Взаимодействие ДОУ и родителей по профориентации дошкольников.
статья

Совместная деятельность детей и взрослых включает сотрудничество детей не только с педагогами, но и с родителями. В процессе сотрудничества со взрослыми у детей развиваются коммуникативные и познавательно-исследовательские навыки, формируется понимание норм и правил общественного поведения и представителями различных профессий. Информацию о профессиях дети могут получить во время педагогического процесса в детском саду и за его пределами: экскурсии, беседы, наблюдения, чтения, обсуждения, рассматривание картинок, проведение театрализованных кукольных представлений, дидактических, подвижных игр, занятий по овладению определенными умениями,

Скачать:


Предварительный просмотр:

Взаимодействие ДОУ и родителей по профориентации дошкольников.

       Удивительная страна «Детство!». Можно мечтать о своём будущем, например, кем быть. Свою мечту воплотить в играх: сегодня – врач, завтра – банкир и даже президент.… Профессиональное самоопределение взаимосвязано с развитием личности на всех возрастных этапах, поэтому дошкольный возраст рассматривается как подготовительный, в котором закладываются основы для профессионального самоопределения в будущем. Для того чтобы воспитать у детей уважительное отношение к труду, важно обогащать их представления о разных видах профессий взрослых, о роли труда в жизни людей, о результатах труда, о мотивах, которые движут людьми в процессе труда. Дети дошкольного возраста способны осознавать сущность деятельности взрослых, мотивы и цели их труда, способы достижения результата. В современной педагогической науке проблему ознакомления дошкольников с трудом взрослых изучали многие ученые: такие как Н.Е. Веракса и Т.С. Комарова, они рекомендуют знакомить детей с видами труда, наиболее распространенными в конкретной местности. На сегодняшний день выделены основные направления развития ребёнка, в том числе и образовательная область «Социально – коммуникативное развитие», в которой одним из подразделов выделен раздел «Самообслуживание, самостоятельность, трудовое воспитание». Ранняя профориентация преимущественно носит информационный характер (общее знакомство с миром профессий), а также не исключает совместного обсуждения мечты и опыта ребенка, приобретенного им в каких-то видах трудовой деятельности. Развиваясь, она переносится на различные действия, труд людей, их профессии. Педагоги готовят детей к тому, чтобы они в свое время могли смело вступить в самостоятельную жизнь. Поэтому знания о труде должны занимать одно из ведущих мест в образовательной работе детского сада. Социализация ребенка – дошкольника проводится в большей степени через игру как самый близкий, доступный, интересный для детей вид деятельности. Решение задач по ознакомлению с трудом взрослых строится на игровой основе. Необходимо знакомить детей с профессиями, востребованными в современном обществе.                          

         Совместная деятельность детей и взрослых включает сотрудничество детей не только с педагогами, но и с родителями. В процессе сотрудничества со взрослыми у детей развиваются коммуникативные и познавательно-исследовательские навыки, формируется понимание норм и правил общественного поведения и представителями различных профессий. Информацию о профессиях дети могут получить во время педагогического процесса в детском саду и за его пределами: экскурсии, беседы, наблюдения, чтения, обсуждения, рассматривание картинок, проведение театрализованных кукольных представлений, дидактических, подвижных игр, занятий по овладению определенными умениями, Очень важно, чтобы ребенок не только наблюдал за работой взрослых, видел ее особенности и результаты, но и участвовал в совместной трудовой деятельности со взрослым, выполняя трудовые поручения и просьбы. Тогда в дальнейшем он сможет использовать полученные сведения в самостоятельной деятельности или сюжетно-ролевой игре, закрепить и расширить приобретенные знания. Таким образом, формирование представлений дошкольников о мире труда и профессий – это актуальный процесс в современном мире, который необходимо строить с учётом современных образовательных  технологий.      

