Модель воспитывающей культурной среды "Моя национальность".
методическая разработка
Модель воспитывающей культурной среды "Моя национальность".
Скачать:
Предварительный просмотр:
Кузнецова Елена Сергеевна, МДОУ «Детский сад №41», 456655, Челябинская область, г. Копейск, ул. Елькина, дом 2.
Бережное отношение к культурному наследию России и традициям многонационального народа Российской Федерации, формирует у обучающихся МДОУ чувства патриотизма, гражданственности. В основе этого процесса - социо-культурные и духовно-нравственные ценности, принятых в российском обществе, правила и нормы поведения в интересах человека, семьи, общества и государства.
В МДОУ «Детский сад № 41» Копейского городского округа «Гнездышко» образовательная и воспитательная деятельность осуществляется в соответствии с требованиями ФГОС ДО, Основной общеобразовательной программой и программой воспитания.
Программа воспитания нашего МДОУ трактует современный национальный воспитательный идеал как высоконравственного, творческого, компетентного гражданина России, укоренённого в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации.
Педагоги нашего дошкольного учреждения создали модель проектной деятельности, воспитывающей культурной среды в ДОУ. Они привлекли внимание других участников образовательного процесса (социальных партнеров, коллег- педагогов, родителей и самих детей) к проблематике воспитания подрастающего поколения. Активно использовался региональный компонент Программы воспитания. Через краеведческую работу ДОУ был поставлен акцент на следующие направления: патриотическое воспитание, изучение истории семьи, укрепление семейных традиций, сохранение и
преумножение культуры и истории Южного Урала, национальные (общенациональные) ценности.
Мы считаем проектную деятельность как одно из наиболее перспективных и инновационных методов, занимающих особое место в практике использования образовательных учреждений, способствующих решению многих задач обучения, воспитания и развития дошкольника. Иными словами, это такая педагогическая технология, которая ориентирована на применение имеющегося опыта у ребенка и приобретения новых знаний.
Нами была разработана модель «Моя национальность»
Цель проекта: формировать основы национального самосознания и любви к Родине через взаимопонимание, уважение и дружбу между людьми разных национальностей.
Задачи проекта:
- познакомить детей с традициями, обычаями и культурой разных национальностей Южного Урала;
- воспитывать патриотов, знающих и уважающих традиции своей семьи, края, Родины;
- воспитывать толерантность по отношению к людям разных национальностей;
- в ходе рассказов учить детей строить связные высказывания, применяя разные типы речи: описание, повествование, рассуждение;
- развивать умения раскрывать тему и основную мысль в рассказах детей.
Работа над проектом состояла из трех этапов: подготовительный, основной и заключительный. (Приложение 2)
В центре модели находится проект «Моя национальность». Согласно федеральному государственному образовательному стандарту дошкольного образования (ФГОС ДО), «коррекционно-развивающая работа» реализуется посредством интеграции пяти образовательных областей: социально-коммуникативное развитие, познавательное, речевое, художественно-эстетическое и физическое развитие.
Таблица 1 – интерпретация пяти образовательных областей по реализации проекта «Моя национальность»
Образовательные области согласно ФГОС ДО | Мероприятия | Участники |
Социально-коммуникативное | Беседа на тему: «Всегда у нас в почете был национальный костюм» Игра-упражнение: «Загадай, мы отгадаем», сравнение национальных костюмов. | Воспитатель, логопед, дети |
Познавательное | Игра-упражнение: «Угадай слово» Дидактическая игра: «Чей узор» Рассматривание элементов костюмов, фотографий и семейных альбомов. | Воспитатель, логопед, психолог, дети |
Речевое развитие | Пересказ сказок разных национальностей: «Лиса и медведь», «Василиса прекрасная», «Волшебное кольцо». Рассказ стихотворения по мнемотаблице : «Лучшее богатство» О.Александрова. Составление рассказов: «Национальность моей семьи» | Воспитатель, логопед, дети |
