Познавательно-игровой проект «Секрет дорожных знаков» для детей второй младшей группы
проект по окружающему миру (младшая группа)
В наши дни, когда мир находится на грани экологической катастрофы, экологическое воспитание, как никогда, является одной из актуальнейших проблем современности. Чтобы сохранить природу на планете, нужны образованные люди. В наше время многие люди потеряли связь с природой. В итоге изменилось и поведение. Люди стали брать от природы всё, ничего не отдавая ей взамен. Человек не чувствует природы, не контактирует с ней. В дошкольном детстве закладываются основы личности, в том числе позитивное отношение к природе, окружающему миру. Детский сад является первым звеном системы непрерывного экологического образования. Поэтому формирование у детей основы культуры рационального природопользования необходимо начинать с самого раннего возраста.
Проект направлен на закрепление и углубление знаний детей о том, что вода очень нужна для всех живых существ; без неё не могут жить растения, животные, человек.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_mir_vody.odt | 94.33 КБ |
Предварительный просмотр:
СП «Детский сад №27» ГБОУ СОШ №38 г.Сызрани
Проект
«Мир Воды»
для детей второй младшей группы группы
Автор: воспитатель Решетняк О. А.
контактный телефон : 8(846)4982994
Сызрань, 2019г
Проект «Мир воды»
Вторая младшая группа
Цель проекта:
1. Развивать у детей представления о природном объекте – воде.
2. Закладывать основы экологической культуры личности, воспитывать бережное отношение к воде.
3. Поощрять проявление инициативы и любознательности с целью получения новых знаний.
Задачи проекта:
1. Подвести детей к пониманию:
- вода может находиться в жидком и твердом состояниях: при замерзании вода превращается в лед, лед в тепле тает (превращается в воду), летом идет дождь, зимой – снег, снег в тепле тает (превращается в воду);
- в воде растворяются соль, сахар, гуашь, песок – не растворяется;
- вода прозрачная, без запаха, без вкуса;
- роли воды в жизни человека, растений, животных.
2. Закрепить представления детей:
- вода бывает холодная, теплая, горячая;
- вода течет, журчит, разливается, ее можно пить, наливать, переливать.
3. Учить детей выполнять простейшие опыты, последовательно выполняя указания педагога.
4. Формировать у детей знания о том, что воду надо беречь.
5. Продолжать воспитывать интерес у детей к живой природе.
6. Воспитание экологической культуры у детей и взрослых.
Объект исследования: вода
Методы исследования: наблюдение, проведение опытов, сравнение и обобщение результатов.
Актуальность темы : В наши дни, когда мир находится на грани экологической катастрофы, экологическое воспитание, как никогда, является одной из актуальнейших проблем современности. Чтобы сохранить природу на планете, нужны образованные люди. В наше время многие люди потеряли связь с природой. В итоге изменилось и поведение. Люди стали брать от природы всё, ничего не отдавая ей взамен. Человек не чувствует природы, не контактирует с ней. В дошкольном детстве закладываются основы личности, в том числе позитивное отношение к природе, окружающему миру. Детский сад является первым звеном системы непрерывного экологического образования. Поэтому формирование у детей основы культуры рационального природопользования необходимо начинать с самого раннего возраста.
Проект направлен на закрепление и углубление знаний детей о том, что вода очень нужна для всех живых существ; без неё не могут жить растения, животные, человек.
Оборудование: дисцилированная вода, жидкое мыло ,ведёрко, тазик, стаканы, чашечки, баночки, бокалы, тарелочки, пипетки, салфетки, лёд, сахар, песок, соль, гуашь , клеёнка, фартуки, зонт, бумажные и пластмассовые кораблики, деревянные брусочки.
Участники проекта: дети второй младшей группы, их родители, воспитатели, музыкальный руководитель, младший воспитатель.
Тип проекта: Познавательно-исследовательский, творческий, краткосрочный, групповой
Планируемые результаты:
1.У детей сформируются начальные представления о воде, как источнике жизни живых организмов.
2. У детей появляются исследовательские умения, соответствующие возрасту(будут задавать вопросы природоведческого характера, устанавливать причинно-следственные связи, появится потребность получить экспериментальным путем, научиться фиксировать наблюдения, используя схемы-модели).
3.У детей сформируются знания о бережном отношении к воде и водоемам.
4. Дети приобретут экологически ценный опыт поведения и деятельности в природе.
5.Повысится воспитательная компетентность родителей в экологическом образовании дошкольников.
1. Подготовительный этап
1. Подготовка к работе педагогов.
Анализ методической литературы.
Подборка рассказов, картин, иллюстраций по теме .
«Опыты, экспериментирование для дошкольников».
Разработка перспективного тематического плана работы с детьми.
2. Сотрудничество с родителями.
Оформление информационно-просветительского материала в виде, папок-передвижек, выставление его на сайте детского сада по теме «Детское экспериментирование».
Устная консультация для родителей «Рекомендации по ознакомлению детей с водой, посетить с детьми водоемы, рассказать о водоемах».
Наглядная консультация для родителей «Вода важна для организма» (о соблюдении питьевого режима, закаливании).
Разработка рекомендаций для родителей по проведению опытов с детьми в домашних условиях.
Проведение опытов с детьми дома по теме “Чудесные превращения воды”.
