«Модель воспитывающей культурной среды по художественно-эстетическому воспитанию».
учебно-методическое пособие
Материал содержит модель и описание модели воспитывающей культурной среды ДОУ по художественно-эстетическому воспитанию
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vospityvayushchaya_sreda.docx | 32.77 КБ |
prilozheniya_k_opisaniyu_vospityvayushchey_sredy.docx | 27.07 КБ |
prezentatsiya_sredy_1_1.ppt | 2.78 МБ |
Предварительный просмотр:
Морозова Татьяна Николаевна.
Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад комбинированного вида №8» города Сим Ашинского района Челябинской области .
456022, Россия, Челябинская область, Ашинский район, г.Сим, ул.Курчатова, д. 5а
«Модель воспитывающей культурной среды по художественно-эстетическому воспитанию».
На современном этапе развития нашего государства целью воспитательного процесса является всесторонне развитие ребенка.
Дошкольный возраст - важнейший этап развития и воспитания личности. Это период приобщения ребенка к познанию окружающего мира, период его начальной социализации. Именно в этом возрасте активизируется самостоятельность мышления, развивается познавательный интерес детей и любознательность.
В связи с этим особую актуальность приобретает воспитание у дошкольников художественного вкуса, формирование у них творческих умений, осознание ими чувства прекрасного.
Наше дошкольное учреждение осуществляет работу по художественно-эстетическому воспитанию, которое включает в себя:
- содержание воспитательной деятельности по развитию художественной деятельности детей;
- воспитывающих влияний по художественно-эстетическому развитию в процессе образовательной деятельности всех сотрудников детского сада и семьи в целом.
Оба компонента в конкретной дошкольной образовательной организации определяются образовательной программой ДОУ, Примерной Программой Воспитания, комплексной и парциальными программами по эстетическому воспитанию и образованию дошкольников, Дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программой, современными концептуальными подходами к определению сущности и содержания эстетического развития ребенка и федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования.
Задачи художественно - эстетическое развития
во ФГОС дошкольного образования
- Развитие предпосылок ценностно – смыслового восприятия и понимания произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного), мира природы
- Становление эстетического отношения к окружающему миру
- Формирование элементарных представлений о видах искусства
- Восприятие музыки, художественной литературы, фольклора
- Стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений
- Реализация самостоятельной творческой деятельности детей (изобразительной, конструктивно-модельной, музыкальной и др.)
Основная цель педагогического коллектива ДОУ по художественно – эстетическому воспитанию детей –создание условий для развития творческого потенциала ребенка, создание условий для его самореализации.
Для получения ожидаемых результатов в дошкольном учреждении создана воспитывающая среда, способствующая социализации и самореализации личности через организацию художественно-эстетического воспитания.
Воспитывающая среда состоит из взаимосвязанных между собой компонентов:
- развивающая предметно – пространственная среда;
- организованная деятельность воспитанников;(Приложение 1)
- мотивированное взаимодействие взрослых и детей;(Приложение 2)
Эти основные компоненты среды следует рассматривать с учетом внешних и внутренних ресурсов.
Внешние ресурсы:
- Опыт работы учреждения по созданию воспитывающей среды.
- Теоретические основы построения среды
Внутренние ресурсы:
- Профессиональный потенциал педагогов
- Потенциальные возможности семьи
- Материально-техническое обеспечение
В рамках каждого компонента воспитывающей среды существует система условий.
- Для компонента развивающая предметно – пространственная среда.
Эстетическая развивающая среда в группе создается как фактор формирования в человеке добра и красоты и включает:
- Внутренне убранство групп, где живут и воспитываются дети. Во всех возрастных группах создана уютная естественная обстановка, гармоничная по цветовому и пространственному решению. Используются светлые пастельные тона для оформления стен, подобрана мебель естественных оттенков.
- Соответствие психологическим особенностям детей: все книги, игрушки, предметы и материалы для разнообразных игр и занятий должны быть доступны детям и радовать их не только своим назначением, но и внешним видом.
Педагогический коллектив ДОУ старается создать мотивирующую, полифункциональную, образовательную среду, т.е. такую среду, которая активизирует деятельность каждого воспитанника.
