Методическая разработка Креатив – идея Детская игровая комната «Город профессий»
методическая разработка

Сухова Светлана Евгеньевна

Методическая разработка

Креатив – идея

Детская игровая комната

 «Город профессий»

Скачать:


Предварительный просмотр:

 Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад № 29 «Светлячок»

Методическая разработка

Креатив – идея

Детская игровая комната

 «Город профессий»

Воспитатели

высшей кв. категории

Сухова С.Е.

Мочалина Ж.В.

г.о.г. Кулебаки, 2020 г.

Актуальность

На современном этапе в системе образования происходит процесс модернизации с учётом актуальных тенденций государственной политики. Инновационные процессы в системе образования требуют новой организации системы в целом. Согласно Закону РФ «Об образовании в Российской федерации» от 29.12.2012 №273-ФЗ в статье 64 говорится, что процесс дошкольного образования «направлен на формирование общей культуры, развитие физических, интеллектуальных, эстетических и личностных качеств, формирование предпосылок учебной деятельности, сохранение и укрепление здоровья детей дошкольного возраста». Особое значение придается дошкольному воспитанию и образованию. В связи с этим перед ДОУ поставлена задача использования современных, эффективных и инновационных средств развития ребёнка. Инновационная деятельность должна ориентироваться на совершенствование учебно-методического, кадрового, организационного, материально-технического обеспечения ДОУ, организации социального партнёрства.

Как правило, профориентация начинается лишь в старших классах общеобразовательных школ. Ребёнок не успевает сделать осознанный выбор, поскольку перечень предлагаемых профессий мал, знания о них минимальны и даются эпизодически.

А ведь скрытые резервы профориентации таятся не только в начальном звене обучения, но и на этапе дошкольного детства. Раннее начало подготовки ребенка к выбору будущей профессии заключается не в навязывании ребенку того, кем он должен стать, по мнению родителей (потому что, к примеру, многие в роду работают в этой сфере), а в том, чтобы познакомить ребенка с различными видами труда, чтобы облегчить ему самостоятельный выбор в дальнейшем. В рамках преемственности по профориентации детский сад является первоначальным звеном в единой непрерывной системе образования. Именно в ДОУ дети знакомятся с многообразием и широким выбором профессий.

В зависимости от способностей, психологических особенностей темперамента и характера, от воспитания ребенка и привития ему ценности труда у детей формируется система знаний о профессиях, интересы и отношение к определенным видам деятельности. В детском саду на данном этапе необходимо создать определенную наглядную основу, окружающую обстановку на которой в последующем будет базироваться дальнейшее развитие профессионального самосознания.

 Создавшаяся ситуация заставила нас по – новому взглянуть на организацию профориентационной работы, начинать которую необходимо сейчас. Чем разнообразнее представления дошкольника о мире профессий, тем этот мир ярче и привлекательнее для него. Основой ранней профориентации является формирование у дошкольников эмоционального отношения к профессиональному миру, предоставление ему возможности использовать свои силы в доступных видах деятельности. Формирование представлений дошкольников о мире труда и профессий – это необходимый процесс, актуальный в современном мире. Поэтому назрела необходимость целенаправленной работы с детьми по формированию знаний о труде взрослых, о профессиях родителей.  

Нормативно-правовое обеспечение

  • Федеральный закон «Об образовании РФ» № 273 от 29.12.2012 г.;
  • Приказ Мин. Обр. и науки РФ от 17.10.2013 г. № 1155 «Об утверждении государственного образовательного стандарта дошкольного образования»;
  • Основная образовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» под ред. Н.Е. Веракса, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой;
  • План мероприятий по реализации дорожной карты муниципальной системы профориентации детей, подростков и молодежи г.о.г. Кулебаки;
  • ООП МБДОУ д/с № 29 «Светлячок»;
  • Проект МБДОУ д/с № 29 «Светлячок» «Мир профессий».

Паспорт 

Сроки реализации: сентябрь 2019 г. – апрель 2020 г.

Возрастная группа: воспитанники 5 – 7 лет.

Цель: создание на базе ДОУ мобильной развивающей предметно – пространственной среды – детской игровой комнаты «Город профессий» для детей старшего дошкольного возраста, на которой в последующем будет базироваться дальнейшее развитие предпосылок профессионального самоопределения детей на этапе дошкольного детства.

Задачи:

для педагогов:

  • повышение профессиональной компетентности педагогов в вопросах профориентации дошкольников;
  • создание развивающей предметно – пространственной среды профессиональной направленности в детской комнате «Город профессий» специальным оборудованием и игровым материалом согласно тематике «мастерских» для детей старшего дошкольного возраста;
  • разработать методическое сопровождение: перспективный план, методические рекомендации, цикл практических мероприятий по ранней профориентации детей, проводимых в детской игровой комнате;
  • создать и апробировать дидактические материалы (виртуальные экскурсии, видеоролики, презентации, игры, альбомы, книги);

для воспитанников:

  • формировать у детей обобщенные представления о структуре трудового процесса, о роли современной техники в трудовой деятельности человека, понимание взаимосвязи между компонентами трудовой деятельности;
  • воспитывать бережное отношение к труду и его результатам;
  • помочь детям осознать важность, необходимость и незаменимость каждой профессии;
  • формировать умения отражать в игровой и продуктивной деятельности свои впечатления, знания;
  • стимулировать развитие познавательных, коммуникативных, творческих способностей детей.

