Проект познавательного развития «СемьЯ» для детей второй младшей группы
проект (младшая группа)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ispravlennyy_proekt_semya_sultanova_-_kopiya.docx | 44.15 КБ |
Предварительный просмотр:
Проект
Познавательного развития
«СемьЯ»
для детей второй младшей группы
Ведение
Каждому человеку интересно узнать, откуда он происходит, кем были его предки, где его настоящая "малая Родина", «Откуда я родом?». Вопрос с виду простой, но на самом деле имеет очень глубокий смысл. Интерес к своему прошлому, своим корням, знанию того, откуда ты родом – это в крови у каждого человека. Можно привести множество примеров, когда люди отыскивают следы тех, от кого они произошли. Эти знания помогают человеку осознать и оценить себя, своё прошлое. С семьи начинается жизнь человека, здесь происходит формирование его как личности. Семья — источник любви, уважения, солидарности и привязанности, то, на чем строится любое цивилизованное общество, без чего не может существовать человек.
Актуальность создания проекта
Содержание нравственного воспитания дошкольников включает в себя решение множества задач, в том числе и воспитание любви к Родине, семье, уважительного отношения к своим родителям.
- настоящее время в нашей стране в силу многих причин ослабевают родственные связи, уходит в прошлое традиционное семейное воспитание. Именно семья является хранителем традиций, обеспечивает преемственность поколений, сохраняет и развивает лучшие качества людей. Ознакомление детей с понятием «семья» невозможно без поддержки самой семьи.
Наш проект – прекрасный повод поразмышлять о роли семьи в жизни каждого человека, о семейных традициях и их развитии в современных условиях. Работа над проектом имеет большое значение для формирования личности ребёнка, укрепления и развития детско – родительских отношений. Родители должны дать понятие ребёнку, что он часть семьи, что это очень важно. Мы, взрослые, педагоги и родители (законные представители) , должны помочь детям понять значимость семьи, воспитывать у детей любовь и уважение к членам семьи, прививать чувство привязанности к семье и дому.
Цели, задачи, ожидаемые результаты и продукты
Цель проекта: Создание условий для формирования у детей первоначальных представлений о семье.
Задачи:
- Формировать у детей представление о семье.
- Воспитывать у детей любовь и уважение к членам семьи, формировать умение детей проявлять заботу о родных людях.
- Способствовать гармонизации взаимоотношений между детьми и родителями (законными представителями) посредством вовлечению в совместную деятельность родителей (законных представителей) с ребёнком.
- Установить партнёрские отношения с семьёй посредством реализации проекта.
- Развивать познавательную активность, творческие способности, воображение, мышление, фантазию, коммуникативные навыки.
Участники проекта: воспитатели, дети второй младшей группы, родители (законные представители).
Тип проекта: долгосрочный (сентябрь 2021 по 2022 учебный год).
Ожидаемый результат:
Дети:
- называют членов семьи и семейные традиции.
- проявляют уважение и заботы ко всем членам семьи.
- понимают значимость семьи в жизни каждого человека.
Родители (законные представители):
- Повысилась педагогическая культура родителей (законных представителей).
- Установились доверительные и партнёрские отношения со всеми участниками проекта.
Обобщение проектной деятельности:
- Выставка детских творческих работ «Я и моя семья» ;
- Изготовление лэпбука на тему «Семья».
Аннотация проекта
В основу данного проекта положены следующие идеи:
В соответствии с ФГОС проект опирается на научные принципы ее построения:
- Принцип позитивности - создание поддерживающее, доброжелательной атмосферы помощи, сотрудничества.
- Принцип целостности развития – организует целостность самосознания и личности ребенка, помогает строить позитивное будущее.
- Принцип индивидуального подхода – максимальный учет психологического своеобразия и индивидуального опыта каждого ребенка.
- Принцип развития и саморазвития личности – активизация творческих возможностей, способности к самопознанию самоусовершенствованию и саморегуляции.
- Принцип признания уникальности и неповторимости личности каждого ребенка.
- Отражение принципа гуманизации в проекте означает:
- признание неограниченных возможностей развития личного потенциала каждого ребенка;
- уважение к личности ребенка со стороны всех участников образовательного процесса.
