Практикум по работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья, совместная деятельность детей, родителей и педагогов «Вместе весело играть»
план-конспект занятия (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа)
Практикум по работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья, совместная деятельность
детей, родителей и педагогов
Скачать:
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад №6 города Агрыз Агрызского муниципального района
Республики Татарстан»
Практикум по работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья, совместная деятельность
детей, родителей и педагогов
«Вместе весело играть»
Воспитатели:
Измарьева Татьяна Николаевна
Сибгатова Гульчачак Хамитовна
Фарбаева Эвелина Рамилевна
Агрыз
Практика последних лет показывает, что увеличивается число семей, воспитывающих детей с ограниченными возможностями здоровья. С усилением этой тенденции острее встает вопрос о помощи данной категории родителей, т.к. именно они является основополагающим фактором успешного воспитания детей с отклонениями в развитии. Концепция воспитания ребенка с ОВЗ выделяет основную идею работы с семьей - достижение гармоничной жизни с «особенным» ребенком, максимальное развитие потенциальных возможностей ребенка и каждого члена семьи и успешной интеграции в общество.
Проживание ребенка с ОВЗ в семье создает в ней совершенно особую обстановку, это зависит, прежде всего, от самих родителей, от их установок, формирующихся в отношениях к нему других людей. От отношения к ребенку близких к нему людей зависит, какие чувства будут у него формироваться. Поэтому очень важно чтобы сами родители научились принимать своего ребенка и оказывать ему необходимую помощь в развитии.
Основная проблема в развитии детей с ОВЗ состоит в том, что дефект какого-нибудь анализатора или интеллектуальный дефект часто приводит к целому ряду отклонений. То есть, не существует речевых расстройств, при которых не отмечались бы другие психологические нарушения. Вместе они образуют сложный психологический профиль отклонений в психическом развитии у детей, в структуре которого одним из ведущих синдромов являются речевые нарушения. Не случайно списки детей, зачисленных на психологический и логопедический пункты ДОУ, практически совпадают.
Задержка речевого развития, например, часто сопровождается снижением познавательной активности ребенка, общей осведомленности об окружающем мире, обеднённостью содержания коммуникативной, игровой и других видов деятельности. У детей, имеющих логопедические проблемы, при нормальном интеллекте часто наблюдается снижение познавательной деятельности, меньший объём памяти, неустойчивость внимания, снижение уровня обобщения и осмысления действительности, а также затруднена развёрнутая связная речь. Со стороны эмоционально-волевой сферы часто наблюдается: речевой негативизм, повышенная возбудимость, раздражительность или общая заторможенность, низкая коммуникативная потребность, замкнутость, малообщительность, обидчивость, плаксивость, многократная смена настроения.
Чтобы преодолеть эти трудности, помочь детям приобрести уверенность в себе, активизировать речь, вызвать интерес к речевому общению и повысить активность детей на занятиях, целесообразно организовывать совместную работу педагогов работающих с такими детьми, а также родителей.
Использование комплексных подходов взаимодействия поможет педагогам образовательного учреждения организовать и систематизировать технологическую цепочку как целостную педагогическую деятельность, создать мотивацию на сотрудничество педагогов и родителей для повышения результативности в коррекции психических и речевых нарушений у детей с ограниченными возможностями здоровья.
Представленная методическая разработка строится на следующих принципах:
- построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребёнка, при котором сам ребёнок становится активным в выборе своего образования, становится субъектом образования;
- содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребёнка полноценным участником образовательных отношений;
- поддержка инициативы детей в различных видах деятельности;
- сотрудничество организации с семьёй;
- приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства;
- формирование познавательных интересов и познавательных действий ребёнка в различных видах деятельности;
- возрастная адекватность.
И сегодня мы хотим представить вашему вниманию практикум по работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья, совместная деятельность
детей, родителей и педагогов «Вместе весело играть».
Прошу вас, частники семинара, помочь нам. Нам нужны десть человек. Разбейтесь по парам, один из вас в паре будет родитель, другой - особенный ребёнок.
Благодаря совместной деятельности родителя, ребенка и педагога решаются такие задачи:
- у родителей развивается чувство эмпатии и способность понимания эмоционального мира своего ребенка, через совместную игровую деятельность;
- активизируются навыки коммуникации в семье;
- повышается интерес родителей к внутреннему миру ребенка;
- развиваются фонематические процессы у детей;
- обогащается и активизируется словарь детей;
- развивается артикуляционная и мелкая моторика детей;
- способствует сплоченности детско-родительского коллектива.
Конспект совместной деятельности
детей, родителей и педагогов
«Вместе весело играть»
Форма проведения: совместная деятельность с детьми с ОВЗ и их родителями.
