Дополнительная общеразвивающая программа по самообразованию игровая технология
материал (средняя, старшая, подготовительная группа)

Карташева Айслу Калимулловна

Дополнительная общеразвивающая программа по самообразованию  игровая технология "Русские народные подвижные  игры" (базовый уровень) Возраст обучающихся: 4-7 лет.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kartasheva_a.k_samoobrazovanie_igrovye_tehnologii.docx383.12 КБ

Предварительный просмотр:

C:\Users\1\Downloads\Новый документ 2019-10-07 08.04.59.jpg


Пояснительная записка

В культуру каждого народа входят созданные им игры.
На протяжении веков эти игры сопутствуют повседневной жизни детей и взрослых, вырабатывают жизненно важные качества: выносливость, силу, ловкость, быстроту, прививают честность, справедливость и достоинство.
Русские народные игры имеют многотысячелетнюю историю:
они сохранились до наших дней со времен глубокой старины, передавались из поколения в поколение, вбирая в себя лучшие национальные традиции.
Помимо сохранения народных традиций игры оказывают большое влияние на воспитание характера, силы воли, интереса к народному творчеству у молодежи и развивает физическую культуру. Народная игра – игра, реализующаяся на принципах добровольности, спонтанности при особых условиях сговоренности, популярная и широко распространенная в данный исторический момент развития общества и отражающего его особенности, претерпевающая изменения под различными влияниями: социально-политическим, экономическим, национальным.

Воспитательное значение народных подвижных игр огромно. К.Д.Ушинский писал, что воспитание, созданное самим народом и основанное на народных началах, имеет ту воспитательную силу, которой нет в самых лучших системах, основанных на абстрактных идеях или заимствованных у другого народа.
К.Д.Ушинский также считал необходимым обратить внимание на народные игры, проработать этот богатый источник, организовать их и создать из них превосходное и могущественное воспитательное средство.

По мнению А.П.Усовой, игры, которые дети заимствуют друг от друга, младшее поколение от более старшего, созданы народом, так же как и народные песни, сказки. Именно по этому признаку они и называются народными.
На огромное воспитательное значение народных подвижных игр указывали все, кто так или иначе сталкивался с ними в своей научной и педагогической деятельности.
Прежде всего необходимо обратиться к трудам Е. А. Покровского. Этот выдающийся ученый отмечал, что в жизни русского народа различного вида игры и игрища с древнейших времен занимали весьма видное место. Он один из немногих обращал внимание на такую особенность народных игр, как отражение в них истории той или иной нации. В старину особенно много было игрищ с оттенком языческого культа, таковы, например, празднование Костромы, Ярилы и др., сопровождавшиеся большею частью шумным, крикливым весельем, песнями и играми. Начиная с ранней весны, вплоть до глубокой осени в русских деревнях при каждом народном или храмовом празднике народ издавна водил хороводы, сопровождаемые особого рода песнями и играми. Е. А. Покровский подчеркивал, что подвижные игры имеют большое воспитательное значение, так как требуют «самого обширного участия всех духовных и телесных сил: с ловким, проворным движением тела и его членов здесь соединяется смело задуманный план, быстрота решения, осмотрительность при его выполнении, присутствие духа в непредвиденных случаях, неутомимость и настойчивость в проведении плана к строго намеченной цели. . Большинство такого рода игр производится на чистом воздухе, на широких пространствах, при усиленных движениях и ясно, что игры такого рода, бесспорно, содействуют наилучшему благосостоянию и развитию организма».
На основе анализа национальных игр он пришел к выводу, что характер народа, бесспорно, накладывает свой заметный отпечаток на многие проявления общественной и частной жизни людей. Этот характер сказывается также и на детских играх, отражаясь в них тем резче и отчетливее, чем с большим увлечением и непринужденностью играют дети, а значит с большею свободою для Проявления своего национального характера.
Горячо отстаивая идею о национальном характере детских подвижных игр, Е.А.Покровский не отрицал возможность занятий гимнастикой.
Подвижные игры он рассматривал как наиболее естественную ^Форму физических упражнений детей, соответствующих их анатомическим и психологическим особенностям. Детские подвижные игры, взятые из сокровищницы народных игр, отвечают национальным особенностям, выполняют задачу национального воспитания. Они выступают не только как фактор физического развития и воспитания, но и как средство духовного формирования личности. Е.А.Покровский писал, что игрушки и игры делаются нередко первыми средствами воспитания, давая первый толчок дальнейшему направлению характера, склада ума и призвания отдельных лиц и даже целого народа; именно национальные детские игры представляют важнейшее воспитательное средство, согласное с духом народа, по подобию того, как того же самого достигают народная речь, народная поэзия, сказки, поговорки, загадки и т. п.
Оздоравливающее, гигиеническое значение игры зависит еще от одного фактора, на значение которого непременно указывали все выдающиеся педагоги и философы, начиная с Платона, — это интерес и чувство удовольствия, радости, сопровождающие игру.
П. Ф. Лесгафт указывал, что в национальных играх ребенок приобретает знакомство с привычками и обычаями только известной местности, семейной жизни, известной среды, его окружающей. Он считал подвижные игры ценнейшим средством всестороннего воспитания личности ребенка, развития у него нравственных качеств: честности, правдивости, выдержки, дисциплины, товарищества. Одним из первых П. Ф. Лесгафт предложил использовать подвижные игры в воспитании детей. Известны его слова: «Мы должны воспользоваться играми, чтобы научить их (детей) владеть собой». В игре надо «научить их сдерживать свои расходившиеся чувствования и приучить таким образом подчинять свои действия сознанию» [17, т. 2].
На большое значение народных подвижных игр указывали не только ученые, педагоги, но и общественные деятели. Так, А.Н.Соболев (священнослужитель, участник Владимирской ученой архивной комиссии) отмечал, что «игры имеют громадное значение для детей по удовольствию, которое они им доставляют. В игре дети живут; все житейское отстоит от них в это время, их самодеятельность, творчество проявляются здесь во всей силе; в игре вырастает весь облик играющих с их вкусами, наклонностями, умственным складом и дарованиями. Процесс игры приводит в движение все существо играющего: как физическое, так и духовное. Начиная играть, дети хотят именно играть, т.е. приятно провести время, и эта приятность игры побуждает иногда детей играть до полного утомления, до тех пор, пока есть у них какие-нибудь силы для игры. Деревенские детские игры не в пример разнообразнее и веселее городских. Что ни год, то прибавляются к ним новые, изобретаемые самими же играющими; подсказывает их жизнь. И здесь зачастую проявляется острая наблюдательность малышей, обнаруживается природная русская сметка, еще не придавленная никакими тяготами житейскими».
На необходимость обратить внимание на народные игры в воспитании детей указывала педагог Е. Н. Водовозова. Она рекомендовала заимствовать игры у своего народа и разнообразить их сообразно с русской жизнью. Подвижная игра должна научить сообразительности и находчивости.
Главное условие этих игр — развить фантазию ребенка настолько, чтобы потом он сам, без помощи воспитателя, мог изобретать подобные игры.
Большое значение использованию русских народных подвижных игр придавала А. П. Усова. Она отмечала, что прежде всего игры служат несомненным доказательством таланта народа и поучительным примером того, что хорошая детская игра представляет собой образец высокого педагогического мастерства; поразительна не только та или иная отдельная игра, но также и то, как народная педагогика прекрасно определила последовательность игр от младенческих лет до зрелости.
Народные игры образны, поэтому они увлекают преимущественно детей дошкольного возраста. Игры заключают в себе элемент борьбы, состязания, а следовательно, вызывают эмоции радости, опасения и побуждают к осторожности и этим увлекают детей.

Актуальность

 Проблема игры привлекала и привлекает к себе внимание многих исследователей: педагогов, психологов, философов, социологов, искусствоведов, биологов. Например, в исследованиях Л. С. Выготского, А. Н. Леонтьева, А. В. Запорожца, Д. Б. Эльконина игра определяется как ведущий вид деятельности, который возникает не путём спонтанного созревания, а формируется под влиянием социальных условий жизни и воспитания. В игре создаются благоприятные условия для формирования способностей производить действия в умственном плане, для осуществления психологических замен реальных жизненных ситуаций и объектов.

