ВЫСТУПЛЕНИЕ НА НАУЧНО – МЕТОДИЧЕСКОМ СЕМИНАРЕ: «СПЕЦИФИКА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВОСПИТАТЕЛЯ В ДОУ» ТЕМА: «НРАВСТВЕННО – ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ ЧЕРЕЗ ОЗНАКОМЛЕНИЕ С ПРИРОДОЙ РОДНОГО КРАЯ»
статья
ВЫСТУПЛЕНИЕ
НА НАУЧНО – МЕТОДИЧЕСКОМ СЕМИНАРЕ: «СПЕЦИФИКА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВОСПИТАТЕЛЯ В ДОУ»
ТЕМА: «НРАВСТВЕННО – ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ
ЧЕРЕЗ ОЗНАКОМЛЕНИЕ С ПРИРОДОЙ РОДНОГО КРАЯ»
Скачать:
Предварительный просмотр:
Управление образования
администрации Сергиево-Посадского муниципального района
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
« Детский сад комбинированного вида № 30 »
141300, Московская область, г. Сергиев Посад, ул. Толстого 3-А
Тел. 8(496) 540-65-58, факс 8(496)540-65-58
Email: dou301960@ yandex. ru
\
ВЫСТУПЛЕНИЕ
НА НАУЧНО – МЕТОДИЧЕСКОМ СЕМИНАРЕ: «СПЕЦИФИКА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВОСПИТАТЕЛЯ В ДОУ»
ТЕМА: «НРАВСТВЕННО – ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ
ЧЕРЕЗ ОЗНАКОМЛЕНИЕ С ПРИРОДОЙ РОДНОГО КРАЯ»
ПОДГОТОВИЛИ: ВОСПИТАТЕЛИ ПЕРВОЙ КВАЛИФИКАЦИОННОЙ КАТЕГОРИИ:
МАХОВА ЕЛЕНА АЛЕКСАНДРОВНА,
БУЙЛОВА СВЕТЛАНА СЕРГЕЕВНА,
СТАРШИЙ ВОСПИТАТЕЛЬ - НЕЖДАНОВА ЗОЯ АСМАНОВНА
Г. СЕРГИЕВ ПОСАД
8 НОЯБРЯ 2016г.
«Мир, окружающий ребенка - это, прежде всего мир природы с безграничным богатством явлений,
с неисчерпаемой красотой.
Здесь, в природе, вечный источник детского разума»,
так писал о роли природы в жизни ребенка известный педагог
Василий Андреевич Сухомлинский
Дошкольное детство – начальный этап становления человеческой личности. Именно в этот период закладываются основы личностной культуры, соизмеримой с общечеловеческими духовными ценностями, основы нравственного воспитания.
Одно из проявлений патриотизма – любовь к природе. Это сложное чувство включает эмоциональную отзывчивость, устойчивый интерес к природе и желание охранять и преумножать природные богатства.
Впечатления от родной природы, полученные в детстве, запоминаются на всю жизнь и часто влияют на отношение человека к природе, к Родине. Понимание Родины у дошкольников тесно связано с конкретными представлениями о том, что им близко и дорого. Научить чувствовать красоту родной земли, красоту человека, живущего на этой земле, воспитать любовь к родным местам, ко всему, что окружает ребенка с детства,- одна из главных задач педагога.
Патриотическое воспитание дошкольников на основе формирования экологического сознания предполагает проведение непосредственно-образовательной деятельности, различных видов совместной и самостоятельной деятельности детей в комплексе. Работа в этом направлении способствует достижению планируемых результатов освоения основной общеобразовательной программы по формированию интегративных качеств личности ребенка в соответствии с ФГОС.
Занятия по ознакомлению с природой родного края успешно проводятся с учетом интеграции образовательных областей:
- «социально – коммуникативное развитие» – здесь решаются задачи не только нравственного, но и трудового воспитания;
- во время проведения целевых прогулок, экскурсий в природу (это может быть ближайший к детскому саду сквер, городской парк, лесополоса) решаются при этом задачи «физического развития дошкольников», обеспечивается необходимая познавательная и двигательная активность и способствует сохранению и укреплению здоровья дошкольников,
- любое занятие по ознакомлению с природой проводится в виде беседы, диалога с дошкольниками, где дети могут высказывать свои предположения, мысли, а еще мы считаем, что занятие будет более интересным, если в него будут включено художественное слово – это могут быть отрывки из литературных произведений, стихи – все это помогает нам решать задачи «речевого развития».
