Методическая разработка Креатив – идея «Модель взаимодействия с педагогами в ДОО по профориентации дошкольников»
методическая разработка
Методическая разработка
Креатив – идея
«Модель взаимодействия с педагогами в ДОО
по профориентации дошкольников»
Скачать:
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад № 29 «Светлячок»
Методическая разработка
Креатив – идея
«Модель взаимодействия с педагогами в ДОО
по профориентации дошкольников»
Старший воспитатель
высшей кв. категории
Хрунова Н.М.
2021 год
Актуальность
На современном этапе в системе образования происходит процесс модернизации с учётом актуальных тенденций государственной политики. Согласно Закону РФ «Об образовании в Российской федерации» от 29.12.2012 №273-ФЗ в статье 64 говорится, что процесс дошкольного образования «направлен на формирование общей культуры, развитие физических, интеллектуальных, эстетических и личностных качеств, формирование предпосылок учебной деятельности, сохранение и укрепление здоровья детей дошкольного возраста». Особое значение придается дошкольному воспитанию и образованию. В связи с этим перед ДОУ поставлена задача использования современных, эффективных и инновационных средств развития ребёнка. Инновационная деятельность должна ориентироваться на совершенствование учебно-методического, кадрового, организационного, материально-технического обеспечения ДОУ, организации социального партнёрства.
Создавшаяся ситуация заставила нас по – новому взглянуть на организацию профориентационной работы, начинать которую необходимо сейчас. Основой ранней профориентации является формирование у дошкольников эмоционального отношения к профессиональному миру, предоставление ему возможности использовать свои силы в доступных видах деятельности. Формирование представлений дошкольников о мире труда и профессий – это необходимый процесс, актуальный в современном мире. Поэтому назрела необходимость целенаправленной работы с детьми по формированию знаний о труде взрослых, о профессиях родителей.
Педагогическому коллективу нужно быть готовым к творческому подходу в работе по профориентации с дошкольниками и к смене содержания окружающей среды, в связи с чем встал вопрос о необходимости разработки модели педагогического сопровождения педагогов в вопросах ранней профориентации дошкольников.
Нормативно-правовое обеспечение
- Федеральный закон «Об образовании РФ» № 273 от 29.12.2012 г.;
- Приказ Мин. Обр. и науки РФ от 17.10.2013 г. № 1155 «Об утверждении государственного образовательного стандарта дошкольного образования»;
- Основная образовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» под ред. Н.Е. Веракса, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой;
- План мероприятий по реализации дорожной карты муниципальной системы профориентации детей, подростков и молодежи г.о.г. Кулебаки;
- ООП МБДОУ д/с № 29 «Светлячок»;
- Проект МБДОУ д/с № 29 «Светлячок» «Мир профессий».
Паспорт
Участники: педагоги МБДОУ д/с № 29 «Светлячок».
Цель: Построение модели педагогической поддержки педагогов ДОО, обеспечивающей их профессиональное совершенствование, способствующей развитию их профессиональной компетентности в вопросах ранней профориентации дошкольников.
Задачи:
- Обеспечение информационно-методического сопровождения деятельности педагогов по формированию педагогических компетенции в вопросах профориентации дошкольников;
- Обмен педагогическим опытом педагогов, используя интерактивные формы, методы и образовательные технологии;
- Использование системы мониторинга, направленной на отслеживание уровня профессиональной компетентности педагогов ДОО;
- Развитие коммуникативных умений педагогов, интереса к дальнейшей работы над данной темой;
- Создание развивающей предметно – пространственной среды профессиональной направленности в детской комнате «Город профессий» специальным оборудованием и игровым материалом согласно тематике «мастерских»;
- Создание и апробирование дидактических материалов (виртуальных экскурсии, видеороликов, презентации, игр, альбомов, книг);
- Создание условий для укрепления партнёрских связей с социальными партнерами.
Объект: модель взаимодействия с педагогами ДОУ в вопросах ранней профориентации.
Гипотеза: создание модели взаимодействия с педагогами является необходимым условием для повышения их профессиональной компетентности в вопросах ознакомления детей с миром профессий.
