Консультация для педагогов «Самообразование педагогов по ранней профориентации дошкольников в системе повышения профессиональной компетенции»
консультация

Надежда Филипповна Шамиева

Концультация для педагогов. Самообразование педагогов по ранней профориентации дошкольников в системе повышения профессиональной компетенции.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_dlya_pedagogov.docx18.77 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Центр развития ребенка - детский сад №96 «Елмаю» НМР РТ

Консультация для педагогов

«Самообразование педагогов по ранней профориентации дошкольников в системе повышения профессиональной компетенции»

Составила воспитатель группы №1

МБДОУ №96

Шамиева Н.Ф.

Г.Нижнекамск

2023г.

Актуальной задачей современной системы образования является целостность процессов социального и индивидуального развития ребенка. Одним из эффективных решений данной задачи является проведение профориентационной работы с дошкольниками.

Профориентация в настоящее время является важным направлением работы образовательных учреждений. Это система мероприятий, направленных на выявление личностных особенностей, интересов и возможностей у каждого ребенка, помогающая определиться в выборе будущей профессии.

Как известно, интерес к труду, необходимые трудовые навыки и личностные качества закладываются в детстве. Задача педагогов и родителей – не пропустить этот момент, когда ребенок с радостью открывает для себя удивительный мир окружающей действительности. Детский сад является первой важной ступенью знакомства дошкольников с профессиями, что не только расширяет общую осведомленность об окружающем мире и кругозор детей, но и формирует у них определенный элементарный опыт, способствует ранней профессиональной ориентации. Труд должен войти в жизнь ребенка радостно и помочь в успешном всестороннем развитии.

Цель ранней профессиональной ориентации дошкольников заключается в понимании детьми значимости и важности труда, уважении к чужому труду и готовности трудиться самим.

Для того, чтобы воспитать у детей позитивные установки к труду, важно обогащать их представление о самых разных профессиях, значении труда в жизни человека, его результатах и тех мотивах, которые ведут людей в трудовой деятельности.

Ранняя профориентация будет эффективна при условии наличия выстроенной системы работы, разработанного перспективного плана, соответствующего методического и наглядного материала.

Система работы с дошкольниками по ранней профориентации проводится по 3 направлениям:

1. Приближение детей к труду взрослых. Это, когда педагог знакомит детей с профессией как на занятии, так и вне: рассказывает о труде взрослых с показом иллюстраций: что за профессия, где работает (о месте работы), во что одет, что нужно для работы, какими чертами должен обладать и т.п. А также, можно организовать в детском саду встречу с интересными людьми какой-то профессии.

2. Приближение труда взрослых к детям. Это организованные экскурсии, наблюдения, тематические встречи с людьми разных профессий- на работе (предприятии, учреждении). Данное направление считается наиболее действенным способом ознакомления детей с трудом взрослых, способствует накоплению ярких эмоциональных впечатлений.

3. Совместная деятельность взрослого и ребёнка. К этому направлению работы с детьми относятся игровая и продуктивная деятельность.

Основная сложность работы по ознакомлению детей с профессиями заключается в том, что значительная часть труда взрослых недоступна для непосредственного наблюдения за ней, и в силу этого остается за пределами понимания ребенка. Поэтому деятельность педагогических работников по реализации задач ранней профориентации должна основываться на самых разнообразных формах и методах работы с детьми и выстраиваться системно.

В настоящее время педагоги, находят новые формы работы по ознакомлению детей с миром профессий. Вот небольшой перечень нетрадиционных форм:

1. Творческое моделирование и проектирование–это наглядно-практический метод обучения, который заключается в том, что мышление ребенка развивают с помощью специальных схем, моделей, которые в наглядной и доступной для него форме воспроизводят скрытые свойства и связи того или иного объекта.

2. Разработка и составление алгоритмов – формирование у детей алгоритмических умений.Алгоритмы позволяют быстро запомнить, а затем правильно выполнить порядок работы.

3. Изготовление технологических карт. Это своеобразный паспорт в профзоне, в ней указывается название профцентра, рекламный слоган, цель работы, краткое описание профессии в этой сфере, орудия труда и профдеятельности, а также предположительный результат по деятельности в профзоне.

4. Тематические недели— углублённое рассмотрение темы при помощи разных видов деятельности на различных занятиях. Такое погружение в тематику позволяет систематизировать, углубить и обобщить знания, умения и навыки детей разного возраста по конкретной теме. 

5.Проектная деятельность - в основе которой лежит самостоятельная деятельность воспитанников (исследовательская, познавательная, продуктивная), в процессе которых ребенок познает окружающий мир и переносит полученные знания в реальную жизнь.Педагоги создают проблемную ситуацию, которую дошкольники решают в рамках проектной деятельности.

