Проект "Ой ты барышня Матрешка"
проект (старшая, подготовительная группа)
Предварительный просмотр:
ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение города Москвы
«Школа № 830»
125362, г. Москва, ул. Большая Набережная, д.23, тел./факс: 8-495-491-13-45
ИНН/КПП 7733826016/773301001 ОГРН 1127747247100 ОКПО 13265763 E-mail: 830@edu.mos.ru
ПРОЕКТ
«Ой ты барышня матрешка »
Составитель:
Самсонова Ю.М.
воспитатель I кв. категории
Москва 2019г
Москва, 2018 г.
Паспорт проекта «Ой ты барышня матрешка».
Вид проекта: познавательно - творческий
Продолжительность проекта: Среднесрочный
Участники проекта: дети подготовительной группы, воспитатели, музыкальный руководитель, родители воспитанников.
Актуальность проблемы:
Воспитание духовно – нравственных начал и патриотических чувств на современном этапе развития общества обязывают дошкольные образовательные учреждения развивать познавательный интерес и любовь к Родине, ее традициям, культурным ценностям. Приобщение дошкольников к истокам народной культуры наиболее лучше осуществлять через знакомство с народной игрушкой.
Матрешка, став образцом русского декоративно-прикладного искусства, превратилась в визитную карточку России. Стала символом народной культуры нашего Отечества. Русские матрешки привлекают внимание совей красотой и огромным разнообразием росписи. Матрешка любима и популярна во всем мире. Она является носительницей доброты, любви, благополучия, мира.
Но далеко не все дети, да и взрослые знают об историческом происхождении матрешки, о появления матрешки на Руси, о мастерах - изготовителях и художниках, которые расписывают эту удивительную игрушку, ставшую символом России.
Ознакомление детей с русской народной игрушкой "матрешкой" невозможно без русского фольклора, загадок, художественных произведений, а также без непосредственной росписи данной игрушки. Именно скудные знания об этой русской красавице подвигло нас на углубленное изучении и тесное с ней знакомство.
Проблема: У детей недостаточно сформированы знания о истории возникновения и появления матрешки на Руси, об особенностях росписи русской матрешки («Семеновская», «Загорская», «Полхов - Майданская», «Вятская» и др.). Дети не знают, что матрешка является одним из главных символов народной культуры России. Мало знают об изготовлении матрешки, народных умельцах и художниках, расписывающих народную игрушку. В изобразительной деятельности плохо отражают роспись, элементы узоров матрешки.
Цель проекта: Формирование духовно-нравственного отношения и чувства сопричастности к культурному наследию своего народа через ознакомление с предметом декоративно-прикладного искусства – русской матрёшкой.
Задачи проектной деятельности:
- Познакомить с историей возникновения, видами, особенностями росписи русской матрешки.
- Научить украшать матрёшку, используя разные техники: акварель, пластилинография.
- Развивать познавательный интерес, интерес к истории и культуре России, народному творчеству, творческие способности, фантазию, самостоятельность в придумывании рисунка сарафана для матрешки.
- Воспитывать у детей любовь и уважение к труду народных умельцев, эстетический и художественный вкус, бережное отношение к народной игрушке как к культурному символу России.
- Способствовать активному вовлечению родителей в совместную деятельность с ребенком в условиях семьи и детского сада.
Обеспечение проектной деятельности:
- Методическое:
Программно-методический материал:
- От рождения до школы. Основная общеобразовательная программа дошкольного образования. Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. - М.: Мозаика-Синтез, 2010 г.
- Занятия по патриотическому воспитанию в детском саду. Под ред. Л. А. Кондрыкинской, М.: ТЦ Сфера, 2013 г.
- Я и мир. Конспекты занятий по социально – нравственному воспитанию детей дошкольного возраста. Мосалова Л. Л. СПб.: ООО «Издательство «Детство - Пресс», 2011 г.
- Беседы о профессиях с детьми 4-7 лет. Потапова Т. В. М.: ТЦ Сфера, 2008 г.
- Воробьева О. Я. Декоративно-прикладное творчество. Традиционные народные куклы. Керамика. – Волгоград: Учитель, 2009 г.
- Котова И. Н., Котова А. С. Русские обряды и традиции. Народная кукла. – СПб.: Паритет, 2010 г.