Предметно – пространственная среда ДОУ строится на основе принципов:
- Дистанции
- Активности
- Самостоятельности
- Творчества
- Гибкого зонирования
- Учета половых и возрастных различий детей
- Эмоционального благополучия каждого ребенка и взрослого
- Принцип сочетания привычных и неординарных элементов в эстетической организации среды.
Созданная в детском саду предметно-развивающая среда способствует познавательному развитию, развитию интереса к миру искусства, навыков в изобразительной, музыкальной, театрализованной деятельности, творчеству.
- Для компонента организованная деятельность воспитанников.
Создаются условия для использования различных видов детской деятельности, форм образовательных событий, видов культурных практик.
- Для компонента мотивированное взаимодействие взрослых и детей.
Формируется воспитывающее образовательное пространство взаимодействия родителей, педагогов и детей через участие родителей в жизни учреждения, через совместную детско-взрослую деятельность, через формирование объединений педагогов и родителей по интересам, включение родителей в трансформацию полифункциональной среды в условиях семьи, активное включение семьи в процесс и работу с социальными организациями. (ПРИЛОЖЕНИЕ)
Взаимодействие педагогов и детей, направленное на эстетическое развитие, строится в ДОУ в трех направлениях:
- специально организованное обучение;
- совместная деятельность педагогов и детей;
- самостоятельная деятельность детей.
Определены наиболее эффективные средства работы по художественно-эстетическому воспитанию в ДОУ :
- Разнообразие видов детской деятельности (общение, игра, музыкальная, изобразительная, театральная);
- Разнообразие использования значимых событий (события в стране, городе, события ДОУ, фестивали, праздники, конкурсы, викторины, акции);
- Дополнительные услуги (ДООП «МХАТик», вокальный кружок «Соловушка») ;
- Разнообразные виды культурных практик(художественные, музыкальные, театральные, двигательные, коммуникативные, игровые);
- Развитие профессионального мастерства педагогов и компетентности родителей (семинары, мастер-классы, вебинары, дискуссии, круглые столы, деловые игры)
Для определения эффективности реализации системы условий построения воспитывающей среды используются следующие показатели: положительная динамика личностного, творческого, художественно-эстетического воспитания ребенка; потребностей личности осуществлять самостоятельный выбор деятельности, выполнении социальных ролей; роста профессионализма педагогов; активной степени включенности семьи в пространство ДОО.
При условии выявления данных показателей можно рассчитывать на ожидаемый результат: повышение эффективности воспитывающей среды в обеспечении личностного развития ребенка, развитии его творческого потенциала, его активности как полноценного субъекта детско-взрослого сообщества ОО.
Таким образом, реализуемая нами модель воспитывающей среды позволяет обеспечивать систему условий и их эффективность, что подтверждается результатами деятельности педагогического коллектива.
Предварительный просмотр:
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
Виды культурных практик и форм образовательных событий.
«Художественное творчество»
Формы работы | |||
Режимные моменты | Совместная деятельность педагога с детьми | Самостоятельная деятельность детей | Совместная деятельность с семьей |
Формы организации детей | |||
Индивидуальные Подгрупповые | Групповые Подгрупповые Индивидуальные | Индивидуальные | Групповые Подгрупповые Индивидуальные |
|
|
|
|
«Театрально-игровая деятельность»
Формы работы | |||
Режимные моменты | Совместная деятельность педагога с детьми | Самостоятельная деятельность детей | Совместная деятельность с семьей |
Формы организации детей | |||
Индивидуальные Подгрупповые | Групповые Подгрупповые Индивидуальные | Индивидуальные Подгрупповые
| Групповые Подгрупповые Индивидуальные |
- на занятиях: музыкальном, по ознакомлению с окружающим миром, по ознакомлению с художественной литературой, по развитию речи; - во время прогулки; - в театрализованных играх; - на праздниках и развлечениях |
- театральные этюды на развитие актёрского мастерства; - театрализованные игры: игры драматизации, игры-инсценировки, импровизационные игры, музыкально-театральные игры; - кукольные спектакли разных видов театра (настольного, театр пальчиков, театра бибабо, театра варежек и т.д.) - детские спектакли; - совместные спектакли педагогов и детей; - театральные конкурсы: литературно-музыкальные композиции, итоговый конкурс «Мы – актёры!»
