Игровой проект "ЛЮБИМАЯ ИГРУШКА - МАТРЕШКА"
методическая разработка (развитие речи, младшая группа) по теме
ПАСПОРТ ПРОЕКТА
ТИП ПРОЕКТА: групповой, краткосрочный, игровой, познавательно – речевой
УЧАСТНИКИ: дети, родители воспитанников, педагоги МБДОУ
СРОКИ РЕАЛИЗАЦИИ: II неделя каждого месяца
АКТУАЛЬНОСТЬ:
- Народная игрушка – это игрушка развивающая, вобравшая в себя игровую культуру многих поколений. Она и эстетически привлекательна, и эмоционально комфортна, и многофункциональна.
- Несмотря на кажущуюся простоту, народная игрушка заставляет ребенка прилагать определенные физические и интеллектуальные усилия, чтобы получить радующий, положительный результат, поднимающий по ступенькам развития.
- Игры с народными игрушками развивают эстетическое восприятие, логическое мышление, внимание, воображение, сенсомоторные навыки, ловкость, смекалку.
ГИПОТЕЗА:
- Матрешка, прежде всего любимая игрушка малышей, причем очень полезная игрушка. Имеет большую практическую пользу. С помощью матрешки взрослые могут научить малыша выделять разные величины, сравнивать предметы по высоте, ширине, цвету и объему. Все это способствует установлению координации рук и глаз, развивает у ребенка правильное восприятие окружающего мира, его мышление.
ПРОБЛЕМА:
- Народная игрушка, в наши дни стремительно превращается в сувенирную продукцию, не предназначенную для ребенка и не требующую педагогического сопровождения. Но именно народная игрушка всегда несла в себе огромный потенциал социального наследия. К сожалению, современные родители недооценивают развивающую роль народной игрушки.
ЦЕЛИ:
- Систематизировать знания детей о русской народной игрушке матрешке.
- Приобщать родителей к развивающим играм с народными игрушками в условиях семьи.
ЗАДАЧИ:
- Знакомить детей с народной игрушкой матрешкой.
- Познакомить с содержанием игр с матрешками, возможностью использования их в разных видах детской деятельности (подвижные, сюжетные, режиссерские игры, театрализованная деятельность, изобразительное творчество по мотивам народной игрушки).
- Способствовать развитию у детей восприятия, мышления, логики речи, мелкой моторики, координации рук и глазомера, познавательных интересов, ловкости, смекалки.
- Развивать коммуникативные навыки, желание использовать народные игрушки в совместной и самостоятельной деятельности.
ФОРМЫ РАБОТЫ:
- с родителями: оформление фольклорного мини-музея «Матрешки», беседы, консультации, наглядная агитация, досуг, оформление фоторепортажа
- с детьми: занятия, беседы, игровая деятельность, развлечения
ПРЕЗЕНТАЦИЯ ПРОЕКТА
- Музыкальный праздник с родителями «Наши любимые игрушки – матрешки».
Перспективный план реализации проекта
«ЛЮБИМАЯ ИГРУШКА – МАТРЕШКА»
ПОЗНАВАТЕЛЬНО – РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ
Чтение художественной литературы
- чтение стихотворений, потешек, загадок о матрешках
Познание, коммуникация
- беседа «В гости к нам пришла матрешка»
- проблемные ситуации «Завял у матрешки цветочек»
- игры-эксперименты: «Тонет – не тонет», «Легкая – тяжелая», «Твердая – мягкая»;
- дидактические игры: «Найди домик матрешки», «Собери матрешку», «Больше – меньше», «Путешествие матрешек»
- сенсорные игры: «Трехцветная матрешка», «Сказка про матрешек»;
- математические игры: «Одна и много», «Помоги матрешке найди свои игрушки»;
- речевые игры: «Матрешки», «Матрешка, ты где?», «Русские матрешки»;
- пальчиковая игра «Мы матрешки, вот такие крошки»
- создание фотоальбома «Красивые матрёшки»
Конструктивная деятельность
«Матрёшки ходят в гости»:
- «Домик для матрёшки», «Ворота для большой и маленькой матрешек», «Заборчик для матрёшки», «Дорожка для матрёшки», «Мебель для матрёшек» и т.д.
ХУДОЖЕСТВЕННО – ЭСТЕТИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ
Художественное творчество
- индивидуальная работа по лепке «Укрась матрёшке сарафан»;
- индивидуальная работа по аппликации «Наряди матрёшку»;
- индивидуальная работа по рисованию «Раскрась матрешку»;
- дидактическая игра «Найди матрешку», «Найди матрешке пару».
Музыка
- музыкально – дидактическая игра «Веселые подружки»;
- имитационные движения;
- упражнение-этюд «Оркестр народных инструментов»;
- игра на внимание и слуховое восприятие «Сделай то, что я скажу»;
- дидактическая игра на развитие чувства ритма «Веселые подружки»;
- пение песенок «Мы веселые матрешки», «Матрёшки», «Матрешка на окошке»;
- игры – пляски:«Мы – матрешки-крошки», «Матрешки»;
- танец с ложками;
- танец с платочками
СОЦИАЛЬНО – ЛИЧНОСТНОЕ РАЗВИТИЕ
Социализация
- сюжетная игра «Что делают матрешки?»
- сюжетная игра «Веселые матрешки»
- игра-инсценировка «У матрешки новоселье»
- театр игрушек «Веселые матрешки»
- театрально-игровая деятельность: показ театра матрёшек по русским народным сказкам «Курочка Ряба», «Колобок», «Теремок», «Репка»…
- оснащение фольклорного мини-музея
ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ
Физкультура
- сюжетно-подвижная игра «Прячем матрёшку»
- подвижные игры «Бегите к матрёшке», «Шли матрешки по дорожке», «Матрешка в гостях у ребят»
- речь с движением «Матрёшка, где ты?»