Проблема: недостаточно знаний и навыков у педагогов в вопросах ранней профориентации дошкольников.
Новизна заключается в разработке современной модели взаимодействия с педагогами, используя интерактивные формы и инновационные технологии, которая позволит повысить уровень их профессиональной компетентности при ознакомлении дошкольников с миром профессиями.
Ожидаемые результаты: содержательный материал представлен в рамках распространения передового педагогического опыта работы, который в последующем может быть использован коллегами в практике. Методическое сопровождение педагогов, нацеленное на повышение качества и эффективность образовательного процесса, через обеспечение профессионального роста педагогических работников и развитие их творческого потенциала, позволит повысить профессиональную компетентность педагогов.
Виды компетенций:
- Компетенция инновационной работы и поискового характера деятельности;
- Коммуникативная компетенция;
- Прогностическая компетенция;
- Диагностическая компетенция;
- Дидактическая компетенция;
- Информационная компетенция;
- Компетенция самообразования и саморазвития;
- Компетенция интенсивности профессиональной деятельности.
В методической работе с педагогами, для их профессионального развития, используются современные педагогические технологии, которые включают в себя совокупность психолого-педагогических установок, определяющих специальный набор и компоновку форм, методов, способов, приёмов обучения, воспитательных средств, таких, как:
Для успешной профессиональной компетенции использовались активные и интерактивные формы в работе с педагогами.
Этапы проведения
Первый этап-организационно-аналитический.
Цель: Выявление уровня компетентности педагогов в вопросах ранней профориентации детей, изучение особенностей реализации образовательного процесса по профориентации в ДОУ, создание условий для реализации методической разработки (сентябрь)
№ | Задачи | Содержание |
1 | Выявление уровня компетентности педагогов в вопросах ранней профориентации детей |
|
2 | Анализ развивающей предметно – пространственной среды по профориентации в группах |
|
3 | Разработка методических материалов |
|
4 | Пополнение материалов в «мастерских» по профориентации в детской игровой комнате «Город профессий» |
|
Второй этап-практический (октябрь - февраль)
Цель: внедрение в воспитательно-образовательный процесс эффективных форм и методов взаимодействия с педагогами для успешной профориентации дошкольников.
№ | Содержание | Срок | Ответственный |
взаимодействие с педагогами | |||
1 | Консультаций «Знакомство старших дошкольников с профессиями взрослых» | октябрь | старший воспитатель |
2 | Педагогическая гостиная молодого воспитателя «Организация детских проектов в ДОУ», «Эффективные формы работы с детьми дошкольного возраста по ранней профориентации» | октябрь | старший воспитатель, педагоги - наставники |
3 | Семинар – практикум «Как модернизировать РППС в группе» | октябрь | старший воспитатель |
4 | Деловая игра «Поговорим о профессиях» | октябрь | старший воспитатель |
5 | Презентация пособий «Дидактическая игра в профориентации дошкольников» | ноябрь | старший воспитатель, воспитатели |
6 | Интерактивная лекция «Использование ИКТ – технологии в профориентации детей» | ноябрь | воспитатели гр. 10 |
7 | Лекторий «Организация работы с социальными партнерами в вопросах ранней профориентации детей» | ноябрь | старший воспитатель |
8 | Мозговой штурм «Календарь профессиональных праздников» | ноябрь | воспитатели |
9 | Круглый стол «Формы работы с дошкольниками по профориентации» | ноябрь | старший воспитатель |
10 | Ярмарка педагогических идей «Профессии нашего города» | декабрь | старший воспитатель, воспитатели |
11 | Мастер – класс «Путешествие в город профессий», «Профессия – парикмахер» | декабрь | старший воспитатель, воспитатели |
12 | Фестиваль открытых просмотров (показ мероприятий в «Детском городе профессий) ООД «Знакомство с профессией «Банкир», «Повар – кондитер», «Мы – лаборанты», «Швея», «Кошкин дом» | декабрь | воспитатели |
13 | Конкурс «Лэпбук по ознакомлению с профессиями» | январь | старший воспитатель |
14 | Мастер – класс «Создание интерактивных игр по профессиям» | январь | воспитатели гр. 10 |
15 | Педагогическая гостиная «Дошкольник в мире профессий» | январь | старший воспитатель |
