Практикум по работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья, совместная деятельность детей, родителей и педагогов «Вместе весело играть»
план-конспект занятия (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа)

Фарбаева Эвелина Рамилевна

Практикум по работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья, совместная деятельность

детей, родителей и педагогов

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад №6 города Агрыз Агрызского муниципального района

Республики Татарстан»

Практикум по работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья, совместная деятельность

детей, родителей и педагогов

«Вместе весело играть»

Воспитатели:

Измарьева Татьяна Николаевна

Сибгатова Гульчачак Хамитовна

Фарбаева Эвелина Рамилевна

Агрыз

Практика последних лет показывает, что увеличивается число семей, воспитывающих детей с ограниченными возможностями здоровья. С усилением этой тенденции острее встает вопрос о помощи данной категории родителей, т.к. именно они является основополагающим фактором успешного воспитания детей с отклонениями в развитии. Концепция воспитания ребенка с ОВЗ выделяет основную идею работы с семьей - достижение гармоничной жизни с «особенным» ребенком, максимальное развитие потенциальных возможностей ребенка и каждого члена семьи и успешной интеграции в общество.

Проживание ребенка с ОВЗ в семье создает в ней совершенно особую обстановку, это зависит, прежде всего, от самих родителей, от их установок, формирующихся в отношениях к нему других людей. От отношения к ребенку близких к нему людей зависит, какие чувства будут у него формироваться. Поэтому очень важно чтобы сами родители научились принимать своего ребенка и оказывать ему необходимую помощь в развитии.

Основная проблема в развитии детей с ОВЗ состоит в том, что дефект какого-нибудь анализатора или интеллектуальный дефект часто приводит к целому ряду отклонений. То есть, не существует речевых расстройств, при которых не отмечались бы другие психологические нарушения. Вместе они образуют сложный психологический профиль отклонений в психическом развитии у детей, в структуре которого одним из ведущих синдромов являются речевые нарушения. Не случайно списки детей, зачисленных на психологический и логопедический пункты ДОУ, практически совпадают.

Задержка речевого развития, например, часто сопровождается снижением познавательной активности ребенка, общей осведомленности об окружающем мире, обеднённостью содержания коммуникативной, игровой и других видов деятельности. У детей, имеющих логопедические проблемы, при нормальном интеллекте часто наблюдается снижение познавательной деятельности, меньший объём памяти, неустойчивость внимания, снижение уровня обобщения и осмысления действительности, а также затруднена развёрнутая связная речь. Со стороны эмоционально-волевой сферы часто наблюдается: речевой негативизм, повышенная возбудимость, раздражительность или общая заторможенность, низкая коммуникативная потребность, замкнутость, малообщительность, обидчивость, плаксивость, многократная смена настроения.

Чтобы преодолеть эти трудности, помочь детям приобрести уверенность в себе, активизировать речь, вызвать интерес к речевому общению и повысить активность детей на занятиях, целесообразно организовывать совместную работу педагогов работающих с такими детьми, а также родителей.

Использование комплексных подходов взаимодействия поможет педагогам образовательного учреждения   организовать и систематизировать технологическую цепочку как целостную педагогическую деятельность, создать мотивацию на сотрудничество педагогов и родителей для повышения результативности в коррекции психических и речевых нарушений у детей с ограниченными возможностями здоровья.

Представленная методическая разработка строится на следующих принципах:

  1. построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребёнка, при котором сам ребёнок становится активным в выборе своего образования, становится субъектом образования;
  2. содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребёнка полноценным участником образовательных отношений;
  3. поддержка инициативы детей в различных видах деятельности;
  4. сотрудничество организации с семьёй;
  5. приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства;
  6. формирование познавательных интересов и познавательных действий ребёнка в различных видах деятельности;
  7. возрастная адекватность.

И сегодня мы хотим представить вашему вниманию практикум по работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья, совместная деятельность

детей, родителей и педагогов «Вместе весело играть».

 Прошу вас, частники семинара, помочь нам. Нам нужны  десть человек. Разбейтесь по парам, один из вас в паре будет родитель, другой - особенный ребёнок.

Благодаря совместной деятельности родителя, ребенка и педагога решаются такие задачи: 

  • у родителей развивается чувство эмпатии и способность понимания эмоционального мира своего ребенка, через совместную игровую деятельность;
  • активизируются навыки коммуникации в семье;
  • повышается интерес родителей к внутреннему миру ребенка;
  • развиваются фонематические процессы у детей;
  • обогащается и активизируется словарь детей;
  • развивается артикуляционная и мелкая моторика детей;
  • способствует сплоченности детско-родительского коллектива.

Конспект совместной деятельности

детей, родителей и педагогов

«Вместе весело играть»

Форма проведения: совместная деятельность с детьми с ОВЗ и их родителями.