- Дифференциация и индивидуализация воспитания и обучения обеспечивает развитие ребенка в соответствии с его склонностями, интересами и возможностями. Осуществляется этот принцип через создание условий для воспитания и обучения каждого ребенка с учетом индивидуальных особенностей его развития.
Этапы реализации проекта
Реализация проекта рассчитана: с сентября по май
1 этап – Подготовительный
1.Опрос детей: «Семья глазами детей».
2.Анкетирование родителей (законных представителей).
3.Определение цели и задачи проекта.
4.Создание необходимых условий для реализации проекта.
5.Обсуждение проекта с родителями (законными представителями), выяснение возможностей, средств, необходимых для реализации проекта, определение содержания деятельности всех участников проекта.
Перспективный план
Этапы | Содержание | Сроки |
1 этап Подготовительный | Опрос детей: «Семья глазами детей». Анкетирование родителей (законных представителей). | Сентябрь |
2 этап Основной | Работа с детьми: Рассказывание русской народной сказки «Колобок». Рассматривание иллюстраций к сказке «Колобок» Фотогазета «Овощи с огорода бабушки и дедушки» | 2 сентября 3 сентября 17 сентября |
Сотрудничество с семьями воспитанников:Консультации: «Этика поведения ребёнка в детском саду, или что должны знать родители, когда «идут в садик»,Выставка- конкурс «Чудесные превращения овощей и фруктов» | Сентябрь | |
Работа с детьми: Чтение сказки «Волк и семеро козлят». Рассматривание иллюстраций к сказке «Волк и семеро козлят ». Дидактическая игра «Кто, кто в теремочке живет?». Конструирование: «Загородка для животных из кирпичиков у бабушки в деревне». Рисование: «Цветные ниточки для бабушки». «Знакомство детей с куриным семейством». «Знакомство детей с коровьим, козьим, лошадиным семейством». | 1 октября 6 октября 11 октября 14 октября 15 октября 22 октября | |
Сотрудничество с семьями воспитанников Консультации: «Воспитание самостоятельности», «Хвалить или ругать», «Роль семьи в воспитании детей!». | Октябрь | |
Работа с детьми: «Знакомство детей с понятием «Дом» Рисование: «Разноцветные шары для мамы». Лепка: «Баранки для дедушки» Игра – инсценировка «Моя семья». Аппликация: «Разноцветный коврик для мамы (шарики и кубики)». | 5 ноября 12 ноября 15 ноября 19 ноября 26 ноября | |
Сотрудничество с семьями воспитанников: Консультации: «Что за прелесть эти сказки!», «Ошибки семейного воспитания» Фотовыставка «Мамочка, милая моя!» | Ноябрь | |
Работа с детьми: Лепка: «Погремушка для братика» | 20 декабря | |
Сотрудничество с семьями воспитанников: Консультации: «Роль отца в семейном воспитании». Конкурс самоделок «Волшебные снежинки» | Декабрь | |
Работа с детьми: Чтение русской народной сказки «Гуси- лебеди». Рассматривание иллюстраций к сказке «Гуси-лебеди» | 14 января | |
Сотрудничество с семьями воспитанников: Консультация: «Роль игры в семье» Выставка физ.оборудование своими руками | Январь | |
Работа с детьми: Рисование: «Красивая тележка для папы». Чтение К.Ушинский «Петушок с семьёй». Рассматривание иллюстраций к сказке «Петушок с семьей» Беседа: «Я и мой папа», «Папы разные нужны, папы всякие важны…», «Папы Защитники нашей страны…». Конструирование: «Гараж для папы». | 3 февраля 13 февраля 14 февраля 11 февраля 18 февраля 21 февраля | |
Сотрудничество с семьями воспитанников: Консультации: «Отец - как воспитатель» Итоговое мероприятие: Фотогазета «Самый лучший папа мой!». | Февраль | |