Не зная истоков игры, не учитывая их национальные особенности, колорит, нельзя говорить, что воспитательное значение народных игр раскрыто полностью. Чтобы педагоги могли заинтересовать детей русской народной подвижной игрой, они должны прежде всего сами знать историю их появления, их воспитательное значение. Народная игра, являясь феноменом народной культуры, может служить одним из средств приобщения детей старшего возраста к народным традициям, что, в свою очередь, представляет важнейший аспект воспитания духовности, формирования системы общечеловеческих ценностей; в современной ситуации общественного развития обращение к народным истокам, к прошлому является весьма своевременным.
Народная игра способствует у детей старшего дошкольного возраста выработке нужных моральных качеств всегда в соединении с качествами, относящимися к физической, умственной, трудовой и другими сторонами культуры. Самые разнообразные игры могут быть использованы для формирования культуры общения у детей старшего дошкольного возраста. Таким образом, включая народную игру в учебно-воспитательный процесс, воспитатель ненавязчиво, целенаправленно вводит детей в мир народной культуры, обучая детей культуре общения.
Особенность народной игры как воспитательного средства заключается в том, что она входит в качестве ведущего компонента в народные традиции: семейные, трудовые, семейные, празднично-игровые и прочие. Это позволяет взрослому ненавязчиво, целенаправленно вводить детей в мир народной культуры, этики, человеческих отношений. Неслучайно игровой опыт детей старшего дошкольного возраста непременно включает разнообразные народные прибаутки, игровые считалки, народные подвижные, шуточные и другие игры со сверстниками и взрослыми.
Народные подвижные игры влияют на воспитание воли, нравственных чувств, развитие сообразительности, быстроты реакции, физически укрепляют ребенка. Через игру воспитывается чувство ответственности перед коллективом, умение действовать в команде. Вместе с тем, спонтанность игры, отсутствие дидактических задач делает эти игры привлекательными «свежими» для детей. По-видимому, такое широкое применение народных подвижных игр и обеспечивает их сохранность и передачу из поколения в поколение.. Народные игры в комплексе с другими воспитательными средствами представляют собой основу начального этапа формирования гармонически развитой личности, сочетающей в себе духовное богатство, моральную чистоту и физическое совершенство.

Цель работы: приобщение детей к народной культуре народов России.
Используя в работе народные игры, необходимо параллельно реализовывать следующие задачи:
• Знакомить с народными праздниками, входящими в русский народный календарь; с историей их возникновения; воспитывать желание перенимать и хранить народные традиции.
• Развивать координацию движений, мышечный тонус, артистические умения.
• Способствовать развитию инициативы, организаторских и творческих способностей.
Справедливо известное изречение: если вы хотите узнать душу народа, приглядитесь, как и чем играют его дети. Игра сопровождает человека с колыбели. Ученые давно заметили, что именно детские игры помогают зримо представить седую старину. Многое из того, что было характерно для быта, с веками исчезло, но кое-что сохранилось лишь в детских играх.

.


Возрастных особенностей воспитанников

от 4 до 5 лет

          В игровой деятельности детей среднего дошкольного возраста появляются ролевые взаимодействия. Они указывают на то, что дошкольники начинают отделять себя от принятой роли. В процессе игры роли могут меняться. Игровые действия начинают выполняться не ради них самих, а ради смысла игры. Происходит разделение игровых и реальных взаимодействий детей.

Значительное развитие получает изобразительная деятельность. Рисунок становится предметным и детализированным. Графическое изображение человека характеризуется наличием туловища, глаз, рта, носа, волос, иногда одежды и ее деталей. 

Совершенствуется техническая сторона изобразительной деятельности. Дети могут рисовать основные геометрические фигуры, вырезать ножницами, наклеивать изображения на бумагу и т.д.

Усложняется конструирование. Постройки могут включать 5-6 деталей. Формируются навыки конструирования по собственному замыслу, а также планирование последовательности действий.

Двигательная сфера ребенка характеризуется позитивными изменениями мелкой и крупной моторики. Развиваются ловкость, координация движений. Дети в этом возрасте лучше, чем младшие дошкольники, удерживают равновесие, перешагивают через небольшие преграды. Усложняются игры с мячом.

К концу среднего дошкольного возраста восприятие детей становится более развитым. Они оказываются способными назвать форму, на которую похож тот или иной предмет. Могут вычленять в сложных объектах простые формы и из простых форм воссоздавать сложные объекты. Дети способны упорядочить группы предметов по сенсорному признаку — величине, цвету; выделить такие параметры, как высота, длина и ширина. Совершенствуется ориентация в пространстве.

Возрастает объем памяти. Дети запоминают до 7-8 названий предметов. Начинает складываться произвольное запоминание: дети способны принять задачу на запоминание, помнят поручения взрослых, могут выучить небольшое стихотворение и т. д.

Начинает развиваться образное мышление. Дети способны использовать простые схематизированные изображения для решения несложных задач. Дошкольники могут строить по схеме, решать лабиринтные задачи. Развивается предвосхищение. На основе пространственного расположения объектов дети могут сказать, что произойдет в результате их взаимодействия. Однако при этом им трудно встать на позицию другого наблюдателя и во внутреннем плане совершить мысленное преобразование образа.

Продолжает развиваться воображение. Формируются такие его особенности, как оригинальность и произвольность. Дети могут самостоятельно придумать небольшую сказку на заданную тему.

Увеличивается устойчивость внимания. Ребенку оказывается доступной сосредоточенная деятельность в течение 15-20 минут. Он способен удерживать в памяти при выполнении каких-либо действий несложное условие.

В среднем дошкольном возрасте улучшается произношение звуков и дикция. Речь становится предметом активности детей. Они удачно имитируют голоса животных, интонационно выделяют речь тех или иных персонажей. Интерес вызывают ритмическая структура речи, рифмы.

Развивается грамматическая сторона речи. Дошкольники занимаются словотворчеством на основе грамматических правил. Речь детей при взаимодействии друг с другом носит ситуативный характер, а при общении с взрослым становится вне ситуативной.

Изменяется содержание общения ребенка и взрослого. Оно выходит за пределы конкретной ситуации, в которой оказывается ребенок. Ведущим становится познавательный мотив. Информация, которую ребенок получает в процессе общения, может быть сложной и трудной для понимания, но она вызывает у него интерес.

У детей формируется потребность в уважении со стороны взрослого, для них оказывается чрезвычайно важной его похвала. Это приводит к их повышенной обидчивости на замечания. Повышенная обидчивость представляет собой возрастной феномен.

Взаимоотношения со сверстниками характеризуются избирательностью, которая выражается в предпочтении одних детей другим. Появляются постоянные партнеры по играм. В группах начинают выделяться лидеры. Появляются конкурентность, соревновательность. Последняя важна для сравнения себя с другим, что ведет к развитию образа Я ребенка, его детализации.

Основные достижения возраста связаны с развитием игровой деятельности, появлением ролевых и реальных взаимодействий, с развитием изобразительной деятельности; конструированием по замыслу, планированием, совершенствованием восприятия, развитием образного мышления и воображения, эгоцентричностью познавательной позиции; развитием памяти, внимания, речи, познавательной мотивации; формированием потребности в уважении со стороны взрослого, появлением обидчивости, конкурентности, соревновательности со сверстниками; дальнейшим развитием образа Я ребенка, его детализацией.

