Опыт работы "Формирование нравственно-патриотических чувств у дошкольников в процессе знакомства с родным городом через проектную деятельность"
учебно-методический материал на тему
Большую работу по воспитанию у детей патриотических чувств важно начинать еще с детского сада. Уже в дошкольном возрасте ребенок может и должен знать, в какой стране он живет, чем она отличается от других стран. Необходимо осуществлять работу по воспитанию у детей любви к родному городу и его людям. Воспитывать чувство гордости за свой город. Приучать детей бережно относиться к тому, что создано руками дедушек и бабушек, мам и пап, к их труду, ко всему, что их окружает, поддерживать чистоту и порядок в общественных местах, участвовать в создании красоты и порядка в своем дворе, на территории детского сада.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
opyt_raboty.docx | 60.87 КБ |
Предварительный просмотр:
Опыт работы
Формирование нравственно-патриотических чувств
у дошкольников в процессе знакомства с родным городом через проектную деятельность
Раздел I.
Информация об опыте
Условия возникновения и становления опыта
Одним из приоритетных направлений в работе детского сада является познавательное развитие детей. В рамках данного направления педагогом была выбрана тема опыта «Формирование нравственно-патриотических чувств у дошкольников в процессе знакомства с родным городом через проектную деятельность».
В соответствии с ФГОС ДО познавательное развитие предполагает развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации, формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о малой родине и Отечестве, представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках.
Большую работу по воспитанию у детей патриотических чувств важно начинать еще с детского сада. Уже в дошкольном возрасте ребенок может и должен знать, в какой стране он живет, чем она отличается от других стран. Необходимо осуществлять работу по воспитанию у детей любви к родному городу и его людям. Воспитывать чувство гордости за свой город. Приучать детей бережно относиться к тому, что создано руками дедушек и бабушек, мам и пап, к их труду, ко всему, что их окружает, поддерживать чистоту и порядок в общественных местах, участвовать в создании красоты и порядка в своем дворе, на территории детского сада.
Проектная деятельность, как ни какая другая поддерживает детскую познавательную инициативу в условиях детского сада и семьи. Тема эта весьма актуальна по ряду причин. Во-первых, помогает получить ребенку ранний социальный позитивный опыт реализации собственных замыслов. Во-вторых, все возрастающая динамичность внутри общественных взаимоотношений, требует поиска новых, нестандартных действий в самых разных обстоятельствах. Нестандартность действий основывается на оригинальности мышления. В-третьих проектная деятельность помогает выйти за пределы культуры (познавательная инициатива) культурно-адекватным способом. Именно проектная деятельность позволяет не только поддерживать детскую инициативу, но и оформить ее в виде культурно-значимого продукта.
Началом работы по теме актуального педагогического опыта стало проведение первичной диагностики знаний детей по ознакомлению с родным городом, разработанной автором опыта на основе примерной общеобразовательной программы «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой и Кондрыкинской Л.А. «С чего начинается Родина? (опыт работы по патриотическому воспитанию в ДОУ). Методика включает в себя инструментарий, оценку результатов в виде баллов и уровней (высокий, средней, низкий) (Приложение №1). Отслеживаемые результаты заносились в таблицу с критериями.
Было выявлено, что дети имеют недостаточные знания о родном городе, его истории, традициях, достопримечательностях, памятниках, лучших людях. В результате мониторинга: высокий уровень составил - 10%; средний уровень - 40%; низкий уровень - 50% .
Анкетирование родителей показало, что на вопрос «Возможно ли патриотическое воспитание в детском саду?» 90% опрошенных ответили «да». На вопросы «Знакомите ли Вы с родословной своей семьи?», «Есть ли в Вашем доме семейные традиции?», «Посещаете ли Вы музеи, выставки и т.д.?» 17% родителей ответили «нет».
Полученные данные позволяют констатировать тот факт, что традиционное обучение не обеспечивает достаточного уровня сформированности у детей знаний о малой родине, представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях. Следовательно, нужны такие технологии, которые активизируют данный процесс, как среди воспитанников, так и среди родителей. Метод проектов при формировании патриотических чувств очень эффективен. Он дает ребенку возможность экспериментировать, синтезировать полученные знания, развивать творческие способности и коммуникативные навыки, что позволяет ему успешно адаптироваться к изменившейся ситуации дошкольного обучения.
