Методическая разработка «Интегрированная деятельность во взаимодействии учителя-логопеда и педагога-психолога в работе с детьми с ОНР»
методическая разработка (старшая группа)
В настоящее время интегрированная форма обучения является актуальной в коррекционно-развивающей работе с детьми с ОВЗ.
В данной методической разработке рассматриваются проблемы организации совместной деятельности педагога-психолога и учителя-логопеда, а также представлены перспективно-тематическое планирование и цикл интегрированных занятий.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metodicheskaya_razrabotka.doc | 87 КБ |
Предварительный просмотр:
Методическая разработка для педагогов дошкольных образовательных учреждений: «Интегрированная деятельность во взаимодействии учителя-логопеда и педагога-психолога в работе с детьми с ОНР»
Подготовили:
Шинягина Юлия Сергеевна, учитель-логопед МБДОУ д/с № 53 г. Белгорода
Аннотация:
В настоящее время интегрированная форма обучения является актуальной в коррекционно-развивающей работе с детьми с ОВЗ.
В данной методической разработке рассматриваются проблемы организации совместной деятельности педагога-психолога и учителя-логопеда, а также представлены перспективно-тематическое планирование и цикл интегрированных занятий.
Проблемы обучения детей с ограниченными возможностями здоровья, их социальной адаптации и интеграции в общество на сегодняшний день одни из самых актуальных в работе всех специалистов ДОУ. Это связано с тем, что количество детей, нуждающихся в коррекционном обучении, неуклонно растет из года в год. Одной из категории детей с ограниченными возможностями здоровья являются дети, имеющие общее недоразвитие речи (ОНР).
Общее недоразвитие речи (ОНР) у детей с нормальным слухом и сохранным интеллектом представляет собой нарушение фонетико-фонематической и лексико-грамматической системы языка. Кроме того, у детей с ОНР отмечаются нарушения неречевых психических функций (дети отстают в развитии словесно-логического мышления, воображения, формировании сенсорной и аффективно-волевой сферы, отмечается недостаточная устойчивость внимания, ограниченная возможность его распределения, снижена вербальная память, страдает продуктивность запоминания).
В связи с многоуровневостью структуры дефекта, наличием неречевой и речевой симптоматики у детей с ОНР возникает необходимость в использовании комплексного подхода для успешной организации коррекционно-образовательной работы, который предполагает сочетание психолого-педагогической и логопедической работы, направленной на нормализацию всех сторон речи, развитие моторики и познавательных психических процессов, воспитание личности ребенка в целом. Поэтому в своей работе мы используем систему интегративного обучения.
Интеграция – важнейшее и перспективное методологическое направление современного специального образования, в ходе которого открываются возможности позитивной социализации ребенка, его всестороннего личностного, речевого и познавательного развития, на основе соответствующих дошкольному возрасту видов деятельности, сотрудничества со взрослыми и сверстниками в зоне его ближайшего развития.
В нашем ДОУ группу компенсирующей направленности посещают, в основном, дети с общим недоразвитием речи I, II и III уровня.
В рамках реализации системы интегративного обучения учителем–логопедом и педагогом-психологом проводятся интегрированные занятия, которые способствует обогащению словарного запаса, совершенствованию грамматического строя речи, развитию монологической, диалогической и связной речи, а главное, развивает коммуникативные умения, то есть умения свободно высказать свою мысль. Вовлечение детей с речевыми нарушениями в разные виды деятельности в ходе интегрированного коррекционно-образовательного процесса способствует снятию психо-эмоционального напряжения, тревожности, перегрузки и утомляемости за счет переключения их на разнообразные виды деятельности. Интегрированная коррекционно-образовательная деятельность позволяет гибко сочетать традиционные и нетрадиционные методы, повысить эффективность в работе и получить стабильные результаты. Большой плюс интегрированной непосредственно–образовательной деятельности и в том, что она проводится в игровой форме, включает в себя много видов двигательной активности: динамические паузы, физкультминутки, театрализованные и подвижные игры.
Такая система обучения позволяет систематизировать, углубить, обобщить личный опыт ребенка, который в дальнейшем поможет ему использовать свои знания, умения и навыки в практической деятельности.
Список используемой литературы:
- Лосева П.Н. Коррекция речевого и психического развития детей 4-7 лет: Планирование, конспекты занятий, игры, упражнения. – М.: ТЦ Сфера, 2005. – 112 с.
- Нищева Н.В. Система коррекционной работы в логопедической группе для детей с ОНР. – СПб.: ДЕТСТВО – ПРЕСС, 2004. – 528 с.
- Филичева Т.Б. Устранение общего недоразвития речи у детей дошкольного возраста: практ. пособие / Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина. – 3-е изд. – М.: Айрис-пресс, 2005. – 224 с.
