Индивидуальный план повышения профессионального уровня на межаттестационный период 2021-2026 нод
календарно-тематическое планирование
Индивидуальный план
повышения профессионального уровня
на межаттестационный период
Джамаловой Зульфии Хаитовной
воспитателя
муниципального бюджетного дошкольного
образовательного учреждения
«Детский сад общеразвивающего вида № 22 «Золотая Рыбка»
Бугульминского муниципального района
г. Бугульма Республики Татарстан
(с 2021 по 2026 г.)
Тема: «Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста в изобразительной деятельности»
Скачать:
Предварительный просмотр:
Индивидуальный план
повышения профессионального уровня
на межаттестационный период
Джамаловой Зульфии Хаитовной
воспитателя
муниципального бюджетного дошкольного
образовательного учреждения
«Детский сад общеразвивающего вида № 22 «Золотая Рыбка»
Бугульминского муниципального района
г. Бугульма Республики Татарстан
(с 2021 по 2026 г.)
Тема: «Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста в изобразительной деятельности»
Пояснительная записка.
Все дети любят рисовать. Испытав интерес к творчеству, они сами находят нужные способы. Но далеко не у всех это получается, тем более, что многие дети только начинают овладевать художественной деятельностью. Дети любят узнавать новое, с удовольствием учатся. Именно обучаясь, получая знания, навыки ребенок чувствует себя уверенно.
Рисование необычными материалами, оригинальными техниками позволяет детям ощутить незабываемые положительные эмоции. Нетрадиционное рисование доставляет детям множество положительных эмоций, раскрывает новые возможности использования хорошо знакомых им предметов в качестве художественных материалов, удивляет своей непредсказуемостью. Оригинальное рисование без кисточки и карандаша расковывает ребенка, позволяет почувствовать краски, их характер, настроение. Незаметно для себя дети учатся наблюдать, думать, фантазировать.
Педагог должен пробудить в каждом ребенке веру в его творческие способности, индивидуальность, неповторимость, веру в то , что он пришел в этот мир творить добро и красоту, приносить людям радость.
Актуальность состоит в том, что знания не ограничиваются рамками программы. Дети знакомятся с разнообразием нетрадиционных способов рисования, их особенностями, многообразием материалов, используемых в рисовании, учатся на основе полученных знаний создавать свои рисунки. Таким образом, развивается творческая личность, способная применять свои знания и умения в различных ситуациях.
Система занятий с детьми дошкольниками по изобразительной деятельности направлена на обучение детей изображению окружающих предметов и явлений, использование для этого усвоенных изобразительных навыков и умений, применение доступных средств выразительности при создании изображения и развития детского художественного творчества.
Эффективность обучения, а, следовательно, и развития детского творчества и всестороннего воспитания детей в детском саду зависит от целого ряда условий. Главное из них: построение процесса обучения в соответствии с программой, методами обучения направленными на овладение детьми всеми компонентами деятельности и отвечающим совместным требованиям.
Переход к педагогике сотрудничества, педагогике развития позволяет эффективно развивать изобразительные способности дошкольников. Важно комплексно осуществлять работу по развитию изобразительных способностей дошкольников.
Цель: изучить особенности и возможности развития и активизации творческих способностей детей в процессе занятий изобразительной деятельностью.
Задачи:
1. Проанализировать психологическую, методическую и историческую литературу по данной теме.
2. Изучить процесс развития творческих способностей.
3. Повысить собственный уровень знаний путём изучения необходимой литературы по теме самообразования.
4. Разработать перспективный план работы с детьми.
5. Подготовить диагностику на начало и конец учебного года.
6. Раскрыть особенности творческого развития детей дошкольного возраста и его связь с интересами и эмоциями.
7. Определить особенности изодеятельности детей и ее значение для развития творческих способностей.
8. Определить возможные пути развития творческих способностей детей в процессе изодеятельности.
9. Разработать рекомендации по развитию творческих способностей детей.
Предполагаемый результат: формирование творческих способностей произойдёт быстрее и эффективнее, если в работе с детьми дошкольного возраста использовать изодеятельность.
1.Подбор и изучение методической литературы: сентябрь – октябрь
2.Участие в мероприятиях посвященных теме самообразования: в течение года
3.Формирование опыта по теме. Внедрение в практику: ноябрь - апрель.