Актуальность опыта
Проблема патриотического воспитания подрастающего поколения сегодня одна из наиболее актуальных. Как бы ни менялось общество, воспитание у подрастающего поколения любви к своему краю, гордости за нее необходимо всегда. В настоящее время актуальность проблемы воспитания определяется самой жизнью, состоянием молодого поколения, перспективами его жизнедеятельности в новых условиях. Можно констатировать глубокий кризис духовности общества в целом, и еще большей степени происходит нарастание бездуховности подрастающего поколения. Оно проявляется в негативном отношении к истории Отечества, его культуре, традициям, в потере смысла жизни и жизненных ценностей. У детей наблюдается снижение не только уровня речевого развития, но и познавательной сферы, недостаточность развития различных видов восприятия, внимания, памяти. Поэтому возникают трудности в формировании социальной и культурной компетентности, которая предполагает знание культурных особенностей народа, его исторически сложившихся привычек, традиций, норм поведения и этикета, а так же умения понимать и правильно использовать их в процессе общения. Поэтому работа в данном направлении является актуальной.
Знакомство детей с родным городом, с историко-культурными, национальными, географическими, природными особенностями формирует у них такие черты характера, которые помогут им стать патриотами и гражданами своей Родины. Ведь яркие впечатления о родной природе, об истории родного края, полученные в детстве, нередко остаются в памяти человека на всю жизнь. «Малая Родина» ребёнка - это и природа, которая его окружает, семья, дом, детский сад, это и памятные места города, его исторические и культурные центры, промышленные предприятия города, это и известные люди, гордость и слава нашего края. В связи с этим значительно возросла роль образовательных учреждений, в рамках которой происходит духовно – нравственное, патриотическое становление детей, подготовка их к самостоятельной жизни.
Актуальность опыта состоит еще и в том, чтобы донести до сознания коллег, родителей, детей важность данной проблемы, активизировать взаимодействие между семьей и детским садом.
Это породило ряд противоречий, которые должен решить данный опыт:
- между необходимостью формирования у детей патриотических чувств и недостаточной проработкой этого процесса в условиях традиционного обучения в детском саду;
- между необходимостью формирования у дошкольников определённой системы знаний о родном городе и недостаточной осведомленностью родителей об истории родного города, о людях, прославивших его.
Отсюда вытекает проблема исследования – каким образом знакомить детей старшего дошкольного возраста с родным городом, чтобы способствовать воспитанию патриотических чувств. Именно проектный метод дает ребенку возможность экспериментировать, систематизировать полученные знания, развивать творческие способности и коммуникативные навыки, что позволяет ему успешно адаптироваться к школьному обучению.
Ведущая педагогическая идея опыта заключается в совершенствовании работы с детьми по нравственно-патриотическому воспитанию через ознакомление с родным городом в процессе проектной деятельности.
В данном опыте систематизирован воспитательно-образовательный процесс по формированию патриотизма у дошкольников, основанный на любви к родному краю, изменен подход к организации образовательной деятельности.
Длительность работы над опытом составила более 3-х лет. Проводилась она поэтапно.
1 этап. Констатирующий (был начат в 2011-2012 учебном году)
- подбор и изучение методической и справочной литературы;
- организация развивающей предметно - пространственной среды;
- оформление наглядно - демонстрационных материалов,
- разработка конспектов мероприятий с детьми и родителями.
2 этап. Формирующий (2012-2013 год)
- апробация новых форм и методов воспитательно - образовательной работы с детьми;
- вовлечение родителей, социальное окружение в педагогический процесс по данной теме.
3 этап. Заключительный (2013-2014 год)
- установление динамики усвоения материала по патриотическому воспитанию детей;
- диагностическое обследование детей;
- подведение итогов работы и определение ее эффективности.
Диапазон опыта
Представленный опыт раскрывает поэтапную систему работы с детьми на основе проектной деятельности (экскурсий - беседы - чтение художественной литературы – организованная образовательная деятельность – игровая деятельность – развлечения - проекты); взаимодействие педагога с другими педагогами и родителями – консультации, методические рекомендации, практические занятия, совместные праздники и развлечения, проектная деятельность.
