Дополнительная общеразвивающая программа "Умники и умницы" (ТРИЗ - технология)
рабочая программа (старшая, подготовительная группа) на тему
Дополнительная общеразвивающая программа "Умники и умницы" составлена на основе адаптированной к дошкольному возрасту ТРИЗ - технологии, позволяющей воспитывать и обучать ребенка под девизом "Творчество во всем!". Даная программа предполагает работу с воспитанниками старшего дошкольного возраста 5-7 лет. Программа рассчитана с одной стороны на развитие таких качетсв мышления как гибкость, подвижность, системность, диалектичность; с другой стороны: поисковой активности, стремления к новизне, речи и творческого воображения. Цель программы: создать условия для развития творческого мышления и воображения через работу с противоречиями, установление системных связей, использование приемов фантазирования, решение творческих задач, составление загадок.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_umniki_i_umnitsy.docx | 41.41 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Прогимназия «Сообщество»
СОГЛАСОВАНО на заседании педагогического совета | УТВЕРЖДЕНО директор |
Протокол № 3 от 27.08. 2015 | ________________ / А.А.Скокова |
приказ от 30.08.2015 |
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА
Культурологической направленности
«Умники и умницы»
для детей 5-7 лет
срок реализации 1 год
Составитель:
старший воспитатель
Михайлова Т.Б.
г. Нефтеюганск
2015 г.
2. На современном этапе, для решения множества жизненно важных проблем глобального масштаба нашему обществу необходимы люди интеллектуально смелые, самостоятельные, оригинально мыслящие, творческие, умеющие принимать нестандартные решения и не боящиеся этого.
Дошкольное детство – это тот особый возраст, когда ребенок открывает для себя мир, когда происходят значительные изменения во всех сферах его психики ( когнитивной, эмоциональной, волевой) и которые проявляются в различных видах деятельности: коммуникативной, познавательной, преобразующей. Это возраст, когда появляется способность к творческому решению проблем, возникающих в той или иной ситуации жизни ребенка (креативность). Умелое использование приемов и методов ТРИЗ (теории решения изобретательских задач) успешно помогает развить у дошкольников изобретательскую смекалку, творческое воображение, диалектическое мышление.
Данная программа составлена на основе адаптированной к дошкольному возрасту ТРИЗ-технологии, позволяющей воспитывать и обучать ребенка под девизом «Творчество во всем!». Созданная в 1946 г. Генрихом Альтшуллером теория решения изобретательских задач (ТРИЗ) дала мощный толчок к разработке в педагогике технологий, связанных с развитием креативных процессов подрастающего человека в различных предметных областях. Отличительная особенность данной педагогической системы заключается в том, что ребенок усваивает обобщенные алгоритмы организации собственной творческой деятельности.
Программа направлена на развитие, с одной стороны, таких качеств мышления, как гибкость, подвижность, системность, диалектичность; с другой — поисковой активности, стремления к новизне; речи и творческого воображения.
Цели ТРИЗ - не просто развить фантазию детей, а научить их мыслить системно, с пониманием происходящих процессов, дать в руки воспитателям инструмент по конкретному практическому воспитанию у детей качеств творческой личности, способной понимать единство и противоречие окружающего мира, решать свои маленькие проблемы.
Основным рабочим механизмом ТРИЗ служит алгоритм решения изобретательских задач.
Решение любых задач по алгоритму идет планомерно, по четким логическим этапам:
- корректируется первоначальная формулировка задачи;
- строится модель;
- определяются имеющиеся вещественно – полевые ресурсы;
- составляется ИКР (идеальный конечный результат);
- выявляются и анализируются физические противоречия;
- прилагаются к задаче смелые, дерзкие преобразования.
Цель программы: создать условия для развития творческого мышления и воображения.
Задачи
1.Формировать умение осуществлять мыслительные операции (анализ, синтез, сравнение, установление причинно-следственных связей и др.).
2.Развиватьтворческих способностей; активизировать творческое мышление для продуктивной познавательной, исследовательской и изобретательской деятельности.
3.Развитие речи.
Обучение строится на следующих принципах:
ПРИНЦИП СВОБОДЫ ВЫБОРА
В любом обучающем или управляющем действии, где только возможно, предоставлять ребенку право выбора. В самом творческом задании заложена осознанная степень свободы.
