Задачи:
1. Познакомить с признаками зимы. Пополнить пассивный и активный словарный запас (зима, мороз, снег, снеговик, кататься на санках, играть в снежки).
2. Развивать понимание речи и активизировать словарь. Помогать детям, отвечать на более сложные вопросы («Зима, какая?», «Снег какой?»).
3. Развивать мелкую моторику рук, логическое мышление.
4. Воспитывать бережное отношение к природе.
Ход занятия.
Организационный момент. Воспитатель с детьми входит в группу и приветствует гостей.
Воспитатель: Ребята, посмотрите, сегодня к нам пришли гости, давайте поздороваемся с ними!
Дети: Здравствуйте!
Дети идут и повторяют слова за воспитателем:
Воспитатель: Чтобы нам не потеряться нужно за руки держаться,
Отправляемся мы в лес, ждет нас много там чудес.
По сугробам мы шагаем, ноги выше поднимаем,
По сугробам мы идем и ничуть не устаем.
Холодно в лесу зимой поскорей пойдем домой.
(Дети проходят на стульчики)
Воспитатель: (Обращаю внимание детей на «сугробы)
Ой, посмотрите, сколько сугробов здесь у нас! Кто же это нам принёс столько снега?
Дети: Зима.
Воспитатель: Конечно! Зимушка-зима пришла, много снега принесла! Намела вот такие сугробы.
Сюрпризный момент.
(Стук в дверь)
Воспитатель: - Ребята, к нам кто-то пришёл. Это жирафик. Поздороваемся с жирафиком. Ой, что-то он грустный (жираф шепчет на ушко воспитателю). Он хочет, чтоб мы ему рассказали, о зиме и как можно весело зимой гулять. А то он не знает. Ведь там где он живет, зимы не бывает. Садись, жирафик, на стульчик Воспитатель: А мы давайте заглянем под сугроб и посмотрим, что там приготовила зима для нас!
(Достаю из-под простыни тарелку со снегом)
Воспитатель: Что это?
Дети: Это снег!
Воспитатель: Конечно, снег! Самый настоящий!
Снег, снег, снег – снежок,
Ты куда летишь, дружок?
- Я на землю падаю,
Ребятишек радую.
А какого он цвета?
Дети: Белого.
Воспитатель: Правильно, снег - белый! А какой он на ощупь? Потрогайте его.
Дети: Холодный.
Воспитатель: Конечно, холодный. А как вы думаете, что будет со снегом, если мы его оставим в группе?
Дети: Он растает.
Воспитатель: Я поставлю эту тарелочку на стол, а вечером мы посмотрим, что станет со снегом.
(Ставлю тарелку на стол и подхожу ко второму сугробу.)
Воспитатель: Ребята, а на чем мы катаемся на улице зимой?
Дети: На санках, на лыжах.
Воспитатель: А в снежки любите играть?
Дети: Да.
(Открываю сугроб, достаю, и показывают детям коробку со снежками.)
Воспитатель: Я даже замерзла. Вставайте, согреемся.
Давайте поиграем!
Я подброшу снежки высоко,
Полетят они далеко.
А ребятки их соберут
И в корзиночку мне принесут.
Игра «Снежки» (под музыку).
Воспитатель: Хорошо повеселились, а теперь давайте сложим снежки в коробочку (убираю коробку под сугроб)
Воспитатель: Ребята, а что можно построить из снега?
Дети: Горку, домик и снеговика!
Воспитатель: Давайте заглянем под последний сугроб и узнаем, что там нас ждёт!
(Приоткрываю сугроб, под которым два комка.)
Воспитатель: Что это?
Дети: Это комки!
Воспитатель: Да! Но они не одинаковые, а разные. Этот комок какой по размеру? (показывают на большой комок.)
Дети: Большой.
Воспитатель: Правильно. А этот, какой по размеру комок?
Дети: Маленький!
Воспитатель: Правильно! Теперь мы можем слепить снеговика! Какой вниз поставим комок?
Дети: Большой!
Воспитатель: Верно! (Ставлю большой ком.) Какой сверху поставим?
Дети: Маленький!
Воспитатель: Куда мне его поставить?
Дети: Наверх!
(Ставлю последний ком.)
Воспитатель: Получился снеговик, но у него чего- то не хватает! Чего?
Дети: Глаз, шляпы, рук, рта и т. д.
Воспитатель: Давайте вместе прикрепим оставшиеся детали!
(Крепим с детьми снеговику глаза, морковку, рот, шляпу)
Воспитатель: Вот теперь у нас получился настоящий снеговик!
Дети и воспитатель:
Снеговик, снеговик!
Он не мал, не велик.
У него морковкой нос
очень любит он мороз!
Воспитатель: Ребята, сегодня мы с вами вспомнили, каким бывает снег, в какие игры можно играть зимой, слепили снеговика и все это рассказали жирафику