Теоретическая база опыта
Методологической основой опыта являются положения отечественных и зарубежных специалистов в области психологии и педагогики. Разработкой вопросов ознакомления детей с окружающим миром занимались многие педагоги, психологи, философы, лингвисты. Так на основе системы работы, предложенной Алешиной Н.В. в книге «Ознакомление дошкольников с окружающим и социальной действительностью» автором опыта были разработаны конспекты образовательной деятельности по разным направлениям. Для составления перспективного плана работы была использована программа Н.Г.Зеленовой, Л.Е. Осиповой «Мы живем в России», результатом освоения которой является воспитание будущего поколения, обладающего духовно-нравственными ценностями, гражданско-патриотическими чувствами, уважающими культурное, историческое прошлое России.
Систематичность и последовательность подразумевает концентрическое усвоение материала. Систематичность проявляется в организации и последовательной подаче «от простого к сложному» и обеспечивает доступность и посильность обучения. В разное время к проблеме патриотического воспитания дошкольников обращались педагоги и ученые: К.Д. Ушинский, Л.Н. Толстой, Я.А. Коменский, Г.Н. Волков, А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинский. В наше время этой проблемой занимаются Л.А. Кондрыкинская, Н.Г. Комратова, Е.Ю. Александрова, Э.П. Костина, Н.Н. Кочнева, Л.Г. Каримова, Л.Л. Семенова, Ю.М. Новицкая, Р.И. Жуковская и другие.
Любовь ребенка к Отчизне характеризуется яркой эмоциональной окрашенностью. В.А. Сухомлинский как нельзя точно раскрыл специфику и суть работы по нравственно - патриотическому воспитанию детей, сказав, что красота родного края, открывающаяся благодаря сказке, фантазии, творчеству – это источник любви к Родине.
Патриотическое воспитание дошкольников включает в себя передачу им знаний, формирование на их основе отношения и организацию доступной возрасту детей деятельности. В дошкольном возрасте начинает формироваться чувство патриотизма: любовь и привязанность к Родине, преданность ей, ответственность за нее, желание трудиться на ее благо, беречь и умножать ее богатства, отмечала Л.А Кондрыкинская. Опыт работы данного специалиста лег в основу педагогической диагностики, разработанной автором опыта.
Особое внимание в последние годы ученые уделяют социокультурному аспекту воспитания будущего гражданина. Современные исследователи (О.И. Ковалева, Л.В. Кокуева, Дмитренко З.С., Жигналь Е.Н) в качестве основополагающего, системообразующего фактора интеграции социальных и педагогических условий в патриотическом и гражданском воспитании дошкольников рассматривают национально-региональный компонент, при этом акцент делается на воспитании любви к родному дому, природе, культуре малой Родины. Они говорят об участии педагога в этом процессе, как носителе культурных ценностей, являющегося ключевой фигурой в передаче этих ценностей от одного поколения к другому. План организации экскурсий был составлен на основе программы Александровой Е.Ю. «Система патриотического воспитания в ДОУ».
Э.Н. Гусинский отмечал, что при этом естественным образом меняется позиция взрослого: поскольку ни один человек не может на себя взять ответственность «представительствовать от лица всей культуры» то он становится соучастником процесса совместного познания окружающего мира. Этот опыт работы послужили хорошим подспорьем для организации совместной деятельности с родителями.
Источником формирования у ребенка любви к родным местам является и участие его в общественно-полезном труде, и гражданская ответственность родителей, близких. Метод проектов – это педагогическая технология, стержнем которой является самостоятельная деятельность детей – исследовательская, познавательная, продуктивная, в процессе которой ребенок познает окружающий мир, накапливает знания о малой родине, представления о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях.
На основании теоретических и практических методик известных педагогов автором опыта была разработана поэтапная система работы с детьми на основе проектной деятельности.
Новизна опыта
Новизну опыта составляет система комбинирования элементов известных методик и инновационных технологий нацеленных на достижение результатов по формированию патриотических качеств дошкольников в процессе реализации проектов о родном городе.
Следующим элементом новизны данного опыта является усовершенствование условий воспитательно-образовательной работы, ее методического обеспечения.
Характеристика условий, в которых возможно применение данного опыта
Материалы опыта могут быть использованы в различных дошкольных образовательных учреждениях с детьми разных возрастных групп при организации образовательной деятельности независимо от определенного учебно-методического комплекса.
