Методическая разработка Креатив – идея Детская игровая комната «Город профессий»
методическая разработка
Методическая разработка
Креатив – идея
Детская игровая комната
«Город профессий»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kreativ_-_ideya_suhova_s.e._mochalina_zh.v._mbdou_ds_no_29_svetlyachok.docx | 38.62 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад № 29 «Светлячок»
Методическая разработка
Креатив – идея
Детская игровая комната
«Город профессий»
Воспитатели
высшей кв. категории
Сухова С.Е.
Мочалина Ж.В.
г.о.г. Кулебаки, 2020 г.
Актуальность
На современном этапе в системе образования происходит процесс модернизации с учётом актуальных тенденций государственной политики. Инновационные процессы в системе образования требуют новой организации системы в целом. Согласно Закону РФ «Об образовании в Российской федерации» от 29.12.2012 №273-ФЗ в статье 64 говорится, что процесс дошкольного образования «направлен на формирование общей культуры, развитие физических, интеллектуальных, эстетических и личностных качеств, формирование предпосылок учебной деятельности, сохранение и укрепление здоровья детей дошкольного возраста». Особое значение придается дошкольному воспитанию и образованию. В связи с этим перед ДОУ поставлена задача использования современных, эффективных и инновационных средств развития ребёнка. Инновационная деятельность должна ориентироваться на совершенствование учебно-методического, кадрового, организационного, материально-технического обеспечения ДОУ, организации социального партнёрства.
Как правило, профориентация начинается лишь в старших классах общеобразовательных школ. Ребёнок не успевает сделать осознанный выбор, поскольку перечень предлагаемых профессий мал, знания о них минимальны и даются эпизодически.
А ведь скрытые резервы профориентации таятся не только в начальном звене обучения, но и на этапе дошкольного детства. Раннее начало подготовки ребенка к выбору будущей профессии заключается не в навязывании ребенку того, кем он должен стать, по мнению родителей (потому что, к примеру, многие в роду работают в этой сфере), а в том, чтобы познакомить ребенка с различными видами труда, чтобы облегчить ему самостоятельный выбор в дальнейшем. В рамках преемственности по профориентации детский сад является первоначальным звеном в единой непрерывной системе образования. Именно в ДОУ дети знакомятся с многообразием и широким выбором профессий.
В зависимости от способностей, психологических особенностей темперамента и характера, от воспитания ребенка и привития ему ценности труда у детей формируется система знаний о профессиях, интересы и отношение к определенным видам деятельности. В детском саду на данном этапе необходимо создать определенную наглядную основу, окружающую обстановку на которой в последующем будет базироваться дальнейшее развитие профессионального самосознания.
Создавшаяся ситуация заставила нас по – новому взглянуть на организацию профориентационной работы, начинать которую необходимо сейчас. Чем разнообразнее представления дошкольника о мире профессий, тем этот мир ярче и привлекательнее для него. Основой ранней профориентации является формирование у дошкольников эмоционального отношения к профессиональному миру, предоставление ему возможности использовать свои силы в доступных видах деятельности. Формирование представлений дошкольников о мире труда и профессий – это необходимый процесс, актуальный в современном мире. Поэтому назрела необходимость целенаправленной работы с детьми по формированию знаний о труде взрослых, о профессиях родителей.
Нормативно-правовое обеспечение
- Федеральный закон «Об образовании РФ» № 273 от 29.12.2012 г.;
- Приказ Мин. Обр. и науки РФ от 17.10.2013 г. № 1155 «Об утверждении государственного образовательного стандарта дошкольного образования»;
- Основная образовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» под ред. Н.Е. Веракса, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой;
- План мероприятий по реализации дорожной карты муниципальной системы профориентации детей, подростков и молодежи г.о.г. Кулебаки;
- ООП МБДОУ д/с № 29 «Светлячок»;
- Проект МБДОУ д/с № 29 «Светлячок» «Мир профессий».
Паспорт
Сроки реализации: сентябрь 2019 г. – апрель 2020 г.
Возрастная группа: воспитанники 5 – 7 лет.
Цель: создание на базе ДОУ мобильной развивающей предметно – пространственной среды – детской игровой комнаты «Город профессий» для детей старшего дошкольного возраста, на которой в последующем будет базироваться дальнейшее развитие предпосылок профессионального самоопределения детей на этапе дошкольного детства.