- Щелконогова Е.Н. Взаимодействие специалистов в коррекционной работе / Щелконогова Е.Н., Иванова Н.Р., Тверитина А.М. // Логопед. – 2015. - № 2. – с. 20-30.
Перспективный план интегрированных занятий учителя-логопеда и педагога-психолога
(старшая группа компенсирующей направленности)
Период | Кол-во занятий | Тема занятия | Активизация словаря, развитие связной речи, формирование грамматического строя | Развитие психических процессов |
I период обучения (сентябрь, октябрь, ноябрь) | ||||
Сентябрь 3-я нед. | 1 | Осень | Обогащение и активизация словаря по теме: «Осень». Учить согласовывать существительные с притяжательными местоимениями, подбирать прилагательные к существительным. Учить составлять предложения с противительным союзом а . | Развитие логического мышления, слухового внимания, памяти, мелкой моторики. Развитие эмоциональной сферы детей, эмпатии. |
Октябрь 1-я нед. | 1 | Фрукты | Обогащение и активизация словаря по теме: «Фрукты». Учить образовывать существительные и прилагательные с уменьшительными суффиксами; согласовывать прилагательные с существительными в роде и числе. | Развитие зрительного внимания; памяти; логического мышления; общих речевых навыков; тонкой моторики; координации речи с движением. |
3-я нед. | 1 | Овощи | Обогащение и активизация словаря по теме: «Овощи». Учить употреблять простые предлоги (на, под, в, около), существительные множественного числа Р.п., образовывать относительные прилагательные. Учить составлять простые распространенные предложения об овощах по картинкам. | Развитие зрительного и слухового внимания; памяти; наглядно-образного и словесно-логического мышления; мелкой и общей моторики. Снятие эмоционального и телесного напряжения. |
Ноябрь 1-я нед. | 1 | Лиственные деревья | Обогащение и активизация словаря по теме: «Лиственные деревья». Учить употреблять слова-антонимы, согласовывать существительные с числительными, образовывать существительные множественного числа. Учить составлять простые распространенные предложения. | Развитие произвольности психических процессов. Формирование навыков вербального и невербального общения. Развитие мыслительной деятельности, способности к самостоятельным выводам. |
3-я нед. | 1 | Перелетные птицы | Обогащение и активизация словаря по теме: «Перелетные птицы». Совершенствование грамматического строя речи (образование существительных с помощью суффиксов – ат, - ят; учить употреблять существительные в родительном падеже). Продолжать учить детей составлять описательные рассказы по схеме. | Закрепление умения детей выделять предметы по общему признаку. Развитие мыслительной деятельности, способности к самостоятельным выводам, зрительного и слухового внимания. Развитие тонкой и общей моторики. Формирование навыков сотрудничества, взаимопонимания. |
Декабрь 1-я нед. | 1 | Зима | Обогащение и активизация словаря по теме: «Зима». Учить образовывать однокоренные слова, существительные с уменьшительно- ласкательными суффиксами. Усвоение категории предложного падежа с предлогом – НА. Заучивание стихотворения «Снежок порхает, кружится…» по мнемосхеме. | Развитие зрительного и слухового внимания, мышления; тонкой и общей моторики, координации речи с движением. Развитие тактильных ощущений, творческого воображения. Формирование навыков сотрудничества, взаимопонимания. |
3-я нед. | 1 | Домашние животные | Обогащение и активизация словаря по теме: «Домашние животные». Учить согласовывать существительные с числительными, образовывать относительные прилагательные от существительных. | Развитие внимания, творческого воображения, слуховой и зрительной памяти. Развитие умений анализировать, обобщать, делать выводы. |
Январь 3-я нед. | 1 | Зимние забавы | Обогащение и активизация словаря по теме: «Зимние забавы». Совершенствовать навыки словообразования существительных, обозначающих лиц по их занятиям, образование приставочных глаголов; учить составлять предложения по опорным словам. | Развитие произвольности психических процессов. Формирование творческого воображения. Развитие мыслительной деятельности, умений самостоятельно анализировать и делать выводы. |
Февраль 1-я нед. | 1 | Транспорт | Обогащение и активизация словаря по теме: «Транспорт». Учить согласовывать числительные с существительными, существительные с глаголами; усвоение глаголов «ехать», «плыть» с разными приставками. | Развитие зрительного внимания; слуховой и зрительной памяти; наглядно-образного и логического мышления; тонкой моторики; координации речи с движением. |
3-я нед. | 1 | День защитника Отечества | Обогащение и активизация словаря по теме: «День защитника Отечества». Учить образовывать существительные родительного падежа единственного и множественного числа; образовывать сравнительной степени прилагательные; дифференцировать глаголы несовершенного вида множественного и единственного числа. | Развитие мыслительной деятельности, способности к самостоятельным выводам. Закрепление умения детей выделять предметы по общему признаку. Развитие зрительного и слухового внимания, тонкой и общей моторики. Формирование навыков сотрудничества, взаимопонимания. |