Раздел II.
Технология описания опыта
Цель опыта: Формирование нравственно-патриотических чувств дошкольников в процессе знакомства с родным городом через приобщение к его истории в процессе проектной деятельности.
Задачи:
1. Формировать у детей любовь к родному краю, к родному городу и его историческому прошлому.
2. Осуществлять ознакомление дошкольников с историческим, культурным, географическим, природно-экологическим своеобразием родного города.
3. Развивать связную речь детей, обогащать и активизировать их словарь, учить свободно мыслить, фантазировать.
4. Развивать познавательный интерес к изучению родного города, края.
5. Воспитывать у детей любовь и привязанность к семье, дому, детскому саду, родной улице, городу. Формировать желание сохранять чистоту и порядок в своем городе.
6. Воспитывать эмоционально-ценностное отношение и чувство гордости за свой родной город и его жителей.
7. Усилить роль семьи в воспитании нравственно-патриотических чувств детей.
Проведя диагностику знаний детей по ознакомлению с родным городом в начале работы (по авторской методике разработанной на основе опыта работы по патриотическому воспитанию в ДОУ Кондрыкинской Л.А. «С чего начинается Родина?», было выявлено, что детей с высоким уровнем - 10%; средним - 40%; низким - 50%.
Затем был составлен тематический план, включающий в себя проектную деятельность, который помог правильно дозировать познавательный материал (Приложение №2). Темы в плане повторяются, но усложняются задачи с учетом возрастных особенностей детей. Были внесены значительные изменения в предметно-пространственную среду группы, пополнив ее специфическими материалами: карта России, Белгородской области, Губкинского городского округа, геральдические символы города, портрет И.М. Губкина, фотографии памятников, храмов. Оформлены альбомы с видами города, любимыми местами детей и их родителей, с фольклором Белгородской области, изготовлен игровой материал, выпущены книжки – раскраски, оформлены коллажи самых посещаемых мест горожан с портретами детей и их родителями, сделана подборка стихов местных авторов, выпущены газеты «Губкин – город горняков», «Самая красивая площадь», «День города» и др. Знакомя детей с устным народным творчеством, читая детям пословицы, поговорки, мы подводим их к пониманию того, что каждый народ имеет свой фольклор, который несет в себе народную мудрость, юмор, любовь к человеку, к Отечеству: «С родимой земли – умри не сходи», «Храбрость города берет», «Жизнь отдай, а тайны не выдавай», «Видна птица по полету» и многие другие.
Дети очень любят отгадывать загадки. В группе с помощью родителей подобран материал с Белгородскими загадками. Такой вид, как заклички, дети используют в народных играх таких как «Рождественские колядки», «Прилет птиц», «Весна - красна», «Лето красное». Этот вид народного творчества детям очень нравится.
Очень важно, чтобы в каждом дошкольном учреждении обобщался и систематизировался педагогический опыт, посвященный родному краю. Существенную помощь в организации системы патриотического воспитания может оказать действующий на базе детского сада музей патриотического воспитания. Музей – это обучающая и развивающая среда, которая дает самый существенный результат в героико-патриотическом воспитании. Создавать мини – музей в группе нам помогали родители в процессе работы над проектом «Преданье старины глубокой».
В группе подобран достаточный материал книг, альбомов, фотографий. Дети в своей самостоятельной деятельности могут использовать весь этот материал. Они с удовольствием играют в дидактические игры «Собери герб, флаг», «Кто живет в лесу», «Заколдованный город», «Узнай, где я нахожусь», «Кто, где работает». Дидактический материал «Полезные ископаемые» был собран родителями воспитанников.
Для выполнения поставленной цели и задач педагогом использовались разнообразные формы, методы и средства образовательной работы. В первую очередь – проекты.
Все многообразные технологии должны формировать у ребенка главную потребность – саморазвитие как естественное состояние. Какая притягательная сила заключена в том, что нас окружает с детства? Почему, даже уехав из родных мест на долгие годы, человек вспоминает их с теплотой, а живя в городе, селе, он постоянно, с гордостью рассказывает гостю о красоте и богатстве своего родного края? Думается, это – выражение глубокой привязанности и любви ко всему, что с ранних лет вошло в сердце как самое дорогое. Свою любовь к родным местам, представление о том, чем они знамениты, какова природа, каким трудом заняты люди – все это взрослые передают детям, что чрезвычайно важно для воспитания нравственных и патриотических чувств. Необходимо отобрать из массы впечатлений, получаемых ребенком, наиболее доступные ему: отношение к семье, к самым близким людям – к матери, отцу, бабушке, дедушке.