- Свои впечатления дети с огромным удовольствием переносят в рисунки, аппликацию, например «Золотая Осень», «Прогулка по городскому парку» и т.д. при этом решаются задачи «художественно – эстетического развития»;
При организации работы по патриотическому воспитанию на основе позитивного отношения к природе важно учитывать региональный компонент (ближайшее природное окружение и экологическую ситуацию в регионе). Во всех видах образовательной деятельности при ознакомлении с природой обязательные общие темы чередуются с региональными. Педагогически осмысленное приобщение детей дошкольного возраста к знаниям о родном крае, национальной культуре способствует развитию национального самосознания, формированию чувства гордости за свою малую Родину и привязанности к ней.
У нас самая разнообразная флора и фауна, которая позволяет осуществлять краеведческую и экологическую работу, проводить наблюдения за живой и неживой природой. Места богаты историческими, этнографическими памятниками и интересным географическим расположением. Поэтому важно показать ребёнку экологические закономерности, особенности взаимоотношений человека и природы на примерах своего региона. Впечатления о родной природе, полученные в детстве оставляют неизгладимый след в душе ребенка, а иногда определяют интересы и симпатии человека на всю жизнь.
При ознакомлении дошкольников с природой родного края, перед педагогом стоят следующие задачи:
- Воспитание интереса к родной природе, эмоционально-положительного отношения к ней, желания больше узнать о природе родного края;
- Воспитание бережного отношения к природе, стремления к созиданию, желания трудиться на благо другим людям, чтобы сделать свой родной край еще красивее;
- Пробуждать в душе каждого ребенка чувство ответственности за судьбу природы родного края, активизировать личное участие в его охране.
В работе с детьми дошкольного возраста мы опираемся на общие дидактические принципы дошкольной педагогики и применяем разнообразные виды детской деятельности.
Для ознакомления дошкольников с родной природой в нашем детском саду создана соответствующая развивающая предметная среда:
- «Экологические уголки», в которых представлена справочная литература о природе, обитателях Подмосковья, карта региона; подобран иллюстративный фотоматериал, видео и аудиоматериалы;
- мини лаборатория, в которой собраны и представлены образцы полезных ископаемых нашего края для детского экспериментирования;
- костюмы, маски, атрибуты для театрализованных инсценировок экологических сказок;
- территория детского сада засаженная различными породами деревьев и кустарников, позволяющая знакомить дошкольников с разнообразным миром растений, а также проведения регуляторных наблюдений в любое время года;
В нашем детском саду выработана система воспитательно-образовательной работы с дошкольниками на основе организаций различных тематических экологических акций и проектов, такие как: «Синичкин день», «Птичья столовая», «Богатства леса», «Украсим свой сад цветами…», «Мир природы родного края» и др. дети знакомятся с полезными ископаемыми, природоохранной деятельностью человека, получают в увлекательной форме самые разнообразные знания о родной природе, её красоте. Успешно ежегодно проходит акция «Зелёная ёлочка – живая иголочка» – против вырубки елей перед Новым годом. Дети вместе с родителями и воспитателями принимают активное участие в конкурсах поделок, рисунков в защиту хвойных деревьев.
Принимая участие в акции «Чистый город», дети вместе с взрослыми участвовали в благоустройстве территории детского сада. С этой целью была проведена информационно-просветительская работа о необходимости поддержания чистоты и красоты окружающей среды.
Тема родной природы является для ребенка полем для проявления творчества, инициативы, самостоятельности. Самые яркие проявления детских талантов раскрываются в конкурсах чтецов на тему: «Я люблю тебя мой край», «Подмосковье - Родина моя!»; в тематических досугах и развлечениях: «Берёзка белоствольная», «Путешествие по Родному краю», «Широкая Масленица».
