Проект "Наша русская матрешка"
проект по окружающему миру (старшая группа) по теме
При проведении данного проекта дети познакомятся с историей создания русской матрёшки, ее видами, особенностями росписи. Через игрушку мы приобщаем детей к национальной русской культуре. В проекте участвуют дети, родители и педагоги. Длительность проекта - 2 месяца.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_nasha_russkaya_matreshka.doc | 590.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 26 компенсирующего вида Красносельского района
Проект
«Наша русская матрёшка»
Разработала: Лопатина Н.С.
воспитатель
Санкт-Петербург
2014 г.
1 часть. Актуальность проекта: Возвращение молодого поколения к русским национальным традициям, к изучению исторических корней культуры - это основа воспитания нравственно-патриотических чувств дошкольников. Посредством знакомства с декоративно-прикладным искусством, в частности с русскими матрешками, мы развиваем у детей познавательный интерес к истории и культуре России.
2 часть. Определение предмета исследования.
Предметом нашего исследования является народная игрушка - русская матрёшка.
Используя проектный метод, как один из вариантов интегративного подхода в организации совместной деятельности педагога с детьми и родителями, мы ставили задачи: познакомить ребят с историей создания русской матрёшки, её видами, особенностями росписи, приобщать их к национальной культуре, воспитывать любовь к народному искусству.
3 часть. Формулировка проблемы.
Основополагающий вопрос : Для чего нужно знать историю русской культуры? Проблемные вопросы: Как я могу получить информацию об истории русской игрушки- матрёшки ? Что мне для этого нужно сделать?
Образовательные вопросы: Матрёшка как один из способов изучения
исторических корней культуры русского народа, как основа воспитания нравственно-патриотических чувств дошкольников.
Проблема состоит в том, что родители не приобщают детей к национальной культуре, не воспитывают у них уважение и бережное отношение к культуре и традициям нашего народа, а возможно и не знают, как это сделать.
И мы решили с помощью осуществления данного проекта, вызвать познавательный интерес к декоративно-прикладному искусству через национальную игрушку - русскую матрёшку.
4 часть. Гипотеза.
Осуществление проекта поможет научить всех беречь и уважать культуру и традиции нашего народа, вызовет познавательный интерес к декоративно -прикладному искусству, сформирует у детей и родителей знания о народной игрушке – матрёшке, её видах и особенностях росписи, поможет осознать важность приобщения детей к национальной культуре, поспособствует развитию творческих способностей через продуктивную деятельность в виде росписи заготовок матрёшек. А также, данный вид деятельности расширит кругозор участников проекта, вызовет желание найти новую информацию по данной теме.
5. Методы и приёмы, использованные для осуществления проекта:
1)Анализ художественной литературы, моделирование, рефлексивный анализ собственной деятельности.
2) Приемы умственной деятельности:
анализ, синтез, обобщение, выявление существенного.
3) Приемы продуктивной деятельности:
Формирование творческого потенциала всех участников проекта
4)Приемы работы:
- педагогическая мастерская;
-изучение различных источников;
-работа с фотоматериалами;
-подбор литературного и музыкального материала;
-выполнение рисунков, моделей, памяток;
-работа в сети Интернет.
6 часть. Интерпретация.