В процессе проекта с детьми средней группы «Наша дружная семья» дети с удовольствием рассказывали о своей семье, о том, где они живут, где работают родители, какие красивые места города посещают вместе с родителями. Сформировали и закрепили понятие: Я - член семьи, Мой дом - моя семья. Для закрепления полученных знаний о семье и городе с детьми была проведена беседа «Что такое генеалогическое дерево?», во время которой они с помощью небольших фотографий составляли контур генеалогического дерева и закрепляли знания о том кто кем кому приходится (Приложение №3). Для расширения представлений детей о детском саде и сотрудниках проводилась беседа «Что такое детский сад?», в ходе которой воспитанники учились называть некоторых работников детского сада (воспитатели, помощник воспитателя, музыкальный руководитель и т.д.) по имени, отчеству, учились обращаться к ним на «вы». Итогом проекта стало мероприятие «Дружная семейка», на котором были закреплены знания детей о членах семьи, о том, что в семье любят, заботятся и помогают друг другу (Приложение №4).
Для ознакомления детей с родным городом проводился проект «Город для маленьких пешеходов», в ходе которого детям была предложена идея стать пешеходами и пойти на познавательную прогулку по городу (микрорайону), в котором находится детский сад. Знакомили детей с улицей, сопутствующими ей понятиями, а также правилами культурного поведения в городе и простейшими правилами дорожного движения. Прививались элементарные практические навыки безопасного поведения на городских улицах в качестве пешеходов для сохранения жизни и здоровья себе и окружающих. (Приложение №6)
Одним из приоритетных направлений детского сада является физкультурно-оздоровительная работа. Поэтому в группе был собран интересный материал по русским народным играм и играм родного края в рамках проекта «Играем и узнаем». Игры – своеобразная школа для ребенка. В этих играх заключена информация, дающая представление о повседневной жизни наших предков, их быте, труде. Хотелось бы сделать их достоянием наших дней. Ценность этих игр заключается еще и в том, что игры очень хорошо развивают речь детей, умение петь. В играх используются русские считалочки.
Игры, также как и занятия, способствуют решению задач патриотического воспитания. В народных играх «Бабочки и ласточки», «Охотник и воробей» фиксируются накопленные веками тончайшие наблюдения за характерными особенностями времен года, погодными изменениями, поведением птиц.
В старшем дошкольном возрасте целью проекта «Здоровье в порядке – спасибо зарядке!» дети познакомились с методами оздоровления, применяемые в семьях участников проекта. В ходе тематической беседы формировали у детей потребности в здоровом образе жизни, закрепляли знания детей о влиянии на здоровье двигательной активности, развивать познавательный интерес, мыслительную активность, воображение. (Приложение №3)
Обогатились общие представления о здоровье, как ценности. С воспитанниками проводились мероприятия: развлечение «Футболисты», детско-родительский праздник «День здоровья» проводимые на спортивном комплексе «Горняк», игровые закаливающие процедуры с персонажем «Здоровячок», роль которого выполняла мама воспитанника. Важным аспектом в реализации проекта является гармонизация отношений взрослых и детей. Разработаны открытые мероприятия «Прозрачная капелька», целью которого стало знакомство с рекой Осколец, развлечение «Маленькие дельфины», мастер – класс «Русские узоры» для закрепления элементов узоров Старооскольских мастеров. Данные мероприятия способствовали повышению уровня компетентности родителей во взаимодействии с детьми в вопросах семейного воспитания, ознакомления с социальными объектами города. Непосредственное участие в реализации проекта отведено социальным структурам города: МБУК «Централизованная библиотечная система №1», спортивный комплекс «Горняк», МОУ «СОШ № 13», Губкинский музей. В совместной деятельности проведены мастер-классы, выставки творческих работ, конкурсы, викторины, презентации, обзорные экскурсии, которые расширили, дополнили познавательные интересы и запросы детей. В ходе экскурсии к памятнику академика П.П. Лазарева дети уточнили и дополнили знания о родном городе, познакомились с жизнью и деятельностью академика (Приложение №4).