Участники: дети с ОВЗ и их родители, специалисты ДОУ
Цель: знакомство родителей со способами взаимодействия с детьми с ОВЗ, формирование у детей и родителей позитивных установок и готовности к различным видам их совместной деятельности.
Задачи:
- развивать у родителей чувство эмпатии и способность понимания эмоционального мира своего ребенка, через совместную игровую деятельность;
- активизировать эффективные навыки коммуникации в семье;
- повышать интерес родителей к внутреннему миру ребенка;
- развивать фонематические процессы у детей;
- обогащать и активизировать словарь детей;
- развивать артикуляционную и мелкую моторику детей;
- способствовать сплоченности детско-родительского коллектива.
Оборудование: персонаж Медведь, мячи-ёжики, игрушки - «вертушки», картинки для игры «Угадай без слов», деревянная палочка, стеклянный бокал, металлический бокал , пластмассовый стакан, деревянная матрёшка, ножницы, цветная бумага, клей, карта для обхода препятствий, листы бумаги А4, лист бумаги А3, клей, готовые смайлики для рефлексии.
№ п/п | Вид деятельности | Последовательность деятельности воспитателя, персонажа | Предполагаемые ответы и действия родителей и детей |
Сообщение темы 1 мин. | - Посмотрите, среди нас сегодня гость - Медвежонок. М.: Я мечтаю попасть в страну игр. А вы хотите? Отлично! В.: Сегодня мы с вами все вместе совершим путешествие в страну игр. Но успех путешествия зависит от нашего настроения, потому что игры любят веселых и добрых людей. | Здороваются | |
Эмоциональ-ный настрой 0.5 мин. | Собрались все дети в круг. Я твой друг И ты мой друг. Крепко за руки возьмёмся И друг другу улыбнёмся! - Хорошо, когда утро начинается с улыбки! | Встают в круг Руки к груди Протягивают руки друг к другу Берутся за руки Улыбаются | |
Игра "Знакомство" 0,5 мин. | М.: Ребята, а давайте познакомимся. Я буду передавать цветок, у кого цветок в руках, тот произносит своё имя. Так мы познакомимся. - Отлично! Настроение у нас теперь хорошее, предлагаю устроить разминку перед дальней дорогой. - Давайте немного подвигаемся. | Маша, Петя, Оля... | |
Игра-разминка «Поменяйся местами» 2 мин. | М.: Наша встреча посвящена играм, и начнем мы ее с игры-разминки. Ваша задача - меняться местами по признаку, который я назову. - Поменяйтесь местами родители сыновей и сыновья; - родители дочерей и дочери; - те, кто в детстве или сейчас любит играть в машинки; - в куклы; - в прятки; - кто любит играть в подвижные игры; - кто хоть иногда играет со своими детьми; - кто любит своих родных и т.д. В.: Молодцы! Разминка закончена, и мы можем отправляться в страну игр. | Встают парами друг за другом. Меняются местами. | |
Игра «Ёжик- мяч» 2 мин. | В.: Оказывается, что Медвежонок совсем не умеет и играть. Давайте его научим. Мы покажем ему, какая у нас дружная команда и научим игре в мяч. В.: Возьмём мячи в руки. Этот шарик не простой | Давайте. Перекладывают мяч из одной руки в другую. Катают между ладошек. Передают друг другу. | |
Упражнение «Поймай ветерок» 1 мин. | В.: Я раздам вам игрушки - «вертушки», лопасти которых крутятся от струи воздуха. Давайте наберём побольше воздуха и медленно будем дуть на вертушку. - Мы с вами подняли такой ветер, что стало совсем не слышно друг друга. М.: Что же делать? Как играть, если я не слышу, что говорят мне друзья? В.: Давайте научим Медвежонка игре без слов. Такие игры тоже бывают. | Дуют на вертушку | |
Игра «Угадай без слов» 3 мин. | В.: Один из участников вытягивает карточку с определенным предметом. Он должен показать жестами, движениями, что нарисовано на его карточке. М.: Молодцы, я очень рад, что научился общаться и играть без слов. В.: А пока мы с вами играли без слов, на нашу страну игр опустился туман. М.: Ой,ой,ой! Как же теперь играть? Не получится? В.: Не переживай, Медвежонок. В стране игр все возможно, даже игры в тумане и темноте. | Родители или дети показывают жестами, что изображено на картинке, а остальные участники пытаются угадать, о чем им рассказывает жестами ведущий. | |