- комплекс утренней гимнастики «Звонкие погремушки»
- комплекс бодрящей гимнастики «У матрешки – теплые ладошки»
- физкультурный досуг «В гостях у матрешки»
НЕПОСРЕДСТВЕННО ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
Интегрированные занятия | Образовательные области |
«Мы веселые матрешки» | П, ХТ, К, С, М |
«В гости к нам пришли матрешки» | П, К, С |
«В гостях у матрешки» | П, ХТ, К, С, М |
«День рожденье у матрешки» | ХТ, П, К, С |
«Матрешек русский хоровод» | ХТ, К, ФК, М |
«Украшение платочка у матрешки» | ХТ, П, К, С |
«Платочек для матрешки» | П, ХТ, К, С |
«Матрешка» | К, ЗД, С, ХТ |
«Мы с матрешками играем» | П, К, С |
ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ С РОДИТЕЛЯМИ
- создание фольклорного мини-музея «МАТРЕШКИ»
- консультация «Как играть с матрёшкой»
- консультация «Появление матрешки на Руси»
- консультация «В какие игры можно играть с матрешками»
- беседы
- подбор литературы, иллюстраций
- оформление рукописной книги «Любимые игрушки малышей»
- изготовление семейной матрешки.
Список литературы
- Казакова Т.Г. Занятия с дошкольниками по изодеятельности: Кн. для воспитателей дет. сада и родителей – М.: Просвещение, 1996.
- Журналы «Дошкольное воспитание», №9, 10, 2008 г. № 4, 1994.
- Алехин А «Матрешки», Москва, 1989 г.
- Русская матрёшка. М.: Мозаика, 2003.
- Берестов В. «Матрешкины потешки», Москва, 1992 г.
- Дайн Г. «Русская народная игрушка», Москва, 1981 г.
- Кондакова Н. Матрешка /Новая игрушечка. – 1993 №3; 1996. - № 10
- Воробьева О. Я. Декоративно-прикладное творчество. Традиционные народные куклы. Керамика. – Волгоград: Учитель, 2009.
- Котова И. Н., Котова А. С. Русские обряды и традиции. Народная кукла. – СПб.: Паритет, 2010.
- Народные художественные промыслы., общ. ред. М. А. Некрасовской и др., 2004.
- Русская матрёшка. Редактор Н. А., Фёдорова, 2005.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
lyubimaya_igrushka_-_matreshka.pptx | 2.97 МБ |
konspekt_integrirovannogo_zanyatiya_matreshki.docx | 27.65 КБ |
kartoteka_igr.docx | 138.05 КБ |
hudozhestvennoe_slovo.docx | 433.42 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Тип проекта краткосрочный групповой игровой познавательно –речевой Участник и проекта дети младшего возраста педагоги МБДОУ родители воспитанников Сроки реализации II неделя каждого месяца
Актуальность темы Народная игрушка – это игрушка развивающая, вобравшая в себя игровую культуру многих поколений. Она и эстетически привлекательна, и эмоционально комфортна, и многофункциональна. Несмотря на кажущуюся простоту, народная игрушка заставляет ребенка прилагать определенные физические и интеллектуальные усилия, чтобы получить радующий, положительный результат, поднимающий по ступенькам развития. Игры с народными игрушками развивают эстетическое восприятие, логическое мышление, внимание, воображение, сенсомоторные навыки, ловкость, смекалку.
Проблема Народная игрушка, в наши дни стремительно превращается в сувенирную продукцию, не предназначенную для ребенка и не требующую педагогического сопровождения. Но именно народная игрушка всегда несла в себе огромный потенциал социального наследия. !!! К сожалению, современные родители недооценивают развивающую роль народной игрушки.
Задачи проекта Знакомить детей с народной игрушкой матрешкой. Познакомить с содержанием игр с матрешками, возможностью использования их в разных видах детской деятельности (подвижные, сюжетные, режиссерские игры, театрализованная деятельность, изобразительное творчество по мотивам народной игрушки) Способствовать развитию у детей восприятия, мышления, логики речи, мелкой моторики, координации рук и глазомера, познавательных интересов, ловкости, смекалки. Развивать коммуникативные навыки, желание использовать народные игрушки в совместной и самостоятельной деятельности.
Формы работы с родителями с детьми беседы, консультации, наглядная агитация, досуг оформление фоторепортажа для родителей занятия, беседы, игровая деятельность, развлечения
ПОЗНАВАТЕЛЬНО – РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ Чтение художественной литературы чтение стихотворений, потешек , загадок о матрешках Познание, коммуникация беседа «В гости к нам пришла матрешка» проблемные ситуации «Завял у матрешки цветочек» игры-эксперименты: «Тонет – не тонет», «Легкая – тяжелая», «Твердая – мягкая»; дидактические игры: «Найди домик матрешки», «Собери матрешку», «Больше – меньше», «Путешествие матрешек» сенсорные игры: «Трехцветная матрешка», «Сказка про матрешек» ; математические игры: «Одна и много», «Помоги матрешке найди свои игрушки»; речевые игры: «Матрешки», «Матрешка, ты где?», «Русские матрешки»; пальчиковая игра «Мы матрешки, вот такие крошки» создание фотоальбома «Красивые матрёшки» Конструктивная деятельность « Матрёшки ходят в гости»: «Домик для матрёшки » « Ворота для большой и маленькой матрешек » « Заборчик для матрёшки » « Дорожка для матрёшки » « Мебель для матрёшек» и т.д.