В подготовительной группе проводился месячный проект «Моя семья» (Приложение №6). В рамках его реализации было проведено игровое мероприятие «Разговор о маме», на котором дети не только говорили о маме, семье, но и познакомились с общественным праздником «День матери», познакомились с художниками разных эпох, а также с современными, повторили пословицы о маме. Родители с удовольствием принимали участие в конкурсах. В конце досуга и взрослым, и детям дали по большому листу ватмана, на котором они оставили свои впечатления от праздника (Приложение № 4).
Формирование патриотических чувств проходит эффективнее, если детский сад устанавливает тесную связь с семьей. Необходимость подключения семьи к процессу ознакомления дошкольников с социальным окружением объясняется особыми педагогическими возможностями, которыми обладает семья и которые не может заменить дошкольное учреждение: любовь и привязанность к детям, эмоционально-нравственная насыщенность отношений, их общественная направленность. Все это создает благоприятные условия для воспитания высших нравственных чувств. Детский сад в своей работе с семьей должен опираться на родителей не только как на помощников детского учреждения, а как на равноправных участников формирования детской личности. В группе собран консультативный материал «Город, семья и Я», в которой для родителей собраны памятки, брошюры, буклеты, ряд консультаций. «Как мы формируем патриотические чувства у детей» одна из них (Приложение №5). Проведена консультация для родителей «Растим детей патриотами через ознакомление с окружающим миром», целью которой было объяснение этапов работы семьи с ребенком. С большим интересом родители прослушали на родительском собрании консультацию «Приобщение детей к народным традициям» (Приложение № 5). Русские народные традиции открывают огромные возможности для детей, давая им знания и опыт саморегуляции своей деятельности. Родители с интересом слушали считалки, пословицы, заклички. Они вернулись в мир детства. Ни в одном другом жанре фольклора народная жизнь не отражена так широко и многогранно, как в пословицах и поговорках. Их можно назвать энциклопедией народной жизни. Они не велики по объему, но очень емки по смыслу. Ценность народных традиций огромна, а их утрата невосполнима каким бы то ни было материальными благами. Традиции – хранители народной патриотической культуры. Эти мероприятия завершали исследовательский проект «Кто такие богатыри?».
Основным источником впечатлений дошкольников является их ближайшее окружение, та общественная среда, в которой они живут.
Уже в старших группах можно так строить работу, чтобы каждый воспитанник проникся славой родного города, почувствовал свою причастность к местным общественным событиям.
Нужно обязательно подчеркнуть, что, каким бы особенным ни был родной город, в нем непременно находит отражение то, что типично для всей страны: люди работают на заводах, фабриках, стройках, в разных учреждениях, в магазинах; в родном городе соблюдаются народные традиции; проявляют заботу о детях; в родном городе могут жить люди разных национальностей, они вместе трудятся, отдыхают; люди должны беречь и охранять природу, каждый человек должен проявлять уважение к труду, интерес к культуре родного народа.
С ребятами шестого года жизни проводились экскурсии, прогулки по ближайшим улицам и в солнечный летний день, и в зимние сумерки, и ранней весной, и золотой осенью в рамках проекта «Улицы родного города», где решались следующие задачи: формировать детей о родном городе, закрепить знания детей о знакомых улицах, где находится дом, детский сад, формировать общее представление об основных архитектурных сооружениях, памятниках, определяющих облик города, воспитывать умение видеть красоту родного города, радоваться ей и беречь (Приложение №6).
Постепенно дети убеждаются в том, что родной город прекрасен в любое время года и каждый раз интересен по-новому. Проводя организованное наблюдение или целевую прогулку, педагог одновременно заботиться о духовном, физическом и эстетическом развитии детей. Ведь когда дети идут на экскурсию к какому-то определенному объекту – они знакомятся со всем окружающим миром. Дети повторяют названия улиц, по которым проходят, обращают внимание на красоту родной природы в разные времена года. Они видят все культурные объекты города на близлежащей территории. Такие знания они конечно получают на занятиях, но так как у детей дошкольного возраста наглядно-образное мышление: они лучше запоминают то, что видят в натуральном виде. Идут на экскурсию и видят как трудятся взрослые, для того чтобы наш город был таким красивым. Наблюдая за трудом взрослых, каждый ребенок начинает осознавать, что труд объединяет людей, требует от них слаженности, взаимопомощи, знания своего дела.