Участники: дети с ОВЗ и их родители, специалисты ДОУ

Цель: знакомство родителей со способами взаимодействия с детьми с ОВЗ, формирование у детей и родителей позитивных установок и готовности к различным видам их совместной деятельности.

Задачи:

  1. развивать у родителей чувство эмпатии и способность понимания эмоционального мира своего ребенка, через совместную игровую деятельность;
  2. активизировать эффективные навыки коммуникации в семье;
  3. повышать интерес родителей к внутреннему миру ребенка;
  4. развивать фонематические процессы у детей;
  5. обогащать и активизировать словарь детей;
  6. развивать артикуляционную и мелкую моторику детей;
  7. способствовать сплоченности детско-родительского коллектива.

Оборудование: персонаж Медведь, мячи-ёжики, игрушки - «вертушки», картинки для игры «Угадай без слов», деревянная палочка, стеклянный бокал, металлический бокал , пластмассовый стакан, деревянная матрёшка, ножницы, цветная бумага, клей, карта для обхода препятствий, листы бумаги А4, лист бумаги А3, клей, готовые смайлики для рефлексии.

№ п/п

Вид деятельности

Последовательность деятельности воспитателя, персонажа

Предполагаемые ответы и действия родителей и детей

Сообщение темы

1 мин.

- Посмотрите, среди нас сегодня гость - Медвежонок.

М.: Я мечтаю попасть в страну игр. А вы хотите? Отлично!

В.: Сегодня мы с вами все вместе совершим путешествие в страну игр. Но успех путешествия зависит от нашего настроения, потому что игры любят веселых и добрых людей.

Здороваются

Эмоциональ-ный настрой

0.5 мин.

Собрались все дети в круг.

Я твой друг

И ты мой друг.

Крепко за руки возьмёмся

И друг другу улыбнёмся!

- Хорошо, когда утро начинается с улыбки!

Встают в круг

Руки к груди

Протягивают руки друг к другу

Берутся за руки

Улыбаются

Игра "Знакомство"

0,5 мин.

М.: Ребята, а давайте познакомимся. Я буду передавать цветок, у кого цветок в руках, тот произносит своё имя. Так мы познакомимся.

- Отлично! Настроение у нас теперь хорошее, предлагаю устроить разминку перед дальней дорогой.

- Давайте немного подвигаемся.

Маша, Петя, Оля...

Игра-разминка «Поменяйся местами»

 2 мин.

М.: Наша встреча посвящена играм, и начнем мы ее с игры-разминки. Ваша задача - меняться местами по признаку, который я назову.

- Поменяйтесь местами родители сыновей и сыновья;

-  родители дочерей и дочери;

- те, кто в детстве или сейчас любит играть в машинки;

- в куклы;

- в прятки;

- кто любит играть в подвижные игры;

- кто хоть иногда играет со своими детьми;

- кто любит своих родных и т.д.

В.: Молодцы! Разминка закончена, и мы можем отправляться в страну игр.

Встают парами друг за другом.

Меняются местами.

Игра «Ёжик- мяч»

2 мин.

В.:  Оказывается, что Медвежонок совсем не умеет и играть. Давайте его научим. Мы покажем ему, какая у нас дружная команда и научим игре в мяч.

В.: Возьмём мячи в руки.

Этот шарик не простой
Весь колючий, вот такой.
Меж ладошками кладём
Им ладошки разотрём.
Вверх и вниз его катаем
Свои ручки развиваем!
Можно шар катать по кругу
Перекидывать друг другу.
1, 2, 3, 4, 5 –
Всем пора нам отдыхать!

Давайте.

Перекладывают мяч из одной руки в другую.

Катают между ладошек.

Передают друг другу.

Упражнение «Поймай ветерок»

1 мин.

В.: Я раздам вам игрушки - «вертушки», лопасти которых крутятся от струи воздуха. Давайте наберём побольше воздуха и медленно будем дуть на вертушку.

- Мы с вами подняли такой ветер, что стало совсем не слышно друг друга.

М.:  Что же делать? Как играть, если я не слышу, что говорят мне друзья?

В.: Давайте научим Медвежонка игре без слов. Такие игры тоже бывают.

Дуют на вертушку

Игра  «Угадай без слов»

3 мин.

В.: Один из участников вытягивает карточку с определенным предметом. Он должен показать жестами, движениями, что нарисовано на его карточке.

 М.: Молодцы, я очень рад, что научился общаться и играть без слов.

В.: А пока мы с вами играли без слов, на нашу страну игр опустился туман.

М.: Ой,ой,ой! Как же теперь играть? Не получится?

В.: Не переживай, Медвежонок. В стране игр все возможно, даже игры в тумане и темноте.

Родители или дети показывают жестами, что изображено на картинке, а остальные участники пытаются угадать, о чем им рассказывает жестами ведущий.

