подготовительная группа)

Воспитание патриотических чувств у детей дошкольного возраста – одна из задач нравственного воспитания, включающая в себя воспитание любви к близким людям, к детскому саду, к родному дому, к родной улице, к родному поселку и родной стране. Формирование у дошкольников любви к Родине с раннего периода - это этап накопления ими социального опыта жизни в условиях малой родины, усвоения принятых норм поведения, взаимоотношений, приобщения к миру родной культуры. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл iz_opyta_raboty_zezyulina.docx34.17 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение

детский сад «Светлячок» р.п. Юрты

Сообщение из опыта работы:

«Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников в условиях знакомства с родным краем посредством игры (народные, дидактические и др)».

        Подготовила воспитатель: Зезюлина Н.А.

2020 г.

   Воспитание патриотических чувств у детей дошкольного возраста – одна из задач нравственного воспитания, включающая в себя воспитание любви к близким людям, к детскому саду, к родному дому, к родной улице, к родному поселку и родной стране. Формирование у дошкольников любви к Родине с раннего периода - это этап накопления ими социального опыта жизни в условиях малой родины, усвоения принятых норм поведения, взаимоотношений, приобщения к миру родной культуры.

Дети, когда приходят в дошкольное учреждение не имеют достаточно знаний о своей семье, близких людях, многие не знают домашний адрес, свой день рождения, имя родителей, затрудняются ответить на вопросы, касающиеся родного города, своей страны.

Чтобы человек действительно чтил память предков, уважал Отечество, чувствовал ответственность за свою Родину, его надо таким воспитать. Среда, образ жизни в семье, отношения в детском коллективе – все это формирует чувство любви и отношение к тому месту, где ребенок живет. Для того, чтобы знания, полученные на занятиях, в беседах были прочными, необходимо их постоянно закреплять в повседневной жизни.

Ведущий вид деятельности в дошкольном возрасте – игра, и в то же время игра – мощное средство коррекции поведения детей, формирования взаимоотношений, воспитания нравственно-волевых качеств.

  Необходимо использовать игру как одну из активных форм работы по данному направлению, ведь любые, без исключения, виды детских игр подходят для реализации задач патриотического воспитания, помогают привить уважительное отношение к историческим и культурным ценностям родной страны.

Работа по воспитанию у детей патриотических чувств реализуется через все виды игр: дидактические, народные, словесные,  пальчиковые, театральные, хороводные и подвижные, сюжетно-ролевые.

  В работе с детьми старшего дошкольного возраста по воспитанию любви к малой родине огромное значение имеет использование дидактических игр, которые несут в своем содержании информацию о малой родине. 

 В своей работе я применяю такие игры, как:  «Мой адрес…»

где закрепляли с детьми  знание  своего  домашнего адреса, улицу, номер дома, квартиры, телефона, этаж. 

«Наш детский сад».

Цель этой игры: закрепить знания детей о расположение детского сада, о работниках детского сада. Какие обязанности они выполняют. Где находятся группа, столовая, и т. д.

«Путешествие по улицам  поселка»

Цель: закрепить знания детей о родном поселке, названиях улиц, достопримечательностях поселка.  

 «Кто больше знает улиц в нашем поселке» Цель: Закрепление названий улиц в нашем поселке

 «Разложи предметы по домам»  Цель: формирование у детей представления о разнообразии зданий в нашем поселке и об их назначении, 

 «Найди свой дом» Цель: Формирование у детей знания о своем поселке, о месте своего дома в нем, о разнообразии зданий, имеющихся в

ответ.

 «Загадки о родном поселке» Цель: Закрепление знаний о родном поселке. 

 «Малая Родина». Цель: Выявить знания детей о своей Родине, об истории нашего поселка, памятниках и достопримечательностях

«Путешествие из прошлого в настоящее» Цель: закреплять знания детей об историческом прошлом и настоящем нашего поселка, о внешнем виде зданий.