Художественно–эстетическое развитие | Чтение сказок: Татарские сказки: «Водяная», «Волшебное кольцо», «Гульчечек». Чувашские сказки: «Иван – батыр», «Лиса и дятел», «Лиса – плясунья». Русские народные сказки: «Василиса прекрасная», «Золотой конь»,«Как мужик гусей делил». Мордовские сказки: «Лиса и медведь», «Сыре – варда», «Чучело в перьях». Чтение стихотворений: «Российская семья» В. Степанов, «Лучшее богатство» О. Александрова, «Откуда ты родом». Прослушивание национальных песен Разучивание мордовского танца «Вадря» Аппликации: «хоровод дружбы», «Мир национальных узоров», «декоративная роспись рубашек и сарафанов» Изготовление национальных костюмов, приготовление национальных блюд | Воспитатель, логопед, музыкальный работник, дети, родители |
Физическое развитие | Чувашские игры: «Бои петухов», «Воробьи и кошки», «Иголка, нитка, узелок». Мордовские игры: «Лапта» Татарские игры: «Угадай и догони»(читанме, бузме, «Скок – перескок» (Кутчем – кум) Русские народные игры: «Рыбаки и рыбы», «Змейка», «Горелки». Проговаривание пословиц и поговорок народов разной национальности, уточнение незнакомых слов, работа над пониманием смысла пословиц и поговорок. | Воспитатель, логопед, инструктор физического воспитания, дети |
Последовательность реализации проекта «Моя национальность» позволила нам разработать модель воспитывающей культурной среды. Она включает в себя:
- взаимодействие ребенка ТНР с другими детьми, взрослыми и окружающим миром на основе гуманистических ценностей и идеалов, прав свободного человека;
- объединение воспитательных ресурсов семьи и дошкольной организации на основе традиционных духовно-нравственных ценностей семьи и общества; установление партнерских взаимоотношений с семьей.
Данная модель воспитывающей культурной среды в нашем дошкольном образовательном учреждении ориентирована на развитие инновационной деятельности по реализации регионального компонента воспитательной Программы ДОУ. Формирование воспитывающей социо-культурной среды и поиска инновационных практических решений значительно повысило эффективность краеведческой работы в МДОУ «ДС 41» КГО. Наш детский сад стал социо-культурным центром поселка Горняк Копейского городского округа.
Приложение 1
Анкета для родителей «Семейные традиции»
Уважаемые родители!
В каждой семье есть определенные традиции. Хорошие или плохие, сознательно и целенаправленно созданные или сложившиеся сами по себе. Известно, что семейные традиции имеют очень большое значение для воспитания и развития ребенка. Для того чтобы определить, какое внимание уделяется семейным традициям в вашей семье просим ответить на следующие вопросы.
1. Как вы считаете, должны ли быть в семье свои традиции?
1)да, обязательно;
2) возможно, если они сами собой сложились;
3)нет, это пережитки прошлого.
2. Какие семейные традиции вы соблюдаете?
1) дни рождения членов семьи;
2) коллективные посещения кинотеатров, театров, музеев и др. ;
3) религиозные обряды (посещение храма, посты, религиозные праздники
4) государственные праздники (новый год, 8 марта, 9 мая и др.);
5)день создания семьи;
6) профессиональные праздники;
7)оформление фотоальбомов;
8) воскресные семейные обеды (ужины);
9)проведение семейных советов;
10) другое____________________.
3. Какие увлечения есть у членов вашей семьи?
1)спорт;
2) рыбалка;
3) домашние животные;
4) шитье;
5) шахматы;
6)чтение;
7) компьютерные игры;
8) рукоделие;
9) музыка;
10)коллекционирование;
11) другое____________________________ .
4. К каким из увлечений вы приобщаете своего ребенка?
1)спорт;
2) рыбалка;
3) домашние животные;
4) шитье;
5) шахматы;
6)чтение;
7) компьютерные игры;
8) рукоделие;
9) музыка;
10)коллекционирование;
11) другое____________________________ .
5. Какой труд объединяет вашу семью?
1)работа на даче, ремонт квартиры, уход за домашними животными;
2)индивидуальная трудовая деятельность;
3)общего труда нет, разные обязанности распределены между всеми членами семьи;
4)другое ______________________________________________ .
6. Есть ли в вашей семье неработающие взрослые, занимающиеся воспитанием ребенка?
1)мама;
2)бабушка;
3)прабабушка;
4)няня (гувернантка);
5)папа;
6)дедушка;
7)другие родственники.
7. Организуете ли вы специально деятельность ребенка?
