Развитие речи у детей старшего возраста с учетом национально-регионального компонента
консультация (старшая группа)
Современные дети живут в мощном потоке информации. Ушли в прошлое
фильмоскопы. На смену пришли телевизоры, вместо живой бабушкиной сказки – запись
на магнитофоне или кассеты с видеофильмами. Огромный речевой поток омывает
пытливые головки детей: одни с этим справляются, у других непомерный груз
информации тормозит не только речевое, но и общее развитие. Эта негативная
тенденция, к сожалению, постоянно растет. Увеличивается количество детей с
нарушениями речи, с задержкой психического развития.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
razvitie_rechi_u_detey_starshego_vozrasta_s_uchetom_natsionalno-regionalnogo_komponenta.docx | 18.38 КБ |
Предварительный просмотр:
Консультация:
Развитие речи у детей старшего возраста с учетом национально-регионального компонента
На современном этапе одной из актуальных проблем в образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста является то, что многие воспитанники испытывают серьёзные трудности при развёрнутых ответах, пересказах текстов, составлении рассказов. Это связано с недостаточным развитием связной речи у детей.
Главная цель в речевом развитии дошкольного возраста - научить ребёнка пользоваться родным языком до поступления в школу. И осуществляет решение основных задач, которые определены этой целью:
формирование словаря,
формирование грамматического строя речи,
воспитание звуковой культуры речи,
развитие связной речи,
ознакомление детей с художественной литературой.
Осуществлять решение этих важных задач, в данной консультации, предлагается через знакомство старших дошкольников с историей, культурой, географическими особенностями нашего Ставропольского края, с традициями и бытом народа, живущего в нашем регионе.
Речь нашего народа отличается певучестью, художественной образностью, яркостью. Это связано с тем, что Ставропольский край в силу специфики своего исторического развития является уникальным регионом, в котором тесным образом переплелись культуры многих национальностей (русские, татары, чуваши, мордва и т.д.). Такое смешение культур и традиций народов, оставило потомкам богатейшее культурно-духовное, речевое наследие - устное народное творчество.
Наш край богат пословицами, поговорками, сказками и песнями, потешками и пестушками, скороговорками и считалками, народными играми и загадками. В устном народном творчестве нашего края ярко отражены быт, труд, обычаи наших земляков, народная мудрость и история Ставрополья.
Именно поэтому воспитателям надо использовать в своей работе с детьми фольклор. Язык - душа народа, а фольклор, несомненно, является уникальным и традиционным средством выражения его души и богатым речевым материалом для наших детей.
При ознакомлении старших дошкольников с пословицами, поговорками, сказками, загадками, песнями и играми народов Ставрополья, педагог значительно обогащает и формирует словарь детей, с помощью новых и незнакомых для них слов, часто встречающихся в фольклоре нашего края. Эти слова называют предметы быта, орудия труда, их одежду.
Познавательная деятельность детей дошкольного возраста основана на интересе и любознательности, а сказка всегда была и будет интересна для ребят. Учитывая эту особенность, рекомендую воспитателям использовать этот ценный вид устно-поэтического творчества в своей работе с детьми. Сказки народов раскрывают большие возможности для развития связной речи у детей. Пересказывая народные сказки, дошкольники учатся грамотно и правильно строить предложения и связный текст. При обсуждении и анализе сказки у детей появляется возможность развивать свою связную диалогическую речь, учиться чётко и лаконично выражать свои мысли в ней.
Неотъемлемой частью устно-поэтического творчества нашего народа являются пословицы, поговорки, пестушки, потешки и чистоговорки. Заучивая с детьми этот устный фольклор, педагог способствует развитию и воспитанию звуковой культуры речи у дошкольников. Кроме того параллельно ведётся работа над интонацией и дикцией речи детей.