СОЦИАЛЬНО – ЛИЧНОСТНОЕ РАЗВИТИЕ Социализация сюжетная игра «Что делают матрешки?» сюжетная игра « Веселые матрешки » игра-инсценировка «У матрешки новоселье» театр игрушек «Веселые матрешки» театрально-игровая деятельность: показ театра матрёшек по русским народным сказкам «Курочка Ряба», «Колобок», «Теремок», «Репка»… оснащение фольклорного мини-музея ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ Физкультура сюжетно-подвижная игра «Прячем матрёшку» подвижные игры «Бегите к матрёшке», «Шли матрешки по дорожке», «Матрешка в гостях у ребят» речь с движением «Матрёшка, где ты?» комплекс утренней гимнастики «Звонкие погремушки» комплекс бодрящей гимнастики «У матрешки – теплые ладошки» физкультурный досуг «В гостях у матрешки» ХУДОЖЕСТВЕННО – ЭСТЕТИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ Художественное творчество индивидуальная работа по лепке «Укрась матрёшке сарафан»; индивидуальная работа по аппликации «Наряди матрёшку»; индивидуальная работа по рисованию «Раскрась матрешку»; дидактическая игра «Найди матрешку», « Найди матрешке пару». Музыка музыкально – дидактическая игра «Веселые подружки»; имитационные движения ; упражнение-этюд «Оркестр народных инструментов»; игра на внимание и слуховое восприятие «Сделай то, что я скажу»; дидактическая игра на развитие чувства ритма «Веселые подружки»; пение песенок «Мы веселые матрешки», «Матрёшки», «Матрешка на окошке»; игры – пляски: «Мы – матрешки-крошки», «Матрешки» ; танец с ложками ; танец с платочками
НЕПОСРЕДСТВЕННО ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ИНТЕГРИРОВАННЫЕ ЗАНЯТИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ОБЛАСТИ «МЫ ВЕСЕЛЫЕ МАТРЕШКИ» П, ХТ, К, С, М «В ГОСТИ К НАМ ПРИШЛИ МАТРЕШКИ» П, К, С « В ГОСТЯХ У МАТРЕШКИ» П, ХТ, К, С, М «ДЕНЬ РОЖДЕНЬЕ У МАТРЕШКИ» ХТ, П, К, С «МАТРЕШЕК РУССКИЙ ХОРОВОД» ХТ, К, ФК, М «УКРАШЕНИЕ ПЛАТОЧКА У МАТРЕШКИ» ХТ, П, К, С «ИСТОРИЯ О ТОМ, КАК МАТРЕШКИ ПОТЕРЯЛИ СВОИ ОДЕЖКИ» ХТ, П, К, С «ПЛАТОЧЕК ДЛЯ МАТРЕШКИ» П, ХТ, К, С «МАТРЕШКА» К, ЗД, С, ХТ «МЫ С МАТРЕШКАМИ ИГРАЕМ» П, К, С
ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ С РОДИТЕЛЯМИ создание фольклорного мини-музея «МАТРЕШКИ» консультация «Как играть с матрёшкой» консультация «Появление матрешки на Руси» консультация «В какие игры можно играть с матрешками» беседы подбор литературы, иллюстраций оформление рукописной книги « Любимые игрушки малышей» изготовление семейной матрешки
Предварительный просмотр:
ЗАДАЧИ: Образовательные:
Воспитательные: вызывать интерес к образу, желание рисовать матрёшку, воспитывать самостоятельность, аккуратность, интерес и любовь к народным игрушкам. Развивающие:
ОСНАЩЕНИЕ: Демонстрационный материал:
Раздаточный материал:
Технические средства:
Дети под музыку входят в групповое помещение |
Предварительный просмотр:
«ИГРА С МАТРЕШКОЙ» Цель:
Материал: (расписная матрешка высотой 8-10 см., внутри которой две вкладывающиеся матрешки, наименьшая из которых неразборная) Игровые действия: Педагог ставит на стол матрешку. Ребенка учат открывать матрешку, доставая из нее другую, и правильно закрывать ее, совмещая части рисунка. | ||||||||||||||||
«ИГРА С МАТРЕШКОЙ» Цель:
Материал: (расписная матрешка, вмещающая еще две разборные матрешки) Игровые действия:
| ||||||||||||||||
Дидактическая игра «НАЙДИ ДОМИК МАТРЕШКИ» Дидактические задачи:
Материал: карточка с силуэтами матрешек – их домиков, матрешки разные по величине. Игровые правила: правильно «заселить» матрешек в свои домики. | ||||||||||||||||
Дидактическая игра «СОБЕРИ МАТРЕШКУ» Дидактические задачи:
Материал: матрешки из бумаги (картона), поделенные на несколько частей. Игровые правила: собрать из отдельных частей целую матрешку. Побеждает тот, кто больше собрал матрешек. | ||||||||||||||||
Дидактическая игра «СОБЕРИ МАТРЕШКУ» Цель: учить действовать тетей со сборно-разборными игрушками трех размеров – большой, поменьше, маленькой; учить составлять предметы из двух частей, ориентируясь на их величину и положение в пространстве; Развивать моторику пальцев, глазомер; учить подбирать предметы в соотношении «большой, поменьше, маленький»; находить промежуточный по величине предмет. Материал: три разборные матрешки (высотой 10-12, 7-9, 4-6 см). Разница в величине должна составлять 3-4 см. Ах, матрешечки-матрешки, Хороши – не рассказать! Очень любят с вами дети В нашей группе поиграть. Щечки яркие, платочки, По подолу цветки. Весело кружатся в танце Яркие букетики. (Н.Горчакова) | ||||||||||||||||
Сенсорная игра ТРЕХЦВЕТНАЯ МАТРЕШКА Цель.
Материал. Расписная матрешка (высотой 8-10 см), вмещающая еще две вкладывающиеся матрешки, из которых наименьшая неразборная. Педагог ставит на стол перед ребенком красивую матрешку. Встряхивает ее, имитирует голосом стук: « Тук, тук, тук! Кто там?» Открывает матрешку, достает вторую.