Привлечение родителей к участию в мероприятиях в рамках проекта:
- Подборка иллюстраций, картин; сбор информации.
- Подбор материалов и помощь в оформлении лаборатории.
3. Подготовительная работа с детьми
- Беседа и рассматривание иллюстраций:
-Что мы знаем о воде
-Важность воды для всех живых организмов
-Что такое осадки
-Водоемы
-Бережем воду вместе
Интересные факты о воде
- Проведение опытов с разными рецептами:
-Вода это жидкость
-Очищение воды
-Вода меняет цвет
-Вода- растворитель
-Мыльные пузыри
-Плавает-тонет
- Познавательная деятельность: Просмотр презентация для детей «Волшебница вода»
-Чтение художественной литературы: Королева- вода(экологическая сказка)Н.А.Рыжова, Загадки, пословицы и поговорки о воде, «Весенние воды» Ф.И.Тютчев, «Дождик» З.Н.Александрова
-Игровая деятельность:
Подвижные игры:
«Ручеек»
«Краски и щука»
«Море волнуется раз»
Дидактические игры:
«Собери картинку»
«Доскажи словечко»
«Кому нужна вода, а кому полянка»
- Художественное творчество: Аппликация «Живые облака», рисование «Капельки»
Примерный алгоритм группового проекта
Мотивация выбора темы. Модель трех вопросов.
1. Что мы знаем?
Развивающие вопросы, которые можно задать детям:
- для чего нужны эксперименты?
- вспомнить какие опыты проводили, что в результате их узнали, что запомнилось интересное?
2. Что мы хотим узнать?
- Можно ли самим сделать опыты с водой?
- Какие вещества нужно добавить чтобы получилась разноцветная вода?
3. Что нужно сделать, чтобы узнать?
- Приобрести необходимые материалы для исследования.
- Проделать эксперименты и опыты.
- Задать свои вопросы родителям, воспитателям, вместе с ними почитать книги, посмотреть информацию в интернете.
- Рассказать друг другу о том, что узнали
2. Практический этап
Формы работы с детьми.
В интернете можно найти много опытов с водой
Итак, мы начинаем !
Опыт «Форма воды»
Какой вода формы? (Ответы детей.) Давайте проверим, так ли это. Возьмите один из лежащих на подносе предметов: стакан, колбу, воздушный шарик, резиновую перчатку, наберите в них воду. Теперь ответьте на вопрос: какой формы вода?
Вывод: у воды нет своей формы, она принимает форму сосуда.
Опыт «Прозрачность воды»
Какого цвета вода? (Ответы детей.) Давайте проверим. Наберите в стакан воды и бросьте в него камушек.
Вывод: вода прозрачная: камушек в ней хорошо виден.
Опыт «Чем пахнет вода?»
Понюхайте воду в стакане. Чем она пахнет? (Ответы детей.)
Вывод: вода не имеет запаха.
Дети переходят ко второму столу.
Опыт «Вода растворяет вещества»
Возьмите стакан с чистой водой, мерной ложкой насыпьте в него сахар, хорошо размешайте. Что сделала вода? (Растворила сахар.)
Вывод: вода растворяет в себе некоторые вещества.
Опыт «Вода окрашивается»
Возьмите стакан с водой, посмотрите и скажите, какого цвета вода в стакане? (Прозрачная.) Возьмите кисточку, обмакните её в краску и сполосните в стакане. Что произошло с водой? (Поменяла цвет, окрасилась.)
Вывод: вода окрашивается в разные цвета.
Опыт : Получение нового цвета
Вовремя этого эксперимента можно пронаблюдать процесс получения нового цвета при смешивании двух цветов: желтого и синего.
Понадобится: Три стакана, пищевые красители, две салфетки
Ход: возьмите три стакана: в первый налейте воду и добавьте синий краситель, во второй – воду и желтый краситель. Третий (пустой стакан) поставьте между стаканами с красителями. Теперь возьмите две салфетки, сверните и опустите в стаканы так, чтобы один их конец был в стакане с красителем, а второй - в пустом стакане. Начинаем следить как окрашенная вода, впитываясь в салфетки, будет переходить в пустой стакан и смешиваться. По истечении определенного времени замечаем, что в пустом стакане начала появляться вода, окрашенная в зеленый цвет. Благодаря этому эксперименту дети заинтересуются процессом смешивания красок.
3. Обобщающий этап.
Оценка реализации проекта детьми: беседа: «Что мы хотели узнать? Что мы узнали и сделали? Для чего?»
Наше предположение о том, что большие и прочные мыльные пузыри можно сделать из обычного мыла не подтвердилось. Для того чтобы пузыри были прочные в раствор нужно добавить глицерин, желатин и сахар.
Презентация продуктов деятельности.
Ожидаемые результаты.
Для детей.
-Формирование представлений детей о природном объекте воде;
-Формирование познавательного интереса;
-Обогащение словарного запаса;
-Сформированность некоторых обследовательских действий.
-воспитание бережного отношения к воде;
-Привнесение результатов работы в группе в домашние условия;
- Формируются личностные компетентности соответственно возрасту детей: познавательная активность и интерес, самостоятельность, креативность, инициатива.
Для педагогов.
Обобщение педагогического опыта, внедрение инновационных технологий и новых форм работы по детскому экспериментированию.
