Этическая беседа по социально – нравственному воспитанию на тему «Отношение к пожилым людям"
материал для подготовки к егэ (гиа, старшая группа)

Мареева Елена Викторовна


Цель данного занятия - формирование духовности,нравственных чувств детей дошкольного возраста по отношению к старшему поколению. Совершенствовать навыки кудьтуры поведения, воспитывать стремление радовать старших своим хорошим поведением, проявлять заботу о пожилых людях.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл lyudi_pozhilye.docx37.56 КБ

Предварительный просмотр:

Старость надо уважать.

Этическая  беседа по социально – нравственному воспитанию на тему «Отношение к пожилым людям».

Программное содержание: Расширить представление детей о возрасте и возрастных особенностях людей - пожилой человек.

Направление деятельности: духовно-нравственное, социальное

Форма организации деятельности: беседа

Вид деятельности: проблемно-ценностное общение

Цель:

Способствовать формированию нравственной культуры учащихся, симпатии и сопереживания; уважительного отношения к пожилым людям, взаимопонимания и терпимости в отношении пожилых людей.

Задачи:

Образовательные:

  • Расширить знания детей о таких понятиях, как «старость», «пожилой человек».
  • Добиваться усвоения детьми умений оценивать чувства и поступки сверстников в совместных играх и ситуациях, мотивировать, объяснять свои суждения.
  • Учить воспитанников оценивать свои собственные поступки и поступки товарищей.

Развивающие:

  • Развивать социальные чувства (эмоции): сочувствие, сопереживание к близким людям, осознанные доброжелательные отношения.
  • Развивать мыслительную активность, культуру речи: ясно и грамотно излагать свои мысли;
  • Развивать творческие способности у воспитанников, наблюдательность. 
  • Развивать мелкую моторику пальцев рук.

Воспитательные:

  • Воспитывать нравственные основы, культуру общения, дружеские взаимоотношения, желание поддерживать пожилых людей, заботиться о них.
  • Прививать желание заботиться о пожилых людях, оказывать помощь в делах, уметь своими поступками приносить им радость.

Словарь: родственники, старость, старый человек, пожилой человек. 

Предварительная работа

Чтение сказок «Надо дедушек любить, как без бабушек нам жить» Л. Зиминой и «Бабушкины руки». Чтение сказки В. Катаева «Цветик -семицветик», беседы о необходимости помощи пожилым людям, просмотр мультфильма «Последний лепесток».

Беседы о семье, о членах их семьи, о признаках определенных возрастов.

Ход занятия.

1Воспитатель.  День пожилого человека - особый праздник. С детства впитываем мы от людей старшего поколения народные традиции и мудрость, основы культуры и родной речи. Из бабушкиных сказок, из рассказов деда рождается наша первая любовь к родной земле и её жителям. Никогда нельзя забывать того, что сделано руками людей старшего поколения. Они возводили фабрики и заводы, воевали на фронтах, добросовестно трудились в мирное время, воспитывали нас, своих детей и внуков.
Время не стоит на месте. Всё быстрее ритм нашей жизни, всё больше с годами волнений, неотложных дел…  Но забота о наших стариках, пожилых людях – то, о чём нельзя забывать ни на минуту. Поддержать, обустроить быт, оказать реальную помощь – вот одна из важнейших задач сегодняшнего дня. Но и это лишь небольшая частичка нашего неоплатного долга перед людьми старшего поколения.

 Осень! Тихо шелестят листья за окнами, природа приходит в состояние умиротворенности и покоя. В октябре в нашей стране отмечают день пожилого человека. Пожилые люди – это те, кто прошел длинный жизненный путь – это наши дедушки и бабушки. Наверное, не случайно этот день пришелся на такое время – пик золотой осени. Возраст зрелых, мудрых людей часто называют осенью жизни.

Такая у деда растёт  борода
Что я на неё удивляюсь всегда
«С ним,- мама сказала, не будешь в беде:
У дедушки много ума в бороде».
И правда: попросят родные совет,

Погладит он бороду - скажет в ответ.
Завидую дедушке я иногда,
Скорей бы росла у меня борода
.

Бабуля противень достала,
Разложила пирожок,
Внуку ласково сказала:

 «На, отведай-ка, дружок!»
Дед заметил недовольно:
«Вот невежливый какой!
Что сказать при этом надо?»
Внук ответил: «Дай другой».


Как нужно было поступить внуку? Ответы детей.
Да, такие простые слова «спасибо» и «пожалуйста» они способны согреть душу пожилого человека.
Какие добрые слова вы знаете (Игра  «Передай мяч и скажи словечко2)

2. Все вы знаете, что всегда нужно быть внимательными к пожилым людям, заботливыми.

Какую радость вы им доставляете?

У кого есть бабушка? Назовите ее фамилию, имя .У кого есть дедушка? Назовите фамилию, имя. Сколько ему лет? Какие подарки подарили вам на день рождения или праздники? А вы им? Сколько ей лет? Кем  работает или работали ваши бабушки и дедушки?

3. Чтение басни Л.Н. Толстого «Старый дед и внучек».

Стал дед очень стар. Ноги у него не ходили, глаза не видели, уши не слышали, зубов не было. И, когда он ел, у него текло назад изо рта. Сын и невестка перестали его за стол сажать, а давали ему обедать за печкой.

Снесли ему раз обедать в чашке. Он хотел её подвинуть, да уронил и разбил. Невестка стала бранить старика за то, что он им всё в доме портит и чашки бьёт, и сказала, что теперь она ему будет давать обедать в лоханке. Старик только вздохнул и ничего не сказал. Сидят, раз муж с женой дома и смотрят – сынишка их на полу с дощечками играет – что-то слаживает. Отец и спросил: «Что ты это делаешь, Миша?» А Миша и говорит: «Это я, батюшка, лоханку делаю. Когда вы с матушкой стары будете, чтобы вас из этой лоханки кормить». Муж с женой поглядели друг на друга и заплакали. Им стало стыдно за то, что они так обижали старика; и стали с тех пор сажать его за стол и ухаживать за ним.