Затем вкладывает малую матрешку в большую и закрывает ее. Предлагает малышу самостоятельно достать вторую матрешку. Педагог предлагает закрыть части первой, большой матрешки, правильно совместив ручки и фартучек. Она демонстрирует этот момент сама: высоко поднимает матрешку, ставит на ладонь и поворачивает так, чтобы малыш видел совместившиеся части рисунка. Действия со второй матрешкой целиком повторяют первую часть занятия. В третьей части занятия малыш вкладывает все матрешки в одну большую, совмещая рисунок верхней и нижней половинок. Если малышу трудно выполнить задание самостоятельно, воспитатель должна помочь ему. | ||||||||||||||||
Сенсорная игра «СКАЗКА ПРО МАТРЕШЕК» Цель. • Учить детей сравнивать предметы по величине (большой - маленький), используя в речи соответствующие прилагательные. Материал: два домика, две матрешки, две елочки, два грибочка, различные по величине. Жили-были две матрешки - большая и маленькая. Они были подружками и всегда гуляли вместе. А больше всего на свете матрешки любили танцевать. Ребята! Давайте попросим матрешек показать, как они танцуют. Скажите все как я: «Матрешки, пожалуйста, потанцуйте! (Дети хором повторяют просьбу, матрешки «тагщуют» в руках воспитателя.) А кто хочет сам попросить матрешек потанцевать? (Индивидуальные 2-3 ответа.) Но у нас ведь две матрешки, и обе любят танцевать. Сначала попросим большую матрешку. Повторяйте за мной: «Большая матрешка, потанцуй немножко!» (Дети повторяют хором. Матрешка «танцует».) Кто еще хочет попросить матрешку потанцевать? (Индивидуальные 1-2 ответа.) Как хорошо умеет танцевать большая матрешка! А теперь давайте посмотрим, как умеет танцевать маленькая матрешка. Только для этого надо ее хорошенько попросить. Кто хочет попросить маленькую матрешку потанцевать? (Индивидуальные 1-2 ответа.) Пока наши матрешки танцевали, на улице стало холодно, и решили они построить себе домики. Только матрешки не знают, кому какой домик строить. Кому большой, а кому маленький? Поможем им в этом разобраться? (Хоровой ответ детей.) Большой матрешке какой надо строить домик9 (Хоровой ответ.) А маленькой? (Хоровой ответ детей.) Около своих домиков матрешки посадили по елочке. Большая матрешка посадила какую елочку? (Хоровой ответ детей.) А маленькая? (Хоровой ответ.) Возле каждой елочки выросло по грибочку. У большой елочки вырос какой грибок? (Хоровой ответ.) А какой грибок вырос у маленькой елочки9 (Хоровой ответ.) В конце занятия воспитатель делает обобщение в нескольких вопросах, побуждая отвечать на них малоактивных ребят. Какие матрешки пришли к нам в гости? (Большая и маленькая.) Какой домик построила большая матрешка? А маленькая? Какую елочку посадила маленькая матрешка? А большая? Под какой елочкой вырос маленький грибок? А большой? (Предполагаются индивидуальные ответы детей.) А сейчас, ребятки, отгадайте-ка загадку: Ростом разные подружки, Но похожи друг на дружку. Все они сидят друг в дружке, А всего одна игрушка. | ||||||||||||||||
Дидактическая игра «БОЛЬШЕ – МЕНЬШЕ» Дидактическая задача: упражнять детей в различении, сравнении величины матрешек (больше-меньше, одинаковые), воспитывать внимание. Вот матрешка-мама, дочка где, не знаю. Прячется малютка, вот она какая! Появилась дочка маленького роста С ней матрешка-мама, загляденье просто! (С. Резщикова) | ||||||||||||||||
Дидактическая игра «ПУТЕШЕСТВИЕ МАТРЕШЕК» (счет, сравнение, ориентирование в пространстве) Цели: Упражнять в сравнении количества предметов. Упражнять в умении сравнивать два предмета по величине и обозначать результаты сравнения словами (елочка высокая, куст низкий). Совершенствовать умение определять положение предмета используя предлоги на, в, за, перед, под. Оборудование: лист картона с наклеенными на него рекой, мостом, лодкой, елью, кустом с ягодами, цветами; матрешки Воспитатель
| ||||||||||||||||
Математическая игра «ОДНА И МНОГО» Цель: формировать умение находить в окружающей обстановке одну и много матрешек. Материал: рисунки с изображением одной и несколько матрешек, деревянные матрешки. | ||||||||||||||||
Математическая игра «ПОМОГИ МАТРЕШКЕ НАЙТИ СВОИ ИГРУШКИ» Цель: закреплять умение группировать однородные и соотвносить разнородные предметы по цвету. Материал: рисунки матрешек разного цвета, кружочки, полоски разных цветов. | ||||||||||||||||
Настольно-печатная игра «ПАРНЫЕ КАРТИНКИ» Дидактическая задача: упражнять детей в сравнении матрешек, изображенных на картинке, в нахождении сходства и в отборе одинаковых изображений, воспитывать внимание, сосредоточенность, формировать речь, вырабатывать умение выполнять правила игры. Очень любим мы матрешки, Разноцветные одежки, Сами ткем и прядем, Поиграть мы к вам идем! | ||||||||||||||||
Настольно-печатная игра «СЛОЖИ МАТРЕШКУ» Дидактическая задача: упражнять детей составления целого предмета из двух, четырех частей. | ||||||||||||||||
Речевая игра «МАТРЕШКИ» Цель:
Оборудование: 3 матрешки разной величины, 3 стульчика для них, один большой домик, 3 комнатных растения разной величины и небольшая игрушечная леечка. Игра заключается в том, что ребятам необходимо распределить все предметы по размерам: на большие, средние, маленькие. Затем воспитатель спрашивает, почему дети для большой матрешки пододвинули большой стульчик и цветок, а для маленькой – маленький. Потом руководитель просит ребят закрыть глаза и в это время убирает один из предметов. Малышам нужно не просто отгадать, чего не хватает, а точно назвать, что исчезло, например средний стульчик или большая матрешка. | ||||||||||||||||
Речевая игра с движением «МАТРЁШКА, ГДЕ ТЫ?»
Цель: формировать умение затормозить свое действие или же, наоборот, начать действовать по речевому сигналу. Материал: деревянная составная матрешка. Ход игры.
