Опыт работы по теме: «Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников через приобщение к искусству родного края».
статья
Предлагается материал по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников через приобщение к искусству родного края
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
нравственно-патриотическое воспитание - опыт работы | 40.82 КБ |
презентация к опыту работы по нравственно-патриотическому воспитанию | 2.76 МБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
Майнский детский сад№5 «Теремок» р.п. Майна Ульяновской области
Опыт работы
по теме: «Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников
через приобщение к искусству родного края».
Подготовила: старший воспитатель
Уланова Н.В.
р.п. Майна, 2019г.
Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников
через приобщение к искусству родного края.
Слайд 2:
Дошкольный возраст - это период наиболее интенсивного развития дошкольников. В социальном развитии ребенка ведущее место занимает присвоение нравственных ценностей своей семьи, а позднее познание и присвоение общечеловеческих нравственно-патриотических ценностей.
Нравственно-патриотическое воспитание посредством художественной деятельности, на наш взгляд – это одно из важных условий воспитания в детях любви к своей стране, к своему народу, его истории и культуре, уважения к людям, дружеских отношений, самоуважения.
Поэтому осуществление задач воспитания подрастающего поколения стало общим делом педагогов, семьи и общественных организаций.
Слайд 3:
Так как главную роль наставников в ДОУ играют педагоги, мы изучили исследования и проанализировали состояние практики ДОУ по нравственно-патриотическому воспитанию детей, и пришли к выводу о необходимости создания системы работы с целью формирования у дошкольников основ нравственно-патриотической воспитания и эстетической культуры. С этой целью мы стали участниками областной экспериментальной программы РИП (развитие инновационных процессов) в 2008 году под руководством научного руководителя-кандидата педагогических наук Т.А. Котляковой.
Мы уверены, что сельская местность имеет большие возможности для нравственно-патриотического воспитания посредством художественно-эстетического развития дошкольников, а, с другой стороны, традиционно тесная семейная связь в сельской местности позволяет оптимально реализовывать в ДОУ задачи нравственного воспитания детей. Нравственно-патриотическое развитие ребёнка дошкольного возраста охватывает когнитивную, эмоционально-чувственную, мотивационную и поведенческую сферы ребёнка. И именно интеграция (Это в педагогике не что иное, как процесс, а также результат взаимодействия разнообразных элементов, что приводит в конечном итоге к появлению чего-то целостного, нового) нравственно-патриотического и художественного развития в каждой из этих сфер обеспечит, на наш взгляд, максимальное достижение ожидаемых результатов.
Слайд 4:
Мы определили условия, необходимые для успешного нравственно-патриотического развития дошкольников в процессе художественной деятельности в ДОУ, расположенном в сельском поселении:
- целенаправленное педагогическое воздействие через организацию интегрированных образовательных мероприятий;
- обеспечение каждому ребёнку возможности самостоятельно думать, принимать решения, отвечать за их последствия;
- просвещение взрослых (педагогов и родителей) в вопросах нравственно - патриотического и эстетического развития детей;
- активное включение в процесс нравственно-патриотического воспитания специалиста по изобразительной деятельности;
- организация студии художественного творчества «Аленький цветочек», где у ребёнка формируется чувство внутренней безопасности, раскованности и свободы за счёт поддержки взрослыми его творческих начинаний, а у взрослых формируется правильное нравственное отношение к детскому творчеству;
Слайд 5 :
В каждой группе нами были выделены ежемесячные интегрированные мероприятия нравственно-эстетического развития детей. Система данных мероприятий представлена в таблице.
Таблица
6 Слайд:
Стержнем в интеграции являются разнообразные формы организации развития у детей нравственно-патриотической и эстетической культуры:
- познавательно-эстетические экскурсии (например: «С чего начинается родина?» - первая улица Майны - Вокзальная; «Лицо Майны» - экскурсия на главную площадь; «Знакомство с интересными людьми Майны» - знакомство с творчеством семьи Сахарцевых (Василий Петрович-художник, Владимир Васильевич –поэт).
7 Слайд:
- художественное моделирование (Эмблема станции Майна);
8 слайд:
- коллективное макетирование (Наш любимый детский сад; Фонтан в Майне; железнодорожная станция Майна, праздничная площадь…);
9 слайд:
- рисование с использованием нетрадиционных техник (Мои прогулки по улицам Майны; Зимние узоры на моем окне, Солдаты войны - овладение техникой – оттиск от стекла; Загадки флоры, Праздничный салют - овладение техникой кляксографии…);
10 слайд:
- студийные занятия - «Аксаковский праздник» - знакомство детей с образом их знаменитого земляка С.Т. Аксакова, историей его творчества и жизни
в семейном поместье Аксаково Майнского района.