16 | Семинар «Организация досугов по профориентации детей» | январь | муз. рук - ль |
17 | Квест-игра «Дошкольник и мир профессий» | февраль | старший воспитатель |
18 | Мастер – класс с использованием социоигровой технологии «Первые шаги ребенка в мир профессий» | февраль | старший воспитатель, педагог - психолог |
19 | Педагогический совет «Ранняя профориентация детей дошкольного возраста как один из секретов их успешного личностного самоопределения в будущем» | февраль | зам. зав по ВМР, старший воспитатель |
20 | Размещение авторских статей на сайте ДОУ и в персональных страничках в сетевых педагогических сообществах | в течение года | педагоги – специалисты, воспитатели |
взаимодействие с родителями (законными представителями) | |||
1 | Анкетирование родителей «Моя роль в подготовке ребенка к труду и выбору профессии», «Что знают дети о профессиях своих родителей?» | в течение года | воспитатели |
2 | Разработаны буклеты, памятки «Профориентация в дошкольном образовании», «Как знакомить ребенка с профессиями?» | в течение года | воспитатели |
3 | Книга «Профессии моих родителей» | октябрь | воспитатели |
4 | Книга «Сказки о профессиях» | ноябрь | воспитатели |
5 | Квест – игра «Все работы хороши – выбирай на вкус» | декабрь | воспитатели гр. 6,8 |
6 | Фотовыставка «Моя профессия» | декабрь | воспитатели |
7 | Семейная гостиная «Ярмарка профессий» | февраль | воспитатели гр. 10, 11 |
8 | КВН «Все профессии нужны – все профессии важны!» | март | старший воспитатель |
9 | Родительское собрание «Путь к выбору профессии» | март | старший воспитатель |
взаимодействия с социальными партнерами | |||
1 | Заключение договора о сотрудничестве | сентябрь | старший воспитатель |
2 | Разработан перспективный план «Встречи с людьми разных профессий» | в течение года | |
3 | Экскурсии на предприятия города |
Третий этап - обобщающий (март).
Цель: оценка эффективности проведенной работы, обобщение, определение перспектив. (2018 г. – 2019 г.)
педагоги – владеющие профессиональной компетентностью на высоком уровне;
педагоги – владеющие профессиональной компетентностью в средней степени;
педагоги – владеющие профессиональной компетентностью на минимальном уровне;
№ | задачи | содержание |
1 | Выявление уровня компетентности педагогов в вопросах ранней профориентации дошкольников | Повторный мониторинг, анализ эффективности проведенной работы по методической разработке |
3 | Анализ РППС по профориентации во всех возрастных группах | |
2 | Транслирование результатов методической разработки | Предоставление результатов методической разработки в виде презентации на сайте ДОУ, Размещение авторских статей в Социальной сети работников образования http://nsportal.ru// «Методическое сопровождение педагогов по повышению уровня компетентности вопросах профориентации детей в ДОО», «Использование компетентностно-ориентированных технологий профессионального развития педагогов», «Инновационные формы и методы работы старшего воспитателя – как фактор успешной проф. компетенции педагогов», Педсовет – деловая игра «Педагогическое мастерство педагога» |
Практическая значимость (результативность):
- Реализация модели взаимодействия с педагогами, использование методов активного и интерактивного обучения в органичном сочетании с традиционными формами позволила повысить уровень теоретической и практической подготовки воспитателей, их профессиональной компетентности, активизации деятельности, систематизации знаний, совершенствованию практических навыков педагогов, необходимых в работе по ознакомлению детей дошкольного возраста с профессиями людей;
- Инновационная направленность в деятельности педагогического коллектива на основе изучения, обобщения и распространения передового педагогического опыта среди педагогов ДОУ, используя современные образовательные технологий (участие в работе творческой группы, РМО);
- Модернизация РППС в группах, формирование банка данных педагогической информации по теме, методических разработок, диагностического инструментария, технологических карт, обогащение наглядно – дидактическим материалом и пособиями по работе с воспитанниками, родителями (законными представителями), социальными партнерами в вопросах ранней профориентации дошкольников.
