Конспект интегрированного занятия "Зимние явления"
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)

Гофман Елена Александровна

Зимнее утро

Мороз и солнце; день чудесный!
Еще ты дремлешь, друг прелестный -
Пора, красавица, проснись:
Открой сомкнуты негой взоры
Навстречу северной Авроры,
Звездою севера явись!
Вечор, ты помнишь, вьюга злилась,
На мутном небе мгла носилась;
Луна, как бледное пятно,
Сквозь тучи мрачные желтела,
И ты печальная сидела -
А нынче..... погляди в окно:

Под голубыми небесами
Великолепными коврами,
Блестя на солнце, снег лежит;
Прозрачный лес один чернеет,
И ель сквозь иней зеленеет,
И речка подо льдом блестит.

Вся комната янтарным блеском
Озарена. Веселым треском
Трещит затопленная печь.
Приятно думать у лежанки.
Но знаешь: не велеть ли в санки
Кобылку бурую запречь?

Скользя по утреннему снегу,
Друг милый, предадимся бегу
Нетерпеливого коня
И навестим поля пустые,
Леса, недавно столь густые,
И берег, милый для меня.

А.С.Пушкин
 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zimnie_yavleniya.docx19.12 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект интегрированного занятия в подготовительной группе на тему: "Зимние явления"

Программное содержание:
- расширять знания детей о зимних явлениях в природе;
- формировать навык словообразования, образование прилагательных от существительных;
- закреплять умение анализировать, делать выводы по результатам экспериментальной деятельности со льдом;
- воспитывать бережное отношение к природе;
- формировать представление о безопасном поведении на льду;
- вспомнить стихи и сказки, связанные с зимними явлениями;
- развивать творческие навыки.
Словарная работа: гололед, метель, снегопад, снежная, морозная, оттепель, лучистая, шестигранная, эксперимент.
Предварительная работа:
- наблюдение на улице за зимними явлениями;
- рассматривание иллюстраций;
- определение основных признаков зимы, в процессе работы с календарем природы;
- создание зимних пейзажей;
- чтение рассказов о зимних явлениях, разучивание примет, загадок;
- чтение сказок, связанных с зимой;
- предварительная экспериментальная работа (замораживание льдинок);
- проведение мастер-класса для детей и родителей « Воздушная снежинка»;

Материалы и оборудование: ИКТ, презентация « Зимние явления в природе», иллюстрации зимних явлений, схематические зарисовки зимних явлений, бумажные фигурки снежинок с загадками, льдинки в формах, салфетки.

Ход занятия:

1. Дети собираются на ковре. Проводиться малоподвижная игра « Сугроб»
Снег, снег кружится
Белая вся улица
Собрались мы в кружок,
Завертелись как снежок
- Сугроб-
Воспитатель: Эта игра для какого времени года? ( ЗИМА)
- Молодцы!
- А сейчас какое время года? ( ЗИМА)
- А какой месяц зимы идёт? (ЯНВАРЬ)
- Почему вы так решили?
Ответы детей: идёт снегопад, снег, природа спит, холодно, ходим в теплой одежде, день короче, ночь длиннее.
Воспитатель: Молодцы! Ой, ребята, посмотрите у нас в группе тоже выпал снег и снежинки. И откуда они тут? Кто нам их тут оставил?
Ответы детей: Зимушка – зима,
Госпожа – метелица,
Снежная королева,
Мороз Иванович…
Воспитатель: Молодцы! Кто- то из них здесь побывал и снежинки свои забыл. Давайте, сядем и посмотрим, какие они, эти снежинки.
Дети садятся на свои места, рассматривают снежинки и рассказывают о них.
Ответы детей: красивая, узорчатая, чудесная, мохнатая, блестящая, звездочка, лучистая, хрупкая, нежная, серебристая, пушистая…)
Воспитатель: Молодцы! А наши снежинки ещё и загадочные.
( воспитатель берет бумажные снежинки и начинает читать загадки)
Загадка № 1. Дом её на белой туче,
Но ей страшен солнца лучик,
Серебристая пушинка,

Иностранная …( дети хором – СНЕЖИНКА)
- Молодцы! Правильно, ведь все зимние явления в природе связаны со снежинками.
(слайд № 3 «Снежинки, образование снега»)
- Что такое снежинка? – Это замерзшая вода ( водяной пар) А много снежинок образуют снег.

Загадка №2. Он летает белой стаей,
Он сверкает на лету,
Он звездой прохладной тает
На ладони и во рту. ( Снег)
- Молодцы!
- Как называется зимнее явление, когда падает снег?
СНЕГ ...... ПАДАЕТ

СНЕГОПАД
- Молодцы! Вы любите снег? Почему?
Ответы детей: много наметает сугробов , можно лепить, играть в снежки, кататься на санках…
- Молодцы! Если на улице мороз, снег легко лепится?

Ответы детей: нет! Снег хрустит, снежинки ломаются. ( Можно вспомнить стих о снежинке)
Воспитатель: Давайте посмотрим снежинки.

Загадка № 3. Кто затеет канитель,
Стелет бережно постель,
Спать укладывает поле
Это снежная… ( метель)
- Молодцы! Что такое метель?
Ответы детей: это когда снег не просто тихо падает, а дует сильный ветер, тогда снег метет ( изображают ветер)
Метёт Метель
воспитатель берет снежинку под № 4 и читает загадку)
Загадка № 4. Намела метель сугробы,
Да пришёл мороз суровый.
Заморозил всё кругом
И стала вода…( льдом)
- Что же случилось с водой?
Ответы детей: образовался лёд.
Голый лёд ...... Гололёд
- Когда на улице гололёд это хорошо?
Дети: – Нет!
Воспитатель: Почему? Это явление опасное?