        Большинству родителей процесс профориентации представляется контролем над выбором ребенка. Конечно, на самом деле все обстоит совершенно по-другому. Ребенок должен чувствовать свободу выбора в отношении многих своих решений. Ответственность за решение сделает его увереннее. Крайне важно поддерживать ребенка: уважать его выбор, поощрять его интересы и увлечения или помогать ему их искать. Нельзя, чтобы ребенок чувствовал неуверенность и боялся выбирать или интересоваться чем-то. Впрочем, не стоит слишком часто хвалить ребенка, чтобы не сделать его впечатления и цели ложными. Важно, чтобы ребенок интересовался какой-либо деятельностью в силу его склонностей или желания познавать новое, а не чтобы получить похвалу и остановить после нее свой прогресс или вовсе забыть о новом увлечении. Дайте ребенку возможность выбирать. Знакомство с большим числом профессий не только расширит его кругозор, но и позволит ему попробовать себя в разных сферах. Это можно сделать и с помощью описанных выше средств, например, игр, и с помощью разных кружков и секций. Также важно отмечать, какие увлечения вызывают у ребенка наибольший интерес и где он преуспевает больше всего. А еще – побуждайте ребенка к общению, ведь социальные навыки пригодятся ему во всех сферах жизни, включая выбранное увлечение или его поиск.

       Главное в профориентации детей – дать им возможность расширять кругозор и воспитать в них интерес и желание познавать мир, не бояться пробовать себя в новых увлечениях и чувствовать в себе уверенность. Все это в конечном счете позволит им выбрать профессию по душе, не сомневаясь в себе и в своей будущем.

     Первые шаги к будущей профессии ребенок делает в самом раннем детстве. Именно тогда примеряются роли доктора, повара, продавца, шофера — тех специальностей, которые видит ребенок вокруг себя. Задача воспитателей в детском саду не только раскрыть перед дошкольниками мир профессий, но и помочь маленькому человеку соотнести свои увлечения и таланты с работой взрослых. Профориентация детей в значительной степени влияет на самореализацию личности в будущем.  Даже когда ребенок определился с выбором учебного заведения и факультета еще рано считать, выбор будущей профессии сделан окончательно.  Не имея опыта работы, не побывав ни разу в рабочей среде, очень трудно решить, нравится тебе эта работа или нет. Далеко не всегда представления о той или иной работе совпадают с реальностью. Поэтому важно предоставить максимум информации  о перспективах в работе при обучении той или иной профессии.

Что такое профессиональная ориентация? Это система мероприятий, направленных на выявление личностных особенностей, интересов и способностей у каждого человека для оказания ему помощи в разумном выборе профессии, наиболее соответствующих его индивидуальным возможностям. Это касается не только выпускников школ. Трехлетний ребенок уже проявляет себя как личность. У него проявляются способности, наклонности, определенные потребности в той или иной деятельности. Зная психологические и педагогические особенности ребенка в детском возрасте можно прогнозировать его личностный рост в том или ином виде деятельности. Мы можем расширить выбор ребенка, дав ему больше информации и знаний в какой либо конкретной области.

Профориентация дошкольников – это новое, малоизученное направление в психологии и педагогике. Профессиональная ориентация дошкольников – это широкое поле деятельности для педагогов и психологов, новое и еще неизученное направление  дошкольной педагогики. Ознакомление с трудом взрослых и с окружающим миром происходит уже в младшем дошкольном возрасте, когда дети через сказки, общение со взрослыми и средства массовой информации узнают о разных профессиях. В зависимости от способностей, психологических особенностей темперамента и характера, от воспитания ребенка и привития ему ценности труда у детей формируется система знаний о профессиях, интересы и отношение к определенным видам деятельности.

         Дошкольный возраст наиболее благоприятен для педагогического воздействия. Малыши учатся любить труд, с уважением относятся к любому виду человеческой деятельности, знакомятся (в основном в ходе игры) с простейшими, но самыми характерными чертами профессий, приобретают навыки, которые будут развиты в школе.