Хожу, брожу, матрешку держу,
Ты тихонечко сиди, ничего не говори,
| ||||||||||||||||
Речевая игра с движением «РУССКИЕ МАТРЕШКИ»
| ||||||||||||||||
Пальчиковая игра с музыкальным сопровождением «МЫ МАТРЕШКИ, ВОТ ТАКИЕ КРОШКИ» Мы Матрешки, вот такие крошки, Мы Матрешки, вот такие крошки, Мы Матрешки, вот такие крошки, Мы Матрешки, вот такие крошки, Мы Матрешки, вот такие крошки, | ||||||||||||||||
Дидактическая игра на развитие чувства ритма «ВЕСЕЛЫЕ ПОДРУЖКИ» Игровой материал Демонстрационный: плоские фигурки из картона (5 шт.), разрисованные в русском стиле Можно использовать варианты: все куклы одной величины, но раскрашены по-разному, или куклы разного размера (по типу матрешек) в одежде с различными узорами и т.д. Раздаточный: деревянные ложки по две на каждого ребенка. Ход игры Фигурки стоят на столе» одна за другой в колонне. Дети сидят полукругом или в шахматном порядке, лицом к столу. Звучит русская народная мелодия «Светит месяц». Музыкальный руководитель. Познакомьтесь ребята, к нам в гости пришли веселые подружки: Дашенька, Глашенька, Сашенька, Иринушка, Маринушка. (Выставляет их в одну шеренгу.) Они очень любят плясать и хотят вас научить. Вот так умеет Дашенька! Музыкальный руководитель берет матрешку и выстукивает деревянной подставкой-катушкой ритмический рисунок. Дети повторяют ритм деревянными ложками. Можно дать детям в руки кубики» палочки, просто отхлопать ритм в ладоши или протопать ногами. Фигурки могут быть разной величины (от маленькой до большой), в этом случае ритмы даются по сложности (от легкого до более сложного). Ритмы также можно демонстрировать детям, исполняя их на фортепиано. | ||||||||||||||||
Игра развивающая внимание и слуховое восприятие «СДЕЛАЙ ТО, ЧТО Я СКАЖУ» Цель:
Материал: кубики, две матрешки, две куклы в платьях разного цвета, тазик с водой, кроватка, машина. Ход игры: Взрослый строит лесенку из кубиков. У ее основания и на верхней ступени ставит по матрешке. Затем взрослый просит ребенка: «Помоги матрешке спуститься с лесенки!» Если ребенок все делает правильно, его хвалят и просят рассказать, как матрешка спускалась с лесенки (прыг-прыг-прыг). Ребенку предлагаются следующие задания:
Можно придумать и другие задания. | ||||||||||||||||
Сюжетная игра «ЧТО ДЕЛАЮТ МАТРЕШКИ?» Особенности игры и ее воспитательное значение. В этой игре дети открывают для себя новое качество предметов — величину. Им предлагается русская народная игрушка — матрешка. Устройство матрешки предусматривает элемент неожиданности, сюрпризности, что привлекает детей, создает эмоциональный подъем, возбуждает интерес. Правила игры направляют детей на разнообразные действия с игрушкой (сравнение матрешек по росту). Важно также и то, что в этой игре дети могут применять уже приобретенные умения различать цвет и форму предметов. Успех благодаря знакомым действиям вселяет уверенность в себе, что, в свою очередь, способствует познавательной активности в решении новой задачи. Игра носит сюжетный характер. В ней воспроизводятся близкие опыту малышей жизненные ситуации. Воспитательное значение игры заключается в том, что она способствует формированию доброжелательных отношений, учит детей облекать свои желания в соответствующую речевую форму (как по содержанию, так и по интонации). Кроме того, малыши учатся выполнять просьбы друг друга. Игровой материал. Желательно иметь полный комплект матрешек (сувенирный), включающий 10—12 предметов. При его отсутствии можно использовать два-три набора обычных пятиместных матрешек, которые имеются во всех детских садах. Нужно иметь также брусок или полоску для отделения одной группы матрешек от другой. Описание игры и приемы ее проведения. Воспитатель с помощью малышей расставляет стульчики и напротив них на небольшом расстоянии ставит большой стол. Дети рассаживаются поудобнее, а взрослый ставит на стол большую матрешку: «Посмотрите, какая красавица к нам пришла!» Все любуются матрешкой, рассматривают ее. Педагог спрашивает, во что одета матрешка, какого цвета ее сарафан, платочек и т. д. Полюбовавшись игрушкой, поднимает ее и удивленно говорит: «Что-то она тяжелая. Может быть, там что-нибудь есть? Давайте посмотрим!» Придерживая нижнюю часть матрешки одной рукой, другой приподнимает верхнюю половинку, произнося вместе с детьми следующие слова: «Матрешка, матрешка, откройся немножко!» Процесс открывания матрешки намеренно слегка затягивается, чтобы усилить ожидание и любопытство малышей. Открыв большую матрешку и увидев в ней следующую, дети с воспитателем удивляются и любуются ею. Новая матрешка ставится рядом, лицом к детям и рассматривается, как и первая. Воспитатель обращает внимание на то, что матрешки разного роста. Он спрашивает, какая из них выше, какого цвета платочек у той, которая выше, и у той, которая ниже. Затем, взяв в руки новую матрешку, опять предлагает узнать, не спрятано ли в ней еще что-нибудь. Дети снова говорят хором те же слова («Матрешка, матрешка, откройся немножко!»), и появляется следующая матрешка. Так продолжается до тех пор, пока не выйдут все матрешки. Выстроив их в ряд по росту, воспитатель обращает внимание детей на то, что каждая матрешка одета по-своему и что каждая следующая матрешка меньше предыдущей на целую голову. После этого он разделяет больших и маленьких матрешек на две равные группы и говорит, что все матрешки, как и дети, ходят в детский сад, но только большие матрешки пойдут в старшую группу, а маленькие — в младшую. На столе выделяется место для младшей и для старшей группы (отгораживается палочкой, бруском, чертой и пр.). Воспитатель вызывает детей по одному и дает им поручение — отвести любую матрешку, которую он сам выберет, в старшую или младшую группу. Этот вопрос решает сам ребенок. Все остальные дети вместе с воспитателем проверяют правильность его действий. Когда все матрешки попадут в соответствующие группы, воспитатель подводит итог, т. е. подчеркивает: «Матрешки более высокие попали в старшую группу, они побольше, а матрешки ростом поменьше пришли в младшую группу, они еще маленькие. Вот подрастут и пойдут в старшую группу. А теперь пусть наши матрешки немножко поводят хоровод, а мы им споем песенку!» Воспитатель подзывает нескольких детей, дает каждому из них две матрешки, стоящие рядом, и предлагает показать, как ходят матрешки . друг за другом. Все дети вместе с воспитателем поют песенку. «Стоп! — говорит воспитатель. — Давайте теперь поиграем в каравай». Вызванные дети ставят матрешек в кружки (в обеих группах), и на столе образуются два хоровода. «Давайте и мы поиграем с вами в каравай и поучим матрешек», — предлагает воспитатель остальным