Повышение теоретического и профессионального уровня педагогов через овладение метода проекта в работе с детьми.
Список литературы:
О.А.Воронкевич «Добро пожаловать в экологию»
С.Н.Николаева «Экологическое воспитание»
Т.Г.Кобзеева «Организация деятельности на прогулке»
«Организация опытно-экспериментальной деятельности детей 2-7 лет»
https://nsportal.ru/detskii-sad/vospitatelnaya-rabota/2017/01/02/kartoteka-eksperimentov-s-tsvetom
ОПЫТЫ С ВОДОЙ
Опыт № 1.
«Окрашивание воды».
Цель: Выявить свойства воды: вода может быть тѐплой и холодной, некоторые вещества растворяются в воде. Чем больше этого вещества, тем интенсивнее цвет; чем теплее вода, тем быстрее растворяется вещество. Материал: Ёмкости с водой (холодной и тѐплой), краска, палочки для размешивания, мерные стаканчики. Взрослый и дети рассматривают в воде 2-3 предмета, выясняют, почему они хорошо видны (вода прозрачная). Далее выясняют, как можно окрасить воду (добавить краску). Взрослый предлагает окрасить воду самим (в стаканчиках с тѐплой и холодной водой). В каком стаканчике краска быстрее растворится? (В стакане с тѐплой водой). Как окрасится вода, если красителя будет больше? (Вода станет более окрашенной).
Опыт № 2.
«Вода не имеет цвета, но еѐ можно покрасить».
Открыть кран, предложить понаблюдать за льющейся водой. Налить в несколько стаканов воду. Какого цвета вода? (У воды нет цвета, она прозрачная). Воду можно подкрасить, добавив в неѐ краску. (Дети наблюдают за окрашиванием воды). Какого цвета стала вода? (Красная, синяя, жѐлтая, красная). Цвет воды зависит от того, какого цвета краску добавили в воду. Вывод: О чѐм мы сегодня узнали? Что может произойти с водой, если в неѐ добавить краску? (Вода легко окрашивается в любой цвет).
Опыт № 3
«Играем с красками».
Цель: Познакомить с процессом растворения краски в воде (произвольно и при помешивании); развивать наблюдательность, сообразительность. Материал: Две банки с чистой водой, краски, лопаточка, салфетка из ткани. Ход: Краски, словно радуга, Красотой своей детей радуют Оранжевые, жѐлтые, красные, Синие, зелѐные – разные! В баночку с водой добавить немного красной краски, что происходит? (краска медленно, неравномерно растворится). В другую баночку с водой добавить немного синей краски, размешать. Что происходит? (краска растворится равномерно). Дети смешивают воду из двух баночек. Что происходит? (при соединении синей и красной краски вода в банке стала коричневой). Вывод: Капля краски, если еѐ не мешать, растворяется в воде медленно, неравномерно, а при размешивании – равномерно.
Опыт № 4.
«Вода нужна всем».
Цель: Дать детям представление о роли воды в жизни растений. Ход: Воспитатель спрашивает детей, что будет с растением, если его не поливать (засохнет). Вода необходима растениям. Посмотрите. Возьмѐм 2 горошины. Одну поместим на блюдце в намоченную ватку, а вторую – на другое блюдце – в сухую ватку. Оставим горошины на несколько дней. У одной горошины, которая была в ватке с водой появился росточек, а у другой – нет. Дети наглядно убеждаются о роли воды в развитии, произрастания растений.
Опыт № 5.
«Ходит капелька по кругу».
Цель: Дать детям элементарные знания о круговороте воды в природе. Ход: Возьмѐм две мисочки с водой – большую и маленькую, поставим на подоконник и будем наблюдать, из какой мисочки вода исчезнет быстрее. Когда в одной из мисочек не станет воды, обсудить с детьми, куда исчезла вода? Что с ней могло случиться? (капельки воды постоянно путешествуют: с дождѐм выпадают на землю, бегут в ручейках; поят растения, под лучами солнышка снова возвращаются домой – к тучам, из которых когда – то пришли на землю в виде дождя.)
Опыт № 6.
«Тѐплая и холодная вода».
Цель: Уточнить представления детей о том, что вода бывает разной температуры – холодной и горячей; это можно узнать, если потрогать воду руками, в любой воде мыло мылится: вода и мыло смывают грязь. Материал: Мыло, вода: холодная, горячая в тазах, тряпка. Ход: Воспитатель предлагает детям намылить руки сухим мылом и без воды. Затем предлагает намочить руки и мыло в тазу с холодной водой. Уточняет: вода холодная, прозрачная, в ней мылится мыло, после мытья рук вода становится непрозрачной, грязной. Затем предлагает сполоснуть руки в тазу с горячей водой. Вывод: Вода – добрый помощник человека.
Опыт № 7.
«Когда льѐтся, когда капает?».
Цель: Продолжать знакомить со свойствами воды; развивать наблюдательность; закреплять знание правил безопасности при обращении с предметами из стекла. Материал: Пипетка, две мензурки, полиэтиленовый пакет, губка, розетка. Ход: Воспитатель предлагает ребятам поиграть с водой и делает отверстие в пакетике с водой. Дети поднимают его над розеткой. Что происходит? (вода капает, ударяясь о поверхность воды, капельки издают звуки). Накапать несколько капель из пипетки. Когда вода быстрее капает: из пипетки или пакета? Почему? Дети из одной мензурки переливают воду в другую. Наблюдают, когда быстрее вода наливается – когда капает или когда льѐтся? Дети погружают губку в мензурку с водой, вынимают еѐ. Что происходит? (вода сначала вытекает, затем капает).
