Обогащение образовательной среды в дошкольном образовательном учреждении по художественно-эстетическому направлению с учётом национально-регионального компонента ХМАО - Югры.
статья по теме
Статья содержит практические рекомендации по обогащению образовательной среды в ДОУ по художественно-эстетическому направлению с учётом национально-регионального компонента ХМАО - Югры. Предлагаемый материал будет интересен и полезен воспитателям, педагогам дополнительного образования по изобразительной деятельности, осуществляющим внедрение национально-регионального компонента ХМАО - Югры в работу с детьми старшего дошкольного возраста.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
material.doc | 59.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Обогащение образовательной среды в ДОУ
по художественно-эстетическому направлению
с учётом национально-регионального компонента ХМАО - Югры
Реализация национально-регионального компонента в дошкольных образовательных учреждениях на современном этапе предусматривает воспитание детей в среде с национальным колоритом и направлена на формирование у дошкольников системы знаний о своеобразии родного края, знакомство с богатством народной культуры, художественными традициями, приобщение к народному искусству на фоне сведений о культуре коренных народов.
Художественное направление является в данном случае особенно действенным, так как именно искусство обладает безграничным воспитательным потенциалом.
В ходе реализации образовательной области «Художественное творчество» педагоги формируют у детей интерес к эстетической стороне окружающей действительности, удовлетворяют потребности детей в самовыражении.
Данная образовательная область предоставляет большие возможности педагогам для реализации национально-регионального компонента в работе с дошкольниками через решение следующих задач:
- развитие продуктивной деятельности детей: рисование, лепка, аппликация,
художественный труд;
- развитие детского творчества;
- приобщение к изобразительному искусству.
Эффективное решение данных задач во многом зависит не только от того, как организована образовательная деятельность дошкольников, но и от предметно-пространственного мира, который их окружает. Чаще всего предметный мир, а не педагог побуждает ребёнка к активным самостоятельным действиям, право выбора деятельности открывает ему возможности для саморазвития и самовыражения. Только тогда, когда ребёнок получает право на свободный выбор заинтересовавшей его деятельности, он начинает проявлять себя, как творческая личность.
Для того чтобы процесс приобщения детей к истокам национально-региональной культуры осуществлялся успешно, необходимо, чтобы вся макро и микро среда, окружающая ребенка в детском саду, была содержательно - информативна, привлекательна и доступна.
На участках дошкольного учреждения могут быть организованы мини музеи под открытым небом (мини чум, лабаз, нарты (зимой), лодка (летом)).
В холлах, коридорах, а также в группах и приёмных можно оформить стенды, панно, содержащие информацию о родном крае, его особенностях.
В нашем детском саду на двух лестничных маршах оформлены тематические панно:
- «Югра – наш край родной»
- «Лянторское царство – нефтяное государство»
Большую информационную значимость имеют организованные в дошкольном учреждении мини – музеи, фото - выставки, макеты типа «Город детства моего», «Достопримечательности моего города», «Край, в котором мы живём», «Хантыйское стойбище», «Золото Югры».
Любой край, область, даже небольшая деревня неповторима. В каждом месте своя природа, свои традиции и свой быт. Хранителем этой неповторимости на протяжении многих веков является искусство, в том числе произведения живописи. Чтобы понять, как живет иной народ, как он думает, что ценит, чем восхищается, нужно проникнуться его мифами, фольклором, танцами, декоративно-прикладным искусством в многообразии проявлений.
Соприкосновение с искусством приносит детям глубокое эмоциональное удовлетворение.
С этой целью необходимо знакомить дошкольников с творческими работами самобытных художников.
В нашем случае речь идёт о творчестве Югорских художников таких, как например, Г. Райшев, П. Бахлыков. Понятными для дошкольников будут и живописные полотна художников Лянтора А. Комф, В. Гашкова.
Произведения живописи могут демонстрироваться в картинных галереях групп.
Репродукции картин могут быть представлены в альбомах живописи.
Также, для знакомства с творческими работами художников можно создать электронные слайдовые презентации, тематические «видео путешествия».
Групповые центры искусства в соответствии с возрастными возможностями детей необходимо также наполнить материалами, содержащими региональную направленность.
Для формирования у детей представлений о природе родного края в центрах искусства целесообразно разместить:
- пооперационные карты рисования деревьев, произрастающих в Югорских лесах (например: берёза, сосна обыкновенная, сосна сибирская кедровая);
- пооперационные карты рисования и лепки животных, обитающих в Югорских лесах, (например: глухарь, куропатка, медведь, северный олень, лось);
- тематические раскраски.