  • Владеет в соответствии с возрастом основными движениями. Проявляет интерес к участию в подвижных играх и физических упражнениях. Пользуется физкультурным оборудованием вне занятий (в свободное время). Самостоятельно выполняет доступные гигиенические процедуры. Соблюдает элементарные правила поведения во время еды, умывания. Знаком с понятиями «здоровье» и «болезнь» Имеет элементарные представления о некоторых составляющих здорового образа жизни: правильном питании, пользе закаливания, необходимости соблюдения правил гигиены. Знает о пользе утренней зарядки, физических упражнений.
  • Проявляет интерес к информации, которую получает в процессе общения. Проявляет устойчивый интерес к различным видам детской деятельности. Проявляет любознательность, интерес к исследовательской деятельности, экспериментированию.
  • Эмоционально откликается на переживания близких взрослых, детей, персонажей сказок и историй. Понимает и употребляет в своей речи слова, обозначающие эмоциональное состояние, этические качества, эстетические характеристики.
  • Проявляет умение объединяться с детьми для совместных игр, согласовывать тему игры, распределять роли, поступать в соответствии с правилами и общим замыслом. Умеет подбирать предметы и атрибуты для сюжетно-ролевых игр. При создании построек из строительного материала может участвовать в планировании действий, договариваться, распределять материал, согласовывать действия и совместными усилиями достигать результата. Умеет считаться с интересами товарищей. Речь, при взаимодействии со сверстниками, носит преимущественно ситуативный характер.  Речь при общении с взрослым становится вне ситуативной. В театрализованных играх умеет интонационно выделять речь тех или иных персонажей. Делает попытки решать спорные вопросы и улаживать конфликты с помощью речи. Может проявить инициативу в оказании помощи товарищам, взрослым. Во взаимоотношениях со сверстниками проявляет избирательность, которая выражается в предпочтении одних детей другим. Появляются постоянные партнеры по играм.
  • Разделяет игровые и реальные взаимодействия. Умеет планировать последовательность действий. В процессе игры может менять роли. Умеет соблюдать правила игры. Проявляет личное отношение к соблюдению (и нарушению) моральных норм. Самостоятельно или после напоминания со стороны взрослого использует в общении со взрослым «вежливые» слова, обращается к сотрудникам детского сада по имени-отчеству. Знает, что нельзя вмешиваться в разговор взрослых.
  • Владеет элементарными навыками самообслуживания. Ориентируется в пространстве детского сада. Умеет играть в простейшие настольно-печатные игры. Проявляет инициативу и самостоятельность в организации знакомых игр с небольшой группой детей. Проявляет инициативу в выборе роли, сюжета, средств перевоплощения в театрализованных играх. Предпринимает попытки самостоятельного обследования предметов. Способен конструировать по собственному замыслу. Способен использовать, простые схематические изображения для решения несложных задач, строить по схеме, решать лабиринтные задачи. Начинает появляться образное предвосхищение. На основе пространственного расположения объектов может сказать, что произойдет в результате их взаимодействия. Способен самостоятельно придумать небольшую сказку на заданную тему. Умеет самостоятельно находить интересное для себя занятие.
  • Имеет представление о Российской армии, ее роли в защите Родины. Знает некоторые военные профессии.
  • Выполняет индивидуальные и коллективные поручения. Проявляет предпосылки ответственного отношения к порученному заданию, стремится выполнить его хорошо. Способен удерживать в памяти при выполнении каких-либо действий несложное условие. Способен принять задачу на запоминание, помнит поручение взрослого; может выучить небольшое стихотворение. Может описать предмет, картину, составить рассказ по картинке, пересказать наиболее выразительный и динамичный отрывок из сказки. Способен сосредоточенно действовать в течение 15-20 минут.
  • Имеет представления об особенностях культуры и архитектуры родного села Рождествено; столице России городе Москве, гордится достижениями выдающихся людей края;
  • Проявляет интерес к русскому фольклору, знаком с некоторыми произведениями устного, музыкального фольклора;
  • Имеет представления о природных и климатических особенностях Московской области знает и называет обитателей лесов, особенности их поведения, питания, знает некоторые полезные и ядовитые растения нашей местности;
  • Стремится вести здоровый образ жизни, имеет представления об особенностях ЗОЖ нашего региона.

Возрастных особенностей воспитанников от 5 до 6 лет

В сюжетно-ролевых играх дети старшей группы начинают осваивать сложные взаимодействия людей, отражающие характерные значимые жизненные ситуации, например, свадьбу, рождение ребенка, болезнь, трудоустройство и т. д.

Игровые действия детей становятся более сложными, обретают особый смысл, который не всегда открывается взрослому. Игровое пространство усложняется. В нем может быть несколько центров, каждый из которых поддерживает свою сюжетную линию. При этом дети способны отслеживать поведение партнеров по всему игровому пространству и менять свое поведение в зависимости от места в нем. Так, ребенок уже обращается к продавцу не просто как покупатель, а как покупатель-мама или покупатель-шофер и т. п. Исполнение роли акцентируется не только самой ролью, но и тем, в какой части игрового пространства эта роль воспроизводится. Например, исполняя роль водителя автобуса, ребенок командует пассажирами и подчиняется инспектору ГИБДД. Если логика игры требует появления новой роли, то ребенок может по ходу игры взять на себя новую роль, сохранив при этом роль, взятую ранее. Дети могут комментировать исполнение роли тем или иным участником игры.

У детей 5-6 лет развитие речи достигает довольно высокого уровня. Большинство старших дошкольников правильно произносят все звуки родного языка, могут регулировать силу голоса, темп речи, интонацию вопроса, радости, удивления. К старшей группе накапливается значительный запас слов, продолжается обогащение лексики (словарного состава, совокупности слов, употребляемых ребенком), однако особое внимание уделяется ее качественной стороне: увеличению лексического запаса словами сходного (синонимы) или противоположного (антонимы) значения, а также многозначными словами.

В старшей группе основном завершается важнейший этап развития речи детей – усвоение грамматической системы языка. Дети старшей группы активно осваивают навыки построения разных типов текстов (описания, повествования, рассуждения). В процессе развития связной речи дети начинают также активно пользоваться разными способами связи слов внутри предложения, между предложениями и между частями высказывания, соблюдая при этом его структуру. Вместе с тем можно отметить и другие особенности в речи старших дошкольников. Отдельные дети не произносят правильно все звуки родного языка (чаще всего сонорные и шипящие звуки), не умеют пользоваться интонационными средствами выразительности, регулировать скорость и громкость речи в зависимости от ситуации, допускают ошибки в образовании разных грамматических форм (родительный падеж множественного числа имен существительных, согласование существительных с прилагательными, словообразование). Вызывает затруднение правильное построение сложных синтаксических конструкций, что приводит к неправильному соединению слов в предложении и связи предложений между собой при составлении связного высказывания.

Недостатки развития связной речи связаны с неумением построить связный текст, используя все структурные элементы (начало, середину, конец), и соединять различными способами цепной и параллельной связи части высказывания.

В  продуктивной деятельности дети знают, что они  хотят изобразить и могут  целенаправленно следовать  к своей цели, преодолевая препятствия и не отказываясь от своего замысла, который теперь становится опережающим. Способны изображать все, что вызывает у них интерес. Созданные изображения становятся  похожи на реальный предмет, узнаваемы и включают множество  деталей. Это не только изображение отдельных предметов  и сюжетные картинки, но и иллюстрации к сказкам, событиям. Совершенствуется и усложняется техника рисования. Дети могут передавать  характерные признаки предмета: очертания формы, пропорции, цвет.  В рисовании дети могут создавать цветовые тона и оттенки, осваивать новые способы работы гуашью (по «сырому» и «сухому»),  использовать способы различного наложения цветового пятна, а цвет как средство передачи настроения, состояния, отношения к изображаемому или выделения в рисунке главного. Становятся доступны приемы декоративного украшения.

В лепке дети могут создавать изображения с натуры и по представлению, также передавая характерные особенности знакомых предметов и используя разные способы лепки (пластический, конструктивный, комбинированный).

В аппликации осваивают приемы вырезания одинаковых фигур или деталей из бумаги сложенной пополам, гармошкой. У них проявляется чувство цвета при выборе бумаги разных оттенков.

Дети способны конструировать по схеме, фотографиям, заданным условиям, собственному замыслу постройки из разнообразного строительного материала, дополняя их архитектурными деталями. Путем складывания бумаги в разных направлениях делать игрушки. Из природного материала создавать фигурки людей, животных, героев литературных произведений.

Наиболее важным достижением детей  в данной образовательной области является овладение композицией  (фризовой, линейной, центральной)  с учетом пространственных отношений, в соответствии с сюжетом и собственным замыслом.  Дети могут создавать многофигурные сюжетные композиции, располагая предметы ближе, дальше.