Опыт № 8.
«В какую бутылку нальѐтся вода быстрее?».
Цель: Продолжать знакомить со свойствами воды, предметами разной величины, развивать смекалку, учить соблюдать правила безопасности при обращении со стеклянными предметами. Материал: Ванночка с водой, две бутылки разного размера – с узким и широким горлышком, салфетка из ткани. Ход: Какую песенку поѐт вода? (Буль, буль, буль). Послушаем сразу две песенки: какая из них лучше? Дети сравнивают бутылки по величине: рассматривают форму горлышка у каждой из них; погружают в воду бутылку с широким горлышком, глядя на часы отмечают, за какое время она наполнится водой; погружают в воду бутылку с узким горлышком, отмечают, за сколько минут она наполнится. Выяснить, из какой бутылки быстрее выльется вода: из большой или маленькой? Почему? Дети погружают в воду сразу две бутылки. Что происходит? (вода в бутылки набирается неравномерно)
Опыт № 9.
«Что бывает с паром при охлаждении?».
Цель: Показать детям, что в помещении пар, охлаждаясь, превращается в капельки воды; на улице (на морозе) он становится инеем на ветках деревьев и кустов. Ход: Воспитатель предлагает потрогать оконное стекло – убедиться, что оно холодное, затем трѐм ребятам предлагает подышать на стекло в одну точку. Наблюдают, как стекло запотевает, а затем образуется капелька воды. Вывод: Пар от дыхания на холодном стекле превращается в воду. Во время прогулки воспитатель выносит только что вскипевший чайник, ставит его под ветки дерева или кустарника, открывает крышку и все наблюдают, как ветки «обрастают» инеем.
Опыт № 10.
«Друзья».
Цель: Познакомить с составом воды (кислород); развивать смекалку, любознательность. Материал: Стакан и бутылка с водой, закрытые пробкой, салфетка из ткани. Ход: Стакан с водой на несколько минут поставить на солнце. Что происходит? (на стенках стакана образуются пузырьки – это кислород). Бутылку с водой изо всех сил потрясти. Что происходит? (образовалось большое количество пузырьков) Вывод: В состав воды входит кислород; он «появляется» в виде маленьких пузырьков; при движении воды пузырьков появляется больше; кислород нужен тем, кто живѐт в воде.
Опыт № 11.
«Куда делась вода?».
Цель: Выявить процесс испарения воды, зависимость скорости испарения от условий (открытая и закрытая поверхность воды). Материал: Две мерные одинаковые ѐмкости. Дети наливают равное количество воды в ѐмкости; вместе с воспитателем делают отметку уровня; одну банку закрывают плотно крышкой, другую - оставляют открытой; обе банки ставят на подоконник. В течение недели наблюдают процесс испарения, делая отметки на стенках ѐмкостей и фиксируя результаты в дневнике наблюдений. Обсуждают, изменилось ли количество воды (уровень воды стал ниже отметки), куда исчезла вода с открытой банки (частицы воды поднялись с поверхности в воздух). Когда ѐмкость закрыты, испарение слабое (частицы воды не могут испариться с закрытого сосуда).
Опыт № 12.
«Откуда берѐтся вода?».
Цель: Познакомить с процессом конденсации. Материал: Ёмкость с горячей водой, охлаждѐнная металлическая крышка. Взрослый накрывает ѐмкость с водой холодной крышкой. Через некоторое время детям предлагается рассмотреть внутреннюю сторону крышки, потрогать еѐ рукой. Выясняют, откуда берѐтся вода (это частицы воды поднялись с поверхности, они не смогли испариться из банки и осели на крышке). Взрослый предлагает повторить опыт, но с тѐплой крышкой. Дети наблюдают, что на тѐплой крышке воды нет, и с помощью воспитателя делают вывод: процесс превращения пара в воду происходит при охлаждении пара.
Опыт № 13.
«Какая лужа высохнет быстрее?».
Ребята, вы помните, что остаѐтся после дождя? (Лужи). Дождь иногда бывает очень сильным, и после него остаются большие лужи, а после маленького дождя лужи бывают: (маленькими). Предлагает посмотреть, какая лужа высохнет быстрее - большая или маленькая. (Воспитатель разливает воду на асфальте, оформляя разные по размеру лужи). Почему маленькая лужа высохла быстрее? (Там воды меньше). А большие лужи иногда высыхают целый день. Вывод: О чѐм мы сегодня узнали? Какая лужа высыхает быстрее - большая или маленькая. (Маленькая лужа высыхает быстрее).
Опыт № 14.
«Игра в прятки».