Учитывая уникальность нашего региона, педагогам необходимо активно внедрять в работу с детьми изучение неповторимости и самобытности культуры коренных жителей ХМАО - Югры. Конечно же, мы не можем претендовать на глубокие исследования, но обязаны донести в понятной для детей форме - ценность и целостность культуры хозяев необъятной тайги.
Человек и природа - веками "жили" в единстве. Природа в человеке всегда будила воображение, обогащала наблюдениями, оттачивала чувство красоты. Прекрасной иллюстрацией этого, является богатейшее изобразительное орнаментальное искусство народа ханты.
Орнамент – живописное, графическое или скульптурное украшение, узор из сочетания геометрических, растительных или животных элементов.
(С. И. Ожегов)
Наблюдая за природой, животным миром, хантыйские мастерицы применяли разнообразие форм и движений - узоры так и называли: "березовая ветка", "лисий локоть", "заячьи уши" и так далее.
«Хантыйские узоры красивы и просты.
Вглядись, дружок, и скоро
Поймёшь их сердцем ты.
Узоров тех сплетенья
Похожи, то на рыб,
То на рога оленьи,
То на речной изгиб» (Микуль Шульгин)
С целью ознакомления дошкольников с удивительным орнаментальным искусством народа ханты можно изготовить дидактические игры типа:
- «Орнамент на полосе»
- «Хантыйские узоры»
На полочках красоты, расположенных в групповых центрах искусства, можно разместить:
- предметы декоративно-прикладного творчества народа ханты (украшения из бисера на голову, на волосы и другие). В старших, подготовительных группах целесообразно разместить материалы для самостоятельных занятий бисероплетением (элементарное нанизывание бусин разного цвета, величины);
- детские игрушки народа ханты (например: традиционные куклы Акань и Пакы), информационные материалы об их происхождении, особенностях изготовления. В подготовительных группах следует разместить материалы для самостоятельного изготовления детьми этих кукол.
Материалы для самостоятельной изобразительной деятельности с региональной направленностью:
- природный материал (шишки, мох, береста, кора сосны). Работа с природными материалами (изготовление поделок по мотивам хантыйских сказок);
- силуэты для украшений и рисования, аппликации по мотивам хантыйской национальной одежды (малица, кисы, рукавицы), предметов быта (туесок, короб).
Результаты детского творчества должны обязательно быть продемонстрированы для сверстников, для родителей и для гостей группы. Кратковременные выставки работ устраиваются в группе, приёмной и в центре художественной деятельности детей.
Организуя предметно-развивающую среду, педагогам следует руководствоваться очень разумным педагогическим правилом, высказанным в своё время видным специалистом по дошкольному воспитанию Е.И. Тихеевой: «Не надоедать детям одними и теми же впечатлениями и образами...», рекомендуется чаще менять оформление. Изменения в обстановке повышают эмоциональное восприятие детьми ранее виденного, создают новые впечатления и образы.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Организация образовательного процесса и развивающей образовательной среды ДОО на основе идей личностного развития ребенка, направленная на реализацию ФГОС
реализация ФГОС в ДОО...
МИНИПРОЕКТ «Организация образовательного процесса и развивающей образовательной среды ДОО на основе идей личностного развития ребенка, направленная на реализацию ФГОС»
На основании приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.10.2013г. №1155 «Об утверждении федерального государственного стандарта дошкольного образования» разработан проект инно...
Организация образовательного процесса и развивающей образовательной среды ДОО на основе идей личностного развития ребенка, направленная на реализацию ФГОС.
Об организации предметной среды в группе...
Организация образовательного процесса и развивающей образовательной среды ДОО на основе идей личностного развития ребенка, направленная на реализацию ФГОС .
Формирование личности ребенка, как известно, идет одновременно в разных направлениях. Интеллектуальное развитие - это некая сумма знаний и умений, а так же способность эти самые знания усваивать и реш...
«Создание психологически комфортной образовательной среды в дошкольном образовательном учреждении с учетом Федерального Государственного Образовательного Стандарта Дошкольного Образования (ФГОС ДО)»
Современный этап развития общества характеризуется значительными изменениями в сфере дошкольного образования в связи с внедрением Федеральных Государственных Образовательных Стандартов. ...
Презентация "Создание безопасной и психологически комфортной образовательной среды в дошкольном образовательном учреждении - необходимые профессиональные качества педагога"
Презентация "Создание безопасной и психологически комфортной образовательной среды в дошкольном образовательном учреждении - необходимые профессиональные качества педагога"...
Создание безопасной информационной образовательной среды в дошкольном образовательном учреждении, как условие достижения нового качества образования.
В статье раскрыты аспекты создания информационной образовательной среды в дошкольном образовательном учреждении....