Целенаправленно проводимая работа в условиях ДОО позволила педагогам решать вопросы, связанные с вопросами ранней профориентации дошкольников, интеграцией образовательных областей в различных видах деятельности, созданием мотивационного поля в поисково-исследовательской, а также создать оптимальные условия для реализации ФГОС ДО.
Перспектива:
В 2021 – 2022 году будет продолжена работа по совершенствованию структуры создаваемой системы работы, путем отбора наиболее эффективных методов, средств и форм организации работы с педагогами и социальными партнерами по данной проблеме.
Литература
- Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 18 октября 2013 г. № 544н «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог»;
- Приказ Мин. Обр. и науки РФ от 17.10.2013 г. № 1155 «Об утверждении государственного образовательного стандарта дошкольного образования»;
- Веракса Н.Е., Т.С. Комарова, М.А. Васильева. Основная образовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы». Мозаика – синтез. Москва, 2015 г.;
- Белая К.Ю. Методическая деятельность ДОО. В соответствии с ФГОС ДО: методическое пособие. - М.: ТЦ Сфера, 2015 г.;
- Белая К. Ю. Организация проектной деятельности в дошкольном образовании. – М.: УЦ «Перспектива». 2013 г.;
- Дыбина О. В. Ребенок и окружающий мир. Программа и методические рекомендации. – М.: Мозайка–Синтез, 2005 г.;
- Захаров Н. Н. Профессиональная ориентация дошкольников. — М., 1988г.;
- Лукина Л.И. Организационные аспекты работы с педагогическими кадрами ДОУ: методическое пособие / Л.И. Лукина. - М.: ТЦ Сфера, 2010 г.;
- Нечаева М.П., Романова Г.А. «Методическая деятельность ДОО в реализации ФГОС ДО». М.: УЦ «Перспектива», 2015 г.;
- Савченко В.И. «Организация системы методической работы в ДОО по сопровождению ФГОС ДО». Практические разработки для старших воспитателей. С.П.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2016 г.;
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка «Мои любимые книжки». Взаимодействие семьи, детского сада, детской библиотеки по формированию у детей – дошкольников интереса к чтению книг.
Опыт многих поколений свидетельствует, что чем раньше у ребенка будет сформирован интерес к чтению книг, тем быстрее будет происходить формирование человека – личности с высоким творческим и инт...
Анализ современного состояния деﮦятельности ДОО по методическому сопровождению партнёрского взаимодействﮦия педагогов с родителями старших дошкольников
Целенаправленная методическая работа с педагогами ДОО и педагогов с родителями будет способствовать развитию партнерских отношений во взаимодействии семьи и детского сада. Но, прежде всего, необходимо...
Методическая разработка Креатив – идея Детская игровая комната «Город профессий»
Методическая разработкаКреатив – идея Детская игровая комната «Город профессий»...
Методическая разработка «Интегрированная деятельность во взаимодействии учителя-логопеда и педагога-психолога в работе с детьми с ОНР»
В настоящее время интегрированная форма обучения является актуальной в коррекционно-развивающей работе с детьми с ОВЗ. В данной методической разработке рассматриваются проблемы организации совмес...
Взаимодействие ДОУ и родителей по профориентации дошкольников.
Совместная деятельность детей и взрослых включает сотрудничество детей не только с педагогами, но и с родителями. В процессе сотрудничества со взрослыми у детей развиваются коммуникативные и познавате...
Методическая разработка " Содержание и организация работы по опытно - экспериментальной деятельности с дошкольниками, для педагогов и родителей", 2022 год. Заверенная печатью
Методические рекомендации...
Консультация для педагогов «Самообразование педагогов по ранней профориентации дошкольников в системе повышения профессиональной компетенции»
Концультация для педагогов. Самообразование педагогов по ранней профориентации дошкольников в системе повышения профессиональной компетенции....