Для закрепления этих знаний с детьми проводилась игра «Расскажи про свой город», на которой каждый ребенок по картинке рассказывал о профессии, для чего она нужна, что делают люди той или иной профессии. Так же уточняется место в городе, где работают люди той или иной профессии. Чем больше знаний получает ребенок на занятиях, экскурсиях, наблюдениях, тем легче ему было играть в эту игру. Дети рассматривали фотографий о родном городе, его достопримечательностях в самостоятельной деятельности.
На занятиях дети получают знания о своем городе, о событиях, происходящих в стране. Поскольку главная цель сообщения этих знаний – формирование определенного отношения к общественной жизни, воспитание патриотических чувств, педагогу следует продумать форму, структуру занятия, он должен подумать об использовании специальных приемов, повышающих познавательную активность и эмоциональную нагрузку каждого занятия.
Важно, чтобы дети, воспринимая материал, активно думали. Этому помогают такие методические приемы, как сравнение, вопросы, индивидуальные задания, обращения к опыту детей, предложение задавать вопросы друг другу и воспитателю, игровые приемы и так далее.
Эмоциональная атмосфера играет большую роль в воспитании чувств детей. Многое зависит от того, как педагог прочитает рассказ, стихи, какими словами, с какой интонацией расскажет о городе, в котором они живут. Искренность чувств взрослого непременно передается и его воспитанникам.
С родителями они гуляют по улицам города, ездят со взрослыми за город, принимают участие в праздниках, с удовольствием знакомятся с работой родителей. Так начинает формироваться их интерес к социальной жизни; задача воспитателя – углубить и развить его.
Одним из принципов педагогики является воспитание в деятельности. Поэтому, планируя работу по патриотическому воспитанию, педагог намечает, какие игры (сюжетно-ролевые, строительные) он может провести с детьми, что может предложить им сделать самим, какие дать темы для рисования, конструирования, аппликации.
Под руководством воспитателя дети старшей группы склеивали большие и маленькие дома, деревья, макеты зданий из спичечных коробков, небольших коробок, картона, цветной бумаги (можно использовать строительный материал); лепят из глины или пластилина фигурки животных; из прозрачной бумаги, целлофана и кальки хорошо получается пруд, река. Такие макеты – материал для будущей игры, например, «Мы строим город».
В процессе игр с макетами создаются ситуации, которые побуждают ребят получать новые знания, обращаться за советом к воспитателю, сорить, рассуждать, искать правильный ответ на возникший вопрос. Данная работа проводилась в рамках долгосрочного проекта «Знай и люби свой край».
Знакомя детей подготовительной к школе группы с той местностью, где они живут, педагог уже в гораздо большей степени обращает внимание на исторический памятники и достопримечательности, находящиеся в родном городе. Воспитатель рассказывает, почему здесь поставлен этот памятник, какому событию или человеку он посвящен. Очень важно, чтобы дети седьмого года жизни знали, чем знаменит их родной город, кто из великих людей здесь жил, какие боевые и трудовые подвиги совершены на этой земле. Эти задачи решались в рамках проектной деятельности «История города».
Важным условием патриотического воспитания, воспитания любви к родному краю является воспитание любви к природе. Для закрепления умений правильно вести себя в природе (любоваться красотой, беречь, охранять и защищать ее, наблюдать за растениями и животными, не нанося им вред) в подготовительной группе реализовывался проект «Красная книга». С целью формирования знаний детей о том, что все в природе взаимосвязано, воспитания бережного отношение ко всему живому на Земле, с детьми проводилась тематическая беседа «Охрана природы в нашей стране» (Приложение №3). Итогом проектной деятельности стало создание Красной книги.
Для достижения высоких результатов работа строится в сотрудничестве с родителями, узкими специалистами, социальными партерами, воспитателями. Для организационно-педагогической работы педагогом были подготовлены консультации, памятки, буклеты. В рамках педагогического совета ДОУ проведена консультация «Формирование нравственно-патриотических чувств дошкольников в процессе знакомства с родным городом». (Приложение №7)
Раздел III.