Цель: Продолжать знакомить со свойствами воды; развивать наблюдательность, смекалку, усидчивость. Материал: Две пластины из оргстекла, пипетка, стаканчики с прозрачной и цветной водой. Ход: Раз, два, три, четыре, пять! Будем капельку искать Из пипетки появилась На стекле растворилась… Из пипетки на сухое стекло нанести каплю воды. Почему она не растекается? (мешает сухая поверхность пластины) Дети наклоняют пластину. Что происходит? (капля медленно течѐт) Смочить поверхность пластины, капнуть на неѐ из пипетки прозрачной водой. Что происходит? (она «растворится» на влажной поверхности и станет незаметной) На влажную поверхность пластины из пипетки нанести каплю цветной воды. Что произойдѐт? (цветная вода растворится в прозрачной воде) Вывод: При попадании прозрачной капли в воду она исчезает; каплю цветной воды на влажном стекле видно.
Опыт № 15.
«Как вытолкнуть воду?».
Цель: Формировать представления о том, что уровень воды повышается, если в воду класть предметы. Материал: Мерная ѐмкость с водой, камешки, предмет в ѐмкости. Перед детьми ставится задача: достать предмет из ѐмкости, не опуская руки в воду и не используя разные предметыпомощники (например, сачок). Если дети затруднятся с решением, то воспитатель предлагает класть камешки в сосуд до тех пор, пока уровень воды не дойдѐт до краѐв. Вывод: Камешки, заполняя ѐмкость, выталкивают воду.
Опыт № 16.
«Откуда берѐтся иней?».
Оборудование: Термос с горячей водой, тарелка. На прогулку выносится термос с горячей водой. Открыв его, дети увидят пар. Над паром необходимо подержать холодную тарелку. Дети видят, как пар превращается в капельки воды. Затем эту запотевшую тарелку оставляют до конца прогулки. В конце прогулке дети легко увидят на ней образование инея. Опыт следует дополнить рассказом о том, как образуются осадки на земле. Вывод: При нагревании вода превращается в пар, пар - при охлаждении превращается в воду, вода в иней.
Опыт № 17.
«Тающий лѐд».
Оборудование: Тарелка, миски с горячей водой и холодной водой, кубики льда, ложка, акварельные краски, верѐвочки, разнообразные формочки. Воспитатель предлагает отгадать, где быстрее растает лѐд - в миске с холодной водой или в миске с горячей водой. Раскладывает лѐд, и дети наблюдают за происходящими изменениями. Время фиксируется с помощью цифр, которые раскладываются возле мисок, дети делают выводы. Детям предлагается рассмотреть цветную льдинку. Какой лѐд? Как сделана такая льдинка? Почему держится верѐвочка? (Примѐрзла к льдинке.) • Как можно получить разноцветную воду? Дети добавляют в воду цветные краски по выбору, заливают в формочки (у всех разные формочки) и на подносах ставят на холод.
Опыт № 18.
«Замѐрзшая вода».
Оборудование: Кусочки льда, холодная вода, тарелочки, картинка с изображением айсберга. Перед детьми - миска с водой. Они обсуждают, какая вода, какой она формы. Вода меняет форму, потому что она жидкость. Может ли вода быть твѐрдой? Что произойдет с водой, если еѐ сильно охладить? (Вода превратится в лѐд.) Рассматривают кусочки льда. Чем лѐд отличается от воды? Можно ли лѐд лить, как воду? Дети пробуют это сделать. Какой формы лѐд? Лѐд сохраняет форму. Всѐ, что сохраняет свою форму, как лѐд, называется твердым веществом. • Плавает ли лёд? Воспитатель кладѐт кусок льда в миску, и дети наблюдают. Какая часть льда плавает? (Верхняя.) В холодных морях плавают огромные глыбы льда. Они называются айсбергами (показ картинки). Над поверхностью видна только верхушка айсберга. И если капитан корабля не заметит и наткнѐтся на подводную часть айсберга, то корабль может утонуть. Воспитатель обращает внимание детей на лѐд, который лежал в тарелке. Что произошло? Почему лѐд растаял? (В комнате тепло.) Во что превратился лѐд? Из чего состоит лѐд?
Опыт № 19.
«Водяная мельница».
Оборудование: Игрушечная водяная мельница, таз, кувшин с кодой, тряпка, фартуки по числу детей. Дед Знай проводит с детьми беседу о том, для чего человеку вода. В ходе беседы дети вспоминают еѐ свойства. Может ли вода заставить работать другие предметы? После ответов детей дед Знай показывает им водяную мельницу. Что это? Как заставить мельницу работать? Дети надевают фартуки и закатывают рукава; берут кувшин с водой в правую руку, а левой поддерживают его около носика и льют воду на лопасти мельницы, направляя струю воды на центр лопасти. Что видим? Почему мельница движется? Что еѐ приводит в движение? Вода приводит в движение мельницу. • Дети играют с мельницей. Отмечается, что, если маленькой струйкой лить воду, мельница работает медленно, а если лить большой струѐй, то мельница работает быстрее.
Опыт № 20.
«Пар - это тоже вода».
Оборудование: Кружка с кипятком, стекло. Взять кружку с кипятком, чтобы дети видели пар. Поместить над паром стекло, на нѐм образуются капельки воды. Вывод: Вода превращается в пар, а пар затем превращается в воду. Опыт № 21.
«Прозрачность льда».