Работа с детьми: Чтение стихотворения И. Косякова «Все она». Дидактическое упражнение «Очень мамочку люблю, потому что...». Беседа: «Мамы есть у всех». «Я и моя мама». «Вот так мама, золотая прямо». | 3 марта 4 марта 11 марта 18 марта | |
Сотрудничество с семьями воспитанников: Консультации: «Мамы разные нужны». Итоговое мероприятие: Фотовыставка «Мамочка любимая моя!» Весенний праздник «8 Марта». | Март Март | |
Работа с детьми: Рисование: « Автомобиль для дедушки». Чтение сказки «Гуси-лебеди» Рассматривание иллюстраций к сказке «Гуси-лебеди» | 8 апреля 11 апреля | |
Сотрудничество с семьями воспитанников: Консультации: «Развивающая предметная среда дома для детей дошкольного возраста», «Воспитание ребенка начинается в семье» | Апрель | |
Работа с детьми: Практическая деятельность «Посадка семян на грядке для бабушки». | Май | |
Сотрудничество с семьями воспитанников: Консультации: «Безопасность детей – забота взрослых», «Мои родные защищали Родину». Итоговое мероприятие: «Вот какие малыши, полюбуйтесь от души» фотоальбом о детях группы | Май | |
Чтение художественной литературы: | ||
«Сестрица Алёнушка и братец Иванушка» | Сентябрь-Май | |
«Гуси-лебеди» | ||
«Синяя чашка» М. Матвеева | ||
«Теплый хлеб» К. Паустовский | ||
«Сказка об умном мышонке» С. Маршак | ||
«Цветик-семицветик» В. Катаев | ||
«Мамина работа» Е. Пермяк | ||
«Чем пахнут ремесла» Д.Родари | ||
«Мамина дочка» В.Белов | ||
«Косточка» К.Ушинский | ||
«Старый дед и внучек» Л.Толстой | ||
«Как Вовка бабушек выручил» А.Барто | ||
«У бабушки дрожат руки» В.Сухомлинский | ||
Чтение стихотворений, разучивание песен на тематику | ||
«Разговор с дочкой», «Мама» А. Барто | Сентябрь-Май | |
«Мама» К. Ибряев | ||
«Мама», «Моя мамочка» Я. Ким | ||
«А что у вас» С. Михалков | ||
«Посидим в тишине» Е. Благинина | ||
«Купание», «Младший брат» А. Барто | ||
«Маму поздравляют малыши» | ||
Л. Миронова | ||
«Яблочко румяное» Е. Стеквашова | ||
«Мамин портрет» Г. Виеру | ||
Рассматривание иллюстраций | ||
«Семья», «Петушиная семья», «Папина работа», | Сентябрь-Май | |
«Мама - повар». | ||
Опрос детей «Что я знаю о семье?» | ||
Рассматривание фотографий членов | ||
семьи, семейных альбомов. | ||
Дидактические игры: | ||
«Кем быть?» | ||
«Сложи картинку» | ||
«Определи возраст» | ||
«Закончи предложение» | ||
«Кто старше?» | ||
«Кто младше?» | ||
Сюжетно-ролевые игры | ||
«Семья», «Больница», «Магазин», | ||
«Будем заваривать чай», «Уложить куклу Машу спать», «Шофёр везёт груз». | ||
Беседы | ||
«Формирование навыков безопасного поведения детей дома», | Сентябрь-Май | |
«Как я помогаю дома», | ||
«Совместный труд ребенка и взрослого». | ||
Домашний игровой уголок, его безопасность» «Как я помогаю родителям». | ||
3 этап Заключительный | Опрос детей: «Семья глазами детей». | Май |
Методический продукт - «Презентация проекта «Моя семья» | май |
2 этап – Основной
План реализации проекта
- Внедрение в воспитательно-образовательный процесс эффективных методов и приемов по расширению знаний дошкольников о семье и ее традиции.
- Консультации для родителей (законных представителей):
- Совместное изготовление атрибутов для сюжетно - ролевых игр: «Семья», «Больница», «Магазин», «Парикмахерская».
- Выставки по теме проекта.
- Разработка и накопление методических материалов, разработка рекомендаций по проблеме.
3 этап – заключительный
- Систематизация и обобщение материала по реализации проекта.
- Родительское собрание «Моя семья - что может быть дороже».
- Презентация проекта «Моя семья».
4 этап - ПРОДУКТ ПРОЕКТА.
Фотовыставка (использование фотоматериала по проекту) «СемьЯ».