Проявляют интерес к коллективным работам и  могут договариваться между собой, хотя помощь воспитателя им все еще нужна.

Мир не только устойчив в восприятии ребенка, но и может выступать как релятивный (все можно всем); складывающийся в предшествующий период развития условный план действия воплощается в элементах образного мышления, воспроизводящего и творческого продуктивного воображения; формируются основы символической функции сознания, развиваются сенсорные и интеллектуальные способности. К концу периода ребенок начинает ставить себя на место другого человека: смотреть на происходящее с позиций других и понимать мотивы их действий; самостоятельно строить образ будущего результата продуктивного действия. В отличие от ребенка раннего возраста, который способен лишь к элементарному различению таких сфер действительности, как природный и рукотворный мир, "другие люди" и "Я сам", к концу дошкольного возраста формируются представления о различных сторонах каждой из этих сфер. Зарождается оценка и самооценка. К 6 годам формируются предпосылки для успешного перехода на следующую ступень образования.

Возрастные особенности детей 6–7 лет

Седьмой год жизни ребенка является продолжением крайне важного периода детского развития, длится который с пяти до семи лет. Последний год характеризуется продолжением становления психологических образований, которые появились у ребенка в пять лет. Однако последующие развертывания этих новых образований является базой для создания психологических условий, которые послужат появлению все новых направлений и линий развития.

Для данного возраста характерны существенные изменения в организме ребенка. Это определенный этап созревания. На протяжении этого периода интенсивно развивается и крепнет сердечно-сосудистая и опорно-двигательная системы организма, развиваются мелкие мышцы, развиваются и дифференцируются различные отделы центральной нервной системы.

Также для детей этого возраста характерны определенные психологические особенности развития. Им присуще развитие различных мыслительных и познавательных психических процессов, таких как воображение, внимание, речь, мышление, память.

Внимание. У ребенка дошкольного возраста преобладает непроизвольное внимание. А уже к концу этого периода наступает период развития произвольного внимания, когда ребенок учится направлять его сознательно и удерживать какое - то время на определенных объектах и предметах.

Память. К окончанию периода дошкольного возраста у ребенка развивается произвольная слуховая и зрительная память. Одну из главных ролей в организации разнообразных психических процессов начинает играть именно память.

Развитие мышления. К завершению этапа дошкольного возраста ускоряется рост наглядно-образного мышления и начинается процесс развития логического мышления. Это приводит к формированию у ребенка способности обобщения, сравнения и классификации, а также способности определять существенные признаки и свойства предметов, находящихся в окружающем мире.

Развитие воображения. Творческое воображение развивается к концу периода дошкольного возраста благодаря различным играм, конкретности и яркости представляемых впечатлений и образов, неожиданным ассоциациям.

Социальное развитие:

• дети 6 лет уже умеют общаться со сверстниками и взрослыми, знают основные правила общения;

• хорошо ориентируются не только в знакомой, но и в незнакомой обстановке;

• способны управлять своим поведением (знают границы дозволенного, но нередко экспериментируют, проверяя, нельзя ли расширить эти границы);

• стремятся быть хорошими, первыми, очень огорчаются при неудаче:

• тонко реагируют на изменение отношения, настроения взрослых.

Организация деятельности:

• дети шестилетнего возраста способны воспринимать инструкцию и по ней выполнять задание, но даже если поставлены цель и четкая задача действий, то они все еще нуждаются в организующей помощи,

• они могут планировать свою деятельность, а не действовать хаотично, методом проб и ошибок, однако алгоритм сложного последовательного действия самостоятельно выработать еще не могут,

• ребята способны сосредоточенно, без отвлечения работать по инструкции 10-15 минут, затем им требуется небольшой отдых или изменение вида деятельности,

• они способны оценить в общем качество своей работы, при этом ориентированы на положительную оценку и нуждаются в ней,

• способны самостоятельно исправить ошибки и вносить коррекцию по ходу деятельности.

Речевое развитие:

• дети способны правильно произносить все звуки родного языка,

• способны к простейшему звуковому анализу слов,

• обладают хорошим словарным запасом (3,5 – 7 тысяч слов).

• грамматически правильно строят предложения,

• умеют самостоятельно пересказать знакомую сказку или составить рассказ по картинкам и любят это делать,

• свободно общаются со взрослыми и сверстниками (отвечают на вопросы, задают вопросы, умеют выражать свою мысль,

• способны передавать интонацией различные чувства, речь богата интонационно,

• способны использовать все союзы и приставки, обобщающие слова, придаточные предложения

Интеллектуальное развитие:

• дети шестилетнего возраста способны к систематизации, классификации и группировке процессов, явлений, предметов, к анализу простых причинно-следственных связей,

• они проявляют самостоятельный интерес к животным, к природным объектам и явлениям, наблюдательны, задают много вопросов,

• с удовольствием воспринимают любую новую информацию,

• имеют элементарный запас сведений и знаний об окружающем мире, быте, жизни.

Мотивы поведения:

• интерес к новым видам деятельности;

• интерес к миру взрослых, стремление быть похожим на них;

• проявляют познавательные интересы;

• устанавливают и сохраняют положительные взаимоотношения со взрослыми и сверстниками.

Физическое развитие

В старшем дошкольном возрасте двигательная деятельность ребенка становиться более активной и разнообразной. Именно начиная с шести - семи лет, родителям рекомендуется занять свое дитя в какой-либо спортивной секции, а также почаще играть с ним в активные игры. Часто дети, которые сознательно уже относятся к требованиям старших, начинают стремиться к поставленной цели, разучивать новые движения или трюки самостоятельно и даже упорно пытаются освоить то, что получается меньше всего. Такая настойчивость очень похвальна, так как через год ему придется отправиться в школу, где есть свой режим и свои нагрузки: сидение за партой, выполнение регулярно домашнего задания, ранние подъемы и т. д.

В возрасте шести-семи лет деятельности ребенка присуща эмоциональность и повышается значимость эмоциональных реакций.

Становление личности, как и психическое состояние ребенка, к окончанию периода дошкольного возраста взаимосвязано с развитием самосознания. У детей 6-7 лет уже постепенно формируется самооценка, которая зависит от осознания того, насколько успешна его деятельность, насколько успешны его сверстники, как его оценивают педагоги и прочие окружающие люди. Ребенок уже может осознавать себя, а также свое положение, занимаемое им в различных коллективах – семье, среди сверстников и т. д.

Одним из наиболее важных новообразований в процессе развития личностной и психической сферы ребенка в возрасте 6-7 лет можно назвать соподчинение мотивов, то такие мотивы как «я смогу», «я должен» постепенно все больше преобладают над «я хочу».

Также в этом возрасте возрастает стремление к самоутверждению в таких сферах деятельности, которые связаны с общественной оценкой.

Постепенно, осознание ребенком своего «я» и формирование на данной основе внутренних позиций к началу школьного возраста приводит к появлению новых стремлений и потребностей. Это служит причиной тому, что игра, которая была основной деятельностью ребенка в течение дошкольного периода, мало-помалу сдает свои позиции в этом качестве, уже не в силах полностью удовлетворить его. Растет потребность выхода за рамки привычного образа жизни и участвовать в общественно-значимой деятельности, то есть происходит принятие другой социальной позиции, которая обычно называется «позицией школьника», что является одним из наиболее важных результатов и особенностей психического и личностного роста детей дошкольного возраста.

Объем и сроки освоения программы:

- программа рассчитана на 3 года изучения:

-1 год обучения воспитанников средней группы (4-5 лет);

-2 год обучения воспитанников старшей группы (5-6 лет);

- 3 год обучения воспитанники подготовительной группы (6-7 лет);

- два  занятие в месяц, 18 занятий в год, 54 занятия за весь период обучения;  

- продолжительность занятий для воспитанников средней группы -20 минут;

- продолжительность занятий для воспитанников старшей группы - 25 минут; для воспитанников подготовительной к школе группы – 30 минут;

- форма обучения очная (групповые занятия).

Работа по освоению программы ведется в рамках работы по самообразованию, каждая тема программы раскрывается при помощи образовательной деятельности различного типа.

