Мнемотехника как средство развития связной речи у детей старшего дошкольного возраста
статья (старшая группа)

Ксения Олеговна Борзова

Аннотация: Речевое развитие детей выступает одной из важнейших задач дошкольного образования. Речь является основой для освоения ребенком культурно-исторического опыта, выступает как средство коммуникации, способствует развитию познавательной сферы и является необходимым условием воспитания и обучения. В статье раскрываются особенности развития связной речи у детей старшего дошкольного возраста посредством мнемотехники.

 

Ключевые слова: развитие речи, мнемотехника, дети, старший дошкольный возраст.

Речевое развитие детей выступает одной из важнейших задач дошкольного образования. Речь является основой для освоения ребенком культурно-исторического опыта, выступает как средство коммуникации, способствует развитию познавательной сферы и является необходимым условием воспитания и обучения.

Развитие форм речевого общения является центральным звеном в речевой работе дошкольной образовательной организации. Общение является основой коммуникативной компетенции дошкольников, базисной характеристики их личности, важнейшей предпосылкой благополучия в социальном и интеллектуальном развитии. Связная речь, являясь более сложной формой связной речи, демонстрирует все речевые достижения детей, активизирует даже те усвоенные речевые средства, которые не востребованы в диалогической речи. Овладение речью составляет важную задачу развития дошкольников. Развитие связной речи у детей особенно важно для их будущего обучения в школе.

Проблема развития связной речи детей хорошо известна широкому кругу педагогических работников. Владение родным языком - это не только умение правильно строить предложения. Дети овладевают родным языком через речевую деятельность, через восприятие речи и говорение. Вот почему так важно создавать условия для хорошо связной речевой деятельности детей, для общения, для выражения своих мыслей. Однако, как показывает практика, несмотря на повышенный интерес к проблеме, уровень речевого развития детей дошкольного возраста недостаточен. Наглядность - один из основных дидактических принципов педагогики. Действия с предметами, их зрительное восприятие - это первый этап в развитии мышления ребенка, поэтому важно использование наглядного материала на протяжении всего процесса. В последнее время для обучения рассказыванию детей дошкольного возраста широкое применение в педагогической практике нашли приемы мнемотехники.

Основы методики развития связной речи дошкольников определены в работах А.М. Леушиной, Е.И. Тихеевой, А.П. Усовой. Проблемы содержания и методов обучения связной речи в детском саду разрабатывались А.М. Бородич, В.В. Гербовой, О.С. Ушаковой, А.М. Дементьевой и др.

Успешность обучения детей в школе во многом зависит от уровня овладения им связной речью. Восприятие и воспроизведение текстовых учебных материалов, умение давать развёрнутые ответы на вопросы, самостоятельно излагать свои суждения – все эти и другие учебные действия требуют достаточного уровня развития связной речи.

Умение рассказывать помогает ребёнку быть общительным, преодолевать молчаливость и застенчивость, развивает уверенность в своих силах.

Под связной речью понимается развёрнутое изложение определённого содержания, которое осуществляется логично, последовательно и точно, грамматически правильно и образно.

Методика обучения дошкольников связной речис помощью мнемотехники исследована в работах Э. П. Коротковой, М. К. Боголюбской, О. М. Дьяченко и др.

Необходимо научить детей связно, последовательно, грамматически правильно излагать свои мысли, рассказывать о различных событиях из окружающей жизни. 

Каковы же факторы, облегчающие процесс становления связной речи?

Один из таких факторов, по мнению С. Л. Рубинштейна, А. М. Леушиной, Л. В. Эльконин –  наглядность. Рассматривание предметов, картин помогает детям называть предметы, их характерные признаки, производимые с ними действия [1, с.35].

В качестве второго вспомогательного фактора можно выделить создание плана высказывания, на значимость которого неоднократно указывал известный психолог Л. С. Выготский. Он отмечал важность последовательного размещения в предварительной схеме всех конкретных элементов высказывания.

 Формирование связной речи – наиболее сложный раздел  обучения.
Поэтому, наряду с общепринятыми приемами и принципами, вполне обосновано использование оригинальных, творческих методик, эффективность которых очевидна. Одной из таких методик, является использование мнемотехнических приемов.

Мнемотехника представляет собой систему различных приёмов, облегчающих запоминание и увеличивающих объём памяти путём образования дополнительных ассоциаций, организация учебного процесса в виде игры [3, с.12]. 

Цель: развитие памяти, мышления, воображения, внимания, т.е. тех психических процессов, которые тесно связаны с речью и ее полноценным развитием.

Наиболее эффективным методом в развитии детей дошкольного возраста в мнемотехнике является игра. Также подойдут схемы. К способам развития можно отнести:

- дать ребенку отдельные картинки. Малыш должен попробовать их сгруппировать и объяснить, почему он собрал вместе некоторые картинки;

- изображение своих впечатлений. Этот способ позволяет развить лексический запас. Необходимо предложить ребенку нарисовать свои впечатления о прошедшем дне. Затем малыш должен рассказать, что у него за день было хорошего и что плохого;

- заучивание стихов. Чтобы заучивать стихи было легче, необходимо использовать таблицы. В каждую строку таблицы необходимо поместить знак или картинку;

- показать ребенку картинку. Рассказать, что изображено на ней. Далее картинка переворачивается, и ребенок должен назвать элементы, которые были изображены;

- разгадывание кроссвордов;

- разложить перед ребенком картинки. Ребенок внимательно на них смотрит. Затем он закрывает глаза, и взрослый убирает одну картинку. Ребенок открывает глаза и говорит, какой картинки не хватает.