Март 1-я нед. | 1 | Мамин праздник | Обогащение и активизация словаря по теме: «Мамин праздник». Учить согласовывать глаголы и существительные; образовывать существительные в винительном падеже; образовывать однокоренные слова. Учить составлять рассказ из личного опыта «Как я помогаю маме». | Развитие наглядно-образного и словесно-логического мышления, слухового внимания, памяти, мелкой моторики. Развитие эмоциональной сферы детей, эмпатии. |
3-я нед. | 1 | Весна | Обогащение и активизация словаря по теме: «Весна». Учить образовывать существительные множественного числа в родительном, творительном, предложном падежах; согласовывать существительные в роде, числе, падеже. | Развитие внимания, творческого воображения, слуховой и зрительной памяти. Развитие умений анализировать, обобщать, делать выводы. Закреплять навыки координации речи с движением. |
Апрель 1-я нед. | 1 | Посуда | Обогащение и активизация словаря по теме: «Посуда». Учить образовывать относительные прилагательные; образовывать форму творительного падежа; составлять сложносочиненных предложения с союзом а по образцу. | Развитие зрительной и слуховой памяти, внимания, словесно-логического мышления; тонкой и общей моторики, координации речи с движением. Развитие тактильных ощущений, творческого воображения. |
3-я нед. | 1 | Мебель | Обогащение и активизация словаря по теме: «Мебель». Учить согласовывать прилагательные и существительные; употребление предлогов; учить согласовывать числительные в роде, числе, и падеже; составлять сложносочиненные предложения с союзом а.. | Развитие мыслительной деятельности, способности к самостоятельным обобщениям и выводам. Закрепление умения детей выделять предметы по общему признаку. Развитие зрительного и слухового внимания, памяти, тонкой и общей моторики. |
Май 1-я нед. | 1 | День Победы | Обогащение и активизация словаря по теме: «День Победы». Учить образовывать существительные в родительном, творительном, предложном падежах; согласовывать существительные и числительные в роде , числе и падеже. | Развитие произвольности внимания, творческого воображения, слуховой и зрительной памяти. Развитие умений анализировать, обобщать, делать выводы. Закреплять навыки координации речи с движением. |
3-я нед. | 1 | Насекомые | Обогащение и активизация словаря по теме: «Насекомые». Учить образовывать существительные в родительном, творительном, предложном падежах единственного и множественного числа; образовывать глаголы с помощью приставок. | Развитие наглядно-образного и словесно-логического мышления, слухового внимания, памяти, мелкой и общей моторики. Развитие эмоциональной сферы детей, эмпатии, творческого воображения. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проект «Взаимодействие учителя-логопеда и родителей в процессе коррекционной работы с детьми старшего дошкольного возраста».
Поект учителя-логопеда по работе с родителями в детском саду на базе логопункта....
Взаимодействие учителя-логопеда с родителями в процессе коррекционной работы с детьми
Содружество детского сада и семьи как необходимое условие полноценного речевого развития дошкольников...
Инновационный проект "Взаимодействие учителя - логопеда и родителей в процессе коррекционной работы с детьми старшего дошкольного возраста с речевыми нарушениями"
Цель: предоставление различных содержательных и структурных вариантов взаимодействия учителя-логопеда и родителей в процессе коррекционной работы с детьми старшего дошкольного возраст...
"Взаимодействие учителя-логопеда и родителей в процессе коррекционной работы с детьми старшего дошкольного возраста" (из опыта работы)
Актуальность проблемы семейного воспитания детей с нарушениями речевого развития определяется успешной работой с семьями воспитанников дошкольного образовательного учреждения. От того, какой буд...
Проект "Взаимодействие учителя-логопеда и родителей в процессе коррекционной работы с детьми старшего дошкольного возраста с речевыми нарушениями"
Проект "Взаимодействие учителя-логопеда и родителей в процессе коррекционной работы с детьми старшего дошкольного возраста с речевыми нарушениями"...
Взаимодействие учителя – логопеда и родителей в процессе коррекционной работы с детьми
Одним из основных направлений модернизации образования является обеспечение государственной гарантии доступности и равных возможностей получения полноценного образования детьми с ограниченными возможн...
проект "Взаимодействие учителя-логопеда и родителей в процессе коррекционной работы с детьми старшего дошкольного возраста"
Проект учителя-логопеда по взаимодействию с родителями в процессе коррекционной работы с детьми....