Вопросы по тексту.

- Как обидели деда в семье?

- Как относились муж и жена к старому человеку?

- За что они обижали дедушку?

- Как ответил на жестокость родителей сын?

- Почему заплакали отец с матерью?

- Муж и жена исправили свою ошибку?

- А кто им в этом помог?

- Как надо относиться к старым и слабым?

- В чём особенно нуждаются пожилые люди?

Как нужно уважать и беречь пожилых людей?

Бабушкам и дедушкам нужно:

Уступать место в троллейбусе, покупать лекарства

Пропускать вперёд.

Открывать дверь.

Помогать перейти дорогу.

-А нужно ли быть снисходительными к пожилым людям? Что означает снисходительность?

Уступить, не заметить, не спорить, не обижаться.

-В каких случаях важно быть снисходительным, т.е. уступать?

- К сожалению, ребята, в жизни бывает часто наоборот.

Именно старшие нам уступают и многое прощают.

-А умеем ли мы понимать и быть благодарными за эту любовь старших?

Обсуждение и проигрывание проблемных ситуаций.

Давайте подумаем над этим, прочитав ситуацию и обсудив её.

Ситуация 1: У Саши дома был старенький больной дедушка. К мальчику в гости пришли друзья. Они громко включили музыку. Дедушка попросил сделать ее потише, так как ему плохо. Саша ответил:

-Дед, не мешай нам наслаждаться музыкой. Расскажите, как бы поступили вы.

Ситуация 2:Бабушка лежала на диване. Вдруг у нее поднялось  давление  и срочно надо было выпить таблетку. Она попросила внучку Катю принести таблетки из спальни с тумбочки. Катя ответила:

- Возьми сама, я смотрю мультфильм.  Расскажите,  как бы вы поступили.

Ситуация 3: Старушка плохо видела. Она долго стояла у перехода и не знала, как ей перейти дорогу. Тут подошел мальчик Вова. Старушка попросила помочь перейти дорогу. Вова сказал: - Старуха, а правил дорожного движения не знает! Расскажите, как бы вы поступили.

Ситуация 4. «Секретная проверка»

Бабушка мыла пол, Услышав настойчивый звонок, она пошла открывать дверь. Вбежала внучка, бросив портфель на пол, протараторила:

- Мне через час снова в школу! А я ужасно хочу есть.

- Во-первых, сказала бабушка, ступай осторожней, я мою пол. А во-вторых, зачем это опять в школу?

- Секретное поручение!

Внучка побежала в свою комнату, взяла какую-то книжку и уткнулась в неё. Бабушка поставила разогревать суп.

- Иди ешь, внученька.

Внучка пришла к столу с книгой. Пристроила её перед тарелкой, не глядя, протянула руку.

- Где у нас черный хлеб?

- Да вот же, перед носом твоим.

Бабушка налила суп.

- Сметаны!- сказала внучка.

Бабушка падала сметану. Закончив обед, внучка спросила, сколько времени.

- Полвторого…

- Ой, мне уже пора. Мы будим по квартирам наших учеников ходить, проверять, как ребята помогают родителям.

- И к тебе придут?

- Может быть. Ну, я побежала…

Бабушка вздохнула, принялась снова за полы. А вдруг придут проверять!

Ситуация 5 «У Кати бабушка уже стара, поэтому плохо видит. Раньше она много читала рассказов своей внучке, рассказывала ей сказки, штопала носки. Сейчас она без очков ничего не видит. Катя пришла к ней в гости и попросила прочитать новую книжку, но бабушка не может найти свои очки и предлагает ей заняться чем-нибудь другим. Внучка, услышав отказ, рассердилась на бабушку, сказав, что больше не придёт к ней в гости

Игра «Волшебный цветок».

Цель. Развивать чувство эмпатии. Воспитывать чувство благодарности. Способствовать развитию связной речи детей.
- У меня есть сюрприз!
Показывает  цветок и говорит . что этот цветок поможет сказать для ваших бабушек и дедушек волшебные пожелания.
. Давайте подумаем, что мы можем пожелать всем пожилым людям, которые живут на земле…
Примеры высказывания детей:
- Пусть они избавятся от болезней;
- Пусть никогда не умирают;
- Пусть у всех будет дом;
- Пусть все хорошо живут;
- Пусть у всех будет обед;
- И др.

О бабушках и дедушках можно рассказывать очень долго и много. Я обращаюсь ко всем мальчишкам и девчонкам: любите и цените их, будьте добрыми, чуткими к ним, не причиняйте боли своими словами и поступками. Они достойны уважения и признательности. С уважением вы должны относиться не только к своим дедушкам и бабушкам, но и ко всем пожилым людям. Ведь рядом с нами живет много стареньких  людей и они могут нуждаться в вашем милосердии, чуткости, тактичности, помощи.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект по социально – нравственному воспитанию на тему: «Дружба живет среди нас».

Программные задачи:Образовательные: - расширять и обобщать знания детей о таких понятиях, как «друг», «дружба», «честность», «справедливость»;- добиваться усвоения детьми умений оценивать чувства и по...

Консультация для родителей: "Как воспитать в детях уважительное отношение к пожилым людям".

Консультация для родителей на тему:  "Как воспитать в детях уважительное отношение  к пожилым людям"....

Конспект занятия по социально-нравственному воспитанию на тему: "Настроение Бабы Яги!"

Конспект занятия по социально-нравственному воспитанию на тему: "Настроение Бабы Яги!"...