Консультация «Нравственное воспитание детей с учетом национально-регионального компонента совместно с родителями»
методическая разработка (младшая группа)
Нравственное воспитание подрастающего поколения – одна из самых актуальных задач нашего времени. Огромные изменения произошли в нашей стране за последние годы. Это касается нравственных ценностей, отношения к событиям нашей истории. Дошкольный возраст является благоприятным периодом для потенциальных возможностей развития высших нравственно - патриотических чувств.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konsultatsiya.docx | 19.26 КБ |
Предварительный просмотр:
Консультация
«Нравственное воспитание детей с учетом
национально-регионального компонента совместно с родителями»
«Любовь к родному краю, родной культуре, родной речи начинается с малого - с любви к своей семье, к своему жилищу, к своему детскому саду. Постепенно расширяясь, эта любовь переходит в любовь к родной стране, к её истории, прошлому и настоящему, ко всему человечеству». (Д. С. Лихачёв)
Нравственное воспитание подрастающего поколения – одна из самых актуальных задач нашего времени. Огромные изменения произошли в нашей стране за последние годы. Это касается нравственных ценностей, отношения к событиям нашей истории. Дошкольный возраст является благоприятным периодом для потенциальных возможностей развития высших нравственно - патриотических чувств.
Федеральные государственные образовательные стандарты рассматривают учет регионального компонента, как необходимое условие вариативности дошкольного образования. Основой в воспитании у дошкольников гражданских чувств являются накопление детьми социального опыта жизни в своем Отечестве. На нас, педагогов – дошкольников, возложена великая миссия – воспитать подрастающее поколение патриотами своей Родины, научить их любить свою страну и гордится ею. И, прежде всего, необходимо дать детям понимание, что великая страна начинается с малой Родины – с того места, где ты родился и живешь. Если ребенок знает историю своего города, интересуется, чем он живет сейчас и хочет стать частью происходящих в нём событий, то он вырастет настоящим патриотом не только малой Родины, но и большой, великой страны под названием – Россия.
Современные требования к организации образовательного процесса в дошкольном образовательном учреждении с учетом региональных особенностей вызывают необходимость создания педагогами дошкольных образовательных учреждений дополнительных образовательных программ, помогающих педагогам и родителям осуществлять нравственно-патриотическое развитие дошкольников. Цель таких программ - формирование у дошкольников духовно-нравственных ориентаций, воспитание эмоционально-ценностного отношения к традиционной культуре русского и других народов, проживающих на территории России, развитие их творческого потенциала, толерантности в условиях многонациональной среды. В настоящее время, принятый ФГОС ДОО дает возможность на 40 % внедрить национально-региональный компонент в программу дошкольного учреждения. Детский сад является реальным средством культурного возрождения народов России. Для эффективной реализации культурной направленности регионального компонента дошкольного образования можно выделить следующие педагогические условия:
- формирование культурной направленности личности дошкольника, на основе обновления содержания регионального компонента дошкольного образования с учетом социально-этнической среды группы;
- подготовка педагогического коллектива к реализации культурной направленности регионального компонента дошкольного образования;
- создание культурно-развивающей среды дошкольной группы;
- организация эффективного взаимодействия дошкольного образовательного учреждения и семьи.
Использование регионального компонента как одного из средств социализации дошкольников предполагает следующее: 1.Ознакомление дошкольников с родным краем в ходе реализации образовательной программы детского сада.
2. Введение регионального компонента с учётом принципа постепенного перехода от более близкого ребёнку, личностно значимого (дом, семья) к менее близкому – культурно-историческим фактам.
3. Деятельностный подход в приобщении детей к истории, культуре, природе родного города, когда дети сами выбирают деятельность, в которой они хотели бы участвовать, чтобы отразить свои чувства и представления об увиденном и услышанном.
4. Взаимодействие с родителями.
5.Профессиональное совершенствование всех участников образовательного процесса (воспитателей, специалистов);
6.Обобщение опыта педагогической деятельности, изучение эффективности инновационной деятельности и ее результатов по основным направлениям работы с детьми, педагогами, родителями.
Эффективное формирование у детей основ культурно-исторического наследия возможно при соблюдении следующих факторов:
- использование программ и технологий по краеведению;
- комплексное сочетание различных видов деятельности ребенка;
- создание условий для самореализации каждого ребенка с учетом накопленного им опыта, особенно познавательной, эмоциональной сферы;
- учет специфики организации и построения педагогического процесса;
- использование форм и методов, направленных на развитие эмоций и чувств.
