«Обогащение образовательной среды по художественно –эстетическому направлению с учетом национально – культурного компонента ».
материал (подготовительная группа)
Обогащая образовательную среду, по художественно- эстетическому направлению с учетом национально – культурного компонента мы помогаем видеть красоту в природе, находить прекрасное в народном творчестве, с чем навсегда свяжутся незабываемые образы родного края.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
obogoshchenie_razvivayushchey_sredy.docx | 22.45 КБ |
Предварительный просмотр:
Управление образования Администрации муниципального района
Туймазинский район Республики Бащкортостан
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
детский сад № 4 г. Туймазы муниципального района Туймазинский район Республики Башкортостан
«Обогащение образовательной среды по художественно –эстетическому направлению с учетом национально – культурного компонента ».
Выполнила и составила:
Воспитатель
МАДОУ детский сад №4
г. Туймазы
Туранская Ирина.Радиковна
Педагогический стаж:
Имеющая категория
г. Туймазы, 2021г.
«Дети должны жить в мире красоты, игры, сказки, музыки, рисунка, фантазии, творчества»
(В. А. Сухомлинский)
Сегодня дошкольные учреждения находятся в условиях непрерывного развития. Одной из основных задач современного дошкольного образования является обучение и воспитание творчески развитых детей. Особое внимание уделяется художественно-эстетическому развитию дошкольников.
Искусство является незаменимым средством формирования духовного мира детей: литература, скульптура, народное творчество, живопись - все это пробуждает у дошкольников эмоционально-творческое начало и способствует обогащению чувственного опыта, эмоциональной сферы личности, влияет на познание нравственной стороны действительности, повышает познавательную активность. Знакомство с красотой в жизни и искусстве не только воспитывает ум и чувства ребенка, но и способствует развитию воображения и фантазии.
Основная цель художественно-эстетического воспитания - это развитие творческого потенциала каждого воспитанника и создание условий для его реализации.
Одним из важных условий реализации системы художественно-эстетического воспитания в дошкольном учреждении является правильная организация предметно-развивающей среды, в которой ребёнок получает широкие возможности для самовыражения, раскрытия и совершенствования творческих способностей.
Объединение разных видов деятельности одним тематическим содержанием создает возможности творческого осмысления темы и наиболее полного ее отражения с помощью средств выразительности, специфичных для того или иного вида художественной деятельности; обеспечивает глубокое познание и эмоциональное переживание ребенком образов, созданных в музыке, литературе, игре.
Успешность художественно-эстетической деятельности определяется увлеченностью и способностью детей свободно использовать приобретенные знания, умения и навыки в самом процессе деятельности и находить оригинальные решения поставленных задач. У детей постоянно развивается творческое, гибкое мышление, фантазия и воображение.
Реализация художественно-эстетического воспитания может осуществляться и в ходе изучения родного края, приобщения ребёнка к национальной культуре. Оно воспитывает гражданственность, патриотизм, формирует у дошкольников высокие моральные качества, такие как бережное отношение к природе, любовь к Родине, чувство гордости за свою Родину.
Обогащая образовательную среду, по художественно- эстетическому направлению с учетом национально – культурного компонента мы помогаем видеть красоту в природе, находить прекрасное в народном творчестве, с чем навсегда свяжутся незабываемые образы родного края. В процессе познавательной активности дети получают жизненно необходимые знания. Знакомство с прошлым, настоящим и предполагаемым будущим своей малой родины, особенностями природы, экономических, политических, культурных и других условий способствует формированию у детей гражданского мировоззрения.
Основной целью по обогащению среды, по данному направлению является: формирование у воспитанников ДОУ целостных представлений об окружающей природе, социальной среде родного края и месте человека в ней, гармоническое проявление патриотических чувств и культуры общения.
Художественно-эстетическая деятельность – деятельность специфическая для детей, в которой ребёнок наиболее полно может раскрыть себя, свои возможности, ощутить продукт своей деятельности (рисунки, поделки, одним словом реализовать себя как творческая личность) Это развитие творческого начала в детях, впоследствии так необходимого в жизни.
Использование национально – регионального компонента является той составляющей, в которой наиболее полно отражены особенности каждого региона, учтена значимость произведений народных промыслов, художественные традиции которых и есть живая память, что очень важно для местного населения, культуры края.
Практическая работа по реализации регионального компонента в художественно-эстетическом развитии дошкольников.
Обогащая образовательную среду, по художественно- эстетическому направлению с учетом национально – культурного компонента в нашей группе было обусловлено целью - ознакомления дошкольников с окружающим миром: местными историко-культурными, национальными, географическими, климатическими особенностями нашего региона. А представления о природе своей малой родины являются содержательной основой для осуществления разнообразной детской деятельности и могут успешно интегрироваться практически со всеми образовательными областями.
Художественно – эстетическая развивающая среда включает в себя:
1. Наличие необходимых расходных материалов для изобразительной деятельности (краски, карандаши, мелки, пластилин, глина, бумага);
2.Наличие необходимых материалов для театрализованной деятельности: ширмы, костюмы, куклы, литература (сказки, стихи);
3. Наличие необходимых условий для просмотра и прослушивания произведений разных жанров и направлений (сказки, музыкальные произведения, мультфильмы, обучающие видео).