для родителей (законных представителей):

  • повысить педагогическую компетентность родителей в рамках совместной работы по реализации методической разработки, при оказании ребёнку помощи в сложном процессе вхождения в мир профессии;
  • побуждать родителей к активному участию в различных мероприятиях, проводимых в ДОУ (в конкурсах по обогащению РППС, акции по ранней профориентации…);
  • разработать совместную работу с родителями по расширению знаний у дошкольников.

для социальных партнёров: создать условия и проявления интереса к укреплению партнёрских связей, организация «Встреч с интересными людьми».

Объект: создание мобильной РППС – детской игровой комнаты «Город профессий».

Предмет: формирование наглядной основы, окружающей обстановки ДОУ по ранней профориентации.

Гипотеза: создание развивающей предметно – пространственной среды в ДОУ является необходимым условием комплексной системы погружения ребенка в мир профессии, которая создает условия для более эффективного социально-коммуникативного развития ребенка при ознакомлении его с миром профессий.

Проблема: Недостаточно обогащена материально – техническая база пособиями по профориентации дошкольников.

Новизна заключается в разработке современной комплексной системы ранней профессиональной ориентации дошкольников, состоящей из формирования развивающей предметно - пространственной среды путем создания мобильных «мастерских», что позволит построить образовательную деятельность на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится активным пользователем в играх, в выборе деятельности.

Формы и методы взаимодействия:

  • Непрерывная образовательная деятельность;
  • Досуги, мастер – классы, развлечения;
  • Ситуационно-имитационное моделирование;
  • Чтение художественной литературы;
  • «Встречи с интересными людьми»;
  • Опытно-экспериментальная и поисковая деятельность;
  • Игровая деятельность: дидактические, сюжетно-ролевые, подвижные игры;
  • Разбор ситуаций, применение полученных теоретических знаний на практике;
  • Использование аудио - и видеоматериалов по профориентации старших дошкольников.

Критерии и показатели (индикаторы) эффективности инновационной деятельности. 

  • комфортное состояние воспитанников и педагогических работников;
  • сформированость у воспитанников представлений о многообразии в мире профессий;
  • повышение образовательного ценза и уровня квалификации педагогов в вопросах инновационного подхода к созданию специализированной РППС по профориентации в детской игровой комнате «Город профессий»;
  • повышение активности родителей, социальных партнеров, заинтересованность и личное участие в процессе преображения РППС;
  • развитие творческой инициативы педагогического коллектива.

Этапы проведения

Первый этап-организационно-аналитический.

Цель: изучение особенностей реализации образовательного процесса по профориентации в ДОУ, создание условий для реализации методической разработки (сентябрь – ноябрь) 

Задачи

Результативность

1

Выявление уровня сформированности представлений о профессиях у детей

 5-7 лет

  • Результаты мониторинга Ю.А. Афонькина  «Педагогический мониторинг в новом контексте образовательной деятельности»;

2

Анализ развивающей предметно – пространственной среды по профориентации

  • Анализ анкетирования, справки тематического контроля;

3

Разработка  методических материалов

  • Разработка перспективного плана взаимодействия с детьми, родителями, социальными партнерами;
  • Создание методической

копилки материалов (конспектов, презентаций, картотеки дидактических игр, лэпбуков)

4

Пополнение материалов в «мастерских» по профориентации в детской игровой комнате «Город профессий»

(Приложение 1)

  • Разработка паспорта детской игровой комнаты «Город профессий»;
  • Создание «мастерских» по тематике для детей ст. дошк. возраста;
  •  Создание мультимедийной библиотеки (презентации, слайд – шоу, видеоролик «Кулебакский музей истории и краеведения», виртуальные экскурсии: «Хлебозавод», «Фотостудия», «ФОК «ТЕМП» г. Кулебаки НО», «Банк», «Пожарная часть», «Ателье», «Салон красоты»;
  • Созданы фотоальбомы «Профессия «Повар», «Я шофером стать хочу», «Швея», «Охранник», «Судья, банкир», «Полицейский», «Хореограф», «Учитель», «Кондитер», «Строитель»…

Второй этап-практический (декабрь – март).

Цель: реализация методической разработки.

Задачи

Содержание

1

Реализация перспективного плана с детьми старшего дошкольного возраста

(Приложение 2)

  • Разработаны конспекты ООД «Знакомство с профессией «Банкир», «Повар – кондитер», «Мы – лаборанты»,  
  • Проведены мастер – классы, досуги «Путешествие в город профессий», «Профессия – парикмахер»

2

Организация профориентационной работы с родителями

  • Проведено анкетирование родителей «Моя роль в подготовке ребенка к труду и выбору профессии», «Что знают дети о профессиях своих родителей?»;
  • Разработаны буклеты, памятки «Профориентация в дошкольном образовании», «Как знакомить ребенка с профессиями?»;
  • Книга «Профессии моих родителей»;
  • Книга «Сказки о профессиях

3

Реализация плана взаимодействия с социальными партнерами

  • Разработан перспективный план «Встречи с людьми разных профессий»;
  • Виртуальные экскурсии на предприятия города

Третий этап-обобщающий (апрель).