Игра «Что звучало?» 2 мин. | М.: Давайте попробуем?! Есть несколько предметов. Назовите их. - Я буду ударять по каждому деревянной палочкой, а вы познакомьтесь со звуками. Послушайте и запомните их. - А теперь закрывайте глаза, как будто мы в плотном тумане. Внимательно прислушайтесь, что звучит? (Все предметы закрываются экраном, Медвежонок поочередно стучит по ним.) - Ребята, определите, по какому предмету я ударяю. - Отлично поиграли! В.: Продолжим наше путешествие по стране игр. | Стакан из пластмассы, бокал из стекла, бокал из металла, кубик из дерева. Стакан из пластмассы бокал из стекла; бокал из металла; кубик из дерева. | |
Игра «Туман» (по типу «Слепой и поводырь») 2 мин. | В.: К сожалению, туман еще не рассеялся, и мы вряд ли увидим, куда нам нужно идти. Но у меня есть специальная карта, по которой мы можем ориентироваться. Попросим родителей помочь нам прочесть нам, куда же идти. - Я вам предлагаю встать в пары. Первый (ребенок) закрывает глаза (можно завязать глаза повязкой). Второй в паре (лучше взрослый), будет читать задания с карты, в которых поэтапно описано, куда нужно двигаться и поворачивать, чтобы пройти через туман. - Молодцы, вы замечательно слышите и умеете преодолевать препятствия. Туман рассеялся. | Дети и родители встают в пары, ребёнку завязывают глаза. Родитель читает карту и ведёт ребёнка по маршруту. | |
Динамическая пауза «Хлоп» 0.5 мин. | Руки вверх мы поднимаем, А потом их опускаем, А потом их разведём И к себе скорей прижмём. Хлоп - раз, ещё - раз, Мы похлопаем сейчас. А теперь скорей, скорей, Хлопай, хлопай веселей! | Участники выполняют движения, соответствующие тексту. | |
Игра «Близкие друзья» 2 мин. | М.: Путешествуем по стране игр дальше. Но на нашем пути снова встречаются препятствия. Мы попали в лес, где густые ветви оплели нам руки. Деревья отпустят нас, только если мы дружно, вместе выполним их просьбу. Вы любите друг друга? - Нужно обнять соседа ближайшей рукой. Другая рука свободна. Не отпуская своего соседа нужно свободной рукой вместе нарисовать сердечко. - Замечательно поиграли, деревьям понравилась наша игра, они нас отпускают. | Да-а-а. Дети и родители обнявшись рисуют сердце двумя свободными руками | |
Продуктивная деятельность «Изготовлениесолнышка» 5 мин. | В.: - Понравилось вам путешествовать по стране игр. М.: Мне тоже очень понравилось. В.: Как вы думаете, какое у Медвежонка сейчас настроение? - Его настроение стало веселым, радостным, солнечным и чтобы оно оставалось таким же, давайте подарим ему солнышко. - Давайте подойдём к столу. Обведем на листе цветной бумаги свои ладошки и вырежем их ножницами, наклеим, образуя круг - «солнышко». | Да-а-а. Веселым, радостным, солнечным, хорошим... Изготавливают поделку по показу и объяснениям воспитателя. Отвечают на вопросы (цвет, форма, способ изготовления и т.п.) | |
Подведение итогов. Рефлексия. 0.5 мин. |
|
Предварительный просмотр:
Агрыз,2019
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад №6 города Агрыз Агрызского муниципального района
Республики Татарстан»
Картотека игр для детей
с ограниченными возможностями здоровья
«Вместе весело играть»
Составили:
Измарьева Т.Н.
Сибгатова Г.Х.
Фарбаева Э.Р.
Пояснительная записка
Практика последних лет показывает, что увеличивается число семей, воспитывающих детей с ограниченными возможностями здоровья.
С усилением этой тенденции острее встает вопрос о помощи данной категории родителей. Проживание ребенка с ОВЗ в семье создает в ней совершенно особую обстановку. От отношения к ребенку близких к нему людей зависит, какие чувства будут у него формироваться. Поэтому очень важно чтобы сами родители научились принимать своего ребенка и оказывать ему необходимую помощь в развитии.
Чтобы преодолеть эти трудности, помочь детям приобрести уверенность в себе, активизировать речь, вызвать интерес к речевому общению и повысить активность детей, целесообразно организовывать совместную работу педагогов, работающих с такими детьми, а также родителей.
Благодаря совместной деятельности родителя, ребенка и педагога решаются такие задачи:
- у родителей развивается чувство эмпатии и способность понимания эмоционального мира своего ребенка, через совместную игровую деятельность;
- активизируются навыки коммуникации в семье;
- повышается интерес родителей к внутреннему миру ребенка;
- развиваются фонематические процессы у детей;
- обогащается и активизируется словарь детей;
- развивается артикуляционная и мелкая моторика детей;
- способствует сплоченности детско-родительского коллектива.