Ответы детей: очень скользко и можно упасть и получить травму.
- Надо вести себя как?
Аккуратно! ( Вспоминаем правила безопасного поведения на льду)
Воспитатель: Молодцы! Но неужели ничего хорошего нет? Можно ведь кататься на коньках, с ледяной горки…. Но всё равно нужно быть предельно внимательным и осторожным, и беречь себя! Можно любоваться сосульками, но не есть их .
- Видите какой молодец Мороз – совершает чудо, воду превращает в лёд.
- Давайте и мы с вами превратимся в снежинок!
Физкультминутка:
Раз снежинка появилась,
Два снежинка закружилась,
Три снежинка распушилась,
На четыре покружилась.
А на пять, стала танцевать,
Шесть, на землю полетела,
Семь, устала вдруг и села,
Восемь, выросла опять,
Девять , лучиками стала сверкать,
Десять, заблестела и в сугроб свой села.
- Молодцы! Приземлились снежинки на свои места.
Воспитатель: И так, Мороз совершает чудо какое? Жидкую воду делает твердым льдом. Давайте вспомним какой эксперимент мы с вами начали проводить с водой. Что мы сделали?
Ответы детей: Взяли стаканчики, налили воду, опустили веревочку в воду, отнесли в морозильник.
Воспитатель: отнесли мы с вами стаканчики там где холодно. Давайте, теперь посмотрим на результат.
- Вода была жидкой, веревочка легко вытаскивалась ( воспитатель демонстрирует стакан с водой и веревочкой; затем демонстрирует с замершей водой стакан; дети рассматривают льдинку, взяв за веревочку, веревочка тоже замерзла!)
Воспитатель: Что произошло с водой, веревочкой?
Ответы детей: замерзла, не вытащить веревочку из стакана со льдом.
Воспитатель: Почему так произошло? – вода замерзла, так как была в морозильной камере холодильника. – Молодцы!
Вывод:
Была вода: жидкой, прозрачной, растекалось.
Стала вода: твердой, прозрачной, держит форму.
Воспитатель: Давайте положим нашу льдинку на ладошку , что теперь происходит с ней?
Ответы детей: льдинка тает, превращается в воду.
Воспитатель: Почему так происходит? Потому что от нашей ручки идет тепло. От тепла- оттаяла в ладошке льдинка; происходит оттепель.
От тепла ...... Оттепель
- Что же происходит со снегом, когда оттепель?
Дети: снег тает.
- А когда оттепель снег какой?
Липкий, мягкий.
- Мы рады этому почему?
Можем играть в снежки, лепить снеговиков, делать снежные постройки.
- Молодцы! А теперь, давайте зарисуем какие зимние явления мы сегодня с вами вспомнили.
- Дети, берем лист бумаги и простой карандаш, кладем лист горизонтально, проводим вертикальную линию по середине листа, потом горизонтальную линию и получаем сколько прямоугольников?
четыре.
- Находим верхний левый прямоугольник и рисуем первое явление – снегопад. Как нарисуем?
Падающие снежинки.
(Воспитатель демонстрирует схематическое изображение зимнего явления № 1; в конце работы должна появиться схематическая таблица « Зимние явления»)
Воспитатель: Дальше, находим верхний правый прямоугольник, в котором будем рисовать второе зимнее явление. И это?
Дети: Метель, вьюга.
- Молодцы! Когда при сильном ветре идет снег. ( Воспитатель показывает схему № 2)
- Молодцы! Вспоминаем третье явление и зарисуем его в нижнем левом прямоугольнике. И это? Опасное явление…
Гололёд!
- Молодцы! Изобразить можно виде замерзшей лужи! ( схема № 3)
- Вспоминаем последнее явление и это явление…оттепель!
- Когда становиться тепло! Зарисовываем наше последнее явление.
(Дети зарисовали все явления в виде схемы)
Вы все молодцы! Спасибо вам большое за занятие!

                         

Воспитатель: Гофман Елена Александровна

МКДОУ №89 г.Новосибирска


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия: Природное явление - кислотный дождь?

Занятие, которое учит детей бережно относиться к природе, через литературное слово, невербальные средства общения, непосредственное общение с природой. На занятии используется множество различных мето...

Конспект наблюдения за явлениями живой и неживой природы

Цель: формирование представлений детей о ветре через познавательно – исследовательскую деятельность.Задачи:1. Развивать умение наблюдать, анализировать, выделять характерные, существенные призна...

Конспект наблюдения за явлениями живой и неживой природы в старшей группе

Живая природа:Цель:-закреплять знания о зимующих птицах;-формировать представление о добывании пищи зимующими птицами;-воспитывать желание заботиться о них и охранять. Неживая природа:Цель:- форм...

Конспект наблюдения за явлениями живой природы старшая группа

Конспект наблюдения за явлениями живой природы старшая группа...

Конспект наблюдения за явлениями неживой природы вторая младшая группа

Конспект наблюдения за явлениями неживой природы вторая младшая группа...

Конспект занятия №2 "Явления природы"

Занятие №2 из цикла  "Юный эколог". Вспоминаем с детьми времена года, и знакомими с явлениями природы, которые происходят в каждое время года. Занятие проводиться при помощи Балансира ...