Задачи:
для педагогов:
- повышение профессиональной компетентности педагогов в вопросах профориентации дошкольников;
- создание развивающей предметно – пространственной среды профессиональной направленности в детской комнате «Город профессий» специальным оборудованием и игровым материалом согласно тематике «мастерских» для детей старшего дошкольного возраста;
- разработать методическое сопровождение: перспективный план, методические рекомендации, цикл практических мероприятий по ранней профориентации детей, проводимых в детской игровой комнате;
- создать и апробировать дидактические материалы (виртуальные экскурсии, видеоролики, презентации, игры, альбомы, книги);
для воспитанников:
- формировать у детей обобщенные представления о структуре трудового процесса, о роли современной техники в трудовой деятельности человека, понимание взаимосвязи между компонентами трудовой деятельности;
- воспитывать бережное отношение к труду и его результатам;
- помочь детям осознать важность, необходимость и незаменимость каждой профессии;
- формировать умения отражать в игровой и продуктивной деятельности свои впечатления, знания;
- стимулировать развитие познавательных, коммуникативных, творческих способностей детей.
для родителей (законных представителей):
- повысить педагогическую компетентность родителей в рамках совместной работы по реализации методической разработки, при оказании ребёнку помощи в сложном процессе вхождения в мир профессии;
- побуждать родителей к активному участию в различных мероприятиях, проводимых в ДОУ (в конкурсах по обогащению РППС, акции по ранней профориентации…);
- разработать совместную работу с родителями по расширению знаний у дошкольников.
для социальных партнёров: создать условия и проявления интереса к укреплению партнёрских связей, организация «Встреч с интересными людьми».
Объект: создание мобильной РППС – детской игровой комнаты «Город профессий».
Предмет: формирование наглядной основы, окружающей обстановки ДОУ по ранней профориентации.
Гипотеза: создание развивающей предметно – пространственной среды в ДОУ является необходимым условием комплексной системы погружения ребенка в мир профессии, которая создает условия для более эффективного социально-коммуникативного развития ребенка при ознакомлении его с миром профессий.
Проблема: Недостаточно обогащена материально – техническая база пособиями по профориентации дошкольников.
Новизна заключается в разработке современной комплексной системы ранней профессиональной ориентации дошкольников, состоящей из формирования развивающей предметно - пространственной среды путем создания мобильных «мастерских», что позволит построить образовательную деятельность на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится активным пользователем в играх, в выборе деятельности.
Формы и методы взаимодействия:
- Непрерывная образовательная деятельность;
- Досуги, мастер – классы, развлечения;
- Ситуационно-имитационное моделирование;
- Чтение художественной литературы;
- «Встречи с интересными людьми»;
- Опытно-экспериментальная и поисковая деятельность;
- Игровая деятельность: дидактические, сюжетно-ролевые, подвижные игры;
- Разбор ситуаций, применение полученных теоретических знаний на практике;
- Использование аудио - и видеоматериалов по профориентации старших дошкольников.
Критерии и показатели (индикаторы) эффективности инновационной деятельности.
- комфортное состояние воспитанников и педагогических работников;
- сформированость у воспитанников представлений о многообразии в мире профессий;
- повышение образовательного ценза и уровня квалификации педагогов в вопросах инновационного подхода к созданию специализированной РППС по профориентации в детской игровой комнате «Город профессий»;
- повышение активности родителей, социальных партнеров, заинтересованность и личное участие в процессе преображения РППС;
- развитие творческой инициативы педагогического коллектива.
Этапы проведения
Первый этап-организационно-аналитический.
Цель: изучение особенностей реализации образовательного процесса по профориентации в ДОУ, создание условий для реализации методической разработки (сентябрь – ноябрь)
№ | Задачи | Результативность |
1 | Выявление уровня сформированности представлений о профессиях у детей 5-7 лет |
|
2 | Анализ развивающей предметно – пространственной среды по профориентации |
|
3 | Разработка методических материалов |
копилки материалов (конспектов, презентаций, картотеки дидактических игр, лэпбуков) |
4 | Пополнение материалов в «мастерских» по профориентации в детской игровой комнате «Город профессий» (Приложение 1) |
|
Второй этап-практический (декабрь – март).
Цель: реализация методической разработки.
№ | Задачи | Содержание |
1 | Реализация перспективного плана с детьми старшего дошкольного возраста (Приложение 2) |
|
2 | Организация профориентационной работы с родителями |
|
3 | Реализация плана взаимодействия с социальными партнерами |
|
Третий этап-обобщающий (апрель).