Формы проведения:

- игра;

- занятия в игровой форме;

- практическая деятельность;

Методы проведения:

- беседы;

- рассматривание картин;

- демонстрация фильмов

Материалы и оборудование:

- Методический материал;

- Дидактический материал;

- Наглядный материал;

- Литературные произведения;

- Интернет – ресурсы и компьютерные технологии.

Планируемые результаты освоения программы.

К концу первого года обучения дети могут:                                                                     - уметь играть  в народные подвижные игры;

К концу второго года обучения дети могут:

- знать общие сведения о народных подвижных играх;

К концу третьего  года обучения дети могут:

- знать  историю  и названия  традиционных  народных праздников входящими в русский народный календарь;

- знать  некоторые традиции, в которых  были задействованы  хороводные игры. 

Результаты освоения программы

 Количественный анализ: посещаемость; статические данные; фиксация занятий в рабочем журнале; проведения мониторинга два раза в течение учебного года, основанного на наблюдениях за детьми, заполнив диагностическую карту (см. приложение 1), практические материалы.

Качественный анализ: формирование новых навыков и умений; анализ успешности деятельности в достижении целей; анализ диагностического материала; сравнительный анализ исходного и актуального состояния проблемы.

Формой подведения итогов реализации данной программы являются: участие детей в викторинах, развлечениях, праздниках, досугах, посвященных народной культуре, детские выставки в детском саду и за его пределами.

Предложенная программа является вариативной, то есть при возникновении необходимости допускается корректировка содержаний и форм занятий, времени прохождения материала.

Материально-техническое обеспечение:

- стульчики по количеству детей;

-наглядный и иллюстративный материал;

- ноутбук, магнитофон.

Кадровое обеспечение:  работу  по самообразованию проводят воспитатели данных возрастных групп

Учебный план.

Средняя   группа

Тематика

Всего часов

Теория

Практика

1

Вводный блок

2

2

2

Подвижные игры

6

6

3

Хороводные игры

7

7

4

Игры малой подвижности

3

3

ИТОГО

18 часов

18 часов

16 часов

Каждая тема – 1  групповое занятие в форме беседы и практической работы, продолжительностью 20 минут.

Всего 18 часов в год, 2 занятия в месяц

Содержание изучаемого курса:

«Русские народные подвижные  игры»  для детей  средней группы

М-ц

Тема

Цель

Литература

СЕНТЯБРЬ

1.

Знакомство  с русскими народными  играми

Изготовление наглядного материала

Знакомство с теоретическими знаниями о подвижных играх, традициях, народных праздниках

Научить детей  играть в подвижные  народные  игры

Изучение методической литературы по данной проблеме. Изучение статей в журналах, интернет ресурсов.

Подготовка картотеки народных подвижных  игр

2.

Знакомство  с народными играми

Беседа об истории возникновения  народных игр

Развивать интерес к русским традициям

Воспитывать чувство патриотизма

См. конспект

ОКТЯБРЬ

1.

«Дятел»

Игра малой подвижности

Знакомим  детей с народной игрой, заучить слова попевки,  учить положительному взаимодействию друг с другом. Закрепить умение действовать согласно правилам

См. конспект

2.

  «Олень»

Хороводная игра

Продолжать знакомить детей с  народными играми

развивать сноровку, выносливость, ловкость, способствовать развитию ориентировке в пространстве. развитие быстроты, ловкости, координации движений, находчивости. 

См. конспект

НОЯБРЬ

1.

«Волк и овцы».

Подвижная игра

Развивать умения действовать по правилам, развитие быстроты, ловкости

См. конспект

2.

«Злючка».

Подвижная игра

Приобщать детей к народному творчеству, развивать чувство юмора, воображение, смекалку, развивать ловкость, быстроту, выносливость

См. конспект

ДЕКАБРЬ

1.

Дударь

Хороводная игра

Знакомим  детей с народной игрой, заучить слова попевки,  учить положительному взаимодействию друг с другом. Закрепить умение действовать согласно правилам

Закрепляем части  тела

См. конспект

2.

«Коршун».

Хороводная игра

Учить положительному взаимодействию друг с другом. Закрепить умение действовать согласно правилам

См. конспект

ЯНВАРЬ

1.

 «Мороз»     Хороводная  игра

Развивать сноровку, выносливость, ловкость.

См. конспект

2.

«Ляпки»

Подвижная игра

Развивать умения действовать по правилам, развитие быстроты, ловкости

Развитие навыков общения.

См. конспект

ФЕВРАЛЬ

1.

«Аленушка и Иванушка»

Хороводная игра

Играть, соблюдая правила, проявляя доброжелательность;

приобщать к русской культуре

См. конспект

2.

«Дрибушечки»

Подвижная игра

 Продолжать знакомить детей с  народными играми

развивать сноровку, выносливость, ловкость, способствовать развитию ориентировке в пространстве

См. конспект

МАРТ

1.

«Растеряхи»

Подвижная игра

Развитие координации движений, силы; воспитание сплоченности, товарищества

См. конспект

2.

«Плетень»

Хороводная игра

Заучить слова попевки.

Развитие навыков общения .

Закрепить знания о том, что в старину любили водить хороводы, вызвать положительные эмоции

См. конспект

 


АПРЕЛЬ

1.

«Дядюшка Кондрат».

Хороводная игра

Учить положительному взаимодействию друг с другом. Закрепить умение действовать согласно правилам

См. конспект

2.

 «Молчанка».
Игра малой подвижности

Познакомить с новым видом фольклора, развивать наблюдательность, прививать интерес к народному творчеству, выносливость, терпеливость.

См. конспект

МАЙ

1.

«Салочки»

Подвижная игра

Воспитание у детей взаимной выручки и желание помочь другому, играть, соблюдая правила, проявляя доброжелательность;

приобщать к русской культуре.

См. конспект

2.

«Дедушка-Рожок».

Игра малой  подвижности

Приобщать к истокам игрового  фольклора, Упражнять детей в беге. Развивать ловкость, умение быстро ориентироваться в пространстве

См. конспект

 


Учебный план.

Старшая    группа

Тематика

Всего часов

Теория

Практика

1

Вводный блок

1

1

2

Подвижные игры

5

5

3

Хороводные игры

7

7

4

Игры малой подвижности

5

5

ИТОГО

18 часов

18 часов

16 часов

Каждая тема – 1  групповое занятие в форме беседы и практической работы, продолжительностью 25 минут.

Всего 18 часов в год, 2 занятия в месяц

Содержание изучаемого курса:

«Русские народные подвижные  игры»  для детей  старшей группы

М-ц

Тема

Цель

Литература

СЕНТЯБРЬ

1.

Знакомство  с русскими народными  играми

Изготовление наглядного материала

Знакомство с теоретическими знаниями о подвижных играх, традициях, народных праздниках

Научить детей  играть в подвижные  народные  игры

Изучение методической литературы по данной проблеме. Изучение статей в журналах, интернет ресурсов.

2.

«Гори ясно»

Хороводная игра

Упражнять детей в умении самостоятельно менять направление движения со сменой тембровой окраски музыки. Воспитывать организованность, развивать ловкость, быстроту

См. конспект

ОКТЯБРЬ

1.

                «Ворон»

«Ворон»

Хороводная игра

Двигаться в соответствии с плясовым характером музыки и передавать содержание текста песни. Уметь расширять и сужать круг. Отрабатывать дробный шаг и разнообразные знакомые плясовые движения.

 

См. конспект

2.

 «Солнце»

Хороводная игра

Действовать в соответствии с текстом песни. Ходить по кругу, взявшись за руки, спокойным, хороводным шагом. Уметь расширять и сужать круг. Учить стремительному бегу.

См. конспект

НОЯБРЬ

1.

«Теремок»

Малой подвижности

Развивать у детей умение передавать в движении содержание музыкального произведения. Воспитывать выдержку, выразительность игровых образов.

См. конспект

2.

«Сова»

Малой подвижности

Развивать у детей способность выразительно передавать игровой образ. Учить двигаться легко, свободно. Воспитывать выдержку, внимание. Проявлять творчество.