ПРИНЦИП ОТКРЫТОСТИ
Сталкивать ребенка с открытыми задачами, у которых нет единственно правильного решения. В тексте творческого задания закладываются варианты условий или разные пути решения таких задач.
ПРИНЦИП ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Освоенные детьми мыслительные операции отрабатываются в деятельности. Любое творческое задание заканчивается каким-либо практическим видом деятельности.
ПРИНЦИП ОБРАТНОЙ СВЯЗИ
Регулярно контролировать процесс освоения детьми мыслительных операций с помощью развитой системы приемов обратной связи. Одно творческое задание пересекается с другим, тем самым воспитатель может проконтролировать степень освоения материала.
ПРИНЦИП ИДЕАЛЬНОСТИ
Максимально использовать возможности, знания, интересы самих детей с целью повышения результативности и уменьшения затрат в процессе обучения.
Данная программа рассчитана на один год обучения группами постоянного состава.
Объем программы 72 часа.
Возраст обучающихся — 5-7 лет.
Наполняемость групп— 10-12 человек.
Совместная деятельность с детьми организуется два раза в неделю. Продолжительность совместной деятельности 25-30 мин.
Формы работы: фронтальная.
Совместная деятельность с детьми с учетом их психофизиологических особенностей организуется в форме свободного общения, в виде диалогов, в которых воспитатель играет направляющую и организующую роль, игр и познавательных упражнений. Кроме того, в каждое основное занятие включается практическая деятельность (рисование, лепка, аппликация) на тему занятия.
Ожидаемый результат
Должны знать | Должны уметь |
1.Различные признаки объекта (форма, цвет, величина, материал, функция). 2.Понятия: часть – целое. 3.Слова для обозначения основных мест обитания и функционирования объекта. 4.Определенную функцию объекта, что эту функцию выполнял раньше старинный объект, а человек заметил эту функцию в мире природы и начал делать рукотворные объекты с этой функцией, постепенно улучшая изобретение. 5.Приемы преобразования объектов (увеличения – уменьшения, оживления – окаменения, дробление – объединение, специализации – универсализации). 6.Метод фокальных объектов. 7.Морфологический анализ. | 1.Определять признаки объекта с помощью разных органов чувств и описывать объект по цвету, по размеру, форме, материалу. 2.Находить и объяснять наличие отрицательного и положительного значения признака в объекте. 3.Оценивать количество – качество каких – либо объектов. 4.Устанавливать связь количественно – качественной характеристики от наличия местонахождения. 5.Сравнивать как сам объект, так и его части с эталонами, выделять части и объединять части в целое. 6.Классифицировать объект по его основным и дополнительным признакам. 7.Выстраивать линию времени у различных объектов. Побуждать детей самостоятельно устанавливать причинно – следственные связи между объектами и явлениями.8.Выявлять отрицательные свойства современного объекта и устранять их с помощью приемов разрешения противоречий, решать прогнозные задачи по развитию рукотворного объекта трех уровней.9. Преобразовывать объекты и их части с помощью приемов ТПФ. 10.Формулировать проблемные ситуации, решать творческие задачи и создавать творческий продукт: историю, рисунок, лепку и др.. 11.Оценивать данное фантастическое преобразование на уровне «хорошо – плохо». |
1.Образные сравнения. 2.Способы составления загадок. | 1.Выделять признаки объекта и сравнивать их с признаками других. 2.Составлять двух – трехстрочные загадки по моделям: «Какой, что такое же?», «Что делает, но не?», «Назови часть, количество этих частей и сравни с частями других объектов» и др. |
Объект обследования | Задача | Метод | Методики | Сроки развития |
Ребенок | Определить уровень самооценки | Нарисованная лесенка | «Лесенка» | Сентябрь, октябрь. |
Определить уровень личностных качеств | Рисование | Несуществующее животное | ||
Ребенок | Научить принимать себя и собственное значение, формировать мотивацию саморазвития | Коррекционные – развивающие занятия Сказка терапия; Песочная терапия; Арт-терапия; Игровая терапия; и др. | Г. Б. Монина, Е.К. Лютова; Фопель К.; и др.
| Ноябрь, декабрь, январь, февраль, март. |
Ребенок | Определить уровень самооценки | Нарисованная лесенка | «Лесенка» | Апрель, март. |
Определить уровень личностных качеств | Рисование | Несуществующее животное |
Формы подведения итогов: выставки творческих работ, презентация книги загадок.