детям. Малыши образуют хоровод и играют в знакомую игру. Затем все занимают свои места, а педагог вызывает новых детей, которые, взяв в руки матрешек, под пение остальных («Вот такой ширины, вот такой ужины, каравай, каравай, кого хочешь выбирай!») показывают, как матрешки играют в каравай, т. е. расширяют и сужают круг, подпрыгивают вверх, наклоняются и пр. «А теперь наши матрешки пойдут гулять, — предлагает воспитатель. — Старшие поведут своих сестричек из младшей группы. Сначала давайте соберем на прогулку матрешек из старшей группы». Он поручает одному ребенку построить больших матрешек по росту друг за другом. Потом, вызывая малышей по одному, дает новое задание: для каждой большой матрешки найти, соответственно ее росту, пару среди маленьких. Вызвав одного ребенка, педагог предлагает ему взять самую большую матрешку, пойти с ней в младшую группу и найти ее сестричку, т. е. самую большую среди матрешек младшей группы. Выбрав пару для большой матрешки, ребенок отводит обеих матрешек на другой край стола. Первая пара готова на прогулку. Таким же образом выбираются остальные пары матрешек. Так решается этот вариант обучающей задачи. Затем воспитатель вызывает других детей, которые водят матрешек (гуляют с ними) по столу. Матрешки свободно двигаются, бегают, прыгают и т. д. В конце прогулки их опять выстраивают по росту. Это делают уже другие дети, а все остальные следят за ними и, если потребуется, исправляют ошибки. «А теперь поиграем по-другому, — говорит воспитатель. — Матрешки будут друг друга прятать». Он берет в руки самую маленькую матрешку, ставит ее напротив соседней и как бы от ее имени просит: «Сестричка, сестричка, спрячь меня!» — «А ты скажи, какого цвета на мне платочек, — отвечает матрешка,— тогда спрячу!» Маленькая матрешка отвечает, а та, что побольше, открывается и прячет ее. Воспитатель вызывает двоих детей и поручает им играть двумя следующими по росту матрешками. Все остальные внимательно слушают диалог матрешек. Со следующей парой матрешек действует другая пара детей, и игра продолжается до тех пор, пока все матрешки не соберутся в одну большую. «Вот она, наша самая большая красавица», — говорит воспитатель. Матрешка ставится на видное место, и игра на этом кончается Сюжетная игра «ВЕСЕЛЫЕ МАТРЕШКИ» Особенности игры и ее воспитательное значение. В данной игре дети учатся различать и сравнивать предметы по разным качествам величины. Им предлагаются несколько вариантов задачи: сравнивать предметы по высоте, сопоставлять размеры плоскостных и объемных фигур и т. п. Ее сюжетный характер имеет важное значение для развития творческой инициативы в самостоятельных играх и подготавливает малышей к ролевой игре. Игра способствует развитию восприятия величины, зрительной памяти, мышления, пространственного воображения. Все это очень важно для умственного развития дошкольников. Проводится она с небольшой группой детей (пять-шесть человек). Игровой материал. Два комплекта пятиместных матрешек, два комплекта разных по величине кружочков (тарелочек для матрешек), башенка из полых кубов. Если такая игрушка отсутствует, ее можно заменить элементами строительного материала, из которых строятся домики для матрешек. Кроме перечисленных предметов, используется самодельный ростомер. Его можно изготовить из пирамидки, сняв с нее все колечки. На подставку от пирамидки будут становиться матрешки, а одно из колечек опускается на голову матрешке. На вертикальном планшете, который устанавливается сзади, можно карандашом отмечать рост матрешек. Описание игры и приемы ее проведения. По приглашению воспитателя дети садятся за общий стол, на котором стоит матрешка. Взрослый обращается к малышам: «Я хочу поиграть с вами в веселых матрешек, но вижу, что здесь только одна матрешка, а где же остальные? (Смотрит вокруг, потом берет в руки матрешку и покачивает ее.) Что-то там в середине гремит. Посмотрим, что там есть. (Снимает верхнюю половину матрешки.) Вот, оказывается, где они все спрятались! (Все матрешки выстраиваются в ряд.) Давайте познакомимся с ними!» Воспитатель называет имя каждой матрешки, наклоняя ее при этом: «Я — Матреша, я — Наташа, я — Даша, я — Маша». И т. д. Каждый ребенок выбирает себе одну из матрешек (одну матрешку берет воспитатель). Игра начинается. Сначала матрешки гуляют (ходят по столу). Потом их зовут к медсестре измерять рост. Они выстраиваются друг за другом и по очереди, начиная с самой маленькой, встают на ростомер, а воспитатель опускает колечко и вместе с детьми отмечает, какого роста каждая из матрешек. Он спрашивает детей и уточняет, какая матрешка самая высокая, какая чуть пониже, какая — самая низкая, какая чуть повыше. Потом все матрешки идут обедать. Воспитатель ставит на стол набор кружочков (тарелочек) пяти вариантов величины, вызывает по очереди детей, которые подбирают для своих матрешек соответствующие тарелочки. Пообедав, матрешки собираются на прогулку. Воспитатель ставит на стол второй комплект матрешек, и дети подбирают своим матрешкам подружек такого же роста. Пары матрешек передвигаются по столу. Потом разбегаются и смешиваются («Матрешки захотели побегать»). Незаметно для детей воспитатель убирает со стола пару матрешек одного роста: «Пора домой,— говорит он, — становитесь в пары!» Матрешки выстраиваются парами, и вдруг обнаруживается, что какой-то пары матрешек не хватает. Воспитатель предлагает детям позвать матрешку по имени (если помнят). Все хором просят ее вернуться. По просьбе воспитателя дети показывают, в каком месте не хватает пары. Матрешки появляются, малыши ставят их на место, и игрушки отправляются домой. Воспитатель ставит на стол башенку из полых кубов (одна сторона у них отсутствует) — это домики для матрешек. По просьбе воспитателя каждый ребенок находит дом для своей матрешки. Матрешки кланяются, прощаются и уходят в домики. Правила игры. 1. Каждый играющий выбирает себе матрешку. Он должен запомнить ее имя и действовать с нею в соответствии с обучающей задачей. Одну из матрешек берет воспитатель и показывает наглядный образец игровых действий. 2. Участники игры должны внимательно слушать воспитателя и выполнять действия, которые он им предлагает. | ||||||||||||||||
Сюжетная подвижная игра «ПРЯЧЕМ МАТРЕШКУ» Цель: развитие внимания, умение ориентироваться в пространстве, различать левую и правую стороны. Ход игры
| ||||||||||||||||
Подвижная игра «БЕГИТЕ К МАТРЕШКЕ!» Цель: умение ориентироваться в пространстве, укрепление мышц туловища и ног, развитие двигательной активности. Ход игры
| ||||||||||||||||
Подвижная игра «ШЛИ МАТРЕШКИ ПО ДОРОЖКЕ» Цель: учить детей согласовывать детей со словами.