См. конспект


ДЕКАБРЬ

1.

«Чурилки»

Хороводная игра

Воспитывать организованность, развивать ловкость, быстроту.

См. конспект

2.

«Баба - Яга»

Подвижная  игра

Продолжать учить стремительному бегу, развивать творчество, передавая игровой образ.

См. конспект

ЯНВАРЬ

1.

«Медведь»

Подвижная  игра

 Развивать эмоциональное отношение к игре. Вырабатывать у детей выдержку. Продолжать учить стремительному бегу.

См. конспект

2.

«Угадай, кто зовёт?»        

Игра малой подвижности

Развивать у детей тембровый слух. Упражнять в умении самостоятельно начинать движение и заканчивать его

См. конспект


ФЕВРАЛЬ

1.

«Сороконожка»

Подвижная  игра

Совершенствовать умение детей ходить пружинным шагом, высоко поднимая ноги, легко бегать, ходить топающим шагом. Движения передавать в характере музыки

См. конспект

2.

«Васька-кот»

Хороводная  игра

 Продолжать учить стремительному бегу, развивать творчество, передавая игровой образ.

См. конспект

МАРТ

1.

«Обеги круг»

Хороводная  игра

Учить двигаться спокойным шагом по кругу. Воспитывать внимание, выдержку.

См. конспект

2.

«Огуречик»

Подвижная  игра

 Закрепить навыки выполнения легких прыжков с продвижением вперед и легкого стремительного бега.

См. конспект


АПРЕЛЬ

1.

«Кто у нас хороший?»

Хороводная  игра

Закреплять спокойный шаг, умение двигаться галопом по кругу, использовать знакомые плясовые движения.

См. конспект

2.

«Две тетери»

Игра малой подвижности

Совершенствовать спокойный шаг по кругу, легкий бег, выразительность рук.

См. конспект

МАЙ

1.

«Подними ладошки»

Игра малой подвижности

Развивать умение выполнять движения по тексту песни, передавать выразительные движения для рук; воспитывать внимание.

См. конспект

2.

«Скок - поскок»

Подвижная игра

Закрепить навыки выполнения легких прыжков с продвижением вперед, мягкого пружинного шага, сужения и расширения круга.

См. конспект


Учебный план.

Подготовительная  группа.

Тематика

Всего часов

Теория

Практика

1

Вводный блок

2

2

2

Подвижные игры

7

7

3

Хороводные игры

4

4

4

Игры малой подвижности

5

5

ИТОГО

18 часов

18 часов

16 часов

Каждая тема – 1  групповое занятие в форме беседы и практической работы, продолжительностью 30 минут.

Всего 18 часов в год, 2 занятия в месяц

.

 Содержание изучаемого курса:

«Русские народные подвижные  игры»                                                                          для детей подготовительной группы №5

М-ц

Тема

Цель

Литература

СЕНТЯБРЬ

1.

Знакомство  с русскими народными  играми

Изготовление наглядного материала

Знакомство с теоретическими знаниями о подвижных играх, традициях, народных праздниках

Научить детей  играть в подвижные  народные  игры

Изучение методической литературы по данной проблеме. Изучение статей в журналах, интернет ресурсов.

2.

Знакомство  с народными играми

Беседа об истории возникновения  народных игр

Развивать интерес к русским традициям

Воспитывать чувство патриотизма

См. конспект

ОКТЯБРЬ

1.

«А мы просо сеяли…..»

Хороводная игра

Знакомим с народной игрой

Заучить слова попевки

См. конспект

2.

Дрема

Подвижная игра

Продолжать знакомить детей с  народными играми

развивать сноровку, выносливость, ловкость, способствовать развитию ориентировке в пространстве. Развивать умения действовать по правилам; сотрудничество; эмпатию.

См. конспект

НОЯБРЬ

1.

Перстень

Игра малой подвижности

Закрепление умения выделять звук из состава слова и придумывать слова с заданным звуком через игру. Развивать умения действовать по правилам

См. конспект

2.

 Иван

Подвижная игра

Приобщать детей к народному творчеству, развивать чувство юмора, воображение, смекалку, развивать ловкость, быстроту, выносливость

См. конспект


ДЕКАБРЬ

1.

 «Березка»

Хороводная игра

Заучить слова попевки, повторять движения, необходимые по тексту хоровода, развитие двигательных, коммуникативных и творческих способностей.

См. конспект

2.

Лапта

Подвижная игра

Формировать двигательные умения и навыки детей средствами народной игры; комплексно воздействовать на развитие основных физических качеств воспитанников; закрепить знания правил

игры в лапту; совершенствовать технику ловли и передачи малого мяча.

См. конспект

ЯНВАРЬ

1.

Штандер

Подвижная игра

 Продолжать знакомить детей с  народными играми с использованием  мяча;

развивать сноровку, выносливость, ловкость.

См. конспект

ФЕВРАЛЬ

1.

 «Никонориха»

хороводная игра

Развитие быстроты, ловкости, внимания.

См. конспект

2.

Горшки

Игра малой подвижности

Приобщение детей к народной культуре 

См. конспект

МАРТ

1.

Я садовником родился

Игра малой подвижности

развивать   память, внимание, смелость и готовность отвечать за свои поступки

См. конспект

2.

 Гори, гори ясно       Подвижная  игра

 Упражнять  детей в умении самостоятельно менять направление движения со сменой  тембровой окраски музыки. Воспитывать организованность,  развивать ловкость, быстроту.

См. конспект


АПРЕЛЬ

1.

Грачи летят.

Игра малой подвижности

Заучить слова попевки, повторять движения, необходимые по тексту хоровода, развитие двигательных, коммуникативных и творческих способностей

См. конспект

2.

Золотые ворота.
Игра малой подвижности

Активизация и развитие двигательной деятельности детей при тесной взаимосвязи с их познавательной и мыслительной деятельностью, по средствами народной игры.

См. конспект

МАЙ

1.

Заря-зарница

Подвижная игра

Воспитание патриотических чувств у детей посредством русской народной игры; закрепить игру "Заря - заряница";

играть, соблюдая правила, проявляя доброжелательность;

приобщать к русской культуре.

См. конспект

2.

Кострома

Хороводная игра

Приобщать к истокам игрового  фольклора;.

Закрепить знания о том, что в старину любили водить хороводы, вызвать положительные эмоции, объяснить значение слов «завалинка»«Кострома».

См. конспект


ИСПОЛЬЗУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА:
1. Приложение к журналу «Клуб» «Народное Творчество» № 4 – 1990, 35с.
2. Л.В. Былеева «Русские народные игры» М., «Советская Россия» 1988г., 44 – 46 с.
3. М.Ю. Картушина «Русские народные праздники» «Творчество центр» М., 2007, 320с.
4. Петров В.М., Гришина Н.П. «Весенние праздники, игры, забавы для детей» М., 1999г.

8. Маркушевич А.А., Сысоев С.В. Городки и лапта. - М.: Новая Москва, 2006.

9. Спортивная лапта. Сказания русского народа собранные Иваном Петровичем

Сахаровым / М.: СпортАкадемПресс, 2005.

Интернет ресурсы:

https://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/vospitatelnaya-rabota/2017/10/15/narodnye-podvizhnye-igry-dlya-detey-5-7-let

http://doshkolnik.ru/zaniatia-s-detmi/10582-narodnie-igry.html

https://kladraz.ru/blogs/natalja-nikolaevna-tyurina/kartoteka-narodnyh-igr.html

https://www.maam.ru/detskijsad/-grachi-letjat.html

https://infourok.ru/podvizhnie-igri-po-teme-vesna-2094969.html

Утверждаю

Заведующий МДОУ д/с №28

__________ Е.В.Сидорова

«___» __________ 2019г.

Календарный учебный график.

