ВЫСТУПЛЕНИЕ НА НАУЧНО – МЕТОДИЧЕСКОМ СЕМИНАРЕ: «СПЕЦИФИКА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВОСПИТАТЕЛЯ В ДОУ» ТЕМА: «НРАВСТВЕННО – ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ ЧЕРЕЗ ОЗНАКОМЛЕНИЕ С ПРИРОДОЙ РОДНОГО КРАЯ»
статья

Махова Елена Александровна

ВЫСТУПЛЕНИЕ

НА НАУЧНО – МЕТОДИЧЕСКОМ СЕМИНАРЕ: «СПЕЦИФИКА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВОСПИТАТЕЛЯ В ДОУ»

 

ТЕМА: «НРАВСТВЕННО – ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ

ЧЕРЕЗ ОЗНАКОМЛЕНИЕ С ПРИРОДОЙ РОДНОГО КРАЯ»

 

 

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Управление образования

администрации Сергиево-Посадского муниципального района

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

« Детский сад комбинированного вида № 30 »

141300, Московская область, г. Сергиев Посад, ул. Толстого 3-А

Тел.    8(496) 540-65-58, факс 8(496)540-65-58

Email: dou301960@ yandex. ru

\

ВЫСТУПЛЕНИЕ

НА НАУЧНО – МЕТОДИЧЕСКОМ СЕМИНАРЕ: «СПЕЦИФИКА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВОСПИТАТЕЛЯ В ДОУ»

ТЕМА: «НРАВСТВЕННО – ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ

ЧЕРЕЗ ОЗНАКОМЛЕНИЕ С ПРИРОДОЙ РОДНОГО КРАЯ»

ПОДГОТОВИЛИ:                                                                                                                           ВОСПИТАТЕЛИ ПЕРВОЙ КВАЛИФИКАЦИОННОЙ КАТЕГОРИИ:

МАХОВА ЕЛЕНА АЛЕКСАНДРОВНА,

БУЙЛОВА СВЕТЛАНА СЕРГЕЕВНА,

СТАРШИЙ ВОСПИТАТЕЛЬ - НЕЖДАНОВА ЗОЯ АСМАНОВНА  

                                                                                                                                                                                                   

Г. СЕРГИЕВ ПОСАД

8 НОЯБРЯ 2016г.

«Мир, окружающий ребенка -  это, прежде всего мир природы с безграничным богатством явлений,

с неисчерпаемой красотой.

Здесь, в природе, вечный источник детского разума»,

так писал о роли природы в жизни ребенка  известный педагог

Василий Андреевич Сухомлинский     

 

    Дошкольное детство – начальный этап становления человеческой личности. Именно в этот период закладываются основы личностной культуры, соизмеримой с общечеловеческими духовными ценностями, основы нравственного воспитания.

   Одно из проявлений патриотизма – любовь к природе. Это сложное чувство включает эмоциональную отзывчивость, устойчивый интерес к природе и желание охранять и преумножать природные богатства.    

     Впечатления от родной природы, полученные в детстве, запоминаются на всю жизнь и часто влияют на отношение человека к природе, к Родине. Понимание Родины у дошкольников тесно связано с конкретными представлениями о том, что им близко и дорого. Научить чувствовать красоту родной земли, красоту человека, живущего на этой земле, воспитать любовь к родным местам, ко всему, что окружает ребенка с детства,- одна из главных задач педагога.

      Патриотическое воспитание дошкольников на основе формирования экологического сознания предполагает проведение непосредственно-образовательной деятельности, различных видов совместной и самостоятельной деятельности детей в комплексе. Работа в этом направлении способствует достижению планируемых результатов освоения основной общеобразовательной программы по формированию интегративных качеств личности ребенка в соответствии с ФГОС.

