Опыт работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья Выступление на заседании проблемной секции по теме: «Дети с ограниченными возможностями здоровья. Создание условий для обучения и воспитания в дошкольных образовательных учреждениях»
статья по коррекционной педагогике на тему
На сегодняшний день одной из актуальных проблем является организация инклюзивного образования детей с ОВЗ в условиях дошкольного образовательного учреждения, т. к. в последнее время возросло количество детей с ограниченными возможностями, поступающих в детский сад, и поэтому нам необходимо создать условия для их успешной интеграции в среду сверстников.
Согласно стандарту, содержание коррекционно-развивающей работы должно быть направлено на обеспечение коррекции недостатков в психическом развитии категорий детей с ограниченными возможностями здоровья и оказание помощи детям этой категории в освоении образовательной программы детского сада.
Психологическое сопровождение является неотъемлемым звеном системы педагогического сопровождения этой группы детей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
deti_s_ogranichennymi_vozmozhnostyami_zdrovya_2014.docx | 29.44 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение "Детский сад комбинированного вида "Родничок"
Опыт работы с детьми
с ограниченными возможностями здоровья
Выступление на заседании проблемной секции по теме:
«Дети с ограниченными возможностями здоровья.
Создание условий для обучения и воспитания в дошкольных образовательных учреждениях»
Материал подготовила педагог-психолог
А.Н. Французова
Тулун, 2016
Дети с ограниченными возможностями здоровья.
Создание условий для обучения и воспитания в дошкольных образовательных учреждениях
На сегодняшний день одной из актуальных проблем является организация инклюзивного образования детей с ОВЗ в условиях дошкольного образовательного учреждения, т. к. в последнее время возросло количество детей с ограниченными возможностями, поступающих в детский сад, и поэтому нам необходимо создать условия для их успешной интеграции в среду сверстников.
Согласно стандарту, содержание коррекционно-развивающей работы должно быть направлено на обеспечение коррекции недостатков в психическом развитии категорий детей с ограниченными возможностями здоровья и оказание помощи детям этой категории в освоении образовательной программы детского сада.
Психологическое сопровождение является неотъемлемым звеном системы педагогического сопровождения этой группы детей.
С детьми с ОВЗ я работаю с 2012 года. Целью работы педагога-психолога является обеспечение коррекции недостатков в психическом развитии различных категорий детей с ОВЗ.
За период с 2012 по 2016 год всего по учреждению было 17 детей с ОВЗ. В 2014 году - 3 ребенка; в 2015 году -7 детей; в настоящее время -6 детей.
Состав детей с ОВЗ чрезвычайно неоднороден. Психологическое сопровождение получают дети с разными нарушениями развития: нарушениями слуха, зрения, речи, опорно-двигательного аппарата, интеллекта, с выраженными расстройствами эмоционально-волевой сферы, комплексными нарушениями развития.
Психологическое сопровождение детей с ОВЗ я осуществляю по следующим направлениям:
1.Диагностическое направление предполагает классифицировать типичные трудности, возникающие у ребенка при освоении образовательной программы.
На данном этапе используются специально подобранные методики исследования позволяющие выявить уровень развития ребенка в зависимости от проблемы.
Так, оценивая интеллектуальные возможности ребёнка, учитываю такие показатели, как умение принимать и удерживать в памяти задание, обдумывать предстоящие действия, действовать адекватно заданию, оценивать результат, переключаться с одного задания на другое.
По моим наблюдениям наряду с задержкой развития познавательных функций у детей отмечаются нарушения в эмоционально-волевой сфере. Есть случаи, когда эти дети тяжело идут на контакт с взрослым. Поэтому использую игры-энергонизаторы в начале наших занятий. Они схожи с ритуалами приветствия, и упражнениями по психогимнастике. Специфика таких игр заключается в ненавязчивой организации детей на работу с психологом, повышения настроения, создание атмосферы доверия и доброжелательности. Чаще всего такие игры я провожу в подгруппах, состоящих из 3-4 детей. Погружаю детей в мир фантазии и воображения, тем самым раскрепощая ребенка, повышая самооценку и веру в свои силы и возможности. Практика показывает, что после таких игр дети с нарушениями в поведении готовы воспринимать инструкцию, распределять внимание на протяжении всего занятия.
2.Коррекционно-развивающее направление
На основе полученных диагностических данных составляется план индивидуально-ориентированных мероприятий на каждого ребенка с определением «Зоны его ближайшего развития». С учётом выявленных индивидуальных особенностей ребенка продолжительность, структура, объем, и содержание индивидуальной коррекционной работы могут и должны изменяться в соответствии с возможностями и способностями детей. Обязательно учитывается быстрая смена настроения ребенка, насколько ребенок может удерживать работоспособность в течение определенного промежутка времени, особенностьпроизвольного внимания. Индивидуальную коррекционную работу рекомендуется проводить не реже 1-2 раза в неделю.
Большинство используемых мною упражнений имеют познавательную направленность, и содержание их определяется наличием проблем у ребенка. Но нельзя 20-25 минут работать только над повышением уровня внимания или памяти. Это вызовет у ребенка отрицательный настрой на занятие, усталость и отвлекаемость. Поэтому каждое мое занятие отличается индивидуальностью. Помимо познавательных заданий в нем, как правило, присутствуют упражнения на развитие моторики, воображения.