Задача любого педагога, состоит в дифференцированном подходе развития каждого дошкольника с учетом непрерывного процесса обучения и воспитания при подготовке детей к труду с постоянным поиском наиболее совершенных путей трудового воспитания, а, значит, и трудового самоопределения. Как показывает практика, огромную роль в выборе будущей профессии играет семья, хотя сами дети этого могут и не осознавать. Зачастую они ориентируются на профессии родственников. Всем нам известно примеры трудовых династий, когда несколько поколений одной семьи работают по одной специальности, и случаи, когда кто-то становится «врачом, как мама» или «шофером, как папа». С одной стороны, семейная традиция  может ограничивать вероятный выбор. Ребенок как бы идет по инерции, не пытаясь понять, насколько профессия родителей действительно соответствует его собственным интересам и склонностям.  С другой стороны, он очень хорошо представляет данную профессию и отдает себе отчет в том, какие качества для нее требуются. Например, дети врачей прекрасно знают, что медицинская профессия подразумевает срочные вызовы и работу по ночам, а также просьбы о помощи со стороны знакомых и соседей, а дети учителей – что необходимо готовиться к урокам и проверять тетради. Таким образом, если ребенку нравится профессия родителей, важно обсуждать с ним его предпочтение выбора в данной ситуации. Семья – это то пространство, где формируется отношение к работе, к профессиональной деятельности. У каждого из нас, взрослых, есть свое представление  о работе, которое мы, порой сами того не ведая, передаем ребенку. Если родители относятся к работе как к значимой части собственной жизни, рассматривают ее как средство самореализации и самовыражения, то ребенок с раннего детства усваивает, что удовлетворенность жизнью напрямую связана с работой, и наоборот.      

Отношение к профессии вырабатывается в процессе социализации личности, который охватывает и дошкольный период. Работа по ранней профориентации дошкольников  может быть осуществлена через совместную деятельность педагога с родителями детей. Родитель может выступить как эксперт и поделиться той информацией, которой он владеет: рассказать, что представляет собой та или иная профессия, где можно встретить такую работу, какие ограничения она накладывает. Особенно ценно для детей, если взрослые рассказывают картинки из своего детства, делятся переживаниями. Подобные рассказы о профессии, как правило, производят на детей большое впечатление.

Не стоит родителям ограничиваться рассказами и разговорами – предложите родителям совершить экскурсию в магазин, на станцию по ремонту машин и т.д. с целью общения сотрудников с ребенком, даже сводить его на работу. Опыт подобного общения может оставить неизгладимое впечатление у ребенка на выбор его профессии. Хорошо если выбор у ребенка будет постоянно меняться. Как правило, сами дети об этом варианте не задумываются, и задача педагогов, родителей – поставить перед ними вопрос: что они будут делать, когда вырастут? Следует детям давать фантазировать: «Давай представим, кем ты будешь». Чем больше ребенок впитает информации и чем более разнообразна и богата она будет, тем легче ему будет сделать в будущем свой решающий выбор, который определит его жизнь. Раннее начало подготовки ребенка к выбору будущей профессии заключается не в навязывании ребенку того, кем он должен стать, по мнению родителей (потому что, например, многие в роду работают в этой сфере), а в том, чтобы познакомить ребенка с различными видами труда, чтобы облегчить ему самостоятельный выбор в дальнейшем.

Рекомендуется использовать разнообразные современные формы работы с родителями. Оформление родительских уголков. В родительских уголках помещается различная информация, в том числе и по ранней профессиональной ориентации дошкольников. В рамках деятельности детского сада предусмотрена работа с родителями в виде папки – передвижки, фотоматериалов, домашнего задания по изготовлению презентации, буклетов по ознакомлению детей с профессиями.

