Консультация для родителей «Мнемотехника, как средство развития связной речи детей дошкольного возраста"
консультация (подготовительная группа) на тему
Если ребенок молчит,
покажите ему картинку,
и он заговорит.
К.Д. Ушинский
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 1.59 МБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Если ребенок молчит, покажите ему картинку, и он заговорит. К.Д . Ушинский Мнемотехника – это система методов и приемов, обеспечивающих успешное освоение детьми знаний об особенностях объектов природы, об окружающем мире, эффективное запоминание структуры рассказа, сохранение и воспроизведение информации, и конечно развитие речи. Как любая работа , мнемотехника строится от простого к сложному. Необходимо начинать работу с простейших мнемоквадратов , последовательно переходить к мнемодорожкам , и позже - к мнемотаблицам. Содержание мнемотаблицы - это графическое или частично графическое изображение персонажей сказки, явлений природы, некоторых действий и др. путем выделения главных смысловых звеньев сюжета рассказа. Главное – нужно передать условно-наглядную схему, изобразить так, чтобы нарисованное было понятно детям.
Мнемотаблицы-схемы служат дидактическим материалом в моей работе по развитию связной речи детей. Я их использую для: - обогащения словарного запаса, - при обучении составлению рассказов, - при пересказах художественной литературы, - при отгадывании и загадывании загадок, - при заучивании стихов. сообща. вместе, сообща.
Для детей младшего и среднего дошкольного возраста необходимо давать цветные мнемотаблицы, т. к. у детей остаются в памяти отдельные образы: елочка - зеленая, ягодка – красная. Позже - усложнять или заменять другой заставкой - изобразить персонажа в графическом виде. Например: лиса – состоит из оранжевых геометрических фигур (треугольника и круга), медведь – большой коричневый круг и т. д. Для детей старшего возраста схемы желательно рисовать в одном цвете, чтобы не вовлекать внимание на яркость символических изображений.
Для систематизирования знаний детей о сезонных изменениях существуют модельные схемы, предложенные Бондаренко Т. М. , Воробьевой В. К. , Ткаченко Т. А. и др. Но не всегда готовые модельные схемы устраивают по содержанию, поэтому мы вместе с детьми дополняем и уточняем схемы. Совместно с детьми составили мнемотаблицы по блокам "Зима", "Весна", "Лето", "Осень". Данные схемы служат своеобразным зрительным планом для создания монологов, помогают детям выстраивать: - строение рассказа, - последовательность рассказа, - лексико-грамматическую наполняемость рассказа.
Хотелось бы рассказать ещё о применении модельных схем при заучивании стихотворений. Использование моделирования облегчает и ускоряет процесс запоминания и усвоения текстов, формирует приемы работы с памятью. При этом виде деятельности включаются не только слуховые, но и зрительные анализаторы. Дети легко вспоминают картинку, а потом припоминают слова. При ознакомлении с художественной литературой и при обучении составлению рассказов я широко использую мнемотехнику. Вместе с детьми беседуем по тексту, рассматриваем иллюстрации и отслеживаем последовательность заранее приготовленной модели к данному произведению.
Таким образом, постепенно осуществляется переход от творчества воспитателя к совместному творчеству ребенка со взрослым. Если на начальном этапе работы даю готовые схемы, то на следующем - коллективно выдвигаем и обсуждаем различные версии и отбираем наиболее удачные варианты, т. е. здесь педагог выступает как равноправный партнер, который незаметно помогает ребенку находить и выбирать наиболее удачные решения, оформлять их в целостное произведение. Постепенно ребенок начинает проявлять творческую самостоятельность, т. е. мнемотаблицы создаем, придумываем вместе, сообща.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2013/11/25/picture-354125-1385386051.jpg)
Консультация для родителей: «Мнемотехника, как средство развития связной речи детей»
Родители познакомятся с мнемотехникой и её использованием в развитии связной речи. Приведены примеры мнемотаблиц к произведениям художественной литературы....
![](/sites/default/files/pictures/2015/11/08/picture-702238-1446982838.jpg)
Консультация для родителей "Мнемотехника, как средство развития связной речи детей".
В данном материале представлен материал по развитию связной речи посредством мнемотехники....
![](/sites/default/files/pictures/2016/10/10/picture-828509-1476096757.jpg)
Консультация для родителей "Мнемотехника -как средство развития связной речи детей ".
Консультация для родителей " Мнемотехника - как средство связной речи детей ....
![](/sites/default/files/pictures/2019/08/19/picture-1156609-1566239751.jpg)
Консультация для родителей "Мнемотехника, как средство развития связной речи детей дошкольного возраста"
Работа с родителями...
![](/sites/default/files/pictures/2020/11/03/picture-1285612-1604405143.jpg)
Опыт работы по теме: "Мнемотехника как средство развития связной речи детей дошкольного возраста"
Обобщенный опыт работы с детьми второй младшей группы,используя в педагогической деятельности мнемотехнику как средство развития связной речи....
![](/sites/default/files/pictures/2016/01/21/picture-738888-1453366831.jpg)
План по самообразованию "Мнемотехника как средство развития связной речи детей дошкольного возраста»
План по самообразованию "Мнемотехника как средство развития связной речи детей дошкольного возраста» на 2019-2022 уч.гг....
![](/sites/default/files/pictures/2016/08/22/picture-803750-1471863522.jpg)
Консультация для родителей «Мнемотехника, как средство развития связной речи детей старшего дошкольного возраста»
Полезные рекомендации для родителей по развитию связной речи детей....