Важно для обеспечения реализации этнокультурного направления создать эстетически привлекательную образовательно-культурную среду, направленную, прежде всего, на обеспечение духовно-нравственного развития и воспитания детей (ФГОС к условиям реализации Программы).
Особое место в патриотическом воспитании отводится фольклору. В своей работе педагоги должны использовать все его виды (сказки, песенки, пословицы, поговорки и т.д.). В устном народном творчестве как нигде сохранились особенные черты русского характера, присущие ему нравственные ценности, представления о добре, красоте, правде, храбрости, трудолюбии, верности. Знакомя детей с поговорками, загадками, пословицами, сказками, тем самым приобщать их к общечеловеческим нравственно-эстетическим ценностям. В русском фольклоре каким-то особенным образом сочетаются слово, музыкальный ритм, напевность. Адресованные детям потешки, прибаутки, заклички звучат как ласковый говорок, выражая заботу, нежность, веру в благополучное будущее. В пословицах и поговорках метко оцениваются различные жизненные позиции, высмеиваются недостатки, восхваляются положительные качества людей. Особое место в произведениях устного народного творчества занимают уважительное отношение к труду, восхищение мастерством человеческих рук. Дети очень чутки к меткому народному слову. Они используют в своей речи отдельные образные выражения, заимствованные из фольклора, запоминают и с удовольствием читают потешки, загадывают загадки. Уместно прочитанная потешка, загадка, считалка улучшают настроение детей, вызывают улыбку у загрустившего ребенка, успокаивают плачущего. Малыши очень любят народные игры под песенное сопровождение. Большой интерес вызывают у детей и предметы декоративно-прикладного искусства. Благодаря этому, фольклор является богатейшим источником познавательного и нравственного развития детей.
Патриотическое воспитание невозможно без тесного взаимодействия детского сада с семьёй. Необходимо не столько педагогическое просвещение родителей, сколько активное участие семьи в разработке форм и методов патриотического воспитания. Так как семья является главным источником народных традиций, необходимо активно взаимодействовать с родителями, которые участвуют в народных праздниках, оказывают посильную помощь в оформлении развивающей среды. Необходимо, чтобы процесс воспитания любви к малой родине был двусторонним.
Для включения семьи в совместную работу необходимо проводить консультации и индивидуальные беседы, анкетирование родителей, родительские собрания в виде семинаров-практикумов, творческих гостиных, привлекать родителей к сбору материала для оформления альбомов «Наш город», «Моя семья», «Мой дом» «Родная природа», «Родная страна», «Родная культура».
Результатом проведённой работы являются положительные изменения в отношении родителей к проблеме патриотического воспитания - формируется чувство ответственности за духовно-нравственное становление своих детей. Всё это побуждает родителей самостоятельно продолжать работу, начатую в детском саду, с ребёнком дома.
Таким образом, можно сделать вывод, что только систематическая, планомерная работа и совместное воздействие таких факторов, как семья, ближайшее окружение, детский сад, объединенных в одну образовательную систему, позволяет воспитать у ребенка чувства патриотизма, гражданственности, толерантного отношения к другим нациям и народам.
Ведь воспитание чувства патриотизма у дошкольников – процесс сложный и длительный, требующий от нас большой личной убежденности и вдохновения.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Духовно-нравственное воспитание детей с учетом региональных особенностей
Любовь к Родине начинается с любви к родному краю, где человек родился, вырос, живет и трудится. С каждым годом воспитание бережного и уважительного отношения к культурному наследию в Белгородской обл...
консультация_Нравственное воспитание детей в семье и детском саду
Дошкольный возраст является самой лучшей почвой для формирования нравственных качеств, так как в этот период в ребёнке те значимые изменения, на которые можно повлиять с положительной позиции. Именно ...
Консультация для воспитателей «Нравственное воспитание детей с учетом национально-регионального компонента совместно с родителями»
«Любовь к родному краю, родной культуре, родной речи начинается с малого - с любви к своей семье, к своему жилищу, к своему детскому саду. Постепенно расширяясь, эта любовь переходит в любовь к родной...
Консультация «Нравственное воспитание детей 3–4 лет»
Повседневные незаметные на первый взгляд влияния на ребенка со стороны близких людей являются по существу очень действенными. Они создают у него те или другие черты характера, формируют его поведение....
Консультация "Нравственное воспитание детей раннего возраста"
Работая в направлении «Нравственное воспитание» с детьми раннего возраста для начала необходимо поставить перед собой цель: Создать условия для обеспечения гармоничного развития личности с...