Работа по формированию любви к родному краю и бережному отношению к природе проводится в тесной связи с родителями. Консультации для родителей на тему «Великий учитель – природа» убедила их в том, что воспитать ребенка, любящего свой край и его природу, это главная, а не второстепенная задача в воспитании. В основу работы положена модель «Родители – ребенок – воспитатель». В ней рассматриваются нетрадиционные подходы совместной деятельности: совместное проведение выходных дней на природе; совместная подготовка к праздникам; родительские собрания в форме круглого стола и деловой игры; экологические КВН семейных команд, совместные посещения музея.
И в заключении нам хочется сказать, что каждому человеку необходимо знать родную природу, историю и культуру народа, к которому он принадлежит, свое место в окружающем мире. Но и этого мало. Чтобы быть уверенным, что детям и внукам будет хорошо в будущем, надо уметь уважать себя и учить этому других. Если целостность этого процесса нарушится, будут потеряны ориентиры развития, разрушатся связи между поколениями и поэтому очень важно привить именно эти непреходящие человеческие ценности. Можно сказать, что экология природы положительно воздействует на экологию человеческой души.
И свое выступление нам хочется закончить словами замечательного русского писателя М. Пришвина, который в свое время жил в наших краях: «Охранять природу – значит охранять Родину».
Список литературы:
1. Рыжова Н.А. Экологическое образование в детском саду. М.: Карапуз, 2000;
2. Рыжова Н.А. Наш дом — природа. М.: Карапуз, 2005;
3. О.В. Дыбина Предметный мир как средство формирования творчества детей;
4. - Маханева М. Д. Нравственно-патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста. – Москва, 2005;
5. Алешина Н.В. Патриотическое воспитание дошкольников. М. 2004г;
6. Рыбакова И. Ознакомление с родным городом как средство патриоти -ческого воспитания (Дошкольное воспитание 2003г. №6);
- Алёшина Н. В. «Знакомим дошкольников с родным городом» М:.
ТЦ Сфера,1999г. -122с;
- Алёшина Н. В. «Патриотическое воспитание дошкольников»
М:. ЦГЛ, 2004г. -156 с;
- Рыбалкова И. «Ознакомление с родным городом как средство патриотического воспитания» Дошкольное воспитание, 2003г. №6 с. 45-55;
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Сообщение из опыта работы на тему : «Методы и приемы работы с детьми по нравственно-патриотическому воспитанию при ознакомлении дошкольников с родным краем»
Опыт работы по патреотическому воспитанию,методы и приемы по ознакомлению дошкольников с родным краем...
"Воспитание у дошкольников нравственно-патриотических чувств через ознакомление с природой родного края"
Формирование любви к Родине через любовь к природе родного края – одно из средств воспитания патриотичесих чувств у ребенка. Чувство патриотизма...
Конспект итогового занятия «Что мы знаем об осени?» по нравственно – патриотическому воспитанию через ознакомление с природой родного края во второй младшей группе.
Занятие поможет систесатизировать знания детей об осени, изменениях происходящих в природе и жизни любей и животных родного края....
Конспект итогового занятия «Зимушка – зима!» по нравственно – патриотическому воспитанию через ознакомление с природой родного края во второй младшей группе.
Конспект поможет систематизировать знания детей о зиме, изменениях происходящих в природе и жизни животных, птиц родного края....
Конспект итогового занятия «Что такое весна?» по нравственно – патриотическому воспитанию через ознакомление с природой родного края во второй младшей группе
Занятие поможет систематизировать знания детей о весне,изменениях происходящих в природе и жизни животных, птиц родного края....
Конспект итогового занятия «Что мы знаем о лете?» по нравственно – патриотическому воспитанию через ознакомление с природой родного края во второй младшей группе.
Занятие поможет систематизировать знания детей о лете, изменениях происходящих в природе и жизни животных родного края....
План по самообразованию на 2023-2024 г.г. Тема «Нравственно – патриотическое воспитание старших дошкольников через экологию родного края
Образовательные области: познавательное развитие, речевое развитие...