Подвижная игра МАТРЕШКА В КОСТЯХ У РЕБЯТ.
| ||||||||||||||||
Программное содержание:
| ||||||||||||||||
Игра – пляска «МЫ – МАТРЕШКИ КРОШКИ» | ||||||||||||||||
| ||||||||||||||||
ТАНЕЦ С ЛОЖКАМИ | ||||||||||||||||
| ||||||||||||||||
ТАНЕЦ С ПЛАТОЧКАМИ | ||||||||||||||||
| ||||||||||||||||
Игра-пляска «МАТРЕШКИ – КРОШКИ» | ||||||||||||||||
| ||||||||||||||||
Игра – пляска «МАТРЁШКИ» Цель: развитие чувства ритма, усвоение различных танцевальных движений Материал: платочки Ход игры Взрослый и дети надевают яркие платочки. Взрослый поет и пляшет, а дети подражают его движениям.
| ||||||||||||||||
Физкультурная минутка «МАТРЕШКИ» | ||||||||||||||||
Хлопают в ладошки Дружные матрешки. Хлопки перед собой. На ногах сапожки, Топают матрешки. Руки на пояс, поочередно то правую ногу выставит вперед на пятку, то левую. Влево, вправо наклонились, Наклоны влево – вправо. Всем знакомым поклонились. Наклоны головы влево – вправо. Девчонки озорные, Матрешки расписные. В сарафанах ваших пестрых Вы похожи словно сестры. Повороты туловища направо – налево, руки к плечам. Ладушки, ладушки, Веселые матрешки. Хлопки в ладоши перед собой. | ||||||||||||||||
Физминутка, зрительная гимнастика и различение цветов Оборудование: платочки желтого, зеленого и красного цветов; демонстрационные картинки с матрешками в сарафанах желтого, красного, зеленого и синего цветов. Выполняется в положении стоя. По мотивам стихотворения «Матрешка» Э. Медведевой. У меня матрешка есть, новая игрушка, В желтом сарафанчике славная толстушка. Найдите глазками эту матрешку, возьмите платочек того же цвета, что и сарафан этой матрешки. Поднимите руку с платочком вверх и помашите матрешке. А ее откроешь – в ней сидит вторая, Все в зеленом, как весной травка молодая… Найдите глазками эту матрешку, возьмите платочек того же цвета, что и сарафан этой матрешки. Поднимите руку с платочком вверх и помашите матрешке. А вторую отвернешь – там еще матрешка, Та матрешка – в синем крошка, Найдите глазками эту матрешку, возьмите платочек того же цвета, что и сарафан этой матрешки. Поднимите руку с платочком вверх и помашите матрешке. В ней – любимая матрешка. Вся она как маков цвет: сарафан на ней надет, Алый, как цветочек, и под цвет платочек, Пуще всех ее храню, больше всех ее люблю Маленькую крошку – красную матрешку. Найдите глазками эту матрешку, возьмите платочек того же цвета, что и сарафан этой матрешки. Поднимите руку с платочком вверх и помашите матрешке. |
Предварительный просмотр:
Художественное слово
о матрёшках
ЗАГАДКА
Есть для вас одна игрушка,
Не лошадка, не Петрушка.
Алый шелковый платочек,
Яркий сарафан в цветочек,
Упирается рука в деревянные бока.
А внутри секреты есть:
Может три, а может шесть.
Разрумянилась немножко
Наша….
(русская матрешка)
ФИЗМИНУТКА
Прежде, чем рисовать
Нужно пальчики размять.
Указательный и средний,
Безымянный и последний
Поздоровались с большим.
А теперь потрем ладошки
Друг о друга мы немножко.
Кулачки разжали – сжали,
Кулачки разжали – сжали.
Вот и пальчики размяли.
А сейчас мастера
За работу всем пора.
Мастера, скорей за дело
Украшай матрешек смело
Выбирай любой узор,
Чтобы радовал он взор.
«ВЕСЕЛЫЕ МАТРЕШКИ»
Мы - веселые матрешки,
Ладушки, ладушки!
На ногах у нас сапожки.
Ладушки, ладушки!
В сарафанах ходим пестрых.
Ладушки, ладушки!
Мы похожи, словно сестры.
Ладушки, ладушки!
Завязали мы платочки.
Ладушки, ладушки!
Раскраснелись наши щечки.
Ладушки, ладушки!
***
Подарили мне матрёшку,
В ней ещё сидели пять.
Их поставил на окошко,
Чтоб смогли они гулять,
Потому что у матрёшек
Почему то нету ножек.
Юрий Радов, 2010
У меня матрешка есть,
Новая игрушка,
В жёлтом сарафанчике
Славная толстушка.
А её откроешь -
В неё сидит вторая,
Вся в зеленом, как весной
Травка молодая…
А вторую отвернешь -
Там еще матрешка.
Та матрешка вовсе крошка,
То – любимая матрешка.
Вся она как маков цвет -
Сарафан на ней надет
Алый, как цветочек,
И под цвет платочек.
Пуще всех её храню,
Больше всех её люблю,
Маленькую крошку -
Красную матрешку.
МАТРЁШКА
Какой русский сувенир
Покорил уже весь мир?
Балалайка? Нет! …Гармошка? Нет!
…То – русская матрёшка!!!
Иностранцу нет желанней
Куклы в красном сарафане.
Детская игрушка эта,
Обошла уже пол света!
Так, немного и немало
Символом России стала.
Знают все её загадку…
В ней хранятся по порядку
Краснощёкие девчонки…
Её младшие сестрёнки.
Я секрет тот тоже знаю –
Разбираю, собираю,
Достаю их друг за другом,
Расставляю полукругом;
Одна матрёшка, две… и вот…
Матрёшек целый хоровод.
***
Подарили мне матрешку.
Допустила я оплошку:
Разломила пополам -
Интересно, а что там?