В результате работы над проектом создана информационная база по проектной деятельности, по знакомству детей с матрёшкой, что позволило в дальнейшем грамотно реализовать цели и задачи проектной деятельности |
Проект предназначен для педагогов, детей и родителей. Ориентирован на изучение вопросов, связанных с темой «Декоративно - прикладное искусство» и приобщение детей к национальной культуре через знакомство с народной игрушкой- матрёшкой. Материалы проекта могут быть использованы в совместной образовательной деятельности с детьми , методической работе с кадрами и родителями . Осуществление проекта научило всех участников беречь и уважать культуру и традиции нашего народа, вызвало познавательный интерес к декоративно -прикдадному искусству, Данный проект побудил к поиску дополнительной информации, расширил кругозор детей, педагогов и родителей. При проведении данного проекта мы познакомили всех участников с историей создания русской матрёшки, её основными видами, особенностями росписи, мы приобщили детей через игрушку к национальной культуре России. А также реализовали приемы и методы, заложенные в содержание педагогической мастерской. Такой проект можно проводить каждый год, дополняя его и расширяя знания детей по данной теме. Ход проекта. Научно- методическая информация. Появление матрешки на Руси. В.П.Звездочкин. Поэтому приблизительно с этого времени можно отсчитывать возраст матрешки, в дальнейшей судьбе которой были свои взлеты и падения, слава и забытье, странствия и метаморфозы. 1 этап. Подготовительный. Перед детьми появляется матрёшка, покрашенная белой гуашью, грустно здоровается, не хочет разговаривать, уходит в домик. Воспитатель пытается выяснить, что случилось. Подносит матрёшку к уху, та как- будто что-то говорит/ Воспитатель бурно реагирует, мотает головой, сокрушается и говорит громко: - Дорогая матрёшечка, не печалься так сильно. Наши дети тебе помогут. Воспитатель: - Ребята, матрёшке нужна ваша помощь. Дело в том, что художник забыл её раскрасить, все раскрашенные матрёшки не хотят с ней играть, а ей одной грустно. И где родилась, она не знает, и какой у неё наряд был, она не знает. Давайте ей поможем. Дети:- Давайте! 2 этап. Организация деятельности Воспитатель:- Даю вам задание домой, найти информацию о матрёшке. Вместе с родителями сходите в библиотеку, или узнайте в энциклопедии, или посмотрите в интернете, где родилась матрёшка, как называется город или село, где её изготавливают. Принесите фотографию или картинку с изображением матрёшки, чтобы мы могли узнать, какой должен быть у матрёшки наряд. Также, проводится работа с родителями, распределяется, кто и какую информацию собирает, как её оформить. 3 этап. Осуществление деятельности. Дети приносят информацию о происхождении матрёшки, её видах, особенностях росписи каждого вида. Педагог создаёт книгу с работами и картинками детей. В совместной деятельности педагога с детьми по рисованию проходит обучение элементам росписи матрёшек. Приходит снова матрёшка. В присутствии неё проводится беседа с опорой на картинки, которые принесли дети. Рассказывается об истории создания игрушки, основных видах: Семёновской, Загорской и Похлов-Майданской. Всё время ведётся диалог с матрёшкой. Но она всё ещё грустит, так как её наряд без узора и она не знает, откуда родом. Тогда педагог приглашает матрёшку на праздник, где дети обязательно помогут ей. 4 этап. Защита проекта Проводиться интегрированный досуг: музыкальное занятие и совместная непосредственная деятельность педагога с детьми по изобразительной деятельности. Ход досуга. Музыкальный руководитель предлагает детям отправиться в путешествие. Дети встают друг за другом и, имитируя движение колёс руками, под песню «Мы едем, едем, едем» отправляются в путь. На остановке « Матрёшкина» дети выходят. Музыкальный руководитель:- Чтобы узнать, к кому мы приехали, вам надо отгадать загадку: Алый шёлковый платочек, яркий сарафан в цветочек, Упирается рука в деревянные бока. А внутри секреты есть: Может – три, а может, шесть. Разрумянилась немножко. Это русская... Дети:- Матрёшка. Дети замечают домик, из которого выходит матрёшка (переодетый воспитатель). Матрёшка: Здравствуйте, ребята! Я матрёшечка, я круглёшечка! Улыбаюсь я всегда и с ребятами в друзьях. Я в деревне родилась и на славу удалась. Щёчки пухленькие, сама кругленькая А на голове платок, словно яркий цветок. Звучит русская народная мелодия песни «На горе то калина» в обработке Ю. Чичикова, матрёшка выполняет танцевальные движения. Матрёшка:- Ребята, я пришла не одна, а взяла с собой матрёшечку, которой вы помогаете в беде. Давайте её поставим на стол. Думаю, на нашем празднике она всё узнает и вся её беда пройдёт. Расскажите-ка сначала, что вы знаете обо мне? Дети читают стихи: 1 ребёнок: Матрёшка на окошке в ярком сарафане, И вся семья в матрёшке как в доме деревянном. 2 ребёнок: Очень любят все матрёшки разноцветные одёжки: Всегда расписаны на диво, очень ярко и красиво. 3 ребёнок: Они игрушки знатные, складные и ладные. Матрёшки всюду славятся, они нам очень нравятся. Матрёшка: Молодцы, ребятки! А теперь я расскажу вам немного об истории моего создания. Появилась первая матрёшка в России очень давно, более 100 лет назад. Презентация «Русская матрёшка» Слайд 1. Первая матрёшка Однажды из Японии привезли игрушку - большеголового деревянного японца. Раскроешь его, а там ещё такая же игрушка, раскроешь вторую, а там третья. Очень понравилась такая игрушка русским мастерам. Слайд 2. Подготовка матрёшек к росписи. В начале сделали деревянные заготовки. А потом русские умельцы расписали игрушку. Они переодели её в русский сарафан с передничком, на голову повязали яркий платочек, нарисовали ей красивые глазки и положили на щёчки яркий румянец. И назвали её старинным русским именем – Матрёшей. Наиболее известны три вида матрёшек: Семёновская, Загорская и Полхов-Майданская. Давайте внимательно рассмотрим все три вида матрёшек. Слайд 3. Загорская матрёшка. Я матрешка из Загорска. Встрече с вами очень рада.
