Проект "Дымковская барышня"
проект (старшая группа)

Хайрова Татьяна Васильевна

Формирование и развитие основ духовно-нравственной культуры детей посредством ознакомления с народными промыслами - дымковской игрушкой, росписью.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dymkovskaya_baryshnya.docx20.36 КБ

Предварительный просмотр:

Актуальность

Развитие гармоничной творческой личности сложно представить без участия искусства. При этом роль декоративно - прикладного народного творчества переоценить невозможно. Оно не только оказывает благотворное влияние на личность ребенка, раскрывает его творческий потенциал, развивает его интеллект, но и рассказывает об истории народа и его традициях. В наше время самой актуальной темой является, научить детей доброте, терпению, умению сопереживать, помогать другим людям. Перспективный путь – воспитывать наших детей на русских народных традициях, на истории нашего народа. А для этого нет лучшего пути, чем знакомство детей с народными промыслами России, мастерством народных умельцев, русским фольклором. Это позволяет детям почувствовать себя частью великого русского народа, ощутить гордость за свою страну, богатую славными традициями. Знакомство с народным промыслом, изготовление игрушек, игры с поделками расширят кругозор детей, приобщат их к изобразительному искусству, помогут развить интерес детей к традициям и истории русского народа.

Тип проекта: познавательно – творческий, групповой.

Участники проекта: воспитатели, родители, дети старшей группы.

Срок реализации: краткосрочный – с 15.03.2021года по 29.03. 2021 года

Цель: формирование и развитие основ духовно-нравственной культуры детей посредством ознакомления с народными промыслами - дымковской игрушкой, росписью.

Задачи:

- Познакомить с дымковской игрушкой, с элементами дымковской росписи.

 - Формировать навык использования материалов для рисования.        

  - Развивать художественный вкус в результате изготовления поделок.

- Развивать познавательную активность, творческие способности, внимание,  

   любознательность.

 - Умение создавать изображения по мотивам дымковской росписи.

 - Развивать моторику рук и тонких движений пальцев.

 - Воспитывать любовь к народно-прикладному искусству, а так же к народному творчеству.

 - Воспитывать уважение к работе мастеров.

Ожидаемый результат: в ходе  реализации данного проекта  у детей сформируется интерес к дымковской игрушке. Они усвоят цвета данной росписи, смогут называть все ее элементы. Узнают приемы рисования и научатся составлять узоры. Дети получат первоначальные представления о декоративно – прикладном искусстве, расширят кругозор с помощью стихов, загадок, игр.

Этапы проекта:

I этап –подготовительный

- Изучение  материала, об истории дымковского промысла

- Создание необходимых условий для реализации проекта.

- Поиск и накопление  методических пособий по знакомству с дымковской росписью.

- Подбор  необходимой литературы, иллюстраций, наглядных  пособий.

II этап – практический

План реализации проекта

Образовательная область:

«Познавательное развитие» (Приобщение к социокультурным ценностям)

Содержание:

Беседы на тему: «Народное творчество. Дымковская игрушка», «Истоки дымковской игрушки», «Обозначение элементов росписи на дымковской игрушке?», «Технология изготовления дымковской игрушки», «Игрушки не простые, глиняные расписные»

Задачи:

Способствовать формированию целостной картины мира и расширению кругозора, воспитывать интерес к  народному творчеству, уважительное отношение к труду народных мастеров, национальную гордость за мастерство русского народа.

Образовательная область:

«Художественно-эстетическое развитие»

Содержание: лепка

Тема: плоскостная лепка из пластилина по мотивам дымковской игрушки «Козленок», «Дымковская лошадка», «Дымковская уточка».

Задачи: продолжать знакомить с дымковскими народными игрушками;  продолжать обучать детей лепить детали общей фигурки из отдельных кусков глины, а затем плавно соединять их с помощью примазывания, упражнять в выполнении приёмов раскатывания, сплющивания, прищипывания, оттягивания при изготовлении отдельных деталей; воспитывать эстетическое отношение к изделиям народных мастеров.