4.Представление опыта работы по теме.
Форма самообразования: (индивидуальная, групповая, коллективная)
Участие в мероприятиях, посвященных теме самообразования:
1.Проведение консультации для педагогов по теме «Развитие творческих способностей на занятиях по изобразительной деятельности».
2. Выступление на семинаре на тему: «Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста через изобразительную деятельность».
3.Семинар-практикум для воспитателей «Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста. Из опыта работы»
С родителями будут проведены такие мероприятия:
1. Родительское собрание (выступление на тему «Развитие творчества детей») (октябрь).
2. «Ребенок живет в мире, который является частью жизни».Консультация (ноябрь).
3 «Как организовать занятия по изодеятельности дома». Консультация (декабрь)
4«Рисование пальчиками: зачем и как? Папка – передвижка (январь)
5 «Ох, эти пальчики – ладошки». Выставка детских работ (Февраль
6 «Любимой мамочке.» Выставка детских работ (март)
7 «Волшебные превращения». Совместное занятие с родителями и детьми (апрель)
8 «Наши достижения за год». Выставка детских работ (май)
Виды и техники нетрадиционного рисования.
Учитывая возрастные особенности дошкольников, овладение разными умениями на разных возрастных этапах, для нетрадиционного рисования рекомендуется использовать особенные техники и приемы.
Дети старшего дошкольного возраста могут освоить следующие техники нетрадиционного рисования:
Монотипия предметная.
Средства выразительности: пятно, цвет, симметрия.
Материалы: плотная бумага любого цвета, кисти, гуашь или акварель.
Способ получения изображения: ребенок складывает лист бумаги вдвое и на одной его половине рисует половину изображаемого предмета (предметы выбираются симметричные). После рисования каждой части предмета, пока не высохла краска, лист снова складывается пополам для получения отпечатка. Затем изображение можно украсить, также складывая лист после рисования нескольких украшений.
Монотипия пейзажная.
Средства выразительности: пятно, тон, вертикальная симметрия, изображение пространства в композиции.
Материалы: бумага, кисти, гуашь либо акварель, влажная губка, кафельная плитка.
Способ получения изображения: ребенок складывает лист пополам. На одной половине листа рисуется пейзаж, на другой получается его отражение в озере, реке (отпечаток). Пейзаж выполняется быстро, чтобы краски не успели высохнуть. Половина листа, предназначенная для отпечатка, протирается влажной губкой. Исходный рисунок, после того, как с него сделан оттиск, оживляется красками, чтобы он сильнее отличался от отпечатка. Для монотипии также можно использовать лист бумаги и кафельную плитку. На последнюю наносится рисунок краской, затем она накрывается влажным листом бумаги. Пейзаж получается размытым.
Кляксография с трубочкой.
Средства выразительности: пятно.
Материалы: бумага, тушь либо жидко разведенная гуашь в мисочке, пластиковая ложечка, трубочка (соломинка для напитков).
Способ получения изображения: ребенок зачерпывает пластиковой ложкой краску, выливает ее на лист, делая небольшое пятно (капельку). Затем на это пятно дует из трубочки так, чтобы ее конец не касался ни пятна, ни бумаги. При необходимости процедура повторяется. Недостающие детали дорисовываются.
Отпечатки листьев.
Средства выразительности: фактура, цвет.
Материалы: бумага, гуашь, листья разных деревьев (желательно опавшие, кисти). Способ получения изображения: ребенок покрывает листок дерева красками разных цветов, затем прикладывает его окрашенной стороной к бумаге для получения отпечатка. Каждый раз берется новый листок. Черешки у листьев можно дорисовать кистью.
Рисование пальчиками.
Средства выразительности: пятно, точка, короткая линия, цвет.
Материалы: мисочки с гуашью, плотная бумага любого цвета, небольшие листы, салфетки.
Способ получения изображения: ребенок опускает в гуашь пальчик и наносит точки, пятнышки на бумагу. На каждый пальчик набирается краска разного цвета. После работы пальчики вытираются салфеткой, затем гуашь легко смывается.
Рисование ладошкой.