- инсценировки; - музыкально-театральная драматизация; - кукольные представления
|
-подборы театральных кукол разных видов театра ( настольный, пальчиковый, театр рукавичек, театр бибабо и т. д.), - атрибуты для ряжения, маски, элементов костюмов различных персонажей.
|
Прослушивание аудиосказок с просмотром соответствующих картинок, иллюстраций |
«Музыкальное творчество»
Формы работы | |||
Режимные моменты | Совместная деятельность педагога с детьми | Самостоятельная деятельность детей | Совместная деятельность с семьей |
Формы организации детей | |||
Индивидуальные Подгрупповые | Групповые Подгрупповые Индивидуальные | Индивидуальные Подгрупповые
| Групповые Подгрупповые Индивидуальные |
-на утренней гимнастике и физкультурных занятиях; - на музыкальных занятиях; - во время умывания; - на других занятиях (ознакомление с окружающим миром, развитие речи, изобразительная деятельность); - во время прогулки (в теплое время); - в сюжетно-ролевых играх; - в компьютерных играх; - перед дневным сном; - при пробуждении; - на праздниках и развлечениях. |
-Другие занятия; -Театрализованная деятельность; -Слушание музыкальных сказок; - Беседы с детьми о музыке; -Просмотр мультфильмов, фрагментов детских музыкальных фильмов; - Рассматривание иллюстраций в детских книгах, репродукций, предметов окружающей действительности; - Рассматривание портретов композиторов. |
|
|
ПРИЛОЖЕНИЕ 2
Работа по обеспечению взаимодействия взрослых и детей.
Формы работы | Тема, цель, содержание. | Участники | Ответственный | Практический результат | ||||
ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЙ БЛОК | ||||||||
Семинар-практикум Теоретический семинар | Тема: «Формирование личности ребёнка в процессе ознакомления с искусством» План: Теоретическая часть: 1. Социокультурная пространственно-предметная среда и её влияние на художественно-эстетическое развитие ребёнка дошкольного возраста. 2. Значение художественно-эстетического образования в духовном развитии личности ребёнка дошкольного возраста. Практическая часть: 1. Знакомство с техникой «тестопластика» и ее роль в развитии детей дошкольного возраста | Воспитатели всех возрастных групп. | Старший воспитательВоспитатель Лизунова О.Г. | Программные материалы | ||||
Консультации Индивидуальные консультации | Тема: «Продуктивная деятельность детей старшего дошкольного возраста». Цель: оказание помощи (по результатам изучения работы воспитателей, по запросам педагогов). | Воспитатели Воспитатели | Старший воспитатель | Перечень литературы для оказания помощи. Советы и рекомендации по организации и проведению работы с детьми | ||||
Открытые просмотры | Непосредственно организованная деятельность по рисованию, лепке, аппликации, интегрированные занятия. Цель: использование вариативных форм организации занятий, методы и приемы работы с детьми. | Воспитатели | Старший воспитатель | Конспекты занятий. | ||||
Педсовет (согласно годовой задаче) | Тема: «Художественно-эстетическое воспитание детей и создание комфортной обстановки в ДОУ» Итоги тематической проверки О создании комфортной обстановки в ДОУ Решение задач эстетического воспитания в музыкальной деятельности Деловая игра «Педагогический пробег» | Все педагоги | Заведующая, Старший воспитатель | Решение педсовета | ||||
Интеллектуально-творческие игры | Тема: «О русских обычаях, традициях и народном творчестве» Цель: Уточнить и закрепить знания педагогов об обычаях и традициях русского народа в области русского устного и прикладного народного творчества; Тема: «Прабабушкина школа» Цель: Систематизировать знания педагогов о жанрах русского фольклора. | Все педагоги | Заведующая, Старший воспитатель | Советы и рекомендации по организации и проведению работы с детьми | ||||
Мастер-класс | Тема: «Дети и творчество» Цель: знакомство педагогов с нетрадиционными техниками рисования | Воспитатель Нуретдинова Е.Н. | Перечень литературы для оказания помощи. Советы и рекомендации по организации и проведению работы с детьми | |||||
БЛОК «РАБОТА С КАДРАМИ» | ||||||||