3.Учебно – тематический план
№ | Название | Количество часов | ||
Всего | Теория | Практика | ||
1. | Работа с противоречиями: в предметах, размерах, ситуациях, количестве и т.д. | 5 | 1 | 4 |
2. | Установление системных связей: - надсистемы и подсистемы; - линия развития объекта; -моделирование маленькими человечками. | 10 | 2 | 8 |
3. | Обучение приемам фантазирования: - приемы преобразования объекта; - метод фокальных объектов; - морфологический анализ | 15 | 4 | 11 |
4. | Решение творческих задач | 20 | 2 | 18 |
5. | Работа над сравнениями | 5 | 1 | 4 |
6. | Составление загадок | 8 | 2 | 6 |
7. | Изготовление книг | 2 | 2 | |
8. | Организация выставок | 3 | 3 | |
Итого | 68 | 12 | 46 |
4.Содержание обучения
Тема 1. Противоречия.
Учить детей самостоятельно объяснять наличие отрицательного и положительного значения признака в объекте (активный уровень). Учить детей объяснять наличие противоположных значений одного признака в объекте, например: утюг горячий и холодный одновременно. Учить находить объекты, которые требуют значения данного признака, например: нижняя часть утюга горячая для белья, а нижняя часть холодная для руки.
Учить детей оценивать количество – качество каких – либо объектов. Устанавливать связь количественно – качественной характеристики от наличия местонахождения.
Продолжать учить заменять какой – либо рукотворный объект другим объектом, выполняющим функцию лучше. Учить детей самостоятельно решать изобретательские задачи. Учить детей формулировать противоречия (полуактивный уровень). Учить поиску ресурсов объекта. Побуждать детей представлять идеальный объект (ИКР), (МФО). Побуждать по итогам решения изобретательской задачи создавать творческий продукт: историю, рисунок, лепку и др.
Тема 2.Установление системных связей.
Выявление свойств и функций объектов.
Расширить представления детей о признаках объектов: цвете, форме, размере, материале, функции.
Формировать умение описывать объект:
- по цвету, называя значение данного признака через сравнительные характеристики (эта лягушка такая же по цвету, как весенний лист);
- по размеру описывать объект по форме, ввести в активный словарь слово «бесформенный» (тот объект, который динамично меняет форму, например: облако или объект, состоящий из многих мелких форм);
- по материалу ( любой рукотворный объект может быть сделан из разных материалов).
Учить детей сравнивать как сам объект, так и его части с эталонами.
Продолжать учить детей определять признаки объекта с помощью разных органов чувств и описывать словом ощущения (активный этап).
Продолжать учить детей выделять у рукотворных объектов их главное назначение (функция – это то, для чего человеком создан объект, его главное дело или помощь человеку).
Выявление подсистемных связей.
Уточнить знания детей о том, что у любого объекта есть часть. Каждый объект является частью другого, более сложного объекта. Учить детей в более крупных частях находить более мелкие.
Учить детей заменять рукотворный объект по его частям.
Выявление надсистемных связей.
Учить обозначать словом основные места обитания и функционирования объекта. Продолжать учить детей перемещать объект из одного места в другой и оговаривать значение этого перемещения. Учить детей проводить классификационное структурирование по основным и дополнительным признакам объекта, например: винегрет – пища - овощная пища и т.д.
Определение линии развития объекта.
Учить детей самостоятельно выстраивать линию времени у любого объекта живой природы. Побуждать детей самостоятельно устанавливать причинно – следственные связи между жизнедеятельностью живого организма и условиями, в которых он находится.
Учить детей замечать, что современный рукотворный объект выполняет определенную функцию и эту функцию выполнял раньше старинный объект. Человек заметил эту функцию в мире природы и начал делать рукотворные объекты с этой функцией, постепенно улучшая изобретение.