Например: Домашние задания по изготовлению презентаций по ранней профориентации для детей старшей группы. « Я работаю..». Или презентация совместной работы родителей с детьми "Мне нравится… профессия. Вот что я о ней знаю… ". Проведение родительских собраний. Например: на тему "Знакомим детей с профессиями. С какого возраста начинать?»». Совместная работа педагогов с родителями детей по изготовлению атрибутов для музыкального досуга «Город Мастеров». Проведение консультаций с родителями «Знакомство с профессиями мамы и папы».

Привлечение родителей к участию по оформлению альбома с рисунками и фотографиями «Город Мастеров», «Все профессии важны», Конкурс детских рисунков «Моя будущая профессия», выставка фотографий о профессиях родителей группы.

      Мы все хотим для наших детей самого лучшего, порой забывая, что лучшее для нас не означает лучшее для ребенка. Уважение личности ребенка, бережное отношение к его интересам, помощь и поддержка, личный пример – оптимальные условия воспитания трудолюбия. Педагогический коллектив стремится достичь единства педагогических воздействий на ребенка совместно с семьями воспитанников, что позволит добиваться не плохих результатов в раннем профессиональном ориентации дошкольников. Самое главное для наших детей, в каком бы возрасте они не были – это ощущение поддержки со стороны взрослого. Для детей важно, что они не одни, что рядом находится взрослый, который поможет, подскажет. Это ощущение придает уверенность в своих силах и побуждает к достижениям уже в будущем.дошкольников.

Список литературы:

1.Беседы о профессиях с детьми 4-7 лет. М., 2010

2.Савина И.В. Формирование представлений о профессиях у детей старшего дошкольного возраста // Воспитатель ДОУ. 2012.№ 2

3.Шорыгина Т.А. Беседы о профессиях. М., 2014

 4. Волкова Т.Р., Мишин А.В. Секреты поиска работы [Текст]: М.: Генезис , 2003. - 125 с.

5. Голицына Н.С. Ознакомление дошкольников с социальной действительностью [Текст]: перспективное планирование работы с детьми 3 - 7 лет. - М.: Мозаика - Синтез, 2006. - 39 с.

6. Климов Е.А. Психология профессионального самоопределения [Текст]. - Ростов - на-Дону: Издательство "Феникс", 2000. - 512 с.

7. Комарова Т. С. Трудовое воспитание в детском саду [Текст]: Программа и методические рекомендации. Для занятий с детьми 2-7 лет / Т. С. Комарова, Л. В. Куцакова, Л. Ю. Павлова; ред.: Т. С. Комарова, В. В. Гербова. - 2-е изд., испр. и доп. - М.: Мозаика-Синтез, 2006. - 70 с.

 8. Медведев Д.А. Национальная образовательная инициатива "Наша новая школа" [Текст]. Утверждена 04 февраля 2010 г. Пр-271.

  9. Пряжников Н.С. Методы активизации профессионального и личностного самоопределения [Текст]: учебно-методическое пособие. - М. 2002. 400 с.

 10. Технология проектной деятельности (Л.С. Киселева, Т.А. Данилина, Т.С. Лагода, М.Б. Зуйкова).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консульация для родителей "Ранняя профориентация дошкольников"

советы по профориентации с дошкольного возраста...

консультация для родителей "Ранняя профориентация дошкольников"

Материал представляет собой советы и рекомендации по профориентационной работе с дошкольниками...

РОДИТЕЛЯМ О ПРОФОРИЕНТАЦИИ ДОШКОЛЬНИКОВ

Мир профессий в обществе – сложная, динамичная, постоянно развивающаяся система. Важно создать максимально разнообразную палитру впечатлений о нём, чтобы затем,...

Консультация для родителей "Ранняя профориентация дошкольников"

Материал представляет собой советы и рекомендации по профориентационной работе с дошкольниками...

Консультация для родителей "Ранняя профориентация дошкольников и роль родителей в ней."

Консультация для родителей "Ранняя профориентация дошкольников и роль родителей в ней."...