     Занятия по ознакомлению с природой родного края успешно проводятся с учетом интеграции образовательных областей:

  • «социально – коммуникативное развитие» – здесь решаются задачи не только нравственного, но и трудового воспитания;
  • во время проведения целевых прогулок, экскурсий в природу (это может быть ближайший к детскому саду сквер, городской парк, лесополоса) решаются при этом задачи «физического развития дошкольников», обеспечивается необходимая познавательная и двигательная активность и способствует сохранению и укреплению здоровья дошкольников, 
  • любое занятие по ознакомлению с природой проводится в виде беседы, диалога с дошкольниками, где дети могут высказывать свои предположения, мысли, а еще мы считаем, что занятие будет более интересным, если в него будут включено художественное слово – это могут быть отрывки из литературных произведений, стихи – все это помогает нам решать задачи  «речевого развития».
  •  Свои впечатления дети с огромным удовольствием переносят в рисунки, аппликацию, например «Золотая Осень», «Прогулка по городскому парку» и т.д. при этом решаются задачи «художественно – эстетического развития»;

      При организации работы по патриотическому воспитанию на основе позитивного отношения к природе важно учитывать региональный компонент (ближайшее природное окружение и экологическую ситуацию в регионе). Во всех видах образовательной деятельности при ознакомлении с природой обязательные общие темы чередуются с региональными. Педагогически осмысленное приобщение детей дошкольного возраста к знаниям о родном крае, национальной культуре способствует развитию национального самосознания, формированию чувства гордости за свою малую Родину и привязанности к ней.

   У нас самая разнообразная флора и фауна, которая позволяет осуществлять краеведческую и экологическую работу, проводить наблюдения за живой и неживой природой. Места богаты историческими, этнографическими памятниками и интересным географическим расположением. Поэтому важно показать ребёнку экологические закономерности, особенности взаимоотношений человека и природы на примерах своего региона. Впечатления о родной природе, полученные в детстве оставляют неизгладимый след в душе ребенка, а иногда определяют интересы и симпатии человека на всю жизнь.

При ознакомлении дошкольников с природой родного края, перед педагогом стоят следующие задачи:

  1. Воспитание интереса к родной природе, эмоционально-положительного отношения к ней, желания больше узнать о природе родного края;
  2. Воспитание бережного отношения к природе, стремления к созиданию, желания трудиться на благо другим людям, чтобы сделать свой родной край еще красивее;
  3. Пробуждать в душе каждого ребенка чувство ответственности за судьбу природы родного края, активизировать личное участие в его охране.

В работе с детьми дошкольного возраста мы опираемся на общие дидактические принципы дошкольной педагогики и применяем разнообразные виды детской деятельности.

   Для ознакомления дошкольников с родной природой в нашем детском саду создана соответствующая развивающая предметная среда:

  • «Экологические уголки», в которых представлена справочная литература о природе, обитателях  Подмосковья, карта региона; подобран иллюстративный фотоматериал, видео и аудиоматериалы;
  • мини лаборатория, в которой собраны и представлены образцы полезных ископаемых нашего края для детского экспериментирования;
  • костюмы, маски, атрибуты для театрализованных инсценировок экологических сказок;
  • территория детского сада засаженная различными  породами  деревьев и кустарников, позволяющая знакомить дошкольников с разнообразным миром растений, а также проведения регуляторных наблюдений в любое время года;

    В нашем детском саду выработана система воспитательно-образовательной работы с дошкольниками на основе организаций различных тематических экологических акций и проектов, такие как: «Синичкин день», «Птичья столовая», «Богатства леса», «Украсим свой сад цветами…», «Мир природы родного края» и др. дети знакомятся с полезными ископаемыми, природоохранной деятельностью человека, получают в увлекательной форме самые разнообразные знания о родной природе, её красоте. Успешно ежегодно проходит акция «Зелёная ёлочка – живая иголочка» – против вырубки елей перед Новым годом. Дети вместе с родителями и воспитателями принимают  активное участие в конкурсах поделок, рисунков  в  защиту хвойных деревьев.

   Принимая участие в акции «Чистый город», дети вместе с взрослыми участвовали в благоустройстве  территории детского сада. С этой целью была проведена информационно-просветительская работа о  необходимости поддержания чистоты и красоты окружающей среды.