Оборудование: формочки для воды, мелкие предметы. Воспитатель предлагает детям пройти по краю лужи, послушать, как хрустит лѐд. (Там, где воды много, лед твѐрдый, прочный, не ломается под ногами.) Закрепляет представление, что лѐд прозрачный. Для этого в прозрачную ѐмкость кладѐт мелкие предметы, заливает водой и выставляет на ночь за окно. Утром рассматривают через лѐд видны замѐрзшие предметы. Вывод: Предметы видны через лѐд потому, что он прозрачен.
Опыт № 22.
«Почему снег мягкий?».
Оборудование: Лопатки, ведѐрки, лупа, чѐрная бархатная бумага. Предложить детям понаблюдать, как кружится и падает снег. Пусть дети сгребут снег, а затем ведѐрками носят его в кучу для горки. Дети отмечают, что ведѐрки со снегом очень лѐгкие, а летом они носили в них песок, и он был тяжѐлым. Затем дети рассматривают хлопья снега, которые падают на чѐрную бархатную бумагу, через лупу. Они видят, что это отдельные снежинки сцепленные вместе. А между снежинками – воздух, поэтому, снег пушистый и его так легко поднять. Вывод: Снег легче песка, так как он состоит из снежинок, между которыми много воздуха. Дети дополняют из личного опыта, называют, что тяжелее снега: вода, земля, песок и многое другое. Обратите внимание детей, что в зависимости от погоды меняется форма снежинок: при сильном морозе снежинки выпадают в форме твѐрдых крупных звѐздочек; при слабом морозе они напоминают белые твѐрдые шарики, которые называют крупой; при сильном ветре летят очень мелкие снежинки, так как лучики у них обломаны. Если идти по снегу в мороз, то слышно, как он скрипит. Прочтите детям стихотворение К. Бальмонта «Снежинка».
Опыт № 23.
«Почему снег греет?».
Оборудование: Лопатки, две бутылки с тѐплой водой. Предложить детям вспомнить, как их родители в саду, на даче защищают растения от морозов. (Укрывают их снегом). Спросите детей, надо ли уплотнять, прихлопывать снег около деревьев? (Нет). А почему? (В рыхлом снеге, много воздуха и он лучше сохраняет тепло) . Это можно проверить. Перед прогулкой налить в две одинаковые бутылки тѐплую воду и закупорить их. Предложить детям потрогать их и убедиться в том, что в них обеих вода тѐплая. Затем на участке одну из бутылок ставят на открытое место, другую закапывают в снег, не прихлопывая его. В конце прогулки обе бутылки ставят рядом и сравнивают, в какой вода остыла больше, выясняют, в какой бутылке на поверхности появился ледок. Вывод: В бутылке под снегом вода остыла меньше, значит, снег сохраняет тепло. Обратите внимание детей, как легко дышится в морозный день. Попросите детей высказаться, почему? Это потому, что падающий снег забирает из воздуха мельчайшие частички пыли, которая есть и зимой. И воздух становится чистым, свежим.
Опыт № 24.
«Как из солѐной воды добыть питьевую воду».
Налить в таз воды, добавить две столовой ложки соли, перемешать. На дно пустого пластикового стакана положить промытую гальку, и опустить стакан в таз так, чтобы он не всплывал, но его края были выше уровня воды. Сверху натянуть плѐнку, завязать еѐ вокруг таза. Продавить плѐнку в центре над стаканчиком и положить в углубление ещѐ один камушек. Поставить таз на солнце. Через несколько часов в стаканчике накопится несолѐная чистая вода. Вывод: вода на солнце испаряется, конденсат остаѐтся на плѐнке и стекает в пустой стакан, соль не испаряется и остаѐтся в тазу.
Опыт № 25.
«Таяние снега».
Цель: Подвести к пониманию, что снег тает от любого источника тепла. Ход: Наблюдать за таянием снега на тѐплой руке, варежке, на батарее, на грелке и т.д. Вывод: Снег тает от тяжѐлого воздуха, идущего от любой системы.
Опыт № 26.
«Как добыть воду для питья?».
Выкопайте яму в земле глубиной примерно 25 см и диаметром 50 см. Поставьте в центр ямы пустой пластиковый контейнер или широкую миску, вокруг неѐ положите свежей зеленой травы и листьев. Накройте ямку чистой полиэтиленовой плѐнкой и засыпьте еѐ края землѐй, чтобы из ямы не выходил воздух. В центре плѐнки положите камешек и слегка придавите плѐнку над пустой ѐмкостью. Приспособление для сбора воды готово. Оставьте свою конструкцию до вечера. А теперь осторожно стряхните землю с плѐнки, чтобы она не попала в контейнер (миску), и посмотрите: в миске находится чистая вода. Откуда же она взялась? Объясните ребѐнку, что под действием солнечного тепла трава и листья стали разлагаться, выделяя тепло. Тѐплый воздух всегда поднимается вверх. Он в виде испарения оседает на холодной плѐнке и конденсируется на ней в виде капелек воды. Эта вода и стекала в вашу ѐмкость; помните, вы ведь слегка продавили плѐнку и положили туда камень. Теперь вам осталось придумать интересную историю о путешественниках, которые отправились в далѐкие страны и забыли взять с собой воду, и начинайте увлекательное путешествие.
Опыт № 27.
«Можно ли пить талую воду».