11 слайд:
Работа по воспитанию у детей чувства патриотизма через приобщение к искусству родного края и чувство сопричастности к родному дому, семье, детскому саду, знаний о родном поселке строится через использование в системе различных видов проектов и форм организации, предусматривающих совместную творческо-познавательную деятельность детей, педагогов и родителей
12 слайд:
Совместная работа МДОУ Майнского детского сада № 5 «Теремок» и семьи по воспитанию у детей чувства любви к малой родине через приобщение к искусству родного края строится на следующих принципах, которые определяют содержание, организацию и методику этой работы:
- Единство в работе, взаимное доверие;
- Укрепление авторитета педагога в семье, родителей в детском саду;
- Взаимопомощь;
- Изучение лучшего, его пропаганда и использование;
- Разнообразие форм работы детского сада с семьёй;
- Систематичность связи детского сада с родителями;
- Привлечение общественности к деятельности дошкольного учреждения.
13 слайд:
Сложившаяся в ДОУ система работы с родителями потребовала разработки и внедрения новых форм сотрудничества, которые включили бы родителей в активную совместную деятельность педагогов и детей
Традиционные | Нетрадиционные |
Общие и групповые родительские собрания | Практические семинары |
Педагогические консультации | Педагогическая гостиная |
Совместные праздники | Родительские клубы |
Педагогические беседы | Круглый стол в рамках педагогического и родительского наставничества |
Дни открытых дверей | Коллекционирование с детьми |
Наглядная агитация | Совместные экскурсии и досуги |
Анкетирование | КВН |
Школа педагогического мастерства – мастер-классы |
Сотрудничество предполагает не только жёстко регламентированную форму обучения родителей, но и совместную и согласованную работу по обучению и воспитанию детей по схеме:
детский сад → дети ← родители
14 слайд:
Одной из эффективных на наш взгляд, форм организации работы с родителями является наставничество и сотворчество детей и родителей, которое проходит у нас в рамках клуба «Счастливая семья».
Наставничество, направленное на передачу родительского опыта от одного поколения к другому, становится эффективным средством сплочения родительского коллектива. Процесс наставничества затрагивает интересы четырёх субъектов взаимодействия: воспитанника, самого наставника, родителей и педагогического коллектива.
Как научить детей беречь и любить то, что имеешь, свой дом, свою семью, свой род, свою семейную историю? Как воспитать в них умение быть человеком не на словах, а на деле? Как научить проявлять уважение к труду предков, сохранивших для них и этот мир, и эту страну? Как научить быть достойными их памяти?
Ни для кого не секрет, что умения закладывается не только и не столько в детском саду, в школе, сколько в семье. От того, насколько патриотично настроены мать и отец, во многом зависит, каким будет ребенок.
Поэтому в нашем дошкольном учреждении, в рамках клуба «Счастливая семья», определены родители-наставники, которые делятся своим опытом с более молодыми родителями.
Семейные наставники рассказывают на своих примерах, как научить ребенка любить природу, свой родной край, как можно интересно провести выходной день с ребёнком, какие достопримечательности родного края посетить, как научить ребенка уважать старших на примере своей семьи и пр.
Ведь дети на долгие годы запоминают свои прогулки с родителями в ближайший лес, в поле, на озеро, полные ярких впечатлений и переживаний. Эти прогулки и зажигают в душе ребенка первую искру большой любви к родной природе и своей стране.
Семейные праздничные вечера, шествие со взрослыми по нарядной площади на праздничный салют – все это вызывает у детей те особые, светлые чувства, которые запечатлеваются на всю жизнь.
15 слайд:
Немаловажную роль в патриотическом воспитании детей мы отводим и традициям нашей группы: «Семейная мастерская», «Выставки к значимым событиям», «День именинника».
Родители и дети принимают активное участие в Ярмарках, организованных в ДОУ: проявляют мастерство и фантазию в изготовлении поделок, приготовлении блюд, в выставке бабушкиных блюд «Что едали наши деды».
Совместно с родителями были изготовлены лэпбуки "Россия - знаем, любим, гордимся" по патриотическому воспитанию, которые помогают педагогам познакомить ребят с символами нашей страны и интересными фактами про каждый из них. Лэпбуки вы можете увидеть на представленной здесь выставке.
16 слайд:
Самым эффективным решением проблемы патриотического воспитания явилось проведение просветительской работы молодых родителей через детей. Организация совместных творческих домашних заданий как: придумывание и изображение герба своей семьи, рисование карты микрорайона, в котором живут, сбор материала о родном поселке, городе, выращивание комнатных цветов для группы и др.- все это помогло по-новому взглянуть молодым родителям на свою малую родину и многое о ней узнать.
17 слайд:
Традиционными в ДОУ стали проведение таких мероприятий:
- как Смотр строя и песни для старших дошкольников, где дети учатся азам участия в параде, тренируются в строевой подготовке, исполнению строевых песен, куда обязательно приглашаются родители, которые принимают участие в спортивных эстафетах, приуроченных к данному мероприятию.