Ресурсное обеспечение проекта
Нормативно-правовые ресурсы:
- Федеральным законом от 29.12. 2012 г № 273 – ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
- Устав Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения – детского сада №5 города Агрыз Агрызского муниципального района Республики Татарстан;
- Концепция содержания непрерывного образования (дошкольное и начальное звено);
- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17 октября 2013 г. N 1155 г. Москва "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования"
Кадровые ресурсы:
Для работы в проекте привлекаются:
Воспитатели: Султанова Людмила Энгельсовна, первой квалификационной категории, образование - высшее, стаж работы 20лет;
Критерии оценивания проекта
1.Удовлетворённость родителей (законных представителей) результатом работы группы (отзыв родителей);
2. Информированность родителей об организации воспитательно - образовательного процесса дошкольника.
Результаты проекта.
Данная деятельность интересна, доступна, эмоционально привлекательна детям, педагогам, родителям (законным представителям) , что доказывается положительной динамикой в развитии детей.
Результатом нашей деятельности стало расширение представлений детей о семье, о родственных отношениях, о социальных ролях в семье, а также повышение уровня эмоциональной отзывчивости у детей на состояние близких людей, проявление к ним сочувствия, сострадания.
Литература:
- .Комплексные занятия по программе «От рождения до школы» под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. Вторая младшая группа / авт сост. О.П. Власенко [и др.]. – Волгоград: Учитель, 2011. – 292 с.
- Бондаренко А.К. Дидактические игры в детском саду. – М.: Просвещение, 1985.
- Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н.Е.Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой.
- Гербова.В.В.. Развитие речи в разновозрастной группе детского сада 2-4 года.
- Ушакова О.С. Теория и практика развития речи дошкольника. - М.: ТЦ Сфера, 2008.
- Ушакова О.С., Струнина Е.М. Развитие речи детей: Программа. Методические рекомендации. Конспекты занятий. Игры и упражнения. - М.: Вентана-Граф, 2008.
- Зверева О.Х., Кротова Т.В., «Общение педагога с родителями в ДОУ»: -М.: Т.Ц. Сфера, 2005.
- Свирская Л., «Работа с семьей: необязательные инструкции»: -М.: Линка- Пресс, 2007.
- Козлова А.В., Дешулина Р.П. «Работа с семьей»: -М.: Т.У. Сфера, 2004.
- Колентьева О., Калемуллина С., «Праздники в детском саду»: -М.: Просвещение, 2001.
- Шорыгина «Беседы об этикете с детьми 3-8лет».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Интегрированная НОД (познавательн-речевое развитие) для детей второй младшей группы на тему «Пересказ русской народной сказки «Кот, петух и лиса».
Виды детской деятельности: игровая, коммуникативная, восприятие художественной литературы, познавательно-исследовательская, музыкально-художественная. Цели: учить детей правильно отвечать на вопросы...
НОД по познавательно-исследовательской деятельности для детей второй младшей группы
"Зимушка- зима в гости к нам пришла"...
Познавательно-творческий проект «Путешествие по сказкам» для детей второй младшей группы
Актуальность применения сказок, связана с тем, что сегодня стали незаслуженно забываться наиболее эффективные и проверенные способы и средства воспитания детей. Сказки представляют собой одно из самых...
Конспект НОД по познавательно-речевому развитию для детей второй младшей группы «В гости к бабушке»
Обогащать знания детей по теме «Домашние животные» для повышения уровня восприятия знаний. Активизировать словарь по теме «Домашние животные»; формировать умение узнавать животных по части изображения...
Творческий познавательно – исследовательский проект Тема: «Краски осени!» для детей второй младшей группы
Есть время года, которое привлекает почти всех своей таинственностью, непохожестью. Это осень. О ней слагают песни, о ней пишут стихи и музыку.В современном мире обучения и развития дошкольников поста...
Познавательно-игровой проект «Секрет дорожных знаков» для детей второй младшей группы
В наши дни, когда мир находится на грани экологической катастрофы, экологическое воспитание, как никогда, является одной из актуальнейших проблем современности. Чтобы сохранить природу на планете, нуж...
Краткосрочный проект по познавательно-речевому развитию для детей второй младшей группы "Подводный мир"
Цель: Знакомство и обогащение представлений детей о подводных обитателях.Тип проекта:• социальный, познавательно-творческий;• краткосрочный;• групповой.Срок реализации проекта: 2 недели...