1)совместное чтение;
2)прогулки на природе;
3)обучение рукоделию;
4)развивающие игры;
5)занятия спортом;
6)наш ребенок самостоятельный, сам находит себе дело;
7)специально не занимаемся детьми, привлекаем к тому, что делаем сами;
8)другое ___________________________________________ .
8. Ваши предложения педагогическому коллективу дошкольного образовательного учреждения
Спасибо за сотрудничество!
Приложение 2
Содержание проекта «Моя национальность»
№ | Этап проекта | Вид работы | Сроки |
1 | Подготовительный этап | Изучение теоретического аспекта вопроса «Формирование связной речи (пересказ, составление рассказов) в рамках реализации проекта «Моя национальность» | Октябрь |
Подбор методической литературы и пособий, картинного материала для реализации проекта | |||
Подбор наглядно – дидактического материала (картотека речевых упражнений, пословиц и поговорок, иллюстраций, подвижных игр народов Южного Урала с созданием предметно – развивающей среды проекта) | |||
Сбор информации – рассматривание семейных альбомов, рассматривание иллюстраций народных костюмов, работа с энциклопедией, посещение местного музея. | |||
Анкета для родителей «Наша семья и национальные традиции». | |||
Составление плана рассказа о национальности | |||
2 | Основной этап | Беседа на тему: «Всегда у нас в почете был национальный костюм» | Ноябрь–декабрь |
Игра-упражнение: «Загадай мы отгадаем», сравнение национальных костюмов. | |||
Игра -упражнение: «Угадай слово» | |||
Дидактическая игра: «Чей узор», рассматривание элементов костюмов, рассматривание фотографий и семейных альбомов | |||
Аппликации: «хоровод дружбы», «Мир национальных узоров», «декоративная роспись рубашек и сарафанов» | |||
Беседа о национальной кухне, быте, традиции народов. | |||
Чтение сказок разных народов. | |||
Рисование на тему: «Национальные костюмы» | |||
Встреча с национальными куклами. | |||
Национальная кухня «Своими руками» | |||
Составление рассказа «Моя национальность» | |||
3 | Заключительный этап | Итоговое мероприятие с родителями и детьми «моя национальность». Презентация и рассказ детей о своей национальности | Декабрь |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Модель воспитывающей культурной среды «Моя национальность»
Принципы формирования воспитывающей культурной среды принцип гуманизма принцип ценностного единства и совместности принцип общего культурного образования принцип следования нравственному примеру принципы безопасной жизнедеятельности принцип совместной деятельности ребенка и взрослого принцип инклюзивности
Функционирование модели воспитывающей культурной среды « Моя национальность» модели воспитывающей культурной среды «Моя национальность» Подготовительный этап Основной этап Заключительный этап Педагогический коллектив Дети старшего дошкольного возраста с ТНР (5-6 лет) Родители (законные представители) Социальные партнеры
Эффективность модели воспитывающей культурной среды « Моя национальность»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Модель воспитывающей культурной среды по художественно-эстетическому воспитанию».
Материал содержит модель и описание модели воспитывающей культурной среды ДОУ по художественно-эстетическому воспитанию...
Моделирование воспитывающей культурной среды по формированию экологической культуры для детей дошкольного возраста
Экологическое воспитание дошкольников по ФГОС — это непрерывный процесс развития детей, направленный на формирование у них экологической культуры, которая выражается в наличии:устойчивых знаний ...
Всероссийский конкурс по инновационным практикам создания воспитывающей культурной среды в образовательных организациях.
Тема "Мы разные, но вместе" Модель воспитывающей культурной среды формирования культурных ценностей...
Воспитывающая культурная среда в ДОУ с использованием средств музейной педагогики
Воспитывающая культурная среда в ДОУ с использованием средств музейной педагогики...
Создание воспитывающей культурной среды в группе для детей раннего возраста с ОВЗ
Среда образовательной организации – элемент воспитательной системы учреждения, комплекс природных, материальных, предметно-эстетических, социальных элементов, в процессе освоения котор...
Моделирование воспитывающей культурной среды по патриотическому воспитанию на основе национальных ценностей.
Модель патриотического воспитания в ДОУ...
Модель воспитывающей среды в ДОУ
Как построить воспитывающую среду, на какие принципы опираться, какие линии предусмотреть при её построении,. в данной работе представлена модель воспитывающей среды нашего ДОУ....