План мероприятий с родителями по реабилитации и адаптации с детьми с ограниченными возможностями.
материал
Ребенок растет и развивается в семье, получает «из рук и уст матери» определенную сумму знаний, которая является основой формирования в детском сознании понимания особенностей окружающего пространства, навыков самообслуживания, взаимоотношений с людьми. Воспитательная работа родителей в семье – это, прежде всего, самовоспитание.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabota_s_rod.docx | 46.68 КБ |
Предварительный просмотр:
Приготовила воспитатель
Богуславская Т И
План мероприятий с родителями по реабилитации и адаптации с детьми с ограниченными возможностями.
Ребенок растет и развивается в семье, получает «из рук и уст матери» определенную сумму знаний, которая является основой формирования в детском сознании понимания особенностей окружающего пространства, навыков самообслуживания, взаимоотношений с людьми. Воспитательная работа родителей в семье – это, прежде всего, самовоспитание. Следовательно, каждому родителю нужно учиться быть педагогом, учиться принимать свое дитя таким, какой он есть, учиться управлять взаимоотношениями с ребенком. Но не все семьи в полной мере реализуют весь комплекс возможностей воздействия на ребенка. Причины разные: одни семьи не хотят воспитывать ребенка, другие не умеют этого делать, третьи не понимают зачем это нужно. Во всех случаях необходима квалифицированная педагогическая помощь, которая поможет в определении верного пути: как воспитывать, чему учить, как учить. Сотрудничество семьи и педагога является необходимым условием успешного коррекционно – воспитательного воздействия на развитие ребенка с ОВЗ.
Задачами консультативно – просветительской и профилактической работы с родителями являются:
– профилактика вторичных, третичных нарушений в развитии ребенка;
– профилактика перегрузок, выбор адекватного психофизическому развитию ребенка режима труда и отдыха в образовательном учреждении и дома;
– оказание профессиональной помощи в вопросах воспитания, в решении возникающих проблем;
– выбор стратегии взаимоотношений с учетом возрастных и индивидуальных особенностей ребенка, структуры нарушения его развития;
– подготовка и включение родителей (близких людей) в процесс решения коррекционно – воспитательных задач, реализацию индивидуальных комплексных программ коррекции развития.
Процесс взаимодействия семьи и ДОУ практически всегда запускается по инициативе педагогов. И насколько продуманным он будет, настолько эффективным будет результат.
Работе с родителями детей с ОВЗ неслучайно уделяется достаточно большое внимание. Для таких детей, контакт которых с окружающим миром сужен, неизмеримо возрастает роль семьи. Семье принадлежат значительные возможности в решении определённых вопросов: воспитания детей, включение их в социальные и трудовые сферы, становление детей с ОВЗ как активных членов общества. Но многочисленные исследования (Г.Л. Аксарина, Н.Ю. Иванова, В.Н. Касаткин, Н.Л. Коваленко, А.Г. Румянцев и др.) свидетельствуют о том, что появление в семье ребёнка с ОВЗ нарушает сложившуюся жизнедеятельность семьи: меняются психологический климат семьи, супружеские отношения.
План мероприятий, направленных на улучшение условий жизни детей с ОВЗ.
№ п/п | Наименование мероприятия | Форма работы | Ответственный исполнитель |
1 | Реализация мероприятий «Ранняя помощь семьям, воспитывающим детей с нарушениями развития «Растем и развиваемся вместе» | ||
2 | «Школа здоровья» | Блиц – турнир: «Чтобы ребенок рос здоровым и крепким» | |
3 | «Научите меня говорить правильно» | Консультация – практикум: «Я расскажу тебе сказку, дружок» - обучение рассказыванию, пересказу/показу с использованием жестов, мимики (рассказ – обыгрывание – чтение) | |
4 | «Родительский университет» | Беседа: «Особенности эмоционального развития вашего ребенка». Консультация – практикум: | |
5 | «Игра – это серьезно» | Выставка – информация: «Мамины руки». Семейное развлечение : «Любимые, милые, родные» | |
6 | Родительское собрание | Тема: “ Совместные увлечения, хобби, интересы родителей группы с ОВЗ”: | |
7 | Наглядное пособие | информационный лист для родителей: “Выучите вместе с детьми”. | |
8 | Консультация | «10 советов родителям детей с ОВЗ» | |
9 | «Родительский университет | Консультация: «МОЖНО, НАДО, НЕЛЬЗЯ. Детское ХОЧУ и родительская снисходительность» | |
10 | Доклад на педсовете | "Работа педагога с родителями детей с ограниченными возможностями здоровья | |
Данный план развития ребенка-инвалида обеспечивает создание оптимальных условий для:
- развития эмоционально-волевой, познавательно-речевой, двигательной сфер у ребёнка - инвалида;
- развития позитивных качеств личности;
- коррекции недостатков психологического развития и предупреждение вторичных нарушений развития;
- формирования определенного круга представлений и умений, необходимых для успешной подготовки детей к обучению в общеобразовательной школе.