Издавна большой любовью и влиянием пользовалась в Ставропольском крае песня. Ставропольский край - живописный, поэтический, песенный край. Песня играет большую роль в работе с детьми. Во-первых, она является богатым речевым материалом для дошкольников. Во-вторых, через песню ребёнок знакомится с жизнью, бытом и традициями своего народа, в третьих песня вызывает у детей положительное, радостное эмоциональное состояние.
Игровому фольклору народов Ставрополья свойственны ярко выраженная трудовая направленность, в них показаны обычаи и традиции. Игры отличаются бытовым содержанием, юмором, находчивостью, добродушием и смекалкой.
Игра - это основной вид деятельности детей дошкольного возраста. В процессе игры ребёнок не только получает эмоциональное удовольствие, но и знакомится с историей своего народа, развивает свою речь, внимание, память, мышление, восприятие, а также в результате двигательной деятельности совершенствует физические качества: быстроту реакции, ловкость, меткость, скорость и координацию движений.
Осуществлять речевое развитие у детей старшего дошкольного возраста, с учётом национально - регионального компонента, можно через систему методов и приёмов, которая включает беседы с детьми на темы: « История возникновения Ставропольского края», «Традиции и быт народов Ставрополья», «Богатая природа Ставропольского края», «Промышленность». А так же использовать дидактические игры и упражнения, которые помогут детям самостоятельно делать умозаключения и развивать связную речь: «Что мы знаем о нашей малой Родине?», «Как называют наш край?», «Что означает символ?», «Что выращивают в нашем крае?», «Назови животных наших лесов».
Проблема формирования патриотических чувств у детей дошкольного возраста
актуальна и значима. Патриотизм важнейшее нравственное качество любого человека,
выражающееся в глубокой осознанной любви к родному краю, городу. Процесс
познания Родины реализуется в предметно – наглядной, активной форме, когда
ребенок непосредственно видит, слышит, осязает окружающей мир. Так воспитывается
любовь к Родине, ее природе, истории, культуре, людям Родина для человека – это
прежде всего место, где он родился. Для наших детей это город Георгиевск. Помочь детям увидеть, узнать то, что они раньше не видели, не
замечали, не слышали, развить интерес к своему городу – задача всех педагогов,
работающих в Дошкольных учреждениях.
Рекомендую включить в работу рассматривание иллюстраций, слайдов с использованием ИКТ по темам: «Орудия труда народов Ставропольяья», «Карсунские гончары», «Символика края», «Мой красивый город», «Флора и фауна нашего региона», «Сельскохозяйственный труд в родном крае». Читать дошкольникам литературу о родном городе, о Ставропольском крае, о природе родного края. Заучивать с детьми стихотворения местных поэтов.
https://urok.1sept.ru/статьи/609286/
https://pandia.ru/text/80/389/708.php
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия по развитию речи для детей старшего возраста
Конспект занятия по развитию речи с элементами обучения грамоте для детей старшего возраста, имеющими речевые нарушения...
Конспект непосредственно–образовательной деятельности по развитию речи для детей старшего возраста по теме: «Путешествие в страну Веселых овощей»
Конспект интегрированной образовательной деятельности для детей старшей группы (5-6 лет). Данный материал будет полезен воспитателям старшей группы. Занятие направлено на расширение з...
Конспект занятия по развитию речи для детей старшего возраста "Рассказ о городе"
ЦЕЛЬ: составление рассказа о Сарове, закрепление знаний детей о родном городе.ЗАДАЧИ:-Уточнять представления детей о родном городе;-Формировать понятие «малая родина»;-Воспитывать патриотические ...
Конспект занятия по развитию речи для детей старшего возраста «Зимние забавы»
Продолжать развивать связную речь: умение отбирать для рассказа самое существенное и интересное; последовательно и выразительно рассказывать....
Конспект по развитию речи для детей старшего возраста. Чтение и пересказ сказки "Крылатый, мохнатый да масляный"
Познакомить с русской народной сказкой "Крылатый, мохнатый да масляный",помочь детям понять смысл сказки....