Самообразование | Темы: «Использование нетрадиционных техник рисования в коррекционной работе с детьми старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи». «Художественно-эстетическое воспитание дошкольников в процессе познавательного развития». «Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников в процессе приобщения к природе и национально-исторической культуре родного края» «Формирование творческих способностей детей посредством театрализованной деятельности» «Русский фольклор как основа обогащения воспитательной работы в ДОУ» «Развитие интереса к эстетической стороне действительности, инициативности и самостоятельности в воплощении художественного замысла». Цель: расширить знания педагогов, познакомить с новинками литературы. | Воспитатели Марченко А.С Морозова Т.Н Нуретдинова Е.Н. Скарлыгина Е. Д. Музыкальные руководители Ходор Т.А. Чистякова О.В. | Заведующая, Старший воспитатель | Библиография по теме. Аннотированный каталог. | ||||
«Школа молодого педагога» | Опытные педагоги проводят консультации, семинары: «Индивидуальный подход к детям на занятиях по изобразительной деятельности», «Формирование личности ребенка в процессе ознакомления с искусством», «Методы воздействия воспитателя, стимулирующие детей к творчеству»; | Воспитатели | Старший воспитатель | Методические рекомендации | ||||
Работа творческой группы | Проблема «Художественно-речевая и театрально-игровая деятельность детей» Цель: разработка новых подходов к развитию художественно-творческих способностей детей, взаимосвязь с другими видами деятельности. | Воспитатели творческой группы | Руководитель творческой группы | Методические рекомендации, перспективные планы совместной работы воспитателей групп и специалистов | ||||
Изучение, обобщение, распространение и внедрение передового опыта. | Изучить опыт работы Скарлыгиной Е.Д. «Формирование творческих способностей детей посредством театрализованной деятельности» по развитию творческих способностей детей в процессе конструирования из бумаги». (Приложение 3) Представление опыта работы Нуретдиновой Е.Н. по нетрадиционным техникам рисования на муниципальном этапе конкурса «Воспитатель года 2010» | Воспитатели Скарлыгина Е.Д Нуретдиновой Е.Н | Старший Воспитатель Старший Воспитатель | Итоги изучения. Обобщенный опыт работы. | ||||
КОНТРОЛЬНО - АНАЛИТИЧЕСКИЙ БЛОК | ||||||||
Тематический контроль (согласно годовой задаче) | Тема: «Художественно-эстетическое воспитание детей в старших группах» Цель: эффективность работы по развитию художественно-творческих способностей детей в ДОУ План проведения тематической проверки | Группы старшего дошкольного возраста | Заведующая, Старший воспитатель | Справка по итогам тематической проверки. | ||||
БЛОК «РАБОТА ПО ОБЕСПЕЧЕНИЮ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ДОУ С СЕМЬЯМИ ВОСПИТАННИКОВ» | ||||||||
Формы работы с родителями. | Выставка творческих работ «Что нам осень принесла» (Поделки из природного материала и овощей) Участие в конкурсах на оформление группы к праздникам. Анкетирование родителей «Развитие творческих способностей детей» Консультация для родителей «Устроим картинную галерею» Цель: добиться взаимодействия детского сада и семьи по проблеме | Родители Дети Воспитатели Воспитатели Родители | Старший Воспитатель Старший Воспитатель Старший Воспитатель | Выставка творческих работ. Наглядный материал для родителей. | ||||
БЛОК «РАБОТА ПО ПРИЕМСТВЕННОСТИ ДОУ СО ШКОЛОЙ И СОЦИАЛЬНЫМИ ПАРТНЕРАМИ» | ||||||||
Формы работы со школой и другими организациями | Круглый стол «Преемственность в художественном образовании детей дошкольного и младшего школьного возраста». Совместная выставка детского творчества «Новогодняя игрушка» Цель: взаимодействие и преемственность в работе детского сада и школы по проблеме | Учителя начальных классов Воспитатели | Старший Воспитатель | План работы со школой по направлению преемственность Выставка детского творчества в ДОУ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Основные принципы формирования воспитывающей среды Насыщенность ценностным содержанием; Активности; Самостоятельности; Творчества; Субъектного включения воспитанников в содержательную деятельность; Учета