Игра «Что звучало?»

2 мин.

М.: Давайте попробуем?! Есть несколько предметов. Назовите их.

-  Я буду ударять по каждому деревянной палочкой, а вы познакомьтесь со звуками. Послушайте и запомните их.

- А теперь закрывайте глаза, как будто мы в плотном тумане. Внимательно прислушайтесь, что звучит? (Все предметы закрываются экраном, Медвежонок поочередно стучит по ним.) 

- Ребята, определите, по какому предмету я ударяю.

- Отлично поиграли!

В.: Продолжим наше путешествие по стране игр.

Стакан из пластмассы, бокал из стекла, бокал из металла, кубик из дерева.

Стакан из пластмассы

бокал из стекла;

бокал из металла;

 кубик из дерева.

Игра  «Туман» (по типу «Слепой и поводырь»)

2 мин.

В.: К сожалению, туман еще не рассеялся, и мы вряд ли увидим, куда нам нужно идти. Но у меня есть специальная карта, по которой мы можем ориентироваться. Попросим родителей помочь нам прочесть нам, куда же идти.

- Я вам предлагаю встать в пары. Первый (ребенок) закрывает глаза (можно завязать глаза повязкой). Второй в паре (лучше взрослый), будет читать задания с карты, в которых поэтапно описано, куда нужно двигаться и поворачивать, чтобы пройти через туман.

- Молодцы, вы замечательно слышите и умеете преодолевать препятствия. Туман рассеялся.

Дети и родители встают в пары, ребёнку завязывают глаза. Родитель читает карту и ведёт ребёнка по маршруту.

Динамическая пауза «Хлоп»

0.5 мин.

Руки вверх мы поднимаем,

А потом их опускаем,

А потом их разведём

И к себе скорей прижмём.

Хлоп - раз, ещё - раз,

Мы  похлопаем сейчас.

А теперь скорей, скорей,

Хлопай, хлопай веселей!

Участники выполняют движения, соответствующие тексту.

Игра  «Близкие друзья» 2 мин.

М.: Путешествуем по стране игр дальше. Но на нашем пути снова встречаются препятствия. Мы попали в лес, где густые ветви оплели нам руки. Деревья отпустят нас, только если мы дружно, вместе выполним их просьбу.

 Вы любите друг друга?

- Нужно обнять соседа ближайшей рукой. Другая рука свободна. Не отпуская своего соседа нужно свободной рукой вместе нарисовать сердечко.

- Замечательно поиграли, деревьям понравилась наша игра, они нас отпускают.

Да-а-а.

Дети и родители обнявшись рисуют сердце двумя свободными руками

Продуктивная деятельность «Изготовлениесолнышка»

5 мин.

В.: - Понравилось вам путешествовать по стране игр.

М.: Мне тоже очень понравилось.

В.: Как вы думаете, какое у Медвежонка  сейчас настроение?

- Его настроение стало веселым, радостным, солнечным и чтобы оно оставалось таким же, давайте подарим ему солнышко.

- Давайте подойдём к столу. Обведем  на листе цветной бумаги свои ладошки и вырежем их  ножницами, наклеим, образуя круг - «солнышко».

Да-а-а.

Веселым, радостным,

 солнечным, хорошим...

Изготавливают поделку по показу и объяснениям воспитателя. Отвечают на вопросы (цвет, форма, способ изготовления и т.п.)

Подведение итогов.

Рефлексия.

0.5 мин.

  • Ребята что для вас сегодня было новым?
  • Что вам понравилось больше всего?
  • Ребята, какое стало у вас настроение? Возьмите соответствующий смайлик.



Предварительный просмотр:

Агрыз,2019

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад №6 города Агрыз Агрызского муниципального района

Республики Татарстан»

Картотека игр для детей 

с ограниченными возможностями здоровья

«Вместе весело играть»

Составили:

Измарьева Т.Н.C:\Users\User\Desktop\i0ektanr548os4g8c4cc8c4s80o08w.png

Сибгатова Г.Х.

Фарбаева Э.Р.

Пояснительная записка

       Практика последних лет показывает, что увеличивается число семей, воспитывающих детей с ограниченными возможностями здоровья.

       С усилением этой тенденции острее встает вопрос о помощи данной категории родителей. Проживание ребенка с ОВЗ в семье создает в ней совершенно особую обстановку. От отношения к ребенку близких к нему людей зависит, какие чувства будут у него формироваться. Поэтому очень важно чтобы сами родители научились принимать своего ребенка и оказывать ему необходимую помощь в развитии.

        Чтобы преодолеть эти трудности, помочь детям приобрести уверенность в себе, активизировать речь, вызвать интерес к речевому общению и повысить активность детей, целесообразно организовывать совместную работу педагогов, работающих с такими детьми, а также родителей.