Средства выразительности: пятно, цвет, фантастический силуэт.
Материалы: широкие блюдечки с гуашью, кисть, плотная бумага любого цвета, листы большого формата, салфетки.
Способ получения изображения: ребенок опускает в гуашь ладошку (всю кисть) или окрашивает ее с помощью кисточки (с пяти лет) и делает отпечаток на бумаге. Рисуют и правой, и левой руками, окрашенными разными цветами. После работы руки вытираются салфеткой, затем гуашь легко смывается.
Восковые мелки + акварель.
Средства выразительности: цвет, линия, пятно, фактура.
Материалы: восковые мелки, плотная белая бумага, акварель, кисти.
Способ получения изображения: ребенок рисует восковыми мелками на белой бумаге. Затем закрашивает лист акварелью в один или несколько цветов. Рисунок мелками остается не закрашенным.
Свеча + акварель.
Средства выразительности: цвет, линия, пятно, фактура.
Материалы: свеча, плотная бумага, акварель, кисти.
Способ получения изображения: ребенок рисует свечой на бумаге. Затем закрашивает лист акварелью в один или несколько цветов. Рисунок свечой остается белым.
Набрызг.
Средства выразительности: точка, фактура.
Материалы: бумага, гуашь, жесткая кисть, кусочек плотного картона либо пластика (55 см). Способ получения изображения: ребенок набирает краску на кисть и ударяет кистью о картон, который держит над бумагой. Затем закрашивает лист акварелью в один или несколько цветов. Краска разбрызгивается на бумагу.
Тычок жесткой полусухой кистью.
Средства выразительности: фактурность окраски, цвет.
Материалы: жесткая кисть, гуашь, плотная бумага.
Способ получения изображения: ребенок опускает в гуашь кисть и ударяет ею по бумаге, держа вертикально. При работе кисть в воду не опускается. Таким образом, заполняется весь лист, контур или шаблон. Получается имитация фактурности пушистой или колючей поверхности.
Ниткография.
Средства выразительности: цвет, линия, фактура.
Материал: ворсистая нитка, лист бумаги, краски, кисти.
Способ получения изображения: дети выкладывают на половинке листа бумаги прокрашенные в краске нити, закрывают второй половинкой бумаги, придерживая лист резко выдергивают нитку. Можно использовать нити разных цветов.
Рисование по мокрому.
Средства выразительности: пятно.
Материалы: акварельная бумага, вода, акварель, мягкая кисть.
Для выполнения работы необходимо смочить лист чистой водой, а потом кистью или каплями нанести изображение. Оно получится как бы размытое под дождем или в тумане.
Мыльные пузыри.
Средства выразительности: цвет, фактура, пятно.
Материалы: гуашь, жидкое мыло, вода, трубочка для коктейля, плотный лист бумаги.
В крышке смешать 5 ст. л. гуашь, 1 ст. л. мыло, 1 ч. л. воду. Опустите в смесь трубочку и подуть так, чтобы получились мыльные пузыри. Взять лист бумаги, и осторожно прикоснуться ею к пузырям, как бы перенося их на бумагу.
Оттиск смятой тканью.
Средства выразительности: пятно, фактура, цвет.
Материалы: блюдце, в которую вложена штемпельная подушка из тонкого поролона, пропитанная гуашью, плотная бумага любого цвета и размера, смятая ткань.
Способ получения изображения: ребенок прижимает смятую ткань к штемпельной подушке с краской и наносит оттиск на бумагу. Чтобы получить другой цвет, меняются и блюдце, и ткань.
Оттиск фруктами.
Средства выразительности: цвет, пятно.
Материалы: любые фрукты разрезанные пополам, блюдце с гуашью, плотная бумага.
Способ получения изображения: ребенок окунает фрукт в блюдце с краской и наносит отпечаток на бумагу.
Пуантилизм ( рисование тычком ).
Средства выразительности: цвет, пятно.
Материалы: емкость с гуашью, ватная палочка, лист бумаги.
Способ получения изображения: ребенок окунает в емкость с краской, ватную палочку и наносит изображение на лист. Таким образом, заполняется весь лист, контур или шаблон. При необходимости изображение дорисовывается кистью.
Рисование восковыми мелками или свечой.