4.Наличие специализированных уголков творчества: уголки-музеи (в нашей группе мини – музей «Матрешки», ( присутствуют матрешки башкирских мастеров), их шаблоны, произведениями народного творчества ).
5. Наличие предметно-развивающей среды (конструкторы, развивающие игры, наборы для совместных игр, стимулирующих общение и др.);
Начиная работу по обогащению среды в группе для работы была подобрана художественная литература, иллюстрации, репродукции, дидактические игры. Для систематической работы по знакомству детей с произведениями изобразительного искусства отвели в группе специальное место на уровне глаз ребёнка. Создаётся альбом со стихотворениями о родном крае, пословицами о Родине, дружбе, мире природы. В работе можно использовать аудиоаппаратуру для слушания музыкальных произведений о родном крае, просмотра мультимедийных презентаций.
В нашем центре художественно - эстетического творчества имеются фотографий с видами родного города, Предоставлены трафареты различных птиц и животных нашего края, настольно - печатные игры, образцы герба, флага Башкирии, национального костюма, орнамента и узоров одежды и быта, изображения национальных блюд. Следует опираться на гендерные различия детей – предоставлять материалы и оборудование для ручного труда и художественного конструирования, интересные как для мальчиков, так и для девочек.
Широко используются дидактические игры: «Собери ковер», «Назови блюдо», « Собери узор», «Найди пару», « Чей костюм», « Найди ковер», « Башкирские кубики», « Собери матрешку», (в свободном доступе). Они помогают формировать у детей соответствующие знания и навыки. Создан альбом о известных людях нашего края (писатели, певцы, музыканты, народные герои, писатели, поэты, художник и т.д.). На полочке красоты выставлены фарфоровые башкирские сувениры , матрешки, предметы быта нашего края.
Ознакомление с родным краем с помощью разнообразных видов деятельности, создает неповторимую среду, которая действует на воображение и формирует индивидуальность ребенка, определяя его жизненный путь и душевные устремления. Ребенок познает не только свой край, но и откликается на события окружающего мира, выражает свое отношение к ним.
Результативность работы по реализации регионального компонента предполагает, что ребёнок
- приобретает систему знаний о связи, взаимодействии человека, животных, растительного мира и мира людей родного края, об особенностях общения человека с окружающим миром
- получает представление о профессиях людей, занятых в различных природных сферах
- определяет свою социальную роль
-обогащает словарный запас, развивает память, мышление, воображение
- приобретает навыки доброжелательного, чуткого отношения друг к другу и окружающему миру.
Повышение представлений о родном селе, родном крае станут более существенными, у детей появится интерес к истории, местной художественной литературе, природным богатствам родного края. Детский интерес отразится в творчестве: сказках, рассказах, рисунках, поделках. Успешность художественно-эстетической деятельности определяется увлеченностью и способностью детей свободно использовать приобретенные знания, умения и навыки в самом процессе деятельности и находить оригинальные решения поставленных задач. У детей постоянно развивается творческое, гибкое мышление, фантазия и воображение. Творческий поиск в конкретном виде деятельности приводит к положительным результатам.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Обогащение образовательной среды в дошкольном образовательном учреждении по художественно-эстетическому направлению с учётом национально-регионального компонента ХМАО - Югры.
Статья содержит практические рекомендации по обогащению образовательной среды в ДОУ по художественно-эстетическому направлению с учётом национально-регионального компонента ХМАО - Югры. Предлага...
Консультация для воспитателей «Нравственное воспитание детей с учетом национально-регионального компонента совместно с родителями»
«Любовь к родному краю, родной культуре, родной речи начинается с малого - с любви к своей семье, к своему жилищу, к своему детскому саду. Постепенно расширяясь, эта любовь переходит в любовь к родной...
ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПЛАН ОРГАНИЗОВАННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ С УЧЕТОМ НАЦИОНАЛЬНО - РЕГИОНАЛЬНОГО КОМПОНЕНТА В СТАРШЕЙ ГРУППЕ ДОУ (ДЛЯ РЕСПУБЛИКИ СЕВЕРНАЯ ОСЕТИЯ-АЛАНИЯ)
Современная система образования в дошкольном образовательном учреждении (далее – ДОУ) должна реализовываться через организацию всевозможных видов детской деятельности и их интеграцию с исп...
Развитие речи у детей старшего возраста с учетом национально-регионального компонента
Современные дети живут в мощном потоке информации. Ушли в прошлоефильмоскопы. На смену пришли телевизоры, вместо живой бабушкиной сказки – записьна магнитофоне или кассеты с видеофильмами. Огром...
Доклад на тему: «Реализация воспитательного компонента дошкольного образования средствами кружковой деятельности художественно-эстетической направленности»
Доклад для педагогической конференции «Приоритетные проекты в сфере образования: от условий к качеству» на тему «Реализация воспитательного компонента дошкольного образования ср...
Исследовательский проект по художественно-эстетическому направлению «Национальная кукла народов ханты»
Исследовательский проект...
Конспект НОД с учетом национально-регионального компонента «Я живу в городе Иланский Красноярского края» старшая группа
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение«Иланский детский сад № 50» Конспект НОДс учетом н...