С детьми, вне зависимости от выявленных нарушений здоровья, я использую артерапию. Цветные краски благотворно влияют на психоэмоциональное состояние ребенка. Снижается уровень агрессивности, импульсивности и конфликтности. Для поддержания эмоционального интереса детей я так же использую различные методики рисования (кляксография: пластилинография рисование ладошкой, пальчиками, рисование акварелью по восковым мелкам).
В моей практике был ребенок с отсутствием речи к 7 годам и нарушением в поведении (немотивируемая агрессивность и импульсивность). Но он успешно компенсировал себя в художественно-эстетическом направлении. Дима мастерски работал с пластилином, создавая необычные скульптуры фантастических птиц, животных, кораблей, машин и мн.др. Для него был составлен план индивидуально-ориентированных мероприятий с учетом его склонностей именно в художественном направлении. На занятия Дима шел с удовольствием и мотивацией. Его работы позже выставлялись в приемной группы как выставочные. Произнося только отдельные неразборчивые звуки, ребенок искренне радовался и гордился тем, что это его работы так внимательно все разглядывают, доброжелательно оценивают. Особо хочется отметить, что в процессе рисования и лепки снижалась агрессивность, импульсивность в поведении, ребенок радовался тому, что у него,получается, слепить или нарисовать то, что он задумывал.
4.Социально-педагогическое направление предполагает изучение семейных условий воспитания и развития ребенка с ОВЗ. Родители детей с ОВЗ должны быть заинтересованы не только в усвоении сыном или дочерью образовательной программы, но и в установлении полноценного контакта ребёнка со сверстниками. Свое взаимодействие с семьей ребенка начинаю с первичной диагностики ребёнка и его семьи. На этом этапе я знакомлюсь с родителями. Важно установить доверительное отношение к специалисту, вызвать заинтересованность родителей.
Здесь хочу отметить сотрудничество со специалистом нашего учреждения учителем-логопедом Павлюченко Н.В., поскольку интеллектуальная недостаточность чаще всего сопровождается с задержкой речи ребенка. Консультации иногда мы проводим в тесном партнерстве, объясняя родителю важность и необходимость объединения наших совместных усилий для достижения положительных результатов в развитии их ребенка.
Хочется так же отметить необходимость проведения городской ПМПК. На основе рекомендаций которой ребенка в учреждении составляются планы индивидуально-ориентированных мероприятий. Родители знакомятся с планом и дают свое согласие на проведение коррекционно-развивающей работы с ребенком. Практика показывает что, при максимальной заинтересованности родителей, дети даже со сложными диагнозами добиваются стойких, положительных изменений в развитии. Родители имеют возможность посещать индивидуальные занятия. Подробно дается представление о том, что делать нельзя ни в коем случае (повышать голос на ребенка, терять терпение, торопить с результатом). Попустительство и нежелание родителей взаимодействовать со специалистами приводит чаще всего к незначительной или полному отсутствию динамики в развитии. Своевременные консультации, обращение к психоневрологам, дефектологам помогает предотвратить негативные изменения в развитии ребенка, значительно улучшить психоэмоциональное и интеллектуальное развитие ребенка.
Конечно же, хочется видеть перспективу дальнейшей работы с детьми ОВЗ. Есть большое желание видеть в своем кабинете специальное сенсорное оборудование для более успешной коррекции в развитии детей с психоэмоциональными нарушениями. Стремиться к еще более отлаженной системе в работе, совершенствовать преемственность в работе всеми специалистами ДОУ. Видеть искреннее неравнодушие в глазах и действиях родителей по отношению к их особому ребенку. Делать все возможное для успешной социализации и познавательного развития ребенка. Мы пониманием проблемы и готовы меняться и продолжать накапливать опыт и знания в работе с детьми с ОВЗ. А пока дети с ограниченными возможностями здоровья в нашем учреждении приобретают элементарные навыки общения, делают первые маленькие шаги на пути социализации. Ведь жить им предстоит в социальном мире, в человеческом обществе.
Большая победа, если этот первый опыт оказывается удачным, и ребенок получает возможность развивать наравне со своими сверстниками.
Завершить свое выступление нам хотелось бы словами известного канадского педагога-психолога Жана Ванье, основателя гуманитарной организации «Ковчег» для людей с проблемами умственного развития:
«Мы исключили эту часть людей из общества,
и надо вернуть их назад, в общество, потому
что и они могут нас чему-то научить»
Спасибо за внимание!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"ОСОБЕННОСТИ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ В УСЛОВИЯХ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ"
«Каждый ребёнок имеет возможность быть психологически готовым кшкольному обучению на своём уровне, соответственно свои...
ОСОБЕННОСТИ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ В УСЛОВИЯХ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ
ull;Дети с ОВЗ - это дети с ограниченными возможностями здоровья.•Дети, состояние здоровья которых препятствует освоению образовательных программ вне специальных условий обучени...
Опыт работы по использованию различных видов детской деятельности в развитии речевой активности детей с ограниченными возможностями здоровья
В статье раскрывается опыт работы по использованию различных видов детской деятельности в развитии речевой активности детей с ограниченными возможностями здоровья....
Презентация "Особенности психолого-педагогического сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях дошкольного образовательного учреждения"
В данной презентации рассказывается об особенностях детей с ОВЗ и создания оптимальных психолого-педагогических условий для их полноценного речевого развития....
«Дети с ОВЗ. Создание условий для обучения и воспитания в дошкольном образовательном учреждении»
Для полноценной функциональной и социальной инклюзии необходима особая организация предметного взаимодействия, межличностных контактов и общения, равноправное партнерство, снятие социальной дистанции....