   Тема родной природы является для ребенка полем для проявления творчества, инициативы, самостоятельности. Самые яркие проявления детских талантов раскрываются в конкурсах чтецов на тему: «Я люблю тебя мой край», «Подмосковье - Родина моя!»; в тематических досугах и развлечениях: «Берёзка белоствольная», «Путешествие по Родному краю», «Широкая Масленица».

      Работа по формированию любви к родному краю и бережному отношению к природе проводится в тесной связи с родителями. Консультации для родителей на тему «Великий учитель – природа» убедила их в том, что воспитать ребенка, любящего свой край и его природу, это главная, а не второстепенная задача в воспитании. В основу работы положена модель «Родители – ребенок – воспитатель». В ней рассматриваются нетрадиционные подходы совместной деятельности: совместное проведение выходных дней на природе; совместная подготовка к праздникам; родительские собрания в форме круглого стола и деловой игры; экологические КВН семейных команд, совместные посещения музея.

   И в заключении нам хочется сказать, что каждому человеку необходимо знать родную природу, историю и культуру народа, к которому он принадлежит, свое место в окружающем мире. Но и этого мало. Чтобы быть уверенным, что детям и внукам будет хорошо в будущем, надо уметь уважать себя и учить этому других. Если целостность этого процесса нарушится, будут потеряны ориентиры развития, разрушатся связи между поколениями и поэтому  очень важно привить именно эти непреходящие человеческие ценности. Можно сказать, что экология природы положительно воздействует на экологию человеческой души.

   И свое выступление нам хочется закончить словами замечательного русского писателя М. Пришвина, который в свое время жил  в наших краях:  «Охранять природу – значит охранять Родину».

Список литературы:

1. Рыжова Н.А. Экологическое образование в детском саду. М.: Карапуз, 2000;

2. Рыжова Н.А. Наш дом — природа. М.: Карапуз, 2005;

3. О.В. Дыбина Предметный мир как средство формирования творчества  детей;

4. - Маханева М. Д. Нравственно-патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста. – Москва, 2005;

5.  Алешина Н.В. Патриотическое воспитание дошкольников. М. 2004г;

6.  Рыбакова И. Ознакомление с родным городом как средство патриоти -ческого воспитания (Дошкольное воспитание 2003г. №6);

  1. Алёшина Н. В. «Знакомим дошкольников с родным городом» М:.

ТЦ Сфера,1999г. -122с;

  1. Алёшина Н. В. «Патриотическое воспитание дошкольников»

 М:. ЦГЛ, 2004г. -156 с;

  1. Рыбалкова И. «Ознакомление с родным городом как средство патриотического воспитания» Дошкольное воспитание, 2003г. №6 с. 45-55;

   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Воспитание у дошкольников нравственно-патриотических чувств через ознакомление с природой родного края"

Формирование любви к Родине через любовь к природе родного края – одно из средств воспитания патриотичесих чувств у ребенка. Чувство патриотизма...

Конспект итогового занятия «Что мы знаем об осени?» по нравственно – патриотическому воспитанию через ознакомление с природой родного края во второй младшей группе.

Занятие поможет систесатизировать знания детей об осени, изменениях происходящих в природе и жизни любей и  животных родного края....

Конспект итогового занятия «Зимушка – зима!» по нравственно – патриотическому воспитанию через ознакомление с природой родного края во второй младшей группе.

Конспект поможет систематизировать знания детей о зиме, изменениях происходящих в природе и жизни животных, птиц родного края....

Конспект итогового занятия «Что такое весна?» по нравственно – патриотическому воспитанию через ознакомление с природой родного края во второй младшей группе

Занятие поможет систематизировать знания детей о весне,изменениях происходящих в природе и жизни животных, птиц родного края....

Конспект итогового занятия «Что мы знаем о лете?» по нравственно – патриотическому воспитанию через ознакомление с природой родного края во второй младшей группе.

Занятие поможет систематизировать знания детей о лете, изменениях происходящих в природе и жизни животных родного края....