Там еще одна матрешка,
Улыбается, дурешка;
Хоть и жаль ее ломать,
Буду дальше разбирать.
Кукла первая толста,
А внутри она пуста.
Разнимается она
На две половинки.
В ней живет еще одна
Кукла в серединке.
Эту куколку открой -
Будет третья во второй.
Половинку отвинти
Полную, притертую,
И сумеешь ты найти
Куколку четвертую.
Вынь ее да посмотри,
Кто в ней прячется внутри.
Прячется в ней пятая
Куколка пузатая,
А внутри пустая -
В ней живет шестая,
А в шестой - седьмая,
А в седьмой - восьмая.
Эта кукла меньше всех,
Чуть побольше, чем орех.
Вот, поставленные в ряд,
Сестры-куколки стоят.
«Сколько вас?» - у них мы спросим,
И ответят куклы: «Восемь!»
ДЕРЕВЯННЫЕ МАТРЕШКИ
Деревянная матрешка
Влезла с Машей на окошко.
По карнизу ходит кошка
И не может сосчитать:
То стоит одна матрешка,
То матрешек целых пять!
Г. Лагздынь
СЧИТАЛОЧКА
Мы - красавицы матрешки
Разноцветные одежки.
Раз - Матрена.
Два - Малаша,
Мила - три.
Четыре - Маша.
Маргарита - это пять.
Нас не трудно сосчитать.
(В. Степанов)
МАТРЕШКА
У матрёшки синеглазой
С балалайкою в руках,
Сарафан расшит тесьмою,
Весь в лазоревых цветах.
Раскрываешь расписную,
Глядь - а в ней ещё одна,
И похожа на большую -
Распрекрасная краса!
Только милая девица,
Развернув гармонь слегка,
Песню распевает лихо.
А за ней ещё одна.
На трещётке, изловчившись,
Такт весёлый отстучит,
Половинкою раскрывшись,
К нам меньшую пригласит.
Пять красавиц расчудесных,
В сарафанах, что в цветах,
В красках солнечных небесных!
Песни русские в стихах.
МАТРЕШКА НА ОКОШКЕ
Матрешка на окошке
Под ярким сарафаном.
А вся семья в матрешке,
Как в доме деревянном.
Открой – увидишь чудо:
Матрешенька-детеныш.
А там еще –
Откуда?
А там опять …
Найденыш!..
… Поют матрешки в хоре.
Живут, не зная горя,
И дружно, и счастливо,
И весело на диво!
Для самой юной крошки
Шьют платьице матрешки,
Чтоб выйти вереницей
И погулять с сестрицей.
В. Приходько
ЗАГАДКИ ПРО МАТРЁШКУ:
Ростом разные подружки,
Не похожи друг на дружку,
Все они сидят друг в дружке,
А всего одна игрушка.
В этой молодице
Прячутся сестрицы.
Каждая сестрица –
Для меньшей – темница.
***
Погляди скорее -
Щечки розовеют,
Пестренький платочек,
Платьице в цветочек,
Пухленькие крошки —
Русские матрешки.
Чуть лишь испугаются,
Все в кружок сбегаются,
Прячутся друг в дружке
Шустрые подружки.
Т. Лисенкова
***
Матрешка на окошке
Под ярким сарафаном,
И вся семья в матрешке.
Как в доме деревянном.
Открой — увидишь чудо:
Матрешенька-детеныш.
А там еще! Откуда?
А там опять... найденыш.
***
Ах матрешечка - матрешка,
Хороша - не рассказать!
Очень любят с тобой дети
В нашем садике играть.
Щечки яркие, платочек,
По подолу цветики,
Весело кружатся в танце
Яркие букетики.
***
Очень любят все матрешки
Разноцветные одежки:
Всегда расписаны на диво
Очень ярко и красиво.
Они игрушки знатные,
Складные и ладные.
Матрешки всюду славятся.
Они нам очень нравятся!
ЧАСТУШКИ ПРО МАТРЕШЕК
Дуйте в дудки, бейте в ложки
В гости к нам пришли матрешки
Ложки деревянные
Матрешечки румяные.
Очень любим мы, матрешки,
Разноцветные одежки.
Сами ткем и прядем,
Сами в гости к вам идем.
Весь народ глядит в окошки,
Танцевать пошли матрешки.
Восемь - водят хоровод,
А девятая - поет.
Шли подружки по дорожке,
Было их немножечко:
Две матрешки, три матрешки
И одна матрешечка.
Шли по ягоды матрешки
Позабыли взять лукошко.
И куда ж такую сласть
Мне теперь подружки класть!
Мышку встретили подружки
И попрятались друг в дружке
А которая осталась,
Больше всех перепугалась.
***
Зимним днём в гирляндном свете
Новый Год справляли
дети…
Кружила танец допоздна
По залу девочка одна.
И понравилась Серёжке
За смешной костюм матрёшки.
Но точно знал в свои пять лет
Серёжа маленький секрет…
За рукав схватил девчушку,
И шепнул он ей на ушко:
"Таких ещё в тебе внутри
По меньшей мере штуки три!"
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Занятие по сенсорному развитию с детьми первой младшей группы Тема:«Игрушка-матрешка»
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Нуринерский детский сад» Балтасинского муниципального района Республики Татарстан Занятие по сенсорному развитию с детьми перв...
«Знакомство с русской народной игрушкой - Матрешкой» (средняя группа)
Конспект занятия «Знакомство с русской народной игрушкой - Матрешкой» (средняя группа). ...
«Разработка детского проекта «Русская народная игрушка-матрешка»
Информационная карта проекта...
презентация "Русская игрушка - матрешка"
презентация "Русская игрушка - матрешка" была приготовлена для занятия по одноименной теме в старшей группе детского сада. Презентация облегчает усвоение материала детьми....
Проект по ознакомлению с народной игрушкой "Матрешка русская игрушка"
Проект " Матрешка русская игрушка" предназначен для I младшей группы. Цель его, развивать интерес у детей к народно-прикладному искусству....
Конспект игровой деятельности по развитию речи в старшей группе на тему: «Русская народная игрушка – матрешка»
Задачи: Дать представление об истории возникновения русской народной игрушки – матрешке. Уточнить представление о разнообразии русской народной игрушки и материале, используемом для их изготовле...