Такой способ давно использовался народными мастерицами при рисовании пасхальных яиц. Суть его в том, что краска скатывается с поверхности, по которой провели восковыми мелками или свечой. Взять тампон с краской и провести по месту - на цветном фоне появляется рисунок.
Диатипия.
На гладкий картон наносится краска, затем накладывается другой лист и по поверхности процарапывается рисунок, изображение. Нетрадиционная техника рисования.
План работы на 2021-2022 год
№ | Тема | Цель |
1 | 1. Ознакомление с пластилином, с цветами. 2.Ознакомление с цветами красок. 3.Рассматривание иллюстраций «Красивые цвета и краски» Беседа с детьми о разнообразии листьев на деревьях. Рисование с детьми в воздухе пальцами. Рисование пальцем или ватной палочкой. | Приобретение знаний и сведений об окружающих предметах, расширение кругозора, осваивание предметного окружения в его изменении, движении, развитии. Учить рисовать пальцем или ватной палочкой. Развивать чувство цвета и ритма. Воспитывать интерес к отражению впечатлений и представлений о красивых картинах (объектах) природы в изобразительной деятельности. |
2 | Рисование ладошкой. 1. Цветы небывалой красоты. | Дать ребёнку возможность самому поэкспериментировать с изобразительными средствами. Учить ребёнка воображать и фантазировать. Совершенствовать работу руки, что способствует развитию координации глаз и руки. Знакомить с цветом. Учить находить сходство рисунка с предметом, радоваться полученному результату. |
3 | Рисование по крупе. | Познакомить с техникой рисования по крупе. Развивать творчество детей. Воспитывать аккуратность и способность довести начатое дело до конца. Развитие мелкой моторики рук. |
4 | Тампонирование. | Продолжать знакомить с новой техникой рисования – тампонированием. Учить аккуратно набирать краску. Продолжать знакомить с цветом. Развивать эстетический вкус. |
5 | Рисование методом тычка. | Учить рисовать методом тычка. Закреплять умение правильно держать кисть. Закреплять представления о цвете. Прививать аккуратность при работе с краской. Воспитывать интерес к рисованию. |
План работы на 2022-2023 год
План работы на 2023-2024 год
План работы на 2024-2025 год
№ | Тема | Цель |
1 | Рисование в технике пластилинография. 1. Поздравительная открытка «Цветы для мамы». День матери 2. Печатка. | Закреплять умение рисовать пластилином. Развивать чувство цвета и ритма. Прививать любовь к прекрасному. Вызывать желание довести начатое дело до конца. |
2 | 1. «Зима. Зимний лес». | Учить самостоятельно находить и применять разные печатки, составлять различные композиции. Закреплять умение аккуратно пользоваться краской. |
3 | 1.Веселые ладошки. «Весёлые бабочки». 2. Рисование методом тычка. | Развивать фантазию и воображение детей. Расширять кругозор детей. |
4 | 1.Весенние цветы. 2. Печатание природными материалами. | Закрепление рисования методом тычка. Воспитание любви к природе, ко всему живому. Воспитание аккуратности при работе с краской. |
5 | 1.Зимняя ночь. 2. Экспериментирование. | Расширять представления детей о возможных способах художественного изображения, знакомить с методом печатания листьями. Закреплять знания о теплой цветовой гамме. Формировать навыки создания несложной цветовой композиции. |
6 | 1.В подводном царстве. Рисование паролоном. | Вызвать интерес к созданию образа моря различными нетрадиционными техниками. |
План работы на 2025-2026 год
№ | Тема | Цель |
1 | 1.Рисование крупой. Поздравительная открытка «Цветы для мамы». день матери 2. Печатка. | Закреплять умение рисовать крупой. Развивать чувство цвета и ритма. Прививать любовь к прекрасному. Вызывать желание довести начатое дело до конца. |
2 | 1. «Зима. Зимний лес». | Учить самостоятельно находить и применять разные печатки, составлять различные композиции. Закреплять умение аккуратно пользоваться клеем, яичной скорлупой. |
3 | 1.Рисование нитью, пряжей 2. Рисование смятой бумагой | Развивать фантазию и воображение детей. Расширять кругозор детей. |
4 | 1.Весенние цветы. 2. Печатание природными материалами. | Закрепление рисования методом тычка. Воспитание любви к природе, ко всему живому. Воспитание аккуратности при работе с краской. |
5 | 1.Весенняя ночь. 2. Экспериментирование. | Расширять представления детей о возможных способах художественного изображения, знакомить с методом печатания листьями. Закреплять знания о теплой цветовой гамме. Формировать навыки создания несложной цветовой композиции. |
6 | 1.В подводном царстве. Обрывание бумаги | Вызвать интерес к созданию образа моря различными нетрадиционными техниками. |
Изучение методической литературы
1. Боровик О.В. Роль рисунка при изучении детей // Личностно-ориентированный подход в развивающем и коррекционном образовании. – Биробиджан, 1998. – С.