«Карта моего поселка»: рассматривая карту поселка, дети находили улицу, где стоит их дом, улицу, где находится детский сад и другие здания – поликлиника, школа и т.д. Также и другие игры: « Узнай, где я нахожусь?», «Кому, что нужно для работы?»«лото Иркутская область», «Собери флаг», «Собери герб», «лото Семья»,  «Разрезные картинки».

 Все эти игры помогают в развитии у детей любви к родной земле, гордости за свою малую Родину, формируют принадлежность к русскому народу.  Детям это очень интересно и увлекательно. Кроме того, это способствует художественно-эстетическому развитию, изучению истории, культуры родного края.

  В работе с детьми  использовала  цикл дидактических игр для ознакомления дошкольников с природой родного края. 

В игре «Растения  и животные Байкала», закрепляли знания о животных, обитающих на Байкале и растениях, которые произрастают там, а также которые занесены в Красную книгу Иркутской области. 

«Какая птица (дерево, животное) лишняя и почему». Цель: развивать умение отличать птиц (деревья, животных) нашей области от других.

 «Помоги зверюшке добраться до дома». Цель: повторить названия растений, животных, их внешние признаки, места обитания.

 «Кто где живёт?» Цель: закреплять представления детей о растениях и животных Иркутской области, развивать умение группировать их по местам обитания и произрастания.

 «Какие из данных птиц зимуют в нашем крае. Цель: развивать умение узнавать и называть зимующих птиц нашей области.

 «С какого дерева листок (плод)». Цель: развивать умение определять и называть дерево, кустарник по его листочку (плоду) и наоборот.

 «Рассели по «этажам» леса». Цель: развивать умение определять к какому ярусу леса относятся данные растения, животные, птицы.

 «Размести растения (животных) на карте Иркутской области». Цель: развивать умения правильно определять места обитания растений (животных) в нашей области.

 «Найди, какое растение является лекарственным». Цель: развивать умение находить и называть из разнообразных растений края те, которые являются лекарственными.

«Экологические цепочки». Цель: развивать умение находить взаимосвязь и взаимозависимость растений и животных  нашей области.

 «Загадки- отгадки». Цель: развивать умение отгадывать загадки о растениях и животных Иркутской области, узнавая их на картинках.

 «Угадай по описанию». Цель: развивать умение угадывать животное (растение)по описанию и наоборот описывать выбранное наугад животное (растение).

 «Собери картинку». Цель: упражнять детей в составлении целой картинки из отдельных частей, через содержание картинок закреплять знания об объектах природы области и их особенностях.

 «Так бывает или нет». Цель: Развивать логическое мышление, умение замечать непоследовательность в предметах и явлениях, повторяя при этом условия существования и образ жизни животных (растений, птиц, рыб).

  «Кто такой?» Цель: закреплять знания детей о видах животных, занесенных в Красную книгу Иркутской области;

      Большую помощь в рамках обозначенной темы мне оказали словесные игры. Их я использую при воспитании нравственных чувств. Например, игры: «Благородные поступки»

Цель: Воспитывать в детях желание совершать поступки ради других людей. Формировать понимание того, что поступком мы называем не только героизм, но и любое доброе дело ради другого человека.

«Река вежливости» Цель: Воспитывать в детях культуру поведения, вежливость, уважение друг к другу, желание помочь друг другу.

«Расскажи о своей семье» Цель: Сформировать представление о себе как о члене семьи. Показать значение семьи в жизни человека. Формировать желание рассказывать о членах своей семьи, гордиться ими, любить их.

 «Как я дома помогаю?» Цель: Формировать представления о домашних обязанностях женщин и мужчин, девочек и мальчиков. Воспитывать желание оказывать помощь людям.

  «Моих родителей зовут…» Цель: Закрепить знания об имени и отчествах родителей, дедушек, бабушек.

