Мнемотехника- как средство развития связной речи у детей дошкольного возраста.
консультация

Арутюнян Наира Васильевна

В статье рассматривается проблема развития связной речи детей дошкольного возраста. Раскрывается мнемотехника, как метод запоминания, сохранения и воспроизведения информации, знаний об особенностях объектов природы, об окружающем мире, эффективное запоминание структуры рассказа, и, конечно, развитие речи.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл mnemotehnika_2.docx26.44 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация

Мнемотехника- как средство развития связной речи у детей  дошкольного возраста.

                                     Подготовила воспитатель:Арутюнян Н.В.

Аннотация. В статье рассматривается проблема развития связной речи детей дошкольного возраста. Раскрывается мнемотехника, как метод запоминания, сохранения и воспроизведения информации, знаний об особенностях объектов природы, об окружающем мире, эффективное запоминание структуры рассказа, и, конечно, развитие речи.

                                                                                        «Если ребенок молчит,

                                                       покажите ему картинку, и он заговорит».

                                                                                                    Ушинский К. Д.

        Дошкольный возраст – это возраст образных форм сознания. В дошкольном возрасте мышление является наглядно-образным, а не словесно-логическим, поэтому для детей гораздо полезнее увидеть реальность, чем услышать словесный рассказ. Почему некоторые дети, которым трудно дается запоминание

стихотворений и правил, так легко и быстро запоминают сюжеты кинофильмов и

мультфильмов? Замечали ли вы, что после объяснения материала занятия одни дети помнят, о чем шла речь, а другие забыли? А слушали-то, в общем, внимательно. Что же может удержать внимание и сделать процесс запоминания простым и непринуждённым? . Одним из таких средств является наглядность. Наглядная модель высказывания выступает в роли плана, обеспечивающего

связность и последовательность рассказов ребенка. О необходимости наглядности говорили великие педагоги С. Л. Рубинштейн, А. М.Леушина, Л. В. Эльконин и др.

Как же сформировать речь ребенка и наполнить его речь красивыми и правильными словами, научить составлять словосочетания и предложения, объединяя их в рассказ? Для запоминания незнакомых слов, текстов, рассказывания и разучивания стихотворений рекомендуется использовать приёмы мнемотехники.  Дети обучаются в интересной игровой форме, без умственных и эмоциональных перегрузок. 

Мнемотехника в переводе с греческого – искусство запоминания, технология развития памяти. Это система методов и приемов, обеспечивающая успешное и эффективное запоминание информации.

Чем отличается мнемотехника от других технологий.

Интегративностью- образовательная деятельность реализуется во всех образовательных областях.

Экономичностью- используется имеющиеся методические средства и создаются дидактические средства, не требующих финансовых затрат.

Процессуальностью - развитие ребенка рассматриваются как процесс.

Здоровьесбережением  реализуется исходя из потребностей и возможностей ребенка. Ребенок не испытывает давления со стороны педагога. Педагог выступает в роли сотрудника, наставника.

Универсальностью  может использоваться любым педагогом и родителями.

Таблицы с элементами мнемотехники служат дидактическим материалом в работе по развитию речи.

Их использование очень эффективно при составлении описательных рассказов;

Об игрушках ,посуде, одежде, овощах и фруктах, птицах, животных,насекомых.

Данные схемы помогают детям самостоятельно определить главные свойства и признаки рассматриваемого предмета, установить последовательность изложения выявленных признаков; обогащают словарный запас детей.

Их использование очень эффективно в разучивании стихов;

Суть заключается в следующем: на каждое слово или маленькое словосочетание придумывается картинка (изображение); таким образом, все стихотворение зарисовывается схематически. После этого ребенок по памяти, используя графическое изображение, воспроизводит стихотворение целиком. На начальном этапе предлагается готовый план-схема, а затем дети сами создают свою схему.                                                                                

Стихотворение «Дом», «Космонавт».(см.приложение)                                                                                                                                                                     

Их использование очень эффективно при обучении пересказу;

Кроме того, дети сами могут составлять сказки, используя знакомую модель, соблюдая и используя принципы построения сюжета. 

Их использование очень эффективно при отгадывании загадок. Этот метод развития речи я планирую активно использовать в ближайшее время. В данный момент я разрабатываю мнемотаблицы  как сама так и совместно с детьми.

Использование мнемотехники открывает для педагогов огромные возможности для творчества и в образовательной деятельности и в совместной деятельности взрослого и ребёнка.  Не только педагоги, но и родители, занимающиеся с детьми, также могут использовать метод мнемотехники, при обучении пересказу и составлению рассказов, при загадывании загадок, при заучивании пословиц, поговорок и стихотворений наизусть.

К. Д. Ушинский писал: «Учите ребенка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам – он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он их усвоит на лету».

Мнемотаблицы:

-являются дидактическим материалом по развитию речи;

С помощью мнемотаблиц можно решить такие задачи, как:

1. Развитие речи и пополнение словарного запаса.

2. Преобразование образов в символы.

     3. Развитие памяти, внимания и образного мышления.

     4. Развитие мелкой моторики

 Мнемотаблицы можно использовать в самостоятельной деятельности детей в

играх:

1. Восстанови последовательность картинок по памяти.