половых и возрастных различий детей; Эмоционального благополучия каждого ребенка и взрослого; Принцип сочетания привычных и неординарных элементов в эстетической организации среды. Для функционирования модели необходимо: обновление содержания образования (выбор программ и технологий); создание условий для эстетического воспитания (кадровое обеспечение, учебно-методическое обеспечение, создание предметно – развивающей среды); организация учебно-воспитательного процесса (работа с детьми и родителями); координация работы с другими учреждениями и организации. Учебно-методический комплект: программы художественно-эстетического воспитания и методические рекомендации; перспективные планы по данному направлению работы, планы кружковой работы, организации культурно-досуговой деятельности детей по всем группам; конспекты НОД, сценарии досугов и праздников; дидактические музыкальные игры и по изодеятельности; библиотека познавательной литературы по знакомству детей с миром искусства.
Направления работы заведующей ДОУ: - организация всего образовательного процесса; распределение функциональных обязанностей между членами коллектива; - организация повышения квалификации кадров в области художественно-эстетического воспитания; - организация развивающей предметной среды; - решение финансовых вопросов в развитии средств художественно-эстетического воспитания (приобретение оборудования, литературы, картин, костюмов, растений и т.п.); - работа с родителями по выполнению целей и задач художественно-эстетического воспитания; - координация работы с другими учреждениями (школой, музеем, музыкальной школой, библиотекой). старшего воспитателя: - ознакомление коллектива с существующими программами и методиками художественно-эстетического воспитания; - выбор программы и методики (совместно с педколлективом); - определение места художественно-эстетического воспитания в общем образовательном пространстве детского сада, его связи с другими направлениями; - контроль за координацией работы всех специалистов и воспитателей; - мониторинг деятельности всего коллектива; - участие в диагностике детей и анализ ее результатов; - проведение методических семинаров; - участие в совершенствовании развивающей предметной среды; - участие в распространении опыта работы ДОУ; - организация родительских собраний, посвященных проблемам художественно-эстетического воспитания; - обобщение результатов работы. музыкального руководителя : - проведение музыкальных НОД, усиливающих эмоциональное восприятие ребенком произведений искусства; - согласование музыкальных НОД с тематикой занятий воспитателей, учителей-логопедов, инструктора по физкультуре, руководителя театральной студии; - разработка сценариев, подготовка инсценировок, праздников; - подбор музыкальных произведений к театральным постановкам; - музыкальное сопровождение игр; - использование элементов фольклора в целях художественно-эстетического воспитания; - подготовка детей к участию в конкурсах детского творчества. инструктора по физической культуре: - согласование плана работы с планами воспитателей с целью интеграции деятельности; - включение в НОД определенных физических упражнений, подвижных игр с учетом целей и задач художественно-эстетического воспитания; - участие в праздниках. учителя-логопеда: - согласование программы с программой воспитателей с целью интеграции деятельности; - использование элементов фольклора в целях художественно-эстетического воспитания (потешки, пословицы, поговорки); - включение в структуру занятия рассматривание и составление рассказов по образцам художественного творчества. воспитателя: - создание условий для художественно-эстетического воспитания в группах: организация уголка детского творчества, уголка для экспериментирования, выставочного уголка, подбор литературы, фотографий, природного материала для самостоятельных игр и творчества; - участие в конкурсах детского художественного творчества; -работа с родителями в системе художественно-эстетического воспитания; - участие в диагностике по заданию старшего воспитателя; - оформление портфолио личных достижений воспитанников.