 «Какие праздники ты знаешь?» Цель: развивать у детей сообразительность, память; закрепить знания о праздниках (народные, государственные, религиозные), закреплять правила поведения в общественных местах.

 А также игры: «Вкусные слова», «Цветок красивых слов» , «Кто больше скажет волшебных слов?», «Поделись улыбкой», «Меняемся местами», «Похвали соседа», «Моя игрушка рассказывает обо мне», «Люблю своих близких»

Нaродные  и  хороводные  игры являются неотъемлемой частью  нравственно-патриотического воспитания дошкольников, они формируют начало любви к своему народу, своей стране. Радость движения сочетается с духовным обогащением детей.  По содержанию народные игры лаконичны, выразительны и доступны ребенку. В конце игры следует положительно оценить поступки тех детей, кто проявил смелость, ловкость, выдержку и взаимопомощь. Я использовала такие игры:

«Цепи кованные» Цель: Развивать умение выполнять движения по сигналу, упражнять в построении в две шеренги, беге.

 «Луна или Солнце»  Цель: Развитие ловкости, гибкости, точной координации движений, быстроты реакций, образного и логического мышления, а также двигательных, коммуникативных и творческих способностей.

 «Молчанка» Цель: Развивать умение действовать на сигнал, выдержку, творческий подход к игре. Упражнять в основных видах движений.

«Картошка» Цель: Познакомить с народной игрой; учить перебрасывать мяч.

«Крепость» Цель: Развитие сообразительности, ловкости, согласованности движения.

«Бабка -Ёжка» Цель: Развивать у детей умение выполнять движения по сигналу, упражнять в беге с увертыванием, прыжках на одной ноге, умению играть в коллективе.

 «Огородник» Цель: Учить детей группировать овощи и фрукты, воспитывать быстроту реакции на слово воспитателя, выдержку, дисциплинированность.

И другие: «Золотые ворота»,  «Колечко, колечко», «Земля – вода – небо», «Заря-заряница», «Пятнашки»,   «Горелки» ,  «Гуси-лебеди» и т.д. 

А также хороводные игры:

«На водопой». Цель: Учить детей подражать животным. Развивать театральные способности, прививать любовь к животным.

 «Урожай». Цель:  координация слова с движениями,  закрепление в речи глаголов: « соберем», « натаскаем», « накопаем», « срежем», «нарвем».

 « Овощи». Цель: координация слово с движением, работа над темпом и ритмом речи.

      Театрализованная игра, является эффективным средством социализации дошкольников в процессе осмысления литературного или фольклорного произведения и формирования чувства патриотизма. Характерной особенностью театрализованных игр является их фольклорная или литературная основа.

 «Веселый Старичок-Лесовичок» Цель: учить пользоваться разными интонациями.

 «Загадки без слов» Цель: развивать выразительность мимики и жестов.

«Немой диалог»  на развитие артикуляции.

«Поиграем. — угадаем.»  Цель :развивать пантомимические навыки.

«Зеркало» Цель: развивать монологическую речь.

 «Телефон» Цель:  развивать фантазию, диалогическую речь.

Игра-пантомима «Медвежата» Цель: развивать пантомимические навыки.

Разыгрывание стихотворение Б.Заходера: «Плачет киска…»

Разыгрывание по ролям стихотворения «Кто как считает?» М. Карим

Цель: развивать интонационную выразительность речи.

Также обыгрывали русские народные сказки.

В играх-драматизациях на фольклорной основе дети узнают об обычаях русского народа: муку хранили в амбарах, сусеках, с раннего детства приучали детей к домашнему хозяйству, заготавливали рыбу на зиму – дед в сказке наловил рыбы целые сани.  Всё это обыгрывается, переживается детьми, запоминается. Активизируется и совершенствуется словарный запас. Дети запоминают крылатые выражения пословицы, поговорки, прибаутки, меткие выражения: «битый небитого везёт», «задал стрекача», «жили-поживали», «у страха глаза велики», «утро вечера мудренее», «души не чают».