- Казакова Т.Г. Занятия с дошкольниками по изодеятельности: Кн. для воспитателей дет. сада и родителей – М.: Просвещение, 1996 г.
Интернет – ресурсы:
http://dollplanet.ru/folk/matryoshka_obzor - «Матрешка - история любимой русской куклы»
http://www.vipdoll.ru/ - «История матрешки. Технология изготовления»
http://kraeved1147.ru/russkaya-matryoshka/ - «Русская матрешка»
- Материально-техническое:
Оборудование для совместной и самостоятельной детской деятельности:
- Сюжетно – ролевые игры: «Музей народной игрушки», «Магазин «Сувениры», «Завод изготовления матрешек», «Ярмарка».
- Уголки: Уголок ряжения (платочки, фартуки, ленты и др.), кукольный уголок (куклы, одежда и наряды для кукол);
- Дидактические игры: «Разложи и собери матрёшек вместе», «Подбери узор для фартука матрёшки», «Отгадай роспись матрешки», «Хоровод матрешек».
- Наглядные пособия: альбом «Матрешки», «Русская роспись», алгоритм «Нарисуй матрешку», мультимедийная презентация «Русская матрешка», иллюстрации «Расписные матрешки» и др.
- Материал для продуктивной и изодеятельности: бумага и альбомы для рисования, картон, цветная бумага, фольга, клей, ножницы, салфетки, доски для лепки, пластилин, карандаши, фломастеры, восковые мелки, акварельные краски, раскраски;
- Материал для музыкальной деятельности: компакт – диски с песнями и музыкальными композициями по теме проекта.
- Художественная литература, пословицы, поговорки, загадки о матрешке: В. Берестов «Матрешкины потешки», В. Приходько «Веселые матрешки», «Матрешка на окошке», С. Маршак «Восемь кукол деревянных…», С. Иванов «Барышня - матрешка», Н. Салов «Матрешка»
- Выносной материал и игрушки для прогулки: куклы, коляски, посуда, мячи, скакалки, ведра, лопатки, формочки, машины и др.
- Прочие материалы и оборудование: грамоты и благодарности, фотоаппарат, ноутбук, мультимедийное оборудование, магнитная доска.
Предполагаемый (ожидаемый) результат:
Дети буду иметь знания и умения:
- Знания истории происхождения матрешки, появлении ее на Руси; о народных умельцах изготовления матрешки.
- Знания особенностей русской народной игрушки (материал, форма, цвета, узоры).
- Умение различать Семеновскую, Загорскую, Полхов – Майданскую, Вятскую матрешку.
- Умение передавать элементы росписи матрешки в различных техниках: акварель, пластилинография.
- У детей повысится интерес к изучению народной культуры России.
- Совместная деятельность будет способствовать укреплению детско – родительских отношений в области приобщения детей к народной культуре России, воспитания патриотизма, духовно – нравственных ценностей.
- Повысится педагогическая культура родителей, что позволит педагогам установить с ними доверительные и партнёрские отношения.
- Повысится рейтинг дошкольного образовательного учреждения среди родителей воспитанников.
Гипотеза проекта: если создать условия для познавательной и творческой деятельности детей о русской народной игрушке – матрешке, то становится возможным, что у детей повысится степень активности и самостоятельности в познании истории происхождения матрешки, ее появлении на Руси, изготовлении матрешки, желание украшать матрешку при помощи росписи, в различных техниках (акварель, гуашь, пластилинография, аппликация и др.), ценить матрешку как культурный символ России.
У родителей воспитанников повысится интерес к образовательному процессу, а также заинтересованность помочь педагогам создать предметно – развивающую среду в группе для познавательной и творческой деятельности в области приобщения детей к народной культуре России (создание альбомов с иллюстрациями о народных промыслах России, подбор художественных произведений, создание мультмедийных презентаций о промыслах России, участие в создании мини - музеев и др.)
Формы реализации проекта:
- непосредственно – образовательная деятельность
- прогулки
- наблюдения
- чтение художественной литературы
- совместные игры со взрослым, сверстниками (подвижные, речевые, пальчиковые, хороводные, сюжетно - ролевые игры)
- художественная деятельность
- рассматривание наглядного материала, иллюстраций, книг, открыток, просмотр мультимедийных презентаций
- самостоятельная игровая деятельность детей
- трудовая деятельность (трудовые поручения и др.)