На основании ФГОС мнемотехника включает способы, которые обеспечивают успешное прохождение детьми особенностей природы, дает информацию об окружающем мире, помогает запомнить структуру рассказа и развивает речь. Картотека данной техники выстраивается от простого к сложному.

В мнемотехнике используются:

- сенсорно-графические схемы;

- предметно-схематические модели;

- блоки-квадраты;

- мнемотаблицы.

Мнемотаблица – это схема, в которую заложена определенная информация.

Виды мнемотаблиц.

- развивающие (тренинг основных психических процессов);

- обучающие.

В мнемотаблице можно изображать практически всё. В ней  производится графическое или частично графическое изображение персонажей сказки, явлений природы, некоторых действий, т.е. можно нарисовать то, что посчитаете нужным. Но изобразить так, чтобы нарисованное было понятно детям [1, с.96]. 

Данная методика значительно облегчает детям поиск и запоминание слов. Символы максимально приближены к речевому материалу, например, для обозначения домашних птиц и животных используется дом, а для обозначения диких (лесных) животных и птиц – ёлка. Как любая работа строится от простого к сложному. 

Начинается работа с простейших мнемоквадратов.  Так проводится работа над словом. Например, даётся слово «мальчик », его символическое обозначение. Дети постепенно понимают, что значит «зашифровать слово». Для 3-5 лет необходимо давать цветные мнемотаблицы, так как в памяти у детей быстрее остаются отдельные образы: солнышко – жёлтое, небо – синее, огурец – зелёный. В старшем дошкольном возрасте можно давать детям – чёрно-белые мнемотаблицы.

Дети постепенно понимают, что значит «зашифровать слово».
Затем последовательно переходим к мнемодорожкам. Потом переходим к поэтапному кодированию сочетаний слов, запоминанию и воспроизведению предложений по условным символам. И позже к мнемотаблицам.

Работа по мнемотаблице проходит в несколько этапов:

1.  Рассматривание таблицы и разбор того, что на ней изображено;

2.Осуществляется перекодировка информации, т.е. преобразование абстрактных символов в образы;

3.После перекодирования осуществляется пересказ сказки или рассказа по заданной теме,  в младшей группе с помощью воспитателя, а в старших -самостоятельно.

Таким образом, использование мнемотехники в работе с детьми  является важным способом развития связной речи и доступным средством познания окружающего мира. Представленные приёмы работы позволяют повысить эффективность развития речи старших дошкольников, способствует повышению интереса к данному виду деятельности и оптимизации процесса, который развивает связную речь детей. А также являются средствами формирования одной из ключевых понятий – владение устной коммуникацией, так необходимой для адаптации в современном информационном обществе.

Список  литературы

 

  1. Алексеева М. М., Яшина В.И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников. Учебное пособие. -М.: Академия, 2009.– 148 с.
  2. Бизикова О.А. Развитие связной речи у дошкольников: Учебное пособие для студ. высш. учебных заведений. — Нижневартовск: Изд-во Нижневарт. гос. ун-та, 2014.- 235 с.
  3. Леушина А.М. Значение  мнемотехники в развитии связной речи дошкольников - труды Всероссийской научной конференции по дошкольному воспитанию. – М., 2009.– 168 с.

 

 

 

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Опыт работы учителя-логопеда Кулагиной Людмилы Васильевны по теме Устное народное творчество, как средство развития связной речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи

Эффективность опыта   состоит в возможности применения его  в повседневной практике любого дошкольного образовательного учреждения.Представленный опыт  позволит повысить интерес ре...

Театрализованные игры, как средство развития связной речи у детей старшего дошкольного возраста.

Статья на тему "Театральные игры, как средство развития речи у детей старшего дошкольного возраста" поможет подобрать интересные методы развития речи у ребенка дошкольного возраста....

Проект «Моделирование как средство развития связной речи у детей старшего дошкольного возраста»

Моделирование представляет собой целенаправленный процесс исправления психических (речевых) и физических недостатков развития у детей путем построения и изучения моделей каких-либо явлений, предметови...

Консультация "Мнемотехника как средство развития связной речи у детей старшего дошкольного возраста"

Как же сформировать речь ребенка и наполнить его речь красивыми и правильными словами, научить составлять словосочетания и предложения, объединяя их в рассказ? Для запоминания незнакомых слов, текстов...

Мнемотехника как средство развития связной речи у детей старшего дошкольного возраста

Аннотация: Речевое развитие детей выступает одной из важнейших задач дошкольного образования. В статье раскрываются особенности развития связной речи у детей старшего дошкольного возраста посредством ...

Использование мнемотехники как средство развития связной речи у детей старшего дошкольного возраста

В современном дошкольном образовании речь рассматривается как одна из основ воспитания и обучения. С развитием речи связано формирование как личности в целом, так и всех основных п...

Консультация для педагогов "Мнемотехника как средство развития связной речи у детей старшего дошкольного возраста"

Как же сформировать речь ребенка и наполнить его речь красивыми и правильными словами, научить составлять словосочетания и предложения, объединяя их в рассказ? Для запоминания незнакомых слов, текстов...