Дополнительная общеразвивающая программа

«Русские народные подвижные  игры»

(базовый  уровень)

1 год обучения

Средняя  группа (4-5 лет)

Месяц

Тематика

Количество учебных недель

Количество учебных дней

Сентябрь

Вводный блок

2

2

Октябрь

Игра малой подвижности

Хороводная игра

1

1

1

1

Ноябрь

Подвижные игры

2

2

Декабрь

Хороводные игры

2

2

Январь

Хороводная игра

Подвижная игра

1

1

1

1

Февраль

Хороводная игра

Подвижные игры

1

1

1

1

Март

Хороводная игра

Подвижные игры

1

1

1

1

Апрель

Хороводная игра

Игра малой подвижности

1

1

1

1

Май

Подвижная игра

Игра малой подвижности

1

1

1

1

Утверждаю

Заведующий МДОУ д/с №28

__________ Е.В.Сидорова

«___» __________ 2019г.

Календарный учебный график.

Дополнительная общеразвивающая программа

«Русские народные подвижные  игры»

(базовый  уровень)

2 год обучения

Старшая  группа (5-6 лет)

Месяц

Тематика

Количество учебных недель

Количество учебных дней

Сентябрь

Вводный блок

Хороводная игра

1

1

1

1

Октябрь

Хороводные  игры

2

2

Ноябрь

Игры малой подвижности

2

2

Декабрь

Хороводная игра

Подвижная игра

1

1

1

1

Январь

Подвижная игра

Игра малой подвижности

1

1

1

1

Февраль

Подвижная игра

Хороводная игра

1

1

1

1

Март

Хороводная игра

Подвижная игра

1

1

1

1

Апрель

Хороводная игра

Игра малой подвижности

1

1

1

1

Май

Игра малой подвижности

Подвижная игра

1

1

1

1

Утверждаю

Заведующий МДОУ д/с №28

__________ Е.В.Сидорова

«___» __________ 2019г.

Календарный учебный график.

Дополнительная общеразвивающая программа

«Русские народные подвижные  игры»

(базовый  уровень)

3 год обучения

Подготовительная   группа (6-7 лет)

Месяц

Тематика

Количество учебных недель

Количество учебных дней

Сентябрь

Вводный блок

2

2

Октябрь

Хороводная игра

Подвижная игра

1

1

1

1

Ноябрь

Игра малой подвижности

Подвижная игра

1

1

1

1

Декабрь

Хороводная игра

Подвижная игра

1

1

1

1

Январь

Подвижные игры

2

2

Февраль

Хороводная игра

Игра малой подвижности

1

1

1

1

Март

Игра малой подвижности

Подвижная игра

1

1

1

1

Апрель

Игры малой подвижности

2

2

Май

Подвижная игра

Хороводная игра

1

1

1

1

Приложение

ИСТОРИЯ РУССКИХ НАРОДНЫХ ИГР

Многие виды русского фольклора, в том числе и подвижная игра, восходят в своем возникновении к первобытно - общинному строю. Но сведений об этом почти не осталось. Древние летописцы увлекались больше строем жизни взрослых людей, описанием их войн и характеров предводителей, словом, более политической стороной жизни, детям обыкновенно уделяли слишком мало внимания, а игры их представляли себе, по-видимому, как едва ли позволительные детские шалости.
Большинство народных игр уходит корнями в религиозные пласты жизни. Например, одной из причин появления подвижных игр являются обрядовые игры, связанные с суевериями, предрассудками. Значительная часть народного русского творчества связана с язычеством. Языческая романтика придавала особую красочность русской народной культуре.
Верования племен основывались на поклонении солнцу, огню, воде и земле. Человек ожидал от природы ниспослания земных благ, почитая предков, произнося магические заклинания и принося жертвы духам или богам.
В языческой культуре Древней Руси не существовало обособленной касты жрецов, жертвоприношения и молебны совершались любым человеком у жертвенников и статуй почитаемых тогда богов 
{Ярило — солнце, Белёс — покровитель скота, Мокошь — богиня воды, дождя, Сварог — бог оружия, неба и небесного огня).
Кроме этого, культура Руси развивалась на основе жесточайшей эксплуатации трудового народа, главным образом крестьянства. Все это отразилось в играх, которые являлись частью жизни русского народа.
Игрою пронизаны в разной степени практически все области устного народного творчества: от песни, которая «играется», и до свадьбы — своеобразной драматической игры с четко определенным ритуально-игровым поведением каждого персонажа. Особые формы ритуально-игрового поведения можно найти в календарных обрядах и народных игрищах, устраиваемых на Святки, Масленицу, Троицу, в Купальскую ночь и т.д.
Игра в это время была не просто досужим развлечением, а способом организации хозяйственной, семейной и общественной жизни человека. Игра учила и наставляла. Игра развивала все человеческие способности: сообразительность, наблюдательность, ловкость, выносливость, пластичность, умение общаться так, как этого требуют обстоятельства.
Интересным примером игры-обряда, во время исполнения которой пелись песни с обязательным упоминанием Лады (органического соединения аграрного божества и покровительницы брака, содержащим имя Лады), может служить общеизвестная игра «А мы просо сеяли».
 
А вот еще одна игра этого периода жизни русского народа, но уже из детского фольклора — горелки. О ней мы читаем у С. К.Яку-ба: «Русские историки прошлого века прямо связывали горелки с обычаями славян-язычников. Ежегодно в самый длинный день летнего солнцестояния (23 июня) у славян был праздник 
Ярилы (а позднее — Купалы), посвященный Солнцу. К вечеру наши далекие предки — славяне сходились на берегах рек, зажигали костры для ночных игрищ, прыгали через огонь и купались, "чтобы встретить в чистоте восходящее светило". В ту же ночь происходило и "умыкивание" девиц. В самой древней нашей летописи — "Повести временных лет" — так говорится об этом: "Схожахуся на игрища, на плясанье, и на вся бесовская игрища, и ту умыковаху жены собе"»-Эти слова относятся к более древнему виду горелок, где парень может ловить только девушку.

О происхождении самого название игры — «горелки» — свидетельствует русский историк, известный собиратель народных сказок А. Н.Афанасьев. Вот что он пишет по этому поводу: «На эпическом языке народных песен... поется:
Не огонь горит, не смола кипит, А горит-кипит ретиво сердце, По красной девице...
Горелки начинаются с наступлением весны, когда славилась богиня Лада, когда сама природа вступает в свой благодатный союз с богом-громовиком и земля принимается за свой род. Очевидно, игре этой принадлежит глубокая древность...».
В зимние святки, на праздничных посиделках исполнялась и игровая песня «Дрема», также связанная с календарными праздниками, правила поведения в которых унаследованы от древних языческих времен. Можно предположить, что Дрема здесь — образ Солнца, которое будят, слегка, шутливо укоряют, ждут от него тепла:
Будет, Дремушка, дремать, Полно, Дрема, стыдно спать. Встань!
На святки же 
«водили Козу», которая всех веселила своими выходками. Может быть, частью драматических сценок с этим перснажем является игра, где козонька должна показать, как скачут старушки, старички, девушки, молодцы и, наконец, сама коза, т.е. веселится народ, ждет весну.

