Конспект интегрированного занятия "Зимние явления"
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)
Зимнее утро
Мороз и солнце; день чудесный!
Еще ты дремлешь, друг прелестный -
Пора, красавица, проснись:
Открой сомкнуты негой взоры
Навстречу северной Авроры,
Звездою севера явись!
Вечор, ты помнишь, вьюга злилась,
На мутном небе мгла носилась;
Луна, как бледное пятно,
Сквозь тучи мрачные желтела,
И ты печальная сидела -
А нынче..... погляди в окно:
Под голубыми небесами
Великолепными коврами,
Блестя на солнце, снег лежит;
Прозрачный лес один чернеет,
И ель сквозь иней зеленеет,
И речка подо льдом блестит.
Вся комната янтарным блеском
Озарена. Веселым треском
Трещит затопленная печь.
Приятно думать у лежанки.
Но знаешь: не велеть ли в санки
Кобылку бурую запречь?
Скользя по утреннему снегу,
Друг милый, предадимся бегу
Нетерпеливого коня
И навестим поля пустые,
Леса, недавно столь густые,
И берег, милый для меня.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 19.12 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект интегрированного занятия в подготовительной группе на тему: "Зимние явления"
Программное содержание:
- расширять знания детей о зимних явлениях в природе;
- формировать навык словообразования, образование прилагательных от существительных;
- закреплять умение анализировать, делать выводы по результатам экспериментальной деятельности со льдом;
- воспитывать бережное отношение к природе;
- формировать представление о безопасном поведении на льду;
- вспомнить стихи и сказки, связанные с зимними явлениями;
- развивать творческие навыки.
Словарная работа: гололед, метель, снегопад, снежная, морозная, оттепель, лучистая, шестигранная, эксперимент.
Предварительная работа:
- наблюдение на улице за зимними явлениями;
- рассматривание иллюстраций;
- определение основных признаков зимы, в процессе работы с календарем природы;
- создание зимних пейзажей;
- чтение рассказов о зимних явлениях, разучивание примет, загадок;
- чтение сказок, связанных с зимой;
- предварительная экспериментальная работа (замораживание льдинок);
- проведение мастер-класса для детей и родителей « Воздушная снежинка»;
Материалы и оборудование: ИКТ, презентация « Зимние явления в природе», иллюстрации зимних явлений, схематические зарисовки зимних явлений, бумажные фигурки снежинок с загадками, льдинки в формах, салфетки.
Ход занятия:
1. Дети собираются на ковре. Проводиться малоподвижная игра « Сугроб»
Снег, снег кружится
Белая вся улица
Собрались мы в кружок,
Завертелись как снежок
- Сугроб-
Воспитатель: Эта игра для какого времени года? ( ЗИМА)
- Молодцы!
- А сейчас какое время года? ( ЗИМА)
- А какой месяц зимы идёт? (ЯНВАРЬ)
- Почему вы так решили?
Ответы детей: идёт снегопад, снег, природа спит, холодно, ходим в теплой одежде, день короче, ночь длиннее.
Воспитатель: Молодцы! Ой, ребята, посмотрите у нас в группе тоже выпал снег и снежинки. И откуда они тут? Кто нам их тут оставил?
Ответы детей: Зимушка – зима,
Госпожа – метелица,
Снежная королева,
Мороз Иванович…
Воспитатель: Молодцы! Кто- то из них здесь побывал и снежинки свои забыл. Давайте, сядем и посмотрим, какие они, эти снежинки.
Дети садятся на свои места, рассматривают снежинки и рассказывают о них.
Ответы детей: красивая, узорчатая, чудесная, мохнатая, блестящая, звездочка, лучистая, хрупкая, нежная, серебристая, пушистая…)
Воспитатель: Молодцы! А наши снежинки ещё и загадочные.
( воспитатель берет бумажные снежинки и начинает читать загадки)
Загадка № 1. Дом её на белой туче,
Но ей страшен солнца лучик,
Серебристая пушинка,
Иностранная …( дети хором – СНЕЖИНКА)
- Молодцы! Правильно, ведь все зимние явления в природе связаны со снежинками.
(слайд № 3 «Снежинки, образование снега»)
- Что такое снежинка? – Это замерзшая вода ( водяной пар) А много снежинок образуют снег.
Загадка №2. Он летает белой стаей,
Он сверкает на лету,
Он звездой прохладной тает
На ладони и во рту. ( Снег)
- Молодцы!
- Как называется зимнее явление, когда падает снег?
СНЕГ ...... ПАДАЕТ
СНЕГОПАД
- Молодцы! Вы любите снег? Почему?
Ответы детей: много наметает сугробов , можно лепить, играть в снежки, кататься на санках…
- Молодцы! Если на улице мороз, снег легко лепится?
Ответы детей: нет! Снег хрустит, снежинки ломаются. ( Можно вспомнить стих о снежинке)
Воспитатель: Давайте посмотрим снежинки.
Загадка № 3. Кто затеет канитель,
Стелет бережно постель,
Спать укладывает поле
Это снежная… ( метель)
- Молодцы! Что такое метель?
Ответы детей: это когда снег не просто тихо падает, а дует сильный ветер, тогда снег метет ( изображают ветер)
Метёт Метель
воспитатель берет снежинку под № 4 и читает загадку)
Загадка № 4. Намела метель сугробы,
Да пришёл мороз суровый.
Заморозил всё кругом
И стала вода…( льдом)
- Что же случилось с водой?
Ответы детей: образовался лёд.
Голый лёд ...... Гололёд
- Когда на улице гололёд это хорошо?
Дети: – Нет!
Воспитатель: Почему? Это явление опасное?
Ответы детей: очень скользко и можно упасть и получить травму.
- Надо вести себя как?