Продолжать учить выявлять отрицательные свойства современного объекта и устранять их с помощью приемов разрешения противоречий. Учить решать прогнозные задачи по развитию рукотворного объекта трех уровней:
- у имеющегося объекта улучшить какое – либо свойство;
- заменить объект более совершенной системой, выполняющей данную функцию;
- заглянуть в далекое будущее, когда функция не будет нужна.
Тема 3. Обучение приемам фантазирования.
Учить детей в преобразовании объектов и их частей с помощью приемов ТПФ: увеличения – уменьшения части, оживления – окаменения части, дробление – объединение, специализации – универсализации, наоборот, и некоторых преобразований свойств времени. Анализировать волшебные сказки и находить данные преобразования в них.
Познакомить детей с преобразованием свойств объекта с помощью волшебника увеличения – уменьшения (например: увеличение силы голоса человека ведут к тому, что он становится необычным, и ему нужно шепотом разговаривать.). Побуждать детей формулировать проблемные ситуации и решать творческие задачи.
Познакомить с приемом дробления – объединения свойств объекта и перепутывания их, например: мыло свой запах отдало двери, а дверь скрип – мылу; получилось скрипучее мыло и пахнущая дверь. Побуждать детей оценивать данное фантастическое преобразование на уровне «хорошо – плохо».
Познакомить детей с приемом оживления – окаменения как двойственного преобразования, например: чудесный апельсин, который может кого – то сделать неподвижным, а кого – то живым. Побуждать наделять фантастические объекты человеческими чертами характера.
Учить детей использовать прием специализации – универсализации для создания волшебных предметов или героев. Учить детей ограничивать универсальность по количеству, качеству или потере объекта, например: волшебные ножницы могут выполнить только одно твое желание (это количество), они выполняют твои любые желания, но делают это по глупому – наоборот (это качество). Волшебные ножницы могут выполнять сколько угодно твоих желаний, но они все время теряются (потеря предмета).
Тема 4. Обучение составлению сравнений и загадок.
Учить детей самостоятельно выделять признаки объекта и сравнивать их с признаками других. Продолжать учить детей понимать сравнения в художественной литературе и произнесенное педагогом. Побуждать детей объяснять смысл данного сравнения. Продолжать учить сравнивать объекты по различным признакам.
Учить детей самостоятельно составлять двух – трехстрочные загадки по моделям: «Какой, что такое же?», «Что делает, но не?», «Назови часть, количество этих частей и сравни с частями других объектов» и др.
Продолжать учить детей оценивать сравнения и загадки и выбирать лучшие.
5.Методическое обеспечение программы
Основным рабочим механизмом ТРИЗ служит алгоритм решения изобретательских задач.
Решение любых задач по алгоритму идет планомерно, по четким логическим этапам:
- корректируется первоначальная формулировка задачи;
- строится модель;
- определяются имеющиеся вещественно – полевые ресурсы;
- составляется ИКР (идеальный конечный результат);
- выявляются и анализируются физические противоречия;
- прилагаются к задаче смелые, дерзкие преобразования.
Методы обучения:
1.Наглядные: картинки, модели, таблицы, схемы
2.Словесные: вопросы продуктивного характера, «провокации», небылицы, логические загадки.
3.Практические: игры и упражнения ТРИЗ, изготовление творческих продуктов (рисование, лепка, конструирование, составление моделей).
Работа в группах , парах, индивидуально , фронтально.
Формы занятий: игра , беседа, конкурс, конференция.