Возможно, к святочной игровой  песне «Уж я золото хороню» восходит известная детская игра «Колечко» («Колечко, колечко, выйди на крылечко»).
В другой детской игре, «Кострома», ученые находят отголоски древнего языческого обрядового игрища в честь Костромы, олицетворявшей весенне-летнее божество. Молодые девушки, женщины делали из соломы чучело, одевали его в нарядный сарафан, украшали цветами, клади в корыто и, имитируя похороны, с песнями несли к реке. Там всю ночь пели, водили хороводы, а затем Кострому раздевали и бросали в реку, оплакивая ее кончину, вместе с которой кончились и все летние хороводы, гулянья. Наступало время летней страды. И в детском припеве сохранились слова о древнем значении игры:
Кострому мы наряжали, Весну-лето провожали.
Хотя в ней усилена развлекательная функция: исход игры —
то, по существу, 
ловишки, ведь детям надо побегать! Многие игры в символической форме показывают тепло и нежность отношений в семье. Такова, например, «Утена»:
По лугам гуляла, Гнездо совивала, Деток выводила, Деток собирала.
Народная традиция создает образ ласковый, светлый:
Плыла утена через синие озера, Ноженьки обмочила, Крылышки обмочила, Крылышки встрепенула, На бережок вспорхнула.
Доброй, надежной матерью станет она своим детям. А наши дети впитывают вместе с игрой эту нежность, разлитую в простой мелодии.
В процессе игры ведущий игры — утена показывает несложные движения в соответствии со словами текста, что позволяет использовать ее с детьми дошкольного возраста.
Христианизация Руси и введение новой веры способствовало формированию особого христианского пантеона святых и созданию христианских праздников на основе языческих. Так, зимние святки были заменены рождественской неделей, а весенние — пасхальной, что отразилось на характере игр и развлечений как молодежи, так и малых детей. Например, для святочных посиделок характерны были подвижные игры, в частности 
жмурки. Водящему завязывали глаза и отводили к двери; потом к нему подбегали, хлопали полотенцем, кушаком, рукавицей, ладонью, пока он не поймает себе замену. «Бытовая» — постоянный набор святочных игр. В него входили: «Кострома», «Столб», «Цепочка», «Товар забирать», «Выскочка», «В короли», «Мост мостить».
А вот на Масленицу распространено было катание молодежи с ледяных гор. В Юрьевском уезде Владимирской губернии (информация 1893 г.) молодежь каталась на Масленице с горы на скамьях и 
буках — низеньких соломенных корзинах, специально подмороженных. Во многих русских селениях Тверской губернии всю зиму катались с естественных гор только дети-мальчики.
Весной и летом бытовали разные игры с мячом. Одним из примеров такой игры была 
лапта . В.Г.Григорьев пишет, что без этой подлинно народной игры трудно представить себе жизнь мальчишек и девчонок послевоенной поры и многих более старших поколений. Упоминание об этой игре есть уже в древних русских летописях. Да и среди предметов, найденных при раскопках древнего Новгорода, есть немало мячей и сама лапта (палка-бита), давшая название игре. Значит, более тысячи лет живет эта игра в народе!
Поэт Валентин Берестов вспоминает в своем стихотворении «Лапта»:
О, радость жизни, детская игра! Век не уйти с соседского двора. За мной являлась мать. Но даже маме В лапту случалось заиграться с нами. Чего ж ей, великанше, делать тут? В нее ж мячом всех раньше попадут. Кидать — кидали, да не попадали... И к ужину обоих долго ждали.
О значении лапты очень метко сказал знаменитый русский писатель А. И. Куприн. Он отмечал, что эта народная игра — одна из самых интересных и полезных игр... В лапте нужны: находчивость, Изворотливость, глубокое дыхание, верность своей партии (команде), внимательность, быстрый бег, меткий глаз, твердость удара РУК и вечная уверенность в том, что тебя не победят.
Одной из увлекательнейших детских народных подвижных игр с мячом, живущих до наших дней, является 
штандер. Эта игра °Чень старая, в нее играли еще в прошлом веке. Играли в нее на улице, под открытым небом, играли мальчики и девочки вместе, возраст не имел значения.
В простонародье чаще всего мячи для этой игры делали из тряпок и тряпками их набивали. В северных губерниях мячи плели из лыка — ремешков, сделанных из коры липы, березы или ивы. Внутри такие мячи были пустые и набивались песком. В некоторых областях мячи делали из овечьей шерсти. Клок шерсти сначала скатывали, старались придать ему круглую форму. Когда комок хорошо укатывался, бросали его в кипяток и оставляли там на полчаса. Затем вынимали из воды, вновь катали и просушивали. Такой мяч был легким и мягким, а своей упругостью не уступал резиновому.
На вечерках, на гуляниях игрались такие игры, как: «Я по травке шла», «Заинька», «Репка», «Редька», «Водяной», «Дедушка Мазай» и другие. В таких играх, начиная с Фомина воскресенья вплоть до Петрова дня, радостно участвовали все, от мала до велика. Это была истинная школа народной игры: синтез ловкого и сильного движения, драматического ролевого действия, пения. А подспудно давалась масса сведений о том, что, допустим, редьку надо сеять, полоть, следить за всходами, а потом, как вырастет, рвать «с конца, да не сорвать с кореньца», чтобы не повредить.
Детские народные подвижные игры отражали не только обрядовые традиции, носили не только отголоски религиозных верований, а также показывали социальную жизнь различных слоев населения.
Замечательные игры «Красочки», «В горшки» являются ролевой имитацией купли-продажи на ярмарке, в торговой лавке, где разворачивается диалог покупателя и продавца, и финалом игры, как правило, является бег.
А вот любимая детская игра «Я садовником родился» открывает совсем другую жизнь. В ней — влюбленность. Она, видимо, пришла из города не раньше чем в XVIII в., когда с Петровских ассамблей пошла мода на галантность, совсем иного типа ритуальность «светских» отношений. Но и эти игры детям пришлись кстати, так как построены на любимых ими принципах: диалогичность и динамика, комичность воображаемых ситуаций, необходимость быстрой и верной реакции.
Многозвучная, веселая жизнь напоминает о себе криками продавцов, например, в игре «Съедобное—несъедобное».
Еще одной игрой, заимствованной от взрослых и дошедшей до наших времен, является игра «Кандалы» («Цепи кованые»). Предполагается, эта что игра является отголоском ритуала выбора невесты или показом стремления русских людей к свободе:

Цепи кованые,
Раскуйте нас.
Кем из вас?
— Светой (Таней и т.п.).
Г. Виноградов относит эту игру к группе игр в разбой и воровство. Случаи разбоя и воровства неминуемо должны были породить группу игр в наказание. Но обычно это — игры переродившиеся.
Отражение повседневной трудовой жизни крестьян мы видим в таких играх, как «Удочка» и «Рыбаки и рыбки». Русские деревни стояли обычно по берегам рек и речушек, озер, поэтому удочки были у каждого уважающего себя мальчишки. С интересом наблюдали ребята за ловлей рыбы большими сетями-неводами. Так как же было им не придумать игру, где можно половить рыбу удочкой или сетями?
Детская фантазия безгранична. Из поколения в поколение, от старших к младшим передавались подвижные игры и таким образом дошли до наших дней. Но кроме этого каждое поколение детей придумывало свои подвижные игры, которые можно было бы определить как современный детский игровой фольклор, например, игра в «Резиночку», в «Банки» и др.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дополнительная общеразвивающая программа "Умники и умницы" (ТРИЗ - технология)

Дополнительная общеразвивающая программа "Умники и умницы" составлена на основе адаптированной к дошкольному возрасту ТРИЗ - технологии, позволяющей воспитывать и обучать ребенка под  девизом "Тв...

Образовательные технологии в реализации дополнительной общеразвивающей программы

Из опыта работы изостудии ГБДОУ детский сад №79 Выборгского района г.Санкт-Петербурга. Данный материал может быть полезен воспитателям, педагогам дополнительного образования, музыкальным руковод...

Рабочая программа, обеспечивающая реализацию дополнительной общеобразовательной программы – дополнительной общеразвивающей программы художественной направленности «Радуга» для детей 5-6 лет

 Программа «Радуга» имеет художественную направленность, ее реализация позволяет не только удовлетворить сформировавшиеся потребности населения, но и создать условия для развит...

Дополнительная общеобразовательная программа- дополнительная общеразвивающая программа «Ладушки» для детей (6-7 лет) срок реализации программы 1год

           Одним из главных показателей становления личности на этапе дошкольного детства является эстетическое развитие ребенка. В специально организованной худож...

Дополнительная общеразвивающая программа логико- математической направленности на основе использования в работе с детьми младшего дошкольного возраста развивающих технологий: палочек Дж.Кюизенера, блоков З.Дьенеша, игр В.В.Воскобовича

Данный материал представляет собой дополнительную программу по логико- математическому направлению к основной общеобразовательной программе, которую реализует ДОУ . Данная программа посторена на испол...

дополнительная общеразвивающая программа по обучению и развитию детей на основе компьютерных технологий «ЛЕГО КОНСТРУИРОВАНИЕ С ЭЛЕМЕНТАМИ РОБОТОТЕХНИКИ LEGO WeDo» ДЛЯ ДЕТЕЙ 5 – 7 ЛЕТ

Программа «ЛЕГО конструирование с элементами робототехники LEGO WeDo» разработана с учетом требований Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования и мож...