2. Смешай их с другими и отбери среди нескольких картинок те, которые относятся к данной теме.

3. Определи, где должна находиться «выпавшая» картинка среди других.

4. Найти лишнюю картинку.

5. Найти ошибку в последовательности картинок после прочтения текста.

6.«Распутать» два события (предъявляются в перемешку две разрезанные мнемотаблицы).

7 Игра «Не зевай, нужную картинку поднимай».

Помимо менемотаблиц   можно  использовать  наглядные модели-условные

схематические изображения явлений природы, признаков времени года. Данные

модели помогут формировать у детей обобщенное представление об основных

сезонных изменениях в природе.

Интересным, по моему мнению, приёмом мнемотехники является пиктограмма -

рисунчатое письмо ,которое можно использовать в работе для заучивания стихотворений и отгадывании загадок).

Психологические исследования показали, что использование пиктограмм

способствует развитию слуховой памяти, делает процесс заучивания стихотворений более осмысленным и интересным.

Идея: на каждое слово или словосочетание придумывается картинка и весь текст зарисовывается схематично. Любой рассказ, сказку, пословицу, стихотворение можно «записать», используя картинки или символьные знаки. Глядя на эти схемы, ребенок воспроизводит полученную информацию. Схемы служат зрительным планом, помогающим ребенку воссоздать услышанное.

Например:  Работу строю по следующему алгоритму:

- читаю стихотворение вслух или загадку;

- выделяем в каждой строке главное ключевое слово (представляем его в виде символа или рисунка);

- читаю стихотворение еще раз, но уже использую пиктограмму;

- дети самостоятельно рассказывают стихотворение или загадку наизусть с помощью пиктограммы.

    Стоит отметить, что с использованием данной методики мнемотехники, связная

речь детей  значительно улучшится. (если в системе).Я использую, но не часто. Дети связно, последовательно и выразительно стали передавать готовый текст без помощи взрослого; самостоятельно составляют описательный или повествовательный рассказ, используя мнемотехнику;

Даёт возможность детям усваивать сложный материал легко и быстро. Занятия с использованием мнемотехники всегда проходят интересно не только для детей, но и для педагога. Ребенок (под руководством взрослого) учится самостоятельности, усидчивости, зрительно воспринимает план своих действий. У него повышается чувство заинтересованности и ответственности, появляется удовлетворенность результатами своего труда, совершенствуются такие психические процессы, как память, внимание, мышление, что является хорошим подспорьем в развитии речи дошкольников.

Таким образом можно сделать вывод, что использование мнемотехники расширяет представления детей об окружающем мире, развивает психические процессы, формирует связную речь, что в дальнейшем способствует более эффективному обучению в школе.

усы. Ночью кошка бодрствует. У нее есть котята. Кошка любит спать на удобном кресле, свернувшись клубком. Когда кошка сыта, она громко мурлычет. Кошка прекрасно лазит по деревьям и боится собак. Кошки любят играть.

Прилетели. Прилетели, Снегири на ветку сели.

Приукрашена рябина, алым цветом снегериным.

Тише , тише не шумите, эту сказку не спугните.

Словно отблески зари, на деревьях снегири.

Яблочки румяные, но довольно странные.

Лизу удивляют, яблочки летают!

«Покормите птиц зимой»

Покормите птиц зимой, пусть со всех концов

К вам слетятся, как домой, стайки на крыльцо.

Не богаты их корма, горсть зерна нужна.

 Горсть одна — и не страшна будет им зима.

Сколько гибнет их — не счесть, видеть тяжело.

 А ведь в нашем сердце есть - и для птиц тепло.

 Разве можно забывать: улететь могли, а остались зимовать заодно с людьми. Приучите птиц в мороз к своему окну,

Чтоб без песен не пришлось Нам встречать весну.

А.Яшин

                                                                 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей «Мнемотехника, как средство развития связной речи детей дошкольного возраста"

Если ребенок молчит,покажите ему картинку,и он заговорит.             К.Д. Ушинский...

Мнемотехника как средство развития связной речи у детей старшего дошкольного возраста

Аннотация: Речевое развитие детей выступает одной из важнейших задач дошкольного образования. Речь является основой для освоения ребенком культурно-исторического опыта, выступает как средство коммуник...

Опыт работы по теме: "Мнемотехника как средство развития связной речи детей дошкольного возраста"

Обобщенный опыт работы с детьми второй младшей группы,используя в педагогической деятельности мнемотехнику как средство развития связной речи....

Из опыта работы "Итоги реализации проекта «Чудо–мнемотехника» или мнемотехника, как средство развития связной речи у дошкольников"

На сегодняшний день мнемотехника относится к числу простых в использовании, легких, удобных и высокоэффективных приемов для развития связной детской речи и ускоренного запоминания материала детьми....

Использование мнемотехники как средство развития связной речи у детей дошкольного возраста

Современным детям сложно связно, последовательно, грамматически правильно излагать свои мысли, рассказывать о различных событиях из окружающей жизни. Они не любят учить стихи, пересказывать тексты, не...

План по самообразованию "Мнемотехника как средство развития связной речи детей дошкольного возраста»

План по самообразованию "Мнемотехника как средство развития связной речи детей дошкольного возраста» на 2019-2022 уч.гг....