На Загорской матрешке мы видим платок, кофту, сарафан, фартук. Декоративная роспись очень скромна. Слайд 4. Семёновская матрёшка. Я из тихого зеленого городка Семёнова. - А Семеновскую матрешку отличают яркие букеты цветов на платке, фартуке. . Слайд 5. Похлов- Майданская матрёшка. А я, подружки, из Майдана.
У Полхов -Майданских кукол нет платка, сарафана и фартука. Вместо этого – овал лица и яркие цветы в темном контуре. А в руках матрёшки может быть самовар или хлеб на рушнике. Во время масленицы на снегу мастера выставляли своих матрешек. Снег и цветы – вот какое чудо! И, кажется, будто прогнали зиму. А сейчас предлагаю поиграть. Игра «Матрёшечка-матрёшка» - Ну, ребятки не зевайте А в кружочек все вставайте. Хотите поиграть немножко? Нарядитесь тогда вы матрёшкой. (Из детей выбирают 3-х матрёшек. Им на головах завязывают платочки. Они приседают в центре круга, который образуют другие дети. Дети идут по кругу и поют песню «Матрёшка» на мотив русской народной песни «Колпачок»: Эх, матрёшечка, матрёшка, Аленький платочек, сарафан в цветочек. Мы тебя кормили, мы тебя поили. На ноги поставили, танцевать заставили. Танцуй сколько хочешь, выбирай кого захочеш Раскрашивание матрёшек. Матрёшка:- Я думаю, моя маленькая подружка теперь всё узнала, что хотела. Нам осталось разукрасить её наряд. Я буду раскрашивать эту матрёшку, а вы- её подружек. Детям предлагаются вырезанные из альбомных листов матрёшки, дети раскрашивают их по типу Семёновской, Загорской или Полхов-Майданской. 5 этап. Рефлексия.. Матрёшка: -Вот и матрёшки наши готовы. Вам, мои милые ребятки, не хочется плясать, своих матрёшек друг другу показат? Дети исполняют перепляс под русскую народную мелодию. Устраивается выставка работ детей, книги « Наша русская матрёшка». Матрёшка подводит итог проекта: кому помогали, что для этого сделали, как выполняли , кто помогал детям, что нового узнали, какие работы выполнили? Матрёшка устраивает чаепитие с баранками. Все фотографируются со своими работами. Материал размещается на сайт детского сада. Список литературы: 1. Первушина О.М. Столбова В.Г. «Природа и творчество». |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект НОД по приобщению детей четвертого года жизни к истокам русской народной культуры «Русская матрешка»
Познакомить детей с русской деревянной игрушкой- матрешка....
Проект " Русская матрешка". Буклет " Русская Матрешка," Проект " Жаворонки прилетите, весну принесите"
Проект: " Русская матрешка" направлен на совместную образовательную деятельность детей и родителей, знакомство детей с русской национальной игрушкой - матрешкой....
Проект «Русская матрешка не стареет сотню лет, в красоте, в таланте русском – здесь находится секрет»
МАТРЕШКА - самая древняя и популярная игрушка во всех странах мира. Первые куклы были связаны с обрядами. Через них предавалась система ценностей народной культуры. Главная ценность традиционной ...
Конспект НОД к проекту Музей «Русской матрешки» ОО «Художественно-эстетическое развитие» Аппликация. «Наряди Матрешку»
Данный вид аппликации можно использовать и с детьми более старшего возраста, таких матрешек можно сделать и использовать в качестве закладок для книг, данный вид аппликации интересен тем , что мы испо...
Русские матрешки - символ России, русской души и материнства
Данный материал преставляет собой сценарий праздника, посвященного замечательному празднику - Дню матери. Здесь можно найти интересные стихи, песни и танцы, которые не оставят равнодушным ни одн...
Открытое занятие по приобщению детей к истокам русской народной культуры. Тема: "Русская матрешка"
Конспект НОД по приобщению детей к истокам русской народной культурыТема:«Русская матрешка»Цель занятия:Познакомить детей с русской деревянной игрушкой- матрешка.Задачи:1.Об...