Этапы работы над проектом:
Этап первый:
1. Определение уровня сформированности познавательных процессов, возможности детей в познании народной игрушки – матрешки.
2. Определение задач.
3. Изучение программно-методического обеспечения.
Этап второй:
1. Определение структуры образовательной деятельности.
2. Разработка перспективного плана, основных направлений деятельности.
Этап третий:
1. Создание условий, побуждающих детей к познавательной и творческой деятельности.
2. Реализация плана и основных направлений проекта.
Этап четвёртый:
1. Презентация работы.
Содержание проектной деятельности.
Перспективный план работы и основные направления познавательной и творческой деятельности.
- Систематически передавать детям в увлекательной форме разнообразную информацию о русской матрешке. (история появления на Руси, видах, росписях матрешки и др.)
- Дать возможность детям свободно общаться между собой, рассказывая педагогам и сверстникам о русской матрешке, о впечатлениях и приобретенных знаниях в ходе проекта.
- Создать наглядную опору для углубленного формирования представлений о матрешке, как культурном символе России: тематический альбом «Матрешки на Руси, их виды и росписи», мультимедийную презентацию «Русская матрешка», альбом раскрасок и тематических картинок о матрешках.
- Совместно с родителями:
- Подобрать к проекту рассказы, стихотворения, частушки о матрешке.
- Организовать выставки детских рисунков, творческих работ и поделок: «Хоровод матрешек», «Русская матрешка», «Матрешка руками семьи».
Вид деятельности, формы работы | Задачи |
I. Прогулки. | 1. Расширять кругозор детей об окружающем мире, дать понятие, что природный материал может служить для изготовления различных игрушек (н-р, дерево для народных игрушек - матрешек и др.) 2. Учить составлять творческие рассказы о том, как мастера готовят материал для изготовления матрешки. 3. Развивать речь, мышление, фантазию, расширять словарный запас. 4. Воспитывать доброжелательное отношение к окружающему миру. |
II. Наблюдение (на прогулке): 1. За деревьями | 1. Расширять кругозор о деревьях, их особенностях и внешнем виде, пригодных для изготовления деревянных игрушек (матрешки). 2. Вызвать эмоциональный отклик на чувство сопричастности к окружающему миру. 3. Воспитывать чувства доброты, бережного и заботливого отношения к природе. |
3. За играми детей на прогулке. | 1. Дать понятие о том, что на прогулке играть можно с игрушками из пластмассы, дерева, металла, но игрушки народного промысла в играх во время прогулки использовать нельзя. 2. Расширять кругозор детей о том, что можно использовать природный материал (снег, песок и др.) для постройки (н-р, матрешки из снега и др.). 2. Учить строить матрешку из снега, используя для украшения льдышки, бросовый материал, для росписи – гуашь, тушь, акварель и др. 3.Воспитывать доброжелательные отношения между сверстниками, коммуникативные способности в ходе совместной деятельности. |
IV. Непосредственно – образовательная деятельность
| 1. Познакомить с историей возникновения матрешки на Руси, видами, изготовления и росписи матрешки, музея матрешки в Москве. 2. Развивать познавательный интерес к культуре России, ее традициям, символам. 3. Способствовать развитию художественно – эстетического вкуса. 4. Воспитывать чувство гордости за культурное наследие Отечества. |
| 1. Познакомить с видами, росписью матрешек на Руси. 2. Развивать познавательный интерес, восприятие художественных образов народного искусства. 3. Воспитывать чувство патриотизма, уважения к традициям русского народа. 4. Прививать чувство сопричастности к Родине, ее историческим и культурным ценностям, символам. |
| 1. Учить составлять творческий и описательный рассказ о русской матрешке. 2. Развивать монологическую и связную речь, память, воображение, мышление, художественное восприятие. 3. Воспитывать доброжелательное уважительное отношение к рассказам сверстников. |
| 1. Расширять кругозор о видах матрешки, использовании различных материалов при изготовлении, использовании матрешки в жизни человека. 2. Развивать мышление, познавательный интерес, диалогическую речь, коммуникативные способности, воображение. 3. Воспитывать доброжелательность, целеустремленность, ответственность, уважение к сверстникам и взрослым. |