Цель: Показать, что даже самый, казалось бы, чистый снег грязнее водопроводной воды. Ход: Взять две светлые тарелки, в одну положить снег, в другую налить обычную водопроводную воду. После того, как снег растает, рассмотреть воду в тарелках, сравнить еѐ и выяснить, в которой из них был снег (определить по мусору на дне). Убедитесь в том, что снег – это грязная талая вода, и она не пригодная для питья людям. Но, талую воду можно использовать для поливки растений, а также еѐ можно давать животным.
Опыт № 28.
«Можно ли склеить бумагу водой».
Возьмѐм два листа бумаги. Двигаем один в одну сторону, другой в другую. Смачиваем водой, слегка сдавливаем, пробуем сдвинуть - безуспешно. Вывод: вода обладает склеивающим эффектом.
Опыт № 29.
«Способность воды отражать окружающие предметы».
Цель: Показать, что вода отражает окружающие предметы. Ход: Внести в группу таз с водой. Предложить ребятам рассмотреть, что отражается в воде. Попросить детей найти своѐ отражение, вспомнить, где ещѐ видели своѐ отражение. Вывод: Вода отражает окружающие предметы, еѐ можно использовать в качестве зеркала.
Опыт № 30.
«Вода может литься, а может брызгать».
В лейку налить воду. Воспитатель демонстрирует полив комнатных растений (1-2). Что происходит с водой, когда я лейку наклоняю? (Вода льѐтся). Откуда льѐтся вода? (Из носика лейки?). Показать детям специальное устройство для разбрызгивания - пульверизатор (детям можно сказать, что это специальная брызгалка). Он нужен для того, чтобы брызгать на цветы в жаркую погоду. Брызгаем и освежаем листочки, им легче дышится. Цветы принимают душ. Предложить понаблюдать за процессом разбрызгивания. Обратить внимание, что капельки очень похожи на пыль, потому что они очень мелкие. Предложить подставить ладошки, побрызгать на них. Ладошки стали какими? (Мокрыми). Почему? (На них брызгали водой). Сегодня мы полили растения водой и побрызгали на них водой. Вывод: О чѐм мы сегодня узнали? Что может происходить с водой? ( Вода может литься, а может разбрызгиваться).
Опыт № 31.
«Влажные салфетки высыхают быстрее на солнце, чем в тени».
Салфетки намочить в ѐмкости с водой или под краном. Предложить потрогать детям салфетки на ощупь. Салфетки какие? (Мокрые, влажные). Почему они стали такими? (Их намочили в воде). К нам в гости придут куклы и будут нужны сухие салфетки, чтобы постелить на стол. Что же делать? (Высушить). Как вы думаете, где быстрее высохнут салфетки - на солнышке или в тени? Это можно проверить на прогулке: одну повесим на солнечной стороне, другую - на теневой. Какая салфетка высохла быстрее - та, которая висит на солнце или та, которая висит в тени? (На солнце). Вывод: О чѐм мы сегодня узнали? Где бельѐ высыхает быстрее? (Бельѐ на солнце высыхает быстрее, чем в тени).
Опыт № 32.
«Растениям легче дышится, если почву полить и взрыхлить».
Предложить рассмотреть почву в клумбе, потрогать еѐ. Какая она на ощупь? (Сухая, твѐрдая). Можно еѐ взрыхлить палочкой? Почему она стала такой? Отчего так высохла? (Солнце высушило). В такой земле растениям плохо дышится. Сейчас мы польѐм растения на клумбе. После полива: пощупайте почву в клумбе. Какая теперь она? (Влажная). А палочка легко входит в землю? Сейчас мы еѐ взрыхлим, и растения начнут дышать. Вывод: О чѐм мы сегодня узнали? Когда растениям дышится легче? (Растениям легче дышится, если почву полить и взрыхлить).
Опыт № 33.
«Руки станут чище, если помыть их водой».
Предложить с помощью формочек сделать фигурки из песка. Обратить внимание детей на то, что руки стали грязными. Что делать? Может быть отряхнѐм ладошки? Или подуем на них? Стали ладошки чистыми? Как очистить руки от песка? (Помыть водой). Воспитатель предлагает сделать это. Вывод: Что мы сегодня узнали? (Руки станут чище, если помыть их водой).
Опыт № 34.
«Помощница вода».
На столе после завтрака остались крошки, пятна от чая. Ребята, после завтрака столы остались грязными. Садиться снова за такие столы не очень приятно. Что же делать? (Помыть). Чем? (Водой и тряпочкой). А может быть, можно обойтись без воды? Давайте попробуем сухой салфеткой протереть столы. Крошки собрать получилось, но вот пятна так и остались. Что же делать? (Салфетку намочить водой и хорошо потереть). Воспитатель показывает процесс мытья столов, предлагает детям самим отмыть столы. Во время мытья подчеркивает роль воды. Теперь столы чистые? Вывод: О чѐм мы сегодня узнали? В каком случае столы становятся очень чистыми после еды? (Если их помыть водой и тряпочкой).
Опыт № 35.
«Вода может превращаться в лѐд, а лѐд превращается в воду».