Результативность опыта
В результате проведенной работы, дети стали более любознательны, наблюдательны, обогатилась их речь. Беседы, экскурсии, занятия расширили и углубили знания дошкольников о родном городе, его жителях, памятных местах. Все это способствовало воспитанию чувства гордости и любви к родному краю. Об этом можно судить по результатам проведенной диагностики по авторской методике педагога на основе на основе примерной общеобразовательной программы «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой и Кондрыкинской Л.А. «С чего начинается Родина? (опыт работы по патриотическому воспитанию в ДОУ).
100% детей твердо знают название города, в котором живут, и свой домашний адрес.
80% детей рассказывают о растительный и животном мире Белгородской области.
70% детей имеют представление о названии улиц города, знают места отдыха горожан, могут объяснить, почему или в честь кого названы улицы города, 30% допускают незначительные ошибки.
60% называют родителей по имени и отчеству, объясняют, где и кем они трудятся, рассказывают о самых распространенных профессиях нашего города, о главных промышленных предприятиях. 30% детей не на все вопросы могут ответить уверенно.10% (1 ребенок) затрудняется отвечать на вопросы.
О символике города и России 60% детей могут безошибочно рассказать и показать их на картинках.
В итоге, общий уровень следующий: 70% детей имеют прочные знания о
родном городе, 20% - допускают небольшие неточности. 1 ребенок слабо усвоил знания по теме.
В 2012 учебном году уровень усвоения материла по патриотическому воспитанию составил: высокий уровень - 10%; средний уровень - 40%; низкий уровень - 50%. Прослеживается хорошая динамика роста общего усвоения программного материала.
Диагностика знаний детей по ознакомлению с родным городом
Считается важным результатом и возросшая активность родителей (на 56%) в участии жизни детского сада, группы.
Опыт применения проектной деятельности в процессе нравственно-патриотического воспитания позволяет говорить о развитии у детей гражданственности, патриотизма в процессе знакомства с родным городом через проектную деятельность. Дети отличаются более высоким эмоционально-положительным отношением к родному городу, их интересует, почему город устроен именно так, обращают внимание на эстетическую среду города. Они с удовольствием включаются в проектную деятельность, связанную с познанием малой родины, в детское коллекционирование, проявляют начала социальной активности: участвуют в социально значимых событиях, переживают эмоции, связанные с событиями военных лет и подвигами горожан, стремятся выразить позитивное отношение к пожилым жителям города. Знают природные богатства, заботятся об окружающей природе.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для родителей Тема: «Формирование нравственно-патриотических чувств у дошкольников в процессе знакомства с родным городом»
Консультация для родителей...
Формирование нравственно-патриотических чувств у дошкольников в процессе знакомства с родным краем через проектную деятельность
Отчет о деятельности по теме актуального педагогического опыта работы...
Воспитание у детей нравственно-патриотических чувств в процессе знакомства с родным городом
Познакомить с историей создания Санкт -ПетербургаДать представление о людях внесших вклад в развитие нашего городаЗнакомить с культурным наследием нашего городаЗакрепить у детей знания о культуре пове...
Творческая презентация «Развитие экономических представлений у старших дошкольников в процессе знакомства с родным городом, страной»
В презентации отражена работа воспитателя по данной теме. Представлен опыт работа по привлечению родителей в образовательный процесс, а так же план мероприятий с социальными объектами города....
АПО "НРАВСТВЕННО-ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ ОЗНАКОМЛЕНИЯ С РОДНЫМ ГОРОДОМ"
Воспитание нового гражданина нужно начинать с самых ранних лет. Чем раньше в сознании ребенка будет поселено чувство гордости за свое Отечество, чем раньше он приобщится к культурно-историческим и нац...
Программа нравственно-патриотического воспитания дошкольников в процессе ознакомления с родным городом «Жердевка – город, что сердцу дорог»
Важной задачей воспитания и обучения дошкольников является нравственно-патриотическое воспитание. Данная программа направлена на ознакомление с городом и привитие любви к нему у ст...
«Формирование семейной, гражданской принадлежности, патриотических чувств у дошкольников в процессе ознакомления с родным краем через проектную деятельность»
Знание родного края – наша сила и величие Родины. Ф.А. Щербина...