Содержание: рисование

Тема: «Дымковская барышня», «Дымковская матрешка».

Задачи: продолжать учить детей рассматривать дымковские игрушки, выделяя детали узора (колечки, круги, точки, линии); упражнять в рисовании элементов дымковского узора; учить самостоятельно выбирать цвета для узора; воспитывать интерес к русскому народному творчеству.

Содержание: аппликация «Украшение платья дымковской барышни».

Задачи: формировать умение создавать узоры по собственному замыслу, используя знакомые элементы дымковской росписи.

Образовательная область:

«Речевое развитие»

Развитие речи: «Опиши дымковскую барышню», «Какие мы знаем народные промыслы», «Петушок, расскажи какой он».

Задачи: активизировать употребление в речи названий элементов дымковской росписи; совершенствовать диалогическую речь. продолжать учить отвечать на вопросы воспитателя полными предложениями, расширять словарный запас детей.

Приобщение к художественной литературе:

«Стихи, загадки русские потешки о Дымке,

«Чем знаменито Дымково?» В. Фофанов,

«Дымка» Г. Громыко,

«Волшебные игрушки» Т. Неунылова,

«Весёлая Дымка» А. Дьяков.

Задачи:продолжать воспитывать интерес к устному народному творчеству

Образовательная область:

«Физическое развитие»

Физическая культура:

 Пальчиковая гимнастика «Конь», Физминутка «Спал цветок и вдруг проснулся»

Игры:  «Холодно – горячо», «Ворота»

Задачи: развивать двигательные навыки детей, способствовать созданию у них хорошего, радостного настроения, знакомить с русскими народными играми.  

Образовательная область:

Итог проекта: открытое занятие «Дымковская барышня»

Продукт проектной деятельности:

-Выставка детских работ «Дымковская барышня»

Взаимодействие с родителями:

- Беседа с родителями "О значении дымковской игрушки в жизни детей"

- Консультация для родителей "Народные игры в семье"

Родители воспитанников проявят интерес к реализации проекта и будут его использовать в домашних условиях.

Планы на будущее: в свободной деятельности продолжать закреплять полученные знания о Дымковской росписи. Осенью планируется расширять знания детей о народном промысле Хохлома.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект комплексного занятия "В гостях у дымковской барышни"

Занятие сочетает музыкальную и изобразительную деятельность. Рассчитан на работу с детьми старшего дошкольного возраста....

Конспект занятия по декоративному рисованию с детьми подготовительной группы "Роспись дымковской барышни»

Программное содержание: Закрепить знания детей о народных  промыслах. Учить детей раскрашивать полностью фигуру дымковской барышни, кофту и кокошник делать одноцветным, юбку – узорчато...

Конспект организованной образовательной деятельности по художественному творчеству (Декоративное рисование) "Нарядная барышня". (старшая группа).

Учить детей расписывать  элементами дымковской декоративной росписи (кругами, точками, прямыми линиями и штрихами) глиняные основы кукол-барышень.- Воспитывать интерес и эстетичес...

«Укрась платье дымковской барышни» (декоративное рисование)

Программное содержание. Закреплять знания детей о дымковской игрушке, ее многообразии, характерных признаках, особенностях узоров и элементах (круги, кольца, точки, полосы). Закреплять представл...

Каркасная лепка из соленого теста "Дымковская барышня "

Техника выполнения дымковской игрушки из соленого теста  на каркасе (бутылочке).Старший дошкольный возраст.Рецепты соленого теста для выполнения работы.Этапы изготовления "Дымковской ...

Тема недели : «В гостях у дымковской барышни» Декоративное рисование «Узор на платье» (дымковская роспись) Тема недели : «В гостях у дымковской барышни» Декоративное рисование «Узор на платье» (дымковская роспись)

В начале января в нашем детском саду по планированию прошла неделя под названием "В гостях у дымковской барышни".К этой тематической неделе были изготовлены дидактические игры,разработаны конспекты НО...