Основная форма работы – индивидуальные занятия.
Индивидуальный план работы с ребенком ОВЗ
Цель: Создание оптимальных условий для развития личности ребенка и активизации речевой деятельности посредством проведения индивидуальной работы с воспитанником группы.
Периодичность занятий: 1 раз в неделю ( пятница, 07. 30 / 16. 15) (игры и игровые упражнения в совместной деятельности, режимных моментах)
П Л А Н
Календарно-тематическое планирование (сентябрь-май)
№ п/п | занятия | Программное содержание | Содержание занятия |
Диагностика | получение полных информативных данных об индивидуальных особенностях психического развития ребенка | «Запомни картинки», • «Запомни слова», • Проба «Понимание текста», • «Какие предметы спрятаны в рисунках?», • Метод повторения чисел для оценки объема внимания, • «Нелепицы», • «Исключение лишнего», • Методика по выявлению умения способности к конкретизации понятий, • «Последовательные картинки». Методика «Закодированное письмо» (Е.А.Васильева) • Методика исследования эмоционального состояния (по Э. Т. Дорофеевой). | |
Занятие 1 |
«Воображаемая картинка», «Осенние листья» 3.Зрительная гимнастика «Темное расслабление» 4. Рисование «Дерево настроения». 5. Минутка танцевальной терапии 6. Упражнение «Качели» 7. Прощание | ||
Занятие 2 | развивать и корректировать свойства внимания. |
| |
Занятие 3 | Учить выражать с помощью движений различные эмоциональные состояния, развивать внимание, воображение, чувства ответственности за другого человека, коммуникативные навыки. |
| |
Занятие 4 |
| ||
| Занятие 5 | Продолжать учить передавать эмоциональные состояния, используя различные выразительные средства, действовать согласованно, развивать воображение, мимику, способность расслабляться. |
|
Занятие 6 |
| ||
Занятие 7 | Упражнять в умении выражать эмоции с помощью мимики, продолжать развивать продолжительность движений, способствовать ослаблению негативных эмоций. |
| |
Занятие 8 | Развитие мелкой моторики, воспитание усидчивости и терпения |
| |
Занятие 9 | Развивать невербальные формы коммуникации, способность понимать и выражать различные эмоциональные состояния, выразительность движений и жестов, учить осознавать состояния покоя, расслабления |
| |
Занятие 10 |
| ||
Занятие 11 | Развивать внимание, интерес к самому себе, к своему имени |
| |
Занятие 12 |
| ||
Занятие 13 | Развитие мелкой моторики и устойчивости внимания |
| |
Занятие 14 | Познакомить с органами чувств человека и их расположением на теле. Уточнить физиологическую функцию органов чувств. Развивать зрительно-моторную координацию. Активизировать навыки ребенка при снятии зрительного утомления. |
| |
Занятие 15 | Развитие моторики, внимания и письменной речи |
| |
Занятие 16 – Занятие 17 | Активизировать знания о сенсорных возможностей глаза. Учить составлять рассказ-описание с опорой на модель сенсорных возможностей глаз. Активизировать знания о различных приемах снятия зрительного утомления. Развивать зрительно-моторную координацию. |
| |
Занятие 18 | Уточнить знание детей о сенсорных возможностях руки человека. Познакомить с условными обозначениями, символизирующими сенсорные возможности руки с особенностями ее строения. Познакомить с новым приемом восстановления зрения (Су-Джок терапия). Развивать тактильное восприятие. Развивать мелкую моторику, воображение. Учить рассуждать, делать логические выводы |
| |
Занятие 19 | Закрепить знания о сенсорных возможностей рук |
| |
Занятие 20 | Помочь осознать сенсорные возможности языка как органа вкуса. Познакомить с вкусовыми зонами языка. Активизировать зрительную поисковую функцию. Закрепить навыки снятия зрительного утомления. |
| |
Занятие 21 | Познакомить с сенсорными возможностями рта. Учить составлять рассказ-описание с опорой на модель сенсорных возможностей рта человека. Развивать прослеживающую функцию зрения. |
| |
Занятие 22 | Уточнить знания о назначении носа. Развивать графические навыки детей. Познакомить с новой гимнастикой, способствующей снятию зрительного утомления. |
| |
Занятие 23 | Активизировать представление о сенсорных возможностях уха и его назначении. Развивать умение определять направление, откуда слышится звук. Развивать восприятие цвета. |