18 слайд:
- 9 мая — День Победы — святой для каждого из нас праздник и мы, сегодняшние граждане страны, обязаны передать память о Победе, сами традиции празднования Дня Победы будущим поколениям.
В нашем детском саду ежегодно проходят мероприятия, посвященные празднованию Дня Победы. Предварительно с детьми в группах проводятся занятия, беседы о подвигах советских людей, оформляются выставки «Бессмертный полк», «Дети войны» и пр.
- Наши дети принимают участие в акции «Георгиевская ленточка», в изостудии «Аленький цветочек» они сами делают такие ленточки, а потом раздают их родным и близким, а также на площади в День Победы ветеранам ВОВ.
19 слайд:
- Воспитывая любовь к родному Отечеству, нельзя забывать об его защитниках. Папы наших воспитанников делятся своими воспоминаниями о службе в рядах Вооруженных силах России, принимают активное участие в совместных спортивных праздниках.
20 слайд:
На протяжении многих лет, наш детский сад, решает задачу по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников в тесном сотрудничестве с социумом. Это взаимодействие можно представить в виде модели воспитательно-образовательной работы по нравственно-патриотическому воспитанию детей.
Данные учреждения оказывают не только методическую поддержку, но и принимают активное участие в проведении экскурсий для детей, что позволяет расширить возможности нашего сада.
21 слайд:
Занятия на базе краеведческого музея помогают расширять представления дошкольников об окружающем мире, формируют умение выполнять элементарные исследовательские действия. В нашем детском саду тоже создан музей «Русская изба».
Работники детской библиотеки приглашают наших дошкольников на различные мероприятия, подготовленные сотрудниками библиотеки. Тесное взаимодействие дошкольного учреждения с социумом позволяет добиться эффективного педагогического воздействия
22 слайд:
Мы считаем, что проведение совместных мероприятий с родителями и детьми рациональны: родители становятся единомышленниками в воспитании юного гражданина, прислушиваются к советам и рекомендациям педагогов, обращаются за помощью, активны во всех наших начинаниях, а дети все более раскрываются перед нами.
В результате вовлечения родителей в совместную деятельность с детьми, они изменили своё отношение к национальным и общечеловеческим ценностям. У них появился интерес к своей генеалогии, к исследованию национальных сословных, профессиональных корней. Родители, вместе с детьми, обогатили и расширили свои знания о родном городе, о природе родного края, о традициях русского народа, о жизни людей в старину.
Таким образом, сила примера родителей в формировании истинного патриота Родины очень велика.
Все чем славится настоящая семья – нравственные формы поведения, любовь к отечеству, святое отношение к его культурным и духовным ценностям, гражданские чувства – все это должно быть передано детям в наследство. А мы, образовательные организации потом добавим и отшлифуем качества, необходимые настоящему человеку-патриоту.
Ведь мы хотим, чтобы наши воспитанники и их родители поняли, что десятки и сотни нитей духовно соединяют их со своей малой родиной – Майной. Мы пытаемся через художественную деятельность сделать эти духовные связи видимыми и ощущаемыми для наших детей.
23 слайд: Спасибо за внимание!
Предварительный просмотр:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Опыт работы по теме: "Нравственно-патриотическое воспитание средствами декоративно - прикладного искусства".
Воспитание подрастающего поколения включает, как основную задачу - патриотическое воспитание у детей. У детей формируется чувство гордости за Отечество, дружбы между народами и национальностями, насел...
Опыт работы по теме: "Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста"
Опыт работы по теме: "Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста"...
Опыт работы по теме: «Нравственно – патриотическое воспитание детей младшего дошкольного возраста».
Опыт работы по нравственн- патриотическому воспитанию детей младшего дошкольного возраста....
опыт работы по теме "Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста через проектную деятельность"
В данной работе раскрыта тема нравственно патриотического воспитания дошкольников, представлена модель работы по дпнной теме....
Опыт работы на тему: нравственно-патриотическое воспитание дошкольников.
Опыт работы на тему: нравственно-патриотическое воспитание дошкольников....
Опыт работы по теме: «Нравственно-патриотическое воспитание средствами декоративно - прикладного искусства».
Воспитание подрастающего поколения включает, как основную задачу - патриотическое воспитание у детей. У детей формируется чувство гордости за Отечество, дружбы между народами и национальностями, насел...
Методическая разработка: ОПЫТ РАБОТЫ НА ТЕМУ: «Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников через ознакомление с родным городом».
laquo;Патриотизм – это и преданность своему Отечеству, и стремление сделать все возможное, чтобы сохранить культурную самобытность каждого народа, входящего в состав России»....