6.Список литературы
1. Альтшуллер Г.С. Найти идею: Введение в теорию решения изобретательских задач. Новосибирск: НГУ, 1986
2. Ашиков В.И., Ашикова С.Г. Семицветик. М.: Прогресс, 1997
3. Басова Т.В. ТРИЗ в детском саду. О развитии творческого мышления дошкольников // Дошкольное воспитание. 1995. №6. С. 28-35
4. Белобрыкина О., Дружинина Ю. Возможности ТРИЗ в организации детского досуга // Дошкольное воспитание. 1998. №3. С. 45-48
5. Белова Е. Потенциальные возможности наших детей // Дошкольное воспитание. 1994. №6. С. 6-8
6. Богат В. К вопросу о ТРИЗовских занятиях // Дошкольное воспитание. 1994. №11. С. 39-40
7. Богат В. Остров везения // Обруч. 1997. №4. С. 15-16
8. Богат В. Сказочные задачи на занятиях по ТРИЗ // Дошкольное воспитание. 1995. №10. С. 30-32
9. Богуславская З.М. Развивающие игры. М.: Просвещение, 1991
10. Венгер Л., Дьяченко О. Дошкольное обучение: программа, направленная на развитие способностей // Дошкольное воспитание. 1992. №10. С. 28-38
11. Воронова В.Я. Творческая игра дошкольников. М.: Просвещение, 1981
12. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. М.: Педагогика, 1967
13. Галигузова Л. Ранний возраст: развитие процессуальной игры // Дошкольная педагогика. 1993. №4. С. 47-50
14. Девянина И. Занимаемся и составляем сказки по схемам с использованием методов ТРИЗ // Дошкольное воспитание. 1998. №11. С. 9-31
15. Евстигнеева Е. "Мурлокотам" и "Волшебные шарики": Занятия по моделированию // Обруч. 1997. №6. С. 33-34
16. Журавлева Е. Встреча с чудом // Дошкольное воспитание. 1995. №4. С. 21-27
17. Земскова А. Роль взрослых в развитии способностей ребенка // Дошкольное воспитание. 1984. №9. С. 16-17
18. Игра дошкольника // Под ред. Н. Аникеевой. Новосибирск: НГУ, 1983
19. Игра дошкольника // Под ред. С.Л. Новоселовой. М.: Просвещение, 1989
20. Ильясов И. Критическое мышление: организация процесса обучения // Директор школы. 1995. №2. С. 50-55
21. Казакова Т. Детское творчество: мир ярких и удивительных // Дошкольное воспитание. 1993. №4. С. 58-63
22. Карпова Е.В. Дидактические игры. М.: Академия развития, 1997
23. Кондаков И.М. Приглашение к творчеству. М.: Знание, 1993
24. Крылов Е. Школа творческой личности // Дошкольное воспитание. 1994. №10. С. 28-33
25. Кудрявцев В., Синельников В. Ребенок-дошкольник: новый подход к диагностике творческих способностей // Дошкольное воспитание. 1995. №9. С. 54-56
26. Курбатова Л. ТРИЗ - в повседневную жизнь // Дошкольное воспитание. 1993. №4. С. 23-26
27. Максаков А.И. Учите, играя. М.: Просвещение, 1983
28. Меерович М., Шрагина Л. Широкие возможности ТРИЗ // Народное образование. 1997. №9. С. 49-51
29. Меерович М.И. Формулы теории невероятности: технология творческого мышления. Одесса: Издательство МЕТРО, 1993
30. Меерович М.И., Шрагина Л.Я. Пора спускать лодку на воду (что такое ТРИЗ) // Директор школы. 1996. №5
31. Михайленко Н., Короткова Н. Взаимодействие взрослого с детьми в игре // Дошкольное воспитание. 1993. №4. С. 19-20
32. Никитина Т. Играем без игрушек // Дошкольное воспитание. 1996. №11. С. 56-60
33. Новшества по-французски: выводы и уроки из опыта // Директор школы. 1996. №1. С. 34-37
34. Огнева Н. Играем по системе ТРИЗ // Дошкольное воспитание. 1998. №5. С. 78-81
35. Одаренные дети. М.: Прогресс, 1991
36. Островская Р. Пробуйте сделать следующий шаг! // Дошкольное воспитание. 1998. №8. С. 118-121
37. Педагогическая технология игры дошкольников: материалы спецкурса // Сост. В.И. Турченко. Магнитогорск, 1997
38. Полет на другую планету - это хорошо или плохо // Дошкольное воспитание. 1998. №1. С. 61-66
39. Претте М.К., Капальдо А. Творчество и выражение. М.: Просвещение, 1981
40. Прохорова Л. Развиваем творческую активность дошкольников // Дошкольное воспитание. 1996. №9. С. 4-13
41. Психология и педагогика игры дошкольника: Материалы симпозиума // Под ред. А.В. Запорожца. М.: Просвещение, 1966
42. Радуга: Программа и руководство для воспитателей детского сада // Сост. Т.Н. Доронова. М.: Просвещение, 1993