| |
Занятие 24 | Обобщить знания о сенсорных возможностях органов чувств, учить использовать имеющиеся знания на практике. Учить составлять рассказ – описание. Развивать зрительно – моторную координацию, прослеживающую функцию зрения. |
| |
Занятие 25 | Создание положительного эмоционального настроя. Развитие логического и образного мышления, внимания, воображения, памяти, мелкой моторики и координации движений. Формирование коммуникативных умений, навыков сотрудничества. |
| |
Занятие 26 | Учить передавать различные эмоциональные состояния. Формировать умение выражать свои чувства, впечатление через цвет, рисунок. Развивать образное мышление, воображение. |
| |
Занятие 27 | Развивать воображение, выразительность движений. |
| |
Занятие 28 | Продолжать развивать умение правильно выражать эмоции и чувства посредством мимики, развивать воображение, речь. Создавать позитивное настроение |
| |
Занятие 29 | Создание положительного эмоционального настроя, формирования коммуникативных навыков и навыков сотрудничества. Развитие динамики и координации движений, активизация речевых навыков, памяти, мышления, развитие творческой воображения и внимания. |
| |
Занятие 30 | Развивать творческое воображение, эмпатию, выразительность движения, раскованность, способствовать снятию агрессивности и ослаблению негативных эмоций. |
| |
Занятие 31 | Развитие эмоционально-волевой сферы и общих интеллектуальных способностей ребенка. Развитие умения ребенка логически и грамматически правильно рассуждать и высказывать свои мысли, формировать элементарные образные представления об окружающем мире, развитие мелкой моторики руки. |
| |
Занятие 32 | развитие мелкой моторики посредством аппликации |
| |
Занятие 33 | Развитие эмоционально-волевой и познавательной сферы. Формирование коммуникативных и познавательных навыков и умений, снятие эмоционального напряжения. |
| |
Занятие 34 | развитие мелкой моторики посредством аппликации |
| |
Занятие 35 | Создание положительного эмоционального настроя, атмосферы доверия и доброжелательности, снятие эмоционального напряжения. Активизация и развитие познавательной деятельности. Формирование коммуникативных навыков и умений, навыков взаимодействия. |
| |
Занятие 36 | Развивать представление об индивидуальных особенностях людей, о том, что каждый человек уникален. |
| |
Занятие 37 | Развитие познавательной сферы: памяти, внимания, воображения, мышления, речи. Формирование умения устанавливать логические связи между понятиями, действовать по правилам. Улучшение состояния общей и мелкой моторики |
| |
Занятие 38 | Развитие мелкой моторики, развитие письменной речи |
| |
Занятие 39 | развитие психических процессов |
| |
Занятие 40 | Активизировать знания о сенсорных возможностей глаза. Учить составлять рассказ-описание с опорой на модель сенсорных возможностей глаз. Активизировать знания о различных приемах снятия зрительного утомления. Развивать зрительно-моторную координацию. |
Прощание | |
Занятие 41 | Развивать воображение, речь, зрительную и слуховую память, мимические движения, учить приемам расслабления. |
| |
Занятие 42 | способствование раскрытию интеллектуального потенциала ребёнка, развитию его самостоятельности, произвольного поведения |
| |
Занятие 43 | Развивать представление о себе, внимание к своим переживаниям, вербальные формы общения, уверенность в своих силах, учить осознавать свои физические и эмоциональные ощущения, желание видеть в себе положительные стороны |
Прощание | |
Занятие 44 | Развитие мелкой моторики, воспитание терпения и усидчивости |
| |
Занятие 45 | Создание положительного эмоционального настроя на труд, снятие эмоционального напряжения, развитие познавательных психических процессов: памяти, внимания, мышления, воображения, создание доброжелательной, комфортной атмосферы на занятии. | 1. Приветствие. 2. Упражнение «Загадочные картины» 3. Физкультминутка 4. Упражнение-игра «На что похоже?» 5. Упражнение «Я-Цветок» 6. Прощание. | |
Занятие 46 | развивать восприятие геометрических фигур, развивать точность восприятия, развивать цветоразличение, развивать восприятие длительности временного интервала |
| |