Налить воду в стакан. Что мы знаем о воде? Вода какая? (Жидкая, прозрачная, без цвета, запаха и вкуса). Теперь перельѐм воду в формочки и поставим в холодильник. Что стало с водой? (Она замѐрзла, превратилась в лѐд). Почему? (В холодильнике очень холодно). Оставим формочки со льдом на некоторое время в тѐплом месте. Что станет со льдом? Почему? (В комнате тепло). Вода превращается в лѐд, а лѐд в воду. Вывод: О чѐм мы сегодня узнали? Когда вода превращается в лѐд? (Тогда, когда очень холодно). Когда лѐд превращается в воду? (Когда очень тепло).
Опыт № 36.
«Текучесть воды».
Цель: Показать, что вода не имеет формы, разливается, течѐт. Ход: Взять 2 стакана, наполненные водой, а также 2-3 предмета, выполненные из твѐрдого материала (кубик, линейка, деревянная ложка и др.) определить форму этих предметов. Задать вопрос: «Есть ли форма у воды?». Предложить детям найти ответ самостоятельно, переливая воду из одних сосудов в другие (чашка, блюдце, пузырѐк и т.д.). Вспомнить, где и как разливаются лужи. Вывод: Вода не имеет формы, принимает форму того сосуда, в который налита, то есть может легко менять форму.
Опыт № 37.
«Животворное свойство воды».
Цель: Показать важное свойство воды – давать жизнь живому. Ход: Наблюдение за срезанными веточками дерева, поставленными в воду, они оживают, дают корни. Наблюдение за проращиванием одинаковых семян в двух блюдцах: пустом и с влажной ватой. Наблюдение за проращиванием луковицы в сухой банке и банке с водой. Вывод: Вода даѐт жизнь живому.
Опыт № 38.
«Таяние льда в воде».
Цель: Показать взаимосвязь количества и качества от размера. Ход: Поместите в таз с водой большую и маленькую «льдины». Поинтересуйтесь у детей, какая из них быстрее растает. Выслушайте гипотезы. Вывод: Чем больше льдина - тем медленнее она тает, и наоборот.
Опыт № 39.
«Чем пахнет вода».
Три стакана (сахар, соль, чистая вода). В один из них добавить раствор валерианы. Есть запах. Вода начинает пахнуть теми веществами, которые в неѐ добавляют.
Опыт № 40.
«Испаряется ли вода».
Наливаем в тарелку воды и оставляем на несколько дней. Вода испарится.
Опыт № 41.
«Круговорот воды в природе».
Материалы: Большой пластмассовый сосуд, банка поменьше и полиэтиленовая плѐнка. Ход: Налейте в сосуд немного воды и поставьте его на солнце, накрыв плѐнкой. Солнце нагреет воду, она начнѐт испаряться и, поднимаясь, конденсироваться на прохладной плѐнке, а затем капать в банку.
Опыт № 42.
«Прозрачность воды».
Цель: Подвести детей к обобщению «чистая вода – прозрачная», а «грязная – непрозрачная». Ход: Приготовить две баночки или два стакана с водой и набор мелких тонущих предметов (камешки, пуговицы, бусины, монетки). Выяснить, как усвоено детьми понятие «прозрачный»: предложить ребятам найти прозрачные предметы в группе (стакан, стекло в окне, аквариум). Дать задание: доказать, что вода в банке тоже прозрачная (пусть ребята опустят в банку мелкие предметы, и они будут видны). Задать вопрос: «Если опустить в аквариум кусочек земли, будет ли вода такой же прозрачной?». Выслушать ответы, затем – продемонстрировать на опыте: в стакан с водой опустить кусочек земли и размешать. Вода стала грязной, мутной. Опущенные в такую воду предметы не видны. Обсудить. Всегда ли в аквариуме для рыб вода прозрачная, почему она становится мутной. Прозрачная ли вода в реке, озере, море, луже. Вывод: Чистая вода прозрачная, через неѐ видны предметы; мутная вода - непрозрачная.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"В стране дорожных знаков".Сценарий шоу дорожных знаков для детей старшего дошкольного возраста
Сценарий шоу дорожных знаков для детей старшего дошкольного возраста о правилах дорожного движения и безопасного поведения на улицах...
Сборник "Загадок о транспорте, правилах дорожного движения и дорожных знаках" для детей 2-6 лет
Сборник разделен на 4 возрастные группы: 2-3г, 3-4г, 4-5л, 5-6л...
Квест-игра по ПДД «Путешествие в город Дорожных знаков» с детьми второй младшей группы
Квест - играпо ПДД«Путешествие в город Дорожных знаков»с детьми второй младшей группы.ПодготовилаВоспитательМБДОУ «Детский садкомбинированного вида№8 «Аистенок»...
Квест - игра по ПДД «Путешествие в город Дорожных знаков» с детьми второй младшей группы.
Цель данной игры это пропаганда основ безопасного поведения на дороге, изучение дорожных правил через игру....
Сценарий познавательно – игрового развлечения по ПДД «Дорожная азбука» для детей старшего дошкольного возраста
Программное содержание:Образовательные: Закрепить знания о правилах безопасности дорожного движения в качестве пешехода и пассажира транспортного средства.Формировать навыки безопасного поведения на ...
Квест - игра по ПДД «Путешествие в город Дорожных знаков» с детьми второй младшей группы.
Цель: пропаганда основ безопасного поведения на дороге, изучение дорожных правил через игру.Задачи:1. Закрепить знания детей о сигналах светофора.2. Формировать интерес к различным формам из...