Модель системы повышения профессиональной компетентности педагогов в ДОУ фронтальные подгрупповые индивидуальные курсы повышения квалификации; педсоветы; семинары; педчтения; консультации; смотры –конкурсы; деловые игры; тренинги; открытые занятия. - методические объединения воспитателей; Школа молодого воспитателя; творческие группы; -семинар-практикум; обмен опытом. обучение в учебных заведениях; аттестация; обобщение опыта работы; самообразование; выступление перед аудиторией. Мониторинг качества профессионально- личностных способностей Дифференциация педагогов по степени профессионального мастерства Подбор форм методической работы Кадровое обеспечение
Традиции ДОУ в работе с родителями. организации выставок совместных работ родителей и детей «Урожайная корзина» « Art - елка», «Новогодняя игрушка» и др; персональных семейных выставок; групповых семейных выставок «Творим красоту своими руками», «Пасхальное диво» фото выставки: «В гостях у семьи …», «Трудимся и отдыхаем всей семьей», «Мой папа самый лучший, самый дорогой», фотоальбомы «Я и моя семья» и др. семейные творческие гостиные, где родители являются участниками театрализованных представлений: музыкально-литературные гостиные группы по теме «Урал», «Люблю тебя, мой край родной!», театральные гостинные, посвященная творчеству А.С.Пушкина, С.Есенина, К Чуковского. показ театрализованных представлений, где родители исполняют роли. мастер-классы «Роспись дымковских игрушек»; «Хохломские росписи» и др.; семинар-практикум «Развиваем творческие способности детей» с последующей презентацией театральной постановки «Приключения Насти в сказочной стране» участие в творческих интернет-конкурсах, в конкурсах. проведение мастер-класса с участием родителей для педагогов и детей по техникам пошив родителями костюмов для праздников. защита творческих семейных проектов «Я и моя семья: родные люди», «Это моя семья», где семьи поделились традициями семьи и семейным творчеством. проведение совместных музыкально-развлекательных программ «Русские богатыри», «Парад шляпок», «Веселые путешественники», «Банные посиделки». Проведение консультаций для родителей: «Пусть дети рисуют», «Устное народное творчество в воспитании детей», «Волшебная сила колыбельных песен, потешек, сказок», «Использование нетрадиционных материалов в творчестве детей», «Самый семейный праздник», «Использование детского фольклора в развитии навыков самообслуживания у детей раннего возраста», «Художественно-эстетическое воспитание детей в семье». Работа консультативного пункта.
Центр по ознакомлению с бытом и историей развития родного края . Центр художественного творчества
Центр театрального искусства
Персональная детская выставка, персональная семейная выставка
ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ С РОДИТЕЛЯМИ
Координация работы с другими учреждениями и организациями
Мониторинг художественно-эстетического воспитания 2020-2021 год группы «Буратино»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Обогащение образовательной среды по художественно –эстетическому направлению с учетом национально – культурного компонента ».
Обогащая образовательную среду, по художественно- эстетическому направлению с учетом национально – культурного компонента мы помогаем видеть красоту в природе, находить прекрасное в народном тво...
Моделирование воспитывающей культурной среды по формированию экологической культуры для детей дошкольного возраста
Экологическое воспитание дошкольников по ФГОС — это непрерывный процесс развития детей, направленный на формирование у них экологической культуры, которая выражается в наличии:устойчивых знаний ...
Модель воспитывающей культурной среды "Моя национальность".
Модель воспитывающей культурной среды "Моя национальность"....
Всероссийский конкурс по инновационным практикам создания воспитывающей культурной среды в образовательных организациях.
Тема "Мы разные, но вместе" Модель воспитывающей культурной среды формирования культурных ценностей...
Воспитывающая культурная среда в ДОУ с использованием средств музейной педагогики
Воспитывающая культурная среда в ДОУ с использованием средств музейной педагогики...
Создание воспитывающей культурной среды в группе для детей раннего возраста с ОВЗ
Среда образовательной организации – элемент воспитательной системы учреждения, комплекс природных, материальных, предметно-эстетических, социальных элементов, в процессе освоения котор...
Моделирование воспитывающей культурной среды по патриотическому воспитанию на основе национальных ценностей.
Модель патриотического воспитания в ДОУ...