1
Игра "Знакомство"
Цель: познакомиться.
Описание: Все становятся в круг. Один называет свое имя и передаёт предмет (мяч, цветок и т.д.). Следующий участник называет своё имя и передаёт предмет. Так игра продолжается, пока предмет не вернётся к первом игроку.
Игра-разминка «Поменяйся местами»
Цель: повысить творческую активность детей, пробудить фантазию, поднять настроение, развивать собранность, внимательность, умение управлять своими эмоциями и действиями, навыки коллективной и слаженной деятельности.
Описание: Участники становятся в круг. Ведущий предлагает поменяться местами тем участникам, у кого есть что-нибудь одинаковое: светлые волосы, белые футболки, домашние животные и т.п. Например, инструктор говорит: «родители сыновей и сыновья, родители дочерей и дочери». Дети меняются местами и т.д. Игра проводится 3-4 минуты.
Игра «Ёжик- мяч»
Цель: развитие мелкой моторики, общей координации и пластичности движений.
Описание: Участники Перекладывают мяч из одной руки в другую. Катают между ладошек. Передают друг другу.
2
Этот шарик не простой
Весь колючий, вот такой.
Меж ладошками кладём
Им ладошки разотрём.
Вверх и вниз его катаем
Свои ручки развиваем!
Можно шар катать по кругу
Перекидывать друг другу.
1, 2, 3, 4, 5 –
Всем пора нам отдыхать!
Дыхательное упражнение
«Поймай ветерок»
Цель: Развитие плавного и длительного выдоха.
Описание: Участникам раздаются игрушки - «вертушки», лопасти которых крутятся от струи воздуха создаваемой участником.
Игра «Угадай без слов»
Цель: Развитие мимики, жестов, умение понимать другого без использования речи, развитие воображения.
Описание: Один из участников вытягивает карточку с определенным предметом. Он должен показать жестами, движениями, что нарисовано на его карточке.
Игра «Что звучало?»
Цель: Развитие слухового внимания и слуховой памяти.
Описание: Участникам демонстрируется звучание разных
3
предметов (стеклянный, деревянный, пластмассовый, металлический). Затем эти предметы звучат за ширмой, а участники называют, что звучало.
Игра «Туман»
Цель: развитие межличностного доверия, умения чувствовать других.
Описание: участникам предлагается встать в пары. Первый (ребенок) закрывает глаза (можно завязать глаза повязкой). Второй в паре (лучше взрослый), будет читать задания с карты, в которых поэтапно описано, куда нужно двигаться и поворачивать, чтобы пройти через туман.
Игра «Близкие друзья»
Цель: Установление телесного контакта, сближение родителей и детей, развитие умения работать сообща. Развитие умения чувствовать других, договариваться, согласовывать свои действия.
Описание: Участникам нужно обнять соседа ближайшей рукой. Другая рука свободна. Не отпуская своего соседа нужно свободной рукой вместе нарисовать сердечко.
4
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Организация эффективного взаимодействия педагогов в коррекционно-развивающей работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья в условиях ДОУ
Создание в ДОУ психолого-медико- педагогического консилиума позволяет организовать эффективную работу всех участников образовательного пространства по сопровождению детей с ОВЗ....
«Особенности взаимодействия учителя-логопеда и педагога-психолога ДОУ в коррекционной работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья»
Выступление на педагогической секции учителей-логопедов...
Конспект интегрированной образовательной деятельности дошкольников с ограниченными возможностями здоровья (далее ОВЗ) и родителей, Тема: «Мы вместе».
Цель: Создание положительного эмоционального настроя родителей и детей ОВЗ. Обучение родителей и детей с ОВЗ телесно-ориентированным приемам, навыкам регуляции и саморегуляции. Содействовать повышению...
Опыт работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья Выступление на заседании проблемной секции по теме: «Дети с ограниченными возможностями здоровья. Создание условий для обучения и воспитания в дошкольных образовательных учреждениях»
На сегодняшний день одной из актуальных проблем является организация инклюзивного образования детей с ОВЗ в условиях дошкольного образовательного учреждения, т. к. в последнее время возросло кол...
Презентация к практикуму по работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья, совместная деятельность детей, родителей и педагогов «Вместе весело играть»
Презентация к практикуму по работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья...
Обобщение педагогического опыта «Создание системы коррекционной работы и модели комплексного взаимодействия педагогов при организации работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья (с особыми образовательными потребностями) в целях их успешной с
Гиперссылка на передовой педагогический опыт (свидетельство №836, от 29.05.2020 г.) выдано Министерством образования Сахалинской области.Обобщение опыта (yuzhno-sakh.ru)...