Благодаря совместной деятельности родителя, ребенка и педагога решаются такие задачи: 

  • у родителей развивается чувство эмпатии и способность понимания эмоционального мира своего ребенка, через совместную игровую деятельность;
  • активизируются навыки коммуникации в семье;
  • повышается интерес родителей к внутреннему миру ребенка;
  • развиваются фонематические процессы у детей;
  • обогащается и активизируется словарь детей;
  • развивается артикуляционная и мелкая моторика детей;
  • способствует сплоченности детско-родительского коллектива.

1

Игра "Знакомство"

Цель: познакомиться.

Описание: Все становятся в круг. Один называет свое имя и передаёт предмет (мяч, цветок и т.д.). Следующий участник называет своё имя и передаёт предмет. Так игра продолжается, пока предмет не вернётся  к первом игроку.

Игра-разминка «Поменяйся местами»

Цель: повысить творческую активность детей, пробудить фантазию, поднять настроение, развивать собранность, внимательность, умение управлять своими эмоциями и действиями, навыки коллективной и слаженной деятельности.

Описание: Участники становятся в круг. Ведущий предлагает поменяться местами тем участникам, у кого есть что-нибудь одинаковое: светлые волосы, белые футболки, домашние животные и т.п. Например, инструктор говорит: «родители сыновей и сыновья, родители дочерей и дочери». Дети меняются местами и т.д. Игра проводится 3-4 минуты.

Игра «Ёжик- мяч»

Цель: развитие мелкой моторики, общей координации и пластичности движений.

Описание: Участники Перекладывают мяч из одной руки в другую. Катают между ладошек.  Передают друг другу.

2

Этот шарик не простой
Весь колючий, вот такой.
Меж ладошками кладём
Им ладошки разотрём.
Вверх и вниз его катаем
Свои ручки развиваем!
Можно шар катать по кругу
Перекидывать друг другу.
1, 2, 3, 4, 5 –

Всем пора нам отдыхать!

Дыхательное упражнение

«Поймай ветерок»

Цель: Развитие плавного и длительного выдоха.

Описание: Участникам раздаются игрушки - «вертушки», лопасти которых крутятся от струи воздуха создаваемой участником.

Игра «Угадай без слов»

Цель: Развитие мимики, жестов, умение понимать другого без использования речи, развитие воображения.

Описание:  Один из участников вытягивает карточку с определенным предметом. Он должен показать жестами, движениями, что нарисовано на его карточке.

Игра «Что звучало?»

Цель: Развитие слухового внимания и слуховой памяти.

Описание: Участникам  демонстрируется звучание разных

3

предметов (стеклянный, деревянный, пластмассовый, металлический). Затем эти предметы звучат за ширмой, а участники  называют, что звучало.

Игра «Туман»

Цель: развитие межличностного доверия,  умения чувствовать других.

Описание: участникам предлагается встать в пары. Первый (ребенок) закрывает глаза (можно завязать глаза повязкой). Второй в паре (лучше взрослый), будет читать задания с карты, в которых поэтапно описано, куда нужно двигаться и поворачивать, чтобы пройти через туман.

Игра «Близкие друзья»

Цель: Установление телесного контакта, сближение родителей и детей, развитие умения работать сообща. Развитие умения чувствовать других, договариваться, согласовывать свои действия.

Описание: Участникам нужно обнять соседа ближайшей рукой. Другая рука свободна. Не отпуская своего соседа нужно свободной рукой вместе нарисовать сердечко.

4

C:\Users\User\Desktop\$_57.jpg C:\Users\User\Desktop\Kartinki_vorobya_15.jpg

C:\Users\User\Desktop\100f4f8112c2dc4de5b7daa07c6acb8a--gif-image-search.jpg C:\Users\User\Desktop\main_523119_original.jpg


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Организация эффективного взаимодействия педагогов в коррекционно-развивающей работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья в условиях ДОУ

Создание в ДОУ психолого-медико- педагогического консилиума позволяет организовать эффективную работу всех участников образовательного пространства по сопровождению детей с ОВЗ....

Конспект интегрированной образовательной деятельности дошкольников с ограниченными возможностями здоровья (далее ОВЗ) и родителей, Тема: «Мы вместе».

Цель: Создание положительного эмоционального настроя родителей и детей ОВЗ. Обучение родителей и детей с ОВЗ телесно-ориентированным приемам, навыкам регуляции и саморегуляции. Содействовать повышению...

Опыт работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья Выступление на заседании проблемной секции по теме: «Дети с ограниченными возможностями здоровья. Создание условий для обучения и воспитания в дошкольных образовательных учреждениях»

На сегодняшний день одной из актуальных проблем является организация  инклюзивного образования детей с ОВЗ в условиях дошкольного образовательного учреждения, т. к. в последнее время возросло кол...