| 1. Вызвать у детей позитивный, эмоциональный настрой на разучивание нового танца - «Хоровод матрешек». 2. Развивать чувство ритма, такта, музыкальное восприятие, используя народные инструменты (деревянные ложки). 3. Воспитывать доброжелательное отношение к сверстникам. |
V. Ознакомление с художественной литературой. Разучивание стихотворений, частушек, загадок о матрешках. | 1. Учить слушать, запоминать, воспроизводить художественные произведения. 2. Соотносить услышанное с личным опытом, закреплять знания о русской народной игрушке – матрешке. 3. Развивать память, мышление, речь. 4. Воспитывать доброе отношение к народной игрушке, как символу доброты, красоты, мира, благополучия. |
VI. Художественная деятельность (совместная деятельность со взрослым, самостоятельная деятельность детей)
| 1. Учить наносить пластилин (акварель) на готовый шаблон, изображая образ матрешки. 2. Учить создавать яркие цветовые образы с помощью пластилина, акварели, используя элементы росписи (тонирование, мазки, нанесение тонких линий, округлых форм, инкрустирование пайетками и др.) 3. Учить раскрашивать изображения на раскраске карандашами, фломастерами, мелками. 5. Развивать творчество, воображение, фантазию. 6. Воспитывать доброжелательное отношение к работе сверстников, учить анализировать свою работу и работы сверстников, видеть достоинства и недостатки. |
VII. Трудовая деятельность: - трудовые поручения - самообслуживание - коллективный труд - дежурство | 1. Закреплять умения по подготовке к занятию: раздача материала (пластилин, доски, стеки, салфетки, акварель, кисти, стаканчики с водой, клеенка и др.) 2. Закреплять умение самостоятельно, быстро и аккуратно убирать художественные принадлежности после занятий. 3. Приучать добросовестно выполнять обязанности дежурных по группе, столовой. 4. Воспитывать чувство ответственности, уважения к труду взрослых и сверстников. |
VIII. Взаимодействие с родителями:
«Что мы знаем о русской матрешке?», «Русская матрешка – потенциал развития ребенка». | 1. Вызвать интерес родителей к совместной деятельности с педагогом и детьми в ходе проекта. 2. Приобщать родителей к воспитательному процессу. 3. Оказывать педагогу психологическую и дидактическую помощь по организации познавательно – игровой и творческой деятельности с детьми. 4. Создать эмоциональный настрой. |
Итоговые мероприятия:
- Выставка творческих работ «Хоровод матрешек», «Русская матрешка».
- Презентация проекта «Русская матрешка»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Игровой проект "ЛЮБИМАЯ ИГРУШКА - МАТРЕШКА"
ПАСПОРТ ПРОЕКТА ТИП ПРОЕКТА: групповой, краткосрочный, игровой, познавательно – речевойУЧАСТНИКИ: дети, родители воспитанников, педагоги МБДОУСРОКИ РЕАЛИЗАЦИИ: II неделя каждого месяцаАКТУАЛЬНОСТ...
Проект "Наша русская матрешка"
При проведении данного проекта дети познакомятся с историей создания русской матрёшки, ее видами, особенностями росписи. Через игрушку мы приобщаем детей к национальной русской культуре. В проекте уча...
Педагогический проект. «Народная игрушка- матрешка»
Данный разработанный материал поможет осуществить с дошкольниками работу по изучению народных истоков нашей страны, а именно историю народной игрушки - Матрешки....
Конспект НОД к проекту Музей «Русской матрешки» ОО «Художественно-эстетическое развитие» Аппликация. «Наряди Матрешку»
Данный вид аппликации можно использовать и с детьми более старшего возраста, таких матрешек можно сделать и использовать в качестве закладок для книг, данный вид аппликации интересен тем , что мы испо...
конспект ООД "Барышня - матрешка"
Знакомство малышей с народными промыслами русского народа - игрушкой матрешка...
Проект "Дымковская барышня"
Формирование и развитие основ духовно-нравственной культуры детей посредством ознакомления с народными промыслами - дымковской игрушкой, росписью....
Проект "Дымковская барышня"
Романова Ирина Геннадьевна Проект «Дымковская барышня» (подготовительная группа)Тип проекта : познавательно – творческийВид проекта : краткосрочныйУчастники...