Игры-драматизации дают возможность не просто рассмотреть и примерить народные костюмы, а и действовать в них, как бы «прожить» в них определённый период, оценить преимущества и недостатки русского народного костюма, его красоту, яркость, красочность, нарядность.

Начиная с младшего возраста постоянно играли в пальчиковые игры.

«Волшебные лапки», «У ёжика иголки», «У кого какая шуба», «Заячьи прятки», «Лесное население», «Голодная мышка», «Ёлочка зимой».

  В формировании у детей позитивного эмоционального отношения к родному краю, находясь на свежем воздухе, провожу простые по содержанию подвижные игры, способствующие развитию смекалки, силы, ловкости: «Медведь», «Перетяни канат»,  «Рыбаки и рыбки», «Волк и зайцы», «Караси и щука», «Хитрая лиса» и др.

Также использовала строительные  игры – «Наш детский сад», «Мой дом», «Магазин» и т.д.

      Самое главное в работе по воспитанию патриотических чувств у детей, считаю, что через игру педагог должен зародить в детях интерес и желание узнавать о своём родном городе, крае, а также умение делиться полученной информацией со своими близкими. 

Разнообразные игры в интеграции с другими воспитательными средствами представляют собой основу формирования гармонически развитой, активной личности, сочетающей в себе духовное богатство и физическое совершенство. Подведя итог проделанной работы можно сделать вывод о том, что созданные мною условия были эффективны и результативны. Они помогли сформировать у дошкольников основы патриотического сознания: гордости за свою Родину, любовь к родному краю, семье, детскому саду. У детей накоплен опыт по культуре, традициям родного края, сформировано понимание неповторимости культуры своего народа.

Используемая литература:

1.Хороводные игры как средство формирования нравственного и патриотического воспитания детей дошкольного возраста - Двоеглазова И. А.

2. Использование дидактических и народных игр в нравственно – патриотическом воспитании дошкольников – Минина Е.И.

3.Патриотическое воспитание средствами театрализованных игр -

Щербина Л. С.

4.Игра, как средство патриотического воспитания детей дошкольного возраста - Житенёва С.В.

5.Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников как одно из основных направлений воспитательно-образовательной деятельности воспитателя - Гудовская Н.Ф.

6.Патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста посредством сюжетно-ролевой игры – Л. Попцова


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Опыт работы "Формирование нравственно-патриотических чувств у дошкольников в процессе знакомства с родным городом через проектную деятельность"

Большую работу по воспитанию у детей патриотических чувств важно начинать еще с детского сада. Уже в дошкольном возрасте ребенок может и должен знать, в какой стране он живет, чем она отличается от др...

ВЫСТУПЛЕНИЕ НА НАУЧНО – МЕТОДИЧЕСКОМ СЕМИНАРЕ: «СПЕЦИФИКА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВОСПИТАТЕЛЯ В ДОУ» ТЕМА: «НРАВСТВЕННО – ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ ЧЕРЕЗ ОЗНАКОМЛЕНИЕ С ПРИРОДОЙ РОДНОГО КРАЯ»

ВЫСТУПЛЕНИЕ НА НАУЧНО – МЕТОДИЧЕСКОМ СЕМИНАРЕ: «СПЕЦИФИКА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВОСПИТАТЕЛЯ В ДОУ» ТЕМА: «НРАВСТВЕННО – ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ДОШКОЛЬНИКО...

Опыт работы по теме: «Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников через приобщение к искусству родного края».

Предлагается материал по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников через приобщение к искусству родного края...

Проект — воспитание у детей старшего дошкольного возраста нравственно-патриотических чувств через ознакомление с декоративно-прикладным искусством родного края посредством мини-музея

В последние годы в системе дошкольного образования происходит ряд существенных перемен: обновляется содержание образования и воспитания детей, появляется множество инновационных программ, и тем очевид...