2. Возрастные и индивидуальные особенности младших подростков / Под ред. Д.Б. Эльконина, Т.В. Драгуновой. – М., 1967.
3. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. – М., 1967..
4. Гаврилушкина О.П. Особенности формирования изобразительной деятельности умственно отсталых детей. – М., 1976.
5. Давыдов В.В. Проблемы развивающего обучения. – М., 1986.
6. Дьяченко О.М. Об основных направлениях развития воображения у детей // Вопросы психологии. – 1988. - № 6..
7. Дьяченко О.М. Развитие воображения дошкольника. – М., 1996.
8. Забрамная С.Д. Развитие ребенка в ваших руках. – М., 2000.
9. Занков Л.В. Избранные педагогические труды. – М., 1990..
10. Занков Л.В. О начальном обучении. – М., 1963..
11. Комарова Т.С. Дети в мире творчества. – М., 1995.
12. Мухина В.С. Возрастная психология. – М., 1997.
13. Мухина В.С. Изобразительная деятельность ребенка как форма усвоения социального опыта. – М., 1981..
14. Речицкая Е.Г., Сошина В.А. Развитие творческого воображения младших школьников. – М., 2000.
15. Сухомлинский В.А. Сердце отдаю детям // Избранные педагогические сочинения: В 3 т. – М., 1979. – Т. 3.
16. Давыдов В.В.Проблемы развивающего обучения. Учебное пособие – М.: Академия, 2004.
17. ДороноваТ.Н.Развитие детей от 2 до 5 лет в изобразительной деятельности. – М.: Сфера, 2005.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Индивидуальный план повышения профессионального уровня на межаттестационный период воспитателя коррекционного учреждения Ибатуллиной Любовь Семеновны 2011-216 гг.
Данный план поможет учителям, воспитателям составить собственный план повышения профессионального уровня на межаттестационный период....
Индивидуальный план повышения профессионального уровня по теме: «Повышение познавательной и творческой активности дошкольников посредством применения инновационных образовательных технологий» на межаттестационный период (2018 – 2022 гг.)
Индивидуальный план повышения профессионального уровня по теме: «Повышение познавательной и творческой активности дошкольников посредством применения инновационных образовательных технологий&raq...
ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ПЛАН ПОВЫШЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО УРОВНЯ Тема: "Театрализованная деятельность в детском саду" План профессионального развития (самообразования) педагога на межаттестационный период.
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение«Детский сад № 181 комбинированного вида»Советского района г. Казани ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ПЛАНПОВЫШЕНИЯ ПРОФЕ...
План повышения профессионального уровня (межаттестационный период 2016-2021 гг.)
В современном обществе, замечено у детей слабое физическое развитие (двигательный дефицит), именно дошкольный возраст является важным этапом в формировании двигательной активности т.к. важно заложить ...
Индивидуальный план повышения профессионального уровня на период с 2020-2025 г.г.
Индивидуальный план на период с 2020-2025 г.г....
Тема самообразования: «Развитие речи посредством познавательной деятельности » Индивидуальный план повышения профессионального уровня на период с 2019г по 2022г.
Индивидуальный план самообразования ФИО: Димухаметова Ляйсан Ильдусовна...
План повышения профессионального уровня (межаттестационный период 2019-2023 гг.)
Актуальность: в дошкольном возрасте посредством двигательной активности развиваются жизненно необходимые физиологические функции организма, физические качества, закладываются основы и ценности здорово...