6. Создание мастерских, где ребёнок может упражнять себя в умении наблюдать, запоминать, сравнивать, действовать добиваться поставленной цели в своей самостоятельности и само деятельности. Мастерская представляет собой специальную развивающую среду с учётом специфики каждой профессии и создаёт условия для игрового сюжета («Спасательная служба», «Фермерское хозяйство»).

7. Изготовление лэпбуков. «Лэпбук» - это самодельная интерактивная тематическая папка с кармашками, окошками, дверками, подвижными деталями, вставками, в которой находится систематизированный материал, который предназначен для изучения, закрепления и повторения знаний, в том числе и иллюстрации в виде рисунков, буклетов, небольших текстов, в любой форме по какой-то определенной теме, которые ребенок может доставать, перекладывать, складывать по своему желанию.

8. Аукцион экономических идей

9.Заседание бизнес-клуба «Маленький бизнесмен» - игровая деятельность, направленная на формирование основ экономическогомышления, осваиваются такие понятия, как цена, спрос, реклама, кредит, бизнес и т.д.

10. Просмотр слайд-шоу, фильмов о профессии

11. Мультимедийные презентации— это наглядность, дающая возможность педагогу выстроить объяснение с использованием видеофрагментов. 

12. Виртуальные экскурсии – это организационная форма обучения, отличающаяся от реальных экскурсий виртуальным отображением реально существующих объектов.  Преимуществами являются доступность, возможность повторного просмотра, наглядность, наличие интерактивных заданий и многое другое.

13.Виртуальное гостевание - это новая прогрессивная форма организации детской деятельности, которая позволяет значительно расширить сферу общения и включить ребенка в жизнь, познакомить с разнообразием мира через виртуальную реальность. Виртуальное гостевание предполагает активное взаимодействие не только с педагогом, но и непосредственно между дошкольниками с помощью их родителей.

14. Создание электронных игр-пособий, Интерактивные игры. Реализуются игры с помощью различных эффектов анимации и помогают детям дошкольного возраста с особым интересом усваивать учебный материал. С помощью интерактивных и мультимедийных средств, возможно моделировать различные ситуации из окружающей среды, составлять наглядные загадки на различные темы, знакомить детей с временами года, профессиями, жилищами животных, овощами и фруктами и т. д.

15.Выпуск настенных газет, посвящённых профессиям

16.Поздравление родителей с профессиональными праздниками

17.Совместная трудовая деятельность (акции «Посади дерево», «Наша клумба»)

18. Проект «BabySkills» (фестиваль, чемпионат)-этомногоступенчатоеполучение детьми дошкольного и младшего школьного возраста начальных навыков (Skills) профессионального мастерства в разных профессиях и сферах деятельности (создание полигона ранних профориентационных проб).

Независимо от того, какая форма будет выбрана, знакомство с профессией должно быть максимально содержательным и полным.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для педагогов «Самообразование педагога — одна из составляющих его профессиональной компетенции»

Я чувствую себя вправе сказать: да здравствует самообразование во всех областях. Только те знания прочны и ценны, которые вы добывали сами, побуждаемые собственной страстью. Всякое знание должно...

Консультация для педагогов «Самообразование педагога — одна из составляющих его профессиональной компетенции»

Я чувствую себя вправе сказать: да здравствует самообразование во всех областях. Только те знания прочны и ценны, которые вы добывали сами, побуждаемые собственной страстью. Всякое знание должно...

Презентация "Организация системы повышения профессиональной компетенции педагогов ДОУ"

Система образования находится в данный период времени в процессе модернизации, поэтому новые задачи в системе дошкольного образования выдвигают и новые подходы к организации системы повышения професси...

Мастер-класс для педагогов «Азбука профессий или ранняя профориентация дошкольников»

Мастер-класс для педагогов«Азбука профессий или ранняя профориентация дошкольников»Цель:повышение уровня теоретической и практической подготовки воспитателей, совершенствование практически...

Мастер-класс для педагогов «Азбука профессий или ранняя профориентация дошкольников».

Цель: систематизировать знания педагогов ДОУ для работы с детьми по формированию ранней профориентации и знакомство с профессиями с помощью технологии кроссенс.Задачи:1. Познакомить участников мастер-...

«Использование ИКТ в работе с дошкольниками, как фактор повышения профессиональной компетенции педагога ДОУ»

Актуальность использования информационных технологий в современном дошкольном образовании диктуется стремительным развитием информационного общества, широким распространением технологий мультимед...