Цель: оценка эффективности проведенной работы, обобщение, определение перспективы.
№ | задачи | содержание |
1 |
|
|
2 | Транслирование результатов методической разработки |
|
Практическая значимость и перспективы развития методической разработки
- Теоретическое значение состоит в обосновании понятия ранней профессиональной ориентации, определении условий, способов и средств формирования представлений о мире профессий у дошкольников, с опорой на игру - как ведущий вид деятельности.
Практическое значение состоит в создании «мастерских» в детской игровой комнате «Город профессий», обогащение наглядно – дидактическим материалом и пособиями в соответствии с возрастными особенностями детей, в разработке методических материалов по работе с воспитанниками, родителями (законными представителями), социальными партнерами.
Целенаправленно проводимая работа в условиях дошкольной образовательной организации позволит педагогам решать вопросы, связанные с вопросами ранней профориентации дошкольников, интеграцией образовательных областей в различных видах деятельности, созданием мотивационного поля в поисково-исследовательской, а также создать оптимальные условия для реализации ФГОС ДО.
Перспектива:
В 2020 – 2021 году будет продолжена работа по совершенствованию структуры создаваемой системы работы, путем отбора наиболее эффективных методов, средств и форм организации работы с детьми, родителями и общественностью по данной проблеме.
Литература
- Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 18 октября 2013 г. № 544н «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог»;
- Постановление Минтруда РФ от 27 сентября 1996 г. № 1 "Об утверждении Положения о профессиональной ориентации и психологической поддержке населения в Российской Федерации»;
- Приказ Мин. Обр. и науки РФ от 17.10.2013 г. № 1155 «Об утверждении государственного образовательного стандарта дошкольного образования»;
- Веракса Н.Е., Т.С. Комарова, М.А. Васильева. Основная образовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы». Мозаика – синтез. Москва, 2015 г.;
- Белая К.Ю. Методическая деятельность ДОО. В соответствии с ФГОС ДО: методическое пособие. - М.: ТЦ Сфера, 2015 г.;
- Белая К. Ю. Организация проектной деятельности в дошкольном образовании. – М.: УЦ «Перспектива». 2013 г.;
- Дыбина О. В. Ребенок и окружающий мир. Программа и методические рекомендации. – М.: Мозайка–Синтез, 2005 г.;
- Захаров Н. Н. Профессиональная ориентация дошкольников. — М., 1988г.;
- Нечаева М.П., Романова Г.А. «Методическая деятельность ДОО в реализации ФГОС ДО». М.: УЦ «Перспектива», 2015 г.;
- Савченко В.И. «Организация системы методической работы в ДОО по сопровождению ФГОС ДО». Практические разработки для старших воспитателей. С.П.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2016 г.;
Интернет-ресурсы:
http://maam.ru/ , http://nsportal.ru/, http://infourok.ru/
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка "Маленькие Почемучки в большом мире профессий"
Методическая разработка "Маленькие Почемучки в большом мире профессий"...
Методическая разработка. Конспект интегрированного занятия. "В мире профессий"
Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение города Москвы«Московский образовательный комплекс имени Виктора Талалихина»...
ФОТООТЧЕТ организация работы по ранней профориентации дошкольников в детской игровой комнате «ГОРОД ПРОФЕССИЙ»
ФОТООТЧЕТ организация работы по ранней профориентации дошкольников в детской игровой комнате «ГОРОД ПРОФЕССИЙ»...
Методическая разработка: Развивающие речевые игры по теме: "Профессии"
Формирование представления о профессиях.Что такое профессия?Для чего нужны профессии?Кем ты хочешь стать, когда вырастешь?Что бы случилось, если бы не было врачей, строителей, учителей,поваров, пожарн...
"Методическая разработка с использованием ИКТ" Тема:"Все профессии нужны, все профессии важны"
quot;Методическая разработка с использованием ИКТ" Тема:"Все профессии нужны, все профессии важны"...
Методическая разработка Креатив – идея «Модель взаимодействия с педагогами в ДОО по профориентации дошкольников»
Методическая разработка Креатив – идея «Модель взаимодействия с педагогами в ДОО по профориентации дошкольников»...
Методическая разработка Педагогическая мастерская "Дошкольник в мире профессии"
Методическая разработка Педагогическая мастерская "Дошкольник в мире профессии"...