43. Ронзин Д.В. Профессиональное сознание учителя как научно-практическая проблема // Психологический журнал. 1991. Т. 12. №5. С. 62-67
44. Савенков А. Конкурс интеллектов // Дошкольное воспитание. 1998. №2. С. 6-13
45. Самарцева С. ТРИЗ и математика // Дошкольное воспитание. 1996. №10. С. 12-16
46. Смолярчук И. Развивать творческие способности детей // Дошкольное воспитание. 1993. №8. С. 51-53
47. Страунинг А. Давайте сами себе поможем работать по ТРИЗ // Дошкольное воспитание. 1997. №11. С. 27-30
48. Страунинг А. Метод активизации творческого мышления // Дошкольное воспитание. 1997. №3. С. 46-55
49. Страунинг А. Метод фокальных объектов // Дошкольное воспитание. 1997. №1. С. 8-17
50. Урбански А. Начало с учетом конца… или какой может быть система образования через десять лет // Директор школы. 1994. №4. С. 79-83
51. Хохлова Т.Е. Занятия по развитию творческих способностей // Начальная школа. 1989. №6. С. 37-39
52. Цепенникова В. Буксует ли ТРИЗ в ДОУ // Дошкольное воспитание. 1998. №9. С. 17-23
53. Чудновский В. Развитие способностей // Воспитание школьников. 1990. №4. С. 32-37
54. Шрагина Л.И. Психологические аспекты использования ТРИЗ в учебном процессе // Педагогика. 1999. №6. С. 39-43
55. Щербакова Е., Зайцева Л. Учиться должно быть интересно // Дошкольное воспитание. 1997. №3. С. 41-46
56. Эльконин Д.Б. Психология игры. М.: Педагогика, 1978
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Образовательные технологии в реализации дополнительной общеразвивающей программы
Из опыта работы изостудии ГБДОУ детский сад №79 Выборгского района г.Санкт-Петербурга. Данный материал может быть полезен воспитателям, педагогам дополнительного образования, музыкальным руковод...
Дополнительная общеразвивающая программа логико- математической направленности на основе использования в работе с детьми младшего дошкольного возраста развивающих технологий: палочек Дж.Кюизенера, блоков З.Дьенеша, игр В.В.Воскобовича
Данный материал представляет собой дополнительную программу по логико- математическому направлению к основной общеобразовательной программе, которую реализует ДОУ . Данная программа посторена на испол...
дополнительная общеразвивающая программа по обучению и развитию детей на основе компьютерных технологий «ЛЕГО КОНСТРУИРОВАНИЕ С ЭЛЕМЕНТАМИ РОБОТОТЕХНИКИ LEGO WeDo» ДЛЯ ДЕТЕЙ 5 – 7 ЛЕТ
Программа «ЛЕГО конструирование с элементами робототехники LEGO WeDo» разработана с учетом требований Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования и мож...
Дополнительная общеразвивающая программа по самообразованию игровая технология
Дополнительная общеразвивающая программа по самообразованию игровая технология "Русские народные подвижные игры" (базовый уровень) Возраст обучающихся: 4-7 лет....
Дополнительная общеразвивающая программа логико - математической направленности для старших дошкольников, на основе использования развивающих технологий: палочек Кюизенера, блоков Дьенеша и игр Воскобовича.
Данный материал представляет вторую часть уже реализованоой дополнительной программы по логико - математическому направлению, на основе развивающих технологий. В данной публикации представлены м...
Методические рекомендации по реализации дополнительных общеразвивающих программ с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий
В системе дополнительного образования дистанционное обучение и поддержка обучающихся могут оказать существенное влияние на успех в образовательной деятельности и адекватное самоопределение. Свобода вы...
Дополнительная общеразвивающая программа «Мастерская Юных Инженериков» (далее - МЮИ) (развитие технической одаренности у обучающихся посредством использования современных образовательных технологий)
В современном мире широкое распространение получила проблема одаренности. Стремительное развитие экономики, научно-технический прогресс требует принципиально иных качеств в ...