Занятие 47 | развивать представление о частях суток, развивать представления о временах года, развивать пространственные представления, развивать наблюдательность |
| |
Занятие 48 | Увеличивать объём памяти: зрительной и слуховой. |
| |
Занятие 49 | развивать приёмы ассоциативного и опосредованного запоминания предметов в процессе игровой и непосредственно образовательной деятельности |
| |
Занятие 50 | развивать воображение и творческие способности |
| |
Занятие 51 | развивать мыслительные процессы: обобщение, отвлечение, выделение существенных признаков |
| |
Занятие 52 | развивать гибкость ума и словарный запас, развивать сообразительность |
| |
Занятие 53 | Создание положительного эмоционального настроя, снятие эмоционального напряжения. Развитие познавательных процессов: памяти, внимания, наблюдательности, мышления. |
Прощание. | |
Занятие 54 | Развитие мелкой моторики, воспитание терпения и настойчивости |
Подведение итогов, прощание | |
Занятие 55 | Развитие эмоционально-волевой и коммуникативной сферы. Коррекция и развитие памяти, внимания, мышления, речи, мелкой моторики. |
Прощание. | |
Занятие 56 | Создание положительного эмоционального настроя, атмосферы доверия и доброжелательности, снятие эмоционального напряжения. Развитие эмоционально-волевой сферы, «языка» телодвижений, мимики, жестов. Активизация процессов мышления, памяти, внимания, воображения. |
Прощание «Подари улыбку» | |
Занятие 57 | развитие мелкой моторики посредством лепки. |
| |
Занятие 58 | развивать способность к переключению внимания; развивать концентрацию внимания; развивать произвольное внимание; развивать объём внимания; развивать произвольное внимание. |
| |
Занятие 59 | развивать мыслительные процессы: обобщение, отвлечение, выделение существенных признаков, развивать гибкость ума и словарный запас, развивать сообразительность. |
| |
Диагностика | получение полных информативных данных об индивидуальных особенностях психического развития ребенка | • «Запомни картинки», • «Запомни слова», • Проба «Понимание текста», • «Какие предметы спрятаны в рисунках?», • Метод повторения чисел для оценки объема внимания, • «Нелепицы», • «Исключение лишнего», • Методика по выявлению умения способности к конкретизации понятий, • «Последовательные картинки». Методика «Закодированное письмо» (Е.А.Васильева) • Методика исследования эмоционального состояния (по Э. Т. Дорофеевой). |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План работы ресурсного Центра духовно-нравственного просвещения и поддержки семей с детьми с ограниченными возможностями здоровья
План разработан для работы с детьми с ОВЗ ....
Крупные возможности мелкой моторики в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья .
Исследования ученых обращают внимание на то, что около трети всей площади двигательной проекции занимает проекция кисти, расположенная очень близко от речевой моторной зоны. Именн...
Опыт работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья Выступление на заседании проблемной секции по теме: «Дети с ограниченными возможностями здоровья. Создание условий для обучения и воспитания в дошкольных образовательных учреждениях»
На сегодняшний день одной из актуальных проблем является организация инклюзивного образования детей с ОВЗ в условиях дошкольного образовательного учреждения, т. к. в последнее время возросло кол...
Практикум по работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья, совместная деятельность детей, родителей и педагогов «Вместе весело играть»
Практикум по работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья, совместная деятельностьдетей, родителей и педагогов...
План мероприятий с родителями по реабилитации и адаптации с детьми с ограниченными возможностям
Ребенок растет и развивается в семье, получает «из рук и уст матери» определенную сумму знаний, которая является основой формирования в детском сознании понимания особенностей окружающего ...
Конспект открытого подгруппового мероприятия непрерывной образовательной деятельности в подготовительной группе с детьми с ограниченными возможностями здоровья на тему «К нам весна шагает…»
Цель: создание педагогических условия для эффективного формирования лексико-грамматического строя речи....