Аккуратно! ( Вспоминаем правила безопасного поведения на льду)
Воспитатель: Молодцы! Но неужели ничего хорошего нет? Можно ведь кататься на коньках, с ледяной горки…. Но всё равно нужно быть предельно внимательным и осторожным, и беречь себя! Можно любоваться сосульками, но не есть их .
- Видите какой молодец Мороз – совершает чудо, воду превращает в лёд.
- Давайте и мы с вами превратимся в снежинок!
Физкультминутка:
Раз снежинка появилась,
Два снежинка закружилась,
Три снежинка распушилась,
На четыре покружилась.
А на пять, стала танцевать,
Шесть, на землю полетела,
Семь, устала вдруг и села,
Восемь, выросла опять,
Девять , лучиками стала сверкать,
Десять, заблестела и в сугроб свой села.
- Молодцы! Приземлились снежинки на свои места.
Воспитатель: И так, Мороз совершает чудо какое? Жидкую воду делает твердым льдом. Давайте вспомним какой эксперимент мы с вами начали проводить с водой. Что мы сделали?
Ответы детей: Взяли стаканчики, налили воду, опустили веревочку в воду, отнесли в морозильник.
Воспитатель: отнесли мы с вами стаканчики там где холодно. Давайте, теперь посмотрим на результат.
- Вода была жидкой, веревочка легко вытаскивалась ( воспитатель демонстрирует стакан с водой и веревочкой; затем демонстрирует с замершей водой стакан; дети рассматривают льдинку, взяв за веревочку, веревочка тоже замерзла!)
Воспитатель: Что произошло с водой, веревочкой?
Ответы детей: замерзла, не вытащить веревочку из стакана со льдом.
Воспитатель: Почему так произошло? – вода замерзла, так как была в морозильной камере холодильника. – Молодцы!
Вывод:
Была вода: жидкой, прозрачной, растекалось.
Стала вода: твердой, прозрачной, держит форму.
Воспитатель: Давайте положим нашу льдинку на ладошку , что теперь происходит с ней?
Ответы детей: льдинка тает, превращается в воду.
Воспитатель: Почему так происходит? Потому что от нашей ручки идет тепло. От тепла- оттаяла в ладошке льдинка; происходит оттепель.
От тепла ...... Оттепель
- Что же происходит со снегом, когда оттепель?
Дети: снег тает.
- А когда оттепель снег какой?
Липкий, мягкий.
- Мы рады этому почему?
Можем играть в снежки, лепить снеговиков, делать снежные постройки.
- Молодцы! А теперь, давайте зарисуем какие зимние явления мы сегодня с вами вспомнили.
- Дети, берем лист бумаги и простой карандаш, кладем лист горизонтально, проводим вертикальную линию по середине листа, потом горизонтальную линию и получаем сколько прямоугольников?
четыре.
- Находим верхний левый прямоугольник и рисуем первое явление – снегопад. Как нарисуем?
Падающие снежинки.
(Воспитатель демонстрирует схематическое изображение зимнего явления № 1; в конце работы должна появиться схематическая таблица « Зимние явления»)
Воспитатель: Дальше, находим верхний правый прямоугольник, в котором будем рисовать второе зимнее явление. И это?
Дети: Метель, вьюга.
- Молодцы! Когда при сильном ветре идет снег. ( Воспитатель показывает схему № 2)
- Молодцы! Вспоминаем третье явление и зарисуем его в нижнем левом прямоугольнике. И это? Опасное явление…
Гололёд!
- Молодцы! Изобразить можно виде замерзшей лужи! ( схема № 3)
- Вспоминаем последнее явление и это явление…оттепель!
- Когда становиться тепло! Зарисовываем наше последнее явление.
(Дети зарисовали все явления в виде схемы)
Вы все молодцы! Спасибо вам большое за занятие!
Воспитатель: Гофман Елена Александровна
МКДОУ №89 г.Новосибирска
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия: Природное явление - кислотный дождь?
Занятие, которое учит детей бережно относиться к природе, через литературное слово, невербальные средства общения, непосредственное общение с природой. На занятии используется множество различных мето...
![](/sites/default/files/pictures/2020/10/03/picture-131446-1601741052.jpg)
Конспект занятия "Природные явления"с детьми старшего дошкольного возраста
С использованием детского экспериментирования...
![](/sites/default/files/pictures/2019/10/07/picture-1172065-1570475635.jpg)
Конспект наблюдения за явлениями живой и неживой природы
Цель: формирование представлений детей о ветре через познавательно – исследовательскую деятельность.Задачи:1. Развивать умение наблюдать, анализировать, выделять характерные, существенные призна...
![](/sites/default/files/pictures/2021/10/11/picture-1347858-1633971458.jpg)
Конспект наблюдения за явлениями живой и неживой природы в старшей группе
Живая природа:Цель:-закреплять знания о зимующих птицах;-формировать представление о добывании пищи зимующими птицами;-воспитывать желание заботиться о них и охранять. Неживая природа:Цель:- форм...
![](/sites/default/files/pictures/2021/10/03/picture-1350900-1633236107.jpg)
Конспект наблюдения за явлениями живой природы старшая группа
Конспект наблюдения за явлениями живой природы старшая группа...
![](/sites/default/files/pictures/2021/10/03/picture-1350900-1633236107.jpg)
Конспект наблюдения за явлениями неживой природы вторая младшая группа
Конспект наблюдения за явлениями неживой природы вторая младшая группа...
![](/sites/default/files/pictures/2020/12/16/picture-1139963-1608099373.jpg)
Конспект занятия №2 "Явления природы"
Занятие №2 из цикла "Юный эколог". Вспоминаем с детьми времена года, и знакомими с явлениями природы, которые происходят в каждое время года. Занятие проводиться при помощи Балансира ...