Цель: оценка эффективности проведенной работы, обобщение, определение перспективы.

задачи

содержание

1

  • Анализ РППС по профориентации детей старшего дошкольного возраста, выявление уровня сформированности представлений о профессиях у детей 5-7 лет
  • Повторный мониторинг,  анализ эффективности проведенной работы по методической разработке

2

Транслирование результатов методической разработки

  • Предоставление результатов методической разработки в виде презентации на сайте ДОУ, на страничке в сетевом педагогическом сообществе, публикации в электронных педагогических журналах «Педмастерство», «Педагог ДОУ»

Практическая значимость и перспективы развития методической разработки

  • Теоретическое значение состоит в обосновании понятия ранней профессиональной ориентации, определении условий, способов и средств формирования представлений о мире профессий у дошкольников, с опорой на игру - как ведущий вид деятельности.

Практическое значение состоит в создании «мастерских» в детской игровой комнате «Город профессий», обогащение наглядно – дидактическим материалом и пособиями в соответствии с возрастными особенностями детей, в разработке методических материалов по работе с воспитанниками, родителями (законными представителями), социальными партнерами.

Целенаправленно проводимая работа в условиях дошкольной образовательной организации позволит педагогам решать вопросы, связанные с вопросами ранней профориентации дошкольников, интеграцией образовательных областей в различных видах деятельности, созданием мотивационного поля в поисково-исследовательской, а также создать оптимальные условия для реализации ФГОС ДО.

Перспектива:

В 2020 – 2021 году будет продолжена работа по совершенствованию структуры создаваемой системы работы, путем отбора наиболее эффективных методов, средств и форм организации работы с детьми, родителями и общественностью по данной проблеме.

Литература

  1. Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 18 октября 2013 г. № 544н «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог»;
  2. Постановление Минтруда РФ от 27 сентября 1996 г. № 1 "Об утверждении Положения о профессиональной ориентации и психологической поддержке населения в Российской Федерации»;
  3. Приказ Мин. Обр. и науки РФ от 17.10.2013 г. № 1155 «Об утверждении государственного образовательного стандарта дошкольного образования»;
  4. Веракса Н.Е., Т.С. Комарова, М.А. Васильева. Основная образовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы». Мозаика – синтез. Москва, 2015 г.;
  5. Белая К.Ю. Методическая деятельность ДОО. В соответствии с ФГОС ДО: методическое пособие. - М.: ТЦ Сфера, 2015 г.;
  6. Белая К. Ю. Организация проектной деятельности в дошкольном образовании. – М.: УЦ «Перспектива». 2013 г.;
  7. Дыбина О. В. Ребенок и окружающий мир. Программа и методические рекомендации. – М.: Мозайка–Синтез, 2005 г.;  
  8. Захаров Н. Н. Профессиональная ориентация дошкольников. — М., 1988г.;
  9. Нечаева М.П., Романова Г.А. «Методическая деятельность ДОО в реализации ФГОС ДО». М.: УЦ «Перспектива», 2015 г.;
  10. Савченко В.И. «Организация системы методической работы в ДОО по сопровождению ФГОС ДО». Практические разработки для старших воспитателей. С.П.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2016 г.;

Интернет-ресурсы:

http://maam.ru/ , http://nsportal.ru/, http://infourok.ru/


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка "Маленькие Почемучки в большом мире профессий"

Методическая разработка "Маленькие Почемучки в большом мире профессий"...

Методическая разработка. Конспект интегрированного занятия. "В мире профессий"

Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение города  Москвы«Московский образовательный комплекс имени Виктора Талалихина»...

ФОТООТЧЕТ организация работы по ранней профориентации дошкольников в детской игровой комнате «ГОРОД ПРОФЕССИЙ»

ФОТООТЧЕТ организация работы по ранней профориентации дошкольников в детской игровой комнате «ГОРОД ПРОФЕССИЙ»...

Методическая разработка: Развивающие речевые игры по теме: "Профессии"

Формирование представления о профессиях.Что такое профессия?Для чего нужны профессии?Кем ты хочешь стать, когда вырастешь?Что бы случилось, если бы не было врачей, строителей, учителей,поваров, пожарн...

"Методическая разработка с использованием ИКТ" Тема:"Все профессии нужны, все профессии важны"

quot;Методическая разработка с использованием ИКТ" Тема:"Все профессии нужны, все профессии важны"...

Методическая разработка Креатив – идея «Модель взаимодействия с педагогами в ДОО по профориентации дошкольников»

Методическая разработка    Креатив – идея «Модель взаимодействия с педагогами в ДОО по профориентации дошкольников»...

Методическая разработка Педагогическая мастерская "Дошкольник в мире профессии"

Методическая разработка Педагогическая мастерская "Дошкольник в мире профессии"...